2. Волкова Е.Н. Субъективное благополучие в системе критериев позитивной социализации детей, подростков и молодежи // Герценовские чтения. Психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 2. С. 805-812.
3. Волкова Е.Н., Васильева С.В. Самоэффективность и отношение к собственной одаренности у подростков //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 335-338.
4. Волкова Е.Н., Микляева А.В. Психологическое благополучие подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы для обучающихся с признаками одаренности // Герценовские чтения. Психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 3. С. 799-806.
5. Микляева А.В., Хороших В.В., Волкова Е.Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 4. С. 36-55.
6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. С. 9-20.
7. Lerner R.M. The positive youth development perspective: Theoretical and empirical bases of a strength-based approach to adolescent development //The Oxford Handbook of Positive Psychology / Snyder, C.R., Lopez, S.J. (Eds.). Oxford: Oxford University Press, UK, 2009. P.149-163.
8. Ryff C.D. Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of Eudaimonia // Psychotherapy and psychosomatics. 2014. Vol. 83. Р. 10-28.
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Гончарова О. В. Москва (Россия), кандидат педагогических наук, доцент, аналитик отдела координации деятельности по подготовке кадров высшей квалификации ФГБУ «Российская академия образования», [email protected]
DOI:
На основе анализа теории способностей Б.М. Теплова и ее эволюции в исследованиях отечественных ученых рассматриваются психологические механизмы становления личности, возникающие в процессе развития музыкальных способностей. В этой связи говорится об универсальности и комплексности структурных компонентов музыкальности, переживании как главной категории психологической концепции личности и системообразующей основы музыкальности.
Ключевые слова. Музыкальность, развитие личности, специальные способности, эстетическое переживание.
FORMATION OF A CHILD'S PERSONALITY IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF MUSICAL ABILITIES
Goncharova O. V. Moscow (Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Analyst of the Department for Coordination of Activities for the Training of Highly Qualified Personnel of the Federal State Budgetary Institution "Russian Academy of Education"
Based on the analysis of the theory of abilities B.M. Teplova and its evolution in the studies of domestic scientists, the psychological mechanisms of the formation of a personality that arise in the development of musical abilities are considered. In this regard, it is said about the universality and complexity of the structural components of musicality, experience as the main category of the psychological concept of personality and the backbone of musicality.
Keywords. Musicality, personality development, special abilities, aesthetic experience.
Проблема развития способностей и одаренности к различным видам деятельности, является в настоящее время одним из самых актуальных направлений исследований психологической и педагогической науки. Это обусловлено социальным запросом и высокой востребованностью в обществе технологий развития личности, индивидуальности, нравственности, потенциальных возможностей людей, обеспечивающих устойчивое общественное развитие и необходимостью выявления в этой связи психологических факторов и педагогических условий, влияющих на интенсификацию этих процессов. Особенно важным это становится в условиях стремительных социальных, идеологических, экономических изменений современного мира. На первый план выдвигается проблема развития потенциальных возможностей и способностей человека в процессе образования.
Одним из основоположников исследований природы одаренности, индивидуально-психологических различий по способностям в нашей стране является Б.М. Теплов, внесший большой вклад в понимание сущности общих и частных (специальных) способностей, выдвинув предположение о том, что общие способности всегда лежат в основе специальных, что они не могут существовать вне какой-либо деятельности и в процессе ее осуществления происходит спецификация общих способностей, что развитие способностей всегда взаимообусловлено развитием личностных качеств [7].
Понимание того, что специальные способности человека являются проявлениями его общих способностей к освоению и последующему развитию достижений человеческой культуры, к обучению и к деятельности можно встретить и в трудах отечественных исследователей проблемы способностей и одаренности (В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.). Основные (творческие, умственные, эмоционально-волевые) компоненты одаренности будут общими, а на эту основу достраивается специальная одаренность. Возникает взаимопроникновение и взаимообусловленность этих структур, что определяет функционирование всей системы. Это значит, что специальные способности неразрывно связаны с общими способностями и чем выше их развитие, тем больше создается условий для совершенствования специальных способностей, то есть общие способности, формируясь в конкретном виде деятельности, приобретают ярко выраженные специфические черты. Кроме того, развитие специальных способностей создает предпосылки для развития общих способностей, что фактически означает развитие личности во всех сферах [1, 3, 4, 5, 6, 7].
Исследования специальных способностей, прежде всего музыкальных, Б.М. Тепловым приобрело мировую известность. Ученый предложил новую структуру музыкальных способностей, включающую такие компоненты, как ритмическое и ладовое чувство, способность к произвольному оперированию музыкально-слуховыми представлениями. Большое значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности
как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности взаимосвязанных между собой отдельных музыкальных способностей [7].
Традиционно музыкальные способности рассматривались как нечто весьма специфичное. Исследования Б.М. Теплова положили начало в осознании универсальной сущности и комплексности музыкальных способностей как специальных.
В последующих работах по проблеме специальных способностей наблюдается тенденция к исследованиям в большей степени познавательных стратегий, организации информации. В частности, музыкальные способности изучаются с опорой на общеслуховые закономерности. При этом если для психологии приоритетны умственные общепознавательные операции, то музыкальная психология акцентирует внимание на возможности применения в музыкальной деятельности различных свойств психики при освоении разнообразных видов информации. (С.Л. Рубинштейн, К.В. Тарасова, В.Д. Шадриков и др.) [1, 5, 6].
Традиционно развитие музыкальности рассматривается как универсальный инструмент и эффективное средство эмоционального и нравственно-эстетического развития, особенно необходимых и востребованных в настоящее время на фоне неуклонно нарастающего в современном обществе кризиса духовности и нравственности (Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.).
Не требует доказательств и тот факт, что во всех произведениях искусства, в том числе в музыкальных, посредством художественных образов передается духовно-нравственное содержание, связанное с общечеловеческими ценностями (добро, зло, любовь, милосердие, сострадание, справедливость, честность и т.д.) и эстетическими категориями (прекрасное -безобразное, трагическое - комическое, возвышенное - низменное и т.д.), накопленными человечеством в процессе эволюции, а благодаря ярко выраженному эмоциональному переживанию при восприятии искусства происходит интериоризация этих ценностей личностью [1, 2].
В этой связи следует привести исследования проблемы переживания, которая была одной из основных в трудах Б.М. Теплова, где оно рассматривалось как феномен культуры с ценностно-смысловой точки зрения, формирующий культурную память человека, его эстетические и этические предпочтения и установки.
Б.М. Теплов выделил переживание музыки как основной системообразующий признак музыкальности, связывая его с музыкальными представлениями человека. То есть эмоции (настроения) и смыслы (мысли и образы), понимание содержания произведения выступают в неразрывной связи [7].
Эти идеи нашли продолжение в исследованиях, где выдвигается предположение о наличии некоего задатка, единой основы всех видов художественного освоения действительности - «эстетического отношения к миру» (А.А. Мелик-Пашаев), когда окружающее воспринимается с точки зрения ярко выраженного эмоционально-эстетического переживания. В соответствии с этим специальные способности определяются не как совокупность отдельных качеств, а как множественные проявления чего-то общего.
При этом отмечается, что эстетическое отношение к жизни потенциально свойственно каждому человеку, и не обязательно предполагает профессиональных занятий искусством. Но если складываются определенные условия и присутствуют природные предпосылки к
художественно-творческой деятельности, то данное качество выступает психологической первоосновой одаренности, трансформирующей психику человека, его мышление, память, восприятие.
Эстетическое отношение всегда связано с эмоциональным эстетическим окрашенным откликом на все окружающее. В отношении музыкальной деятельности подобное восприятие окружающей действительности, когда каждое жизненное явление переводится на язык звуков, всегда связано с наличием у человека музыкальных способностей (А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Петрушин и др.) [1, 2, 4].
Кроме того, в психологии способностей появилось понимание того, что и музыкальная деятельность, и любая деятельность по восприятию звуковой составляющей окружающего мира связаны с сенсорными процессами обработки звуков по их длительности, скорости движения, тембровой окраске, громкости, их гармонических и мелодических соотношений и т.д. Это позволяет говорить о том, что развитие основных музыкальных способностей будет способствовать развитию умственных способностей, также опирающемуся на перцептивные процессы и невозможному без сенсорной основы (В.П. Анисимов, Д.К. Кирнарская, К.В. Тарасова и др.) [2, 3, 6].
Показательно в этом смысле и исследование Т.В. Черниговской отмечающей, что у человека, занимающегося музыкальной деятельностью, особым образом формируются нейронные связи, делая нейронную сеть его мозга развитой на качественно другом уровне, лучше становится ее пластичность - способность устанавливать новые нейронные связи, что обеспечивает лучшую обучаемость. Этот эффект, по утверждению ученого, сохраняется на всю жизнь [8].
Следует также отметить большую значимость развития музыкальных способностей в становлении процесса коммуникации, прежде всего речевой и эмоционального интеллекта (EQ) - способности слушать и слышать, общаться, сопереживать.
В ряде исследований (Д.К. Кирнарская, Е.В. Назайкинский и др.) отмечается, что музыкальное и речевое восприятие осуществляется на основе общих закономерностей. Эти области деятельности имеют языковой характер и используют определенные знаковые системы. Именно поэтому они могут использоваться в качестве средства социализации в детском возрасте, так как в силу возрастной сензитивности детьми успешно осваиваются все виды деятельности, связанные с усвоением каких-либо знаковых систем, языков [1, 3].
Сопоставление речи с музыкой можно найти и в работах Б.М. Теплова, описывающего функции речи, как обозначение, а функции музыки, как выражение [1].
Как следствие, человек с развитыми основными музыкальными способностями (ладовое чувство, метроритмическое чувство, музыкально-слуховые представления) становится не только более тонко чувствующим и эмоционально воспринимающим окружающее, он на качественно ином уровне начинает понимать речь и эмоции другого. Он становится способен уловить множество их интонационных и эмоциональных оттенков, чувствовать их тончайшие нюансы. Более интонационно выразительными и эмоционально окрашенными становятся также его речь и общение, появляется способность понимать чувства других и доносить свои собственные, что позволяет, в конечном счете, более успешно выстраивать процесс коммуникации.
Очень важным представляется для психологической и педагогической науки и практики понимание Б.М. Тепловым ошибочности мысли о существовании предела в развитии способностей. Ученый считает, что независимо от качественной и количественной составляющей способностей конкретного человека, предела их развития не существует. При наличии соответствующей деятельности, человек может развивать свои способности бесконечно. Хотя достигнутые им личностные результаты не всегда имеют ценность для общества, они способствуют совершенствованию, личностному росту человека [7].
Обобщая отметим, что исследования Б.М. Теплова положили начало в осознании универсальной сущности и комплексного характера специальных, в том числе музыкальных способностей. Эти положения получили развитие в последующих исследованиях проблемы способностей и одаренности, открывающих большие возможности для использования процесса развития специальных способностей в актуализации потенциальных возможностей человека, создании условий для проявления его индивидуальности, реализации творческого потенциала, личностного развития с учетом сензитивных периодов, возрастных особенностей и возможностей.
Исходя из сказанного следует, что любая сторона личности должна развиваться в единстве с другими и развитие музыкальных способностей может внести значительный вклад в становление личности ребенка в целом.
Используя психологические механизмы личностного становления, возникающие в процессе развития музыкальных способностей можно создать для каждого ребенка условия для совершенствования процессов воспитания, образования и развития в современном образовании.
Литература
1. Гончарова О.В. Педагогические условия развития музыкально одаренных детей: дис. ... канд. пед. наук: Спец. 13.00.01 / Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2002.
2. Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. 8-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2020.
3. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век, 2004.
4. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Н.С. Лейтеса. 2-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000.
6. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. / НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1988.
7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. / Избранные труды: в 2 т. М.: Издательство «Педагогика», 1985. Т.1.
8. Черниговская Т.В. Что происходит с мозгом, когда мы слушаем музыку, и как она помогает тренировать память? Лекция - часть цикла «Музыка +» в образовательном лектории Филармонии имени Шостаковича. [Электронный ресурс] - URL: https://paperpaper.ru/chto-proishodit-s-mozgom-kogda-my-slusha/
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО
МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Гришин И. С., Москва (Россия), магистр педагогических наук, аспирант МГПУ, [email protected]
DOI:
В русле учения Б.М. Теплова об одаренности анализируются актуальные вопросы развития пространственных способностей дошкольников на материале решения игровых логико-образных задач в контексте современного образования. С учетом возрастных и индивидуальных различий детей предлагается обучающая программа их когнитивного развития в дидактических играх различного типа.
Ключевые слова: пространственное мышление, когнитивные способности, индивидуальные различия, дошкольники, дополнительное образование.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES AND INDIVIDUAL DIFFERENCES IN SPATIAL THINKING
OF CHILDREN
Grishin I. S. Moscow (Russia), Master of Pedagogical Sciences, postgraduate student of the MCU. [email protected]
In line with the teaching of B.M. Teplov about giftedness, the current issues of the development of spatial abilities of preschoolers are analyzed on the basis of solving game logical-figurative problems in the context of modern education. Taking into account the age and individual differences of children, a training program for their cognitive development in didactic games of various types is offered.
Keywords: spatial thinking, cognitive abilities, individual differences, preschoolers, additional education.
Одним из направлений практической реализации идей Б.М. Теплова о способностях [4, Т. 1, с. 15-41] и психологии индивидуальных различий [4, Т. 1, с. 42-312] является их изучение в контексте образования (Э.А. Голубева, В.С. Мерлин, М.К. Кабардов и А.К. Осницкий [3] и др.). Работа детей и взрослых с компьютером и интернетом требует развития таких элементов их когнитивных способностей, как: визуальное восприятие и клавишное оперирование информацией, оперативная память, переработка информации и ее адекватное использование при принятии решений. Совокупность этих изучаемых в современном когнитивизме (И.С. Якиманская [5] С.В. Дмитриев, С.В. Кузнецов, И.Н. Семенов [2], Б.М. Величковский, В.А. Барабанщиков и др.) интеллектуальных элементов человеческого капитала [1] в классической психологии познавательных процессов (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров) интегрально трактовалась как практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное) пространственное мышление. Его высшие формы - как, например, изучавшееся Б.М. Тепловым мышление полководцев [4, Т. 1, с. 223-305] или современных летчиков и топ-менеджеров - присущи весьма сложным видам профессиональной деятельности. Однако необходимые для них когнитивно-пространственные способности начинают формироваться -
117