ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Identification of gifted children in preschool age Belova E.
Выявление одаренных детей на этапе дошкольного возраста
Белова Е. С.
Белова Елена Сергеевна /Belova Elena - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории, лаборатория психологии одарённости, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Психологический институт Российская академия образования, г. Москва
Аннотация: статья посвящена проблеме выявления одарённости в дошкольном детстве. Рассматриваются основные аспекты диагностики одаренных дошкольников. Подчёркивается важность соответствия диагностических методик возрастным и индивидуальным особенностям одарённых детей.
Abstract: the article is devoted to the problem of the identification of giftedness in preschool childhood. The main aspects of diagnostics of gifted preschoolers are considered. The importance of accordance of diagnostic methods to age and individual characteristics of gifted children is emphasized.
Ключевые слова: одаренность, дошкольный возраст, выявление, диагностические методы и методики, творческий потенциал.
Keywords: giftedness, preschool age, identification, diagnostic methods and techniques, creative potential.
Происходящие в настоящее время изменения в российской системе образования сопряжены с поиском новых подходов, технологий, позволяющих успешно развивать способности растущих людей к активному функционированию в конкретно-исторической ситуации современного общества при обеспечении развития каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. В связи с этим отмечается возрастание интереса к технологиям выявления детей, проявляющих яркие способности и дарования, в том числе на этапе дошкольного детства.
Дошкольный возраст характеризуется в современной психологии и педагогике как особо значимый период для формирования качеств личности, развития детских способностей и дарований. Крайне важно задействовать все возможности дошкольного возраста для раскрытия индивидуальности ребенка, но при этом необходимо помнить о крайней незащищенности его и большой зависимости от воздействия взрослых, влияния социально-культурной среды.
В настоящее время существует много концепций одаренности, но, несмотря на различие ее трактовок, акцент делается на представлении ее как развивающейся сложной структуры [1; 2; 5; 6]. Одаренность на этапе дошкольного возраста чаще всего рассматривается как потенциал или высокая способность (способности) в ракурсе асинхронных моделей развития [3; 7].
Интеллектуальное, социальное, эмоциональное и двигательное развитие часто происходит неравномерно у маленького ребенка. Особенно это заметно бывает у одаренных детей. Например, одаренный дошкольник может иметь замечательный словарный запас и способность легко участвовать в беседе со взрослыми, но его или ее двигательные навыки могут развиваться такими же темпами, как и у сверстников. Малыш может ярко проявлять признаки одаренности в одной какой-либо предметной области и быть наравне с ровесниками в другой.
Одаренность может наблюдаться уже в первые три года, когда малыш явно опережает сверстников в развитии. Проявления опережения должны быть зафиксированы и проанализированы.
Маленькие дети, которые могут рассматриваться как потенциально одаренные и талантливые, часто демонстрируют многие из характеристик, которые приведены ниже.
• Быстрое и/или опережающее начало самостоятельной ходьбы, активного говорения и т. д.;
• Интенсивность познания или занятий интересующей деятельностью;
• Поразительная для малыша способность необычно долго удерживать внимание в области, представляющей интерес;
• Малыш мало спит, отличается большим количеством энергии, очень подвижен;
• Часто предпочитает общаться с теми друзьями, которых давно знает или взрослыми. Возможны трудности в том, чтобы найти интеллектуальных сверстников среди своих ровесников;
• Расширенный словарный запас, речь малыша может отличаться с очень раннего возраста развитым словарным запасом и структурой предложения;
• Хорошее чувство юмора: нравится использовать игру слов, а иногда и будет проявлять чувство юмора не по годам - «сочинять» сложные для своего возраста шутки;
• Раннее понимание причины и следствия, часто устанавливает необычные связи между, казалось бы, несвязанными темами;
• Ярко выраженная любознательность малыша: много и часто задаёт вопросы, при этом большинство вопросов рефлексивные;
• Обладает исключительной памятью: осваивает знания легко и может применить знания в новых ситуациях.
Есть много областей и сфер детской деятельности, в которых у малышей могут проявиться признаки одаренности, нестандартного поведения. Некоторые из этих проявлений могут быть отражены через портфолио.
Исследователи выделяют необходимость комплексной оценки детской одаренности.
Хотя нет одного «наилучшего инструмента» диагностики одаренных и талантливых детей, есть методы, которые обычно используются чаще, и есть общие принципы для выбора методов. Система идентификации должна быть согласована с конкретной программой, по которой ребенок будет заниматься.
Информативны результаты диагностики одаренных дошкольников с помощью стандартных инструментов - тестов. Часто используются в процессе идентификации следующие тестовые методики: Стандартизированные тесты креативности (Torrance Tests of Creative Thinking); Шкалы оценок учителя (Scales for Rating the Behavioral Characteristics of Superior Students, Gifted Evaluation Scale); Стандартизированные тесты достижений (Iowa Test of Basic Skills, Stanford Achievement Test 10, Woodcock-Johnson III Tests of Achievement); Стандартизированные тесты способностей (Cognitive Abilities Test, Otis-Lennon School Ability Test, Naglieri Non-verbal Aptitude Test); Стандартизированные тесты интеллектуального развития (Wechsler Intelligence Scales for Children IV, Stanford-Binet Intelligence Scales V). Кроме того, проводится качественный анализ результатов анкетирования, интервью, видеоматериалов, портфолио, продуктов деятельности ребенка.
Признаки одаренности могут быть выявлены на любом этапе дошкольного возраста, однако, по мнению учёных, идеальный возраст для тестирования - от 5 до 8 лет [7]. У детей раннего дошкольного возраста результаты, как правило, неустойчивы из-за различных внешних воздействий, влияющих на процесс тестирования.
Выявление творческого потенциала составляет важную часть диагностики неординарного ребёнка. Творчество может рассматриваться как потенциал или проявляющаяся способность выполнять на исключительно высоком уровне решение
творческих задач или способность находить новые подходы в решении обычных задач. Используются тестовые методики Е. П. Торренса для изучения творческого мышления, анкетирование учителей, родителей, анализ данных портфолио.
Для маленьких детей диагностика творчества должна в большей степени концентрироваться на процессе. Взрослый обеспечивает принятие детских идей в безоценочной атмосфере, это поможет детям генерировать больше идей или перейти к следующей стадии - их разработке. Оценка другими и критерии действительно значимых продуктов должны использоваться только для подростков старшего возраста и взрослых.
В процессе диагностики одаренности дошкольников изучаются также различные показатели социального и эмоциональных развития одаренных детей: внутренняя мотивация, социальные отношения, самооценка, самоуважение и другие.
Для выявления детской одаренности и поиска талантов наиболее эффективна процедура а step-by-step (шаг за шагом), которая лучше всего удовлетворяет индивидуальные потребности (высоко) одаренных детей. Стратегия последовательного решения уменьшает опасность неверных результатов идентификации [4].
Психологи дошкольных учреждений и детских центров должны уметь квалифицированно интерпретировать результаты диагностики одаренных детей и анализа мнения их родителей, понимать все «плюсы» и «минусы» различных идентификационных документов для разных групп населения, проводить консультации по вопросам выбора группы, программы, занятий для одаренных.
Важная и устойчивая особенность одаренных состоит в том, что способы этих детей в познании мира качественно отличаются от способов их сверстников. Это обстоятельство имеет решающее значение для психологов и педагогов при выборе методов и форм, как диагностики, так и сопровождения одаренных.
Большое значение имеет определение целей диагностики ранней одаренности, которые обусловливают выбор критериев, методов её оценки, содержание и форму представления результатов обследования ребенка. Диагностика не ограничивается первоначальной идентификацией дошкольников для включения в дальнейшую программу сопровождения одаренных. Диагностические процедуры становятся частью такой программы, реализуя цели мониторинга и корректировки педагогических и психологических задач сопровождения.
На практике, диагностика одаренности у детей от двух до трех лет чаще всего направлена на проверку убеждения родителей, что их ребенок очень ярко и неординарно проявляет себя. В возрасте 5- 7 лет, тестирование может помочь документально подтвердить высокие способности ребенка и дать родителям основание для обращения к педагогам включить ребенка в прохождение соответствующей образовательной программы.
Заключение
Раннее выявление дарований и талантов важно для того, чтобы маленький ребенок раскрывал свой потенциал полностью, полноценно и счастливо проживал такой важный этап его жизни как дошкольное детство и получил успешный старт для последующего школьного обучения.
Одаренные дети нуждаются в руководстве и мудрости взрослых; дети могут обладать высокими способностями в определенной области, но они не знают все. Неординарные дошкольники, как и их сверстники, могут развиваться неравномерно.
Одаренные дети имеют право на образование, которое отвечает их особенностям развития и особым потребностям; родители и педагоги должны выявлять, понимать специфику развития, потребности таких детей и делать всё возможное для их удовлетворения.
В современных технологиях выявления одаренного дошкольника, несмотря на разнообразие используемого инструментария, внимание к возрастным и
индивидуальным особенностям ребенка является определяющим. Вместе с тем существует ряд проблемных моментов, которые требуют дальнейших исследований: отсутствие единой концепции одаренности дошкольника; недостаточная надежность диагностического инструментария, особенно для обследования детей младшего дошкольного возраста; недостаточно проработанная система подготовки специалистов для проведения комплексной диагностики детской одарённости на этапе дошкольного возраста.
Литература
1. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М.: Когито-Центр, 2014. 132 с.
2. Щебланова Е. И. Одаренность дошкольника: проявления и проблемы в развитии // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 24 (66). С. 59-63.
3. Belova E. Classification of the development difficulties of gifted preschool children // International Scientific Review, 2016. № 2 (12). P. 308-311.
4. Heller K. A. (Ed.) Munich studies of giftedness. Berlin: LIT Verlag Dr. W. Hopf, 2010. 592 p.
5. O'Reilly C. Gifted Education in Ireland // Journal for the Education of the Gifted, 2013. 36. 1. P. 97-118.
6. Renzulli Joseph S. Reexamining the Role of Gifted Education and Talent Development for the 21st. Century: A Four-Part Theoretical Approach Gifted Child Quarterly, 2012. № 56 (3). P. 150-159.
7. Silverman L. Giftedness 101. N.Y.: Springer Publishing Company, 2012. 308 p.