Научная статья на тему 'Музыкальная одаренность и ее развитие в процессе вокально-хоровой деятельности'

Музыкальная одаренность и ее развитие в процессе вокально-хоровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ / ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосева С. Н.

Исходя из представления автора о структуре музыкальной одаренности как интегральном образовании (включающей ряд компонентов: музыкальность, интеллект, креативность, духовность) в статье излагаются и обсуждаются результаты эмпирического исследования музыкальной одаренности и ее развития в процессе вокально-хоровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article views the structure of musical giftedness as an integral formation, which includes musicality, intellect, creativity and spirituality, states and discusses the results of the empirical research on musical giftedness and its development in the process of vocal and choral activities.

Текст научной работы на тему «Музыкальная одаренность и ее развитие в процессе вокально-хоровой деятельности»

С. Н. Лосева

МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой психодиагностики и дисциплин специализации Иркутского государственного педагогического университета.

Научный руководитель -доктор психологических наук, профессор Л. И. Ларионова

Исходя из представления автора о структуре музыкальной одаренности как интегральном образовании (включающей ряд компонентов: музыкальность, интеллект, креативность, духовность) в статье излагаются и обсуждаются результаты эмпирического исследования музыкальной одаренности и ее развития в процессе вокально-хоровой деятельности.

The author of the article views the structure of musical giftedness as an integral formation, which includes musicality, intellect, creativity and spirituality, states and discusses the results of the empirical research on musical giftedness and its development in the process of vocal and choral activities.

В настоящее время музыка как один из видов искусств занимает все большее место в духовных потребностях человека, поэтому вопрос о развитии музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности как одной из основных видов деятельности на уроках музыки в системе общего образования сегодня приобретает особую актуальность.

По нашему мнению, раскрыть природу музыкальной одаренности можно с позиций личностного и культурно-исторического подходов, опираясь на традиции отечественной психологии одаренности (Л. С. Выготский, Г. И. Россолимо,

B. М. Экземплярский, Б. М. Теплов,

C. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, А. Г. Ас-молов, Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шад-риков, Л. И. Ларионова и др.). В своем исследовании, при определении структуры одаренности, мы опирались на культурно-психологическую модель одарен-ности Л. И. Ларионовой1. По нашему мнению, музыкальная одаренность включает музыкальность, интеллект, креативность и духовность.

Развитие музыкальной одаренности школьниц проходило с 2006 г. по 2008 г. в ходе формирующего эксперимента на базе Муниципальной общеобразовательной школы (МОУ СОШ) № 7 г. Иркутска. Экспериментальную группу составили музыкально одаренные школьницы МОУ СОШ № 7, параллельно занимающиеся пением в детской школе искусств (ДШИ) № 4 ив вокальных ансамблях «Когорта», «Истоки» общеобразовательной школы № 7. Общая выборка одаренных музыкантов составила 30 человек - по 10 человек в каждой возрастной группе (8-9, 10-11, 12-14 лет). В контрольную группу входило 48 человек (по 16 человек в каждой возрастной группе). Всего исследованием было охвачено 78 человек.

В процессе работы с респондентами была определена диагностическая программа. Определяя специфические особенности вокально-хоровой деятельности в эмпирическом исследовании, компонент музыкальной одаренности - музыкальность изучался нами как «синтез слуховой (аналитический слух) и эмоциональной

(интонационный слух) музыкальных способностей»2 . Диагностика интонационного и аналитического слуха проводилась нами по принципу формирования и диагностирования музыкальных способностей в музыкальной деятельности К. В. Тарасовой3 по 6-балльной оценке. Музыкальные примеры, предъявляемые испытуемым для диагностики аналитического и интонационного слуха, были взяты из образовательных программ Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Г. С. Ригины, упражнения из системы развития певческого голоса у детей с речевого этапа К. Орфа, развития музыкального слуха 3. Кодая и интонационно-фонетические упражнения В. Емельяно-

ва, заранее разученными со школьницами на уроках музыки в МОУ СОШ № 7.

Для диагностики интеллекта использовался культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла. Для изучения креативности использовались модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса; исследование черт личности и духовности детей и подростков проводилось с помощью 16-факторного опросника Р. Кеттелла. При обработке полученных данных использовались статистические методы.

Остановимся на анализе полученных результатов. В табл. 1 отражены результаты динамики развития музыкальности и интеллекта.

Таблица 1

Результаты развития музыкальности и интеллекта

8-9 лет 10-11 лет 12-14 лет

Э К Э К Э К

Интонационный слух 1 3,6 3,3 4 3,8 4,1 4,1

2 5,6**** 3,6* 5,6**** 4,1* 5,5**** 4,6**

Аналитический слух 1 2,7 2,3 3,7 3,6 4 3,7

2 4 5**** 2,5 5 1**** 3,8 5 4**** 3,8

Интеллектуальное развитие 1 92,2 97,6 97,3 96, 9 99 109,8

2 108, 9** 98,3 107, 2* 100, 1 105, 6 105,7

Условные обозначения: Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа;

1 - до формирующего эксперимента; 2 - после формирующего эксперимента;

* различия между группами достоверны по /-критерию Стьюдента, при р < 0,05;

** различия между группами достоверны по /-критерию Стьюдента, при р < 0,01;

**** различия между группами достоверны по /-критерию Стьюдента, при р << 0,000.

Как видно из табл. 1, у музыкально ода -ренных школьниц в процессе вокально-хоровой деятельности обнаружена положи -тельная динамика аналитического (статистически достоверно по /-критерию Стьюдента в группе 8-9 лет - / = 13,5; 10-11 лет -/ = 8,573; 12-14 лет - / = 8,573; при р<<0,000) и интонационного слуха (/ = 13,416; / = 9,798; / = 8,573 соответственно; при р << 0,000); в контрольной - интонационного слуха (/ = 2,611, прир < 0,05; / = 2,423, при р <0,05; / = 3,873, при р < 0,01). Данный факт, на наш взгляд, объясняется значимостью использования упражнений системы

развития певческого голоса у детей с речевого этапа К. Орфа, развития музыкального слуха 3. Кодая и интонационно-фонетических упражнений В. Емельянова на уроках музыки в МОУ СОШ № 7.

У музыкально одаренных школьниц возрастных групп 8-9 и 10-11 лет произошло значимое увеличение коэффициента интеллекта (/ = 3,650, прир < 0,01; / = 2,816, при р < 0,05), в контрольной группе таких изменений не обнаружено.

В табл. 2 представлена динамика развития дивергентного мышления и личностных творческих характеристик.

42 1

Таблица 2

Результаты исследования дивергентного мышления и личностных творческих характеристик

8-9 лет 10-11 лет 12-14 лет

Э К Э К Э К

Беглость 1 11,9 11,8 12 11,7 11,8 11,6

2 11,9 11,8 11,8 11,4 11,9 11,6

Гибкость 1 7,7 7,9 8,5 7,6 8,4 7,7

2 8,2 7,8 7,9 7,8 8,3 8,3

Оригинальность 1 28,3 25,5 23,6 23,7 22,8 22,6

2 26,2 23,1 26,8 19,9** 22,3 24,8

Разработанность 1 2,6 2,9 1,6 2,1 1,9 1,6

2 1,8 0,8* 2,7 0,7* 2,5 1,4

Название 1 13,9 15,6 15,5 13,9 13,8 12,8

2 15,5 14,6 19,2* 12,9 16,1 17,1 **

Общий суммарный результат 1 64,4 63,7 61,8 59,3 58,7 56,2

2 63,6 58 68,4 52,6** 62,1 63,2 **

Воображение 1 - — 11,2 13,4 6,8 8,4

2 - — 12,6 11,5 7,4 7,6

Любознательность 1 — — 14,2 15,1 10,4 12,4

2 — — 14,4 14,8 11,8 11,3

Рискованность 1 — — 14,2 13,3 10,4 11,6

2 — — 14,4 12,3 10,6 12,3

Сложность 1 — — 13,6 12,3 8 11.3

2 — — 13,6 12,8 8,4 11,4

Общий суммарный результат 1 — — 63,4 69,3 56,2 62,5

2 — — 72,2 66,8 60,7 61,9

Условные обозначения: Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа;

1 - до формирующего эксперимента; 2 - после формирующего эксперимента;

* различия между группами достоверны по /-критерию Стьюдента, при р < 0,05; ** различия между группами достоверны по /-критерию Стьюдента, при р < 0,01.

У музыкально одаренных школьниц 10-11 лет по фактору название определены статистически достоверные различия (/ = 2,676, при р < 0,05), что говорит о развитии вербального компонента креативности, речи и словарного запаса респондентов. Положительная динамика также обнаружена в контрольной группе школьниц 12-14 лет по факторам название (/ = 4,067, при р < 0,01) и общий суммарный показатель (/ = 3,008, при р < 0,01). Отрицательная динамика - у школьниц 8-9 и 10-11 лет в разработанности (/ = 2,527, при р < 0,05 и / = 2,447, при р < 0, 05, соответственно) и 10-11 лет в оригинальности рисунков (/ = 3,101, при р < 0,01). Это дает основание полагать, что у школьниц контрольной группы данного возраста снижается оригинальность мышления, продуктивность,

способность к созданию осмысленных идей и детальной разработки.

Эмпирические данные изучения личностных особенностей школьниц представлены в табл. 3.

Как видно из табл. 3, в процессе вокально-хоровой деятельности у музыкально одаренных школьниц 8-9 лет произошел сдвиг по факторам В (высокий интеллект -/ = 4,271, при р < 0,01) и ^ (беспечность/озабоченность - / = 2,449, при р < 0,05), т. е. школьницы данного возраста стали ответственнее и серьезнее, у них повысились общие мыслительные способности.

У музыкально одаренных школьниц 10-11 лет повысилась эмоциональная устойчивость (С - эмоциональная устойчивость: / = 2,751, при р < 0,05), усилилось стремление к самоутверждению, самостоя-

Таблица 3

Результаты диагностики личностных особенностей школьниц

8-9 лет 10-11 лет 12-14 лет

Э К Э К Э К

Доброта / обособленность (А) 1 4,6 4,9 4,6 5,7 4,2 5,4

2 3.6 4,9 4,9 5,8 5,3** 6

Высокий интеллект/ низкий интеллект (В) 1 4,9 5,3 6,5 5,3 5,5 5,3

2 7,2** 5,9 5,6 5,8 5 5,1

Эмоц. устойчивость / эмоц. неустойч. (С) 1 5,2 5,2 4,6 6,4 6,7 7,4

2 4, 4 5,1 5,9* 5,8 5,9 7,2

Беспокойство / уравновешенность(О) 1 4,2 6 5,2 4,9 4,7 4,7

2 5,6 5,4 5,3 5,2 5,9 4,8

Доминантность / конформность (Е) 1 5,4 6,1 4,3 5,1 5,7 6,5

2 4,8 5,8 6,3* 6,1 6.8 7

Беспечность /озабоченность(Р) 1 4,7 5,3 5,5 5,3 4,7 6,6

2 5,5** 5,6 6,4 5,9 5,3 6,4

Выс. совестливость / недобросовестн. (О) 1 5,3 4,4 5,3 6,2 4,9 5,1

2 5,2 4,5 4,9 5,5 4,1 4,7

Смелость/робость (Н) 1 4,6 4,6 4,7 5,4 5,4 5,9

2 5,3 4,7 4,9 5,3 5,2 5,4

Мягкосердечность/жестокость (I) 1 6,3 5,3 5,2 6,3 5,4 4,7

2 6,7 5,8 4,7 5,7 5,2 4,3

Осторож.индивидуал./ интерес к участию в общих делах (и) 1 - — — — 5 5,1

2 — — — — 4,8 4,8

Склон. к чувству вины/ самоуверен. (О) 1 7,2 6.8 6,3 5,3 4,8 4,9

2 7,9 6,8 6,1 5,8 4,9 4,8

Самостоятельность / зависимость (02) - - - - 4,3 4,6

- - - - 6,8 3,6

Выс. самоконтроль / низ. самоконтр. (03) 5,5 4,5 4,2 5,6 5,5 5,2

5,1 4,2 5,1 4,8* 5 5,3

Напряженность / расслаблен. (04) 6,6 6,7 6,1 5,8 4,9 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 6,7 6,1 5,8 5,3 4,6

Условные обозначения: Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа; 1 - до формирующего эксперимента; 2 - после формирующего эксперимента;

* различия между группами достоверны по /-критерию Стьюдента, при р < 0,05 ** различия между группами достоверны по /-критерию Стьюдента, при р < 0,01

тельности и независимости (Е - доминантность: / = 2,631, при р < 0,05). В возрастной группе 12-14 лет выявлена положительная динамика показателей по фактору А (доброта, открытость - / = 3,161, при р < 0,05). Этот факт свидетельствует о повышении общительности, яркости эмоциональных проявлений, эмоциональной лабильности и выразительной экспрессии музыкально одаренных школьниц.

У школьниц контрольной группы 10-11 лет было выявлено снижение показателей по фактору Q3 (низкий самоконтроль - / = 2,145, при р < 0,05), что, на наш взгляд, можно охарактеризовать как проявление слабой

воли и плохого самоконтроля над своими желаниями.

Таким образом, изложенный материал позволяет сделать выводы о том, что развитие музыкальности, интеллекта, креативности и духовности у музыкально одаренных школьниц в специально созданных условиях обучения (наличие вокально-хоровых коллективов в школе) происходит быстрее и эффективнее, чем у школьниц контрольной группы. Вокально-хоровую деятельность можно считать той образовательной средой, которая способствует развитию музыкальной одаренности и общих способностей школьниц.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ларионова Л. И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития. Дис. на соис. учен. степени д-ра психол. наук, Иркутск, 2002.

2 Кирнарская Д. ^.Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности. Дис. на соис. учен. степени д-ра психол. наук. М., 2006. С. 304.

3 Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.