#
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ
у них уходит на просмотр телевизора, прогулки, общение с друзьями.
Следует отметить тот факт, что школьники 14-15 лет проявляют большую активность по отношению к своему здоровью и физической активности, чем учащиеся 16-18 лет.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, о том, что у слабовидящих школьников 14-18 лет наблюдается недостаточная сформированность интересов и потребностей к заботе о состоянии своего здоровья, осуществлению физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому необходимость проведения дополнительных мероприятий, направленных на приобщение учащихся с нарушениями в развитии к основам здорового образа жизни, активизацию их двигательной деятельности становится важной задачей для всей системы специального образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриев В. С. Адаптивное физическое воспитание в аспекте культуры здоровья инвалидов // Материалы объединенной конференции «Адаптивная физическая культура в медицинской реабилитации и социализации инвалидов» и «Физическая культура и спорт среди инвалидов». -СПб., 2001. - С. 28.
2. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. В. И. Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 267 с.
СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
MUSICAL GIFTEDNESS STRUCTURE
С. Н. Лосева
S. N. Loseva
Исходя из представления автора о структуре музыкальной одаренности как интегральном образовании, в статье излагаются и обсуждаются результаты эмпирического исследования музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности.
According to the author's idea about the structure of musical giftedness as an integral formation, the article presents and discusses the results of a musical gifted-ness research in teaching personal and choral singing.
Ключевые слова: музыкальная одаренность, музыкальность, интеллект, креативность, духовность, вокально-хоровая деятельность.
Keywords: musical giftedness, musicality, intellect, creativity, spirituality, personal and choral singing.
В своем исследовании при определении структуры музыкальной одаренности мы опирались на культурно-психологическую модель одаренности Л. И. Ларионовой [1]. По нашему мнению, музыкальная одаренность включает как общие способности - интеллект, креативность и духовность, так и специальные - музыкальность. Отмечая специфику вокально-хоровой деятельности в рассмотрении музыкальности как компонента музыкальной одаренности, мы считаем близкой точку зрения Б. М. Теплова [2] о двух сторонах музыкальности -эмоциональной и слуховой и Д. К. Кирнарской [3], выделяющей аналитический и интонационный слух в структуре музыкальности.
Программа эмпирического исследования включала следующий методический комплекс: для диагностики интеллекта использовался культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла [4]. Для изучения креативности использовались модифицированные креативные тесты Ф. Ви-льямса [5]. Духовный компонент изучался нами на основе
16-факторного опросника Р. Кеттелла [6]; мы выделили три фактора - А, G, I (доброта / обособленность; высокая совестливость / недобросовестность; мягкосердечность / жестокость), которые, на наш взгляд, соответствуют данному критерию.
Компонент музыкальной одаренности в вокально-хоровой деятельности - музыкальность - изучался в нашем исследовании как «синтез слуховой (аналитический слух) и эмоциональной (интонационный слух) музыкальных способностей». Уровень развития интонационного и аналитического слуха изучался нами по шестибалльной оценке [3; 7]. Музыкальные примеры, предъявляемые испытуемым для диагностики аналитического и интонационного слуха, были взяты из образовательных программ Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной [8], Г. С. Ри-гины [9] и произведений, разучиваемых учащимися в вокально-хоровых коллективах.
Психологическое исследование музыкально одаренных учащихся 11-12 лет, занимающихся в вокально-хоро-
Ф
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ
вых коллективах г. Иркутска, было проведено с 2005 по 2006 г. на базе творческих хоровых коллективов: образцовой хоровой студии «Ангара», «Радуга» Дворца детского и юношеского творчества, хоровых коллективов детской школы искусств № 4, вокального ансамбля «Когорта» и «Истоки» общеобразовательной школы № 7. В процессе исследования были сформированы две группы: группа музыкально одаренных учащихся - 26 человек и школьниц МОУ СОШ № 7, не занимающихся пением, - 50 человек. Всего были охвачены исследованием 76 респондентов.
Обратимся к результатам сравнительного анализа музыкальности, интеллекта, креативности и духовности. Уровень музыкальности одаренных школьниц отличается высокими показателями, интенсивным развитием и достоверно различается с показателями школьниц, не занимающихся пением (интонационный слух - 11эмп = 151,5 при р < 0,001; аналитический слух - 11эмп = 132,5 при
р < 0,001). эмп
Полученные данные показали, что респонденты двух групп данного возраста имеют средний уровень интеллектуального развития. Обнаруженные статистически достоверные различия у музыкально одаренных школьниц 11-12 лет ^ = 4,962 при р < 0,001) свидетельствуют о более высоком интеллектуальном развитии музыкально одаренных подростков данного возраста.
Анализируя результаты дивергентного мышления и самооценки творческих характеристик респондентов, можно отметить, что у музыкально одаренных подростков 11-12 лет рисунки отличаются разнообразием, асимметричностью и сложностью (беглость - и = 511
~ 4 эмп
при р = 0, 032; гибкость - иэмп = 414 при р = 0,008; оригинальность - иэмп = 474 при р = 0,053; разработанность - и = 302,5 при р < 0,001; название - и = 419
эмп эмп
при р = 0,011; общий суммарный показатель -иэмп = 271,5 при р < 0,001).
Интенсивное развитие духовного компонента музыкально одаренных школьниц может свидетельствовать о том, что в процессе вокально-хоровой деятельности происходит эмоционально-интонационное постижение музыки, которое направлено на раскрытие творческой, духовно-нравственной природы музыкально одаренных школьниц.
Результаты сравнительного анализа структурных компонентов музыкальной одаренности показали, что
значения всех составляющих у музыкально одаренных школьниц превышают показатели у школьниц, не занимающихся пением. Полученные результаты подтвердили предположение о том, что в структуре музыкальной одаренности можно выделить такие компоненты, как музыкальность, интеллект, креативность и духовность. Наличие значимых корреляционных связей показателей структурных компонентов у музыкально одаренных школьниц может свидетельствовать о том, что музыкальность является системообразующим фактором в структуре музыкальной одаренности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ларионова Л. И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дис. ... д-ра психол. наук. - Иркутск, 2002. - 420 с.
2. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003. - 379 с.
3. Кирнарская Д. К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 373 с.
4. Денисов А. Ф. Дорофеев Е. Д. Интеллектуальный тест Р. Кеттелла. Диагностика культурно-независимого интеллекта (методическое руководство). - СПб.: ИМАТОН, 2003. - 32 с.
5. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с.
6. Рукавишников А. А. Факторный личностный опросник Кеттелла: Методическое руководство. - СПб.: ИМАТОН, 2006. - 96 с.
7. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1987. -299 с.
8. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 128 с.
9. Ригина Г. С. Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Программа для 4-летней начальной школы. Система Л. В. Занкова. - Самара: Корпорация «Федоров», Учебная литература, 2002. - 32 с.