3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1947. 355 с.
4. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология. 3-е изд. М., 1948.
5. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 108-130.
6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. 536 с.
7. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2008. 368 с.
К ПРОБЛЕМЕ ОДАРЕННОСТИ СТРАДАЮЩИХ ШИЗОФРЕНИЕЙ
Тарасова С.Ю., Москва (Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, syutarasov@yandex.ru
DOI:
Проведено исследование 30 взрослых лиц, имеющих диагноз «шизофрения» (F20). 20 мужчин и 10 женщин, возраст от 18 до 60 лет. Цель исследования - изучение у больных шизофренией проявлений одаренности по результатам патопсихологической диагностики, а также в процессе психологического консультирования. В процессе психологического сопровождения мы опирались на одаренность как на «сохранное звено». Мы понимаем одаренность как способность к творчеству.
Ключевые слова: шизоидная организация личности, оригинальность мышления, одаренность, психологическое консультирование.
TALENT AS A PERSONALITY RESOURCE OF PEOPLE WITH SCHIZOTYPAL
PERSONALITY
Tarasova S.Yu., Moscow (Russia), Psychological Institute of Russian Academy of Education, Psychotherapy Center Alvian.
Talent is considered as a personality resource. We see talent as aptitude for creative activity. The main consideration in the analysis of talent was originality determined by experts as a result of their assessment of the participants' verbal and graphic production. Originality of thinking was determined via the pathopsychological test. Talent as a personality resource was examined based on pathopsychological diagnostics, as well as in the process of psychological counseling. For people with schizotypal personality talent acts as a resource in the process of psychological rehabilitation. We have developed, tested and implemented a thematic plan for the psychological support of people with schizotypal personality. For each patient the plan transforms into an individual rehabilitation programme. The results of empirical research can be used in training of clinical psychologists. During research-based learning clinical psychology students learn how to identify talent in schizotypal personality. This is important for clinical psychologist qualification.
Keywords: schizotypal personality; originality of thinking; talent; personality resource; clinical psychology students; learning in the workshop; clinical case analysis.
Проблема взаимосвязи творчества и психических расстройств обсуждается давно, но особенно важна сегодня в связи с актуальностью темы одаренности [2, 5, 7, 8]. Известны факты, когда вошедшие в историю деятели науки и искусства страдали шизофренией. Шизофрению как комплексное явление активно изучают нейропсихологи, нейрофизиологи, представители когнитивных наук [1, 3, 4, 6, 9]. Возможно, она является побочным продуктом эволюции мозга человека, а также когнитивных функций как оригинальности мышления. Еще Ю.Ф. Поляков показал, что страдающие шизофренией успешнее решают познавательные задачи, больные в 4 раза чаще, чем здоровые, правильно опознают маловероятные стимулы. Именно оригинальность мышления может помогать формировать приемы опосредствования, говоря словами Л.С. Выготского, умение в максимальной степени использовать свои природные данные.
Нами было проведено исследование 30 взрослых лиц, имеющих диагноз «шизофрения» (F20). 20 мужчин и 10 женщин, возраст от 18 до 60 лет. Цель исследования - изучение у больных шизофренией проявлений одаренности по результатам патопсихологической диагностики, а также в процессе психологического консультирования. В процессе психологического сопровождения мы опирались на одаренность как на «сохранное звено». Мы понимаем одаренность как способность к творчеству.
Материалы и методы исследования. Развернутая клиническая беседа. Патопсихологическое обследование. Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Образные субтесты Е. Торранса. Незаконченные предложения. Анализ словесной и графической продукции больных. Специалисты, искусствовед и художник, предоставили экспертное мнение проявлений одаренности пациентов. О цели исследования эксперты не знали.
Исследование проводилось на базе негосударственной психиатрической клиники г. Москвы. Было обследовано 30 больных. Критерии включения в исследование: верифицированный обследованием врача-психиатра диагноз шизофрении (F20), наличие информированного согласия на участие в исследовании. В нашей работе акцент сделан на качественном анализе содержания вербальной или графической продукции больных, проходящем через всю батарею методик. Оригинальность мышления определялась с помощью патопсихологического обследования, методики ТАТ, субтестов Е. Торранса, незаконченных предложений - такая батарея методик позволяет взаимно проверить результаты.
Результаты и их обсуждение. По результатам исследования, у всех пациентов присутствует оригинальность мышления. Мы понимаем оригинальность мышления, в частности, как легкую актуализацию латентных признаков предметов. Согласно экспертному заключению, 5 пациентов можно назвать одаренными. Мы разделяем силу обобщения и оригинальность мышления. Сила обобщения как глубинное понимание может быть присуща как здоровому с точки зрения психиатрии человеку, так и страдающему шизофренией. Оригинальность мышления как легкая актуализация латентных признаков предметов свойственна страдающим шизофренией.
Опишем типичный случай. В исследовании участвовала девушка 18 лет с художественными способностями, которая учится в школе дизайна. Присутствует оригинальность мышления. Общее между ежиком и молоком видит в том, что «если ежика раскрошить в труху - будет жидкость»; различаются тем, что «еж статичный, молоко
принимает различные формы». В ответ на стимульное словосочетание «кровь и керосин» отвечает, что «из них можно сделать бассейн, все норм, но цвет и затратность разные». «Разлука» в пиктограмме - решетка, «печаль» - чашка с дымящимся чаем. На стимул «счастье» нарисовала кровать и прокомментировала, что «счастье - это легко подниматься по утрам». «Война» - «обглоданная кость как голод и смерть» (нарисовала пустой холодильник и кость). Следует отметить, что ассоциацию с голодом можно трактовать не как оригинальность мышления, а как глубинное понимание. Неслучайно польский психиатр А. Кемпински описывал страдающих шизофренией как людей, очень чувствительных к общественной несправедливости, способных на самопожертвование во время войны.
Опишем случай девушки 18 лет из группы одаренных пациентов. Девочка учится в художественном колледже. Увлекается аниме, японской культурой. Присутствует оригинальность мышления. Общее между подушкой и небоскребом видит в том, что «ткань и здание имеют сетчатую структуру». «Кровь и керосин питают лампу и нас». Пиктограмма: «война» - каска с белым голубком. «Строгая учительница» - учительница, плечи и голова которой нарисованы с помощью углов, «угловатый человечек, злой». На стимул «болезнь» изобразила сжавшегося в комок человека, всего в сыпи; «богатство» - сидящий в молитвенной позе человек, от него исходит сияние благодаря его «душевному спокойствию». По поводу печали рассказывает: «Признак одиночества - большая черная собака. Она - я, я к ней привыкла, она - отражение меня и грызет меня, и любит, и ненавидит меня. Как громко она лает!». Присутствует идея воздействия - «большая черная собака, которая и любит, и ненавидит одновременно». Своеобразие мышления и эмоциональной сферы также проявилось в образных субтестах Е. Торранса и названиях к рисункам: «пасть», «сознание», «кусь», «сервант без ключей от дверцы».
Мы работаем с пациентами по ориентировочному тематическому плану, который в каждом конкретном случае превращается в индивидуальную программу коррекции. В практической работе мы ориентируемся на психотерапию творческим самовыражением М.Е. Бурно. В настоящем исследовании курс индивидуального психологического консультирования продолжался 5-6 месяцев. Динамику состояния больного оценивал лечащий врач-психиатр. По результатам исследования, у 5 одаренных пациентов выявлена выраженная положительная динамика. Кроме того, у всех участников исследования уровень враждебности по результатам методики Басса-Перри понизился статистически значимо (р=0.05).
Таким образом, можно опираться на способность к творчеству при психологическом консультировании страдающих шизофренией.
Литература
1. Чередникова Т.В. Современные нейропсихологические, нейрогенетические и нейроматематические концепции нарушений мышления при шизофрении: обзор [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 1(15). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421100116/0011.
2. Brüne M. Schizophrenia-an evolutionary enigma? Neurosci Biobehav Rev 2004 Mar;28(1):41-53. doi: 10.1016/j.neubiorev.2003.10.002.
3. Karagiannopoulou L., Karamaouna P., Zouraraki Chr., Roussos P., Bitsios P., Giakoumaki St. Cognitive profiles of schizotypal dimensions in a community cohort: Common properties of
170
differential manifestations J Clin Exp Neuropsychol 2016 Nov;38(9):1050-63. doi: 10.1080/13803395.2016.1188890. Epub 2016 Jun 13.
4. Mistry S., Harrison J., Smith D., Escott-Price V., Zammit St. The use of polygenic risk scores to identify phenotypes associated with genetic risk of bipolar disorder and depression: A systematic review J Affect Disord 2018 Jul;234:148-155. doi: 10.1016/j.jad.2018.02.005. Epub 2018 Feb 15.
5. Parnas J., Sandsten K., Vestergaard Cl., Nordgaard J. Schizophrenia and Bipolar Illness in the Relatives of University Scientists: An Epidemiological Report on the Creativity-Psychopathology Relationship Front Psychiatry 2019 Apr 2;10:175. doi: 10.3389/fpsyt.2019.00175. eCollection 2019
6. Pearlson G., Folley Br. Schizophrenia, psychiatric genetics, and Darwinian psychiatry: an evolutionary framework Schizophr Bull 2008 Jul;34(4):722-33. doi: 10.1093/schbul/sbm130. Epub 2007 Nov 21.
7. Rybakowski J., Klonowska P., Patrzala A., Jaracz J/ Psychopathology and creativity Psychiatr Pol Nov-Dec 2006;40(6):1033-49.
8. Sandsten K., Nordgaard J., Parnas J. Creativity and psychosis Ugeskr Laeger . 2018 Aug 6;180(32):V02180141.
9. Srinivasan S., Bettella Fr. & Mattingsdal M. (2016). Genetic Markers of Human Evolution Are Enriched in Schizophrenia. Biol Psychiatry, Aug 15; 80 (4), 284-292. doi: 10.1016/j.biopsych.2015.10.009
РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИДЕЙ Б.М. ТЕПЛОВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ
КАЗАНСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Фукин А. И., Казань (Россия), доктор психологгических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и предпринимательства ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова», aifukin@yandex.ru
DOI:
В статье говорится о реализации идей Б.М. Теплова казанскими психологами, начиная с исследования Е.А. Климова ткачих-многостаночниц. Автор рассказывает о своих исследованиях, представляет всех авторов и темы диссертаций, выполненных в русле идей индивидуально-типологических различий, начиная с 1960-х годов по настоящее время. В итоге перечисляются основные идеи Б.М. Теплова, реализованные казанскими психологами.
Ключевые слова. Научные идеи, Б.М. Теплов, исследования, реализация, индивидуально-типологические различия, Е.А.Климов, свойства нервной ситемы, казанские психологи.
REALIZATION OF B.M. TEPLOV'S SCIENTIFIC IDEAS IN THE RESEARCH OF
KAZAN PSYCHOLOGISTS
Fukin A. I., Kazan (Russia), Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Department of Psychology of Labor and Entrepreneurship, Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov, aifukin@yandex.ru
The article talks about the implementation of the ideas of B.M. Teplov by Kazan psychologists, starting with the study of E.A.Klimov weavers-multitouch. The author tells about his