Научная статья на тему 'Взаимосвязь структуры музыкальной одаренности и синестезии'

Взаимосвязь структуры музыкальной одаренности и синестезии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
557
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕСТЕЗИЯ / SYNESTHESIA / МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / MUSICAL GIFTEDNESS / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ / MUSICALITY / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лосева Светлана Николаевна

Рассмотрение проблемы основывается на анализе многообразных данных, посвященных описанию исторического аспекта становления научного познания о структуре музыкальной одаренности и понятия синестезии. В процессе исследовательской работы дается анализ различных подходов к определению термина синестезия, в которых определяются наиболее значимые тенденции формирования целостного представления о всех смысловых измерениях данного феномена. Синестезия рассматривается как понятие, отражающее форму восприятия, связи между чувствами в психике, результаты их проявлений в конкретных областях искусства. Представляется информация подробного анализа искусствоведческих исследований последних десятилетий. В работе рассматриваются различные подходы в исследовании структуры музыкальной одаренности и ее компонентов. Музыкальность, как основополагающий и системообразующий компонент анализируется в различных трактовках исследований ученых. Общепринятые многими исследователями компоненты креативность и интеллект в структуре музыкальной одаренности анализируются с точки зрения творческой композиторской деятельности. Вводится новый компонент в структуру музыкальной одаренности духовность, которая способствует раскрытию личностных проявлений творческой деятельности композиторов. Рассмотрение последовательности предложенных структурных компонентов музыкальной одаренности позволит далее более полно проследить взаимосвязь их с синестезией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of the structure of musical giftedness and synesthesia

Consideration of the problem is based on the analysis of diverse data on the description of the historical aspect of the development of scientific knowledge of the structure of musical giftedness and the concept of synaesthesia. In the process of research work, various approaches to the definition of the term synaesthesia are analyzed, in which the most significant tendencies in the formation of a holistic view of all semantic measurements of a given phenomenon are determined. Synaesthesia is seen as a concept reflecting the form of perception, the relationship between feelings in the psyche, the results of their manifestations in specific areas of art. The information of the detailed analysis of art history research of the last decades is presented. The paper considers various approaches to the study of the structure of musical giftedness and their components. Musicality, as a fundamental and system-forming component, is analyzed in various interpretations of scientific research... Consideration of the problem is based on the analysis of diverse data on the description of the historical aspect of the development of scientific knowledge of the structure of musical giftedness and the concept of synaesthesia. In the process of research work, various approaches to the definition of the term synaesthesia are analyzed, in which the most significant tendencies in the formation of a holistic view of all semantic measurements of a given phenomenon are determined. Synaesthesia is seen as a concept reflecting the form of perception, the relationship between feelings in the psyche, the results of their manifestations in specific areas of art. The information of the detailed analysis of art history research of the last decades is presented. The paper considers various approaches to the study of the structure of musical giftedness and their components. Musicality, as a fundamental and system-forming component, is analyzed in various interpretations of scientific research. The components of creativity and intellect, widely accepted by many researchers, are analyzed in the structure of musical giftedness from the point of view of creative compositional activity. A new component is introduced into the structure of musical giftedness spirituality, which helps to reveal personal manifestations' of the creative activity of composers. Consideration of the sequence of the proposed structural components of musical giftedness will further allow us to more fully trace their relationship to synaesthesia. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь структуры музыкальной одаренности и синестезии»

УДК 781.1

С. Н. Лосева

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

И СИНЕСТЕЗИИ

0 бращаясь к теоретическому исследованию проблем современного музыкального искусства можно констатировать, что синестезия — это явление межчувственных ассоциаций. Изучая этап зарождения синестетических идей, необходимо отметить проблематичность данного вопроса в связи с междисциплинарностью синестезии в качестве объекта исследования и отсутствия единого понимания объема данного понятия. Противоречия в исследованиях данного феномена позволили нам сформулировать цель нашей работы.

Цель исследования - выявление взаимосвязи структуры музыкальной одаренности, ее компонентов и синестезии.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса взаимосвязи музыкальной одаренности, ее компонентов и синестезии, проанализируем различные подходы к определению данного феномена.

Существует множество дефиниций синестезии [11-13, 16], которые не дают целостного представления о всех смысловых измерениях термина. Проанализируем нижеприведенные определения синестезии.

Синестезия как понятие, отражающее форму восприятия, связи между чувствами в психике, результаты их проявлений в конкретных областях искусства:

а) поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами;

б) цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой;

в) взаимодействие искусств (зрительных и слуховых) [9].

Данное определение, посвященное худо-жественно-эстетической культуре XX в., отражает культурологическую составляющую феномена. Тем не менее, в нем не совсем корректно сводятся в одну категорию собственно синестезия, как межчувственный перенос, и ее проявления в искусстве. К тому же, оно трактует синестезию как «форму восприятия», что также ограничи-

© С. Н. Лосева, 2018

вает понимание функционирования феномена и наводит на мысль о непроизвольности такого ассоциирования, тогда как искусствоведческие исследования последних десятилетий Б. М. Галеева, И. Л. Ванечкиной, М. Л. Зайцевой, Н. П. Коляденко [6] и других рассматривают синестезию и как конфигурацию взаимодействия в системе восприятия, и как чувственную форму восприятия [2]. Достаточно полную информацию о синестезии дает переводное издание Психологической энциклопедии под редакцией Р. Кор-сини и А. Ауэрбаха [12], где соотносится синестезия с сенсорным впечатлением, имеющим определенный цвет.

В следующем определении приводятся практически все современные дискуссионные вопросы:

а) обосновывается «нормальность» сине-стетов (в противовес теории «аномальной синестезии»);

б) различаются основные формы синестезии и высказывается идея универсальности звукоцветовых проявлений;

в) синестезия характеризуется как составная часть восприятия искусства [9].

Показательно, что статья о синестезии в новом музыкальном словаре Гроува [20] также не ограничивается эстетической трактовкой феномена, учитывая последние исследования психологии и нейрологии: подлинность синестезии определяется непроизвольностью, прогнозируемостью, устойчивостью и дискретностью, запоминающейся с эмоциональным оттенком.

В данном определении указываются две основные формы синестезии: первое - интермодальные соощущения, которые являются соединением различных ощущений; второе - это псевдосинестезия, которая возникает при ассоциативном мышлении, фантазии, метафорах в речи. Такая связь ощущений является сознательной, но возникает не всегда.

Очерчена общая проблематика вопросов, касающихся синестезии в искусстве. Термин «синестезия» в художественном контексте используется в более широком пони-

мании, и в основном относится к синтезу искусств. Отношения синестезии и синтеза искусств, а также значение синестезии в искусстве и музыке еще не были тщательно изучены. Определение синестезии из Психологической энциклопедии можно считать на сегодняшний день максимально широким и всеобъемлющим.

Основным направлением нашего научного интереса является «когнитивная синестезия», представленная в форме эстетического, художественного порядка, поэтому содержание синестезии предполагает взаимосвязь всех указанных определений: при взаимодействии продуктов художественного творчества, различных в плане эмоционального восприятия, у испытуемых появляется межчувственная ассоциация.

Рассмотрим исторический аспект исследования структуры музыкальной одаренности. Изучение феномена музыкальной одаренности первоначально было сосредоточено в основном вокруг проблемы музыкальности и музыкальных способностей.

Зарубежный исследователь К. Сишор [19] разработал учение об иерархии талантов таких, как «общая умственная одаренность», «творческое воображение», «способность к музыкальной рефлексии». В 1926 г. Дж. Крис (цит. по: [1]) определил три стороны музыкальной одаренности: интеллектуальную, эмоциональную, творческую. П. Мишель [18] структуру музыкальной одаренности представляет как взаимодействие музыкальных способностей: музыкальная память, музыкальное мышление и музыкальная фантазия, специфически тонкий музыкальный вкус.

В отечественной науке фундаментальным трудом стала монография Б. М. Тепло-ва «Психология музыкальных способностей» [17]. В этом исследовании были определены теоретические представления о музыкальных способностях и музыкальной одаренности. Б. М. Теплов определяет одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [Там же, с. 19].

Опираясь на фундаментальные работы Б. М. Теплова, многие исследователи изменили взгляды на музыкальную одаренность и музыкальные способности. При анализе детской одаренности изучаются особенности ее возникновения, социальные факторы развития и педагогические условия форми-

рования данного феномена. Ориентируясь на положение теории общих и специальных способностей научной школы Б. М. Теплова, многие отечественные психологи и педагоги выделяют в структуре музыкальной одаренности наиболее значимые способности, определяют общие компоненты и анализируют этапы их развития.

Отечественные психологи продолжают исследование Б. М. Теплова, дополняя наиболее существенные особенности возникновения и формирования музыкальной одаренности. Так, М. С. Старчеус [14] определяет природу одаренности как явление динамичное и многомерное. А Л. Готсдинер [3] в структуру музыкальной одаренности включает общие свойства: эмоциональную восприимчивость, активность слухового воображения. М. Т. Таллибулина [15] обозначает структуру сложным многокомпонентным образованием, содержащим музыкальность, особенности индивидуальности личности и креативность.

По нашему мнению, музыкальная одаренность - сложный психологический феномен, который представляет собой динамическое интегральное образование, включающее музыкальность, интеллект, креативность и духовность как высший уровень развития личности, а музыкальность выступает системообразующим фактором [8].

Рассмотрим вопрос взаимосвязи компонентов музыкальной одаренности (музыкальность, интеллект, креативность и духовность) и синестезии. В описании структуры музыкальности мы следуем точке зрения Д. К. Кирнарской [4, 5]. По мнению автора, музыкальность представлена синтезом слуховой (аналитический слух) и эмоциональной (интонационный слух) музыкальных способностей. Процесс синестезии предполагает восприятие звуков, которое характеризуется общезначимыми межмодальными ассоциациями. Таким образом, мы можем констатировать тесную взаимосвязь музыкальности и синестезии.

Хотя долгое время в науке продуктивно развивалась линия поиска общего фактора одаренности, связанного в первую очередь с интеллектуальными проявлениями, до сих пор во взглядах на интеллектуальный компонент одаренности среди исследователей нет единства. Такие ученые, как М. А. Холодная, В. Н. Дружинин, считают интеллектуальную одаренность когнитив-

ной характеристикой. Л. И. Ларионова, С. С. Фролов, К. А. Хеллер, Ф. Ж. Монкс придерживаются взглядов, близких к ин-тегративному подходу, и рассматривают интеллектуальную одаренность как личностное образование. По мнению Л. И. Ларионовой [7], интеллектуальная одаренность представлена динамическим интегральным личностным образованием, формируемым во взаимодействии с социокультурным пространством и в высоких творческих достижениях. Основываясь на данном определении интеллекта, можно утверждать, что на первый взгляд совершенно разные понятия «интеллект» и «синестезия» имеют общую социокультурную и творческую основу. Данный подход дает возможность рассматривать особенности взаимосвязи интеллектуального компонента и синестезии, как проявления художественного контекста в синтезе искусств.

Основной специфической чертой музыкального искусства является художественно-творческая интерпретация музыкального произведения. Мы поддерживаем точку зрения Д. К. Кирнарской [5] о том, что способность к музыкальному восприятию и к музыкальному творчеству является отражением интеллектуальной деятельности и проявлением креативности. Н. А. Рим-ский-Корсаков писал: «Может ли быть композитор со средними музыкальными способностями? Положительно не может. Музыкальные способности композитора последней руки в смысле будущего значения его в истории искусств должны возвышаться над уровнем средних способностей. Самые незначительные композиторы Запада были крупные музыкальные таланты. Без крупного музыкального таланта композитор есть абсурд» [10, с. 79]. Композиторская деятельность свидетельствует о наличии музыкальной одаренности у композиторов, а творческая сторона данной деятельности определяет взаимосвязь креативного компонента музыкальной одаренности и синестезии.

Неоценимую заслугу музыкальной культуры в становлении духовности отме-

чали Л. А. Венгрус, В. П. Ильин, Г. В. Скотникова. Д. К. Кирнарская [5] отмечает, что музыкальная одаренность определяется духовным содержанием в конфигурации звуков.

На основании исследования можно сделать вывод о том, что компоненты музыкальной одаренности музыкальность, креативность, духовность и интеллект тесно взаимосвязаны с синестезией. Так, музыкальность является основой и системообразующим компонентом музыкальной одаренности; креативность и интеллект определяют сущность композиторской деятельности, а духовность - саму природу музыкальной деятельности. Все перечисленные компоненты немыслимы отдельно от музыкальной структуры, связаны с особенностями музыкальной деятельности и непосредственно с синестезией.

В настоящее время в культурно-истори-ческом процессе наблюдается непостоянство, изменчивость и нестабильность. Современный период российской культуры определяется кризисными явлениями, возникновением рискованных, провоцирующих деструктивныхпроявлений в искусстве, противоречивостью социальных течений и одновременно — активных новейших подходов во всех сферах жизнедеятельности. Мы претерпеваем переходный период, который отражается в историко-культуро-логической мысли. Он характеризуется высокой степенью культурного разнообразия, противостоянием различных духовных ценностей, свойственных художественным процессам в культуре и искусстве, сочетанием несовместимых социальных и демографических групп в динамике эволюционных изменений.

Синестезия существенно увеличивает познавательные способности человека. Она как концентрированная и одновременная актуализация чувственного проявления способствует лучшему восприятию художественных культур, а обращаясь к музыкальной культуре — их обогащения на основе объединения структурных компонентов музыкальной одаренности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 352 с.

2. Галеев Б. М. Синестезия - не аномалия, а форма невербального мышления. - URL: http://prometheus.kai.ru/anomal_r.htm (дата обращения: 01.08.1999).

3. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М., 1993. - 190 с.

4. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. -М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.

5. Кирнарская Д. К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 373 с.

6. Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства XX века: Дис. ... д-ра искусствоведения. - Новосибирск, 2006. - 491 с.

7. Ларионова Л. И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: Дис. ... д-ра психол. наук. -Иркутск, 2002. - 420 с.

8. Лосева С. Н. Возрастные и структурные особенности музыкальной одаренности учащихся и ее развитие в процессе вокально-хоро-вой деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2011. - 149 с.

9. Прокофьева Л. П. Звукоцветовая ассоциативность: Универсальное, национальное, индивидуальное. - Саратов, 2007. - 280 с.

10. Римский-Корсаков Н. Музыкальные статьи и заметки. - СПб., 1911. - 233 с.

11. Синестезия // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. В. Бычкова. - М.: РОССПЭН, 2003. - 409 с.

12. Синестезия // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха; науч. ред. А. Алексеев. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 1362 с.

13. Синестезия // Большой энциклопедический словарь, 2000. - URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/271846 (дата обращения: 15.04.2018).

14. Старчеус М. С. Слух музыканта: Психоло-го-педагогические проблемы становления и совершенствования: Дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2005. - 433 с.

15. Таллибулина М. Т. Музыкальная одаренность: Структура, тендерные и возрастные особенности проявления: Дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2003. - 181 с.

16. Татров А. С. Психология / Под ред. А. С. Татрова. - М.: Акад. естествознания, 2010. - 284 с.

17. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей - М.: Наука, 2003. - 379 с.

18. Michel P. The Optimum Development of Musical Abilities in the First Year of Life // Psychology of Music. - 1973. - Vol. 1, No. 2.

19. Seashore C. The psychology of musical talent. - Leipzig, 1919.

20. Synaesthesia // Grove Dictionary of Music and Musicians. - 2001. - URL: http:// intoclassics.net/news/ (дата обращения: 14.01.2016).

REFERENCES

1. Bochkarev L. L. Psichologiya muzykalnoj deyatelnosti [Psychology of musical activity]. Moscow, 1997. 352 p.

2. Galeev B. M. Sinesteziya - ne anomaliya, a forma neverbalnogo myshleniya [Synesthesia is not an anomaly, but a form of nonverbal thinking]. Available at: http:// prometheus.kai.ru/anomal_r.htm (Accessed 01 August 1999).

3. Gotsdiner A. L. Muzykalnaya psikhologiya [Musical psychology]. Moscow, 1993. 190 p.

4. Kirnarskaya D. K. Psikhologiya spetsialnykh sposobnostej. Muzykalnye sposobnosti [Psychology of special abilities. Talent for music]. Moscow, 2004. 496 p.

5. Kirnarskaya D. K. Teoreticheskie osnovy i metody otsenki muzykalnoj odarennosti: Dis. ... d-ra psichol. nauk [Theoretical foundations and methods of evaluation of musical talent. Doctoral thesis]. Moscow, 2006. 373 p.

6. Kolyadenko N. P. Sinestetichnost muzykalno-khudozhestvennogo soznaniya: Na materiale iskusstva XX veka: Dis. ... d-ra

iskusstvovedeniya [Synesthetic musical-artistic consciousness: based on the material of the twentieth century art. Doctoral thesis]. Novosibirsk, 2006. 491 p.

7. Larionova L. I. Intellektualnaya odarennost i kulturno-psichologicheskie factory eyo razvitiya: Dis.... d-ra psihol. nauk [Intellectual talent and cultural and psychological factors of its development. Doctoral thesis]. Irkutsk, 2002. 420 p.

8. Loseva S. N. Vozrastnye i strukturnye osobennosti muzykalnoj odarennosti uchashchikhsya i eyo razvitie v protsesse vokalno-khorovoj deyatelnosti: Dis. ... kand. psikhol. nauk [Age and structured features of musical talent of pupils and its development in the course of vocal and choral activity. Candidates thesis]. Irkutsk, 2011. 149 p.

9. Prokofyeva L. P. Zvukotsvetovaya assotsiativnost: Universalnoe, natsionalnoe, individualnoe [Sound color associativity: Universal, national, individual]. Saratov, 2007. 280 p.

10. Rimskij-Korsakov N. Muzykalnye statii i zametki [Music articles and notes]. Saint Petersburg, 1911. 233 p.

11. Synesthesia. Leksikon nonklassiki. Khudozhestvenno-esteticheskaya kultura XX veka [Nonclassical lexicon. Artistic and aesthetic culture of the twentieth century]. Moscow, 2003. 409 p.

12. Synesthesia. Psikhologicheskaya entsiklopediya [Psychological encyclopedia]. Saint Petersburg, 2006. 1362 p.

13. Synesthesia. Bolshoj entsiklopedicheskij slovar, 2000 [Large encyclopedic dictionary, 2000]. Available at: http: // die. academic.ru / dic.nsf / enc3p / 271846 (Accessed 15 April 2018).

14. Starcheus M. S. Slukh muzykanta: Psihhologo-pedagogicheskie problemy stanovleniya i sovershenstvovaniya: Dis. ... d-ra ped. nauk [Musician's hearing: Psychological and pedagogical problems of

formation and improvement. Doctoral thesis]. Moscow, 2005. 433 p.

15. Tallibulina M. T. Muzykalnaya odarennost: Struktura, gendernye i vozrastnye osobennosti proyavleniya: Dis. ... kand. psichol. nauk [Musical talent: Structure, gender and age peculiarities of manifestation. Candidates thesis]. Perm, 2003. 181 p.

16. Tatrov A. S. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, 2010. 284 p.

17. Teplov B. M. Psikhologiya muzykalnykh sposobnostej [Psychology of musical abilities]. Moscow, 2003. 379 p.

18. Michel P. The Optimum Development of Musical Abilities in the First Year of Life. Psychology of Music. 1973. Vol. 1. No. 2.

19. Seashore C. The psychology of musical talent. Leipzig, 1919.

20. Synaesthesia. Grove Dictionary of Music and Musicians. 2001. Available at: http: // intoclassics.net/news/ (Accessed 14 January 2016).

Взаимосвязь структуры музыкальной одаренности и синестезии Рассмотрение проблемы основывается на анализе многообразных данных, посвященных описанию исторического аспекта становления научного познания о структуре музыкальной одаренности и понятия синестезии. В процессе исследовательской работы дается анализ различных подходов к определению термина синестезия, в которых определяются наиболее значимые тенденции формирования целостного представления о всех смысловых измерениях данного феномена. Синестезия рассматривается как понятие, отражающее форму восприятия, связи между чувствами в психике, результаты их проявлений в конкретных областях искусства. Представляется информация подробного анализа искусствоведческих исследований последних десятилетий. В работе рассматриваются различные подходы в исследовании структуры музыкальной одаренности и ее компонентов. Музыкальность, как основополагающий и системообразующий компонент анализируется в различных трактовках исследований ученых. Общепринятые многими исследователями компоненты креативность и интеллект в структуре музыкальной одаренности анализируются с точки зрения творческой композиторской деятельности. Вводится новый компонент в структуру музыкальной одарен-

Interrelation of the structure of musical

giftedness and synesthesia Consideration of the problem is based on the analysis of diverse data on the description of the historical aspect of the development of scientific knowledge of the structure of musical giftedness and the concept of synaesthesia. In the process of research work, various approaches to the definition of the term synaesthesia are analyzed, in which the most significant tendencies in the formation of a holistic view of all semantic measurements of a given phenomenon are determined. Synaesthesia is seen as a concept reflecting the form of perception, the relationship between feelings in the psyche, the results of their manifestations in specific areas of art. The information of the detailed analysis of art history research of the last decades is presented. The paper considers various approaches to the study of the structure of musical giftedness and their components. Musicality, as a fundamental and system-forming component, is analyzed in various interpretations of scientific research. The components of creativity and intellect, widely accepted by many researchers, are analyzed in the structure of musical giftedness from the point of view of creative compositional activity. A new component is introduced into the structure of musical

ности - духовность, которая способствует раскрытию личностных проявлений творческой деятельности композиторов. Рассмотрение последовательности предложенных структурных компонентов музыкальной одаренности позволит далее более полно проследить взаимосвязь их с синестезией.

Ключевые слова: синестезия, музыкальная одаренность, музыкальность, креативность, интеллект.

giftedness - spirituality, which helps to reveal personal manifestations' of the creative activity of composers. Consideration of the sequence of the proposed structural components of musical giftedness will further allow us to more fully trace their relationship to synaesthesia.

Keywords: synesthesia, musical giftedness, musicality, creativity, intelligence.

Лосева Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального образования Иркутского государственного университета E-mail: loseva@bk.ru

Loseva Svetlana Nikolaevna, Candidate of psychological sciences, Associate Professor at the Department of Musical Education at the Irkutsk State University E-mail: loseva@bk.ru

Получено 30.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.