Научная статья на тему 'ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ – ГОРДОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ'

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ – ГОРДОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
643
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ – ГОРДОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

любовью к сюжету, и к действующим лицам оного, так это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыносимого наслаждения, когда писал ее». Я привела эти тексты, чтобы не быть голословной. По моему мнению, лучшей, более яркой и убедительной иллюстрацией одаренности как способности к творчеству -способности развития деятельности по своей инициативе -найти невозможно! Для своего времени Теплов ушел далеко вперед. Эксперимент иллюстрирующий выделенное им качество крупного творца как одаренность открыт через 30 лет, но он к этому подошел словами из Евангелия как «Видящий».

ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ - ГОРДОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Кабардов М. К., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии, kabardov@mail.ru

DOI:

Я хочу в своем выступлении подчеркнуть разностороннюю одаренность Б.М. Теплова и значимость его исследований.

Продолжу начатые воспоминания о Борисе Михайловиче, выдающемся ученом, даже я бы сказал, гениальном. С каждым разом, с каждым юбилеем, и между юбилеями, читая его работы, его труды, убеждаюсь, насколько он действительно, гениален. Очень хорошо сказал о Борисе Михайловиче Дмитрий Викторович Ушаков, подчеркнув его роль для института и психологической науки. Если вы посмотрите портретную галерею в этом зале, вы увидите на задней стене всего три портрета: Б.М. Теплова, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейна. Это крупнейшие фигуры нашей ответственной и мировой психологи. Вспоминая Бориса Михайловича Теплова, создателя дифференциальной психологии, психофизиологии, невозможно не упомянуть о той роли, том значении, которое в настоящее время приобретает дифференциальная психология.

У меня под его влиянием в практике преподавательской работы в системе психологической подготовки учителей - и решении постоянных вопросов, связанных с взаимодействием учителя с учениками сформировался принцип «Дифференциация без дискриминации!», ставший девизом моих теоретических и практических разработок. Казалось бы, лет тридцать прошло с тех пор, как я выступил с этим лозунгом, но и сейчас мы все знаем, что ситуация еще больше обостряется, в частности, с введением всеобщей цифровизации. Поэтому надо бы нам, психологам, и всем психолого-педагогическим силам, осуществляющим гуманистический подход, постараться обходиться без дискриминации.

Диана Борисовна упомянула о фигуре Л.С. Выготского, замечательном нашем ученом, одногодке Б.М. Теплова. Действительно, 1896 год подарил миру много выдающихся психологов. В том числе тех, которых мы чтим, к которым чаще всего обращаемся. Это Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.А. Бернштейн, знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже. Они украсили мировую науку своим выдающимися вкладами. Добавлю о Б.М. Теплове то, о чем пишут известные историки психологии М.Г. Ярошевский и А.В. Петровский: они в своих книгах не забывают отметить роль его личности в общении, его обаяние. Об этом же говорил один из его выдающихся учеников, Натан Семенович Лейтес, он

11

рассказывал, что, когда Теплов выступал, зал был переполнен, и существовала такая ходячая фраза: «Идем на Теплова», настолько он интересно и содержательно говорил. Видимо, эти его обаяние и высочайший интеллект способствовали ярким достижениям в науке - в дифференциальной психологии, военной психологии, психологии способности и одаренности, истории психологии. При этом он был кадровым военным около 20 лет.

Говорить о Теплове можно очень много, о Теплове как личности, вокруг которого всегда группировались ученые, деятели культуры, деятели различных естественных и гуманитарных сфер науки и образования. И действительно, будучи выходцем из дворянской семьи, окончивший гимназию для дворян мальчиков и окончив музыкальную школу, он поступил в МГУ на философский факультет, а с 2 курса его взяли в армию. Вот с этого времени он, фактически, до 1933 был кадровым военным, и, одновременно, он работал с сотрудниками института психологии.

Б.М. Теплов как историк психологии

М.Г. Ярошевский писал о Б.М. Теплове: «Теплов острее, чем кто-либо другой, испытывал огромную ответственность за психологию как науку. Он как бы проверял на себе эффективность ее производных, подобно тому, как медик на себе проверяет действие лекарств. Чувство огромной ответственности за каждое суждение, каждый вывод побуждало Б.М. Теплова публиковать лишь немногое, хотя стенограммы многих его лекций и выступлений можно было печатать как оригинальные статьи. А его университетский курс истории психологии составил бы прекрасную книгу. Но Б.М. Теплов на это не шел. По известной оствальдовской классификации, он был ученый-классик, стремившийся к строгости и завершенности своих построений и считавший неэтичным делать всеобщим достоянием идеи, которые им самим оценивались как недостаточно обоснованные. Столь же неэтичным он считал пересказывать в печати на разные лады однажды опубликованное» (1998, с. 8).

Не могу не упомянуть о высочайшей оценке личности и многогранного таланта Б.М. Теплова, которую дал А.В. Запорожец в своих воспоминаниях: «... Б.М.Теплов не только автор известных научных трудов, но и замечательная, щедро одаренная личность, человек высокой культуры, глубокого ума и поразительного обаяния».

Как подлинный мастер науки, он испытывал органическое отвращение к любым проявлениям поверхностного дилетантизма. Все, что Борис Михайлович знал и делал, он знал и делал отлично, превосходно. В исследовании музыкальных способностей он обнаружил себя и выдающимся психологом, и профессиональным музыкантом, тонким знатоком этого искусства. Историей психологической науки, в частности историей зарубежной психологии, он занимался как подлинный историк-исследователь, не довольствуясь (как подчас делается) ознакомлением с материалами, взятыми из вторых рук, а изучая оригиналы, написанные на разных (современных и древних) языках. Исследуя механизмы зрения, затем природу индивидуальных различий, он выступил и как психолог, и как физиолог, став общепризнанным авторитетом в области высшей нервной деятельности человека» (Запорожец, 1997, с. 29).

Хочу упомянуть и о двух сборниках, подготовленных в сотрудничестве двух институтов - ИП РАН и ПИ РАО. Присутствующая здесь Елена Петровна Гусева была в группе, которая подготовила эти сборники, где собраны материалы и статьи Б.М. Теплова, ранее опубликованные и неопубликованные (без купюр, и с очень хорошими комментариями). Одна книга издана в 2003 году и называлась «Психология музыкальных способностей». Правда, еще

туда вошли «Ум полководца» и ряд других работ, по психологии способностей. И вторая книга - «Труды по психофизиологии индивидуальных различий» (2004), в которой опубликованы статьи Б.М. Теплова, написанные в последние годы жизни, когда он глубоко и усиленно занимался внедрением методов объективного изучения природы индивидуальных различий. Эти книги опубликованы в серии «Мастера психологической мысли» под редакцией А.Л. Журавлева (Отв. ред. Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, В.А. Кольцова, О.Е. Серова. М., 2003).

Мы сегодня с вами собрались именно в день рождения Бориса Михайловича. Мы долго сверяли документы с Еленой Петровной Гусевой, и на поверку получается, что он все-таки родился 21 октября, а не 20-го. Так что я вас всех поздравляю с днем рождения столь любимого нами Ученого.

Очень интересные материалы представлены методологом и историком психологии И.Н. Семеновым. Им выделяются «ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. Теплова, которая внесла существенный вклад в развитие психологического познания и университетского образования в стране, а также в профессиональную подготовку в МГУ психологов высшей квалификации». (И.Н. Семенов, 2017: и настоящий сборник).

Б.М. Теплов - служение Науке и Отечеству

Психологические проблемы военной маскировки: научные исследования под руководством Б.М.Теплова

В феврале.1916 года Б.М. участвовал в выпуске сборника «Студенчество жертвам войны», доход от продажи был передан солдатским организациям.

22 июня 1916 г еще на втором курсе Борис Михайлович был призван в действующую армию, направлен в школу прапорщиков и затем на фронт; воевал на Западном фронте, неоднократно участвовал и в наступательных, и в оборонительных операциях.

В январе 1918 вернулся в Москву, но в феврале 1919 года Б.М. вступил в ряды бойцов Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). К этому времени Борис Михайлович уже был молодым военным специалистом, и его определили на службу в Высшую стрелковую школу «Выстрел» на должность артиллерийского каптенармуса. А в июне 1919 года он был командирован в Высшую школу военной маскировки (ВШВМ) для командного состава которую закончил в 1921 году в звании инженера военной маскировки (июнь 1919 г. - октябрь 1921 г.).

После окончания в 1921 г. философского отделения историко-философского факультета Московского университета (ныне МГУ им. М.В. Ломоносова) и одновременно Высшей школы военной маскировки Б.М. Теплов начал свою научную деятельность в должности начальника отдела опытных станций и ученых исследований ВШВМ. Курсанты в школе слушали серьезные курсы математики и других технических дисциплин, которые читались крупными специалистами.

Будучи комбригом и работая по заданиям Высшего технического управления РККА, установил тесные связи с Психологическим институтом, в котором, выйдя в отставку в 1933, проработал всю свою оставшуюся жизнь. В 1945 Теплов стал заместителем директора Психологического института.

Поскольку 2021 год является юбилейным - 80-летием начала Великой Отечественной Войны, а заслуги Б.М. Теплова в создании военной психологии, следует остановиться на его выдающихся заслугах в этой отрасли науки.

В высшей школе военной маскировки Б.М. Теплов занимал должности начальника Опытных станций в Кунцеве, начальника отдела и ряд других.

По окончании школы (и университета) одно время был преподавателем этой школы, а затем был назначен начальником очень крупного и важного научно-практического учреждения по вопросам военной маскировки. Работа в этом учреждении направила внимание Бориса Михайловича на психофизиологию зрительных ощущений и восприятий. В начале 30-х годов работы в данной области были переданы в Институт психологии, в состав которого вошла Лаборатории зрительных восприятий.

Ведь звание комбрига ему было присвоено в 1921 (!!!) году. В статье «Отдел опытных станций. Пять лет» Б.М. Теплов рассматривает итоги по формированию и развитию маскировочного дела за период с 1919 по 1923 годы.

Как подчеркивал Б.М. Теплов, ни одна из западных армий не создавала такого рода наставления, свидетельствующего о широком понимании дела и тщательной разработке его техники.

Результаты научных исследований Б.М. Теплова и его сотрудников составили основу широкомасштабной маскировочной работы в годы Великой отечественной войны. Тысячи военных, промышленных, общегражданских объектов, жилых зданий, историко-культурных и архитектурных памятников были спасены от вражеских бомбардировок в Москве, Ленинграде и многих городах нашей страны. Вместе с архитектором Ионафаном обеспечивал маскировку Кремля, Мавзолея, Большого театра и центра Москвы, бомбардируемой врагом. За участие в пожаротушении зданий МГУ и Института психологии Б.М. Теплов награжден медалью «За Оборону Москвы».

Ему молодому новоиспеченному, вчерашнему царскому офицеру, давали, как мы видим, очень ответственные поручения. До 1943 года он числился в резерве командного состава РККА. Итак, молодому человеку в 21 году (ему было 25 лет) присваивают звание комбрига, (генеральское звание!). Благодаря заслуженному доверию и званию он приобрел возможность руководить очень большими массами людей и ученых, куда входили и академики. Он привлек и ряд сотрудников института в том числе, и Соколова, Шеварева, Кравкова, Беляеву-Экземплярскую, тех, которые разрабатывали проблемы восприятия, касалось это цвета соотношения фигуры и фона, восприятие, анализ и все прочее. Все это нужно было предусмотреть, чтобы разработать концепцию военной маскировки. Перед войной, все книги, все пособия по военной маскировке были изъяты из библиотек не только у нас, но и в Европе, готовились, значит. Разрабатывая тему маскировки, он не забывал говорить о том, что это военная маскировка, иногда даже писал: «Маскировка что такое?» - это обман врага, надо суметь сделать так, чтобы враг ошибался.

Борис Герасимович Ананьев не раз говорил о том, сколько Ленинградских объектов были спасены с помощью применения разработок по маскировке.

На этом долго не буду останавливаться, потому что завтра Елена Петровна на круглом столе сделает доклад с материалами, которые собраны благодаря Яне Анатольевне Тепловой, которая собрала, сохранила и передала в институтские архивы очень много семейных ценных материалов.

Да он был разносторонне одаренным человеком. С ученических школьных тетрадей, он занимался анализом художественной литературы; учился в консерватории (музыкальное образование в Московской консерватории в классе профессора К.Н. Игумнова), учился в Университете, учился в высшей школе военной маскировки. А там очень серьезные были занятия, там и математика, естественные науки, все преподавали с тем, чтоб их учесть в разработках

Поэтому, нельзя сводить всю его деятельность только к психофизиологии, хотя она была и очень важна для него, он и сам придавал этому большое значение и последние десятилетия посвятил разработке объективных способов изучения индивидуальных различий. Владимир Дмитриевич Шадриков правильно сказал, что Б.М. Теплов не ставил точку на определении способностей, хотя знаменитые три его статусных определения способностей не потеряли актуальности, - лаборатория дифференциальной психологии психофизиологии ПИ РАО и сейчас продолжает разрабатывать нейро- и дифференциально-психофизиологические проблемы индивидуальных различий в общих и специальных способностях, а также в формировании профессиональных навыков и достижений.

Как писали редакторы вышеупомянутой книги, «Б.М. Теплов с присущим ему умением обозначать смысл, существо дела, кратко определил главные этапы собственной научной деятельности (цит. по: Теплов, 2003, с. 362):

- психофизиология зрения, в том числе законы психофизиологии цвета;

- проблема музыкальных способностей, экспериментальное исследование слуховых ощущений и общие вопросы теории способностей;

- типологические особенности высшей нервной деятельности человека в связи с проблемой индивидуально-психологических различий».

Исследование способностей и их природных предпосылок и других личностных образований позволило включить проблему индивидуальных различий и индивидуальности в более широкий контекст - «учитель-метод-ученик» (М.К. Кабардов) в системе как школьного, так и профессионального образования. Предлагаемая триада отражает взаимосвязь внешних (среда, условия, образовательные модели и технологии) и внутренних (природные предпосылки, личностные установки и пр.) факторов развития и формирования индивидуальности. Как свидетельствуют факты, полученные в последние годы, эффективность деятельности в широком смысле - это благоприятное сочетание (соответствие) указанных в триаде (модели) факторов.

Комплексное (системное) изучение индивидуальных различий и индивидуальности, помимо разнообразия методов исследования, включает и три уровня их анализа: психофизиологический - относится к диагностике типологических свойств нервной системы как общих, имеющих значительную генетическую обусловленность, так и специально человеческих, соотносимых с полушарной симметрией/асимметрией; психологический -включает определение индивидуальных особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи), а также личностных особенностей: темперамента (в частности, эмоциональности, тревожности) и характера; поведенческий (социально-психологический) - включает определение успешности деятельности за длительный период с ее дифференцированным анализом. Учитываются характер межличностных отношений, особенности взаимодействия с другими людьми, а также условия формирования

соответствующих способностей (типы методов обучения, образовательные технологии и т.д.). В частности, это позволило уточнить и конкретизировать проблему соотношения типа способностей к овладению родным и иностранными языками, способов работы учителей, обладающих разными индивидуально-типологическими особенностями и предпочитаемыми способами обучения (преподавания) (Аминов, Кабардов, Осницкий, Жамбеева и др.).

Я не буду на этом останавливаться, упомяну лишь, что в Институте с Б.М. Тепловым работали многие сотрудники, которых уже, к сожалению, нет в живых: В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, И.В. Равич-Щербо, М.Н. Борисова, В.И. Рождественская, Н.С. Лейтес В.В. Суворова, Г. Туровская и многие другие. Позднее началась эпоха, когда лабораторию возглавила Эра Александровна Голубева - это имя знаменательное для нашего института, очень знаковое. Она посвятила всю свою творческую жизнь развитию идей Б.М. Теплова.

Итак, гуманитарная сфера, естественнонаучная сфера, и в конец в последние годы с приобретением электроэнцефалографических приборов и возможности измерить руками, как говориться, прощупать, начались вот эти измерения всех параметров: ЭЭГ, ЭКГ, КГР и так далее. Это все позволяло обеспечить объяснение определенных научных понятий, связанных с разработкой способностей. С разными проявлениями способностей.

Поэтому вот эта эволюцию его взглядов она не случайно и просто ограничивать психофизиологическими только особенностями невозможно, хотя сейчас это приобретает во всем мире большое значение. И за основу Борис Михайлович Теплов взял выдающиеся достижение работы Павловской школы. У меня есть работы, в которых я сравнивал «эволюцию» этого направления - от физиологической школы И.М. Сеченова-И.П. Павлова до дифференциально-психофизиологической школы Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына. И это понятие «дифференциальной психофизиологии» в память о своем учителе Теплове ввел В.Д. Небылицын. Эра Александровна постоянно подчеркивала: Школа Б.М. Теплова, но направление Б.М. Теплова - В. Д. Небылицына.

Сегодня, о научной школе и о дифференциальной психофизиологии будет говорить Владимир Владимирович Умрихин, много времени посвятивший представлению дифференциально-психофизиологической школе Теплова. Это тоже дань учеников Теплова тому, чтобы возникла эта работа и ряд других. Теплов не только психофизиолог, не только гуманитарный психолог, не только музыкант, сам исполнял, создавал в военных организациях, где он служил, создавал команды артистов-исполнителей, организовывал выступления, сам играл блестяще на фортепьяно. Вот этот знаменитый рояль, который стоит, в зале, Steinway 1876 года выпуска, приобретен благодаря Борису Михайловичу Теплову.

И очень интересно, что Борис Михайлович анализировал исполнение роли Татьяны в опере «Евгений Онегин». Семи исполнителям, которых он прослушал, записывал, фиксировал, он давал индивидуальную, портретную характеристику. Поэтому мы и говорим, что Теплов соединил в своем лице два подхода, две парадигмы, которые существуют в нашей науке: идиографический и номотетический. Идиографический подход преимущественно объединяет качественный анализ художественное описание различий индивидуальностей и проявления психического. Этим методом в разновидности биографического Борис Михайлович владел мастерски: смотрите работы «Музыкальная одаренность», «Ум полководца». И номотетический, связанный с естественнонаучным направлением,

измерением. Этот подход в полной мере развернут в дифференциально-психофизиологических исследованиях.

О работах сотрудников нашей лаборатории они сами в докладах расскажут. Напоследок покажу всем художественно исполненный сертификат, созданный моими сотрудницами, на котором слева изображен Б.М. Теплов в юности молодым офицером, а справа - знаменитым ученым в последние годы жизни. В динамике и совмещении военного начала и общепсихологических исследований.

Напоминаю, что завтра на заседании Круглого стола состоится обсуждение проблем психолологических войн, актуальных для современности и требующих не только исследований, но и разработку средств реального противостояния.

Нужно помнить, что психологическая война в современных условиях, не менее тщательно маскируется, не менее тщательно готовится. Поэтому она представляет огромную опасность, влияя на огромные массы людей всех возрастов и народов.

По существу, на данной конференции мы сформулировали методологию и методы перспективных исследований - «Дифференциальная психология сегодня: Способности. Образование. Профессионализм».

Литература

1. Голубева Э. А. Способности, личность, индивидуальность. Дубна, 2005.

2. Запорожец А. В. Мои воспоминания о Б.М. Теплове // Способности: К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубн: Феникс. С. 29-31.

3. Кабардов М. К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. М.: Смысл, 2013.

4. Семенов И. Н. Типология психологических школ Б.М.Теплова и рефлексивная персонология развития его одаренной личности // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова [электронный ресурс] / Под редакцией М.К. Кабардова, А.К. Осницкого. М.: Издательство «Перо», 2017. С. 87-100.

5. Теплов Б. М. Психологические исследования в области военно-маскировочного дела (1923-1927) / Сост. Е.П. Гусева и А.Д. Червяков. 2006.

6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Отв. ред. Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, В.А. Кольцова, О.Е. Серова. М.: М.Наука, 2003.

7. Теплов Б. М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Отв. ред. Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, В.А. Кольцова, О.Е. Серова. М.: Наука, 2004. С. 429-433.

ПОЛИФОНИЯ ТВОРЧЕСТВА Б.М. ТЕПЛОВА В ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (К 125-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ И 70-ЛЕТИЮ ЕГО ШКОЛЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ)

Семенов И.Н., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор МГПУ. i_samenov@mail.ru

DOI:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.