4. Попова, Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2002.
5. Алеева Ю.В., Попова Н.В. Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения. Экономика. Профессия. Бизнес. 2015; Т. 1; № 1 (1); 58 - 60.
6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Москва: Педагогика, 1972.
7. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Москва: Учебно-педагогическое издательство, 1961.
References
1. Popova N.V., Kiseleva Yu.V. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5: 206 - 208.
2. Kiseleva Yu.V., Popova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury uchebnoj deyatel'nosti studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 5: 273 - 276.
3. Popova N.V. Kontrol' kak osnovnoj instrument 'effektivnosti obucheniya studentov v modul'no-rejtingovoj sisteme. Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2015; 6 (6): 1652 - 1654.
4. Popova, N.V. Pedagogicheskaya sistema stimulirovaniya poznavatel'noj aktivnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2002.
5. Aleeva Yu.V., Popova N.V. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti studentov vuza v processe problemnogo obucheniya. 'Ekonomika. Professiya. Biznes. 2015; T. 1; № 1 (1); 58 - 60.
6. Pidkasistyj P.I. Samostoyatel'naya deyatel'nost'uchaschihsya. Moskva: Pedagogika, 1972.
7. Esipov B.P. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na uroke. Moskva: Uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo, 1961.
Статья поступила в редакцию 21.11.16
УДК 378
Shabanov A.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Criminal Procedure and Criminology, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev, Troops of National Guard of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: shag-sga@ngsl.ru
Borsch A.A., adjunct postgraduate, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev, Troops of National Guard of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: sasha2015-2015@mail.ru
Mazurin A.E., Head of the planning team and the use of the operational department of the staff of the Federal Service, National Guard Troops of the Russian Federation in Tomsk Region (Tomsk, Russia), E-mail: sasha2015-2015@mail.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY VALUABLE ORIENTATIONS OF FUTURE OFFICERS OF THE NATIONAL ARMY OF THE RUSSIAN FEDERATION GUARD. The article is dedicated to a study of pedagogical conditions, which contribute to formation of professionally valuable orientations that are not as formal as; for example, mathematical or technical orientations in their practical use give a wide range of options for arranging the educational process. The formation and development of professionally valuable orientations of future officers of the National Guard Troops, as the researchers believe, require an analysis and theoretical substantiation of the conditions, under which the process of education will be most effective. Key words: pedagogical conditions, professional training, professional military activity.
А.Г. Шабанов, д-p пед. наук, проф. каф. уголовного процесса и криминалистики, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: shag-sga@ngsl.ru
А.А. Борщ, адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: sasha2015-2015@mail.ru
А.Е. Мазурин, начальник группы планирования и применения оперативного отдела штаба управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области, г. Томск, E-mail: sasha2015-2015@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В данной статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций, которые не столь формальны, как, например, математические или технические, при их использовании на практике оставляют широкий диапазон вариантов построения реального педагогического процесса. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих офицеров войск национальной гвардии на практике, как мы считаем, требует анализа и теоретического обоснования условий, при которых этот процесс будут эффективным.
Ключевые слова: педагогические условия, профессиональная подготовка, военно-профессиональной деятельности, образовательная среда.
В рамках аксиологического подхода, как пишет, например, О.Е. Шафранова [1], речь может идти об аксиолого-педагоги-ческих условиях, образующих общую аксиологическую основу профессиональной подготовки специалиста, изначально задающих ценностно-ориентированный вектор управления развитием личности в профессиональном образовании. Другие авторы, решавшие практико-ориентированные педагогические задачи в русле аксиологического подхода, неизменно относят педагогические условия к теоретическим основам разрабатываемых педагогических систем и процессов. О.М. Боева [2], в частности, подчёркивает, что «условие» - есть средство реализации
аксиологических теорий на практике, именно оно обеспечивает связь между теоретическими построениями и практическими решениями.
На наш взгляд, три базовых условия (ценностный контекст профессиональной подготовки, ценностная ориентация военно-профессиональной деятельности, а также ценностное наполнение образовательной среды) отражают три субъектные позиции курсанта в военном вузе: позицию обучающегося, позицию субъекта военно-профессиональной деятельности, а также позицию человека, чья основная жизнедеятельность проходит в военном вузе.
Механизм интериоризации ценностей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ИНСТИТУТА
офицерского корпуса
! _ "
Механизм идентификации с офицерским корпусом
ПРОЦЕСС
ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ
ЦЕННОСТНЫЙ КОНТЕКСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Определенность в целях обучения и воспитания
Использование опыта ценностно-ориентированной профессиональной деятельности в обучении и воспитании
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВОЕННО-РОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивация и .стимулирование ценностно ориентированного поведения
Свобода и ответственность "принятия решений в неоднозначных ситуациях выбора
Общение и взаимодействие ■в социально-профессиональной группе
Присвоение позиции офицера в процессе обучения
ЦЕННОСТНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Ценностно-ориентированное воспитательное пространство военного вуза
Ценностно-ориентированное содержание военно-профессионального контента
Рис. 1. Модель формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих офицеров войскнациональной гвардии
П
Ценностный контекст профессиональной подготовки
Понятие «профессиональный контекст» для военной педагогики не только не ново, но и обусловливает традиционную особенность военно-педагогических процессов - их предельную практическую ориентированность. «Учить тому, что нужно на войне, - писал один из создателей российской военной школы М.И. Драгомиров. - Учить в той последовательности, в которой изучается всякое практическое дело в жизни. Учить активно. Все это нужно для того, чтобы войска всегда были готовы к бою» [3]. Признавая единство обучения и воспитания, М.И. Драгомиров, тем не менее, ставил воспитание выше и рассматривал профессиональный контекст профессиональной подготовки офицера как мощное воспитательное средство. Современные теории, в которых подчёркивается воспитательная роль профессионального контекста в подготовке будущих офицеров, изложены в работах И.А. Алехина [4], А.Д. Лопуха [5], В.Л. Разгонова [6]. Контекстное обучение военных специалистов позволяет преодолеть «... разрыв между представлениями у курсанта о воинском труде, сформированными им в процессе профессиональной подготовки и реальным его содержанием в профессиональной деятельности.
Ценностный контекст профессиональной подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии, как условие эффективности формирования системы профессионально-ценностных ориентаций курсантов, есть система учебно-профессиональных задач, моделей и ситуаций, воспроизводящая социальную, ценностную сторону профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии, обеспечивающая целостное освоение профессионального опыта, в котором предметная сторона деятельности не может рассматриваться отдельно от ценностной.
Ценностная ориентация военно-профессиональной деятельности
Ценностная ориентация военно-профессиональной деятельности - это то условие, которое касается не только военного вуза, но и войск национальной гвардии в целом. Ценностно-ориентированная военно-профессиональная деятельность войск национальной гвардии определяет соответствующие требования к офицеру - выпускнику военного института.
Определение такого условия, как ценностная ориентация военно-профессиональной деятельности, связано с наличием у курсанта статуса военнослужащего, который он принимает на себя вместе с присягой. Это субъект военно-профессиональной деятельности, обладающий профессиональными правами и обязанностями, постепенно наращиваемыми в соответствие с уровнем его профессиональной подготовки. Исходя из этого, ценностная ориентация военно-профессиональной деятельности как условие эффективного формирования системы профессионально-ценностных ориентаций курсантов должна быть определена как идеальная, эталонная с точки зрения проявления профессиональных ценностей офицера, организация военно-профессиональной деятельности курсантов военного института в соответствие с их профессиональным статусом.
Иными словами, ценностная ориентация военно-профессиональной деятельности курсанта выражена тем более, чем ранее он станет смотреть на явления военно-профессиональной деятельности, оценивать их и принимать профессиональные решения как офицер, а не как рядовой или младший командир. В этой связи следует подчеркнуть важность делегирования полномочий и ответственности, свободы и самостоятельности принятия решения в профессиональных ситуациях с неоднозначными исходными условиями и вариативностью выбора. Особую роль в реализации данного условия, при учете вышесказанного, могут сыграть войсковые практики и стажировки курсантов.
Ценностное наполнение образовательной среды
Выделяя это условие, мы предполагаем, что оно является объединяющим для всей группы определенных нами педагогических условий и выражается в формировании:
- ценностно-ориентированного воспитательного пространства военного вуза;
- ценностно-ориентированное содержание военно-профессиональной деятельности.
Ценностное наполнение образовательной среды - это условие эффективности процесса формирования системы профессионально-ценностных ориентаций курсантов военного института войск национальной гвардии Российской Федерации: (предметно-пространственном, поведенческом, событийном, информационном), способны не только обеспечивать целенаправ-
ленные педагогические взаимодействия, но и самостоятельно влиять на личность курсанта.
Предметно-пространственное окружение в ценностно наполненной образовательной среде объединяет учебные классы и помещения, оборудование и наглядную документацию, символы Отечества, Родины, Долга, Присяги, музеи, выставки и экспозиции. Которые непрерывно демонстрируют примеры ценностного отношения к ключевым идеям и идеалам военной службы офицера, напоминают о ценностях и «заставляют» курсанта постоянно обращаться к ним. Наглядным выражением профессиональных ценностей является подвиг, образцовое выполнение воинского долга, составляющие содержание ценностно-ориентированного исторического опыта войск национальной гвардии, Вооруженных Сил Российской Федерации, российского общества и государства.
Поведенческое окружение - это совокупность поступков, отношений и образцов решения задач военно-профессиональной деятельности, которую курсант наблюдает рядом с собой. Личный пример отношения командиров и педагогов к профессиональным ценностям, при наличии необходимого авторитета, задает нравственный образец для подражания, которому курсант следует в военно-профессиональной деятельности.
Событийное окружение в ценностно наполненной образовательной среде - это события, демонстрирующие роль профессиональных ценностей офицера войск национальной гвардии в истории и современной военно-профессиональной деятельности, которые попадают в поле восприятия курсантов и требуют осмысления и выработки собственного отношения к ним. К числу компонентов событийного окружения, к которым следует обратиться при организации процесса формирования системы профессионально-ценностных ориентаций курсантов военного вуза, как мы считаем, можно отнести:
- государственные, профессиональные и ведомственные праздники;
- памятные даты из истории России, мира, Армии и Флота, войск национальной гвардии и пр.;
- события общественной и политической жизни, требующие выработки субъективного отношения будущего офицера войск национальной гвардии;
- события, решения, прогнозы в области внутренней и внешней политики государства, геополитики, культуры, отражающиеся на деятельности войск национальной гвардии, формирующие обстановку, в которой будущему офицера предстоит решать свои профессиональные задачи.
Информационное окружение в ценностно наполненной образовательной среде - это те массивы информации и каналы её получения, которые доступны для курсанта. Построение информационного окружения, ориентированного на процесс формирования системы профессионально-ценностных ориентаций курсантов военного института войск национальной гвардии может быть интегрировано в активные процессы формирования информационной-образовательной среды современных военных вузов.
Предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное окружение в военном институте войск национальной гвардии не требует формирования «с нуля», поскольку этому вопросу традиционно уделяется должное внимание, однако, для активизации условия в целом, они нуждаются в инвентаризации и развитии.
В современных теориях аксиологического подхода, в прак-тико-ориентированных работах в области воспитания военнослужащих войск национальной гвардии доказана принципиальная возможность целенаправленного построения процесса формирования системы профессионально-ценностных ориентаций курсантов военного института, обоснованы его принципы, в том числе и принцип моделирования воинского воспитания с позиций аксиологического подхода.
В этом случае, формирования системы профессионально-ценностных ориентация происходит за счет освоения курсантами профессиональных ценностей, закрепления их в сознании в виде лично значимых целей военно-профессиональной деятельности, ориентиров профессионального развития, критериев оценки явлений военно-профессиональной действительности, оснований принятия профессиональных решений. Результатом такого процесса станет активно проявляющаяся регулирующая и мотивирующая функции система профессионально-ценностных ориентаций по отношению к военно-профессиональной деятельности курсанта и его самостоятельному развитию как ее субъекта.
Библиографический список
1. Шафранова О.Е. Аксиология построения непрерывного образования преподавателя высшей школы. Диссертация ... доктора педагогических наук. Благовещенск, 2011.
2. Боева О.М. Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры: аксиологический подход. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.
3. Драгомиров М.И. Избранные труды: вопросы обучения и воспитания войск. Москва: Воениздат, 1956.
4. Алехин А.И. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Москва: ВУ, 2003.
5. Лопуха А.Д. Социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма офицеров высших военных учебных заведениях. Диссертация ... доктора педагогических наук. Барнаул, 2002.
6. Разгонов В.Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2016.
References
1. Shafranova O.E. Aksiologiyapostroeniyanepreryvnogo obrazovaniyaprepodavatelya vysshejshkoly. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Blagoveschensk, 2011.
2. Boeva O.M. Pedagogicheskie usloviya nravstvennogo vospitaniya sotrudnikov organov vnutrennih del v uchrezhdeniyah kul'tury: aksiologicheskijpodhod. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.
3. Dragomirov M.I. Izbrannye trudy: voprosy obucheniya i vospitaniya vojsk. Moskva: Voenizdat, 1956.
4. Alehin A.I. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih Vooruzhennyh SilRossijskojFederacii. Moskva: VU, 2003.
5. Lopuha A.D. Social'no-pedagogicheskie usloviya 'effektivnosti sistemy vospitaniya patriotizma oficerov vysshih voennyh uchebnyh zavedeniyah. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2002.
6. Razgonov V.L. Cennostnye orientiry professional'nogo vospitaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2016.
Статья поступила в редакцию 01.12.16
УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),
E-mail: ukolovali@ya.ru
Li Hai (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: bonjovi7402@yandex.ru
THE PERCEPTION OF MUSIC AS A SPECIAL FORM OF AESTHETIC AND EMOTIONAL ACTIVITIES FOR CHILDREN. The
article discusses the interest of scientists and teachers-practitioners to the possibilities of the influence of cultural and educational environment on the process of aesthetic and emotional education, the search for effective methods and further improvement in the educational space of educational institutions, the possibilities of the pedagogy of art in the application of the integrated interaction of all its components, aimed at the achievement of harmonization of students' personality. People's feelings embodied in a musical form throughout history of culture become the subject of the communication contemporaries, enriching their own feelings, thereby developing and improving.
Key words: emotional sphere, aesthetic education, holistic development of personality, aesthetic environment and culture of personality.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального искусства института культуры и искусств,
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: ukolovali@ya.ru
Ли Хай (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО «Московский
городской педагогический университет», г. Москва, E -mail: bonjovi7402@yandex.ru
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В данной статье рассматривается интерес ученых и педагогов-практиков к возможностям влияния образовательно-культурной среды на процесс эстетического и эмоционального воспитания, поиск эффективных методов и дальнейшего совершенствования в образовательном пространстве различных учебных учреждений, возможности педагогики искусства в применении комплексного взаимодействия всех ее составляющих, направленного на достижение гармонизации личности учащихся. Чувства людей, воплощенные в музыкальной форме, на протяжении истории культуры становятся предметом общения современников, обогащая их собственные чувства, и тем самым, развивают и совершенствуют их.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эстетическое воспитание, целостное развитие личности, эстетическая среда и культура личности.
Современные музыковедческие и эстетические исследования базируются на представлении музыкального произведение как особой формы эмоциональной деятельности людей, которая складывается из двух взаимодополняющих компонентов: самовыражения и сопереживания. Опосредованность эмоционального общения музыкальным произведением выражается в специфике эстетического музыкального действия, слушания и исполнения музыки. Оно становится средством эмоционального общения. Важным моментом при этом выступает рефлексия на способ общения.
Исходной деятельностью по формированию эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства у детей является сопереживание художественному произведению и самовыражение в нём посредством элементов художественного языка. В музыке сопереживание и самовыражение проявляются в выразительных движениях детей, в интонационной вокализации, в ритмических движениях. Кроме того, сопереживание и
самовыражение проявляются как символы эмоционального содержания произведения искусства.
Эстетическое чувство у детей выступает в нескольких моментах, главным из которых является осознание собственного сопереживания. Перевод непосредственного сопереживания ребёнка в опосредованное происходит благодаря символизации, которая превращает чувство в эстетическое суждение и эстетическую оценку.
В процессе восприятия музыки ребёнок начинает осознавать себя партнером по эмоциональному общению, причем предметом общения становится его собственное чувство. Устанавливается связь между музыкой композитора и детским чувством, связь между чувством и слухом - между эмоциональными, сенсорными и двигательными компонентами воспроизведения музыкальной формы.
Эмоциональное общение - это «обмен энергиями». Оно характеризуется особой потребностью в человеке как личности.