Научная статья на тему 'Взаимосвязь компонентов структуры этнической идентичности подростков'

Взаимосвязь компонентов структуры этнической идентичности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
531
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОДРОСТОК / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ETHNIC IDENTITY / AFFECTIVE COMPONENT / COGNITIVE COMPONENT / TEENAGER / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мурсалыева Гюльтакин

В статье представлены результаты эмпирического исследования структуры этнической идентичности подростков, сделан обзор научно-психологической литературы. Основные выводы, сделанные по результатам эмпирического исследования: общий уровень этнического уровня исмаиллинских подростков выше, чем у московских сверстников; уровень когнитивного и аффективного компонента у исмаиллинских подростков также преобладает над уровнем московских подростков; аффективный компонент этнической идентичности у московских и исмаиллинских подростков выше, чем когнитивный компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мурсалыева Гюльтакин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of the components in the structure of ethnic identity among adolescents

Results of an empirical research on structure of ethnic identity among teenagers are presented in the article, a review of scientific psychological literature is made.By results of the research following conclusions are drawn: the structure of ethnic identity includes the general level, a cognitive and affective component of ethnic identity; the general level of ethnic level of Ismaylli teenagers is higher, than that of the Moscow peers; level of a cognitive and affective component at Ismaylli teenagers also prevails over the Moscow youngsters; the affective component of ethnic identity at the Moscow and Ismaylli teenagers is higher, than a cognitive component.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь компонентов структуры этнической идентичности подростков»

УДК 159.922.8

DOI: 10.28995/2073-6398-2018-2-122-136

Взаимосвязь компонентов структуры этнической идентичности подростков

Гюльтакин М. Мурсалыева

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования структуры этнической идентичности подростков, сделан обзор научно-психологической литературы. Основные выводы, сделанные по результатам эмпирического исследования: общий уровень этнического уровня исмаиллинских подростков выше, чем у московских сверстников; уровень когнитивного и аффективного компонента у исмаиллинских подростков также преобладает над уровнем московских подростков; аффективный компонент этнической идентичности у московских и исмаиллин-ских подростков выше, чем когнитивный компонент.

Ключевые слова: этническая идентичность, аффективный компонент, когнитивный компонент, подросток, окружающая среда

Для цитирования: Мурсалыева Г.М. Взаимосвязь компонентов структуры этнической идентичности подростков // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 2 (12). С. 122-136. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-2-122-136

© Мурсалыева Г.М., 2018

The relationship of the components in the structure of ethnic identity among adolescents

Gul'takin M. Mursalyeva

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. Results of an empirical research on structure of ethnic identity among teenagers are presented in the article, a review of scientific psychological literature is made.By results of the research following conclusions are drawn: the structure of ethnic identity includes the general level, a cognitive and affective component of ethnic identity; the general level of ethnic level of Ismaylli teenagers is higher, than that of the Moscow peers; level of a cognitive and affective component at Ismaylli teenagers also prevails over the Moscow youngsters; the affective component of ethnic identity at the Moscow and Ismaylli teenagers is higher, than a cognitive component.

Keywords: ethnic identity, affective component, cognitive component, teenager, environment

For citation: Mursaliyeva GM. The relationship of the components in the structure of ethnic identity among adolescents. RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2018;2(12):122-36. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-2-122-136

Введение

Актуальность нашего исследования продиктована основной характеристикой современного общества, которая выражается в его транзитивности. Транзитивное общество, в котором доминирует межкультурное общение среди всех возрастных групп населения, диктует свои правила социализации [1]. Население мегаполисов постоянно находится в потоке движения миграционных пластов, меняется этнический состав, внешний облик крупных городов. Процесс вторичной социализации, которую проходят все мигранты в новых условиях, происходит в нескольких параллелях одновременно: мигранты ищут свое место в новом обществе, идентифицируют общечеловеческие признаки и одновременно

дифференцируют свою культуру, свой менталитет от существующего, традиционно сложившегося в новой среде обитания. Этот период также отягощен поиском стабильности, необходимой для психического выживания во время масштабных изменений. Таким феноменом, олицетворяющим стабильность, является этническая принадлежность. Этническая принадлежность индивида не зависит от его социального и материального статуса, общеизвестным фактом является то, что человека без его воли невозможно исключить из этноса, этот факт является одним из самых притягательных для индивида, пережившего эмиграцию и в связи с этим потерявшего прежние ценностные ориентиры. Таким образом, мы видим, что этническая идентичность является одним из значимых составляющих компонентов социальной идентичности. Е.П. Белинская принимает этническую идентичность как составляющую часть социальной идентичности, без которой образ «Я» каждого индивида остался бы незавершенным [2]. Формирование этнической идентичности происходит без отрыва от среды, на роль ближайшего окружения в формировании и социализации указывал Л.С. Выготский [3]. Ученый выделял личность как социальное понятие, в котором представлено историческое в человеке. Согласно мнению автора, человек как личность не рожден, а сформирован под воздействием социальных факторов. Мы опирались на взгляды Л.С. Выготского при изучении этнической идентичности подростков в межкультурной среде, во время исследования выделяли общие и различные закономерности в процессе этнической идентичности, анализировали структуру этнической идентичности современных подростков в зависимости от окружающего их социума.

На сегодняшний день, несмотря на большой запас исследований, сохраняется дефицит знаний о различиях и общих тенденциях в процессе формирования этнической идентичности подростков из разных культурных сред. Фундаментальные исследования, проведенные в научных кругах нашими предшественниками, были направлены на изучение этнической идентичности подростков в мегаполисах, принадлежавших к разным этническим группам, адаптацию в условиях мегаполиса, в зависимости от этнического происхождения исследовалось влияние типов семейного воспитания на формирование этнической идентичности. Новизна нашего исследования заключается в межкультурном изучении подростков из разных сред, в сравнении уровня этнической идентичности респондентов и в сравнении уровня составляющих компонентов этнической идентичности.

Цель исследования - изучить структуру этнической идентичности подростков в современном межкультурном пространстве.

Объект исследования - этническая идентичность подростков. Предмет исследования - структура этнической идентичности подростков в современном межкультурном пространстве.

Задача исследования - разработка программы формирования у подростков этнически толерантностных убеждений в процессе их воспитания с целью конструктивного межкультурного диалога подростков из разных этнических культур.

Теоретической базой нашего исследования этнической идентичности стала теория социальной идентичности, которая выделяет личностную (самокатегоризация, интеллект, нравственность, физические возможности) и групповую (этнический, социальный и профессиональный состав) идентичности. В процессе формирования этнической идентичности вначале индивид переживает социальную категоризацию, затем осознанно идентифицирует себя с группой [4].

Анализ научно-психологической литературы дает нам основание для выделения возрастных классификаций этнической идентичности. Относительно возрастной периодизации существует несколько классификаций. Возрастная классификация, выдвинутая Ж. Пиаже, разделял процесс этнической идентичности на следующие этапы:

1) поверхностные знания о своей этнической принадлежности (6-7 лет);

2) осознанная идентификация себя со своим этносом, знание этнической принадлежности своих родителей, выделение этнодиф-ференцирующих признаков: язык, Родина (8-9 лет);

3) этничность как сформированное знание об особенностях своей культуры и владение сведениями об историческом процессе формирования собственного этноса (10-11 лет) [5].

Взгляды Ж. Пиаже на окончательное формирование этнической идентичности в 10-11 лет в дальнейшем были отвергнуты рядом ученых. С. Холл, Дж. Финни в своих исследованиях опровергли процесс завершенности этнической идентичности. Ученые доказали гипотезу непрерывности процесса этнической идентичности в течение всей жизни [6].

Структура модели этнической идентичности Дж. Финни имеет общие признаки с процессом развития личностной идентичности, так как происходит под влиянием знаний, сложившихся в процессе изучения реальности. Автор выделяет в этнической идентичности этническое осознание, этническую самоидентификацию, этнические установки, этническое поведение. В то же время Дж. Финни впервые отметила, что из всех возрастов именно подростковый период является менее всего изученным,

ею была предложена модель стадиального формирования этнической идентичности:

1) первая стадия названа непроверенной идентичностью, которой свойственно безразличие к изучению собственной идентичности. К этой стадии ученый относит младших подростков. Первая стадия в свою очередь делится на два подвида:

а) диффузная (этническая принадлежность неинтересна априори);

б) предварительная (индивид из опыта родителей или же других референтных взрослых принял и освоил позитивные этнические аттитюды собственного народа, для него в этом случае этническая идентичность титульного народа непривлекательна);

2) вторая стадия - мораторий - характеризуется поиском значения этничности в собственной жизни. Свой уникальный жизненный опыт, индивидуальный нарратив стимулирует этническое сознание. Согласно исследованиям Дж. Финни, для подростков стимуляцией этнического самосознания были акты дискриминации по этническому признаку. Ряд авторов подтверждают, что этническое самосознание в период этнических конфликтов приобретает доминирующий характер. Во время второй стадии происходит усиленный процесс освоения истоков культуры своего народа, этому способствуют изучение фольклора, посещение музеев, исторических памятников, изучение биографии значимых лиц в истории своего этноса. Рост этнического самосознания связан в основном с дискриминацией на межэтнической почве;

3) третья стадия - реализованная этническая идентичность, которой присуще четкое представление собственного этноса, общих и дифференцированных этнических маркеров, осознание константности этнической принадлежности.

Дж. Финни в своих исследованиях подчеркивает динамичность процесса этнической идентичности и считает, что после подросткового периода этническая идентичность подвергается изменениям, продолжается в других формах, обогащая жизнь индивида, находится в зависимости от собственного опыта жизни [6].

В исследованиях отечественного психолога И.А. Снежковой возрастные границы раздвинуты и в отличие от принятого Пиаже. Ученый считает, что возраст 10-11 лет не является окончательным в процессе формирования этнической идентичности. Согласно периодизации И.А. Снежковой 10-11 лет - начальный период формирования этнической идентичности. 11-15 лет - это возраст, когда подросток уже обладает обширными знаниями о своем

этническом происхождении. Подросток осознает культурные отличия ближайших соседей, и в силу сформировавшихся знаний сам в состоянии определить место, которое занимает в собственном этносе, и в соответствии с этим может сам выстроить отношения с представителями другого этноса. Этот период выделяют как основной в становлении этнической идентичности [7].

Структура этнической идентичности также является одной из главных характеристик в процессе всестороннего изучения данного феномена. Структура этнической идентичности включает в себя определенные компоненты. Г.У. Солдатова подчеркивает наличие сознательного и бессознательного уровней в структуре исследуемого феномена, М. Баррет, Т.Г. Стефаненко отмечают когнитивный и аффективный компонент [8, 9, 10]. Л.М. Дробиже-ва выделяет в основе этнической идентичности такие компоненты, как осознание принадлежности к своему народу, приоритетность интереса собственного этноса, знание о культуре, языке, территории [11]. Мы, вслед за Т.Г. Стефаненко, включаем два компонента: когнитивный и аффективный. Аффективный компонент представляет собой эмоциональное отношение личности к своему этническому происхождению. Это субъективная оценка, данная каждой личностью своему народу [10].

Когнитивный компонент включает в себя знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик. В составе когнитивного компонента выделяют этническую ориентацию, групповую концепцию, этническую осведомленность, этническое самосознание [10]. Когнитивный компонент этнической идентичности помогает подростку собрать воедино и структурировать всю добытую информацию, в том числе и об этнодифференцирующих признаках [8, 10].

Выборка

Исследования формирования этнической идентичности мы проводили среди подростков в возрасте 12-15 лет в московской (Россия) и исмаиллинской (Азербайджан) средней школе. Учащиеся в московских школах с раннего детства имеют навыки общения с детьми, принадлежащими к разным этническим группам. Окружающая среда учащихся из исмаиллинских школ этнически более однородна. Подростка из г. Исмаиллы с раннего детства окружают люди одной национальности и ментальности, чаще всего связанные родственными узами.

Для исследования мы выбрали 251 респондента (учащиеся 7-8 классов): 127 подростков из московской городской школы № 170 имени А. П. Чехова (Россия) и 124 подростка из исмаиллин-ской средней общеобразовательной школы № 1 имени И.А. Гасано-ва (Азербайджан). Мы сравнили общую идентичность и показатели ее структурных компонентов (когнитивного и аффективного).

Гипотеза

Анализ теоретических концепций этнической идентичности позволил нам сформулировать гипотезу исследования: аффективный компонент этнической идентичности является доминирующим вне зависимости от культурной среды, так как в процессе воспитания личности социум формирует положительную эмоциональную оценку этносу, в котором развивается личность.

Методы исследования

Для подтверждения гипотезы исследования и определения уровня общего показателя выраженности этнической идентичности, а также анализа соотношения между аффективным и когнитивным компонентами у подростков из разных культурных сред мы применили методику «Этническая идентичность» Дж. Финни, которая предназначена для диагностики выраженности этнической идентичности. Опросник состоит из 12 вопросов и включает в себя две субшкалы: выраженности когнитивного компонента этнической идентичности и выраженности аффективного компонента этнической идентичности.

Результаты

Эмпирическое исследование этнической идентичности подростков из разных культурных сред показало, что существуют различия и тождества в формировании общего уровня этнической идентичности и ее структурных компонентов.

Таблица 1

Результаты анализа общего уровня этнической идентичности

Культурная среда Общий уровень этнической идентичности

Размер Среднее значение

Московская (n=127) 1,8628

Исмаиллинская (n=124) 2,1206

Статистические данные, представленные в результате эмпирического анализа общего уровня этнической идентичности, показали, что общий показатель уровня сформированности этнической идентичности у подростков из московской культурной среды (Россия) (n = 127) ниже, чем общий уровень этнической идентичности у подростков из исмаиллинской культурной среды (n = 124). Высокий уровень этнической идентичности исмаиллинских подростков мы объясняем тем, что одним из значимых факторов, влияющих на формирование этнической идентичности, является мифологизиро-ванность традиционной культурной среды. Подросток из г. Исма-иллы с раннего детства растет и развивается в окружении своих близких родственников, он живет на своей исторической родине, связан со своей традиционной семьей. При этом он с детства слышит историю своего рода и предков, знает о людях, которые оставили свой след в жизни общества, в котором он растет. Московские подростки живут в нуклеарной семье, вековые традиции в современном обществе абсолютно нивелированы. Камерное проживание присуще основной массе жителей мегаполиса, связи между близкими родственниками сведены к минимуму. Перечисленные факторы влияют на формирование индифферентного отношения к своему этническому происхождению, и как следствие - подросток из московской среды демонстрирует более низкий уровень общего показателя этнической идентичности.

Во избежание случайности результатов эмпирического исследования, мы подвергли полученные данные математическому анализу при помощи t-критерия Стьюдента, где t - величина статистики Стьюдента, dif - число степеней свободы, p-значение -вероятность отсутствия различий по данному признаку.

Таблица 2

Результаты математического анализа при помощи критерия Стьюдента

г р-значение

Общий показатель этнической идентичности -3,310 249 ,001

Переменные, по которым имеются значимые различия между группами ф<0,05), выделены в таблице курсивом.

Результаты математического анализа при помощи критерия Стьюдента подтвердили закономерность данных, полученных при эмпирических исследованиях.

Далее мы представим результаты эмпирического анализа когнитивного компонента этнической идентичности, который формируется в процессе интеллектуальной деятельности и направлен на поиск информации о своем этническом происхождении.

Таблица 3

Результаты эмпирического исследования когнитивного компонента

Культурная среда Когнитивный компонент этнической идентичности

Размер Среднее значение

Московская (п=127) ,642

Исмаиллинская (п=124) ,813

Исходя из результатов эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что когнитивный компонент у подростков из исмаиллинской (п=124) культурной среды выше, чем когнитивный компонент у подростков из московской культурной среды (п=127). Данный феномен мы можем объяснить тем, что при формировании когнитивного компонента значимое место занимает элита этноса. В исмаиллинской культурной среде элита является представителем того же этноса, что и испытуемый, а в московской среде - элита общества также многонациональна. Еще одним стимулом, способствующим высокому уровню когнитивного компонента у подростков из исмаиллинской культурной среды, является то, что подросток с детства слышит информацию именно о своем народе.

Результаты эмпирического исследования когнитивного компонента этнической идентичности подростков из разных культурных сред были подвержены математическому анализу с помощью критерия Стьюдента для доказательства закономерности полученных данных.

Таблица 4

Результаты математического анализа при помощи критерия Стьюдента

г аи р-(значение).

Когнитивный компонент этнической идентичности 4,791 249 ,000

Переменные, по которым имеются значимые различия между группами (р<0,05), выделены в таблице курсивом.

Результаты математического анализа когнитивного компонента этнической идентичности подростков из разных культурных сред, представленные в данном исследовании, подтвердили закономерность вывода о том, что когнитивный компонент этнической идентичности подростков из исмаиллинской культурной среды (п=124) выше, чем когнитивный компонент этнической идентичности подростков из московской культурной среды (п=127).

В таблице 5 мы представляем результаты аффективного уровня этнической идентичности.

Таблица 5

Результаты аффективного компонента этнической идентичности

Культурная среда Аффективный компонент этнической идентичности

Размер Среднее значение

Московская (п=127) 1,2271

Исмаиллинская (п=124) 1,3210

Исходя из проведенного исследования, мы видим, что уровень развития аффективного компонента этнической идентичности подростков из московской (п=127) культурной среды выше, чем уровень когнитивного компонента этнической идентичности подростков из московской (Россия) (п=127) культурной среды. Этот феномен мы можем объяснить исходя из самой сути аффективного компонента, так как нам известно, что это чувственное,

эмоциональное отношение личности к своему этническому происхождению, и мы знаем, что он обостряется во время межэтнического конфликта. На сегодняшний день пребывание Азербайджана в состоянии «тихой» войны со своим ближайшим соседом обостряет привязанность каждого подростка к своей родине, стимулирует эмоциональную подоплеку этнической идентичности.

Результаты эмпирического анализа мы также подвергли математическому анализу при помощи критерия Стьюдента.

Таблица 6

Результаты математического анализа аффективного компонента этнической идентичности

X АН р-(значение)

Аффективный компонент этнической идентичности -1,756 249 ,080

Переменные, по которым имеются значимые различия между группами (р<0,05), выделены в таблице курсивом.

Данные математического анализа при помощи критерия Стьюдента доказали полученные результаты эмпирического исследования.

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о преимуществе аффективного компонента над когнитивным в структуре этнической идентичности подростков из межкультурной среды мы сравним эмпирические данные аффективного и когнитивного компонента этнической идентичности московских и исмаиллин-ских подростков.

Таблица 7

Результаты когнитивного и аффективного компонента московских и исмаиллинских подростков

Культурная среда Размер Когнитивный компонент Аффективный компонент

Московская (п=127) ,642 1,2271

Исмаиллинская (п=124) ,813 1,3210

Результаты, представленные в таблице 7, доказывают выдвинутую нами гипотезу о преимуществе аффективного компонента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в структуре этнической идентичности у подростков вне зависимости от среды проживания. Этим самым мы еще раз убеждаемся, что этническая идентичность больше, чем осознанное причисление себя к тому или другому этносу. Это эмоциональное восприятие себя, своей личности частью своего народа, с которым делишь общую историю, это незыблемая связь между поколениями.

Обсуждение

Переходя к обсуждению полученных результатов в контексте выдвинутой нами гипотезы, можем сказать, что гипотеза полностью подтвердилась. Уровень аффективного компонента этнической идентичности у подростков выше когнитивного уровня, так как личностные составляющие формируется под воздействием окружающей их среды. В исследованиях современных психологов мы часто встречаемся с анализом личностных особенностей подростков, которые влияют на академические успехи, интеллектуальную деятельность, социализацию [12, 13, 14]. В других исследованиях мы сталкиваемся с изучением студенческого возраста русской и азербайджанской молодежи [15]. Одни авторы выдвигают на первый план особенности семейного воспитания, другие этническую принадлежность. Новизна нашего исследования заключается в том, что мы исследовали подростков в их среде проживания, сравнили влияние двух культур на формирование структурных компонентов этнической идентичности.

В процессе изучения структуры этнической идентичности нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения процесса становления этнически толерантностных убеждений в процессе воспитания подростков из разных культурных сред, которая имеет теоретическое обоснование. Программа включает в себя создание индивидуальной траектории личностного развития подростков, тренинги межкультурного общения, саморазвития и саморегуляции, мониторинг социально-духовного развития, рефлексивно-инновационную диагностику и методику рефлексивного практикума. Программа развития толерантных убеждений в течение двух лет эффективно применяется в образовательных учреждениях Москвы (Россия) и Исмаиллы (Азербайджан).

Предметом дальнейшего изучения, на наш взгляд, может стать проведение комплексных эмпирических исследований, раскрывающих закономерности становления этнически толерантностных убеждений в процессе воспитания и обучения.

Литература

1. Марцинковская Т.Д. История, культура, развитие как образующие историко-генетической парадигмы // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 4. С. 69-78.

2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 208 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»)

3. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 161-165.

4. TajfelH., TurnerJ.C. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Psychology of Intergroup Relations / Ed. by S. Worchel, W.G. Austin. Chicago: NelsonHall, 1986. P. 7-24.

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред.; пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл.А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 526 c. (Психология: классические труды)

6. Phinney J.S. Ethnic dentity in Adolescents and Adults: Review of Research // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108. P. 509.

7. Снежкова И.А. Этнические аспекты тендерного социального неравенства // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 67-72.

8. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001.

9. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков [Электронный ресурс] / М. Барретт, Т. Рязанова, М. Воло-викова. М.: Ин-т психологии РАН, 2001. URL: http://www.studentlibrary.ru/ book/ISBN5927000223.html (дата обращения: 12 марта 2018).

10. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования. М., 1998. Т. 4. Вып. 6. С. 93.

11. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М.: Academia, 2002. С. 213-244.

12. Мишина М.М., Мурсалыева Г.М. Сравнительный анализ этнической идентичности подростков из разных культурных сред // Акмеология. 2016. № 4(60). С. 121-125.

13. Malykh S. The Role of Personality Traits and Intelligence in Academic Achievement of Russian High School Students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2017. Vol. 237. P. 1304-1309.

14. Чумичёва И.В. Особенности процесса социализации подростков из разных этнических групп // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2015. № 1.

15. Корнилова Т.В., Зиренко М.С., Гусейнова РД. Личностные особенности российских и азербайджанских студентов: кросскультурная валидизация опросника «Темная дюжина» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2017. № 2. С. 6-17.

Взаимосвязь компонентов структуры этнической идентичности подростков 135 References

1. Martsinkovskaya TD. History, culture and development as a basis of historical-genetic paradigm. Cultural-Historical Psychology. 2015;11(4):69-78. (In Russ.)

2. Belinskaya EP., Stefanenko TG. Ethnic socialization of a teenager. Moscow: Mos-kovskii psikhologo-sotsial'nyi institut. Voronezh: Izdatel'stvo NPO "MODEK", 2000. 208 p. (Seriya "Biblioteka shkol'nogo psikhologa"). (In Russ.)

3. Vygotskii LS. Development of the personality and outlook child. Psychology of personality. UB. Gippenreiter, AA. Puzyrei (Eds). Moscow: MGU Publ.; 1982. p. 16165. (In Russ.)

4. Tajfel H., Turner JC. The social identity theory of intergroup behavior. Psychology of intergroup relations. S. Worchel, WG. Austin (Eds.). Chicago: Nelson-Hall, 1986. p. 7-24.

5. Piaget J. Speech and thinking of the child. Comp., New ed.; trans. from fr., comments. ValA. Lukova, VlA. Lukova. Moscow: Pedagogika-Press, 1994. 526 p. (Psik-hologiya: klassicheskie trudy) (In Russ.)

6. Phinney JS. Ethnic Identity in Adolescents and Adults: Review of Research // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108. P. 509.

7. Snezhkova IA. Ethnic aspects of gender and social inequality. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2003;1:67-72. (In Russ.)

8. Soldatova GU. Tolerance and intolerance two sides of interethnic interaction. Age of Tolerance. Scientific and Journalistic Bulletin. Moscow; 2001. (In Russ.)

9. Development of national, ethnolinguistic and religious identity in children and teenagers (In Russ.) [Internet] / M. Barrett, T. Ryazanova, M. Volovikova. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ.; 2001. URL: http://www.studentlibrary.ru/ book/ISBN5927000223.html (data obrashcheniya March 12, 2018) (In Russ.)

10. Stefanenko TG. Ethnic identity and some problems of her studying. Ethnos. Identity. Education. Writings on the Sociology of Education Moscow; 1998;IV(VI):93. (In Russ.)

11. Drobizheva LM. Russian and ethnic identity. Confrontation or compatibility. Russia being reformed. Moscow: Academia Publ.; 2002. P. 213-44. (In Russ.)

12. Mishina MM., Mursalyeva GM. The comparative analysis of ethnic identity among teenagers from different cultural environment. Akmeologiya. 2016;(4):121-25. (In Russ.)

13. Malykh S. The Role of Personality Traits and Intelligence in Academic Achievement of Russian High School Students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2017;237:1304-09.

14. Chumicheva IV. Features of process of socialization of teenagers of different ethnic groups. Bulletin of the Moscow State Regional University (Electronic Journal). 2015;1. (In Russ.)

15. Kornilova TV., Zirenko MS., Guseinova RD. Personal features of the Russian and Azerbaijani students: a cross-country - a cultural validization of the questionnaire "Dark dozen". Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. 2017;2:6-17. (In Russ.)

Информация об авторе

Гюльтакин М. Мурсалыева, соискатель на степень кандидата психологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6; [email protected]

Information about the author

Gul'takin M. Mursalyeva, applicant for the degree of candidate of psychological Sciences, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; xazar97@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.