Научная статья на тему 'Изучение субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков (психодиагностический комплекс)'

Изучение субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков (психодиагностический комплекс) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
590
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Елена Николаевна, Васильева Светлана Викторовна

Ведение: феномен одаренности является достаточно изученным в отечественной и зарубежной психологии, изучаются и некоторые особенности психического и личностного развития одарённых детей и подростков. Особое внимание уделяется инструментальному и мотивационному аспектам одарённости, а также межличностным и средовым влияниям. Психологическое благополучие одарённых подростков редко выступает в качестве основного предмета исследования. Материалы и методы: психодиагностический инструментарий для изучения личностных характеристик одаренных подростков включает в себя тестирование с использованием методики оценки психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной, шкалы самоэффективности М. Маддукс и Д. Шеер в адаптации Л.В. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского, франкфуртских шкал Я-концепции Дж.М. Дойсингер, теста жизнестойкости С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой, опросника диагностики структуры субъектности Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной, интегративного теста тревожности А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева. Авторским коллективом предложен вариант методики «Незаконченные предложения» и анкеты, направленной на изучение различных компонентов отношения к собственной одарённости и «проблемной нагруженности» подростков. Результаты исследования: нами предложен и проходит апробацию в рамках кросс-секционного исследования методический комплекс для диагностики интегративных показателей психологического благополучия, а также таких субъективных факторов психологического благополучия, как отношение к собственной одарённости, субъектность, жизнестойкость, проблемные переживания, эмоциональный фон, Я-концепция и самоэффективность (компоненты выделяются в соответствии с разработанной теоретической моделью). Данный комплекс включает в себя как стандартизированные, так и проективные методики. Обсуждение и заключения: созданная и проходящая апробацию в ходе проекта исследовательская методология будет способствовать формированию единого методического обеспечения и централизованной координации обеспечения мониторинговых исследований наиболее распространенных личностных проблем у одаренных подростков, а также разработке эффективных программ по развитию ресурсов психологического благополучия и здоровья подростков и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the subjective factors of psychological well-being of gifted adolescents (psychodiagnostic complex)

Introduction: the phenomenon of giftedness is sufficiently studied in domestic and foreign psychology, and some features of the mental and personal development of gifted children and adolescents are studied. Particular attention is paid to the instrumental and motivational aspects of giftedness, as well as interpersonal and environmental influences. The psychological well-being of gifted adolescents rarely serves as the main subject of research. Materials and methods: psychodiagnostic tools for studying the personal characteristics of gifted adolescents include testing using Ryff's Scales of Psychological Well-being in the adaptation of L. V. Zhukovskaya and E. G. Troyshinoy, The scale of self-efficacy M. Madduks and D. Scheer in the adaptation of L.V. Boyarintseva and R.L. Krichevsky, Frankfurt scale self-concept J.M. Doisinger in the adaptation of O.E. Baitinger, Test of Hardiness Survey, S. Muddy, in the adaptation of E.N. Asina and E.I. Rasskazova, the Subjecting Structure Diagnostic Questionnaire, Ye.N. Volkova and I.A. Seregina, Integrative Anxiety Test A.P. Bizyuka, L.I. Wasserman, B.V. Iovleva. The group of authors proposed a variant of the “Unfinished sentences” methodology and a questionnaire aimed at studying the various components of attitudes towards adolescents ’own endowments and problem load. Results: we have proposed and are testing a cross-sectional study of a methodical complex for diagnosing integrative indicators of psychological well-being, as well as such subjective factors of psychological well-being, such as attitudes toward one’s own endowments, subjectivity, hardiness, problem experiences, emotional background, self-concept and self-efficacy (components is allocated in accordance with the developed theoretical model). This complex includes both standardized and projective techniques. Discussion and Conclusions: the research methodology created and tested during the project will contribute to the formation of a unified methodological support and centralized coordination of monitoring research on the most common personal problems among gifted adolescents, as well as the development of effective programs for the development of psychological well-being and health resources for adolescents and young people.

Текст научной работы на тему «Изучение субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков (психодиагностический комплекс)»

Статья/Article

УДК 159.98

DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-13

ИЗУЧЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОДАРЁННЫХ ПОДРОСТКОВ (ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС)1

1 2 Е. Н. Волкова *, С. В. Васильева *

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

*e-mail: envolkova@yandex. ru

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

*e-mail: vivatvsvamail.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: феномен одаренности является достаточно изученным в отечественной и зарубежной психологии, изучаются и некоторые особенности психического и личностного развития одарённых детей и подростков. Особое внимание уделяется инструментальному и мотивационному аспектам одарённости, а также межличностным и средовым влияниям. Психологическое благополучие одарённых подростков редко выступает в качестве основного предмета исследования.

Материалы и методы: психодиагностический инструментарий для изучения личностных характеристик одаренных подростков включает в себя тестирование с использованием методики оценки психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной, шкалы самоэффективности М. Маддукс и Д. Шеер в адаптации Л.В. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского, франкфуртских шкал Я-концепции Дж.М. Дойсингер, теста жизнестойкости С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой, опросника диагностики структуры субъектности Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной, интегративного теста тревожности А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева. Авторским коллективом предложен вариант методики «Незаконченные предложения» и анкеты, направленной на изучение различных компонентов отношения к собственной одарённости и «проблемной нагруженности» подростков.

Результаты исследования: нами предложен и проходит апробацию в рамках кросс-секционного исследования методический комплекс для диагностики интегративных показателей психологического благополучия, а также таких субъективных факторов психологического благополучия, как отношение к собственной одарённости, субъектность, жизнестойкость, проблемные переживания, эмоциональный фон, Я-концепция и самоэффективность (компоненты выделяются в соответствии с разработанной теоретической моделью). Данный комплекс включает в себя как стандартизированные, так и проективные методики.

1 Работа выполнена в рамках проекта Российского Фонда Фундаментальных исследований «Субъективные факторы психологического благополучия одарённых подростков» (19-013-00729 А).

Обсуждение и заключения: созданная и проходящая апробацию в ходе проекта исследовательская методология будет способствовать формированию единого методического обеспечения и централизованной координации обеспечения мониторинговых исследований наиболее распространенных личностных проблем у одаренных подростков, а также разработке эффективных программ по развитию ресурсов психологического благополучия и здоровья подростков и молодежи.

Ключевые слова: одарённость, подростки, психологическое благополучие, субъективные факторы, психодиагностический комплекс.

Благодарности: авторы выражают благодарность анонимным рецензентам данной рукописи.

Для цитирования: Волкова Е.Н., Васильева С.В. Изучение субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков (психодиагностический комплекс) // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 13.

The study of the subjective factors of psychological well-being of gifted adolescents

(psychodiagnostic complex)1

E. N. Volkova1 *, S. V. Vasileva2*

1Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation

*e-mail: [email protected] Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation

*e-mail: [email protected]

ABSTRACT

Introduction: the phenomenon of giftedness is sufficiently studied in domestic and foreign psychology, and some features of the mental and personal development of gifted children and adolescents are studied. Particular attention is paid to the instrumental and motivational aspects of giftedness, as well as interpersonal and environmental influences. The psychological well-being of gifted adolescents rarely serves as the main subject of research.

Materials and methods: psychodiagnostic tools for studying the personal characteristics of gifted adolescents include testing using Ryff's Scales of Psychological Well-being in the adaptation of L. V. Zhukovskaya and E. G. Troyshinoy, The scale of self-efficacy M. Madduks and D. Scheer in the adaptation of L.V. Boyarintseva and R.L. Krichevsky, Frankfurt scale self-concept J.M. Doisinger in the adaptation of O.E. Baitinger, Test of Hardiness Survey, S. Muddy, in the adaptation of E.N. Asina and E.I. Rasskazova, the Subjecting Structure Diagnostic Questionnaire, Ye.N. Volkova and I.A. Seregina, Integrative Anxiety Test A.P. Bizyuka, L.I. Wasserman, B.V. Iovleva. The group of authors proposed a variant of the "Unfinished sentences" methodology and a questionnaire aimed at studying the various components of attitudes towards adolescents 'own endowments and problem load.

1 The work was performed within the framework of the project of Russian Foundation for Basic Research (RFBR)

"Subjective factors of psychological well-being of gifted adolescents" (19-013-00729 A).

Results: we have proposed and are testing a cross-sectional study of a methodical complex for diagnosing integrative indicators of psychological well-being, as well as such subjective factors of psychological well-being, such as attitudes toward one's own endowments, subjectivity, hardiness, problem experiences, emotional background, self-concept and self-efficacy (components is allocated in accordance with the developed theoretical model). This complex includes both standardized and projective techniques.

Discussion and Conclusions: the research methodology created and tested during the project will contribute to the formation of a unified methodological support and centralized coordination of monitoring research on the most common personal problems among gifted adolescents, as well as the development of effective programs for the development of psychological well-being and health resources for adolescents and young people.

Keywords: talent, adolescents, psychological well-being, subjective factors, psychodiagnostic complex.

Acknowledgements: the authors are grateful to the anonymous referees of this manuscript.

For citation: Volkova E.N., Vasileva S.V. The study of the subjective factors of psychological well-being of gifted adolescents (psychodiagnostic complex) // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 3. Р. 13.

Введение

В отечественной и зарубежной психологии накоплен богатый опыт изучения феномена одарённости. В отечественной психологии традиционный подход представлен исследованиями В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова, А.М. Матюшкина [10; 12]. Современные тенденции в рамках изучения данной темы связаны с именами Д.Б. Богоявленской, М.Е. Богоявленской, В.Н. Дружинина, М.А. Холодной и др. [2; 7; 14; 15]. За рубежом проблематика одаренности была предметом исследования L. Terman, EP. Torrance, A.J. Tannenbaum, J.S. Renzulli, F.J. Monks и др. [22; 24; 26; 27; 29]. Современным исследователям доступны материалы об особенностях психического и личностного развития одаренных детей, закономерностях их взросления и социализации. Наиболее распространенным ракурсом изучения одаренности являются анализ инструментальных и мотивационных аспектов одаренности разных видов [5; 15], а также межличностных [23, 13] и средовых [18; 20] факторов, оказывающих благоприятное влияние на ход ее развития. Психологическое благополучие одаренных подростков в исследованиях одаренности зачастую представляет собой «фоновую характеристику», имплицитно присутствующую во многих исследованиях, однако редко становящуюся самостоятельным предметом изучения.

В рамках нашего исследования данный феномен рассматривается в качестве основного предмета исследования в контексте эвдемонистического подхода и понимается как актуальное переживание, отражающее оценку своего личностного функционирования с точки зрения полноты использования потенциальных возможностей и степени их реализованности, которая субъективно выражается в удовлетворенности собой и собственной жизнью [19, 25].

Обзор литературы

В соответствии с целью исследования, выполняемого в рамках проекта, была предложена теоретическая модель субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков, включающая в себя интегративные показатели психологического благополучия и такие аспекты отношения к собственной одарённости, как субъектность, жизнестойкость, проблемные переживания, эмоциональный фон, Я-концепция и самоэффективность.

На методологическом уровне создан комплекс методик, позволяющих оценить уровневые показатели субъективных ресурсов психологического благополучия для одаренных подростков (с учетом вида одаренности). С его помощью возможно проведение кросс-секционного исследования среди различных групп подростков.

С этой целью нами отобраны, апробированы и адаптированы существующие методики, целесообразность применения которых определяется их релевантностью выделяемым в рамках теоретической модели эмпирическим референтам факторов субъективного благополучия одарённых подростков. Методический комплекс представлен преимущественно стандартизированными методиками, активно используемыми и в России, и за рубежом и обращающимися к сознанию респондентов, а также проективными методиками, направленными на изучение не всегда осознаваемых установок и отношения к собственной одаренности.

Материалы и методы

Психодиагностический инструментарий для изучения личностных характеристик одаренных подростков включает в себя тестирование с использованием:

— методики оценки психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной,

— шкалы самоэффективности М. Маддукс и Д. Шеер в адаптации Л.В. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского,

— франкфуртских шкал Я-концепции Дж.М. Дойсингер,

— теста жизнестойкости С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой,

— опросника диагностики структуры субъектности Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной,

— интегративного теста тревожности А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева.

Авторским коллективом также предложен соответствующий задачам исследования

вариант методики «Незаконченные предложения» и анкеты, направленной на изучение различных компонентов отношения к собственной одарённости и «проблемной нагруженности» подростков.

Методика оценки психологического благополучия К.Рифф создана на основе многомерной модели психологического благополучия, предлагаемой автором, и является на сегодняшний день самой популярной при изучении данного феномена в России. Шкалы опросника измеряют уровни «положительного отношения с другими», «автономии» (самостоятельности, независимости), умение «управлять окружением» для удовлетворения собственных потребностей, стремление к «личностному росту», возможности целеполагания

и поиска смысла жизни, а также уровень самопринятия и позитивного отношения к себе. Достаточная компактность данного опросника (84 пункта) делает его пригодным для экспресс-диагностики личностных особенностей [8]. Эта методика является основным диагностическим инструментом эмпирических исследований психологического благополучия, в том числе и одарённых школьников [3].

Представленные ниже методики позволяют провести более глубокий анализ субъективных факторов психологического благополучия, отражающих различные аспекты отношения подростков к собственной одарённости.

Показатели методики теста жизнестойкости С. Мади позволяют выявить у респондентов уровень вовлеченности в деятельность, уверенности в себе и удовлетворённости в процессе осуществления деятельности, а также возможности контролировать происходящее и готовности активно действовать и воспринимать жизнь в качестве источника опыта [11].

Шкалы самоэффективности в методике М. Маддукс и Д. Шеер направлены на диагностику уровня самоэффективности в предметной деятельности и общении, исходя из понимания самоэффективности как возможности осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом [9].

Франкфуртские шкалы Я-концепции Дж.М. Дойсингер в адаптации О.Е. Байтингер позволяют провести комплексную диагностику различных аспектов самооценки и других компонентов Я-концепции личности, таких как способность к достижениям и устранению проблем, уверенность в поведении и принятии самостоятельных решений, восприимчивость к мнению и оценкам других, способность к социальным контактам, их эмоциональная окраска и удовлетворенность ими [16].

Опросник диагностики структуры субъектности Е.Н. Волковой, И.А. Серёгиной включает в себя шкалы активности, способности к рефлексии и свободе выбора, а также осознания собственной уникальности и стремления к саморазвитию, пониманию и принятию другого [4].

Интегративный тест тревожности А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева диагностирует различные аспекты эмоционального благополучия-неблагополучия подростков, такие как: эмоциональный дискомфорт, преобладание астенических тенденций, наличие страхов и неуверенности в себе, тревожности и озабоченности будущем, а также проявление тревожности в сфере социальных контактов [1].

Авторский вариант методики «Незаконченные предложения» включает в себя предложения, соответствующие когнитивному, аффективному и поведенческому компонентам отношения к собственной одарённости. На изучение этих же аспектов одаренности направлена и анкета, разработанная по аналогии с анкетой проблемных переживаний подростков Л.А. Регуш [17]. В рамках когнитивного компонента раскрываются представления об одаренности, её структурных компонентах, личностных и средовых факторах, оказывающих влияние на ее проявление. Значимым является обращение к представлениям подростков о преимуществах и ограничениях, связанных с одарённостью, интегрированность этих представлений в будущее. В аффективном компоненте, кроме самооценки собственной одарённости, также представлена её отраженная самооценка как с точки зрения сверстников, так и с точки зрения родителей.

Результаты исследования

В таблице 1 представлены основные эмпирические референты показателей психологического благополучия и основных субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков в соответствии с теоретической моделью.

Таблица 1 - Эмпирические референты субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков / Table 1 - Empirical referents of subjective factors of psychological well-being of gifted adolescents

Субъективные факторы

психологического благополучия одарённых подростков / Subjective factors of psychological well-being of gifted adolescents

Эмпирические референты / Empirical Referents

Психодиагностический

инструментарий / Psychodiagnostic toolkit

Психологическое благополучие /Psychological well-being

Автономность / Autonomy

Компетентность / Competence

Личностный рост / Personal growth

Позитивные отношения / Positive relationship

Жизненные цели / Life goals

Самопринятие / Self acceptance

Методика оценки психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной / Ryffs Scales of Psychological Well-being in the adaptation of L.V. Zhukovskaya and E.G. Troyshinoy

Субъектность / Subjectivity

Активность / Activity

Способность к рефлексии / Ability to reflect

Свобода выбора и ответственность за него / Freedom of choice and responsibility for it

Опросник субъектности Е.Н. Волковой, И.А. Серёгиной / Questionnaire subjectivity E.N. Volkova, I.A. Seryogina

Осознание собственной уникальности / Awareness of their own uniqueness

Понимание и принятие другого / Understanding and acceptance of another

Саморазвитие / Self development

Жизнестойкость / Hardiness

Вовлеченность / Commitment

Контроль / Control

Принятие риска / challenge

Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой / Test of Hardiness Survey, S. Muddy, in the adaptation of E.N. Asina and E.I. Rasskazova

Проблемные переживания

Представление об

Модифицированный вариант

(в связи с собственной одарённостью) / Problem experiences (due to their own talent)

индивидуальных преимуществах и ограничениях, связанных с одаренностью / Understanding of individual advantages and limitations associated with giftedness

Интегрированность представлений об одаренности с будущим / Integration of ideas about giftedness with the future

Самооценка одаренности / Self-Talent

Отраженная самооценка одарённости / Reflected self-esteem of giftedness

Эмоциональное отношение к собственной одаренности / Emotional attitude to their own talent

методики «Незаконченные предложения» и авторская анкета / Modified version of the technique Unfinished sentences and author's questionnaire

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмоциональный фон / Emotional background

Эмоциональный дискомфорт / Emotional discomfort

Астенический компонент / Asthenic component

Фобический компонент / Phobic component

Интегративный тест тревожности А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева / Integrative anxiety test A.P. Bizyuka, L.I. Wasserman, B.V. Iovleva

Тревожная оценка перспективы / Anxious perspective assessment

Социальная защита / Social protection

Я-концепция / I-concept

Способность к достижениям / Ability to achieve

Устранение проблем / Troubleshooting

Уверенность поведения и решений / Confidence in behavior and decisions

Франкфуртские шкалы Я-концепции Дж.М. Дойсингер в адаптации О.Е. Байтингер / Frankfurt scales of J.M. Doisinger in the adaptation of O.E. Baitinger

Самооценка / Self-concept

Восприимчивость / Susceptibility

Устойчивость / Stability

Способность к социальным контактам / Social contact ability

Оценивание со стороны других / Evaluation by others

Сбиваемость / Pliability

Чувства и отношения с другими / Feelings and relationships with others

Самоэффективность / Self-efficacy Самоэффективность в предметной деятельности / Self-efficacy in the subject activity Шкала самоэффективности М. Маддукс и Д. Шеер в адаптации Л.В. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского / The scale of self-efficacy M. Madduks and D. Scheer in the adaptation of L.V. Boyarintseva and R.L. Krichevsky

Самоэффективность в общении / Self-efficacy in communication

Необходимо отметить, что данный методический комплекс может быть использован для психодиагностического обследования подростков, начиная с 13-14 лет, использование его в более раннем возрасте не представляется возможным, в связи с недостаточным уровнем развития рефлексии и самосознания у детей.

Обсуждение и заключения

Созданная и проходящая апробацию в ходе проекта исследовательская методология будет способствовать формированию единого методического обеспечения и централизованной координации обеспечения мониторинговых исследований наиболее распространенных личностных проблем у одаренных подростков, а также разработке эффективных программ по развитию ресурсов психологического благополучия и здоровья подростков и молодежи.

Необходимо отметить, что работа по диагностике и сопровождению одарённых детей и подростков имеет уже значительную историю в других странах. В качестве примеров можно привести международный исследовательский проект «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» [21] и специализированную онлайн-платформу Renzulli Learning [28] для поддержки и развития одаренности у детей, а также начатую ещё в 1990 -х годах работу по изучению одаренности в исследовательских центрах университетов Марбурга, Хильдесхайма, Дрездена, а также Мюнстера, Оснабрюка (Германия) и Ниймегена (Нидерланды) [7].

Исследование, выполняемое нами с помощью данного методического комплекса, позволит сформулировать методические рекомендации по мониторингу и поддержке психологического благополучия одаренных детей с учетом специфики современной российской системы образования.

Список использованных источников

1. Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение Интегративного теста тревожности (ИТТ). СПб.: Изд-во Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 2005. 23 с.

2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО, 2005. 176 с.

3. Ведикова Е.Ю., Калягина Е.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников с признаками одаренности // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике. Уфа: Агентство международных исследований, 2018. С. 50-57. URL: https://ami.im/sbomik/MNPK-PP-24.pdf (дата обращения: 02.03.2019).

4. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Структура субъектности младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Психологический журнал. 2015. Т. 36, №2. С. 20-31.

5. Гетманенко А.О. Модель детской музыкальной одарённости // Сибирский психологический журнал. 2016. №59. С. 34-44 URL: http://joumals.tsu.ru/psychology/&joumal page=archive&id=1390&article id=27385 (дата обращения: 02.03.2019).

6. Грауманн О. Исследование проблем детской одарённости в Германии // Непрерывное образование: XXI век. 2014. №3(7). URL: https://cyberienmka.ru/artide/n/issledovanie-problem-detskoy-odaryonnosti-v-germanii (дата обращения: 02.03.2019).

7. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. М.: Наука, 1994. 336 с.

8. Жуковская Л.В., Трощихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, №2. С. 82-93.

9. Кричевский Р.Л., Огнев А.С., Гончаров Ю.Н. Рабочая книга организационного психолога. Воронеж: Изд-во фонда «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2000. 299 с.

10. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. 79 с.

11. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости: методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. М.: Смысл, 2006. 63 с.

12. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993. 127 с.

13. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Направления исследований креативности в социальном взаимодействии // Вопросы психологии. 2016. №4. С. 118-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28863287 (дата обращения: 02.03.2019).

14. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы научной конференции, посвящённой памяти В.Н. Дружинина, 19-20 сентября 2005 г. / под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной. М.: ИП РАН, 2005. 477 с.

15. Психология творчества и одарённости: материалы всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: МПГУ, 2018. 500 с.

16. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет. (Кросс-культурное сравнение: Потсдам - Санкт-Петербург): коллективная монография / под ред. Б. Кирш, Л.А. Регуш. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 130 с.

17. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006. 320 с.

18. Самохин И.С., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Определение потенциала учащегося на основе данных о результативности и психологической комфортности обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. №8. С. 37-42. URL: https://almavest.ru/ru/archive/2440/3839 (дата обращения: 02.03.2019)

19. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. №3. С. 95129.

20. Geake J.G., Gross M.U.M. Teachers' negative affect toward academically gifted students: An evolutionary psychological study // Gifted Child Quarterly. 2008. Vol. 52, no. 3. Pp. 217-231. Available at: http://www.pef.uni-lj .si/fileadmin/Datoteke/CRSN/branje/Teachers Negative_Affect_Toward_Academically_Gif ted Students 2008 .pdf(accessed: 02.03.2019).

21. Health behavior in school-aged children world health organization collaborative cross-national survey. Available at: http://www.hbsc.org/ (accessed: 02.03.2019).

22. Monks F.J. Development of gifted children: The issue of identification and programming // Monks F.J., Peters W.A.M. (eds.) Talent for the future. Proceedings of the Ninth World Conference on Gifted and Talented Children. Assen, The Netherlands: Van Gorcum, 1992. Рp. 191-202.

23. Mouchiroud C., Lubart T. Social creativity: a cross-sectional study of 6 to 11-year-old children // International Journal of Behavioral Development. 2002. Vol. 26, no. 1. Pp. 60-69. DOI: https://doi.org/10.1177%2F016502540202600111

24. Renzulli J.S. The three-rings conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Sternberg R.J., Davidson J.E. (eds.) Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Pp. 53-92.

25. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57, no. 6. Pp.1069-1081.

26. Tannenbaum A.J. Giftedness: A psychosocial approach // Sternberg R.J., Davidson J.E. (eds.) Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Рp. 417-435.

27. Terman L.M., Oden M.H. The Gifted Child Grows Up // Terman L.M. (ed.) Genetic Studies of Genius. Vol. IV. Stanford, CA: Stanford University Press, 1947. 448 p.

28. The Renzulli Learning System. Available at: https://renzullilearning.com/ (accessed: 02.03.2019).

29. Torrance E. P. Torrance test of creative thinking: Directions manual and scoring quide. Lexington, Mass: Ginn &Co., 1974. 48 p.

References

1. Bizyuk A.P., Vasserman L.I., Iovlev B.V. Application of the Integrative Anxiety Test (ITT). St. Petersburg, Publishing house of the Psychoneurological Institute named after V.M. Bekhterev, 2005. 23 p. (In Russ.)

2. Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E. Psychology of giftedness: concept, types, problems. Moscow, MIOO Publ., 2005. 176 p. (In Russ.)

3. Vedikova E.YU., Kalyagina E.A. Features of psychological well-being of high school students with signs of giftedness. Problema processa samorazvitiya i samoorganizacii v psihologii i pedagogike. Ufa, Agency for International Studies Publ., 2018. pp. 50-57. Available at: https://ami.im/sbornik/MNPK-PP-24.pdf (accessed: 02.03.2019). (In Russ.)

4. Volkova E.N., Grishina A.V. The subjectivity structure of younger adolescents with different levels of gaming computer addiction. Psihologicheskij zhurnal, 2015, vol. 36, no. 2, pp. 20-31. (In Russ.)

5. Getmanenko A.O. Model of children's musical talent. Sibirskij psihologicheskij zhurnal, 2016, no. 59, pp. 34-44. Available at:

http://joumals.tsu.m/psychology/&joumal page=archive&id=1390&article id=27385 (accessed: 02.03.2019). (In Russ.)

6. Graumann O. Study of the problems of child giftedness in Germany. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, 2014, no. 3(7). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-detskoy-odaryonnosti-v-germanii (accessed: 02.03.2019). (In Russ.)

7. Druzhinin V.N. Psychology and psychodiagnostics of general abilities. Moscow, Science Publ., 1994. 336 p. (In Russ.)

8. ZHukovskaya L.V., Troshchihina E.G. The scale of psychological well-being of K. Riff. Psihologicheskij zhurnal, 2011, vol. 32, no. 2, pp. 82-93. (In Russ.)

9. Krichevskij R.L., Ognev A.S., Goncharov YU.N. The workbook of an organizational psychologist. Voronezh: Publishing House of the Fund for the Center for the Spiritual Revival of the Black Earth Territory, 2000. 299 p. (In Russ.)

10. Lejtes N.S. Abilities and talent in childhood. Moscow, Knowledge Publ., 1984. 79 p. (In Russ.)

11. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test of resilience: a methodological guide on the new method of psychological diagnosis of personality with a wide scope. Moscow, Meaning Publ., 2006. 63 p. (In Russ.)

12. Matyushkin A.M. Riddles of giftedness: Problems of practical diagnostics. Moscow, School-press Publ., 1993. 127 p. (In Russ.)

13. Meshkova N.V., Enikolopov S.N. Areas of research creativity in social interaction. Voprosy psihologii, 2016, no. 4, pp. 118-128. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28863287 (accessed: 02.03.2019). (In Russ.)

14. Psychology of abilities: current state and prospects of research: materials of a scientific conference dedicated to the memory of V.N. Druzhinin, September 19-20, 2005 / editors: L.A. Zhuravleva, M.A. Holodnaya. Moscow, IP RAN Publ., 2005. 477 p. (In Russ.)

15. Psychology of creativity and talent: materials of the All-Russian scientific-practical conference / Editor in charge D.B. Bogoyavlenskaya. Moscow, MPGU Publ., 2018. 500 p. (In Russ.)

16. Life problems and how to solve them schoolchildren 12-18 years. (Cross-cultural comparison: Potsdam - St. Petersburg): collective monograph / ed. B. Kirsh, L.A. Regush. St. Petersburg, RGPU them. A.I. Herzen Publ., 2000. 130 p. (In Russ.)

17. Regush L.A. Problems of mental development and their prevention (from birth to old age). St. Petersburg, Speech Publ., 2006. 320 p. (In Russ.)

18. Samohin I.S., Sergeeva M.G., Sokolova N.L. Determining a student's potential on the basis of data on the effectiveness and psychological comfort of learning. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly), 2017, no. 8, pp. 37-42. Available at: https://almavest.ru/ru/archive/2440/3839 (accessed: 02.03.2019). (In Russ.)

19. SHevelenkova T.D., Fesenko P.P. Psychological well-being of the individual (a review of the concepts and methods of research). Psihologicheskaya diagnostika, 2005, no. 3, pp. 95-129. (In Russ.)

20. Geake J.G., Gross M.U.M. Teachers' negative affect toward academically gifted students: An evolutionary psychological study. Gifted Child Quarterly, 2008, vol. 52, no. 3, pp. 217-231. Available at: http://www.pef.uni-lj .si/fileadmin/Datoteke/CRSN/branje/Teachers Negati ve_Affect_Toward_Academi call y_Gif ted Students 2008 .pdf(accessed: 02.03.2019).

21. Health behavior in school-aged children world health organization collaborative cross-national survey. Available at: http://www.hbsc.org/ (accessed: 02.03.2019).

22. Monks F.J. Development of gifted children: The issue of identification and programming. Monks F.J., Peters W.A.M. (eds.) Talent for the future. Proceedings of the Ninth World Conference on Gifted and Talented Children. Assen, The Netherlands: Van Gorcum, 1992. Рp. 191-202.

23. Mouchiroud C., Lubart T. Social creativity: a cross-sectional study of 6 to 11-year-old children. International Journal of Behavioral Development, 2002, vol. 26, no. 1, pp. 60-69. DOI: https://doi.org/10.1177%2F016502540202600111

24. Renzulli J.S. The three-rings conception of giftedness: A developmental model for creative productivity. Sternberg R.J., Davidson J.E. (eds.) Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Pp. 53-92.

25. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, vol. 57, no. 6, pp.1069-1081.

26. Tannenbaum A.J. Giftedness: A psychosocial approach. Sternberg R.J., Davidson J.E. (eds.) Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Рp. 417-435.

27. Terman L.M., Oden M.H. The Gifted Child Grows Up. Terman L.M. (ed.) Genetic Studies of Genius. Vol. IV. Stanford, CA: Stanford University Press, 1947. 448 p.

28. The Renzulli Learning System. Available at: https://renzullilearning.com/ (accessed: 02.03.2019).

29. Torrance E. P. Torrance test of creative thinking: Directions manual and scoring quide. Lexington, Mass: Ginn &Co., 1974. 48 p.

© Волкова Е.Н., Васильева С.В., 2019

Информация об авторах Волкова Елена Николаевна - доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-9667-4752; Researcher ID G-8595-2015, e-mail: [email protected].

Васильева Светлана Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии человека Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-6052-3431, Researcher ID N-3380-2019, e-mail: [email protected].

Information about the authors Volkova Elena Nikolaevna - Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Head of Psychology Institute. The Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen University), Saint-Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-9667-4752; Researcher ID G-8595-2015; e-mail: [email protected].

Vasileva Svetlana Viktorovna - Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Associate Professor of Department of human psychology. The Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen University), Saint-Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-60523431; Researcher ID N-3380-2019; e-mail: [email protected].

Вклад соавторов Vestnik of Minin University. 2019. Volume 7, no. 3

Волкова Елена Николаевна - осуществляется руководство исследовательским проектом; обзор литературы; анализ и интерпретация результатов теоретических и эмпирических исследований; разработка методического комплекса; формулирование обобщающих выводов.

Васильева Светлана Викторовна - обзор литературы; анализ и интерпретация результатов теоретических и эмпирических исследований; разработка методического комплекса; формулирование обобщающих выводов.

Contribution of authors Volkova Elena Nikolaevna - management of the research project; literature review; analysis and interpretation of the results of theoretical and empirical research; the development of a methodological complex; the formulation of generalizing conclusions.

Vasileva Svetlana Viktorovna - literature review; analysis and interpretation of the results of theoretical and empirical research; the development of a methodological complex; the formulation of generalizing conclusions.

Поступила в редакцию: 22.05.2019 Принята к публикации:26.06.2019 0публикована:09.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.