Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТИТУЛЬНОГО ЭТНОСА'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТИТУЛЬНОГО ЭТНОСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая социализация / этническая идентичность / этническая толерантность / ценностные ориентации / подростковый возраст.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панич О. Е., Соглаева А.Е.

В статье представлены результаты эмпирического исследования авторов по проблеме психологических особенностей этнической социализации в подростковом возрасте. В результате сравнения данных подростков трех возрастных подгрупп, отмечается актуализация процесса этнической социализации у подростков 13-14 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТИТУЛЬНОГО ЭТНОСА»

делаете?» - «Хлебаем итальянской суп, ваше сиятельство!» - «Помилуй Бог, как хорошо!» -сказал он, не велел им вставать, что хотели они сделать из почтения, сел между ими, взял у одного ложку, сам хлебал воду из речки и говорил: «Славной суп!.. Помилуй Бог, славной!.. Ваш фельдмаршал теперь сыт. Но молчок, рабята! Французишки близко, один переход: у них много напечено и нажарено: все будет наше!» Сказав сие, встал и отошел. Таким то образом сей великий муж умел своих подчиненных ободрять к перенесению нужд и трудов и снискивать их к себе доверенность. В данном примере представлены приемы остроумия «абсурд» и «ирония» в форме хариентизма (миловидного притворства».

Выводы. Исследования по военной психологии, начатые Б.М. Тепловым, актуальны для настоящего времени. Особое значение имеет понятие «практического ума», проявляющегося в быстроте и сообразительности. Аксиологическая функция юмора является отражением индивидуального смысла в культуре [6]. Историческая память тренировки практического ума на основе остроумия целесообразно исследовать на сборниках, составленных на основе остроумных решений в сложных ситуациях, хранящих воспоминания современников А.В. Суворова, как фактор нравственно-психологической самоидентификации в условиях негативных социокультурных трансформаций.

Литература

1. Теплов Б. М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990.

2. Левшин В. Анекдоты нынешней войны или Ясное изображение мужества, великодушия, человеколюбия, привязанности к Богу, Вере и Государю Российского народа; трусости, подлости, бесчеловечия, бессмыслия, зверства, и непримиримого коварства французов. Санктпетербург. Печатано в типографии И. Байкова. 1813. 76 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.. 1940.

4. Теплов Б. М. К вопросу о практическом мышлении: Опыт психологического исследования мышления полководца на военно-историческом материале. М., 1945. // Учен. зап. МГУ им. М. В. Ломоносова; вып. 90: Движение и деятельность: сб. исследований каф. психологии / под ред. С.Л. Рубинштейна.

5. Левшин В. Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни Александра Васильевича князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, в коих изображается истинный дух и характер сего ироя, с присовокуплением Вахт-парада, или Науки побеждать, сочиненной сим непобедимым полководцем / собранные Василием Левшиным. Москва: в типографии С. Селивановского, 1809. 205 с.

6. Мусийчук М. В. Аксиологическая функция юмора как отражение индивидуального смысла в культуре // В сборнике: Психология индивидуальности. Материалы II Всероссийской научной конференции. 2008. С. 329-330.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В

УСЛОВИЯХ ТИТУЛЬНОГО ЭТНОСА

Панич О. Е., Белгород (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии НИУ «БелГУ», panich@bsu.edu.ru

Соглаева А.Е., Белгород (Россия), студент факультета психологии НИУ «БелГУ», 1321616@bsu.edu.ru

DOI:

В статье представлены результаты эмпирического исследования авторов по проблеме психологических особенностей этнической социализации в подростковом возрасте. В результате сравнения данных подростков трех возрастных подгрупп, отмечается актуализация процесса этнической социализации у подростков 13-14 лет.

Ключевые слова: этническая социализация, этническая идентичность, этническая толерантность, ценностные ориентации, подростковый возраст.

AGE FEATURES OF ETHNIC SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF THE TITULAR ETHNOS

Panich O. E., Belgorod (Russia), PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Age and Social Psychology, panich@bsu.edu.ru

Soglaeva A. E., Belgorod (Russia), student of the Faculty of Psychology NRU "BelSU", 1321616@bsu.edu.ru

The article presents the results of empirical research of the authors on the problem of psychological characteristics of ethnic socialization in adolescence. As a result of an empirical study of adolescents of three age subgroups, the actualization of the process of ethnic socialization in adolescents aged 13-14 years is noted.

Keywords: ethnic socialization, ethnic identity, ethnic tolerance, value orientations, adolescence.

Научное обсуждение проблемы этнической социализации подростков является одним из актуальных направлений в современных исследованиях. Этническая социализация может определяться как процесс вхождения индивида в полиэтническое общество, в результате которого формируются тип этнической идентичности, стереотипы, толерантность, ценностные ориентации и т. д. Особенно интенсивно этот процесс протекает в подростковом возрасте. В этот период происходит переход от детства к взрослости, и все стороны психики подвергаются качественной перестройке.

Для подростка значимым становится осознание своей принадлежности к общностям разного уровня: социокультурной, гражданской, этнонациональной и т.д., в которых осуществляются идентификационные процессы, связанные с групповым членством. В исследованиях В.А. Ядова отмечается, что социальная идентификация обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, а также в самореализации, ожидании позитивной оценки со стороны «своих» [5].

Отличительной характеристикой подросткового возраста является переход самосознания на качественно новый уровень, способствующий конструированию этнического мировоззрения. В зависимости от степени осознания себя в качестве представителя этнической группы и члена общества, сформированности позитивного образа своей и других этнических групп, уровня усвоения социальных норм и ценностей в качестве внутренних регуляторов поведения, индивид характеризуется принятием или непринятием этнического многообразия [4]. При этом главным признаком принятия личностью этнокультурного многообразия является положительное отношение к представителям других этнических групп при позитивном отношении к своему народу. Этническая социализация подростков

предполагает формирование особой эмоциональной восприимчивости, отзывчивости, психологической утонченности в восприятии и понимании окружающего мира и других людей, их эмоциональных состояний.

Для эмпирического изучения этнической социализации в нашем исследовании принимали участие ученики 5, 7 и 8 классов, МБОУ СОШ № 27 г. Белгорода (50 человек). Использовались методики: «Культурно-ценностный дифференциал» (Г. У. Солдатовой, И. М. Кузнецова, С. В. Рыжовой), «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой, С.В.Рыжовой и «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой).

В соответствии с задачами эмпирического исследования изучились выраженность показателей толерантности, этнической идентичности, а также ценностных ориентаций, как операциональных компонентов этнической социализации с опорой на методологическую модель С.Б. Дагбаевой [8]. Результаты исследования представлены в зависимости от возраста испытуемых.

Анализируя данные, относящиеся к выраженности показателей этнической социализации, такой компонент этнической социализации как толерантность имеет одинаковую, а именно среднюю выраженность у подростков разных возрастов. Также было выявлено, что средние значения выраженности толерантности в зависимости от возраста имеют тенденцию к снижению. Можно сделать предварительный вывод о том, что младшие подростки более толерантны, чем средние и старшие. Качественный анализ показывает, что этническая идентичность имеет иную динамику, а именно у младших и старших подростков показатель имеет повышенную выраженность, а подросткам среднего звена свойственна средняя выраженность данного показателя. Данный результат говорит о том, что младшие и старшие подростки имеют наиболее позитивное отношение как к своей этнической группе, так и к представителям других этнических групп. Рассматривая как компонент этнической социализации ценностные ориентации, было выявлено, что у старших и средних подростков они выявлены в наибольшей степени, чем у младших подростков. Исходя из качественного анализа всех перечисленных компонентов, большинство результатов, описывающих этнические особенности респондентов указывают на развитие и становление этнической социализации у средних и старших подростков.

С целью выявления статистических различий особенностей этнической социализации, в зависимости от трех возрастных этапов подросткового возраста нами был применен непараметрический статистический критерий H-Крускала Уоллиса (табл. 1).

Таблица 1

Выраженность компонентов этнической социализации испытуемых

Изучаемый показатель Возраст подростков Нэмп

Младший Средний Старший

Индекс толерантности 84,8 81,3 79,9 1,981

Этнонигилизм 5,4 11 5,7 17,461**

Этническая 11,6 13,8 10,4 10,823**

индифферентность

Норма (ПЭИ) 17,8 14,1 15 7,992**

Этноэгоизм 5,3 8,7 5,1 8,801**

Этноизоляционизм 4,6 4,9 11,6 0,206

Этнофанатизм 4,9 11,6 8,1 20,202**

Ориентация на группу/на себя 10,6 16,1 16,1 19,986**

Ориентация на 12,3 12,2 12,4 0,034

изменения

Ориентация друг на 10,4 15,7 15,8 19,336**

друга

Ориентация на власть 11,4 15,6 15,7 13,241

Примечание: *p<0,05,**p<0,01

Сопоставив результаты качественного и количественного анализа, можно констатировать что для младших подростков характерна следующая выраженность компонентов этнической социализации: этническая толерантность проявляется на среднем уровне, в этнической идентичности наиболее актуальными являются такие типы как этническая индифферентность и позитивная идентичность; ценностные ориентации направлены на индивидуальные ценности и имеют средний уровень выраженности.

В свою очередь для респондентов среднего подросткового возраста характерна этническая толерантность на среднем уровне выраженности, в этнической идентичности наиболее актуальными являются такие типы этнической идентичности, как и у младших подростков, а именно этническая индифферентность и позитивный показатель идентичности, ценностные ориентации направлены на коллективные ценности и имеют повышенную выраженность.

А для старших подростков характерна этническая толерантность на среднем уровне выраженности, наиболее актуальными показателями в этнической идентичности являются этноизоляционизм и позитивная этническая идентичность. Ценностные ориентации направлены на коллективные ценности и имеют повышенную выраженность. То есть, можно констатировать что существенные изменения этнических характеристик личности появляются у подростков, проживающих в условиях титульного этноса в возрасте 13 - 14 лет.

Литература

1. Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2018. No 1. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». С. 146-152.

2. Валеева Л.К. Процесс этнической социализации подростков [Электронный ресурс] / Л.К. Валеева // Ученые записки крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки: электрон. науч. журн. 2015. №1. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25458816_59214303.pdf

3. Васина О.А. Этническая социализация подростков в условиях общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / О.А. Васина // Мир науки, культуры, образования: науч. журн. 2017. №2. Режим доступа:

https://elibrary.ru/download/elibrary_23737115_47564675.pdf

4. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. Пермь: ПГПУ, 2007. 60 с

5. Голуб Е. В. Этническая идентичность как фактор социализации подростков полиэтнического региона [Электронный ресурс] / Е. В. Голуб // Казанский педагогический журнал: электрон. науч. журн. 2016. №2. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_16973359_97008645.pdf

6. Гриценко В. В. Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии [Текст] / В. В. Гриценко // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: материалы V междунар. науч. конф., Смоленск, 27-28 мая 2016 г. / СГУ Смоленск, 2016. С. 254.

7. Дагбаева С.Б. Психолого-педагогическое обеспечение процесса этнической социализации учащихся средней школы: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. Кемерово, 2018. 420 с.

8. Дагбаева С.Б. Тенденции и варианты этнической социализации подростков [Электронный ресурс] / С.Б. Дагбаева // Российский психологический журнал: электрон. науч. журн. -2018. - №1. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_35155912_91445443.pdf

СОЦИАЛЬНО ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА

Рязанцева Т. В., Минск (Республика Беларусь), старший преподаватель кафедры экономической теории и права, Учреждение образования «Белорусский государственный аграрный технический университет», tatachkaks@mail.ru

DOI:

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования нравственно-психологической самоидентификации как важного элемента исторического сознания личности. В современных условиях социокультурных трансформаций, быстрой смены нравственных идеалов происходит осмысление и коррекция самоидентификации. Описаны условия и механизмы формирования нравственно-психологической самоидентификации.

Ключевые слова: нравственно-психологическая самоидентификация, историческое сознание, социокультурные конструкты, социокультурные трансформации.

SOCIALLY DETERMINED ASPECTS OF THE FORMATION OF MORAL AND

PSYCHOLOGICAL SELF-IDENTIFICATION OF THE INDIVIDUAL IN A

TRANSFORMING SOCIETY

Ryazantseva T. V., Minsk (Republic of Belarus),Senior Lecturer of the Department of Economic Theory and Law, Belarusian State Agrarian Technical University, tatachkaks@mail.ru

The article discusses with topical issues of the formation of moral and psychological self-identification as an important element of the historical consciousness of the individual. In modern conditions of socio-cultural transformations, rapid change of moral ideals, self-identification is being comprehended and corrected. The conditions and mechanisms of the formation of moral and psychological self-identification are described.

Keywords: moral and psychological self-identification, historical consciousness, socio-cultural constructs, socio-cultural transformations

Сознание означает принято рассматривать как способность идеального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.