Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИДЕЙ Б.М. ТЕПЛОВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ КАЗАНСКИХ ПСИХОЛОГОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИДЕЙ Б.М. ТЕПЛОВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ КАЗАНСКИХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Научные идеи / Б.М. Теплов / исследования / реализация / индивидуально-типологические различия / Е.А.Климов / свойства нервной ситемы / казанские психологи.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фукин А. И.

В статье говорится о реализации идей Б.М. Теплова казанскими психологами, начиная с исследования Е.А. Климова ткачих-многостаночниц. Автор рассказывает о своих исследованиях, представляет всех авторов и темы диссертаций, выполненных в русле идей индивидуально-типологических различий, начиная с 1960-х годов по настоящее время. В итоге перечисляются основные идеи Б.М. Теплова, реализованные казанскими психологами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИДЕЙ Б.М. ТЕПЛОВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ КАЗАНСКИХ ПСИХОЛОГОВ»

differential manifestations J Clin Exp Neuropsychol 2016 Nov;38(9):1050-63. doi: 10.1080/13803395.2016.1188890. Epub 2016 Jun 13.

4. Mistry S., Harrison J., Smith D., Escott-Price V., Zammit St. The use of polygenic risk scores to identify phenotypes associated with genetic risk of bipolar disorder and depression: A systematic review J Affect Disord 2018 Jul;234:148-155. doi: 10.1016/j.jad.2018.02.005. Epub 2018 Feb 15.

5. Parnas J., Sandsten K., Vestergaard Cl., Nordgaard J. Schizophrenia and Bipolar Illness in the Relatives of University Scientists: An Epidemiological Report on the Creativity-Psychopathology Relationship Front Psychiatry 2019 Apr 2;10:175. doi: 10.3389/fpsyt.2019.00175. eCollection 2019

6. Pearlson G., Folley Br. Schizophrenia, psychiatric genetics, and Darwinian psychiatry: an evolutionary framework Schizophr Bull 2008 Jul;34(4):722-33. doi: 10.1093/schbul/sbm130. Epub 2007 Nov 21.

7. Rybakowski J., Klonowska P., Patrzala A., Jaracz J/ Psychopathology and creativity Psychiatr Pol Nov-Dec 2006;40(6):1033-49.

8. Sandsten K., Nordgaard J., Parnas J. Creativity and psychosis Ugeskr Laeger . 2018 Aug 6;180(32):V02180141.

9. Srinivasan S., Bettella Fr. & Mattingsdal M. (2016). Genetic Markers of Human Evolution Are Enriched in Schizophrenia. Biol Psychiatry, Aug 15; 80 (4), 284-292. doi: 10.1016/j.biopsych.2015.10.009

РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИДЕЙ Б.М. ТЕПЛОВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ

КАЗАНСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Фукин А. И., Казань (Россия), доктор психологгических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и предпринимательства ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова», aifukin@yandex.ru

DOI:

В статье говорится о реализации идей Б.М. Теплова казанскими психологами, начиная с исследования Е.А. Климова ткачих-многостаночниц. Автор рассказывает о своих исследованиях, представляет всех авторов и темы диссертаций, выполненных в русле идей индивидуально-типологических различий, начиная с 1960-х годов по настоящее время. В итоге перечисляются основные идеи Б.М. Теплова, реализованные казанскими психологами.

Ключевые слова. Научные идеи, Б.М. Теплов, исследования, реализация, индивидуально-типологические различия, Е.А.Климов, свойства нервной ситемы, казанские психологи.

REALIZATION OF B.M. TEPLOV'S SCIENTIFIC IDEAS IN THE RESEARCH OF

KAZAN PSYCHOLOGISTS

Fukin A. I., Kazan (Russia), Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Department of Psychology of Labor and Entrepreneurship, Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov, aifukin@yandex.ru

The article talks about the implementation of the ideas of B.M. Teplov by Kazan psychologists, starting with the study of E.A.Klimov weavers-multitouch. The author tells about his

research, presents all the authors and topics of dissertations carried out in line with the ideas of individual typological differences, from the 1960s to the present. As a result, the main ideas of B.M. Teplov implemented by Kazan psychologists are listed.

Keywords: scientific ideas, B.M. Teplov, research, implementation, individual typological differences, E.A. Klimov, properties of the nervous system, Kazan psychologists.

С именем Б.М. Теплова в особой степени связаны достижения в разработке проблем индивидуальных различий. Особенно интенсивно реализация идеи индивидуально-типологических различий осуществлялась в Казани, начиная с исследований Е.А. Климова под руководством В.С. Мерлина. Началом этого стала дипломная работа Е.А. Климова в 1953 году, и в продолжении кандидатская диссертация на тему «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов», защищенную им в 1959 году в Москве в Психологическом институте АПН РСФСР. По окончании университета в 1953 году, Е.А. Климова по распределению оставляют работать ассистентом кафедры педагогики и психологии Казанского университета. Работая в университете, он с 1953 по 1956 год работает на полставки учителем логики и психологии в средней школе №1 Казанской железной дороги, c 1957 по 1959 год сотрудничает на общественных началах с городским отделом профтехобразования. В итоге этого сотрудничества был организован Казанский филиал лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ, который Е.А. Климов возглавлял до 1964 года. Данный филиал располагался в ремесленном училище №10. Здесь он организует группу сподвижников - молодых инженеров, учителей, преподавателей вузов. Среди них - М.Г. Субханкулов, Л.А. Попович, Л.В. Петропавловская, М.Р. Щукин, и др. Ему и его группе удалось подготовить и внедрить эффективную программу и методы профессионального обучения токарей, основанных на идеях П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной. В конце 1950-х годов в группу единомышленников «вливаются» достаточно зрелые в профессиональном отношении спортивные работники. Это заслуженный тренер РСФСР по акробатике Б.И. Якубчик, лучший тренер федерации акробатики СССР А.Я. Михайлов, мастер спорта по акробатике В.П. Мерлинкин, мастер спорта международного класса, призер чемпионата Европы по гребле на байдарках В.М. Шадрин, преподаватели вузов А.П. Кашин, Н.И. Петрова. Они активно ведут психологические исследования в трудовой, учебной и спортивной деятельности по определению влияния типологических особенностей специалистов на формирование индивидуального стиля деятельности. Молодые ученые участвуют в научно - практических конференциях, публикуют научные статьи. В середине 1960-х годов ученики Е.А. Климова начинают защищать кандидатские диссертации. Надо сказать, в те годы диссертационных советов в Казани еще не было. Соискателям кандидатских степеней приходилось защищаться в Психологическом институте АПН РСФСР (г. Москва) или в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И. Герцена. C 1965 по 1967 год защитились наиболее активные соискатели: Б.И. Якубчик по теме «Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсмена-акробата и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий»; М.Р. Щукин «Некоторые типологически обусловленные особенности усвоения начальных трудовых умений в условиях эмпирически полной ориентировки в задании»; М.Г. Субханкулов «Индивидуально-типологические различия в

172

скоростных приемах труда у учащихся токарей-универсалов»; В.М. Шадрин «Некоторые типологические особенности в формировании навыка равновесия при обеспеченной обратной связи»; Н.И. Петрова «Индивидуальный стиль работы учителя-словесника на уроке в связи с подвижностью нервной системы»; В.П. Мерлинкин «Некоторые типологически обусловленные особенности деятельности спортсменов-акробатов на начальных этапах формирования мастерства». Венцом исследований этой плеяды молодых ученых города Казани стала защита докторской диссертации Е.А. Климова на тему «Индивидуальные особенности трудовой деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы» в 1968 году и издание в 1969 году монографии «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы». После защиты докторской диссертации Е.А. Климова приглашают работать во Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально технического образования в г. Ленинград, куда он и переезжает на место жительства. Переезд Е.А. Климова не снизил активность в научных исследованиях казанских психологов по реализации научных идей Б.М. Теплова. В 1970 году на кафедру педагогики и психологии КГУ приходит работать Н.М. Пейсахов, защитивший кандидатскую диссертацию в Психологическом институте АПН РСФСР. Под его руководством открывается лаборатория психофизиологических проблем высшего образования, которая начинает проводить комплексные исследования студентов КГУ. Для проведения массовых внелабораторных исследований студентов (о которых в свое время ратовал Б.М. Теплов [3]) необходим был инструментарий. Была сформирована инженерно-научная группа по разработке портативной аппаратуры для исследования индивидуально-психологических различий человека, в состав которой вошли: кандидат психологических наук, доцент А.П. Кашин, старшие инженеры Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов. В основу разработки инструментария были положены принципы Б.М. Теплова «изучения свойств типа нервной системы», подтвержденные экспериментами В.Б. Небылицына. В результате работы данной группы, был разработан и изготовлен портативный электронный прибор «Нейрохронометр», разработана комплексная программа психофизиологических обследований и составлены диагностические шкалы[2]. Применение прибора «Нейрохронометр» позволяло определять свойства нервной системы: «силу - слабость НС», «подвижность НС», «лабильность НС». В 1970 - 80 годы прибор получил широкую известность среди спортивных психологов и психологов труда. В 1970 годы при лаборатории психофизиологических проблем высшего образования начинает работать постоянно действующий методологический семинар, руководимый доцентом Н.М. Пейсаховым. Этот семинар посещали начинающие педагогическую деятельность молодые ученые: Р.В. Габдреев, А.Л. Попов, Л.В. Петропавловская, Т.В. Бундыч, С.И. Асфандиярова, Ю.С. Наживин, Н.Д. Бобырев, А.О. Прохоров, Л.М. Попов, И.И. Насыров, А.И. Фукин, Ю.А. Цагарелли. В конце 1970 -начале 80-х годов большинство из них защитили кандидатские диссертации, кто по педагогическим, кто по психологическим наукам (не буду говорить о работах, не связанных с идеями Б.М. Теплова). В русле же идей Б.М. Теплова в 1980 году в Ленинградском университете кандидатскую диссертацию защищает Ю.А. Цагарелли на тему «Психологическое исследование музыкальности как профессионально-важного качества (на примере инструменталистов и дирижеров). В 1981 году А.О. Прохоров в том же университете защищает диссертацию на тему «Влияние спортивной подготовки на психофизиологическую

реактивность студентов». А в 1982 году я (А.И. Фукин - автор этой статьи) там же, в Ленинградском университете защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические факторы, обусловливающие успешность деятельности слесарей-сборщиков конвейерного производства». Получилось так, что вся моя последующая научная деятельность оказалось посвященной реализации идей Б.М. Теплова - исследованиям индивидуально-типологических особенностей работников профессиональной деятельности [1; 4; 5]. Имя Бориса Михайловича Теплова я впервые услышал в 1973 году на Всесоюзном симпозиуме «Психический стресс в спорте», который проходил в г. Пермь. В симпозиуме принимали участие спортивные психологи и тренеры сборных команд по различным видам спорта: Б.А. Вяткин, Л.Д. Гиссен, А.Д. Ганюшкин, О.В. Дашкевич, Ю.Я. Киселев, В.П. Мерлинкин, С.Д. Неверкович,

A.О. Прохоров, А.В. Родионов, О.А. Сиротин, Ю.Л. Ханин, Н.А. Худадов, Б.И. Якубчик и другие. Научным руководителем симпозиума был известный в стране психолог - Вольф Соломонович Мерлин. В своих выступлениях В.П. Мерлинкин, Б.И. Якубчик (ученики Е.А.Климова) и другие участники, ссылались на идеи Б.М. Теплова, приводили результаты исследований индивидуально-типологических особенностей спортсменов в их взаимосвязи с успешностью выступлений на соревнованиях. Выступления ученых и особенно комментарии

B.С.Мерлина произвели на меня неописуемое впечатление, которое сохранилось у меня до сих пор. Наверное, потому что я впервые участвовал во всесоюзном научном форуме и делал первые шаги в науку. Дело в том, что моя научно-исследовательская деятельность началась в 1971 году, то есть ровно пятьдесят лет тому назад, в Казанском государственном педагогическом институте. После завершения учебы на факультете физического воспитания в 1969 году, меня, как молодого специалиста, оставили работать ассистентом кафедры гимнастики. Заведовал кафедрой В. П. Мерлинкин - кандидат психологических наук, мастер спорта СССР по акробатике, ученик Е.А. Климова. Следуя примеру своего учителя Е.А .Климова, В.П. Мерлинкин, для привлечения к научной деятельности молодых преподавателей, организовал при кафедре общественную лабораторию психофизиологических исследований спортивной и трудовой деятельности, куда вошли молодые преподаватели факультета физического воспитания, в том числе и я. Лаборатория стала центром хоздоговорных работ с промышленными предприятиями. Работая в лаборатории на полставки младшего научного сотрудника, я увлекся психологией и прошел все этапы развития ученого: от соискателя научной степени до доктора наук. Надо сказать, что пример Евгения Александровича Климова был очень позитивен и дал хорошие результаты в развитии Казанской психологической школы. В Казанском авиационном институте Р.В. Габдреев организует открытие кафедры инженерной психологии и, в последующем, открывает Диссертационный совет по специальности 19.00.13 - психология развития и акмеология. На кафедре психологии Казанского педагогического института под руководством А.О.Прохорова разворачиваются исследования по психологии психических состояний. В Казанской консерватории Ю.А. Цагарелли начинает разработку методов и портативной аппаратуры для исследования индивидуально-типологических особенностей человека -«Активациометр». В 1990-е годы защитили докторские диссертации: Ю.А. Цагарелли на тему «Психология музыкально-исполнительской деятельность»; Р.В. Габдреев на тему «Психологические резервы инженерной подготовки»; А.О. Прохоров на тему «Функциональные структуры психических состояний»; Л.М. Попов на тему «Психология

самодеятельности»; А.И. Фукин на тему «Психология конвейерного труда»; Р.Ф. Сулейманов на тему «Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста».

В резюме можно сказать, что казанские психологи, начиная с 1950-х годов, интенсивно проводили исследования в ракурсе идей Бориса Михайловича Теплова. В частности, исследованиями Е.А. Климова, Ю.А. Цагарелли, А.И. Фукина, Р.Ф. Сулейманова были подтверждены гипотезы: 1) способности могут быть выявлены только на основе анализа особенностей деятельности; 2) успешность деятельности зависит от комплекса способностей; 3) в широких пределах возможна компенсация одних способностей другими; 4 одинаковой успешности в деятельности могут достичь люди с разной степенью выраженности того или иного свойства, но при этом различия по свойствам выступают в процессуальной стороне деятельности. Большим вкладом казанских психологов в реализации идей Б.М. Теплова послужило внедрение в практику портативной аппаратуры для исследования индивидуально-психологических различий человека.

Литература

1. Ильин Е.П., Фукин А.И. Дифференциальная психофизиология профессиональной и учебной деятельности. Казань: Изд-во УЭУП «Таглимат», 1997. 102 с.

2. Пейсахов Н.М., Кашин А.П., Баранов Г.Г., Вагапов Р.Г. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека. Казань: Изд-во КГУ, 1976. 278 с.

3. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 328 с.

4. Фукин А.И. Дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности: Учебное пособие. Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2004. 116 с.

5. Фукин А.И. Психология конвейерного труда. М.: ПЕР СЭ, 2003. 240 с.

Раздел 3. Биологические основы индивидуальности: современные представления о типах ВНД человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности

НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА» У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аминов Н. А., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, aminovpirao@yandex.ru

Осадчева И. И., Москва (Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, irinaosadcheva@yandex.ru.

DOI:

В докладе сделана попытка исследования условий формирования характеров учащихся. Согласно теориям И.П.Павлова и М. Аптера, характер формируется в процессе взаимоотношений людей, в процессе воспитания и образования, и имеет структуру, состоящую из трех главных компонентов: когнитивный, моторный и аффективный.

Ключевые слова: структура характера, сигнальные системы, переключение, реверсивная теория, способности, воспитание.

NEW APPROACH TO RESEARCH OF CONDITIONS OF FORMATION OF "HUMAN CHARACTER" IN SCHOOLCHILDREN AND STUDENTSIN THE PROCESS OF

EDUCATION AND UPBRINGING

Aminov N. A. Moscow (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, aminovpirao@yandex.ru

Osadcheva I. I. Moscow (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, irinaosadcheva@yandex.ru

The report attempts to study the conditions for the formation of the characters of students. According to the theories of I.P. Pavlov and M. Apter, character is formed in the process of human relations, in the process of education and education, and has a structure consisting of three main components: cognitive, motor and affective.

Keywords: character structure, signal systems, switching, reversible theory, abilities, education.

В соответствии с традициями лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ФГБНУ «Психологического института РАО», предприняты исследования, позволяющие представить структуру человеческих характеров. Опираясь на природу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.