Научная статья на тему 'О ПРАКТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ В РАБОТЕ Б.М. ТЕПЛОВА «УМ ПОЛКОВОДЦА» И ОСТРОУМИИ ГЕНЕРАЛИССИМУСА А.В. СУВОРОВА'

О ПРАКТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ В РАБОТЕ Б.М. ТЕПЛОВА «УМ ПОЛКОВОДЦА» И ОСТРОУМИИ ГЕНЕРАЛИССИМУСА А.В. СУВОРОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
433
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практическое мышление / Б.М. Теплов / А.В. Суворов / остроумие

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мусийчук М.В.

В статье доказано, что исследования, по военной психологии, начатые Б.М. Тепловым, актуальны для настоящего времени. Особое значение имеет понятие «практического ума», проявляющегося в быстроте и сообразительности. Обосновано, что историческая память тренировки практического ума на основе остроумия целесообразно исследовать на сборниках, составленных на основе остроумных решений в сложных ситуациях, хранящих воспоминания современников А.В. Суворова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРАКТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ В РАБОТЕ Б.М. ТЕПЛОВА «УМ ПОЛКОВОДЦА» И ОСТРОУМИИ ГЕНЕРАЛИССИМУСА А.В. СУВОРОВА»

пространство изучения социализации в разных странах и представляют специфические проблемы, такие как: социализация подростков в однополых браках; проявление дискриминации в учебных заведениях и проявление межнациональной агрессии. Вместе с тем, объединяющими и признанными выступают следующие направления: исследования различных форм идентичности в процессе социализации; рассмотрение различных уровней оказания психологической помощи подросткам и их семьям.

6. При сравнительном исследовании научных публикаций следует отметить, что в отечественной и зарубежной научных традициях существуют разные подходы к формулированию названия научных публикаций, а структура статей в зарубежных журналах отвечает достаточно строгим стандартам, что, безусловно, задает некоторое искажение при сравнительном анализе названий и аннотаций статей. С учетом этих особенностей, представленные результаты сравнительного анализа выступают как достаточно общие тенденции исследования указанной проблемы, однако задающие необходимые ориентиры в дальнейших исследованиях данной проблематики.

Литература

1. Белинская Е. П. Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. - М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 208 с.

2. Чумичева И.В. Поликультурная социализация подростков в большом городе // В сборнике: Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи. Сборник материалов международной научно-практической конференции X Левитовские чтения в МГОУ. 2016. - С. 58-61.

3. Van der Meer, T., and Tolsma J. (2014) Ethnic Diversity and Its Effects on Social Cohesion. Annual Review of Sociology 40 (1): 459-478. doi: 10.1146/annurev-soc-071913-043309

4. Dinesen, P. T., and S0nderskov K. M.. (2015) Ethnic Diversity and Social Trust. American Sociological Review 80 (3): 550-573. doi: 10.1177/0003122415577989

5. Laurence J., Schmid K., Rae J. R. and Hewstone M. (2018) Prejudice, Contact, and Threat at the Diversity-Segregation Nexus: A Cross-Sectional and Longitudinal Analysis of How Ethnic Out-Group Size and Segregation Interrelate for Inter-Group Relations. Social Forces 97: 1029-1066.

6. Putnam, R. D. (2007) E Pluribus Unum: Diversity and Community in the Twenty-first Century the 2006 Johan Skytte Prize Lecture. Scandinavian Political Studies 30 (2): 137-174. doi: 10.1111/j.1467-9477.2007.00176.x

7. Storm I, Sobolewska M., and Ford R. (2017) Is Ethnic Prejudice Declining in Britain? Change in Social Distance Attitudes among Ethnic Majority and Minority Britons. The British Journal of Sociology. 68: 410-434.

О ПРАКТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ В РАБОТЕ Б.М. ТЕПЛОВА «УМ ПОЛКОВОДЦА» И ОСТРОУМИИ ГЕНЕРАЛИССИМУСА А.В. СУВОРОВА

Мусийчук М.В., Магнитогорск (Россия), доктор философских наук, доцент, профессор кафедры психологии, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, mv-mus@mail.ru

DOI:

В статье доказано, что исследования, по военной психологии, начатые Б.М. Тепловым, актуальны для настоящего времени. Особое значение имеет понятие «практического ума», проявляющегося в быстроте и сообразительности. Обосновано, что историческая память тренировки практического ума на основе остроумия целесообразно исследовать на сборниках, составленных на основе остроумных решений в сложных ситуациях, хранящих воспоминания современников А.В. Суворова.

Ключевые слова: практическое мышление, Б.М. Теплов, А.В. Суворов, остроумие

ABOUT PRACTICAL THINKING IN THE WORK B.M. TEPLOV "THE MIND OF THE

COMMANDER" AND THE ACUTE OF GENERALISIMUS A.V. SUVOROVA

Musiychuk M.V., Magnitogorsk (Russia), Doctor of Philosophy Sci., Associate Professor, Professor of the Department of Psychology, Nosov Magnitogorsk State Technical University, mv-mus@mail.ru

The article proves that the research on military psychology, begun by B.M. Teplov, are relevant for the present time. Of particular importance is the concept of "practical mind", which manifests itself in speed and intelligence. It has been substantiated that the historical memory of training a practical mind on the basis of wit is expedient to study on collections compiled on the basis of witty decisions in difficult situations, keeping the memories of A.V. Suvorov.

Keywords: practical thinking, B.M. Teplov, A.V. Suvorov, wit.

Введение. Актуальность исследования проблемы практического мышления в работах Б.М. Теплова, на примере анализа деятельности великого российского полководца А.В. Суворова обусловлена рядом факторов:

Во-первых, обратимся к Указу Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национально безопасности Российской Федерации». В разделе III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные интересы, в п. 26, подпункте 8) говорится о «защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти4. В данном контексте обратимся к исторической памяти нашего народа сохранившей в наиболее яркой языковой форме - остроумии образцы духовно-нравственных ценностей и культуры на примере жизнедеятельности генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.

Во-вторых, дате памяти - 125-летию со дня рождения выдающегося российского психолога, профессора Бориса Михайловича Теплова, награжденного орденом Трудового Красного знамени, медалями Ушинского, «За оборону Москвы».

В-третьих, важности проблемы практического мышления для решения проблем в современных реалиях. Обратимся к мысли Б.М. Теплова, о том что «... интуиция полководца есть прямой результат соответствующей подготовки, то есть .в) выработанного упражнением умнея решать новые неожиданные задачи» [1, C. 180]. Остроумие, как показано в значительном количестве философских, психологических, лингвистических исследований по сути своей основывается на умении решать новые и неожиданные задачи.

4 Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

517

В-четвертых, актуализация исторической памяти как фактор нравственно-психологической самоидентификации в условиях негативных социокультурных трансформаций в современном обществе.

Эпиграфом к данной статье хотелось бы поместить историю «Доказанное мужество раненого гренадера» помещенная в собранные Владимиром Алексеевичем Левшиным (17461826) «Анекдоты нынешней войны или Ясное изображение мужества, великодушия, человеколюбия, привязанности к Богу, Вере и Государю Российского народа...» [2]. «После дела при Дашковке вынесен был с места сражения гренадер, раненый в грудь пулею, оставшеюся в нем. Когда лекарь, худо говоривший по-русски стал его осматривать, то разглядев рану в груди, и желая знать, где пуля остановилась, стал щупать спину. Воин, ослабленный истекшею кровью, и едва дышащий, сказал бывшим тут офицерам: «Ваше Благородие! Скажите лекарю, к чему он мне щупает спину? Ведь я шел грудью!» [2, С.27-28].

Постановка проблемы, методологические основания и метод исследования.

В Предисловии к работе Б.М. Теплова «Ум полководца» [1, С. 20] В.В. Умрихин подчеркивает, что «Тонкий анализ аристотелевского учения приводит Б.М. Теплова к выводу о том, что «единство ума и стремления Аристотель и называет волей, с одной стороны, практическим умом - с другой ...»».

Проводя анализ работы С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» [3] Б.М. Теплов обращает особое внимание на описание практического ума требующего «более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям, предполагая умение использовать для разрешения задачи в частном случае то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое обобщение; они так же требуют умения быстро переходить от размышления к действию и обратно» [3, С. 308]. Б.М. Теплов обобщает свой опыт исследования практического мышления на военно-историческом материале [4, с. 49-214].

В.В. Умрихин в Предисловии к работе «Ум полководца» обращает внимание на то Б.М. Теплов «тщательно проанализировал практическое мышление от теоретического. Главная особенность последнего нахождение общих закономерностей. Ему более всего соответствует работа ученого-теоретика. Характерная черта практического мышления -решение частных задач практической деятельности, причем, как правило, в условиях дефицита времени» [1, с. 13.]. Для нашего исследования методологическое значение имеет выделение в определении практического мышления таких составляющих как «решение частных практических задач» в условиях дефицита времени. Примеры таких проявлений практического ума могут быть проанализированы на основе материалов, сохраненных в исторической памяти.

Важным методологическим основанием так же является мысль Б.М. Теплова: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой самой деятельности» [1, с. 20]. Теплов Б. М. в работе «Ум полководца» подчеркивает своеобразие практического ума, заключающееся в единстве ума и воли. Так же анализируется Б.М. Тепловым: «Знаменитая суворовская борьба за быстроту мысли и решения, за развитие находчивости и сообразительности. Причудливые и парадоксальные формы, которые принимала у Суворова эта борьба (вроде окуривания места, зараженного немогузнайкой, или проветривание комнаты, где произнесли «не могу знать»), должны были в максимальной

степени заострить внимание на этом вопросе, воспитать своего рода ужас и отвращение к ленивой медлительности мысли, к не находчивости и нерешительности [1, с. 149.]. В данном примере, борьбы с «немогузнайкой» реализован прием остроумия ирония. в форме тонкой насмешки - аттической соли (образной остроты, граничащей с легким намеком, свойственной жителям Аттики в Древней Греции).

Основным методом является метод описательного контент-анализа. Материалом для анализа практического мышления в остроумной форме послужило «Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни Александра Васильевича князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, в коих изображается истинный дух и характер сего ироя, с присовокуплением Вахт-парада, или Науки побеждать, сочиненной сим непобедимым полководцем» (1809) [5].

Результаты и их обсуждение. Перейдем к анализу части исторического наследия А.В. Суворова, представленного в остроумной форме. Так, например, в «Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни Александра Васильевича князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, в коих изображается истинный дух и характер сего ироя, с присовокуплением Вахт-парада, или Науки побеждать, сочиненной сим непобедимым полководцем» описано отношение к «немогузнаям». Так, великий полководец называл тех, кто отвечал ему: «Не знаю».

А.В. Суворов требовал, чтобы ему отвечали решительно, быстро, точно зная, о чем спрашивается. Сохранилась такая история: «Князь Н.В. Репнин отправил к Суворову с поздравлением своего любимца, майора. Суворов принял его чрезвычайно вежливо, но всячески старался уловить в немогузнайстве, да никак не мог. На вопросы: «Сколько на небе звезд? сколько в реке рыб?» майор сыпал - "миллионы". Наконец Суворов спросил его: «Какая разница между князем Николаем Васильевичем и мною?» Несмотря на затруднительный ответ, майор ответил: «Разница та, что князь Николай Васильевич Репнин желал бы произвести меня в полковники, но не может, а вашему сиятельству стоит лишь захотеть». Это Суворову понравилось, и он поздравил майора с этим чином». В данном случае реализован прием остроумия - «намек», или точно наведенная цепь ассоциаций.

Рассмотрим следующий пример. «Суворов любил все русское. «Горжусь, что я россиянин!» - нередко повторял он. Не нравилось ему, если кто тщательно старался подражать французам. Подобного франта он обыкновенно спрашивал: «Давно ли изволили получать письмо из Парижа от родных?»

Еще в бытность Суворова в Финляндии один возвратившийся из путешествия штаб-офицер привез из Парижа башмаки с красными каблуками и явился в них на бал. Суворов не отходил от него и любовался башмаками, сказав ему: «Пожалуй, пришли мне башмаки для образца вместе с вновь изданным в Париже военным сочинением Гюберта».

Чем, однако, этот штаб-офицер запастись не подумал и вынужден был, чтобы избежать преследований Суворова, удалиться с бала». В данном историческом анекдоте реализован прием остроумия - «ирония» в форме диасирма или сардонического смеха (острова с произрастающими на нем ядовитыми растениями.

Следующий пример: «После одного форсированного марша в Италии солдаты, не имевшие притом и провианта в снабзаках, на отдыхе, сев на берег речки, вынули ложки и хлебали оными воду. Суворов пришел к ним нечаянно и сказал: «Здорова, рабята! Что вы

делаете?» - «Хлебаем итальянской суп, ваше сиятельство!» - «Помилуй Бог, как хорошо!» -сказал он, не велел им вставать, что хотели они сделать из почтения, сел между ими, взял у одного ложку, сам хлебал воду из речки и говорил: «Славной суп!.. Помилуй Бог, славной!.. Ваш фельдмаршал теперь сыт. Но молчок, рабята! Французишки близко, один переход: у них много напечено и нажарено: все будет наше!» Сказав сие, встал и отошел. Таким то образом сей великий муж умел своих подчиненных ободрять к перенесению нужд и трудов и снискивать их к себе доверенность. В данном примере представлены приемы остроумия «абсурд» и «ирония» в форме хариентизма (миловидного притворства».

Выводы. Исследования по военной психологии, начатые Б.М. Тепловым, актуальны для настоящего времени. Особое значение имеет понятие «практического ума», проявляющегося в быстроте и сообразительности. Аксиологическая функция юмора является отражением индивидуального смысла в культуре [6]. Историческая память тренировки практического ума на основе остроумия целесообразно исследовать на сборниках, составленных на основе остроумных решений в сложных ситуациях, хранящих воспоминания современников А.В. Суворова, как фактор нравственно-психологической самоидентификации в условиях негативных социокультурных трансформаций.

Литература

1. Теплов Б. М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990.

2. Левшин В. Анекдоты нынешней войны или Ясное изображение мужества, великодушия, человеколюбия, привязанности к Богу, Вере и Государю Российского народа; трусости, подлости, бесчеловечия, бессмыслия, зверства, и непримиримого коварства французов. Санктпетербург. Печатано в типографии И. Байкова. 1813. 76 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.. 1940.

4. Теплов Б. М. К вопросу о практическом мышлении: Опыт психологического исследования мышления полководца на военно-историческом материале. М., 1945. // Учен. зап. МГУ им. М. В. Ломоносова; вып. 90: Движение и деятельность: сб. исследований каф. психологии / под ред. С.Л. Рубинштейна.

5. Левшин В. Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни Александра Васильевича князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, в коих изображается истинный дух и характер сего ироя, с присовокуплением Вахт-парада, или Науки побеждать, сочиненной сим непобедимым полководцем / собранные Василием Левшиным. Москва: в типографии С. Селивановского, 1809. 205 с.

6. Мусийчук М. В. Аксиологическая функция юмора как отражение индивидуального смысла в культуре // В сборнике: Психология индивидуальности. Материалы II Всероссийской научной конференции. 2008. С. 329-330.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В

УСЛОВИЯХ ТИТУЛЬНОГО ЭТНОСА

Панич О. Е., Белгород (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии НИУ «БелГУ», panich@bsu.edu.ru

Соглаева А.Е., Белгород (Россия), студент факультета психологии НИУ «БелГУ», 1321616@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.