Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.eom/PDF/51PDMN217.pdf Статья опубликована 26.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Баляев С.И., Никишов С.Н. Особенности развития этнической идентичности подростков в процессе внеучебной деятельности (на примере мордвы и русских) // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/51PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.922.4(=811.511.152)
Баляев Сергей Иванович
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Россия, Саранск1 Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: balyaevsi@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=268380
Никишов Сергей Николаевич
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Россия, Саранск Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: serg-n79@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=618531
Особенности развития этнической идентичности подростков в процессе внеучебной деятельности (на примере мордвы и русских)
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития этнической идентичности подростков. В статье представлены результаты анализа психологической литературы по рассматриваемой проблеме. Этническая идентичность как психологический феномен представляет собой осознание человеком своей принадлежности к определенному этносу. Ключевым для конструирования этнической идентичности является подростковый возраст, так как данный возраст отличается высокой интенсивностью социализации и индивидуализации процессов самосознания в целом.
В рамках реализации исследовательской цели авторами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию позитивной этнической идентичности подростков в процессе внеучебной деятельности. Экспериментальное исследование проходило в три этапа: констатирующий этап (исследование этнической идентичности подростков); формирующий этап (разработка и апробация программы внеурочной деятельности); контрольный этап (сравнение результатов экспериментальной работы). В исследовании приняли участие 120 подростков лицея № 4 г. Саранска. В рамках формирующего эксперимента была создана и реализована программа внеучебной деятельности по формированию этнической идентичности «Мой народ - мои истоки». В ходе контрольного этапа авторами была доказана гипотеза об эффективности внеучебной деятельности в формировании позитивной этнической
1 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
принадлежности подростков. Представлены, разработанные на основе анализа работ, посвященных рассматриваемой проблеме, психолого-педагогические рекомендации по развитию этнической идентичности у подростков.
Ключевые слова: этническая идентичность; подростковый возраст; внеучебная деятельность; этническая группа; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; тренинг
Проблема формирования этнической идентичности является одной из наиболее актуальных в современной теории и практике отечественной этнопсихологии. Многонациональность России, неоднозначность исторически сложившихся межэтнических отношений, активное развитие в сознании современной молодежи установок не только на материальную, но и духовную глобализацию позволяют особое внимание уделить процессу формирования этнической идентичности личности. Этническая идентичность выступает частью и формой социальной идентичности, а значит, влияет на процесс социализации личности. Всестороннее изучение механизма этнической идентичности будет способствовать более успешному ходу социализации личности, преодолению проблем и трудностей на пути её гармонизации и развития.
Возрастные аспекты формирования и развития этнической идентичности рассматривались в работах Е.П. Белинской, С.Л. Бухаревой, С.А. Кадыковой, И.Н. Татуйко, Н.С. Чернышевой [4; 6; 7; 15; 16]. В многочисленных трактовках данного психологического феномена утвердилось представление, что этническая идентичность это осознание принадлежности себя к этносу, либо установка на определенное поведение, свойственное данной общности, или же осознание и оценка себя как члена определенной этнической группы.
С одной стороны, этническая идентичность может быть дана изначально - мы с ней рождаемся, с ней и существуем. С другой, она может быть конструирована некой элитой, которой необходимо сформировать определенную этническую группу, либо выступать инструментом регуляции общественного мнения.
Структура этнической идентичности включает когнитивный компонент - знания, имеющиеся у нас согласно этнической идентичности, и аффективный - оценку принадлежности к этносу: человек может чувствовать гордость, значимость, или же пребывать из-за него в некомфортном состоянии. Третий компонент, что чаще всего вызывает споры - поведенческий: то есть соблюдает ли человек традиции своего этноса, либо отказывается от них. Как отмечают исследователи, у подростков наиболее ярко представлен аффективный компонент, представляющий оценку собственной идентичности [10; 11; 12]. Он соединяет в себе комплекс таких этнических чувств, как гордость, преданность, любовь, вера, достоинство, самоуважение, стыд, вина, унижение, неполноценность и т.д.
На формирование этнической идентичности главным образом влияет фактор семьи. Авторитет определенного родителя формирует у ребенка свое отношение к этносу - то есть если в семье авторитетом является отец, то ребенок пойдет по его стопам, если мать -следовательно, по ее.
Второй фактор - это язык. Его знание ведет за собой мыслительный процесс. Третий фактор относится к внешности - она позволяет нам соотнести с определенной национальностью, но здесь бывают свои исключения: к примеру, ребенок может выглядеть как представитель одной национальности, но ощущать себя ближним к другой.
В процессе своего становления, согласно С.А. Кадыковой, этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка, от диффузной до
реализованной идентичности и результатом этого процесса является эмоционально-оценочное осознание своей принадлежности к этнической группе в уже подростковом возрасте [7, с. 18]. Ребенку необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос является одной их групп поддержки, стабильной по составу и устойчивой во времени, в отличие от таких групп, как семья, партия, религиозная организация. Фактор привязанности к этнической культуре часто определяет круг общения ребенка, его самочувствие и статус в группе, этническую толерантность и уровень эмпатии. Затем происходит формирование собственного отношения к культурным событиям этноса, оценивание фактов этнических культур, определяются предпочтения. Выказываемое предпочтение и есть основа будущей этнической идентичности. Подростки, оказавшись в состоянии жизненного кризиса, именно через осознание своей этнической принадлежности стремятся найти выход из ситуации социальной неприкаянности, почувствовать себя частью устойчивой общности. Осознание своей этнической принадлежности выступает важным условием психического здоровья индивида.
С.Л. Бухарева выделяет связь между особенностями этнической идентичности у подростка и его некоторыми личностными характеристиками. Так, высокий уровень этнической идентичности преобладает у подростков с такими личностными характеристиками как: отсутствие агрессии, неудовлетворенность собой и желание изменений, высокий уровень тревожности, ориентация на равноправное общение, коммуникативное сотрудничество, взаимопонимание, стремление к диалогической направленности в общении [6, с. 43].
Важными детерминантами становления этнической идентичности в подростковом возрасте, согласно Л.Н. Бережновой, являются опыт межэтнического взаимодействия и характеристика этноконтактной среды (а именно тип среды проживания - городская или сельская), а также уровень развития самосознания личности (ее когнитивная сложность, рефлексия) [5, с. 77].
На наш взгляд, на сегодняшний день недостаточно изучены возможности развития этнической идентичности подрастающего поколения в рамках внеурочной деятельности. С целью выявления особенностей этнической идентичности подростков-морды и русских, а также ее возможной трансформации в процессе внеучебной деятельности, нами было проведено эмпирическое исследование.
В нем приняли участие 120 подростков МОУ «Лицей № 4» г. Саранска, 120 человек из которых 60 - русские, 60 - мордва (эрзя и мокша). В две группы испытуемых (экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ)) вошли школьники в возрасте 13-14 лет. Анализ психологических аспектов этнического статуса юношества и молодежи мордовской национальности не раз становилось предметом эмпирического исследования [8; 9; 10].
Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1. констатирующий этап (исследование этнической идентичности подростков);
2. формирующий этап (разработка и апробация программы внеурочной деятельности по развитию позитивной этнической идентичности подростков);
3. контрольный этап (сравнение результатов экспериментальной работы).
Для исследования этнической идентичности подростков использовались: Методика Дж. Финни для измерения выраженности этнической идентичности, опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), шкальный опросник О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков [13; 14]. Математическая обработка данных проводилась с использованием метода математической обработки - ф* критерий Фишера.
В ходе констатирующего эксперимента были определены следующие особенности этнической идентичности подростков:
• у подростков экспериментальной и контрольной групп отмечается преобладание показателя аффективного компонента этнической идентичности над показателем когнитивного компонента;
• в обеих группах у опрошенных выявлено преобладание позитивной этнической идентичности как доминирующего типа, однако среди опрошенных значительную долю (20%) составили индифферентно настроенные к своему этническому статусу подростки;
• был обнаружен средний уровень сформированности признаков этнической идентификации, таким как осознанные представления и оценки этнокультурных особенностей своей этнической общности, приверженности к ценностям своей культуры, интерес в изучении языка и истории родного края;
• результаты сравнительного анализа результатов в экспериментальной и контрольной группе показали, что на констатирующем этапе исследования нами не выявлена разница между уровнем сформированности этнической идентичности в экспериментальной и контрольной группах.
На следующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была разработана программа внеучебной деятельности по формированию этнической идентичности «Мой народ - мои истоки».
Программа рассчитана на 60 подростков экспериментальной группы (ЭГ) МОУ «Лицей № 4». Цель программы - использование комплекса методических приемов психологической работы, направленных на развитие ценности своего собственного культурного наследия и уважительного отношения к культуре других людей. В формировании этнической идентичности подростков различных этносов в качестве одного их эффективных методов мы выделили тренинг. Программа рассчитана на 8 занятий продолжительностью до 1 часа 30 минут.
Задачи программы «Мой народ - мои истоки»:
• актуализация представлений участников о своем культурном наследии;
• содействие формированию позитивной этнической идентичности;
• развитие гражданской идентичности;
• расширение знаний о России.
Для изучения эффективности программы внеучебной деятельности по формированию этнической идентичности «Мой народ - мои истоки», мы провели контрольный эксперимент. Для исследования этнической идентичности подростков использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.
Исследование выраженности общего показателя этнической идентичности и ее компонентов у подростков осуществлялось с помощью опросника Дж. Финни. Результаты исследования с помощью этой методики представлены в таблице 1.
Мир Науки
Таблица 1
Выраженность этнической идентичности и ее компонентов у подростков согласно опроснику Дж. Финни
Выраженность когнитивного Выраженность аффективного
Группа компонента компонента
испытуемых высокий средний низкий высокий средний низкий
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
Экспериментальная 33 55 24 40 3 5 48 80 9 15 3 5
Контрольная 9 15 42 70 9 15 30 50 21 35 9 15
Составлено авторами
Анализ полученных данных позволяет отметить, что у подростков ЭГ высокий уровень выраженности аффективного компонента представлен у 80%, что на 30% больше, чем в КГ - 30 подростков (50%). Количество подростков ЭГ со средним уровнем выраженности аффективного компонента этнической идентичности - 9 подростков (15%), что на 20% меньше, чем в КГ - 35%; с низким - 5% опрошенных в ЭГ, что на 10% меньше, чем в КГ - 9 подростков (15%).
У подростков ЭГ высокий уровень выраженности когнитивного компонента представлен у 55% опрошенных, что на 40% больше, чем в КГ. Количество подростков ЭГ со средним уровнем выраженности когнитивного компонента этнической идентичности - 40%, что на 30% меньше, чем в КГ.
Таким образом, после внедрения программы «M^q народ - мои истоки», в ЭГ по сравнению с КГ увеличилось количество испытуемых, имеющих высокий уровень выраженности как когнитивного, так и аффективного компонентов. При этом у испытуемых сохранилось преобладание выраженности показателя аффективного компонента этнической идентичности над показателем когнитивного компонента.
Анализируя результаты исследования типа этнической идентичности по опроснику «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) на контрольном этапе, также можем констатировать эффективность формирующего эксперимента. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Типы этнической идентичности подростков согласно опроснику «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова)
Тип этнической идентичности Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)
абс. % абс. %
Норма 45 75 24 40
Этническая индифферентность 3 5 9 15
Этнофанатизм 6 10 9 15
Этноэгоизм 3 5 12 20
Этноизоляционизм 3 5 6 10
Составлено авторами
В частности, этническая идентичность большинства ЭГ подростков соответствует норме - 45 опрошенных (75%), что на 35% больше, чем в КГ - 24 подростка (40%). Количество подростков ЭГ с наиболее выраженным типом этнической идентичности этноэгоизм, т.е. с вербальной агрессией по отношению к другим этническим группам - 3 (5%), что на 15% меньше, чем в КГ - 12 детей (20%); с этнической индифферентностью, т.е. размытостью
этничности - 3 подростка (5%), что на 10% меньше, чем в КГ - 9 детей (15%); с этнофанатизмом, т.е. крайней формой этнической нетерпимости - 6 детей (10%), что на 5% меньше, чем в КГ - 9 детей (15%); с этноизоляционизмом т.е. с позицией национальной обособленности - 3 подростка (5%), что на 5% меньше, чем в КГ - 6 детей (10%). Этнонигилизм не был выявлен ни у кого из обследуемых.
Таким образом, в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой количество испытуемых, имеющих позитивную этническую идентичность на 35% больше, доля негативно настроенных на межэтническое взаимодействие незначительно уменьшилась (5%) по сравнению с констатирующим этапом. Результаты сравнительного анализа по ф критерию Фишера показали, что на контрольном этапе исследования нами выявлена разница в показателе «норма этнической идентичности» (при р<0,05) этнической идентичности у подростков в экспериментальной и контрольной группах.
Для дополнительного анализа этнической идентичности подростков с точки зрения характеристик когнитивного (шкала значимость национальности, взаимоотношения большинства и меньшинства), аффективного (шкала чувство принадлежности) и поведенческого (шкала использования того или иного языка) компонентов использовался шкальный опросник О.Л. Романовой. Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика компонентов этнической идентичности подростков согласно шкальному опроснику О.Л. Романовой
Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)
Показатель высокий средний низкий высокий средний низкий
абс. % абс. % абс % абс. % абс. % абс. %
Чувство принадлежности к своей этнической 48 80 9 15 3 5 21 35 24 40 15 25
группе
Значимость национальности 36 60 9 15 15 25 6 10 24 40 30 50
Взаимоотношения
этнического большинства и 30 50 24 40 6 10 12 20 42 70 6 10
меньшинства
Использование того или иного 36 60 12 20 12 20 27 45 15 25 15 25
языка
Составлено авторами
Анализ полученных данных позволяет отметить, что в ЭГ был обнаружен высокий уровень развития чувства принадлежности к своей этнической группе - 48 подростков (80%), что на 45% больше, чем в КГ - 21 подросток (35%). Количество подростков с высоким уровнем значимости своей национальности в ЭГ имеют 36 детей (60%), что на 50% больше, чем в КГ -2 детей (10%), что на 20% выше, чем на констатирующем уровне исследования. Высокий уровень этнических взаимоотношений большинства и меньшинства в ЭГ отмечен у 50% опрошенных, что на 30% больше, чем в КГ. Высокий уровень использования языка отмечен у 36 подростков (60%) в ЭГ, что на 15% больше чем в КГ.
Вышеприведенные результаты отражают наличие высокой выраженности идентификационных характеристик при выборе оценки каждого из суждений по отдельным
Мир Науки
шкалам. Идентификация носит положительный характер. Общие этнотипические особенности двух групп обнаружены по всем шкалам, но в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой количество испытуемых, имеющих высокое развитие характеристик когнитивного, аффективного и поведенческого компонента этнической идентичности больше в среднем на 23,5%.
Результаты сравнительного анализа по ф критерию Фишера показали, что на контрольном этапе исследования нами выявлена разница между высоким (при р<0,01), средним (при р<0,05) и низким (при р<0,05) уровнем чувства принадлежности к своей этнической группе, между высоким (при р<0,01), средним (при р<0,05) и низким (при р<0,05) уровнем значимости национальности, между высоким (при р<0,05), средним (при р<0,05) уровнем взаимоотношений этнического большинства и меньшинства у подростков в экспериментальной и контрольной группах.
Таким образом, в ходе контрольного эксперимента были определены следующие особенности этнической идентичности подростков:
• в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой количество испытуемых, имеющих высокий уровень выраженности как когнитивного, так и аффективного компонентов оказалось значимо больше;
• количество испытуемых, имеющих позитивную этническую идентичность, на 35% больше, а доля негативно настроенных на межэтническое взаимодействие -соответственно меньше;
• количество испытуемых, имеющих высокое развитие характеристик когнитивного, аффективного и поведенческого компонента этнической идентичности больше, со средним и низким развитием - меньше. Все это свидетельствует об эффективности внеучебной деятельности в формировании позитивной этнической принадлежности подростков.
Не смотря на сложившиеся исследовательские традиции в рассмотрении изучаемого психологического феномена, активно меняющаяся социальная среда вызывает необходимость анализа процесса становления и развития этнической идентичности подростков в контексте разных народов и культур нашей страны. Обобщение поликультурного эмпирического материала позволяет найти способы сохранения и приумножения этнокультурных традиций самобытных российских регионов [17].
Эффективными формами внеклассной деятельности по формированию этнической идентичности подростков являются праздники национальных культур, фестивали дружбы, выставки рисунков, детских поделок. Подобные фестивали и праздники формируют и межкультурную компетентность. При этом важно учитывать, чтобы не возникало замкнутых форм, этнические праздники должны быть открытыми - это способ и возможность лучше узнать друг друга [1]. Формирование в обществе терпимости к каждой национальной культуре, к языку, к этнической самобытности в таком случае выступает залогом сохранения мира и стабильности, достижения взаимопонимания и взаимоуважения между народами. К таким внеклассным мероприятиям относятся, например, конкурсы и выставки по различной тематике:
• традиции и обряды моего народа, где подросткам предоставляется возможность самим представить свою национальность, показать ее отличие от других этносов (подготовка костюмированных презентаций, мини-фильмов);
• праздник национальной кухни, на котором каждый желающий может не только попробовать блюда национальной кухни, но и научиться их готовить;
Мир Науки
• вечер народной песни, когда старшеклассники сначала внутри своего класса, а затем и в других сами организовывают и проводят вечера, посвященные народным песням (на таких мероприятиях слушаются музыкальные произведения народных исполнителей, учащиеся также сами исполняют произведения народного фольклора);
• выставка народных игрушек (учащиеся сами под руководством учителей труда или дома с родителями мастерят народные игрушки, шьют и одевают кукол в национальные костюмы);
• выставка рисунков и сочинений на тему «Мой родной край» (такая форма работы позволяет школьникам словом и кистью передать свои чувства и отношение к родному городу, селу);
• создание генеалогического древа, что позволяет образно взглянуть на родословную собственной семьи, узнать новые сведения о своих предках [2; 3].
Кроме вышеперечисленных методов также представляют интерес встречи с представителями национальных общин, что позволяет подросткам получить более полное представление об этнических общинах в городе, крае.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алямкина Е.А. Психологические особенности национального характера и психокультурной дистанции русского и мордовского этносов (на примере молодежи Мордовии) [Текст] / Е.А. Алямкина // Успехи современной науки. -2016. - Т. 2. - №8. - С. 150 - 153.
2. Баляев С.И. Основные направления социально-психологической работы по повышению уровня этнической толерантности у эрзян [Текст] / Баляев С.И. // Paradigmata poznani. - 2014. - №1. - С. 98 - 99.
3. Баляев С.И. Развитие этнической толерантности подростков (на примере городской и сельской мордвы) [Текст] / С.И. Баляев, А.С. Филина // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием, г. Тольятти, 21-22 октября 2015 г. - Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2015. - С. 99 - 101.
4. Белинская Е.П. Этническая социализация подростка [Текст] / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. - М.: Москов. психолого-соц. институт, 2000. - 208 с.
5. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Бережнова. - М.: Академия, 2007. - 486 с.
6. Бухарева С.Л. Особенности формирования этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных заведениях: учеб.-метод. пособие [Текст] / С.Л. Бухарева. - М.: Арито, 2005. - 195 с.
7. Кадыкова С. А. Формирование позитивной этнической идентичности [Текст] / С. А. Кадыкова // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 17-20.
8. Ионова М.С. Стили поведения в конфликте студентов - представителей русского и мордовского народов [Текст] / М.С. Ионова, М.В. Харитонова // Akademickâ psychologie. - 2016. - №1. - Р. 46 - 49.
9. Никишов С.Н. Автобиографическая память финно-угорской молодежи как предмет исследования [Текст] / С.Н. Никишов // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2013. - №7. - С. 128 -132.
10. Никишов С.Н. Особенности автобиографической памяти подростков (на материале мордовского народа) [Текст] / С.Н. Никишов, И.С. Осипова, Е.Г. Пронькина // Дружининские чтения: сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции, г. Сочи, 26-28 мая 2016 г.; под редакцией И. Б. Шуванова. - Сочи: Сочинский гос. ун-т, 2016. - С. 147-150.
11. Романов К.М. Вопросы воспитания психологической культуры [Текст] / К.М. Романов // Известия Российской академии образования. - 2010. - №1. - С. 127 -137.
12. Румянцева М.Ю. Сохранение этнической идентичности подростков-эвенков как психолого-педагогическая проблема [Текст] / М.Ю. Румянцева // Вестник ТувГУ. - 2012. - №2. - С. 90-95.
13. Рыжова С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности [Текст] / С.В. Рыжова, Г У. Солдатова. - М.: Альфа - М, 2011. - 280 с.
14. Татарко А.Н. Методы этнической и кросскультурной психологии: учеб.-метод. пособие [Текст] / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 238 с.
15. Татуйко И.Н. К вопросу о теоретических основах формирования положительной этнической самоидентификации у школьников [Текст] / И.Н. Татуйко // Вестник ТГПУ. - 2015. - Вып. 1. - С. 96-111.
16. Чернышева Н.С. Развитие этнической идентичности школьников / Н.С. Чернышева [Текст] // Вопросы психологии. - 2015. - №1. - С. 30-35.
17. Чубарова Ю.Е. Диалог в контексте современных тенденций системы образования / Ю.Е. Чубарова [Текст] // Перевод в меняющемся мире. Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2015. - С. 572-576.
Balyaev Sergey Ivanovich
National research Ogarev Mordovia state university, Russia, Saransk
E-mail: balyaevsi@mail.ru
Nikishov Sergey Nikolayevich
National research Ogarev Mordovia state university, Russia, Saransk
E-mail: serg-n79@yandex.ru
Development characteristic of ethnic identity of teenagers in the process of extracurricular activities (on the example Mordovians and Russians)
Abstract. The article is devoted to the problem of development ethnic identity of teenagers. The article presents the results of the analysis of the psychological literature on this problem. As a psychological phenomenon ethnic identity is a person's awareness of his belonging to a particular ethnic group. Teen-age is key age for framing ethnic identity. As a whole this age characterize by a high intensity of socialization and individualization of the self-consciousness processes. The authors made an experiment on the development of positive ethnic identity of teenagers in the process of extracurricular activities to realize the research goal. The experimental study was conducted in three stages: the ascertaining stage (the study of the ethnic identity of teenagers); educational stage (development and testing the program of extracurricular activities); control stage (comparison of experimental results). 120 teenagers from school №4 in Saransk took part the study. The program of extracurricular activities "My ethnos - my origins" for the formation of the ethnic identity was created and realized in the context of educational experiment. The authors proved the hypothesis the effectiveness of extracurricular activities in the formation of positive ethnicity of teenagers during the control stage. There are recommendations based on the analysis of works devoted to the problem under consideration, psychological and pedagogical guidelines for the development of ethnic identity of teenagers.
Keywords: ethnic identity; teen-age; extracurricular activities; ethnic group; ascertaining experiment; educational experiment; training