Научная статья на тему 'Дифференциально-типологические особенности лиц с выраженным практическим мышлением на примере военнослужащих'

Дифференциально-типологические особенности лиц с выраженным практическим мышлением на примере военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМАНДИРСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьячков Алексей Анатольевич

В статье рассматриваются дифференциально-типологические особенности личности и их связь с практическим мышлением на примере исследования будущих офицеров внутренних войск МВД России. Предоставляются данные проведенного экспериментального исследования военнослужащих (тест Кеттелла, опросник Кейрси, Личностный опросник Петрова ПЛО-1), дан сравнительный анализ полученных данных с выраженностью командирских качеств, описанных Б.М. Тепловым. На основании проведенного исследования предлагается вероятностный типичный психологический портрет офицера внутренних войск МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дьячков Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференциально-типологические особенности лиц с выраженным практическим мышлением на примере военнослужащих»

УДК 159.922

Дьячков Алексей Анатольевич

Адъюнкт адъюнктуры Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВДРосси, dyachkov-alexx@ mail.ru, Новосибирск

дифференциально-типологические особенности лиц с выраженным практическим мышлением на примере

военнослужащих

Аннотация. В статье рассматриваются дифференциально-типологические особенности личности и их связь с практическим мышлением на примере исследования будущих офицеров внутренних войск МВД России. Предоставляются данные проведенного экспериментального исследования военнослужащих (тест Кеттелла, опросник Кейрси, Личностный опросник Петрова ПЛО-1), дан сравнительный анализ полученных данных с выраженностью командирских качеств, описанных Б.М. Тепловым. На основании проведенного исследования предлагается вероятностный типичный психологический портрет офицера внутренних войск МВД России. Ключевые слова: мышление; практическое мышление; командирские качества.

Dyachkov Alexey Anatolyevich

Adjunct of Novosibirsk I.K. Yakovlev Military Institute of Internal Military Forces of Russian Ministry of Internal Affairs, dyachkov-alexx@ mail.ru, Novosibirsk

differentially-typological peculiarities of people with definite practical thinking (on the example of future army

officers)

Abstract. Differentially-typological features of a personality and their influence on practical thinking, on an example of the future officers of internal military forces of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered. The data of the experimental research, conducted on the future officers is presented (Kettell's test, questionnaire of Keirsey, Petrov's personality questionnaire- PPQ); the comparative analysis of the data with intensity of commanding qualities, described by B.M.Teplov is given. On the basis of the research the likelihood typical psychological portrait of an officer of internal military forces of the Ministry of Internal Affairs of Russia is offered. Keywords: thinking, practical thinking, qualities of commanders.

Занимаясь проблемой мышления, исследователи непременно сталкиваются с необходимостью изучения самой личности с целью определения влияния ее различных свойств и качеств на мышление и наоборот. Мышление не может выступать отдельно от личностных, индивидуальных свойств человека. Здесь мы согласны с личностным подходом Б. Г. Ананьева, согласно которому нельзя изучать психические процессы отдельно от индивидуальных особенностей человека и сами эти особенности определяют и влияют на психические процессы [1].

Общеизвестно, что мышление включено в любую осмысленную деятельность людей: оно возникает и развивается «внутри исторически складывающихся способов этой де-

ятельности» [4]. Формированием мышления человек занимается в период всего своего психического развития.

Один из известнейших исследователей военных способностей командиров Б. М. Теплов в своей фундаментальной работе «Ум полководца» выделил их важные качества [6]: возможность абстрагироваться от чувства страха; очень быстрое прохождение мысли, вызванное в нужное время; умение выявлять главное, и сосредотачивать усилия мысли именно на этом; способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности; максимальная нацеленность именно на конечный результат дельности; очень четкая ориентация во времени и пространстве; соразмерение

замысла со средствами исполнения; способность представить в своем воображении сложное целое, образуемое разнородными объектами, не упуская без внимания детали; возможность работать с колоссальным объемом сложного материала, подлежащего анализу; способность построения простых, конкретных планов выполнения решения; способность к систематизирующему анализу, в дальнейшем ведущего к выделению существенного; синтетическая сила ума, соединенная с конкретностью мышления; избирательность памяти; способность предвидения; способность быстро находить новые решения при непредвиденном изменении обстановки; решительность и мужество; осторожность и осмотрительность; упорство в достижении конечной цели, сочетающееся с возможностью менять промежуточные планы.

Таким образом, деятельность военного, командира свидетельствует об определенной комплексности, взаимосвязи ряда качеств, которые могут обеспечить успешность этой деятельности. Это положение вытекает также из анализа результатов комплексного исследования способностей, осуществляемых в школе Б. М Теплова [3;2;5].

В нашем исследовании мы попытались выявить отношения вышеперечисленных качеств в деятельности военнослужащих -будущих офицеров. Исследование проводилось в рамках эксперимента по развитию практического мышления у будущих офицеров внутренних войск МВД России. В исследовании приняли участие курсанты третьего курса Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России в количестве ста сорока шести человек. Средний возраст исследуемых составил двадцать два года. Исследование военнослужащих проводилось по нескольким методикам с использованием стандартизированных тестов, на автоматизированном рабочем месте военного психолога АРМ ВП (таблица1).

Данные, полученные нами на промежуточном этапе исследования практического мышления, имеют довольно любопытные результаты.

С помощью программы StatSoft STA-TISTICA 6.1.478 - Russian Edition мы осуществили корреляционный анализ и фак-

торный анализ [7]. Было выявлено, что личностные качества, которые необходимы будущему офицеру, связаны со сферой интеллекта. Факторного анализа по пятифак-торной модели выявил следующее. Первый фактор, который мы условно назвали эмоциональные особенности, показывает, что напряженность, самообвинение, мечтательность, подозрительность, мягкосердечность отрицательно связаны с эмоциональной устойчивостью, самоконтролем, интеллектом, добросовестностью, смелостью, рациональностью, мышлением, экстраверсией, добросердечностью, сенсорикой и, в итоге, с командными качествами. Этот комплекс говорит о том, что успешность офицера теснейшим образом связана с интеллектуальными качествами личности. Как видно из таблицы (таблица2), все вышеназванные качества имеют довольно большой удельный вес.

Во второй фактор (жизнерадостности) с высокими положительными факторными весами входят такие качества, как жизнерадостность, смелость, напористость, добросердечность, а с отрицательными: рациональность, сенсорика, мышление, самодостаточность, проницательность. Напомним, что согласно 16-факторному личностному опроснику - 16-ФЛО, разработанному Р.Кэттеллом в 1949 г., высокие оценки в определении жизнерадостности характерны для активных, жизнерадостных, беспечных людей, легко воспринимающих жизнь, не склонных задумываться над мотивами и последствиями поступков [8]. Они любят перемены в работе, путешествия и авантюры, часто меняют интересы и настроение. Очевидно, что данное качество не вполне соответствует статусу офицера. Что касается смелости, то здесь хотелось бы привести один афоризм: «Не знает о том безрассудная смелость, как мелочь ломает великое дело». Как нам кажется, в этом простом изречении многое сказано. Для профессии офицер важнее не смелость, но и не робость, а скорее всего что-то среднее.

Рассматривая третий фактор, можно увидеть, что качества военнослужащего, подходящего для службы в войсках специального назначения, отрицательно связаны с параметром командных качеств, т.е. во многом не соответствуют для назначения на командные

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Таблица 1- Методики, использовавшиеся для определения личностных качеств военнослужащих

№ п/п Методики Показатели Психологические характеристики

1. 16-фак-торный личностный опросник -16-ФЛО Дает многогранную информацию об индивидуальности. С помощью опросника могут быть оценены черты личности, или «конституционные факторы личности» по Р. Кэттеллу Фактор А: замкнутость - общительность (добросердечность) Фактор В: интеллект Фактор С: эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость Фактор Е: конформность (подчиняемость) - доминантность (напористость) Фактор F: озабоченность, скрытность - жизнерадостность Фактор G: недобросовестность - добросовестность (нормативность) Фактор Н: робость - смелость Фактор I: жесткость - мягкосердечность Фактор L: доверчивость - подозрительность Фактор М: практичность - мечтательность Фактор № наивность - проницательность Фактор О: самоуверенность - самообвинение (ранимость) Q1: ригидность (консерватизм) - гибкость (радикализм) Q2: социабельность - самостоятельность Q3: низкий (импульсивность) - высокий самоконтроль Q4: расслабленность - напряженность (фрустрирован- ность).

2. Опросник Д. Кейрси Позволяет определить совокупность ценностных ориентаций представителей различных групп темперамента Четыре типа темперамента: SJ - Эпиметей; SP - Дионисий; ЭТ - Прометей; № - Аполлон.

3. Личностный опросник Петрова ПЛО-1. Методика предназначена для изучения военно - профессиональных склонностей кандидатов на военную службу Изучение происходит на основе оценки соответствия профессиональной предрасположенности, особенностей практического опыта обследуемого требованиям основных классов сходных воинских специальностей: организаторских, сенсорно-гностических, сенсомотор-ных, сенсорных, технологических и моторно-волевых.

должности, они также имеют отрицательную связь с мягкосердечностью. Такие лица действуют на основе логической оценки ситуации, интуицию подменяют расчетом, суровы, черствы по отношению к окружающим, согласно описанию, предложенному Р. Кеттелом [8].

Анализируя четвертый фактор (водительские данные), мы также находим, что такая сфера военной деятельности, как водительские должности, имеет хорошую связь с должностями, подлежащими замещению военнослужащими со способностями в сфере связи и наблюдения, но имеют отрицательную связь со способностями, необходимыми в войсках специального назначения, отри-

цательная связь наблюдается также с сенсорикой, мышлением, подозрительностью и самообвинением.

Анализ пятого фактора, где генеральным показателем является рациональность, показывает, что он связан с экстраверсией, подозрительностью, жизнерадостностью и напористостью. В то же время этот генеральный фактор отрицательно связан с гибкостью и командными качествами. Будет не лишним заметить, что связи, когда генеральным фактором является рациональность, на данной выборке военнослужащих имеют небольшие удельные веса (не больше 0,38) (Таблица 2).

Результаты проведенного анализа с вращением в целом подтверждают результаты,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 2 - Факторный анализ результатов тестирования военнослужащих (по пяти факторам без вращения)

Переменные /Факторы интеллектуальные особенности жизнерадостность спецназначения водительские данные рациональность

Добросердечность -0,441199* 0,437018* 0,131236 -0,117964 0,133533

Интеллект -0,608983* 0,103235 -0,215085 0,018373 0,032608

Эмоциональная устойчивость -0,731554* 0,165873 -0,189046 0,137928 0,024648

Напористость -0,351324 0,448292* 0,152340 0,112699 -0,307883

Жизнерадо стно сть -0,089695 0,654022* 0,034270 -0,139351 -0,326551

Добросовестность -0,570664* -0,277101 0,209056 0,101693 0,099721

Смелость -0,562594* 0,488693* 0,218390 0,244486 0,056375

Мягкосердечность 0,471734* 0,026194 0,351967 0,033165 -0,114088

Подозрительность 0,442490* 0,270054 0,236320 -0,328400 -0,311053

Мечтательно сть 0,519734* 0,227158 0,084503 0,032120 -0,262536

Проницательность -0,196945 -0,467254* -0,022716 -0,149737 0,379635

Самообвинение 0,723609* -0,048897* 0,000687 -0,315562 0,139443

Гибкость 0,158683 0,300983 -0,281293 -0,191118 0,374631

Самодостаточность 0,226314 -0,455200* -0,044699 -0,159776 0,108327

Самоконтроль -0,671681* -0,354358 0,078871 0,100408 -0,084818

Напряженность 0,779363* 0,009379 0,141597 -0,248865 -0,097299

Экстраверсия -0,464627* 0,305136 0,115850 -0,155559 -0,325250

Сенсорика -0,369537 -0,515384* 0,008895 -0,383875 -0,280464

Мышление -0,478320* -0,517763* 0,075769 -0,332557 -0,155949

Рационально сть -0,507352* -0,531175* 0,136213 -0,227228 -0,390674

Командные -0,368840 0,188318 0,719076* -0,206136 0,357552

Операторские 0,253160 -0,325118 0,246679 0,219317 -0,122096

Связи и наблюдения 0,398081 -0,297185 0,056263 0,392727 -0,242626

Водительские 0,193284 -0,255314 -0,290126 0,518387* -0,179533

Спецназначения -0,120174 0,241128 -0,760279* -0,373656 -0,135643

Технологические 0,287005 -0,014174 0,253696 0,003331 0,121423

Общ.дис. 5,591548 3,204830 1,855224 1,488527 1,373445

Доля общ. 0,215060 0,123263 0,071355 0,057251 0,052825

Примечание: звездочкой помечены данные выше 0,4

полученные до вращения.

Исходя из анализа корреляционной и факторной матрицы мы приходим к выводу о том, что качества личности, которые необходимы офицеру в повседневной деятельности, связаны со сферой интеллекта.

В связи с вышеизложенным можно составить вероятностный типичный психологический портрет офицера внутренних войск МВД России. Это человек, хорошо управляющий своими эмоциями и настроением, отличающийся эмоциональной стабильностью, реалистичностью и устойчивостью установок. Он способен преодолевать жизненные трудности и конфликты благодаря наличию развитого волевого контроля над эмоциональной сферой. Способен под-

нять моральный дух целой группы людей. Это человек с довольно высоким уровнем интеллектуальных возможностей, с развитым абстрактным мышлением. Довольно сообразителен, быстро схватывает новое, хорошо обучается, имеет разнообразные интеллектуальные интересы. Обладает высокой степенью организованности, умением контролировать свои эмоции и чувства, действовать упорядоченно. Хорошо осознает социальные требования и старается их аккуратно выполнять, заботится о впечатлении, которое производит своим поведением, о своей общественной репутации. Имеет развитое чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов, порядочность в межличностных отношени-

ях, осознанное соблюдение норм и правил поведения, зачастую отказывается от эгоистических целей в пользу общественных. Этот человек обладает слабой восприимчивостью к угрозе, довольно смелый, решительный. Данная личность непринужденно ведет себя в обществе, имеет определенный успех у противоположного пола, не теряется при столкновении с неожиданными обстоятельствами, быстро забывает о неудачах. У него низкий уровень тревожности, он без труда переносит жизненные невзгоды и неприятные эмоциональные ситуации. В групповой деятельности часто становится лидером, особенно если деятельность группы связана с соперничеством, соревнованиями или риском. В то же время - это открытый и добросердечный, общительный и добродушный человек. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на любые события.

Ввиду того, что на данной выборке обнаруживается явная взаимосвязь военных, командных способностей с особенностями интеллекта, необходима дальнейшие исследования по выявлению специфики этих

связей в контексте проблемы практического мышления, поставленной еще Б. М. Тепловым.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы че-ловекознания: избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 432 с.

2. Большунова Н. Я. Взаимосвязь индивидуальных различий по параметру непроизвольной - произвольной регуляции с особенностями соотношениями сигнальных систем: дис... канд. психол. наук. - М., 1981. - 189 с.

3. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: Феникс+, 2005. - 512 с.;

4. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972. - 249 с.

5. Кабардов М. К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: автореф. дис. док. психол. наук. М., 2001. - 52с.

6. Теплов Б. М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.

7. Тугушев Р.Х. Особенности факторного анализа в психологии / Известия Саратовского университета. - 2006. - Т.6. - Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1/2. Саратов, 2006. - С. 89-98

8. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб: Речь, 2002. - 480с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.