РАЗДЕЛ VI ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 159.922.4 (470.56):37.01
Голуб Евгения Викторовна
Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы Оренбургского государственного аграрного университета, [email protected], Оренбург
Паина Людмила Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Оренбургского государственного аграрного университета, [email protected], Оренбург
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)
Golub Evgeniya Viktorovna
Researcher, Orenburg State Agrurial University, [email protected], Orenburg
Pine Lidmila Ivanovna
Post-graduate student researcher, Orenburg State Agrurial University, [email protected], Orenburg
ETHNIC IDENTITY OF TEENAGERS AS THE PEDAGOGICAL PHENOMENON (ON A MATERIAL OF THE ORENBURG REGION)
В настоящее время в России, так же как и во всем мире, сосуществует две противоположные тенденции развития культурного пространства: с одной стороны - глобализация, с другой - дифференциация культурного пространства, выражающиеся в формировании этнического самосознания. Социальные изменения рубежа XX-XXI вв. во многом трансформировали природу этничности, что привело одновременно к затуханию, и, напротив, к актуализации этнических процессов. Это явление нередко называют «этническим парадоксом современности» [9, с. 18].
С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию. Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом пространстве в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы названа в числе приоритетных. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях образования в XXI в., подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить
людей жить вместе. В этих целях образование, во-первых, должно способствовать осознанию человеком своих корней, во-вторых, способствовать определению места, которое он занимает в мире, в-третьих, призвано привить ему уважение к другим культурам [6].
В общеобразовательных школах дополнительные курсы и факультативы по изучению иностранного языка нацелены преимущественно на углубленное изучение дисциплин федерального компонента, а это, в основном, европейские языки и культура стран изучаемого языка. В то время как знания о «своей» недостаточны, что способствует, по мнению О. В. Черновой формированию «комплекса неполноценности» в отношении своей страны и культуры [12].
Современные условия жизни подтверждают, что одной из самых уязвимых сфер человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поли-культурном обществе является этничность, этническая идентичность.
В этнопсихологическом словаре под редакцией В. Г. Крысько, этническая идентичность (этничность) - эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности [14].
Этнопсихолог Т. Г. Стефаненко выделяет в структуре этнической идентичности два компонента: когнитивный и аффективный. А. X. Гаджиев называет три компонента: познавательный, эмоциональный и волевой [3].
Мы не расширяем данную категорию и включаем в этническую идентичность два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы) и аффективный (переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других, значимость членства в ней).
Элементарное представление об этнической принадлежности и её осознание возникает уже в раннем детстве и продолжается на протяжении всего развития индивида. Однако осознание собственной этнической идентичности получает своё развитие в подростковом возрасте, на что указывает Дж. Фанни [15]. Это происходит в силу известных возрастных психофизиологических особенностей, когда вопросы идентичности приобретают жизненно-важное значение. Согласно мнению Г. У Солдатовой «на современном этапе этническая принадлежность по значимости называется вслед за категориями частной жизни, смыкаясь с базовыми принадлежностями (семейной, половой, профессиональной, возрастной) - главными опорами адаптации и выживания в кризисные периоды развития общества» [10, с. 14], что подтверждает необходимость усиления внимания педагогов к проблеме этнической идентичности.
Нарушения этнической идентичности могут обуславливать появление напряженности, конфликтности. Обретение человеком целостной этничес-
кой идентичности обусловливают его психическое созревание, способствует повышению степени адаптации к социокультурной среде [2].
Исследователь 3. В. Сикевич считает, что «в кризисной, нестабильной ситуации значимость этнической идентичности повышается, а в период социальной устойчивости замирает, уступая свое место другим социальным характеристикам» [9, с. 18]. Речь не идет о наличии или отсутствии этнической идентичности, а о степени ее интенсивности, напряженности. По мнению 3. В. Сикевич, этническая идентичность константная категория, но «интенсивность ее переживания изменяется под воздействием внешних социальных воздействий» [9, с. 19]. В ситуациях социальных изменений этническая идентичность становится «единственной константой, противодействующей социопатии и фрустрации» [9, с. 20]. В этом ее защитная функция.
Ситуации этноконфликтов, развивающиеся на фоне этнонационализма, достаточно подробно освещаются в социальной литературе. Однако, причинно-следственные закономерности формирования этнической идентичности толерантных полиэтнических территорий описываются как в социальной, так и в психолого-педагогической литературе, намного реже. Вместе с тем, опыт формирования этнической идентичности, способствующий развитию толерантных отношений между народностями в полиэтнической Оренбургской области может служить важным примером для других регионов страны.
Министр образования Оренбургской области в 2007 г. А. В. Ковалев, отмечает, что «формирование и развитие системы этнокультурного образования в условиях многонационального Оренбуржья является приоритетным направлением деятельности министерства образования» [5, с. 19].
Хотя Оренбургская область сохранила свой статус благополучного региона в плане межнациональных отношений, происходящие в нашей стране экономические, политические и социальные события в последнее время обострили социальное противоречие «между потребностью этносов изучать родную культуру и отсутствием системы образовательных институтов с квалифицированными кадрами, способных удовлетворить ее» [7].
В нашей многонациональной стране и в Оренбургской области в частности, сохраняется актуальность образовательной задачи по воспитанию человека, способного не только сохранять свой язык, культуру, традиции своего народа, но и признавать право каждого этноса на самобытность, с пониманием относиться к национальным особенностям, уважать культурные ценности других народов, соблюдать общечеловеческие нормы поведения.
С целью подтверждения взаимосвязи этнической идентичности подростков с местом проживания и полиэтничностью социальной среды, нами проведено эмпирическое исследование в Соль-Илецке - приграничном с Казахстаном городе Оренбургской области, в городе Оренбурге и городе Бузулуке Оренбургской области. В опросе приняли участия подростки средних обра-
зовательных учреждений: школы и техникум гидромелиорации. Всего было опрошено 205 человек, учащиеся в возрасте 14-16 лет. Этническую принадлежность подростки определяли сами. В Соль-Илецкой средней школе 70% составляют казахи и татары, 20% - русские, 10% свою национальность не указали. В средней школе № 52 города Оренбурга - 80% составляют русские и в техникуме города Бузулука - 90% указали свою этническую принадлежность как русские. Согласно проведенному опросу только Соль-Илецкая средняя школа имеет многонациональный состав учащихся. По утверждению педагогического состава школы, подростки этнотолерантны, конфликтов на национальной почве не бывает. Учебный процесс в исследуемых образовательных учреждениях не несет этнического акцента.
Исследователи Г. У. Солдатова, А. П. Садохин выделяют семь типов этнической идентичности. Мы использовали методическую разработку Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжова «Типы этнической идентичности», которая позволяет диагностировать типы этнической идентичности исследуемых подростков, такие как: этнонигилизм, этническая индифферентность, норма, этноэгоизм, этноизоляция, этнофанатизм, амбивалентная этничность [11].
Первоначально был проведён опросник Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжова «Типы этнической идентичности», где мы определили, в зависимости от суммы набранных испытуемыми баллов, выраженность доминирующего типа этнической идентичности. Положительная этническая идентичность у подростков приграничного района 80,2%, а у подростков областного центра лишь 60,4%, у учащихся г. Бузулука - 58%. Показатель этнической индифферентности у подростков Соль-Илецка ниже, чем у ребят города Оренбурга (соответственно 7,5% и 10,2%). Это говорит о том, что этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству как городских областных, так и ребят приграничного района и неприграничного районного города, но степень выраженности выше у подростков приграничного района.
Несмотря на то, что во всех образовательных учреждениях отсутствует этнический компонент, у подростков приграничного района более выражена позитивная этническая идентичность, чем у подростков областного центра и г. Бузулука.
Размывание этнической идентичности (этническая индифферентность), проявляющееся в неопределённости этнической принадлежности превалирует у ребят города Оренбурга, а этнофанатизм присутствует только у подростков города Бузулука - 20%, что является тревожным фактором.
В структуру этнической идентичности входит когнитивный компонент (этническая осведомленность, включающая знания об этнических группах,-своих и чужих, их истории и традициях). Методика В. Н. Гурова выясняет когнитивные представления подростков об этнической культуре своего народа, фиксирует чувство принадлежности к своему народу, определяет характер межэтнических отношений [13], и мы использовали опросник этого автора в своем исследовании.
Показателями этнической идентичности, помимо использования в общении национального языка, знаний об историческом прошлом, осознание принадлежности к своему этносу, является культурная вовлеченность.
Л. Н. Бережнова называет этнокультурные традиции элементами социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени [1]. «Традиция (от лат. 1таё1с) - передача, предание - элементы культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах в течении длительного времени» [14]. В качестве традиции выступают обычаи, обряды, ценности, нормы поведения. Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. А. П. Садохин определяет этническую культуру как «совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференцирующую функцию» [8]. Именно культура и традиции, формируют этническую идентичность.
Таблица 1
Отношение к традициям своего народа, %
Соблюдаете ли вы традиции своего народа? Оренбург Соль-Илецк Бузулук
Да 28 34 24
Иногда 52 62,2 60
Очень редко 20 3,8 16
Анализируя данные, представленные в табл. 1, мы делаем вывод, что традиции для подростков, которые выбирают ответ «иногда» и «очень редко» обеспечивают лишь специфический способ выражения индивидуальных свойств, как отмечает 3. В. Сикевич, что «человек не фокусирует традиции, и они растворяются в неком автоматизме привычных для него действий»
[9].
Таблица 2
Отношение к культуре других народов, %
Испытываете ли вы интерес к культуре других народов? Да Нет Не знаю
Оренбург 66,5 15,5 20
Соль-Илецк 73,4 11,8 14.8
Бузулук 62 18 20
О сформированности этнического самосознания говорит и отношение подростков к культуре своего и чужого народа. На вопрос: хотите ли вы знать культуру своего народа? 90% респондентов ответили положительно.
Интерес же к культуре других народов, если посмотреть табл. 2, можно увидеть, что все подростки испытывают интерес к культуре других народов, но в разной степени. Так подростки Соль-Илецкой средней школы, где ярко выраженное этническое разнообразие, более заинтересованы в познаниях чужой культуры.
Таблица 3
Информированность о культуре других народов, %
Назовите источники информации о культуре других народов СМИ Родители Литература на этнические темы Школа
Оренбург 42,2 39,8 10 8
Соль-Илецк 27,5 23,7 12,5 10
Бузулук 40 16 14 10
Как мы видим по табл. 3, источниками информации о культурах разных народов подростки берут чаще в средствах массовой информации, а школа играет наименьшую роль. Следовательно, данные свидетельствуют о недостаточной работе системы образования по формированию этнического самосознания молодого поколения, несмотря на то, что в Концепции [4] этнокультурного образования указано о необходимости сохранения этнокультурной идентичности личности с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
С другой стороны подростки являются той аудиторией, которая откликается на усилия воспитателей по формированию позитивного отношения к своей этнической идентичности. Ребята указывают, что хотели бы больше знать о традициях, обычаях своего народа. Развитие у подростков чувства самоуважения, удовлетворённости своей принадлежностью к тому или иному народу, гордость за его достижения можно добиться введением в педагогический процесс курсов народоведения или иными инновационными программами этнокультурного характера, которые ещё недостаточно активно внедряются в систему образования Оренбургского региона.
Следовательно, чтобы развивать этническую идентичность подростков, необходима целенаправленная, систематическая и комплексная работа педагога с такими компонентами этнической идентичности подростков как этнические чувства, ценности, представления, особенности культуры и мировоззрения.
Библиографический список
1. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика [Текст] : учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 222.
2. Бромлей, Ю. В. Очерки тории этноса [Текст] / Ю. В. Бромлей - М.: Наука, 1983. - 412 с.
3. Гаджиев, А. X. Проблемы марксисткой этнической психологии [Текст] / А. X. Гаджиев. - Ростов, университет, 1982. - С. 37.
4. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации [Текст] // Вестник образования России. 2006. - № 18. - С. 21-33.
5. О реализации государственной национальной политики и совершенствовании системы взаимодействия органов государственной власти: Материалы докладов расширенного заседания рабочей группы общественного Совета при полномочном представителе Президента РФ. - Оренбург: изд. Центр ОГАУ, 2007. - С. 19.
6. Общество и образование в современном мире [Текст] : Сборник материалов из зарубежного опыта / Составитель Г. Е. Еремеев. М. 1993. - С. 36.
7. Рагузин, В. Н. О состоянии и мерах по регулированию этноконфессиональ-ных отношений в Оренбургской области [Текст] / В. Н. Рагузин // Этнокультурная мозаика Оренбуржья. - 2002. - № 3 (22). - С. 6.
8. Садохин, А. П. Этнология: учебник [Текст] / А. П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2006. - С. 284.
9. Сикевич, 3. В. Социология и психология национальных отношений: учебное пособие [Текст] / 3. В. Сикевич - СПб.; Изд-во Михайлова В. А. - 1999. - С. 18-20.
10. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова - М.: Генезис, 2000. - С. 14.
11. Солдатова, Г. У. Психодиагностика толерантной личности [Текст] / Г. У Солдатова, Л. А. Шайгерова. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
12. Чернова, О. В. Некоторые аспекты контент-анализа программ этнокультурного компонента школьного образования [Текст] / О. В. Чернова // Реальность этноса. - СПб, 2002. - С. 356-357.
13. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие [Текст] / В. Н. Гуров [и др.] - М., 2004. - 240 с.
14. Этнопсихологический словарь [Текст] / под ред. В. Г. Крысько. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - С. 298.
15. Phinney, J. S. А Three Stage Model of Ethnic Identity development in Adolescence / J. S Phinney // Eyhic Identity: formation and Transmission among Hispanics and Other Minorities. - Albany, 1993. - P. 61 - 79.
16. Tajfel, H. Social psychology of intergroup relation / H. Tajfel // Annual Review of Psychology. - 1982. - V. 33. - Р. 1 - 39.