Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ'

СУБЪЕКТИВНЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренные подростки / психологическое благополучие / жизнестойкость / самоэффективность / субъектность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Е. Н., Микляева А. В.

Описаны предикторы психологического благополучия подростков, обучающихся на специализированных образовательных программах для учащихся с признаками одаренности. Регрессионный анализ позволил включить в число таких предикторов жизнестойкость, самоэффективность и субъектность, причем субъектность является предиктором, специфичным для выборки подростков с признаками одаренности (в сравнении с подростками с обычным уровнем развития).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волкова Е. Н., Микляева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ»

духовным - интеллектуальным и эмоциональным - содержанием...» [7, с. 51]. Нам представляется, что это может быть отнесено не только к зрелой, но и развивающейся личности. «Значительным» потом станет тот, кто поглощен деятельностью, видит в ней смысл жизни. Таким образом, становление одаренности происходит не в силу высоких специальных способностей, а в результате доминирования познавательной мотивации, определенной личностной зрелости и готовности к деятельности. Это позволяет говорить о необходимости переоценки приоритетов как в подходах к одаренности, так и в образовании.

Литература

1. Артеменков С.Л. Упорядоченные сети частных корреляций в психологических исследованиях // Моделирование и анализ данных. 2021. Том 11. № 2. С. 31-50.

2. Артеменков С.Л., Богоявленская Д.Б., Жукова Е.С. «Интеллектуальная и мотивационная компоненты в лонгитюдном исследовании одаренности» // Интернет-журнал «Проблемы современного образования». 2021, №1. С.47-61.

3. Богоявленская Д.Б. Метод исследования и идентификации творческих способностей// Современная экспериментальная психология / Под ред. В. А. Барабанщикова. В 2-х т. Москва: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. С. 361-373.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991, 349 с.

5. Жукова Е.С. Богоявленская Д.Б. Анализ идеи «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) в исследовании становления одаренности на примере младшего школьного и раннего подросткового возраста // Актуальные проблемы культурно-исторической психологии: материалы Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии (Новосибирск, 1719 ноября 2020 г.). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020, С. 278-284.

6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей// Избранные труды. В 2 т. / Т.1. М.: Педагогика. 1985. 329 с.

СУБЪЕКТИВНЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ПРИЗНАКАМИ

ОДАРЕННОСТИ

Волкова Е. Н. Санкт-Петербург (Россия), доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, envolkova@yandex. ru

Микляева А. В. Санкт-Петербург (Россия), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, a.miklyaeva@gmail. com

DOI:

Описаны предикторы психологического благополучия подростков, обучающихся на специализированных образовательных программах для учащихся с признаками одаренности. Регрессионный анализ позволил включить в число таких предикторов жизнестойкость, самоэффективность и субъектность, причем субъектность является предиктором, специфичным для выборки подростков с признаками одаренности (в сравнении с подростками с обычным уровнем развития).

Ключевые слова: одаренные подростки, психологическое благополучие, жизнестойкость, самоэффективность, субъектность.

SUBJECTIVE RESOURCES OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF ADOLESCENTS ENROLLED IN SPECIALIZED EDUCATIONAL PROGRAMS FOR GIFTED STUDENTS

Volkova E. N. Saint Petersburg (Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Leading Researcher, Herzen State Pedagogical University of Russia

Miklyaeva A. V. Saint Petersburg (Russia), Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Human Psychology, Herzen State Pedagogical University of Russia

The paper describes the predictors of psychological well-being of adolescents studying in specialized educational programs for gifted students. Regression analysis revealed such predictors as hardiness, self-efficacy and subjectness. Subjectness is identified as specific predictor for the sample of gifted adolescents (in comparison with adolescents with usual development).

Keywords: gifted adolescents, psychological well-being, resilience, self-efficacy, subjectivity.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-00729

Введение

Психологическое благополучие, понимаемое как феномен позитивного развития личности, выражающегося в субъективном ощущении осмысленности жизни и удовлетворенности реализацией собственного потенциала [8], является одним из важнейших критериев позитивной социализации в подростковом возрасте [2]. Этот критерий имеет особое значение для подростков, проявляющих признаки одаренности в тех или иных сферах деятельности, поскольку, помимо прочего, определяет условия сохранения и последующего развития имеющегося потенциала [7]. В связи с этим большое значение имеет поиск предикторов психологического благополучия одаренных подростков. В нашем исследовании в качестве предикторов психологического благополучия одаренных подростков предложено рассматривать субъективные ресурсы личности: жизнестойкость, самоэффективность и субъектность [5].

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 422 респондента 15-17 лет, обучающихся на специализированных образовательных программах для подростков, проявляющих признаки академической, математической, лидерской или спортивной одаренности. Группу сравнения составили 141 респондент того же возраста, не обучающихся на соответствующих образовательных программах. Для оценки психологического благополучия использовалась Шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной. Cубъективные ресурсы психологического благополучия оценивались с помощью методик «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, скрининговая версия Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой), «Опросник субъектности» (Е.Н. Волкова и И.А. Серегина) и «Шкалы самоэффективности» (М. Маддукс и Д. Шеер, адаптация Л.В. Бояринцевой и Р.В. Кричевского). Статистическая обработка результатов производилась с помощью пакета

статистических программ Statistica10.0 и включала в себя сравнительный (критерий Манна -Уитни), корреляционный (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) и регрессионный (метод пошаговой регрессии Forward Stepwise) анализ.

Результаты и их обсуждение

Сравнительный анализ не выявил существенных различий между группами респондентов, обучающихся на специализированных образовательных программах для подростков с признаками одаренности в той или иной деятельности, и группой сравнения, ни по показателям психологического благополучия [4], ни по показателям жизнестойкости и самоэффективности [3] (средние значения суммарных показателей психологического благополучия 192,58±19,21 и 190,86±23,96, самоэффективности 33,79±35,48 и 30,18±32,55 жизнестойкости 21,46±6,10 и 23,19±6,00 в выборке подростков с признаками одаренности и в группе сравнения соответственно). Суммарные показатели субъектности также не продемонстрировали статистически достоверных различий (42,62±5,33 и 40,94±5,34 соответственно), несмотря на то, что по отдельным компонентам субъектности (способность к рефлексии, возможность свободы выбора и ответственность за него, осознание и переживание собственной уникальности) были зафиксированы различия, свидетельствующие о несколько более высоких значениях в выборке подростков с признаками одаренности [1]. Отсутствие выраженных различий между выборками может указывать на то, что становление личности подростков с признаками одаренности, проанализированное в контексте формирования перечисленных личностных характеристик, протекает в логике общевозрастных особенностей личностного развития, типичных для подросткового возраста в целом.

Корреляционный анализ показал, что в обеих выборках отмечаются множественные корреляционные связи между суммарными показателями психологического благополучия, жизнестойкости, субъектности и самоэффективности (0,24<rs<0,58), что объяснимо «родственной» психологической природой соответствующих личностных характеристики сходством теоретико-методологических предпосылок их анализа. Результаты корреляционного анализа поддерживают сформулированное выше предположение о том, что становление личности подростков с признаками одаренности происходит преимущественно в общевозрастной логике, и специфические особенности социальной ситуации развития, обусловленные идентификацией подростков в качестве одаренных, на фоне общевозрастных тенденций оказываются значительно менее важными.

Это согласуется с представлениями об одаренности, в особенности детской одаренности, изложенным в концепции Б.М. Теплова [5], а также в работах авторов (Н.С. Лейтес, В.И. Панов, М.А. Холодная), высказывающих сходные идеи о проявлениях детской одаренности не только в отношении деятельности, но и в отношении личности. Эвристичным направлением работы с проблемой детской одаренности с этой точки зрения представляется разработка личностной концепции детской одаренности, выстроенной на основе изучения и развития как способностей ребенка (общих и специальных), так и отношений его личности. В частности, это может объяснять, почему недостаточная развитость какой-либо способности компенсируется наличием другой, что никак не отражается на возможности проявления способностей подростка. Пластичность и подвижность психических функций в детских возрастах позволяет достичь выдающихся результатов за счет личностного

развития. Поэтому важным представляется определение детской одаренности как системы, представляющей своеобразное сочетание способностей, уровень развития которых в значительной мере превышает необходимый для реализации адаптивной функции, благодаря чему переходит на качественно новый уровень и предопределяет потенциал достижения незаурядных результатов в какой-либо деятельности.

Регрессионный анализ позволил выявить различный вклад переменных, рассматриваемых нами в качестве субъективных ресурсов личности, в психологическое благополучие, в выборке подростков с признаками одаренности и в группе сравнения. Регрессионная модель, полученная при анализе результатов обследования подростков с признаками одаренности, позволила идентифицировать в качестве предикторов психологического благополучия все три переменные (К2да]=0,71): жизнестойкость (Ь=1,23, р<0,001), самоэффективность (Ь=0,29, р<0,001) и субъектность (Ь=0,74, р<0,001). При анализе показателей, полученных в группе сравнения (Я2да]=0,70), в качестве значимых предикторов психологического благополучия были отмечены только показатели самоэффективности (Ь=0,31, р<0,001) и жизнестойкости (Ь=1,09, р<0,001), в то время как переменная «субъектность» в модель не вошла. В совокупности с результатами регрессионного анализа эти данные могут указывать на особую роль субъектности в становлении личности подростков с признаками одаренности. Трактовка субъектности как способности личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке [1] позволяет предполагать, что развитие общих и специальных способностей в подростковом возрасте сопряжено со становлением субъектности, которая является важнейшим ресурсом саморазвития в деятельности, в которой проявляются признаки одаренности подростка.

Выводы и заключение

Показатели психологического благополучия, жизнестойкости, самоэффективности и субъектности (за исключением нескольких компонентов субъектности) подростков с признаками одаренности не имеют существенных различий с аналогичными показателями, полученными в группе сравнения. Вклад показателей жизнестойкости, субъектности и самоэффективности в развитие психологического благополучия в обследованных выборках различается: для одаренных подростков особое значение имеет развитие субъектности.

Наше исследование имело несколько ограничений. Во-первых, показатели жизнестойкости, субъектности и самоэффективности были связаны между собой тесными корреляционными связями, что могло оказать влияние на результаты регрессионного анализа. Во-вторых, регрессионная модель включала в себя только суммарные показатели и не учитывала взаимодействие их отдельных компонентов изучаемых феноменов. В-третьих, анализировались результаты, полученные при анализе совокупной выборки подростков с признаками одаренности в различных сферах деятельности, без учета ее специфики. В-четвертых, возрастная динамика изучаемых феноменов не являлась предметом специального анализа. Преодоление этих ограничений составляет ближайшую перспективу наших исследований.

Литература

1. Волкова Е.Н. Психологические особенности субъектности одаренных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 52-62.

2. Волкова Е.Н. Субъективное благополучие в системе критериев позитивной социализации детей, подростков и молодежи // Герценовские чтения. Психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 2. С. 805-812.

3. Волкова Е.Н., Васильева С.В. Самоэффективность и отношение к собственной одаренности у подростков //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 335-338.

4. Волкова Е.Н., Микляева А.В. Психологическое благополучие подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы для обучающихся с признаками одаренности // Герценовские чтения. Психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 3. С. 799-806.

5. Микляева А.В., Хороших В.В., Волкова Е.Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 4. С. 36-55.

6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. С. 9-20.

7. Lerner R.M. The positive youth development perspective: Theoretical and empirical bases of a strength-based approach to adolescent development //The Oxford Handbook of Positive Psychology / Snyder, C.R., Lopez, S.J. (Eds.). Oxford: Oxford University Press, UK, 2009. P.149-163.

8. Ryff C.D. Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of Eudaimonia // Psychotherapy and psychosomatics. 2014. Vol. 83. Р. 10-28.

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Гончарова О. В. Москва (Россия), кандидат педагогических наук, доцент, аналитик отдела координации деятельности по подготовке кадров высшей квалификации ФГБУ «Российская академия образования», goncharovao@inbox.ru

DOI:

На основе анализа теории способностей Б.М. Теплова и ее эволюции в исследованиях отечественных ученых рассматриваются психологические механизмы становления личности, возникающие в процессе развития музыкальных способностей. В этой связи говорится об универсальности и комплексности структурных компонентов музыкальности, переживании как главной категории психологической концепции личности и системообразующей основы музыкальности.

Ключевые слова. Музыкальность, развитие личности, специальные способности, эстетическое переживание.

FORMATION OF A CHILD'S PERSONALITY IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF MUSICAL ABILITIES

Goncharova O. V. Moscow (Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Analyst of the Department for Coordination of Activities for the Training of Highly Qualified Personnel of the Federal State Budgetary Institution "Russian Academy of Education"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.