Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственное мышление / когнитивные способности / индивидуальные различия / дошкольники / дополнительное образование.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришин И. С.

В русле учения Б.М. Теплова об одаренности анализируются актуальные вопросы развития пространственных способностей дошкольников на материале решения игровых логико-образных задач в контексте современного образования. С учетом возрастных и индивидуальных различий детей предлагается обучающая программа их когнитивного развития в дидактических играх различного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО

МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Гришин И. С., Москва (Россия), магистр педагогических наук, аспирант МГПУ, igor0987@mail.ru

DOI:

В русле учения Б.М. Теплова об одаренности анализируются актуальные вопросы развития пространственных способностей дошкольников на материале решения игровых логико-образных задач в контексте современного образования. С учетом возрастных и индивидуальных различий детей предлагается обучающая программа их когнитивного развития в дидактических играх различного типа.

Ключевые слова: пространственное мышление, когнитивные способности, индивидуальные различия, дошкольники, дополнительное образование.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES AND INDIVIDUAL DIFFERENCES IN SPATIAL THINKING

OF CHILDREN

Grishin I. S. Moscow (Russia), Master of Pedagogical Sciences, postgraduate student of the MCU. igor0987@mail.ru

In line with the teaching of B.M. Teplov about giftedness, the current issues of the development of spatial abilities of preschoolers are analyzed on the basis of solving game logical-figurative problems in the context of modern education. Taking into account the age and individual differences of children, a training program for their cognitive development in didactic games of various types is offered.

Keywords: spatial thinking, cognitive abilities, individual differences, preschoolers, additional education.

Одним из направлений практической реализации идей Б.М. Теплова о способностях [4, Т. 1, с. 15-41] и психологии индивидуальных различий [4, Т. 1, с. 42-312] является их изучение в контексте образования (Э.А. Голубева, В.С. Мерлин, М.К. Кабардов и А.К. Осницкий [3] и др.). Работа детей и взрослых с компьютером и интернетом требует развития таких элементов их когнитивных способностей, как: визуальное восприятие и клавишное оперирование информацией, оперативная память, переработка информации и ее адекватное использование при принятии решений. Совокупность этих изучаемых в современном когнитивизме (И.С. Якиманская [5] С.В. Дмитриев, С.В. Кузнецов, И.Н. Семенов [2], Б.М. Величковский, В.А. Барабанщиков и др.) интеллектуальных элементов человеческого капитала [1] в классической психологии познавательных процессов (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров) интегрально трактовалась как практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное) пространственное мышление. Его высшие формы - как, например, изучавшееся Б.М. Тепловым мышление полководцев [4, Т. 1, с. 223-305] или современных летчиков и топ-менеджеров - присущи весьма сложным видам профессиональной деятельности. Однако необходимые для них когнитивно-пространственные способности начинают формироваться -

117

согласно Н.С. Лейтесу и Ю.Д. Бабаевой уже с раннего возраста. В связи с этим, актуально психолого-педагогическое изучение у дошкольников способностей к пространственному мышлению и индивидуальных различий в нем, например, на материале когнитивно-предметных игр. Ибо овладение ими способствует формированию у детей таких наглядно-действенных приемов [2;4, Т.1, с. 223-395; 6; 7; 8] практического мышления, как: манипуляции объектами, ориентация в пространстве, решение логико-образных задач, эвристика воображения и т.п. Эти приемы образуют в своей совокупности когнитивные элементы человеческого капитала [1], которые далее насыщаются понятийно-предметными знаниями в ходе последующего умственного развития субъектности учащихся в школьном обучении.

Обратимся к анализу вопросов психолого-педагогического изучения интеллектуально-познавательных аспектов пространственных способностей, которые проявляются в когнитивно-игровой деятельности дошкольников и младших школьников, осуществляющейся в современном образовательном пространстве. Новизна исследования в том, что в нем впервые в изучении когнитивно-игровой деятельности детей акцентируется анализ проявляющихся у них в раннем обучении интеллектуально-познавательных ресурсов человеческого капитала [1]. В связи с этим ставится психолого-педагогическая проблема изучения и формирования в дополнительном образовании дошкольников пространственных способностей как когнитивных элементов человеческого капитала с учетом возрастных и индивидуальных различий детей. В педагогическом плане умственного воспитания дошкольника важно, что его интегральная манипуляция с развивающими пространственные способности игрушками (такими, как: кубики, головоломки, фигурки и т.д.) служит мощной совокупностью факторов, определяющих перспективу развития у них математических способностей. Этому способствует опыт участия ребенка в разнообразных обучающих играх, развивающих их пространственные способности. Охарактеризуем развивающий потенциал тех из этих игр, которые затрагивают различные аспекты пространственных способностей как когнитивных элементов их человеческого капитала.

В связи с этим, кратко проанализируем современный зарубежный опыт формирования навыков пространственного мышления на эмпирическом материале образно-логических игр детей. Важно было определить - насколько упражнения по конструированию, предполагающие работу в малых группах дошкольников, полезны для приобретения трех типов навыков, связанных с пространственным мышлением: конструирование из кубиков, мысленное вращение и пространственная визуализация. Учитывая индивидуальные и гендерные различия, обнаруженные в некоторых типах пространственных навыков у детей разных возрастов, другой целью нашего исследования, было выяснить - имеются ли гендерные различия в пространственных навыках в раннем возрасте, и будут ли выбранные для эксперимента игры по-разному приносить пользу девочкам и мальчикам в их когнитивном развитии. Отсюда практическая цель исследования была педагогическая - определить эффективную стратегию обучения маленьких детей дошкольного возраста. Для этого необходимо рассмотреть связь между игрой с кубиками и развитием таких пространственных способностей, связанных с конструированием из кубиков, как: пространственная визуализация и мысленное вращение образа объекта. Пространственная визуализация включает в себя многоэтапную обработку пространственной информации посредством такого

умения, как способность генерировать изображения различных форм, а затем мысленное комбинирование ими для создания нового образа. Этот тип проблемы пространственной визуализации затрагивает навыки создания пространственной/геометрической картины, включающие логико-образные соотношения части и целого - объединение частей в единое целое и разбиение сложного объекта на более простые части. Мысленное вращение заключается в способности субъекта смотреть на объект (или изображение объекта) и визуализировать проекцию того, как он может выглядеть при различных манипуляциях с ним, например: при повороте в двух- или трехмерном пространстве. Следует отметить, что некоторые задачи пространственной визуализации включают мысленное вращение как один из компонентов их многошагового решения. Используем выделенные характеристики данных навыков применительно к изучению пространственного мышления в дошкольном образовании. В когнитивной психологии показано, что во время взаимодействия с играми (требующими манипулирования несколькими частями для выполнения поставленного задания) дети используют многие из этих навыков, комбинируя детали для последующего построения целых структур, мысленно вращая их в разных направлениях и исследуя пространственные отношения между ними. Таким образом, наглядно-действенная игра с конструктором, манипуляции с образно-логическими играми или с листом бумаги, включают пространственные навыки, как мысленного вращения, так и навыки пространственной визуализации, что представляет собой когнитивно-деятельностные элементы человеческого капитала, которые в последующем используются как его познавательные ресурсы в процессе последующего школьного обучения.

В ряде зарубежных исследований выяснялась связь между задачами по воспроизведению фигур и навыками мысленного вращения у детей начальной школы. В целом опыт этих исследований [6; 7; 8] показывает, что систематическое обучение конструированию служит эффективным способом развития навыков пространственного мышления в рамках учебной программы по математике в раннем детстве. Опыт зарубежных исследований когнитивного мышления дошкольников (на материале оперирования различными фигурами) позволяет заключить, что их пространственные способности можно развить с помощью дидактических игр с кубиками, головоломками, паззлами, сортерами и т. д. Обнаруженные в ряде исследований [6; 7; 8] гендерные различия в пространственных способностях между мальчиками и девочками можно уменьшить, предлагая девочкам игрушки, развивающие их пространственное мышление в процессе обучающих дидактических игр. При этом мысленное вращение является основным когнитивным элементом, влияющим на гендерные различия в пространственных способностях. Зарубежный опыт показывает, что грамотно - на основе современных психолого-педагогических принципов - спроектированная и реализованная в обучении дидактическая игра может эффективно развить у дошкольников пространственные способности (уменьшив их гендерные различия) как потенциальные когнитивные ресурсы их человеческого капитала. На основе достижений отечественной дошкольной психологии и педагогики и с учетом приведенной типологии пространственных дидактических игр, нами были разработаны и в экспериментальном обучении 27 детей апробированы программы развития компонентов их пространственного мышления (в решении логико-образных игр-задач) как элементарных ресурсов человеческого капитала [1], формирование которых в дополнительном дошкольном образовании служит одним из современных направлений

предложена классификация дидактических игр по тем навыкам, на развитие которых они направлены - на 1) воспроизведение, 2) замощение плоскости и 3) оперирование объектами пространства. Кратко охарактеризуем их.

1) Игры «на воспроизведение» или «на построение по примеру» заключается в том, что ребенку показывают процесс создания необходимой конструкции или конечный результат, а ребенок либо повторяет все шаги за взрослым, либо старается самостоятельно собрать необходимую конструкцию; 2) Игры «на замощение плоскости» подразумевают под собой то, что их главной целью является заполнение плоскости игрового поля деталями игры так, чтобы они не накладывались друг на друга. Более правильным будет назвать это упаковкой, так как замощение включает в себя упаковку (т.е. детали, которыми покрывают плоскость не накладываются друг на друга) и покрытие (т.е. ограниченная часть плоскости должна быть полностью покрыта, без «дыр»). Существует достаточно много игр, нацеленных именно на замощение плоскости, и при этом на более простых уровнях показано как надо растравить часть фигур на игровом поле (т.е. мы возвращаемся к прошлому классу игр на воспроизведение), а часть поля остается непокрытой и задача ребенка сводится к тому, чтобы расположить оставшиеся детали так, чтобы они не накладывались друг на друга и покрывали все игровое поле; 3) Игры «на оперирование объектами пространства» отличаются от вышеописанных тем, что для решения задачи необходимо произвести разнообразные действия, а не только перевороты и вращение элементов объектов, как это было раньше. То есть игры из этого блока затрагивают иные когнитивные элементы пространственного мышления - перемещение, преобразование и движение.

При решении этих игровых задач обнаружились следующие различия в способностях, необходимых для пространственного мышления. Так, оказалось, что в опытах были дети, которые не смогли решить ни одой задачи на оперирование объектами пространства: причем, как среди тех, кто начал с этих задач, так и среди тех, кто начал с задач на замощение или с задач на воспроизведение. Оказалось также, что помимо этого, дети, которые сначала познакомились с играми на воспроизведение или замощение плоскости, а затем перешли к играм на оперирование объектами пространства - показывают результаты при решении игр на оперирование в среднем на 13-17% лучше тех, кто сразу начал с игр на оперирование объектами пространства. Дети же, которые начали с задач на оперирование объектами пространства, а после перешли к играм, на замощение или воспроизведение решают в 1.3 раза эффективнее задачи на замощение и воспроизведение чем те, кто начал обучение с этих задач. Перспектива исследования связана с дальнейшей оптимизацией разработанной нами обучающей программы (с использованием трех типов развивающих игр) в целях учета возрастных и индивидуальных различий в пространственных способностях дошкольников и младших школьников в современном дополнительном образовании.

Литература

1. Гришин И. С., Семенов И. Н. Развитие пространственного мышления одаренных детей как интеллектуально-креативного ресурса их человеческого капитала // Психология одаренности и творчества. В 2 ч. Ч. 1. М. МГПУ, 2020. С. 95-98.

2. Дмитриев С. В., Семенов И. Н., Кузнецов С. В. Рефлексивно-образная регуляция практического мышления // Мышление и общение в практической деятельности. -Ярославль: ЯрГУ, 1992. С. 19-21.

3. Кабардов М. К., Осницкий А. К. Перекрестки психологической теории и практики воспитания // Осницкий А. К. Психология самостоятельности. М.: Нальчик, 1996.

4. Теплов Б. М. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.

5. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления в процессе обучения // Умственное развитие и его диагностика. Горький: 1 ГНИ, 1971.

6. Brosnan, M. J. Spatial ability in children's play with Lego blocks. Perceptual & Motor Skills, 1998, 87, 19-28.

7. Caldera, Y. M., Culp, A. M., O'Brien, M., Truglio, R. T., Alvarez, M., & Huston, A.C. Children's play preferences, construction play with blocks, and visual-spatial skills: Are they related? International Journal of Behavioral Development, 1999, 23, 855-872.

8. Jahoda, G. On the nature of difficulties in spatial-perceptual tasks: Ethnic and gender differences. British Journal of Psychology. 1979, 70, 351-363.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ Б.М. ТЕПЛОВА

Дубровина И. В. Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, iv.dubrovina@yandex.ru

DOI:

В статье обращается внимание на актуальность для современного образования, сформулированного Б.М. Тепловым тезиса о том, что применение к жизни общих психологических закономерностей должно опосредоваться знаниями индивидуальных различий.

Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности, развитие, способности, младшие школьники.

PROBLEMS OF DEVELOPING THE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF B. M. TEPLOV'S IDEAS

Dubrovina I. V. Moscow (Russia), Grand PhD in Psychology, Professor, Chief Researcher, Psychological Institute of RAO, iv.dubrovina@yandex.ru

The article draws attention to the relevance for modern education of the formulated by B. M. Teplov thesis that the application of general psychological laws to life should be mediated by knowledge of individual differences.

Keywords: individual psychological characteristics, development, abilities, junior schoolchildren.

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения Бориса Михайловича Теплова -выдающегося психолога, ученого с мировым именем, основателя одной из крупнейших отечественных научных школ, блестящего организатора науки. Именно с его именем связаны среди прочих достижения в разработке проблемы индивидуальных различий, приобретающей все большую актуальность. В своих исследованиях Борис Михайлович исходил из того, что применение к жизни общих психологических закономерностей всегда должно опосредствоваться знаниями индивидуальных различий, что изучение индивидуальных

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.