Научная статья на тему 'Музыкальность как компонент музыкальной одаренности'

Музыкальность как компонент музыкальной одаренности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
369
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / MUSICAL GIFTEDNESS / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ / MUSICALITY / ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOCAL AND CHORAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бекарев Дмитрий Александрович, Лосева Светлана Николаевна

Статья посвящена анализу исследований музыкальности в структуре музыкальной одаренности. В данной работе разбираются основные подходы в изучении данного феномена зарубежными и отечественными психологами. В заключении подводится итог проведенных исследований и определяется структура музыкальности как компонента музыкальной одаренности в вокально-хоровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICALITY AS A COMPONENT OF THE MUSICAL GIFTEDNESS

This article analyzes the study of music in the structure of musical giftedness. In this work, understand the basic approach to the study of the phenomenon of foreign and domestic psychology. In conclusion summarizes the research and defines the structure of musicality as a component of musical giftedness in vocal and choral activities.

Текст научной работы на тему «Музыкальность как компонент музыкальной одаренности»

УДК 159.928.234

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

Бекарев Дмитрий Александрович (Иркутск, Россия) - студент, специальность «Музыкальное образование», Иркутский государственный университет Педагогический институт, ул.Карла Маркса, 1, blek7@yandex.ru.

Лосева Светлана Николаевна (Иркутск, Россия) - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры музыкального образования, Иркутский государственный университет Педагогический институт, ул. Карла Маркса, 1, Loseva@bk.ru.

Аннотация

Статья посвящена анализу исследований музыкальности в структуре музыкальной одаренности. В данной работе разбираются основные подходы в изучении данного феномена зарубежными и отечественными психологами. В заключении подводится итог проведенных исследований и определяется структура музыкальности как компонента музыкальной одаренности в вокально-хоровой деятельности.

Ключевые слова: музыкальная одаренность, музыкальность, вокально-хоровой деятельность.

Развитие музыкальной одаренности - сложный и продолжительный процесс, связанный с комплексным подходом к изучению данного феномена, ориентированного не только на высокие профессиональные достижения, но и на непрерывное саморазвитие [1]. Проблема одаренности в современном мире вызывает повышенный интерес. Определяя музыкальность как системообразующий фактор развития в структуре музыкальной одаренности, рассмотрим подробнее исследования по данной проблеме.

В зарубежной экспериментальной музыкальной психологии решается вопрос о сущности музыкальности следующим образом: следует ли понимать музыкальность как единое, целостное свойство личности или как группу отдельных способностей. В работах Е.Шефи [14] в качестве компонентов музыкальности выделены ритмический, мелодический, гармонический, полифонический, тональный и внутренний слух. Он подчеркивал значение в музыкальной деятельности интеллекта, музыкальной памяти, эмоций и фантазии. Его классификация основана на различных видах музыкального слуха, соответствующих компонентам музыкального языка.

Л.Холмстром [13] описывает несколько видов музыкальности, различных по внутренней структуре и внешним проявлениям. При этом он выделяет три равнозначных групповых фактора музыкальности: первый связан со звуковысотным восприятием, второй - с музыкальным опытом, проявляющимся при диагностике музыкальной памяти, третий - с общими тестовыми достижениями.

Концепция, которую защищают отечественные психологи, заключается в том, что музыкальность не сводится к одной какой-либо музыкальной способности, она не составляет и механической суммы различных способностей. Проводя анализ отдельных музыкальных способностей, Б.М.Теплов [10] выделяет прежде всего два признака музыкальности: переживание музыки как выражение некоторого содержания (способность эмоционально отзываться на музыку) и тонкое, дифференцированное восприятие и слышание музыки.

Ю.А. Цагарелли и З.Х. Муштари [11], [12] предлагают целостную структуру музыкальности, включающую в себя музыкальный слух, музыкально-ритмическую способность, эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, музыкальное мышление, музыкальное воображение. При этом авторы показывают, что музыкальные способности, включая музыкальный слух и музыкально ритмическое чувство, не сводятся лишь к сенсорноперцептивному уровню, а представляют собой сложные иерархические структуры включающие в себя и более высокие уровни психического отражения: представленческий, мыслительный, коммуникативный.

С.Г.Корляковой [4] разработана иерархическая структура музыкальности, включающую психофизиологические задатки, специальные, групповые компоненты, основные компоненты музыкальных способностей (эмоциональный, слуховой, чувство метроритма), общие компоненты музыкальности

(способности к восприятию и воспроизведению музыкального материала).

С.И.Науменко [6], [7] представляет результаты исследования музыкальности как комплекса специальных и общих способностей человека, рассматривая ее как индивидуально-личностное свойство. К.В.Тарасова [8], [9] предлагает подход к структуре музыкальности как многоуровневой системе общих музыкальных и частных способностей, ответственных за формирование художественного музыкального образа.

В своем исследовании при определении структуры одаренности мы опирались на культурно-психологическую модель одаренности Л.И.Ларионовой [5]. По нашему мнению, музыкальная одаренность включает музыкальность, интеллект, креативность и духовность. В рассмотрении структуры музыкальности как компонента музыкальной одаренности в вокально-хоровой деятельности мы придерживаемся точки зрения Д.К.Кирнарской [3]. Определяя музыкальность как «синтез слуховой (аналитический слух) и эмоциональной (интонационный слух) музыкальных способностей» [3, с. 304], Д.К.Кирнарская отмечает, что «интонационный слух является «эмоциональной стороной» музыкальности, в то время как аналитический слух является ее «слуховой стороной» [3, с. 215]. В определении интеллектуальной составляющей, креативности и духовности в структуре музыкальной одаренности нам близка точка зрения Л.И.Ларионовой [5].

Литература

[1]. Деркач А.А., Гагарин А.В., Степанова Л.А. Акмеология: наука, практика, образование // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 22-27.

[2]. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла / А.Н.Капустина. СПб.: Речь, 2004.

[3]. Кирнарская Д.К.Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дис. ... д-ра психол. наук / Дина Константиновна Кирнарская. - М., 2006. - 373 с.

[4]. Корлякова С.Г. Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов: дис. канд. психол. н. - Ставрополь, 2001. - 196 с.

[5]. Ларионова, Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дисс. . д-ра психол. наук / Людмила Игнатьевна Ларионова. - Иркутск, 2002. - 420 с.

[6].Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии, 1982, № 5. С. 85-93.

[7]. Науменко С.И. Формирование музыкальности у младших школьников: авт. . к-та психол. наук. Киев, 1980. - 26 с.

[8].Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.

[9]. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: дис. ... д-ра психол. н. - М., 1987. - 299 с.

[10].Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.,2003. 377 с.

[11]. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: авт. . д-ра психол. наук. Л., 1989-31 с.

[12].Цагарелли Ю.А., Муштари 3-Х. Интегральное исследование ПВК в структуре индивидуальности музыканта-исполнителя // Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989. С. 99-116.

[13]. Holmstrom Lars-Hunnar. Musicality and Prognosis. Svenska Bok-forlaget / Norstedts, 1963.

[14]. Szeghy E. A Musikalitas vizsgalata. Sreged. 1957.

MUSICALITY AS A COMPONENT OF THE MUSICAL GIFTEDNESS

Bekarev Dmitry Alexsandrovich (Irkutsk, Russia) - student, speciality «Music Education», State University of Irkutsk Pedagogical Institute, Karl Marx Street, 1, blek7@yandex.ru. Loseva Svetlana Nikolaevna (Irkutsk, Russia) - Cand. Ps., Senior Lecturer of musical education, State University of Irkutsk Pedagogical Institute, Karl Marx Street, 1, Loseva@bk.ru

Abstract

This article analyzes the study of music in the structure of musical giftedness. In this work, understand the basic approach to the study of the phenomenon of foreign and domestic psychology. In conclusion summarizes the research and defines the structure of musicality as a component of musical giftedness in vocal and choral activities. Keywords: musical giftedness, musicality, vocal and choral activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.