УДК 159.928.234
УЧЕБНЫЙ КУРС «ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ»
В статье раскрываются цель и задачи курса «Психология музыкальной одаренности», содержание, технологии и методы, используемые в процессе обучения. Предлагаются виды практической деятельности, обеспечивающие его успешное освоение студентами.
Ключевые слова: музыкальная одаренность, вокально-хоровая деятельность.
В настоящее время музыка как один из видов искусств занимает все большее место в духовных потребностях человека, поэтому вопрос о развитии музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности как одной из основных видов деятельности на уроках музыки в системе общего образования сегодня приобретает особую актуальность. В связи с этим был разработан курс по выбору «Психология музыкальной одаренности», который помогает студенту-выпускнику освоить теоретические и практические основы развития музыкальной одаренности и связать их с задачами предстоящей деятельности в музыкальном образовании.
В общеобразовательной школе мы сталкиваемся с самой различной степенью музыкальной одаренности и различной музыкальной подготовленностью детей. Необходимость детализации этой проблемы обусловлена несколькими причинами:
1) педагогические запросы, связанные с тем, что современная музыкальная педагогика считает нужным опираться на музыкально одаренных детей при обучении и актуализировать одаренность в учебном процессе;
2) назревшая необходимость в новом видении детского музыкального обучения и воспитания вообще, связанная с тенденцией интеграции отечественных и западных концепций, с пониманием музыкальной одаренности как социальной ценности;
3) необходимость создания более совершенных инструментов выявления музыкальной одаренности и психолого-педагогической поддержки школьников для дальнейшего целенаправленного музыкального развития в условиях обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Целью курса является формирование у студентов необходимых знаний для самостоятельного и научно обоснованного анализа психологии музыкальной одаренности, методов выявления и развития музыкально одаренных школьников.
Задачи:
- приобретение профессиональных навыков, формирование профессиональных компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности;
- формирование системы знаний в области психолого-педагогической диагностики в музыкальном образовании,
C. Н. Лосева S. N. Loseva
TRAINING COURSE "PSYCHOLOGY OF MUSICAL GIFTEDNESS"
The article describes the purpose and objectives of the course "Psychology of Musical Giftedness", content, technologies and methods used in the teaching process. The types of practical activities ensuring student success are offered.
Keywords: musical giftedness, vocal and choral activities.
овладение методами исследования музыкальной одаренности, приемами, подходами, технологией ее развития;
- изучение научно-исследовательской литературы по анализу развития музыкальной одаренности;
- развитие навыков проведения психолого-педагогического эксперимента, интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики в музыкальном образовании;
- применение полученных знаний в музыкально-образовательной практике.
В программу курса включены следующие темы:
• Краткий исторический обзор исследований по проблеме музыкальной одаренности. Концепции и подходы к исследованию музыкальной одаренности. Разграничение понятий «задатки», «способности», «одаренность». Концепция музыкальных способностей и одаренности, разработанная Б. М. Тепловым [1]. Анализ существующих представлений о музыкальной одаренности.
• Влияние наследственности, среды и воспитания на развитие музыкальной одаренности ребенка. Роль взаимодействия этих трех факторов в развитии музыкально одаренных детей. Культурно-историческая психология как методологическая основа изучения одаренности. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л. С. Выготского [2]. Роль социальной детерминации в развитии личности в концепции А. Н. Леонтьева [3]. Авторская концепция исследования музыкальной одаренности.
• Структура музыкальной одаренности в работах западных и отечественных исследователей. Интеллект, креативность и духовность как компоненты музыкальной одаренности.
• Идентификация музыкальной одаренности школьников. Экспериментальные исследования музыкальной одаренности с позиции культурно-исторического и личностного подходов.
• Роль мотивации в осуществлении исполнительской деятельности. Психологическая установка на совершаемую деятельность. Процесс звуковысотной различительной чувствительности.
• Исследование особенностей семейного воспитания музыкально одаренных учащихся. Детско-родительские отношения в семьях музыкально одаренных подростков.
Авторитарный стиль воспитания, гиперопека в процессе становления одаренной личности.
• Роль учителя как главного действующего лица и организатора микросоциума, в котором происходит образование одаренных детей. Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе. Личностные особенности учителей, работающих с музыкально одаренными детьми. Данные исследований психологических особенностей учителей, работающих с музыкально одаренными детьми.
• Развитие музыкальной одаренности личности в условиях современного общества. Влияние коллектива на развитие музыкальной одаренности учащихся.
• Социальная компетентность музыкально одаренных школьников. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми музыкально одаренных учащихся. Адаптация к школьной сфере музыкально одаренных учащихся.
• Специфика вокально-хоровой деятельности. Развитие музыкальной одаренности в онтогенезе. Обучение детей в условиях общеобразовательной школы. Обучение детей в системе дополнительного образования.
• Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Виды одаренности. Принципы выявления и пути развития одаренных детей.
• Этический аспект выявления музыкально одаренных учащихся. Особенности диагностики музыкальной одаренности.
• Проблемы выявления музыкальной одаренности детей. Уровень культуры как индикатор общей и профессиональной развитости музыкально одаренной личности.
Содержание заданий способствует формированию у студентов профессиональных компетенций. Предлагаемые задания при однонаправленности целей и задач носят вариативный, творческий характер. Качественное их выполнение во многом зависит не только от уровня теоретической и практической подготовки, но и от личностных, потребностно-ценностных мотивов овладения студентами педагогической компетентностью. Певческая деятельность своеобразна и имеет свои специфические особенности. Сложность деятельности музыканта заключается во взаимодействии слуховых, тактильных и двигательных ощущений. Слуховые ощущения музыканта, имеющие много разновидностей в форме специальных слуховых навыков, требуют длительного формирования. Поэтому такие предметы, как «Хоровой класс», «Сольное пение», помогут студенту сформировать и развить певческий навык (навык формирования слухо-вокальной координации), необходимый для дальнейшей целенаправленной психолого-педагогической диагностики в музыкальном образовании.
В процессе прохождения курса «Психология музыкальной одаренности» студент изучает основные понятия по темам программы, связанные с идентификацией музыкальной одаренности, основные теории, объясняющие механизмы формирования одаренности, и факторы, влияющие на ее развитие; учится ориентироваться в теоретико-методических и практических аспектах музыкальной одаренности; овладевает методами диагностики звуковысотного слуха как основного показателя музыкальной одаренности в хоровой и вокальной деятельности; овладевает приема-
ми психологического сопровождения развития музыкально одаренных школьников и навыками экспериментальной работы, методами психолого-педагогической диагностики и интерпретации экспериментальных данных.
Виды музыкальной деятельности для практической работы разнообразны и направлены на развитие музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности школьников. В сферу исполнительской деятельности входят: хоровое, ансамблевое, сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, постановок детских опер и мюзиклов; освоение элементов музыкальной грамоты в процессе хорового сольфеджио, способствующего повышению профессионального уровня вокально-хорового коллектива; повышение исполнительского уровня учащихся в процессе концертно-исполнительской деятельности и слушания музыки; развитие музыкальной одаренности с помощью упражнений для постановки голоса.
В процессе практической работы студентов выделяются следующие разделы:
1. Диагностика музыкальной одаренности.
2. Вокально-хоровая работа.
3. Концертно-исполнительская деятельность.
Раздел 1. Диагностика музыкальной одаренности.
Прослушивание голосов учащихся вокально-хорового коллектива. Идентификация музыкальной одаренности школьников в вокально-хоровой деятельности проводится по следующим направлениям:
1) Музыкальность как системообразующий компонент музыкальной одаренности в хоровой и вокальной деятельности. Диагностика музыкальности (исследования К. В. Тарасовой [4], Д. К. Кирнарской [5]).
2) Интеллект музыкально одаренных детей; развитие интеллекта (культурно-свободный тест интеллекта Р. Кет-телла [6] для выявления общих способностей интеллекта с высокой степенью физиологической (наследственной) детерминированности, проявляемой в деятельности, направленной на приспособление к новым ситуациям).
3) Креативность - связь креативности с музыкальной одаренностью; развитие креативности (исследования дивергентного мышления и личностных творческих характеристик с использованием модифицированных креативных тестов Ф. Вильямса [7]).
4) Исследование черт личности детей и подростков (факторный анализ Р. Кеттелла [8]).
Раздел 2. Вокально-хоровая работа. Беседа о гигиене певческого голоса. Охрана детского певческого голоса. Щадящий режим пения. Вредные воздействия на голосовой аппарат (холод, жара, пыль, пение в непроветренном помещении, репетиции в раннее время). Отрицательное воздействие на голос (форсированное пение, злоупотребление высокой/низкой тесситурой, исполнение завышенного по трудности репертуара).
Выработка вокально-хоровых навыков. Использование фальцетного звукообразования по «щадящей методике». Упражнения из системы развития певческого голоса у детей с речевого этапа К. Орфа [9], развития музыкального слуха З. Кодая [10] и интонационно-фонетические упражнения В. Емельянова [11] и др.).
144
Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)
Вокально-хоровые упражнения:
- на развитие певческого дыхания и звукообразования;
- на расширение диапазона голоса;
- на формирование навыков пения legato, staccato, nonlegato;
- на формирование навыков смысло-речевого интонирования;
- на развитие навыков певческой дикции;
- на развитие техники выполнения различных динамических оттенков;
- на исполнение ритмически сложных построений;
- на развитие навыков цепного дыхания;
- на формирование навыков музыкального интонирования;
- на достижение различных видов частного и общехорового ансамбля и строя.
Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность.
Принципы подбора вокального и хорового репертуара для детей разного возраста. Основной критерий подбора репертуара - высокий художественный уровень, решающий задачи музыкального, интеллектуального, творческого и духовного развития детей.
Составление плана концертной деятельности. Подготовка концертного репертуара с учетом традиционных праздников, важнейших школьных событий текущего учебного года.
Участие в вокально-хоровых конкурсах и фестивалях. В качестве основного критерия оценки музыкальной одаренности рассматриваются музыкальные достижения учащихся (успех в музыкально-исполнительской деятельности, наличие призовых мест в областных, всероссийских и международных музыкальных конкурсах и фестивалях).
В процессе обучения используются оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля успеваемости в виде учебных проектов по темам: «Музыкально одаренные дети» и «детская одаренность». Кого считать музыкально одаренным. Гетерохрония развития музыкально одаренных учащихся. Диссинхрония развития музыкально одаренных учащихся. Общее и частное в развитии музыкальной одаренности. Особенности развития познавательной сферы музыкально одаренных учащихся. Особенности психосоциального развития музыкально одаренных учащихся. Организация процесса выявления
музыкально одаренных учащихся. Модель диагностики музыкальной одаренности. Обучение музыкально одаренных детей как глобальная педагогическая проблема. Дифференциация обучения музыкально одаренных детей. Виды, формы и уровни дифференциации обучения. Содержание образования и музыкальное развитие ребенка. Стратегия изменения количественных параметров содержания образования музыкально одаренных детей. Классно-урочная форма организации обучения и развитие музыкальной одаренности. Коллективное творчество и обучение музыкально одаренных школьников. Формы организации учебной деятельности музыкально одаренных детей в сфере дополнительного образования. Конкурсы музыкально одаренных школьников.
1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : Наука, 2003. 379 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1986. 572 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977. 303 с.
4. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М. : Педагогика, 1988. 176 с.
5. Кирнарская Д. К.Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006. 373 с.
6. Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Интеллектуальный тест Р. Кеттелла. Диагностика культурно-независимого интеллекта (методическое руководство). СПб. : ГП «ИМАТОН», 2003. 32 с.
7. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб. : Речь, 2003. 96 с.
8. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб. : Речь, 2004. 104 с.
9. Тютюнникова Т. Э. Концепция творческого обучения Карла Орфа: история, теория, методика : автореф. дис. . канд. искусств. М., 1999. 23 с.
10. Вейс П. Абсолютная и относительная сольмизация: автореф. дис. ... канд. искусств. Ухта, 1967. 17 с.
11. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг СПб. : Лань, 2000. 192 с.
© Лосева С. Н., 2015