Научная статья на тему 'Диагностика, профилактика и коррекция нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников «Группы риска»'

Диагностика, профилактика и коррекция нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников «Группы риска» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2037
191
Поделиться
Ключевые слова
ДИСКАЛЬКУЛИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / МЫШЛЕНИЕ / МОТОРИКА / HIGHER MENTAL (PSYCHICAL) FUNCTIONS / DYSCALCULIA / RETARDED SPEECH / DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT / SPACE PERCEPTION / THINKING / MOTOR ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы диагностики, профилактики и коррекции дискалькулии у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях дошкольного образовательного учреждения. Приводятся результаты исследования речевых и неречевых предпосылок возникновения дискалькулии у дошкольников с ЗПР.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Diagnostics, preventive measures and correction of calculation disoders (dyscalculia) of high-risk children

This article is devoted to diagnostics and preventive maintenance questions of dyscalculia of children with a delay of mental development (DMD) in the conditions of preschool educational institution. There are some results of research of speech and nonverbal preconditions of occurrence dyscalculia of preschool children with DMD.

Текст научной работы на тему «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников «Группы риска»»

С. Ю. Кондратьева

Санкт-Петербург, Россия

S. Yu. Kondratjeva

St. Petersburg, Russia

ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЧЕТНЫХ НАВЫКОВ (ДИСКАЛЬКУЛИИ)

У ДОШКОЛЬНИКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

DIAGNOSTICS, PREVENTIVE MEASURES AND CORRECTION OF CALCULATION DISODERS (DYSCALCULIA)

OF HIGH-RISK CHILDREN

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы диагностики, профилактики и коррекции дискалькулии у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях дошкольного образовательного учреждения. Приводятся результаты исследования речевых и неречевых предпосылок возникновения дискалькулии у дошкольников с ЗПР.

Ключевые слова: дискалькулия, общее недоразвитие речи, задержка психического развития, восприятие пространства, высшие психические функции, мышление, моторика.

Сведения об авторе: Кондратьева Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: доцент кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

Контактная информация: svetkoп

Abstract. This article is devoted to diagnostics and preventive maintenance questions of dyscalculia of children with a delay of mental development (DMD) in the conditions of preschool educational institution. There are some results of research of speech and nonverbal preconditions of occurrence dyscalculia of preschool children with DMD.

Key words: dyscalculia, retarded speech, delay of mental development, space perception, higher mental (psychical) functions, thinking, motor action.

About the author: Kondratjeva Svetlana Yurievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor.

Place of employment: Assistant Professor of the Chair of Logopaedics, Russian State Pedagogical University named after Gertsen, St. Petersburg. pisem.net

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений счета у детей обусловлен тем, что этот вид деятельности имеет большое значение в жизни ребенка. Доказано, что счетная деятельность стимулирует психическое и социальное развитие детей [1, 2, 7, 9 и др.].

Распространенным видом нарушений овладения счетной деятельностью детьми является дискалькулия - специфическое нарушение счетных навыков, обнаруживаемые на начальной стадии обучения счету. Дискалькулия является следствием недостаточной сформи-рованности познавательных и рече-

© Кондратьева С. Ю., 2011

вых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка. В исследованиях, посвященных изучению дискалькулии, подчеркивается большая стойкость этих нарушений, сложность их патогенеза и трудность преодоления [4, 6, 11 и др.].

К числу психических функций, лежащих в основе формирования навыка счета, относят пространственные представления, зрительномоторную координацию, слухоречевую и зрительную память, оптико-пространственный гнозис и прак-сис, пальцевый гнозопраксис, моторику, временные и количественные представления, логические операции, восприятие и воспроизведение ритма, лексико-грамматический строй речи.

Среди дошкольников с интеллектуальной недостаточностью выделяются дети с задержкой психического развития (ЗПР), характеризующиеся особенностями развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы: снижением внимания и работоспособности, недостаточностью знаний об окружающем мире, снижением памяти, замедленностью процессов приема и переработки сенсорной информации, недоразвитием речи, незрелостью мышления, низкой познавательной активностью, эмоционально-волевой незрелостью [1, 3, 5, 8, 10 и др.].

Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счетных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, так как успешное овладение счетом и счетными операциями

является одним из необходимых условий школьной успеваемости.

Проблема исследования, связанная с выявлением своеобразия общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыка счета и определением оптимальных путей логопедической работы по их формированию у дошкольников с ЗПР, в теоретико-методическом плане до сих пор недостаточно изучена. В то же время для практики дошкольного образования очень важно как можно раньше выявить факторы риска возникновения дискалькулии у детей данной категории, а также выбрать направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике данного нарушения.

Нами проводилось исследование, целью которого была разработка методики диагностики и коррекции нарушений счетной деятельности, в условиях дошкольного образовательного учреждения в процессе взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя и других специалистов «группы сопровождения» на основе игровых технологий, включенных в различные виды деятельности. В рамках исследования проводилась:

1) разработка методики исследования общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыков счета у дошкольников с ЗПР и с нормальным интеллектуальным и речевым развитием для выявления

факторов риска возникновения дис-калькулии;

2) выявление своеобразия общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыка счета у дошкольников с ЗПР и характера соотношения нарушений формирования невербальных и вербальных функций для возникновения того или иного вида дискалькулии;

3) обоснование, разработка, апробация и внедрение методики комплексной логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с ЗПР на основе игровых технологий, включенных в различные виды деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспериментальное исследование осуществлялось в течение четырех лет (2007-2011) в ДОУ № 64 Красносельского района, в ДОУ № 14 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга в группах старшего дошкольного возраста для детей с ЗПР (75 человек с ЗПР с логопедическим заключением: общее недоразвитие речи третьего уровня речевого развития) и для детей с нормальным интеллектуальным и речевым развитием (40 человек).

С учетом научно-теоретических положений была специально разработана методика исследования общефункциональных механизмов речевой деятельности, лежащих в основе формирования навыка счета, основу которой составили адаптированные варианты диагностических методик Л. Б. Баряевой, А. В. Бе-лошистой, С. Д. Забрамной, А. Н. Ко-

рнева, Н. Е. Старосельской, Ж. Пиаже, М. Фидлер и др. В данную методику вошли 42 задания, в ходе выполнения которых изучались зрительный гнозис, пространственное восприятие, особенности ручной моторики и пальцевого гнозопрак-сиса, речеслуховой и зрительной памяти, восприятия и воспроизведения ритма, словесно-логического мышления, развитие навыков счета у детей с ЗПР и у детей в норме.

Результаты выполнения заданий интерпретировались в количественном и качественном отношении по пятиуровневой шкале. На основе критериев оценки компонентов когнитивного и речевого развития были разработаны критерии выполнения заданий, в соответствии с которыми выделено пять уровней развития счетной деятельности детей: от низшего к высшему (от первого к пятому). В качестве критериев выступали: уровень понимания задачи (ориентировка в условии предложенного задания, умение планировать предстоящую деятельность); осознание полученного результата (может ли ребенок в вербальной форме оценить результат выполнения задания); оценка полноты восприятия задания, его сохранение до конца эксперимента; самоконтроль. Таким образом, ребенок получал индивидуальный тестовый балл, отражающий сфор-мированность у него каждого из компонентов общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыка

счета. С помощью приведенной системы оценки были сделаны выводы об уровне развития каждой отдельной когнитивной функции и определялся общий уровень развития ребенка, его психических и речевых функций. Это позволило более точно проанализировать уровень когнитивного и речевого развития детей с ЗПР и оценить динамику их развития в ходе проведения коррекционно-логопедической работы. При затруднениях испытуемому оказывалась помощь. Это позволяло выявить зоны не только актуального, но и ближайшего развития ребенка.

В процессе исследования проводился качественный и количественный сравнительный анализ результатов выполнения заданий дошкольниками с ЗПР и детьми в норме. Этот анализ показал, что формирование общефункциональных механизмов речевой деятельности у дошкольников с ЗПР характеризуется специфическими закономерностями, связанными с особенностями их интеллектуального и речевого развития. У детей отмечены нарушения формирования и обобщения сенсорно-перцептивного опыта, наглядно-образного и словесно-логического мышления, которые служат предпосылками для выделения пространственно-количественных признаков и оперирования математическими представлениями на невербальном и вербальном уровнях. Знания дошкольников с ЗПР о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной и

слуховой опоры. Неумение комментировать проводимые счетные операции осложняет переход к умственной форме выполнения действий.

Факторный анализ позволил выделить наиболее значимые показатели становления счетной деятельности у детей с ЗПР.

Результаты проведенного исследования позволили выделить факторы риска для каждого вида дискалькулии (по классификации L. Kose):

- вербальная дискалькулия - нарушено словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины; не сформированы количественные представления, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память; имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением;

- практогностическая - имеется расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов; нарушены зрительно-пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, зрительно-двигательная координация; не сформированы логические операции;

- дислексическая - нарушено чтение математических знаков, словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, аналитико-синте-тическая деятельность; не сформированы представления об образе математических знаков;

- графическая - нарушены за-

пись математических знаков и воспроизведение геометрических фигур, ручная моторика, зрительнодвигательная координация, анали-тико-синтетическая деятельность,

пространственное восприятие, зрительная память, представления о форме, величине, математической символике;

- операциональная - имеет место непонимание математической терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции; нарушены восприятие количества, аналитико-синте-тическая деятельность, зрительная и слуховая память, лексико-грамматический строй речи.

Результаты, полученные на этапе исследования, были положены в основу разработки направлений, содержания и приемов логопедической работы по профилактике дискальку-лии у дошкольников с ЗПР. При ее построении учитывались возрастные показатели математического развития детей дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным и речевым развитием, отраженные в программе «Детство» в разделах «Первые шаги в математику» (З. А. Михайлова). Выбор программы был обусловлен тем, что ее авторы выступают за обогащение содержания обучения, направленного на развитие у дошкольников интеллектуальных способностей, и формирование научных представлений, умение грамотно строить математические высказывания.

Логопедическая работа осуществлялась в определенной последовательности (по этапам) с учетом возрастных показателей математического развития детей в норме. Для дошкольников с ЗПР этап логопедической работы определялся следующим образом. Если после проведения обследования по методике констатирующего эксперимента уровень развития счетной деятельности ребенка с ЗПР соответствовал программным требованиям младшего дошкольного возраста, то для профилактики дискалькулии выбирался первый этап работы, если уровень соответствовал среднему возрасту, то выбирался второй этап и т. д. Таким образом, направления работы определялись в соответствии с этапами коррекционно-логопедического воздействия, которые соответствовали зоне актуального развития каждого ребенка с ЗПР.

В основу логопедической работы были положены следующие принципы: связи знаний и умений с жизнью; научности и доступности; системности и последовательности; развивающего и воспитывающего обучения; активности и самостоятельности; всесторонности и гармоничности развития детей и др.

В ходе логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с ЗПР использовались практические, наглядные и словесные методы. Практические методы были направлены на организацию и активизацию практической деятельности детей со счетным ма-

териалом. Это упражнения (речевые, игровые, подражательно-исполнительского и конструктивного характера), целенаправленные действия с различным дидактическим материалом, создание условий для применения счетных навыков в быту, игре, труде и в общении. Учитывая особенности развития детей с ЗПР и их возраст, мы использовали игровые технологии, так как игра является ведущим видом деятельности детей.

Одним из основных методов в экспериментальном обучении был наглядно-практический метод моделирования, представляющий собой конструирование модели и использование ее для формирования представлений о свойствах объектов и структуре их взаимоотношений. Для этого дошкольникам с ЗПР предлагались предметные модели (конструкция из реальных предметов), предметно-схематические модели

(конструкции из предметов-замес-тителей и графических знаков), графические модели (схемы, рисунки и т. д.). Таким образом, действия замещения и моделирования у детей с ЗПР являлись основой формирования познавательных способностей.

Среди словесных методов обучения как наиболее значимые выделены рассказывание детей, отражающее в связной речи сложившиеся представления, рассказ учителя-логопеда, предварительная, обобщающая беседа, вопросы, пояснение и объяснение, самооценка и т. д.

Разработанная нами методика логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с ЗПР основывалась на комплексном подходе, который включал:

- изучение формирования счетной деятельности у детей с ЗПР;

- специальную организацию пространственно-развивающей среды;

- знакомство детей с природным и рукотворным материалом и использование его в процессе активной предметно-практической деятельности и игре, проведение обучающих игр с математическим содержанием;

- общение взрослого с ребенком в процессе формирования счетной деятельности;

- взаимодействие всех взрослых -участников образовательного процесса (учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования) с целью координации работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой подход предполагал интеграцию счетной деятельности в различные виды занятий: по развитию и коррекции речи, в игровые, ИЗО, конструктивные, трудовые, музыкальные, учебные и др.

В ходе проведения коррекционной работы использовались индивидуальные и подгрупповые формы работы: экскурсии и наблюдения, ознакомление с литературными произведениями, игры (с природным материалом, с сенсорными эталонами, конструктивные, на развитие ритмической способности,

пальчиковые, с образными игрушками, сюжетно-ролевые, музыкально-дидактические, логические со знаково-символическим материа-

лом - цифрами, кубиками, пиктограммами и т. д.), упражнения с иллюстративным материалом (фотографии, картины) и др.

В ходе исследования доказано, что логопедическая работа по профилактике дискалькулии у дошкольников с ЗПР эффективна в том случае, если она имеет комплексный характер и включена в различные виды детской деятельности. Экспериментально подтверждена необходимость дифференцированного подхода к коррекции нарушений счетных навыков, к выбору наиболее результативных направлений, содержания и приемов логопедической работы по профилактике дискалькулии.

Подтверждено, что предложенная комплексная методика коррекционно-логопедической работы по профилактике дискалькулии, основанная на использовании предметно-практических и символико-моде-лирующих видов деятельности, способствует усилению познавательной и речевой активности детей, эффективно воздействует на процесс овладения ими счетными навыками, что позволяет более успешно подготовить их к школьному обучению.

Анализ результатов эксперимента подтвердил обоснованность и продуктивность предложенной логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с ЗПР. Таким образом, эксперимен-

тальное обучение показало значительные потенциальные возможности развития счетной деятельности у детей с ЗПР при условии специально организованной системы коррекционного воздействия.

Литература

1. Баряева, Л. Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева - СПб. : СОЮЗ, 2005.

2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая - М. : Владос, 2004.

3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю. Боряко-ва. - М. : Гном-Пресс, 1999.

4. Демьянов, Ю. Г. Психопатология детского возраста / Ю. Г. Демьянов ; Министерство просвещения РСФСР. - Л., 1988.

5. Екжанова, Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогиче-ской коррекции в условиях дошкольного учреждения / Е. А. Ек-жанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2002. - № 1. - С. 8-16.

6. Лалаева, Р. И. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи / Р. И. Ла-лаева, А. Гермаковска // Дефектология. - 2000. - №4. - С. 17-20.

7. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леуши-на. - М. : Просвещение, 1974.

8. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. - М., 1982. -С. 5-21.

9. Столяр, А. А. Педагогика математики / А. А. Столяр. - 3-е изд. -Минск : Высшая школа, 1986.

10. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. -М. : Педагогика, 1990.

11. Kose, L. Vyvinova dyskalkulia ako porucha matematicnuch schop-nosti v detakom veka / L. Kose // Otasky defektogie. - 1971. - № 4. -Р. 34-48.