Научная статья на тему 'Применение подходов к педагогическому стимулированию офицеров подразделений внутренних войск МВД России'

Применение подходов к педагогическому стимулированию офицеров подразделений внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ ПОЗНАНИЕ / ИНТЕРЕС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОФИЦЕР / ENCOURAGEMENT / MOTIVATION / TOOLS / TECHNIQUES / KNOWLEDGE / INTEREST / ACTIVITIES OF OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валитов И. Ф.

В статье автор рассматривает применение подходов к «педагогическому стимулированию» в свете полномасштабной реформы внутренних войск МВД России остро возникает необходимость в изменении системе командирской подготовки офицеров подразделений внутренних войск МВД России, поскольку основной единицей в обучении и воспитании подчинённых военнослужащих ВВ МВД России является офицер, который по уровню образования и профессиональной подготовки должен отвечать всем требованиям предъявляемые к современному офицеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валитов И. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE PROMOTION OF OFFICERS OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MIA OF RUSSIA

In the work the author examines the introduction of approaches to “pedagogic stimulation” for there are active full-scale reforms of the internal troops of the MIA of Russia. The author writes about the need to change the system of commanding officers'' training units of the internal troops of the MIA of Russia, as the basic unit in the training and education of subordinates servicemen of the interior Ministry of Russia is the officer who by level of education and training must meet all the requirements for modern officer. The work is to a considerable extent based on theoretical ideas on pedagogical stimulation worked out by Z. I. Ravkina. The author of the paper understands motivation as the influence upon a commanding officer that activates his interest in acquiring new knowledge. Motivation affects pedagogical processes intensely. The author takes into account the following types of motives: wide social motives (responsibility), narrow social motives (carrier prospects), motives of social co-work (professional carrier), wide learning motives (satisfaction from learning), educational motives (ways of learning knowledge), motives for self-education.

Текст научной работы на тему «Применение подходов к педагогическому стимулированию офицеров подразделений внутренних войск МВД России»

УДК 378

Valitov I.F., adjunct of part-time studies, Department of Methods and Theory of Continuous Professional Education, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Ministry of Internal Affairs of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: valitow.ir@yandex.ru

THE USE OF PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE PROMOTION OF OFFICERS OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MIA OF RUSSIA. In the work the author examines the introduction of approaches to "pedagogic stimulation" for there are active full-scale reforms of the internal troops of the MIA of Russia. The author writes about the need to change the system of commanding officers' training units of the internal troops of the MIA of Russia, as the basic unit in the training and education of subordinates servicemen of the interior Ministry of Russia is the officer who by level of education and training must meet all the requirements for modern officer. The work is to a considerable extent based on theoretical ideas on pedagogical stimulation worked out by Z. I. Ravki-na. The author of the paper understands motivation as the influence upon a commanding officer that activates his interest in acquiring new knowledge. Motivation affects pedagogical processes intensely. The author takes into account the following types of motives: wide social motives (responsibility), narrow social motives (carrier prospects), motives of social co-work (professional carrier), wide learning motives (satisfaction from learning), educational motives (ways of learning knowledge), motives for self-education. Key words: encouragement, motivation, tools, techniques, knowledge, interest, activities of officers.

И.Ф. Валитов, адъюнкт заочной формы обучения, каф. методики и теории непрерывного профессионального образования, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург, E-mail: valitow.ir@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СТИМУЛИРОВАНИЮ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В статье автор рассматривает применение подходов к «педагогическому стимулированию» в свете полномасштабной реформы внутренних войск МВД России остро возникает необходимость в изменении системе командирской подготовки офицеров подразделений внутренних войск МВД России, поскольку основной единицей в обучении и воспитании подчинённых военнослужащих ВВ МВД России является офицер, который по уровню образования и профессиональной подготовки должен отвечать всем требованиям предъявляемые к современному офицеру.

Ключевые слова: стимулирование, мотивация, средства, методы познание, интерес, деятельность, офицер.

От современного офицера подразделения внутренних войск МВД России требуется не только мужество, но и эрудиция, творческий подход к решению стоящих перед ним служебно-боевых задач. Хорошо подготовленный офицер подразделения внутренних войск МВД России помимо одобрения должен получать мощный «стимул» в достижении служебной деятельности. В этом случае для осуществления внешнего воздействия предлагается выявление и учёт некоторых свойств и особенностей объекта.

Ученый К.К. Платонов определяет стимул «как внешнее воздействие на организм, личность или группу людей, отражаемое в формах психической «реакции» или «мотива». Также ученый уточняет понятия «стимул» (как отражаемое) и «мотив» (как отражённое). Проблема действительного влияния на мотиваци-онную сферу личности - одна из центральных проблем теории стимулирования» [1, с. 109].

По мнению А.А. Ручка и Н.А. Сакада «... стимулом является любой фактор (предмет, явление, процесс), который в той или иной степени детерминирует (побуждает, направляет, подталкивает) деятельность человека» [2, с. 32].

Стимулирование можно рассматривать как сторону всей организации педагогического процесса командирской подготовки офицеров подразделений внутренних войск с целью повысить эффективность и заинтересованность офицеров подразделений внутренних войск в системе командирской подготовки в преодолении ими познавательного интереса. Именно поэтому актуальной научно-исследовательской задачей становится изучение современных способов применения стимулирования к офицерам подразделений внутренних войск МВД России, поиск средств «педагогического стимулирования» в процессе познавательной деятельности. Понятие «стимул» связано с глаголами как активизировать, заинтересовывать, дать стимул к чему-либо. Понятие «стимулирование» сегодня становится междисциплинарным, о чём говорит его наличие в различных специализированных словарях, и означает опосредованное воздействие на внутренние побуждения человека.

Таким образом, необходимо рассмотреть различие понятий «педагогического стимулирования» в научных исследованиях для полного понимания и осмысления данной проблемы.

«Педагогическое стимулирование» - достаточно разработанный понятийный аппарат. В.Г. Пряникова определяет педагогические стимулы как «специфические воспитательные средства, потенциально способные осуществлять побудительные

функции по отношению к внутренним движущим силам развития личности» [3, с. 75]. Л.Ю. Гордин предполагал, что «педагогические стимулы есть не что иное, как особые побудители деятельности и активности обучаемого, которые опосредствуют цели и средства их достижения, связывают их, образуя промежуточные сегменты системы» [4, с.56].

В нашей работе мы опираемся на значительный теоретический вклад в педагогическое стимулирование З.И. Равкина [5, с.121]. По его мнению, педагогическое стимулирование определяется как процесс активизации личностных внутренних движущих сил человека с помощью внешних, обособленных средств побуждения, эффективность действия которых зависит от общественной и индивидуальной значимости стимулируемой деятельности. Без правильно выстроенной системы педагогического стимулирования офицеров подразделений внутренних войск в познавательной деятельности невозможно добиться и зафиксировать какие-либо положительные результаты. Разработка выступает как система педагогического стимулирования офицеров подразделений внутренних войск к познавательному интересу и является основной целью исследования.

«Глубоко и всесторонне исследован «познавательный интерес», как «ценнейший мотив» учебной деятельности. Особо подчеркивалось, что познавательный интерес, как глубокое личностное образование, становится духовной потребностью лишь на высшем уровне развития, который достигается далеко не у каждого человека. Обращает внимание на то, что для образования мотива недостаточно только внешних стимулов, которые должны опираться на потребности самой личности, чтобы стать ее мотивом. В мотиве закрепляется и утверждается то, что для самой личности представляет необходимость» [6, с. 95-126].

Анализ исследований по проблеме педагогического стимулирования показал, что понятие «стимул» рассматривается учёными в тесной связи с понятием «мотив», но каждое из них имеет свою специфику: «стимул» является объективным побудителем познавательной деятельности и поведения офицеров подразделений внутренних войск, а «мотив» - побудителем субъективного характера. Чтобы «стимул» преобразовался в «мотив», офицеру-педагогу необходимо осознать личностную значимость офицера подразделения внутренних войск. В этом случае «стимул» становится «мотивом», так как целенаправленный характер поведения офицера подразделения внутренних войск и деятельности в конечном итоге зависит от мотива.

«Мотивация» является побудителем офицеров подразделений внутренних войск к действию в познания и включает в себя «интерес», который и является мощным активатором. Под его влиянием педагогические процессы протекают интенсивно и напряженно, а сама познавательная деятельность становиться увлекательной и продуктивной.

Действующие классификация мотивов в системе познавательной деятельности, осуществляется по различным основаниям. Так, по видам мотивы подразделяются на социальные и познавательные. В зависимости от уровня выделяют:

- широкие социальные мотивы - долг, честь, ответственность, понимание социальной значимости командирской подготовки, стремление офицера через познание утвердиться в социальной среде, установить свой социальный статус;

- узкие социальные, или позиционные, мотивы - стремление занять определенную воинскую должность в будущем, получить признание окружающих, достойно вознаграждение за вклад в свой воинский труд;

- мотивы социального сотрудничества - ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиция в воинском обществе;

- широкие познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию, реализуется как удовлетворение от самого процесса познавательной деятельности и его результата. Познавательная деятельность офицера подразделения внутренних войск является ведущей сферой его военной жизнедеятельности;

- учебно-познавательные мотивы - ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных предметов изучения в системе командирской или самостоятельной подготовки;

- мотивы самообразования - ориентация на приобретение дополнительных знаний в военно-профессиональной деятельности офицеров.

В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию: социально-ценностные; познавательные; профессионально-ценностные; эстетические; коммуникативные; статусно-позиционные; традиционно-исторические; утилитарно-практические.

Различие мотивов имеет неодинаковую силу влияния на протекание и результаты педагогического процесса. Например, широкие познавательные мотивы, проявляются в стремлении охватывать большой спектр содержания, являются относительно более слабыми по сравнению с учебно-познаваемыми мотивами, стимулирующими проявление самостоятельности и напористости в узкой области.

Рассмотрев подход к педагогическому стимулированию, освещённый в работах В.Г. Пряникова, Л.Ю. Гордин, З.И. Равки-на, Г.И. Щукиной и др., можно утверждать, что вышеназванные авторы предлагают понимать педагогическое стимулирование как процесс опосредованного создания (конструирования) мо-

Библиографический список

тивообразующих социальных условий развития офицеров подразделений внутренних войск в познавательной деятельности. В качестве результата они видят включение личности в социально значимые отношения. Выделяют четыре группы взаимодействующих и взаимопроникающих друг в друга педагогических стимулов:

- определяющие установку на готовность к активной познавательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск;

- способствующие формированию ценностных ориентаций личности и коллектива в целом;

- укрепляющие статус офицера и офицерского корпуса, их ролевое положение, повышающие уровень их оправданных притязаний;

- стимулы, которые предполагают сознательно организованные офицером-педагогом или же возникающие в соответствующей ситуации проявления таких побудительных средств, которые, эффективно влияя на мотивационную, компетентностную, эмоционально-волевую сферу офицера подразделения внутренних войск, вызывают у него активное чувство долга, патриотизма, ответственность к познавательному интересу. К побудительным средствам педагогического процесса в системе командирской подготовки офицеров подразделений внутренних войск относятся средства стимулирования.

И.З. Гликман [7, с. 34] выделяет средства стимулирования как определённые потребности на удовлетворение офицеров подразделений внутренних войск:

- средства влияния преимущественно на сознание (убеждение, принуждение, требование, общественное мнение, соревнование, перспективы в дальнейшей службе);

- средства влияния преимущественно на неосознаваемую сферу психики (личный пример, внушение, поощрение и дисциплинарное взыскание);

- средства оптимизации настроения (ситуация успеха, доверие со стороны командиров (начальников)).

Таким образом, посредством целенаправленного стимулирования офицеров подразделений внутренних войск к познавательной деятельности можно сформировать систему устойчивых «мотивов». Под влиянием «стимулов», объекты потребностей офицера подразделения внутренних войск выступают в качестве ее «мотивов». Эффективность в применении педагогического стимулирования офицеров подразделений внутренних войск к познавательной активности зависит от многих факторов и условий. Возможности проявления её, прежде всего, зависят от внутренних условий субъекта, от его психического состояния, мотивов, уровня интеллектуального, профессионального и эмоционально-волевого развития, а также от внешних условий в виде моделей «педагогического стимулирования» в системе командирской подготовки воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России.

1. Платонов К.К. О системе психологии. Москва: Мысль, 1972.

2. Винтер Е.И. Педагогическое стимулирование как фактор профессионально-творческой подготовки будущего учителя. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2004.

3. Пряникова В.Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории советской педагогики. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1993.

4. Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1979.

5. Равкин 3.И. Стимулирование как педагогический процесс. Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. Йошкар- Ола: МГПИ, 1972.

6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, 2003.

7. Петрова Е.В. педагогическое стимулирование нравственного самовоспитания старшеклассников Диссертация ... кандидата педагогических наук. Смоленск. 2011.

References

1. Platonov K.K. O sisteme psihologii. Moskva: Mysl', 1972.

2. Vinter E.I. Pedagogicheskoe stimulirovanie kak faktor professional'no-tvorcheskoj podgotovki buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2004.

3. Pryanikova V.G. Stanovlenie i razvitie koncepcii pedagogicheskogo stimulirovaniya v teorii sovetskoj pedagogiki. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1993.

4. Gordin L.Yu. Teoriya ipraktika pedagogicheskogo stimulirovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1979.

5. Ravkin 3.I. Stimulirovanie kak pedagogicheskij process. Problemy pedagogicheskogo stimulirovaniya i metodologii issledovanij istorii sovetskoj shkoly. Joshkar- Ola: MGPI, 1972.

6. Schukina G.I. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya v uchebnom processe. Moskva: Prosveschenie, 2003.

7. Petrova E.V. pedagogicheskoe stimulirovanie nravstvennogo samovospitaniya starsheklassnikov Dissertaciya ... kandidata pedagogich-eskih nauk. Smolensk. 2011.

Статья поступила в редакцию 16.03.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.