Научная статья на тему 'Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель'

Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
919
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОДАРЕННОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / GIFTEDNESS / ADOLESCENTS / ATTITUDE TOWARD THEIR GIFTEDNESS / PERSISTENCE / SUBJECTIVITY / SELF-EFFICACY / PROBLEM EXPERIENCES / SELF-CONCEPT / EMOTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Микляева Анастасия Владимировна, Хороших Валерия Викторовна, Волкова Елена Николаевна

Проблема и цель. Проблема исследования определяется противоречивостью сведений о психологическом благополучии одаренных подростков, представленных в отечественных и зарубежных психологических исследованиях. Цель исследования заключается в выявлении субъективных факторов, опосредующих психологическое благополучие одаренных подростков. Методология. В исследовании применялись методы аналитического обзора литературы и теоретического моделирования. Теоретико-методологическую базу исследования составляют процессуально-деятельностный подход к пониманию одаренности, а также концепция психологического благополучия К. Рифф и теория самодетерминации Р. Райана и Э. Деси. Результаты. В качестве основных субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков выделены субъектность, жизнестойкость, самоэффективность, проблемная нагруженность, доминирующий эмоциональный фон, характеристики Я-концепции. Элементом, модерирующим взаимосвязи между перечисленными факторами и психологическим благополучием одаренных подростков, является отношение к собственной одаренности. В качестве условий, определяющих специфику развития одаренных подростков и влияющих на их психологическое благополучие, выделены пол, возраст, вид одаренности и тип образовательной среды. Авторами предложена теоретическая модель субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков, которая может применяться для определения наиболее значимых направлений исследований психологического благополучия одаренных подростков, для операционализации частных исследовательских моделей в проблемном поле «психология подростковой одаренности», для сопоставления результатов различных эмпирических исследований, направленных на выявление взаимосвязей между одаренностью и психологическим благополучием в подростковом возрасте. Заключение. Таким образом, в ходе исследования выявлены субъективные факторы, опосредующие психологическое благополучие одаренных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Микляева Анастасия Владимировна, Хороших Валерия Викторовна, Волкова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective factors of gifted adolescents’ psychological well-being: A theoretical model

Introduction. The problem of the research is determined by contradictory data on psychological well-being of gifted adolescents presented in Russian and international psychological studies. The aim of this article is to identify the subjective factors which mediate psychological well-being of gifted adolescents. Materials and Methods. The study uses methods of analytical literature review and theoretical modeling. The theoretical and methodological bases of the research include the process-activity approach to understanding giftedness, as well as C. Ryff’s concept of psychological well-being and self-determination theory of R. Ryan and E. Deci. Results. The study reveals the following main subjective factors of gifted adolescentspsychological well-being: subjectivity, persistence, self-efficacy, problem orientation, dominant emotional background, and characteristics of Self-concept. The element which moderates the relationship between the above listed factors and gifted adolescentspsychological well-being is their attitude toward their own giftedness. Gender, age, type of giftedness and type of educational environment are identified as the main conditions determining the specifics of gifted adolescents’ development and affecting their psychological well-being. On this basis, the authors have proposed a theoretical model. The model of subjective factors of gifted adolescentspsychological well-being can be used to determine the most important areas of research on psychological well-being of gifted adolescents, to operationalize private research models in "psychology of adolescent giftedness", to compare the results of various empirical studies aimed at revealing the relationship between giftedness and psychological well-being in adolescence. Conclusions. Thus, the study has identified the main subjective factors which mediate psychological well-being of gifted adolescents.

Текст научной работы на тему «Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель»

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

© А. В. Микляева, В. В. Хороших, Е. Н. Волкова

DOI: 10.15293/2658-6762.1904.03

УДК 159.9

Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков:

теоретическая модель

А. В. Микляева, В. В. Хороших, Е. Н. Волкова (Санкт-Петербург, Россия)

Проблема и цель. Проблема исследования определяется противоречивостью сведений о психологическом благополучии одаренных подростков, представленных в отечественных и зарубежных психологических исследованиях. Цель исследования заключается в выявлении субъективных факторов, опосредующих психологическое благополучие одаренных подростков.

Методология. В исследовании применялись методы аналитического обзора литературы и теоретического моделирования. Теоретико-методологическую базу исследования составляют процессуально-деятельностный подход к пониманию одаренности, а также концепция психологического благополучия К. Рифф и теория самодетерминации Р. Райана и Э. Деси.

Результаты. В качестве основных субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков выделены субъектность, жизнестойкость, самоэффективность, проблемная нагруженность, доминирующий эмоциональный фон, характеристикиЯ-концепции. Элементом, модерирующим взаимосвязи между перечисленными факторами и психологическим благополучием одаренных подростков, является отношение к собственной одаренности. В качестве условий, определяющих специфику развития одаренных подростков и влияющих на их психологическое благополучие, выделены пол, возраст, вид одаренности и тип образовательной среды. Авторами предложена теоретическая модель субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков, которая может применяться для определения наиболее значимых направлений исследований психологического благополучия одаренных подростков, для операционализации частных исследовательских моделей в проблемном поле «психология подростковой одаренности», для сопоставления результатов различных эмпирических исследований, направленных на выявление взаимосвязей между одаренностью и психологическим благополучием в подростковом возрасте.

Публикация подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-013-00729 «Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков».

Микляева Анастасия Владимировна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

E-mail: [email protected]

Хороших Валерия Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: [email protected]

Волкова Елена Николаевна - доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

_E-mail: envolkova@herzen. spb. ru_

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

2019, том 9, № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Заключение. Таким образом, в ходе исследования выявлены субъективные факторы, опосредующие психологическое благополучие одаренных подростков.

Ключевые слова: психологическое благополучие; одаренность; подростки; отношение к собственной одаренности; жизнестойкость; субъектность; самоэффективность; проблемные переживания; Я-концепция; эмоциональный фон.

Постановка проблемы

Поддержка одаренных подростков -одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагогов и психологов, актуальность которого отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1. Создание условий для продуктивной реализации потенциала одаренных детей и подростков возможно только на основе понимания основных механизмов формирования и развития одаренности, что обусловливает интерес исследователей к данной проблематике. Особый интерес в этой связи представляют исследования психологического благополучия одаренных детей и подростков, которое является условием их самореализации в различных видах деятельности, а также успешного личностного развития в целом [32; 41].

Проблема психологического благополучия, свойственных человеку способов обретения счастья имеет давнюю традицию осмысления в философских трудах. При этом представление о счастье Аристотеля может рассматриваться в качестве основы эвдемониче-ской традиции в исследовании психологического благополучия. Одним из ярких представителей современных исследователей психологического благополучия является С. Б. чья концепция построена в логике эвдемонистического подхода и предполагает трактовку

благополучия не в терминах общей удовлетворенности жизнью, как это принято в гедонистически-ориентированных концепциях, но с точки зрения личностного развития и актуализации сопряженной с ним экзистенциональ-ной проблематики [31; 49]. Согласно этой концепции, достижение психологического благополучия не обеспечивается исключительно удовлетворенностью жизнью; в некоторых случаях негативный опыт может становиться причиной укрепления психологического благополучия человека, создавая условия для глубокого осмысления собственной жизни и ее отдельных аспектов [49]. Ключевые компоненты психологического благополучия (автономность, позитивные отношения, личностный рост, компетентность, жизненные цели, самопринятие) позволяют охарактеризовать его как феномен позитивного развития личности, выражающегося в субъективном ощущении осмысленности жизни и удовлетворенности реализацией собственного потенциала.

В последние десятилетия психологическое благополучие активно исследуется как один из важнейших факторов оптимального функционирования личности. Особый интерес исследователей в этой связи вызывает подростковый возраст [5; 56] как этап становления, в течение которого закладывается потенциал позитивного развития личности в последующие периоды жизни [20]. Психологическое благополучие в подростковом возрасте

1 Указ Президента РФ от 07.05.2018г. № 204 «О наци- Российской Федерации на период до 2024 года».

ональных целях и стратегических задачах развития URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

37

2019, том 9, № 4

является не только важным индикатором позитивного развития личности, но и содействует конструктивной социально-психологической адаптации подростков, увеличивая тем

самым шансы на сохранение и развитие име-

2

ющегося потенциала в процессе взросления . Помимо этого, психологическое благополучие в подростковом возрасте является важнейшим предиктором как академической успешности [46], так и достижений в других сферах [28].

Известно, что проявления одаренности в подростковом возрасте часто характеризуются диссинхронией психического и личностного развития3'4 [13] и могут сопровождаться формированием и закреплением личностных дисгармоний. Эта специфика проявляется в сомнениях самих подростков относительно уровня своих возможностей и их ценности, неопределенности жизненной перспективы, неустойчивости отношений с другими людьми, «плохом» перфекционизме и т. д.5 [21]. Такого рода переживания могут существенно снизить, а порой и заблокировать созидательную активность подростка или потребовать от него непомерно высокой психологической цены для достижения результата.

ISSN 2658-6762

Психологическое благополучие одаренных подростков попадает в фокус исследовательского внимания довольно часто в силу актуальности данной проблематики, однако данные о нем, имеющиеся в современной литературе, носят противоречивый характер. С одной стороны, результаты целого ряда исследований позволяют утверждать, что для одаренных подростков характерен более высокий уровень психологического благополучия, чем для их сверстников без признаков одаренности. Такие результаты получены в компаративных исследованиях, проведенных за последнее десятилетие на выборках американских [19], турецких [53] и российских6 подростков. С другой стороны, в некоторых исследованиях получены прямо противоположные результаты, свидетельствующие о том, что для одаренных подростков, напротив, характерно снижение психологического благополучия, в сравнении со сверстниками7 [26]. Кроме того, целый ряд исследований дает их авторам основания говорить об отсутствии достоверных различий в уровне психологического благополучия между одаренными подростками и подростками без признаков одаренности [18; 58], или же констатировать не-

http://sciforedu.ru

2 Lerner R. M. The positive youth development perspective: Theoretical and empirical bases of a strength-based approach to adolescent development // The Oxford Handbook of Positive Psychology / Snyder C. R., Lopez S. J. Eds. - 2nd ed. - Oxford: Oxford University Press, UK, 2009. - P. 149-163.

3 Сибгатуллина И. Ф. Диссинхронизация психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков: дис. ... д-ра психол. наук. - Сочи, 2002. -430 с.

4 Ведикова Е. Ю., Калягина Е. А. Особенности психо-

логического благополучия старшеклассников с при-

знаками одаренности // Проблема процесса самораз-

вития и самоорганизации в психологии и педагогике. - Уфа: Агентство международных исследований, 2018. - С. 57-59.

5 Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - М.: б.м., 2003. - 95 с.

6 Роденко Е. А. Изучение уровня психологического благополучия личности подростков // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых (22-24 апреля 2010 г., Санкт-Петербург) / под науч. ред. О. Ю. Щелковой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - С. 225-227.

7 Ведикова Е. Ю., Калягина Е. А. Особенности психологического благополучия старшеклассников с признаками одаренности // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике. - Уфа: Агентство международных исследований, 2018. - С. 57-59.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

38

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

однородность психологического благополучия одаренных подростков в разных сферах жизни, а также сложность и нелинейность взаимосвязей между подростковой одаренностью и социально-психологической адаптацией [13].

Противоречивость данных о психологическом благополучии одаренных подростков отмечалась и в исследованиях, проведенных в ХХ в. М. №Шаг1, автор одного из наиболее авторитетных обзоров исследований по проблеме взаимосвязи психологического благополучия и одаренности, указывает, что доказательства в поддержку противоречивых позиций в отношении психологического благополучия одаренных людей позволяет предполагать зависимость психологического благополучия от разнообразных индивидуальных факторов, в числе которых значимую роль играют личностные характеристики, в первую очередь характеристики самоотношения [41]. Опираясь на идеи М. №Шаг1, можно предположить, что психологическое благополучие одаренных подростков опосредовано совокупностью субъективных факторов, отражающих отношение к самому себе, собственной жизни, социальному окружению, миру в целом. Определение этих факторов и проверка гипотез об их влиянии на психологическое благополучие одаренных подростков является важным шагом на пути к пониманию психологических механизмов развития одаренности в подростковом возрасте и шире - к пониманию механизмов позитивного личностного развития одаренных людей.

Таким образом, цель нашей статьи состоит в выявлении субъективных факторов, опосредующих психологическое благополучие одаренных подростков. Выявление и си-

стематизация этих факторов позволит предложить целостный теоретический конструкт, который обеспечит удовлетворительное объяснение противоречий в эмпирических оценках психологического благополучия одаренных подростков, задаст вектор изучения психологических механизмов и основных детерминант позитивного развития личности подростка с признаками одаренности, определит критериальную основу для дифференцированного прогноза психологического благополучия одаренных подростков, позволит сформулировать основные направления работы с одаренными подростками.

Методология исследования

Основными методами реализации поставленной цели стали аналитический обзор литературы по проблеме психологического благополучия одаренных подростков и теоретическое моделирование. Теоретико-методологическую основу исследования составили процессуально-деятельностная парадигма одаренности, сформулированная в отечественной психологии , которая предполагает изучение одаренности как целостного личностного образования в единстве познавательных, эмоциональных, регуляторных, рефлексивных и коммуникативных возможностей личности, находящихся в постоянном развитии, а также концепции психологического благополучия C. D. Ryff [49] и теория самодетерминации R. M. Ryan, E. L. Deci [26; 44; 45], в рамках которых благополучие личности рассматривается как функция субъективной реа-лизованности ее потенциалов. Этот выбор обусловлен представлениями о психологическом содержании подросткового возраста, ос-

8 Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - М.: б.м., 2003. - 95 с.

2019, том 9, № 4

новными новообразованиями которого являются чувство взрослости, качественно новый уровень самосознания и рефлексивного потенциала, актуализирующий тенденции к саморазвитию, осмысление временной перспективы собственной жизни и широкого круга экзистенциальных вопросов. На наш взгляд, обозначенные концептуальные предпосылки исследования психологического благополучия одаренных подростков в наибольшей степени релевантны психологическому содержанию подросткового возраста возрастным задачам данного этапа развития. Как показывают результаты исследования О. А. Идобаевой, каждый возрастной этап, в том числе и подростковый возраст, имеет специфику психологического благополучия, которая определяется уровнем развития соответствующих возрасту психологических новообразований и ведущей деятельности, а также социальной ситуацией развития, опосредованной индивидуально-психологическими особенностями человека9. Соответственно, определение теоретико-методологических предпосылок исследования с учетом возрастной специфики подростковой одаренности позволяет обеспечить содержательную валидность результатов исследования.

Результаты исследования

Интерпретируя противоречивость сведений об уровне психологического благополучия одаренных подростков, М. Neihart выдвинула предположение о том, что причина неоднозначности кроется в опосредованности психологического благополучия одаренных подростков их личностными особенностями [41]. К аналогичному выводу пришел T. Jones в результате метаанализа исследований, посвя-

ISSN 2658-6762

щенных оценке уровня психологического благополучия одаренных подростков [30]. Развитие и эмпирическая проверка этой гипотезы предполагает идентификацию и операциона-лизацию факторов, характеризующих личность одаренного подростка и оказывающих влияние на его психологическое благополучие. Опираясь на современные представления о личностных новообразованиях подросткового возраста, мы предполагаем значительный вклад в психологическое благополучие одаренных подростков широкого спектра субъективных факторов, определяющих отношения к самому себе, другим людям, миру в целом.

Обзор исследований, посвященных анализу взаимосвязей психологического благополучия и различных аспектов отношений к себе и к миру в подростковом возрасте, в том числе на материале одаренных подростков, позволяет включить в число субъективных факторов психологического благополучия подростков субъектность, самоэффективность, проблемные переживания и сопряженный с ними эмоциональный фон жизни, жизнестойкость, а также характеристики Я-концепции.

Субъектность понимается нами как ин-тегративное свойство, выражающееся в отношении человека к себе как к деятелю, в осознанном и деятельном отношении к миру и к самому себе, в способности производить детерминированные изменения в мире и в самом себе, структуру которого составляют компоненты активности, способности к рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, осознания собственной уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие. Будучи сформированной, субъектность обладает свойствами защитного ресурса, обеспечивающего противостояние факторам, нарушающим

http://sciforedu.ru

9 Идобаева О. А., Подольский А. И. Психологическое уровень и пути его повышения: монография. - М.:

благополучие современных подростков: актуальный Эко-Пресс, 2012. - 195 с.

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

40

2019, том 9, № 4

благополучие личности10 [4]. Эмпирические исследования демонстрируют, что в подростковом возрасте самотрансцендентность, т. е. воплощение собственной внутренней активности в предметном мире, является одним из важнейших предикторов психологического благополучия [25]. Кроме того, наибольший вклад в благополучие подростков вносит достижение ими самостоятельно поставленных, а не интроецированных целей, что также может рассматриваться как проявление субъект-ности [35; 36]. Весьма показателен также и тот факт, что объяснение одаренными подростками собственных достижений приложенными усилиями, согласно данным K. E. Snyder, M. M. Barger, S. V. Wormington, R. Schwartz-Bloom и L. Linnenbrink-Garcia, обеспечивает более благоприятные условия для развития одаренности, в сравнении с представлением о собственной одаренности как «даре» или «данности» [52]. Опираясь на эти факты, мы можем обоснованно предполагать, что субъектность одаренных подростков вносит вклад в укрепление их психологического благополучия.

Самоэффективность, понимаемая как оценка человеком собственной поведенческой компетентности, своих возможностей решать разнообразные жизненные задачи, оказывающая влияние на определение целей и выбор стратегии деятельности [15], также демонстрирует тесные связи с психологическим благополучием старших подростков. Значимые

ISSN 2658-6762

взаимосвязи между показателями самоэффективности и психологического благополучия (в особенности по шкалам личностного роста, самопринятия и управления окружающей средой) были выявлены на выборке итальянских [24], а также китайских подростков [22]. Аналогичные выводы сделаны и по результатам исследований, проведенных на выборке российских подростков, в которых показано, что формирование чувства самоэффективности, самодетерминации является одним из инструментов укрепления психологического благополучия в подростковом возрасте11. Взаимосвязи между психологическим благополучием и самоэффективностью являются устойчивыми и не теряют своей актуальности на следующих возрастных этапах, в частности в студенчестве 12. Установлено, что самоэффективность связана с учебной успешностью, академическими достижениями подростков [3; 59], а также с достижениями в отдельных видах деятельности, например, в музыке [48], спорте [2] и др.

Сходные данные имеются и в отношении взаимосвязи между психологическим благополучием подростков и их жизнестойкостью. Согласно концепции S. R. Maddi [38], жизнестойкость представляет собой совокупность установок, обеспечивающих мотивацию человека к преобразованию жизненных трудностей в возможности личностного роста. Исследования демонстрируют связи различных особенностей личности подростков, сопряжен-

http://sciforedu.ru

10 Волкова Е. Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: автореф. дис ... канд. психол. наук. - М., 1992. - 22 с.; Волкова Е. Н. Субъ-ектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. - 2005. -№ 3 (43). - С. 33.

11 Водяха С. А., Водяха Ю. Е. Психологическое благо-

получие в образовательном пространстве // Психоло-

гическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. - М.: Изд-во МГППУ, 2015. - С. 47-52.

12 Siddiqui S. Impact of Self-Efficacy on Psychological Well-Being among Undergraduate Students // The International Journal of Indian Psychology. - 2015. -Vol. 2 (3). - P. 5-16.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

41

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

ных с жизнестойкостью, с их психологическим благополучием. Так, есть данные о взаимосвязи психологического благополучия и вовлеченности [29], открытости изменениям [51], а также осмысленности жизни [33; 57], восприятием своей жизни как продуктивной и развивающейся [43]. Можно предполагать, что для одаренных подростков характерны аналогичные прямые взаимосвязи между психологическим благополучием и жизнестойкостью. Аналогичные гипотезы можно обнаружить в работах других исследователей [50; 55].

Исследования также демонстрируют тесную связь психологического благополучия подростков и степени их «проблемной нагру-женности», выраженной в проблемных переживаниях и сопряженных с негативными эмоциями, прежде всего, тревожно-депрессивного плана. Основными «проблемными сферами» в подростковом возрасте являются «школа», «родительский дом», «сверстники», «другой пол», «свободное время», «собственная личность» и «будущее» [9]. Исследования связи психологического благополучия с выраженностью проблемных переживаний в разных жизненных сферах показывают, что наиболее значимые факторы риска, наносящие ущерб психологическому благополучию подростков в наибольшей степени, кроются в сферах отношений с другими людьми [42], а также размышлений о собственном будущем, сопровождающихся тревожными и депрессивными проявлениями [8].

Значительно менее однозначные выводы можно сделать об особенностях Я-концепции одаренных подростков в связи с их психологическим благополучием. Сведения о характере Я-концепции одаренных подростков (в сравнении со сверстниками без признаков одаренности) существенно разнятся. Так, некоторые исследователи пришли к выводу об отсут-

ствии различий между Я-концепцией одаренных подростков и подростков без признаков одаренности [54]. Другие исследования показали, что для интеллектуально и академически одаренных подростков характерна более позитивная Я-концепция [14; 7], а третьи, напротив, утверждают, что Я-концепция одаренных подростков чаще носит негативный [34] или конфликтный [6; 11] характер, связанный с нереалистичным уровнем притязаний [10]. Также имеются данные о неравномерности частных самооценок в структуре Я-концеп-ции, в частности, о преобладании показателей самооценок интеллектуального Я над социальным Я для интеллектуально одаренных подростков [12; 47], самооценок специальных компететностей, связанных со спецификой одаренности, над самооценками внешности и физической формы [37].

Таким образом, вопреки ожиданиям, определяемым содержанием концепта «психологическое благополучие», и данными, полученными на материале исследований подростков и молодых людей без признаков одаренности [16; 39], связь между психологическим благополучием и Я-концепцией одаренных подростков не является прямой, а модальность самооценок, вероятно, не определяет психологическое благополучие полностью [41]. Так, эмпирически установлено, что среди характеристик самоотношения наиболее сильным предиктором психологического благополучия интеллектуально одаренных людей является сочувствие к себе (self-compassion) [43]. Установлено, что в процессе формирования идентичности происходит постепенное осознание собственной одаренности и интеграция представлений о ней в Я-концепцию, причем этот процесс опосредован усвоением стереотипов об одаренности, в том числе негативных, ассоциирующих одаренность с аномалиями разви-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

тия и психическими отклонениями, на основании которых одаренные люди воспринимаются как стигматизируемое меньшинство [17].

T. G. Baudson и_ J. F. Ziemes предлагают анализировать формирование самоидентификации одаренных людей в логике исследований процесса формирования идентичности у представителей стигматизируемых меньшинств [17]. Формирование самооценок одаренных подростков сопровождается последовательным признанием их способностей и интеграцией конструкта «одаренный человек» с личностной самооценкой, а также усвоением стереотипов об одаренности. На основе результатов исследования, в котором приняли участие 742 человека с интеллектуальной одаренностью в возрасте от 16 до 79 лет, они установили, что принятие собственной одаренности и включение конструкта «Я - одаренный» в структуру Я-концепции протекает поэтапно, и каждый этап отличается от другого в том числе и характерным для него уровнем психологического благополучия. Большую роль в этом процессе играет время идентификации ребенка/подростка как одаренного, и уровень психологического благополучия одаренности подростков во многом определяется стадией идентификации себя как одаренного человека и характерным именно для этой стадии отношением к собственной одаренности [17]. На наш взгляд, эти данные в целом позволяют сделать вывод о том, что отношение к собственной одаренности может быть существенным фактором, определяющим уровень психологического благополучия одаренных подростков, однако, нуждается в проверке тот факт, каким образом эта тенденция опосредована видами одаренности: творческой, лидерской, спортивной и т. д.

Таким образом, на основании обзора исследований, посвященных анализу субъектив-

ных факторов психологического благополучия одаренных подростков, можно заключить, что вклад выявленных факторов в психологическое благополучие одаренных подростков не является равнозначным. Вероятно, связи между психологическим благополучием одаренных подростков, с одной стороны, и их субъектностью, жизнестойкостью, самоэффективностью, проблемной нагруженностью, доминирующим эмоциональным фоном, характеристиками Я-концепции, с другой стороны, опосредуется отношением подростка к собственной одаренности.

Отметим, что помимо субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков, достаточно широко изучается вклад социально-демографических факторов. В литературе имеются данные о том, что психологическое благополучие опосредовано возрастом и полом одаренного подростка. В частности, сразу несколько исследований свидетельствуют о том, что девочки-подростки демонстрируют более высокий уровень психологического благополучия, в сравнении с мальчиками, что характерно как для одаренных подростков, так и для их сверстников без признаков одаренности [23; 30; 56]. Также несколькими авторами показано последовательное снижение психологического благополучия от среднего к старшему подростковому возрасту [1; 50; 56], однако согласно результатам метаанализа Т. Jones, для одаренных подростков подтвердить статистическую достоверность возрастного сдвига показателей психологического благополучия не удалось [30]. Кроме того, показано, что психологическое благополучие одаренного ребенка связано с видом одаренности [30; 41], а также с типом образовательной среды, в условиях которой происходит обучение и развитие одаренного подростка [40]. Обобщение результатов этих исследований позволяет выстроить

2019, том 9, № 4

теоретическую модель исследования субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков, в которой отношение к собственной одаренности является элементом, модерирующим взаимосвязи

ISSN 2658-6762

между остальными компонентами, а пол, возраст, вид одаренности и тип образовательной среды - классифицирующими элементами, определяющими специфику развития подростка (рис. 1).

http://sciforedu.ru

Û О

О

о

ПОЛ ВОЗРАСТ ВИД ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОДАРЕННОСТИ СРЕДЫ

Рис. 1. Теоретическая модель субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков Fig. 1. Theoretical model of subjective factors of psychological well-being of gifted adolescents

Заключение

Таким образом, обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению психологического благополучия одаренных подростков, дает основания включить в перечень субъективных факторов, определяющих психологическое благополучие одаренных подростков, субъектность, жизнестойкость, самоэффективность, проблемную нагруженность, доминирующий эмоциональный фон, а также характеристики Я-концеп-ции, и выделить в качестве модератора, опосредующего связи между их проявлениями и уровневыми характеристиками психологического благополучия одаренного подростка, его отношение к собственной одаренности.

Теоретико-методологическое значение предложенной нами модели субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков заключается в возможности определения на ее основе приоритетных направлений исследований психологического благополучия современных подростков, оснований для операционализации частных исследовательских моделей в данном проблемном поле, а также сопоставления результатов отдельных эмпирических исследований, что в совокупности будет способствовать более глубокому пониманию связей между одаренностью и психологическим благополучием в подростковом возрасте.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

44

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арчакова Т. О., Веракса А. Н., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22, № 6. - С. 68-76. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220606 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30773809

2. Булынко Н. А. Влияние самоэффективности личности на результативность спортивной деятельности // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. - 2014. - № 3 (185). - С. 118-125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29896111

3. Гордеева Т. О., Шепелева Е. А. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2006. - № 3. - С. 78-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9276431

4. Гришина А. В., Волкова Е. Н. Структура субъектности подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, № 1 (22). - С. 14. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-14 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=32833350

5. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, № 2. - С. 82-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16331526

6. Климонтова Т. А. Самоотношение личности интеллектуально одаренных старшеклассников // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - № 1 (96). - С. 247-251. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22917629

7. Печенкина А. П., Головей Л. А. Самоотношение одаренных подростков в связи с особенностями мотивационной сферы // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2014. - Т. 2. - С. 217-221. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21955950

8. Подольский А. И., Карабанова О. А., Идобаева О. А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2011. - № 2. - С. 9-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17284222

9. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С., Ундуск Е. Н. Психологические проблемы российских подростков (1993-2013 г.г.): монография. - СПб.: Элви-принт, 2017. - 297 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28081122

10. Рысева А. А. Самосознание личности и его особенности у интеллектуально одаренных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - Т. 17, № 43-2. - С. 203-207. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11932501

11. Семенова А. А. Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 138-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25838722

12. Щебланова Е. И. Интеллектуальная Я-концепция одаренных подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9, № 4. - С. 23-38. URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=28868308

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

45

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

13. Щебланова Е. И., Цой А. Б. Социально-психологическая адаптация одаренных учащихся с разными видами интеллектуальных способностей // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2013. - Т. 6, № 31. - С. 7. URL: https : //elibrary.ru/item .asp?id=21631628

14. Ablard K. E. Self-perceptions and needs as a function of type of academic ability and gender // Roeper Review. - 1997. - Vol. 20, Issue 2. - Р. 110-115. DOI: https://doi.org/10.1080/02783199709553870

15. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. - 1977. - Vol. 84 (2). - P. 191-215. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0033-295X.842.191

16. Barendregt C. S., van der Laan A. M., Bongers I. L., van Nieuwenhuizen C. Longitudinal Relation Between General Well-Being and Self-Esteem: Testing Differences for Adolescents Admitted to Secure Residential Care and After Discharge // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. - 2016. - Vol. 60, Issue 16. - P. 1836-1855. DOI: https://doi.org/10.1177/0306624X15588773

17. Baudson T. G., Zeimes J. F. The Importance of being gifted: Stages of Gifted Identity Development, Their Correlates and Predictors // Gifted and Talented International. - 2016. - Vol. 31, Issue 1. - P. 19-32. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2016.1194675

18. Bergold S., Wirthwein L., Rost D. H., Steinmayr R. Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers? // Frontiers In Psychology. - 2015. - Vol. 6. - P. 1623. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01623

19. Boazman J., Sayler M. Personal well-being of gifted students following participation in an early college-entrance program // Roeper Review. - 2011. - Vol. 33, Issue 2. - P. 76-85. DOI: https://doi.org/10.1080/02783193.2011.554153

20. Bowers E. P., Li Y., Kiely M. K., Brittian A., Lerner J. V., Lerner R. M. The five Cs model of positive youth development: A longitudinal analysis of confirmatory factor structure and measurement invariance // Journal of youth and adolescence. - 2010. - Vol. 39, Issue 7. - P. 720-735. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-010-9530-9

21. Brounstein P. J., Holahan W., Dreyden J. Change in self-concept and attributional styles among academically gifted adolescents // Journal of Applied Social Psychology. - 1991. - Vol. 21, Issue 3. - P. 198-218. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1559-1816.1991.tb02723.x

22. Chan D. W. Positive and negative perfectionism among Chinese gifted students in Hong Kong: Their relationships to general self-efficacy and subjective well-being // Journal for the Education of the Gifted. - 2007. - Vol. 31, Issue 1. - P. 77-102. DOI: https://doi.org/10.4219/jeg-2007-512

23. Chen X., Fan X., Cheung H. Y., Wu J. The subjective well-being of academically gifted students in the Chinese cultural context // School Psychology International. - 2018. - Vol. 39, Issue 3. -Р. 291-311. DOI: https://doi.org/10.1177/0143034318773788

24. De Caroli M. Е., Sagone Е. Generalized Self-efficacy and Well-being in Adolescents with High vs. Low Scholastic Self-efficacy // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. -Vol. 141. - Р. 867-874. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.05.152

25. Demirbas-Çelik N. Mental Well-Being Predictivity of Personal Meaning Profile in Various Age Groups // Journal of Education and Training Studies. - 2018. - Vol. 6, № 10. - P. 198-206. DOI: https://doi.org/10.11114/jets.v6i10.3490

26. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. - 1984. - Vol. 95 (3). - P. 542-575. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.95.3.542

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

27. Fouladchanga M., Kohgardb A., Salah V. A study of psychological health among students of gifted and nongifted high schools // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2010. - Vol. 5. -P. 1220-1225. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.07.264

28. Freer E., Evans P. Psychological needs satisfaction and value in students' intentions to study music in high school // Psychology of Music. - 2018. - Vol. 46, Issue 6. - P. 881-895. DOI: https://doi.org/10.1177/0305735617731613

29. Gongora V. C., Solano A. C. Well-being and life satisfaction in Argentinean adolescents // Journal of Youth Studies. - 2014. - Vol. 17, Issue 9. - P. 1277-1291. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13676261.2014.918251

30. Jones T. W. Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being? // Educational & Child Psychology. - 2013. - Vol. 30 (2). -P. 44-66. URL: https://psycnet.apa.org/record/2013-23017-005

31. Keyes C. L. M., Shmotkin D., Ryff C. D. Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions // Journal of Personality and Social Psychology. - 2002. - Vol. 82 (6). - P. 1007-1022. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.82.6.1007

32. Kroesbergen E. H., van Hooijdonk M., Van Viersen S., Middel-Lalleman M. M. N., Reijnders J. J. W. The Psychological Well-Being of Early Identified Gifted Children // Gifted Child Quarterly. - 2016. - Vol. 60, Issue 1. - P. 16-30. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0016986215609113

33. Krok D. When is Meaning in Life Most Beneficial to Young People? Styles of Meaning in Life and Well-Being Among Late Adolescents // Journal of Adult Development. - 2018. - Vol. 25, Issue 2. - P. 96-106. DOI: https://doi.org/10.1007/s10804-017-9280-y

34. Lea-Wood S. S., Clunies-Ross G. Self-esteem of gifted adolescent girls in Australian Schools // Roeper Review. - 1995. - Vol. 17, Issue 3. - P. 195-197. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02783199509553658

35. Li T., Feng F. Goal content, well-being, and psychological needs satisfaction in Chinese adolescents // Social Behavior and Personality: An international journal. - 2018. - Vol. 46, № 4. -P. 541-550. DOI: https://doi.org/10.2224/sbp.6831

36. Lindwall M., Weman-Josefsson K., Sebire S. J., Standage M. Viewing exercise goal content through a person-oriented lens: A self-determination perspective // Psychology of sport and exercise. - 2016. - Vol. 27. - P. 85-92. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2016.06.011

37. Litster K., Roberts J. The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: a meta-analysis // Journal of Research in Special Educational Need. - 2011. - Vol. 11, Issue 2. - P. 130-140. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-3802.2010.01166.x

38. Maddi S. R. Hardiness: an Operationalization of Existential Courage // Journal of Humanistic Psychology. - 2004. - Vol. 44, Issue 3. - P. 279-298. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022167804266101

39. Malinauskas R., Dumciene A. Psychological wellbeing and self-esteem in students across the transition between secondary school and university: A longitudinal study // Psihologija. - 2017. -Vol. 50, Issue 1. - P. 21-36. DOI: https://doi.org/10.2298/PSI160506003M

40. Martin L. T., Burns R. M., Schonlau M. Mental disorders among gifted and nongifted youth: A selected review of the epidemiologic literature // Gifted Child Quarterly. - 2010. - Vol. 54, Issue 1. - P. 31-41. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986209352684

41. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review. - 1999. - Vol. 22, Issue 1. - P. 10-17. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02783199909553991

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

42. Ogurlu U., Yalin H. S., Yavuz Birben F. The Relationship between Psychological Symptoms, Creativity, and Loneliness in Gifted Children // Journal for the Education of the Gifted. - 2018. -Vol. 41, Issue 2. - Р. 193-210. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0162353218763968

43. Pollet E., Schnell T. Brilliant: But What For? Meaning and Subjective Well-Being in the Lives of Intellectually Gifted and Academically High-Achieving Adults // Journal of Happiness Studies. -

2017. - Vol. 18, Issue 5. - Р. 1459-1484. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-016-9783-4

44. Ryan R. M., Deci E. L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual review of psychology. - 2001. - Vol. 52. - P. 141-166. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.L141

45. Ryan R. M., Huta V., Deci E. L. Living well: A self-determination theory perspective on Eudai-monia // Journal of Happiness Studies. - 2008. - Vol. 9, Issue 1. - Р. 139-170. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-006-9023-4

46. Renshaw T. L., Arslan G. Psychometric properties of the Student Subjective Wellbeing Questionnaire with Turkish adolescents: A generalizability study // Canadian journal of school psychology. -2016. - Vol. 31, Issue 2. - Р. 139-151. DOI: https://doi.org/10.1177/0829573516634644

47. Rinn A. N., Jamieson K. M., Gross C. M., McQueen K. S. A canonical correlation analysis of the influence of social comparison, gender, and grade level on the multidimensional self-concepts of gifted adolescents // Social Psychology of Education. - 2009. - Vol. 12, Issue 2. - Р. 251-269. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-008-9076-9

48. Ritchie L., Williamon А. Measuring Distinct Types of Musical Self-Efficacy // Psychology of Music. - 2011. - Vol. 39, Issue 3. - Р. 328-344. DOI: https://doi.org/10.1177/0305735610374895

49. Ryff C. D. Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of Eudai-monia // Psychotherapy and psychosomatics. - 2014. - Vol. 83. - Р. 10-28. DOI: https://doi.org/10.1159/000353263

50. Shek D. T. L., Lu-Yin L. Psychosocial Factors Influencing Individual Well-Being in Chinese Adolescents in Hong Kong: a Six-Year Longitudinal Study // Applied Research in Quality of Life. -

2018. - Vol. 13, Issue 3. - Р. 561-584. DOI: https://doi.org/10.1007/s11482-017-9545-4

51. Snyder К. Е., Barger M. M., Wormington S. V., Schwartz-Bloom R., Linnenbrink-Garcia L. Identification as Gifted and Implicit Beliefs About Intelligence: An examination of potential moderators // Journal of advanced academics. - 2013. - Vol. 24, Issue 4. - Р. 242-258. DOI: https://doi.org/10.1177/1932202X13507971

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52. Sortheix F. M., Schwartz S. H. Values that underlie and undermine well-being: Variability across countries // European Journal of Personality. - 2017. - Vol. 31, Issue 2. - Р. 187-201. DOI: https://doi.org/10.1002/per.2096

53. Tatli C. Investigating of the subjective well-being of gifted adolescents // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. - 2017. - Vol. 4, Issue 4. - P. 56-63. DOI: https://doi.org/10.18844/prosoc.v4i4.2595

54. Tong J., Yewchuk C. Self concept and sex-role orientation in gifted high school students // Gifted Child Quarterly. - 1996. - Vol. 40, Issue 1. - Р. 15-23. DOI: https://doi.org/ 10.1177%2F001698629604000103

55. Tvorogova N. D. Psychological support of gifted students' learning activity // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - 2018. - Vol. XLIII. - P. 147-155. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.21

56. Viejo C., Gomez-Lopez M., Ortega-Ruiz R. Adolescents' Psychological Well-Being: A Multidimensional Measure // International journal of environmental research and public health. - 2018. -Vol. 15 (10). - P. 2325. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph15102325

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

57. Yang Y., Li P., Kou Y. Orientations to Happiness and Subjective Well-Being in Chinese Adolescents // Child Indicators Research. - 2017. - Vol. 10, Issue 4. - P. 881-897. DOI: https://doi.org/10.1007/s12187-016-9410-2

58. Zeidner M., Shani-Zinovich I. Do academically gifted and nongifted students differ on the Big-Five and adaptive status? Some recent data and conclusions // Personality and Individual Differences. - 2011. - Vol. 51, Issue 5. - P. 566-570. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2011.05.007

59. Zimmerman B. J. Self-Efficacy: An Essential Motive to Learn // Contemporary Educational Psychology. - 2000. - Vol. 25, Issue 1. - P. 82-91. DOI: https://doi.org/10.1006/ceps.1999.1016

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.1904.03

Anastasiya Vladimirovna Miklyaeva,

Doctor of Psychological Sciences, Professor Department of Human Psychology,

Herzen State Pedagogical University, Saint-Petersburg, Russian Federation. Corresponding Author

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275 E-mail: [email protected] Valeriya Viktorovna Khoroshikh,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology of Professional Activity, Herzen State Pedagogical University, Saint-Petersburg, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7116-0042 E-mail: [email protected] Elena Nikolaevna Volkova,

Doctor of Psychological Sciences, Professor, Director, Institute of Psychology,

Herzen State Pedagogical University, Saint-Petersburg, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752 E-mail: [email protected]

Subjective factors of gifted adolescents' psychological well-being:

Introduction. The problem of the research is determined by contradictory data on psychological well-being of gifted adolescents presented in Russian and international psychological studies. The aim of this article is to identify the subjective factors which mediate psychological well-being of gifted adolescents.

Materials and Methods. The study uses methods of analytical literature review and theoretical modeling. The theoretical and methodological bases of the research include the process-activity approach to understanding giftedness, as well as C. Ryff's concept of psychological well-being and self-determination theory of R. Ryan and E. Deci.

Results. The study reveals the following main subjective factors of gifted adolescents' psychological well-being: subjectivity, persistence, self-efficacy, problem orientation, dominant emotional background, and characteristics of Self-concept. The element which moderates the relationship between the above listed factors and gifted adolescents' psychological well-being is their attitude toward their own giftedness. Gender, age, type of giftedness and type of educational environment are identified as the main conditions determining the specifics of gifted adolescents' development and affecting their psychological well-being. On this basis, the authors have proposed a theoretical model.

The model of subjective factors of gifted adolescents' psychological well-being can be used to determine the most important areas of research on psychological well-being of gifted adolescents, to operationalize private research models in "psychology of adolescent giftedness ", to compare the results

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

A theoretical model

Abstract

50

2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

of various empirical studies aimed at revealing the relationship between giftedness and psychological

well-being in adolescence.

Conclusions. Thus, the study has identified the main subjective factors which mediate

psychological well-being of gifted adolescents.

Keywords

Psychological well-being; Giftedness; Adolescents; Attitude toward their giftedness; Persistence;

Subjectivity; Self-efficacy; Problem experiences; Self-concept; Emotional state.

Acknowledgments

The study was financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project 19-01300729 ("Subjective wellbeing of gifted adolescents").

REFERENCES

1. Archakova T. O., Veraksa A. N., Zotova O. Yu., Perelygina E. B. Subjective well-being in children: Measurement tools and age dynamics. Psychological Science and Education, 2017, vol. 22, no. 6, pp. 68-76. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220606 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30773809

2. Bulynko N. A. The influence of self-efficiency of a personality on the effectiveness of sports activity. Bulletin of the Yanka Kupala Grodno State University. Series 3: Philology. Pedagogy. Psychology, 2014, no. 3, pp. 118-125. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29896111

3. Gordeeva T. O., Shepeleva E. A. Gender differences in academic and social self-efficacy and coping strategies in modern Russian adolescents. Moscow University Bulletin. Series 14: Psychology, 2006, no. 3, pp. 78-85. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9276431

4. Grishina A. V., Volkova E. N. Structure of subjectivity of adolescents with different degree of computer games addiction. Bulletin of Minin University, 2018, vol. 6, no. 1, pp. 14. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-14 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32833350

5. Zhukovskaya L. V., Troshikhina E. G. K. Ryffs scale of psychological well-being. Psychological Journal, 2011, vol. 32, no. 2, pp. 82-93. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16331526

6. Klimontova T. A. Personality Self-Attitude of Intellectually Gifted High School Students. Proceedings of Irkutsk State Technical University, 2015, no. 1, pp. 247-251. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22917629

7. Pechenkina A. P., Golovei L. A. Self-attitude of gifted adolescents in connection with the peculiarities of the motivational sphere. Scientific Studies of Graduates of the Faculty of Psychology of St. Petersburg State University, 2014, vol. 2, pp. 217-221. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21955950

8. Podolskij A.I., Karabanova O.A., Idobaeva O.A., Heymans P. Psychoemotional wellbeing of contemporary adolescents: International study experience. Moscow University Psychology Bulletin, 2011, no. 2, pp. 9-20. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17284222

9. Regush L. A., Alekseeva E. V., Orlova A. V., Pezhemskaya Yu. S., Undusk E. N. Psychological problems of Russian adolescents (1993-2013): monograph. Saint-Petersburg, Elvi-print Publ., 2017, 297 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28081122

10. Ryseva A. A. Self-awareness of the personality and its features among intellectually gifted adolescents. News of the Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen, 2007, vol. 17, no. 43-2, pp. 203-207. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11932501

2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

11. Semenova A. A. The specific nature of self-attitude of intellectually gifted pupils and its interconnection with the components of person's self-consciousness. Pedagogical Education in Russia, 2016, no. 3, pp. 138-144. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25838722

12. Scheblanova E. I. Intellectual self-concept of gifted adolescents. Theoretical and Experimental Psychology, 2016, vol. 9, no. 4, pp. 23-38. (In Russian) URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=28868308

13. Shcheblanova E. I., Tsoi A. B. Social and psychological adjustment of gifted students with different kinds of intellectual abilities. Psychological Research, 2013, vol. 6, no. 31, pp. 7. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21631628

14. Ablard K. E. Self-perceptions and needs as a function of type of academic ability and gender. Roeper Review, 1997, vol. 20, issue 2, pp. 110-115. DOI: https://doi.org/10.1080/02783199709553870

15. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review, 1977, vol. 84 (2), pp. 191-215. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191

16. Barendregt C. S., van der Laan A. M., Bongers I. L., van Nieuwenhuizen C. Longitudinal relation between general well-being and self-esteem: Testing differences for adolescents admitted to secure residential care and after discharge. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 2016, vol. 60, issue 16, pp. 1836-1855. DOI: https://doi.org/10.1177/0306624X15588773

17. Baudson T. G., Zeimes J. F. The Importance of being gifted: Stages of gifted identity development, their correlates and predictors. Gifted and Talented International, 2016, vol. 31, issue 1, pp. 19-32. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2016.1194675

18. Bergold S., Wirthwein L., Rost D. H., Steinmayr R. Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers?. Frontiers in Psychology, 2015, vol. 6, pp. 1623. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01623

19. Boazman J., Sayler M. Personal well-being of gifted students following participation in an early college-entrance program. Roeper Review, 2011, vol. 33, issue 2, pp. 76-85. DOI: https://doi.org/10.1080/02783193.2011.554153

20. Bowers E. P., Li Y., Kiely M. K., Brittian A., Lerner J. V., Lerner R. M. The five Cs model of positive youth development: A longitudinal analysis of confirmatory factor structure and measurement invariance. Journal of Youth and Adolescence, 2010, vol. 39, issue 7, pp. 720-735. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-010-9530-9

21. Brounstein P. J., Holahan W., Dreyden J. Change in self-concept and attributional styles among academically gifted adolescents. Journal of Applied Social Psychology, 1991, vol. 21, issue 3, pp. 198-218. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1559-1816.1991.tb02723.x

22. Chan D. W. Positive and negative perfectionism among Chinese gifted students in Hong Kong: Their relationships to general self-efficacy and subjective well-being. Journal for the Education of the Gifted, 2007, vol. 31, issue 1, pp. 77-102. DOI: https://doi.org/10.4219/jeg-2007-512

23. Chen X., Fan X., Cheung H. Y., Wu J. The subjective well-being of academically gifted students in the Chinese cultural context. School Psychology International, 2018, vol. 39, issue 3, pp. 291311. DOI: https://doi.org/10.1177/0143034318773788

24. De Caroli M. E., Sagone E. Generalized self-efficacy and well-being in adolescents with high vs. low scholastic self-efficacy. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 141, pp. 867874. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.05.152

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

52

2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

25. Demirbas-^elik N. Mental well-being predictivity of personal meaning profile in various age groups. Journal of Education and Training Studies, 2018, vol. 6, no. 10, pp. 198-206. DOI: https://doi.org/10.11114/jets.v6i10.3490

26. Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin, 1984, vol. 95 (3), pp. 542-575. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.95.3.542

27. Fouladchanga M., Kohgardb A., Salah V. A study of psychological health among students of gifted and nongifted high schools. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2010, vol. 5, pp. 12201225. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2010.07.264

28. Freer E., Evans P. Psychological needs satisfaction and value in students' intentions to study music in high school. Psychology of Music, 2018, vol. 46, issue 6, pp. 881-895. DOI: https://doi.org/10.1177/0305735617731613

29. Gongora V. C., Solano A. C. Well-being and life satisfaction in Argentinean adolescents. Journal of Youth Studies, 2014, vol. 17, issue 9, pp. 1277-1291. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13676261.2014.918251

30. Jones T. W. Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being?. Educational & Child Psychology, 2013, vol. 30 (2), pp. 4466. URL: https://psycnet.apa.org/record/2013-23017-005

31. Keyes C. L. M., Shmotkin D., Ryff C. D. Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions. Journal of Personality and Social Psychology, 2002, vol. 82 (6), pp. 1007-1022. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.82.6.1007

32. Kroesbergen E. H., van Hooijdonk M., Van Viersen S., Middel-Lalleman M. M. N., Reijnders J. J. W. The psychological well-being of early identified gifted children. Gifted Child Quarterly, 2016, vol. 60, issue 1, pp. 16-30. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0016986215609113

33. Krok D. When is meaning in life most beneficial to young people? Styles of meaning in life and well-being among late adolescents. Journal of Adult Development, 2018, vol. 25, issue 2, pp. 96106. DOI: https://doi.org/10.1007/s10804-017-9280-y

34. Lea-Wood S. S., Clunies-Ross G. Self-esteem of gifted adolescent girls in Australian Schools. Roeper Review, 1995, vol. 17, issue 3, pp. 195-197. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02783199509553658

35. Li T., Feng F. Goal content, well-being, and psychological needs satisfaction in Chinese adolescents. Social Behavior and Personality: An International Journal, 2018, vol. 46, no. 4, pp. 541-550. DOI: https://doi.org/10.2224/sbp.6831

36. Lindwall M., Weman-Josefsson K., Sebire S. J., Standage M. Viewing exercise goal content through a person-oriented lens: A self-determination perspective. Psychology of Sport and Exercise, 2016, vol. 27, pp. 85-92. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2016.06.011

37. Litster K., Roberts J. The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: a meta-analysis. Journal of Research in Special Educational Need, 2011, vol. 11, issue 2, pp. 130-140. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-3802.2010.01166.x

38. Maddi S. R. Hardiness: An operationalization of existential courage. Journal of Humanistic Psychology, 2004, vol. 44, issue 3, pp. 279-298. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022167804266101

39. Malinauskas R., Dumciene A. Psychological wellbeing and self-esteem in students across the transition between secondary school and university: A longitudinal study. Psihologija, 2017, vol. 50, issue 1, pp. 21-36. DOI: https://doi.org/10.2298/PSI160506003M

40. Martin L. T., Burns R. M., Schonlau M. Mental disorders among gifted and nongifted youth: A selected review of the epidemiologic literature. Gifted Child Quarterly, 2010, vol. 54, issue 1, pp. 31-41. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986209352684

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

53

2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

41. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? Roeper Review, 1999, vol. 22, issue 1, pp. 10-17. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02783199909553991

42. Ogurlu U., Yalin H. S., Yavuz Birben F. The relationship between psychological symptoms, creativity, and loneliness in gifted children. Journal for the Education of the Gifted, 2018, vol. 41, issue 2, pp. 193-210. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0162353218763968

43. Pollet E., Schnell T. Brilliant: But what for? Meaning and subjective well-being in the lives of intellectually gifted and academically high-achieving adults. Journal of Happiness Studies, 2017, vol. 18, issue 5, pp. 1459-1484. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-016-9783-4

44. Ryan R. M., Deci E. L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being. Annual Review of Psychology, 2001, vol. 52, pp. 141-166. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.L141

45. Ryan R. M., Huta V., Deci E. L. Living well: A self-determination theory perspective on Eudaimonia. Journal of Happiness Studies, 2008, vol. 9, issue 1, pp. 139-170. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-006-9023-4

46. Renshaw T. L., Arslan G. Psychometric properties of the student subjective wellbeing questionnaire with Turkish adolescents: A generalizability study. Canadian Journal of School Psychology, 2016, vol. 31, issue 2, pp. 139-151. DOI: https://doi.org/10.1177/0829573516634644

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Rinn A. N., Jamieson K. M., Gross C. M., McQueen K. S. A canonical correlation analysis of the influence of social comparison, gender, and grade level on the multidimensional self-concepts of gifted adolescents. Social Psychology of Education, 2009, vol. 12, issue 2, pp. 251-269. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-008-9076-9

48. Ritchie L., Williamon A. Measuring distinct types of musical self-efficacy. Psychology of Music, 2011, vol. 39, issue 3, pp. 328-344. DOI: https://doi.org/10.1177/0305735610374895

49. Ryff C. D. Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of Eudaimonia. Psychotherapy and Psychosomatics, 2014, vol. 83, pp. 10-28. DOI: https://doi.org/10.1159/000353263

50. Shek D. T. L., Lu-Yin L. Psychosocial factors influencing individual well-being in Chinese adolescents in Hong Kong: A six-year longitudinal study. Applied Research in Quality of Life, 2018, vol. 13, issue 3, pp. 561-584. DOI: https://doi.org/10.1007/s11482-017-9545-4

51. Snyder K. E., Barger M. M., Wormington S. V., Schwartz-Bloom R., Linnenbrink-Garcia L. Identification as gifted and implicit beliefs about intelligence: An examination of potential moderators. Journal of advanced academics, 2013, vol. 24, issue 4, pp. 242-258. DOI: https://doi.org/10.1177/1932202X13507971

52. Sortheix F. M., Schwartz S. H. Values that underlie and undermine well-being: Variability across countries. European Journal of Personality, 2017, vol. 31, issue 2, pp. 187-201. DOI: https://doi.org/10.1002/per.2096

53. Tatli C. Investigating of the subjective well-being of gifted adolescents. New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences, 2017, vol. 4, issue 4, pp. 56-63. DOI: https://doi.org/10.18844/prosoc.v4i4.2595

54. Tong J., Yewchuk C. Self concept and sex-role orientation in gifted high school students. Gifted Child Quarterly, 1996, vol. 40, issue 1, pp. 15-23. DOI: https://doi.org/10.1177%2F001698629604000103

55. Tvorogova N. D. Psychological support of gifted students' learning activity. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 2018, vol. XLIII, pp. 147-155. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.21

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

54

2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

56. Viejo C., Gomez-Lopez M., Ortega-Ruiz R. Adolescents' psychological well-being: A multidimensional measure. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2018, vol. 15 (10), pp. 2325. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph15102325

57. Yang Y., Li P., Kou Y. Orientations to happiness and subjective well-being in Chinese adolescents. Child Indicators Research, 2017, vol. 10, issue 4, pp. 881-897. DOI: https://doi.org/10.1007/s12187-016-9410-2

58. Zeidner M., Shani-Zinovich I. Do academically gifted and nongifted students differ on the Big-Five and adaptive status? Some recent data and conclusions. Personality and Individual Differences, 2011, vol. 51, issue 5, pp. 566-570. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.05.007

59. Zimmerman B. J. Self-efficacy: An essential motive to learn. Contemporary Educational Psychology, 2000, vol. 25, issue 1, pp. 82-91. DOI: https://doi.org/10.1006/ceps.1999.1016

Submitted: 16 April 2019 Accepted: 08 July 2019 Published: 31 August 2019

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.