Научная статья на тему 'Б. М.ТЕПЛОВ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ'

Б. М.ТЕПЛОВ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интеллект / мышление / воля / боевые качества / практический психолог / конкретная психология / практически-психологический ум / способности / одаренность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Утлик Э. П.

Раскрываются идеи Б.М. Теплова о практическом мышлении управленческого типа и их развитие. Труд Б.М. Теплова «Ум полководца», опубликованный впервые в 1943 г. под названием «Ум и воля военачальника», ознаменовал возрождение военно-психологической мысли в России. Этот труд существенно повлиял на развитие теорий мышления, личности и воли, на методы историко-психологического исследования. Подчеркивается прогресс в развитии теории практического мышления в направлении практического психологического интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Б. М.ТЕПЛОВ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ»

3 Asami, Kenichiro, and Nojima, Kazuhiko 2001 A examination on the concept of "Syutaisei" (self-direction) in the clinical psychology Kyushu University Psychological Research, 2, 53-58.

4 Iwakabe, Shigeru 2005 A meta-analysis of case Japan Society of Family Psychology (ed.) Counseling for Family Violence, Annual Review of Family Psychology, 23, 154-169.

5 Yamamoto, Tsutomu 2018 Case Study Approach and Strategy: A Reflective Approach to Psychological Clinical Practice. Sogensha.

6 Kurosaki, Izumi 2013 The Process of the Dependence on Supervision. Japanese Journal of Counseling Science, 46(3), 148-156.

7 Sugihara, Yasushi 2020 What are the effective factors in psychotherapy?-controversy over specific factors and common factors. Archives of student support in Kyoto University General Student Support Center, 49, 1-13.

Б. М.ТЕПЛОВ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ

Утлик Э. П. Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии, Военный университет, e1937@yandex.ru

DOI:

Раскрываются идеи Б.М. Теплова о практическом мышлении управленческого типа и их развитие. Труд Б.М. Теплова «Ум полководца», опубликованный впервые в 1943 г. под названием «Ум и воля военачальника», ознаменовал возрождение военно-психологической мысли в России. Этот труд существенно повлиял на развитие теорий мышления, личности и воли, на методы историко-психологического исследования. Подчеркивается прогресс в развитии теории практического мышления в направлении практического психологического интеллекта.

Ключевые слова. Интеллект, мышление, воля, боевые качества, практический психолог, конкретная психология, практически-психологический ум, способности, одаренность.

B. M. TEPLOV AND MODERN PSYCHOLOGY IN MILITARY

Utlik E.P. Moscow (Russia), Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Department of Psychology, Military University

The ideas of B.M. Teplov's on practical thinking of a managerial type and their development. Presented ideas of B.M. Teplov's on practical thinking of a managerial type and their development. The work of B.M. Teplov's "The Mind of a Commander", published for the first time in 1943 under the title "The Mind and Will of a Military Leader", marked the revival of military-psychological thought in Russia. This work significantly influenced the development of theories of thinking, personality and will, the methods of historical and psychological research. The progress in the development of the theory of practical thinking in the direction of practical psychological intelligence is emphasized.

Keywords: Intelligence, thinking, will, fighting qualities, practical psychologist, concrete psychology, practical psychological mind, abilities, giftedness.

В то время, когда Б.М. Теплов работал над «Умом полководца», военно-психологическая мысль пребывала не в лучшем своем состоянии. Последняя весомая публикация «Основы военной психологии» (Г. Хаханьян) вышла в 1929 г. После выходили либо небольшие заметки, либо труды, которые имели широкий круг применимости, не исключая и военную область (С.В. Кравков, К.Х. Кекчеев, К.К. Платонов, Л. М. Шварц и ряд других).

Следовательно, работа Б.М. Теплова ознаменовала возрождение психологической дисциплины, которая, имея длинную историю, в обиходе называется военной психологией, но которая не имеет своего научно-организационного статуса и сегодня. В этой связи следует вспомнить, что впервые (еще до создания В. Вундтом психологической лаборатории в Лейпциге) употребил словосочетание «Военная психология» российский военный теоретик генерал Г.А Леер. Он, в частности, писал: «...Крайне ошибочно было бы, хотя бы в далеком будущем, отрицать возможность раскрытия законов, на основании которых совершается работа ума и сердца при военной обстановке, короче, возможность военной психологии. Все, что можно теперь сделать по этому вопросу, так это наметить только правильный путь, идя по которому, можно было бы дойти до раскрытия этих законов». Итак, все что можно в настоящее время сделать по этому весьма важному вопросу, это именно наблюдение над частными явлениями, анализ, критический разбор наиболее значительных фактов с точки зрения нравственного элемента на войне, то есть военно-психологические этюды и только. Военная психология же - это дело отдаленного будущего» [1].

О возрождении военной психологии, последовавшей за публикацией «Ума полководца», можно говорить, опираясь на следующие факты.

В послевоенное время активно функционировали два военно-педагогических института: один в Ленинграде (созданный еще в 1940 г. и за время войны сменивший Ленинград на Тверь (Калинин), затем на Ташкент); второй - в Подмосковье (Хлебниково), созданный в апреле 1945 г. В обоих этих институтах, просуществовавших, к сожалению, недолго, до 1953-1957 гг., сложились своего рода военно-психологические школы. В Хлебниково научная работа по психологии ориентировалась на боевую деятельность и боевую подготовку; в Ленинграде - больше на воспитательную работу.

В ленинградском институте психологам помогал Б.Г. Ананьев; в подмосковном -А.Н. Леонтьев. Его книга «Потребности, мотивы и эмоции» сложилась на основе лекций, прочитанных в этом институте.

В дело возрождения военно-психологической мысли внес свой вклад Институт Психологии Академии педагогических наук. В 1946 г. здесь, возможно, в этой аудитории, где проходит наша конференция, состоялась защита кандидатской диссертации А.К. Перова (аспиранта Института психологии, участника Великой отечественной войны) «Психология смелости и страха в связи с проблемой характера» (Опыт изучения воина-фронтовика. 19411945 гг.).

Затем в Московском областном педагогический институте В.С. Москвитин (участник Великой отечественной войны) защитил диссертацию «О смелости и ее воспитании» (1950 г.). В 1951 г. защищена кандидатская диссертация В.К. Гаврилюка «Процессы мышления при решении учебных тактических задач (экспериментальное исследование)».

В дальнейшем военно-психологическая мысль сосредоточилась в Военно-

политической академии на кафедре военной педагогики и психологии (начальник кафедры генерал-майор А.В. Барабанщиков), где служили психологи из обоих расформированных военно-педагогических институтов.

На данной кафедре под влиянием монографии Б.М. Теплова во все учебные программы были включены темы военно-профессионального (практического) мышления: тактического, военно-политического, педагогического, - с учетом особенностей задач, решаемых в видах вооруженных сил и родах войск. Инициированы соответствующие исследования. В.В. Офицеров [2], П.Н. Бабичев [3] защитили кандидатские диссертации о формировании военно-тактического мышления.

Труд Б.М. Теплова Ум полководца - уникальное явление не только в истории психологии отечественной, но и в мировой. Вот небольшая иллюстрация.

Двумя годами позже публикации Б.М. Теплова в США вышел объемистый учебник «Психология для вооруженных сил» под редакцией Э. Боринга, подготовленный университетскими (то есть не военными) психологами. Так вот: в нем о мышлении военачальника нет ничего. В этом учебнике 22 главы, 700 страниц текста. Есть довольно большая глава «Командование» (Управление), содержание которой сводится к общению начальника со своими подчиненными. Мышления здесь нет - ни теоретического, ни практического.

Для уяснения содержания, значимости и особенностей «Ума полководца» полезно принять во внимание условия создания этого труда. Видимо, в основном работа шла в Таджикистане, где сохранились дореволюционные библиотеки офицерских собраний, сосредоточенные в государственной публичной библиотеке Ашхабада. Этим частично можно объяснить широкое использование военной литературы: Наполеон цитируется более 200 раз, А.В. Суворов - более 100, К. Клаузевиц - 50, М.И. Драгомиров - 20. Очевидно, труд предназначался изначально, главным образом, военной аудитории. Во всяком случае, первыми его читателями могли быть те, для кого был доступен журнал «Военная мысль» (1943 г., № 12.).

Труд Б.М. Теплова «Ум полководца» - щедрый дар великого ученого многим психологическим дисциплинам, в том числе психологии военной, боевой. Вся последующая военно-психологическая мысль так или иначе возвращалась к идеям и методологии этого труда.

Можно видеть идейное влияние Теплова даже в том, что в 1956 году Воениздат опубликовал «Избранные труды» М.И. Драгомирова. Б.М. Теплов часто цитирует и приводит формулу этого выдающегося военного психолога и педагога - «практический психолог».

Следует предположить, что тема практического мышления интересовала Б.М. Теплова задолго до того, как она получила литературное оформление в виде монографии. Где-то в середине - конце 30-х гг. он написал содержательнейшую статью «О Максе Вертхеймере, основателе гештальтпсихологии». В начале статьи мы читаем: «Через все труды Вертхеймера красной нитью проходит одна центральная тенденция: от мертвой, сухой, абстрактной, формалистической психологии университетских кафедр и лабораторий к конкретной «жизненной» психологии, к «естественному способу мышления жизненно ощущающего человека» [4].

И очень точно назвал свою статью А.Р. Лурия «Вклад Б.М. Теплова в конкретную

психологию» [5]. В этой небольшой статье дан уникальный разбор монографии Б.М. Теплова, своего рода пособие для ее изучения.

В период, предшествующий работе над темой практического интеллекта, отношение к ней не было однозначным. Можно было встретить и полное неприятие самой постановки такого вопроса. Вот что писал в нескольких изданиях своей книги М.М. Рубинштейн: «Психология, как теоретическая дисциплина, знает одну цель: добиться системы объективного знания человеческой души во всех направлениях. Ей совершенно чужда мысль об улучшении, совершенствовании психики человека; она ничего не расценивает, все относящееся к области психических переживаний представляет для нее объект изучения: она изучает и гения, и ... посредственность просто как факт; она не учит нас, как создать, взрастить гений или талант в психологическом смысле. Как ни близки, невидимому, возможные отсюда выводы, они лежат уже за пределами психологии, и она в них совершенно некомпетентна. Все это безусловно применимо и к специальным ветвям психологии».

Значит, постановка и оригинальное решение вопроса о практическом мышлении свидетельствует и о научном мужестве исследователя. Развитие психологии показало правоту и перспективность подхода Б.М. Теплова.

С практическим мышлением в настоящее время связываются:

1. Описание (факты). Сбор и проверка информации. Исключение недостоверных данных.

2. Объяснение, истолкование, осмысление: нахождение связей и зависимостей, в том числе причинно-следственных. «В основе решения всякой задачи, стоящей перед полководцем, лежит анализ обстановки. Пока не выяснена обстановка, нельзя говорить ни о предвидении, ни о планировании. Сведения об обстановке - это те данные, исходя из которых должна решаться всякая стратегическая, оперативная или тактическая задача» [7].

3. Прогнозирование развития событий, изменения ситуации.

«Предвидеть, - значит сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки разглядеть основной смысл совершающихся событий, уловить их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, куда они идут. Предвидение - это высшая ступень того превращения сложного в простое, того умения выделить существенное, о котором мне уже пришлось говорить. Предвидение - результат глубокого проникновения в обстановку и постижения главного в ней, решающего, того, что определяет ход событий» [8]. Необходимым условием прогнозирования боевой ситуации является основательное знание тактики и психологии противника, его боевых уставов, практики подготовки командных кадров, а также конкретные разведданные, проверенные и осмысленные на предшествующих этапах.

4. Оценка

Идеальным результатом оценки элементов ситуации будет их ранжирование в соответствии с их значением для разгрома противника.

5. Замысел операции (боя) и планирование действий.

Замысел составляет основу боевого решения и вырабатывается, как правило, одновременно с оценкой обстановки. Определяется место сосредоточения основных усилий, направление главного удара.

Б.М. Теплов раскрыл особенности военного планирования: это планирование особого рода. работа полководца является постоянным и непрерывным планированием, хотя природа

войны столь же постоянно и непрерывно противится этому планированию»; военное планирование требует от полководца большого воздержания. Определяются задачи для исполнителей. Организуется взаимодействие всех участников боя.

6. Подготовка людей, изучение задач, а также отдых [9].

В том же номере «Военной мысли», где опубликована работа Б.М. Теплова, помещена статья «Боевая подготовка войск перед наступательной операцией», которую можно рассматривать как иллюстрацию теоретических положений Б.М. Теплова о практическом интеллекте военачальника, который должен включить в свой план «наступательной операции» ее всестороннюю подготовку.

7. Контроль процесса реализации плана и его оперативная коррекция.

По всем перечисленным пунктам принимаются соответствующие решения. В последующем эта мыслительная конструкция повторяется, как только ситуация меняется, отличаясь от спрогнозированного развития событий.

Есть в монографии Б.М. Теплова еще одна важная идея, к которой он несколько раз обращается, но в конце концов отмечает: «этот круг вопросов выходит, однако, за пределы настоящей статьи». Идея эта следующая: «Еще в большей мере полководцу необходимо быть «практическим психологом» для осуществления другой стороны его деятельности: управления, командования вверенными ему войсками, руководства непосредственно подчиненными ему командирами, воспитания и подготовки войск и т. д» [10].

В другом месте монографии Б.М. Теплов конкретизирует свою мысль, отмечая психологические особенности этой «другой стороны» деятельности полководца: «Человек, занятый организационной работой, решает стоящие перед ним задачи, опираясь вовсе не на непосредственное восприятие вещей и прямое манипулирование с ними. Объекты его умственной деятельности (взаимоотношения групп людей, занятых в каком-либо производстве, способы руководства этими группами и установления связи между ними и т. п.) таковы, что они едва ли поддаются непосредственному восприятию» [11].

К этому вопросу Б.М. Теплов возвращается еще раз в своем учебнике для средней школы: «Психология дает возможность разбираться в психической жизни людей. Поэтому очень велико значение психологии для всякой работы, связанной с воздействием на людей и требующей умения учитывать их психическое состояние и понимать их индивидуальные особенности. Яркий пример - работа командира в армии» [12].

Впервые откликнулся на указанное Б.М. Тепловым направление развития его идей Л.И. Уманский. Работая заведующим кафедрой психологии Курского педагогического института, он развернул широкомасштабную исследовательскую работу, получившую общественное признание, которая легла в основу докторской диссертации «Психология организаторских способностей», защищенной в 1968 г.

Продолжая идеи своего учителя, Л.И. Уманский исходит из того, что организаторская деятельность по своей сущности и практическая, и творческая. «Люди, психология их личностей, их практическая деятельность - вот основной и специфический объект организатора - субъекта организаторской деятельности. Из всех видов информации, поступающей к организатору и от него, особенно важной для организаторской деятельности является информация психологическая» [13].

Изучение около 340 способных организаторов позволило выявить характерные

личностные особенности, которые в своем комплексе составили «практически-психологический ум» организатора. Л.И. Уманский подчеркивает: «Практичность ума в характеристиках способных организаторов выступает в том понимании, в котором характеризует практический ум Б.М. Теплов. Это качество есть способность непосредственно, быстро и гибко применять свои знания и свой опыт к решению практических задач. «Практически-психологический ум» организатора определяется как «способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей» [14]. Познавательная сторона этой способности названа автором «психологической избирательностью», то есть акцентированием психологических особенностей людей и их текущих состояний.

Все выявленные параметры «практически-психологического ума» операционализированы и доступны изменению.

На кафедре военной педагогики и психологии Военно-политической академии с 1970 г. шло исследование практического военно-психологического ума командира. Это исследование возглавил профессор Н.Ф. Феденко. Одним из его результатов явилась кандидатская диссертация на тему «Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения» [15].

Результаты исследования таковы.

1. Командирами подразделений предпринимаются действия, направленные на получение психологической информации, создание благоприятных психологических условий для выполнения конкретных учебных и боевых задач, а также на поиск такого варианта действий, который соответствует наличным психологическим условиям. Эти действия представляют собой способы учета психологических факторов. Благодаря умелому выполнению этих действий руководитель обеспечивает динамическое соответствие между возможностями воинского коллектива (воина) и всеми предъявляемыми ему требованиями.

2. Основой учета психологических факторов является практический психологический анализ - исследование, непосредственно включенное в структуру руководящей деятельности и применяемое с целью выявления и оценки психологических факторов и разрешения связанных с ними служебных проблем. Экспериментальная проверка гипотезы о том, что практический психологический анализ является органической составной частью руководства, показала, что между умением руководителя осуществлять этот анализ и эффективностью его деятельности существует тесная связь, которая рассматривается как признак того, что анализ является внутренней предпосылкой эффективного руководства коллективом. Вторым признаком данной связи является рост умения осуществлять психологический анализ в зависимости от богатства жизненного и служебного опыта работы офицера с личным составом. В процессе экспериментального обучения достигнуто значимое повышение умения осуществлять психологический анализ.

3. Центральное место в работе с психологическими факторами занимает психологическое обоснование управленческих решений. Выявлено наличие определенной программы психологического обоснования управленческого решения. Центральные компоненты этой программы: психологический анализ задачи подразделения; оценка возможностей подчиненных по выполнению этой задачи, обусловленных устойчивыми личностными особенностями; оценка психических состояний воинов с точки зрения

требований предстоящей деятельности. Выполнив эту работу, начальник получает определенные критерии, руководствуясь которыми он принимает решение, в максимальной степени учитывающее психологические факторы и обеспечивающее более целесообразное применение сил личного состава.

4. В работе с психологическими факторами имеет место напряженная мыслительная деятельность руководителя. Изучение особенностей этой деятельности посредством анализа конкретных ситуаций дает возможность судить о ее структуре и отдельных элементах. Выделяется три основных звена этого процесса: исследование психологической ситуации; определение типа ситуации и ее оценка; формирование замысла действий с целью преобразования ситуации.

Изучение деятельности руководителя по учету психологических факторов раскрыло внутренние предпосылки ее эффективности: специфические компоненты направленности личности - интерес к духовному миру и текущему состоянию человека, склонность к работе с людьми, сознание ответственности за других, гуманность, оперативность и психологическая ориентация познавательных процессов; специфические компоненты искусства руководства (знания, умения и навыки анализа и использования психологических факторов в целях решения учебно-боевых и служебных задач.

Таким образом, психологически обоснованное руководство в сравнении с руководством, психологически индифферентным, отличается по своей структуре: оно содержит специфические действия, приводящие в соответствие с психологическими закономерностями способ организации деятельности личного состава, стимулирующие духовную энергию, активность воинов на основе сознательного отношения к делу.

Руководителю, действующему психологически грамотно, свойственны: склонность к работе с личным составом, умение вскрывать психологические проблемы в сфере своей ответственности, психологически ориентированные познавательные процессы. Как правило, такой руководитель обладает авторитетом, тесно связан с подчиненными, является для них настоящим практическим психологом.

Почти 80 лет прошло после первой публикации труда Б.М. Теплова. С той поры он публиковался неоднократно. Последняя публикация в «Военно-академическом журнале». (2007 г.)

Между тем многие из идей, изложенных в монографии «Ум полководца», еще ждут своего осмысления и дальнейшего развития. Были бы полезны научные семинары по монографии Б.М. Теплова, программы развития практического интеллекта. В учебных программах по психологическим дисциплинам можно было иметь отдельный раздел по психологии мышления и не ограниваться одной-единственной темой.

В заключение позвольте мне привести оценку, которую дал «Уму полководца» и его автору наш выдающийся психолог А.Р. Лурия.

«И лишь один из психологов - Б. М. Теплов посвятил свои силы новой стороне работы - психологическому анализу деятельности полководца и психологии его личности. В результате этих усилий и появилось едва ли не первое в нашей науке исследование по «конкретной психологии», богатое теоретическим содержанием. Вместе с тем оно стало образцом того приложения психологии к практике военного обучения, значение которого трудно переоценить» [16].

Литература

1. Леер Г. Опыт критико-исторического исследования законов войны. СПб., 1869. С. 19.

2. Развитие мышления у курсантов военных училищ на тактических занятиях. М., ВПА, 1962.

3. Революция в военном деле и формирование тактического мышления командиров подразделений (по опыту Сухопутных войск). М., ВПА, 1968.

4. Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 117.

5. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. С. 64-71.

6. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 3-е изд., пересмотр. и доп. - М., 1920. С. 13-14.

7. Теплов Б.М. Ум полководца // Избранные труды. В 2-х т. Т. I. М., 1985. С. 242.

8. Теплов Б.М. Ум полководца // Избранные труды. В 2-х т. Т. I. М., 1985. С. 274.

9. Васильев А. Боевая подготовка войск перед наступательной операцией // Военной мысль. 1943. №10-11. С. 46.

10. Теплов Б.М. Избр. труды. Т. 1. М., 1985. С. 296-297.

11. Теплов Б.М. Избр. труды. Т. 1. М., 1985. С. 224.

12. Теплов Б.М. Психология. М., 1948. С.10.

13. Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967. С. 25-26.

14. Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967. С. 39.

15. Утлик Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения». Дисс... канд. психол. наук. М., ВПА. 1975.

16. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. С. 65.

РЕСУРСНЫЕ ОСНОВЫ АКТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТА

Кашапов М.М., Ярославль (Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, smk007@bk.ru

DOI:

В статье впервые представлено понимание ресурсного мышления как интеллектуального умения находить способы творческого разрешения проблем в различных сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Обосновано, что ресурсное мышление субъекта характеризуется а) умением находить источники творческого вдохновения и конструктивного отношения к трудным ситуациям; б) способностью реализовать имеющиеся возможности для достижения намеченного результата; в) позитивной направленностью на преодоление возникающих трудностей.

Ключевые слова: ресурс, активность, мышление, профессионализация, субъект

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 19-013-00102а)

RESOURCE BASES OF ACTIVE THINKING IN THE CONTEXT OF SUBJECT

PROFESSIONALISATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.