Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способности / компетенциальные способности / профессиональная деятельность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Е. И., Кузьмина З. В.

Приводятся теоретико-методологические основания и результаты экспериментального исследования самооценки компетенциальных способностей в учебных и профессиональных группах, которые доказывают, что в ходе обучения в Вузе и профессиональной подготовки в подразделениях происходит трансформация способностей в профессиональную деятельность. Общегрупповые списки компетенциальных способностей, выявленные с помощью авторских методик («Самооценка» и др.) отражают специфику профессиональной деятельности, требования организационной культуры, приоритеты и ценности коллективного субъекта (группы членства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

(Лермонтов), единение с природой, биологическое и духовное (Тютчев)) и личностные факторы поэзии (ранняя смерть Лермонтова, отражение и рефлексия событий у Пушкина), а во-вторых, иллюстрируя психологические механизмы поэзии (отражение («эхо») происходящего, образное мышление, интуиция, поиск противоречий жизни и внутреннего конфликта). Идеи Айхенвальда в области психологии творчества выражаются в поиске психологических истоков поэзии конкретных авторов, а также в описании личностных феноменов, участвующих в выборе темы произведения.

Таким образом, литературная критика Айхенвальда открывает для современной истории психологии возможность включения в библиографию изучения истоков психологии творчества и искусства работы литературных критиков, литературоведов, публицистов, а в качестве объекта историко-психологического исследования признать произведения российских поэтов, что было сделано в философии и истории философии уже на рубеже XIX-XX вв. [8] и остается актуальным в настоящее время [5].

Литература

1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. В 3 тт. Т. 1. М.: Научное слово, 1908.

2. Алексеев А.А. Литературно-критическая эссеистика Ю.И. Айхенвальда «Силуэты русских писателей»: Дисс. ... канд. филол. наук. Коломна, 2000.

3. Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1 / Изд.-сост. Б.А. Лезин. Харьков: Ф.-Тип. Михайловского, 1907.

4. Зуев Д.В. «Имманентная критика» Ю.И. Айхенвальда доэмигрантского периода: проблема писателя и читателя: Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2006.

5. Поэзия как жанр русской философии: антология / Сост. И.Н. Сиземская. М.: ИФРАН, 2007.

6. Теплов Б.М. Психологические взгляды В.Г. Белинского // Советская педагогика. 1948. № 5. С. 38-60.

7. Теплов Б.М. Психологические взгляды Герцена // Избранные труды. В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1985. С. 199-217.

8. Философские течения русской поэзии / Сост. П. Перцов. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1896.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кузьмина Е. И., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской федерации, kuzminael 1@yandex.ru Кузьмина З. В., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент

DOI:

Приводятся теоретико-методологические основания и результаты экспериментального исследования самооценки компетенциальных способностей в учебных и профессиональных группах, которые доказывают, что в ходе обучения в Вузе и профессиональной подготовки в подразделениях происходит трансформация способностей в профессиональную деятельность. Общегрупповые списки компетенциальных способностей, выявленные с помощью авторских

134

методик («Самооценка» и др.) отражают специфику профессиональной деятельности, требования организационной культуры, приоритеты и ценности коллективного субъекта (группы членства).

Ключевые слова: способности, компетенциальные способности, профессиональная деятельность.

TRANSFORMATION OF ABILITIES INTO PROFESSIONAL ACTIVITY

Kuzmina E. I., Moscow (Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Professor of the Department of Psychology of the Federal State State Military Educational Institution of Higher Education "Prince Alexander Nevsky Military University" of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Kuzmina Z. V., Moscow (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, free researcher

The theoretical and methodological foundations and results of an experimental study of self-assessment of competency abilities in educational and professional groups are presented, which prove that during university studies and vocational training in departments, abilities are transformed into professional activity. The group-wide lists of competency abilities identified using the author's methods ("Self-assessment", etc.) reflect the specifics of professional activity, the requirements of organizational culture, priorities and values of the collective subject (membership group).

Keywords: abilities, competence, professional activity.

Исходя из трактовки способностей Б.М. Тепловым и С.Л. Рубинштейном следует, что способности проявляются и развиваются в деятельности, причем их содержание отражает требования деятельности. Исходя из определения Б.М. Теплова [7, с. 16] можно заключить, что способности представляют собой индивидуально-психологические особенности, приводящие к успешности выполнения деятельности и проявляющиеся в динамике (легкости и быстроте) усвоения знаний, умений и навыков. Трактовка способностей С.Л. Рубинштейном содержит значимое для теории и практики положение о возможности трансформации способностей в деятельность. Оно следует из понимания способностей как «закрепленных в индивиде системе обобщенных психических деятельностей» [6, с. 546], «квалифицирующих личность как субъекта деятельности» и в связи с этим выступающих как «сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности» -обучению и труду [6, с. 538]. По С.Л. Рубинштейну, «способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она - сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [6, с. 537].

В связи с решением актуальных для организационной психологии и психологии труда проблем развития профессионального сознания и профессиональной идентичности в производственных и учебных коллективах нами было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого удалось выявить трансформацию способностей в профессиональную деятельность, проявляющуюся через самооценку компетенциальных способностей у студентов, курсантов и сотрудников специальных подразделений.

С.Л. Рубинштейн писал: «Оценка, направленная на то или иное проявление личности, будет, далее воспринята по-разному, в зависимости от того, какое место данные проявления занимают в жизни человека. У каждого человека есть более или менее резко очерченная область, обусловленная всем предшествующим процессом его развития, которая для него особенно существенна, особенно тесно связана со стержнем его личности» [6, с .470].

Под компетенциальными способностями нами понимаются индивидуальные особенности личности и качества ума, определяющие готовность к профессиональной деятельности, способствующие ее успеху и проявляющиеся в динамике овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками.

При проведении исследования мы опирались на рефлексивно-деятельностный подход, разработанный Е.И. Кузьминой на основе субъектно-деятельностной теории С.Л. Рубинштейна, рефлекторной теории психики И.М. Сеченова и И.П. Павлова, а также концептуальных положений отечественных и зарубежных философов и психологов о сознании, деятельности, рефлексии. Благодаря рефлексии человек способен оценить свои компетенциальные способности в соотнесении с идеалом, вбирающим в себя организационные требования, единство личных и групповых ценностей. Для проведения исследования нами использовались авторские методики: «Идеал», «Самооценка», «Ценностные ориентации личности», «Деловая игра "Свободный выбор ядра коллектива"» [25, 8]. Исходным положением выступила идея о том, что адекватно высокая константная самооценка является стержневой характеристикой личности [5]. В самом начале исследования члены группы должны были выполнить инструкцию - ответить на вопрос: «Что можно сделать, чтобы повысить эффективность Вашей совместной деятельности? Иначе говоря, какими индивидуальными особенностями личности и качествами ума, по Вашему мнению, должен обладать каждый из Вас, чтобы группа работала эффективно? Назовите по одному качеству. Это Ваши требования». Далее составлялся общегрупповой список качеств, на основе которого производилась самооценка.

В диссертационном исследовании, проведенном З.В. Кузьминой со студентами дефектологического факультета МГПИ (120 человек) [5] была выявлена динамика самооценки и ценностных ориентаций: если в начале обучения наиболее предпочтительными выступали качества «Усидчивость» и «Память», то к концу первого года обучения на первое место студенты поставили «Любовь к будущей профессии» и «Интерес к изучаемым дисциплинам».

В совместном исследовании В.А. Холмогорова и Е.И. Кузьминой [8] было выявлено множество компетенциальных способностей членов специальных подразделений и доказана гипотеза о влиянии ядра коллектива на эффективность профессиональной совместной деятельности. Множество из десяти качеств составили следующие компетенциальные способности (перечислены здесь в порядке предпочтения): дисциплинированность, профессионализм, коллективизм, взаимопомощь и поддержка, сила воли и целеустремленность, трудолюбие, самоэффективность, рассудительность и справедливость, ответственность, интеллект (креативность и другие качества ума), здоровье (эмоциональная устойчивость).

Динамика представлений об идеале профессионала была выявлена Е.И. Кузьминой в учебных группах курсантов, обучающихся по специальности «Психология служебной

деятельности в Военном университете МО РФ [1]. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Идеал курсантов - будущих специалистов по психологии служебной деятельности

1 курс Ранговое место 3 курс

Коммуникативные способности 1 Сила воли (целеустремленность)

Воля (терпение, дисциплина) 2 Интеллект

Интеллект 3 Общительность

Способность преодолевать стресс 4 Уверенность, уважение к себе

Решать проблемы души человека 5 Ответственность

Трудолюбие 6 Справедливость

Профессионализм 7 Профессионализм

Ответственность 8 Верность своему делу

Справедливость, честность 9 Умение командовать

Заслужить уважение 10 Желание оказывать помощь

Из таблицы следует, что курсанты первого и третьего курсов на первые места предпочтений поставили волю, хотя по-разному понимаемую: на первом курсе как терпение, дисциплина, а на третьем - целеустремленность. На третьем курсе после прохождения практики в войсках курсанты включили в список важное для специалиста по военному управлению качество - «Умение командовать».

Итак, проведенное нами исследование позволило выявить особенности и динамику самооценки компетенциальных способностей у членов учебных и профессиональных групп, определить уровень их профессиональной идентичности (высокий при условии адекватно-высокой константной самооценки). Оно показало, что в ходе знакомства с профессиональной деятельностью, овладения знаниями, навыками и умениями для ее успешного осуществления, при условии постоянного решения профессиональных задач, преобладания внутренней мотивации по освоению и совершенствованию профессиональной деятельности как ценной для себя и значимой для общества происходит трансформация способностей в профессиональную деятельность.

Литература:

1. Кузьмина Е. И. Философско-психологические основания изучения профессиональной идентичности // Военно-профессиональная идентичность: актуальные направления исследования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур "Психологические условия формирования идентичности военнослужащих" (Москва, 25 октября 2017 г.) / Под ред. С.И. Данилова, Л.П. Казаковой. - М.: Военный университет, Школа современных психотехнологий, 2018. С. 17-30.

2. Кузьмина Е. И. Компетенциальные способности - предиктор успешности профессиональной деятельности // Социокультурные проблемы современного человека: Сборник материалов VI международной научной конференции. В 2-х частях /Под ред.

О.А. Шамшиковой, Ю.М. Перевозчиковой, Н.Я.Большуновой. Новосибирск, 2019. Часть 2. С. 3-10.

3. Кузьмина Е. И., Кузьмина З. В. Комплексное исследование самооценки и ценностных ориентаций личности // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2017. № 2. С. 34-39.

4. Кузьмина Е. И., Кузьмина З.В. Методика «Идеал» для определения компетенциальных способностей // Инициативы XXI века. № 1-2. 2017. С. 80-83.

5. Кузьмина З. В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01. М., 1973. 157 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 713с.

7. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х тт. Т.1. М.: Педагогика, 1985. 328 с.

8. Холмогоров В. А., Кузьмина Е.И. Свобода выбора компетенциальных способностей в деловой игре // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. Т. 2 478 с.

ПСИХЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ КАК ЭЛЕМЕНТОВ ИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Матросова А. А., Москва (Россия), магистрант Московского городского педагогического университета, alina-info@bk.ru

Семенов И. Н., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор Московского городского педагогического университета. i_sanov@mail.ru

DOI:

Статья посвящена актуальной в контексте инновационного направления современного человекознания теме изучения лингвистических способностей, как важных элементов человеческого капитала учащихся в школьном образовании, что определяет их интеллектуальное развитие и индивидуальные различия. Новизна статьи определяется тем, что в ней лингвистические способности рассматриваются как интеллектуально-речевые элементы человеческого капитала младших школьников на ранних стадиях их интеллектуально-личностного развития в начальном и дополнительном образовании.

Ключевые слова: лингвистические способности; интеллектуальное развитие; индивидуальные различия; младшие школьники; дополнительное образование; человеческий капитал.

PSYCHLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF GIFTED STUDENTS' LINGUISTIC ABILITIES AS ELEMENTS OF THEIR HUMAN CAPITAL

Matrosova A.A., Moscow (Russia), student in Moscow City Pedagogical University, alina-info@bk.ru

Semenov I.N., Moscow (Russia), Doctor of Psychological Sciences, professor in Moscow City Pedagogical University, i_sanov@mail.ru

The article is devoted to the topic of studying linguistic abilities as important elements of students' human capital in school education, which determines their intellectual development and

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.