Научная статья на тему 'ИДЕИ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ Ю.И. АЙХЕНВАЛЬДА'

ИДЕИ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ Ю.И. АЙХЕНВАЛЬДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Айхенвальд / публицистика / литературная критика / психология творчества / поэзия.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костригин А. А.

Статья посвящена взглядам публициста, литературного критика и литературоведа Ю.И. Айхенвальда (1872-1928) в области психологии творчества. Рассматриваются его очерки, посвященные личности и произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. Анализируются идеи Айхенвальда о психологическом содержании произведений российских поэтов и психологических механизмах поэзии. Обосновывается, что публицистика и литературная критика являются источниками для историко-психологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ Ю.И. АЙХЕНВАЛЬДА»

речевую активность субъекта иноязычного общения, обусловливают воздейственность высказываний и удовлетворенность контактом.

Итак, краткий анализ обозначенной в заголовке статьи проблемы позволил прийти к выводу, что в генезисе понятия «лингвистические способности» можно выделить следующие основные тенденции.

1. Выделение способностей к усвоению иностранного языка как отдельного, специфического свойства личности, не тождественного общей языковой способности к овладению родным языком на ранних этапах онтогенеза.

2. Попытки создания типологий лингвистических способностей, теоретическое описание и эмпирическое исследование их проявлений в учебной деятельности по усвоению иностранного языка.

3. Разработка, уточнение и описание ядерных и периферийных компонентов лингвистических способностей как наиболее противоречивый и дискуссионный вопрос на сегодняшний день.

Литература

1. Беляев Б.В Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М: Просвещение, 1965, 227 с.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь//Собрание сочинений. М: Педагогика, 1982. Т.2. С. 6361.

3. Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход): дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001. 354 с.

4. Магин НС. О некоторых видах способностей к усвоению иностранного языка/Проблемы способностей (ред. В H Мясищев). М, 1962. С. 276-289.

5. Плехов, А.Н. Психология вторичной языковой личности / А.Н. Плехов, В.В. Рыжов. Нижний Новгород, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2008. 235 с.

ИДЕИ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ

Ю.И. АЙХЕНВАЛЬДА

Костригин А. А., Москва (Россия), кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН, artdzen@gmail. com

DOI:

Статья посвящена взглядам публициста, литературного критика и литературоведа Ю.И. Айхенвальда (1872-1928) в области психологии творчества. Рассматриваются его очерки, посвященные личности и произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. Анализируются идеи Айхенвальда о психологическом содержании произведений российских поэтов и психологических механизмах поэзии. Обосновывается, что публицистика и литературная критика являются источниками для историко-психологических исследований.

Ключевые слова: Айхенвальд, публицистика, литературная критика, психология творчества, поэзия.

IDEAS OF THE PSYCHOLOGY OF CREATIVITY IN THE LITERARY CRITICISM OF YU. I. AYKHENVALD

130

Kostrigin A. A., Moscow (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Research Fellow, Institute of Psychology RAS, artdzen@gmail.com

The article is devoted to the views of publicist and literary critic Yu.I. Aykhenvald (18721928) in the field of the psychology of creativity. The article considers his essays on the personality and works of A.S. Pushkin, M.Yu. Lermontov, F.I. Tyutchev. The ideas of Aykhenvald about the psychological content of the works of Russian poets and the psychological mechanisms of poetry are analyzed. It is substantiated that journalism and literary criticism is a source for historical-psychological research.

Keywords: Aykhenvald, journalism, literary criticism, psychology of creativity, poetry.

В развитии российской психологической науки во второй половине XIX - начале XX вв. участвовали не только психологи, философы, богословы, психиатры и педагоги, но и более широкий ряд представителей науки и искусства. Среди последних необходимо отдельно рассматривать группу публицистов и литературных критиков, которые в различных публицистических, образовательных и научных журналах издавали статьи по философии и психологии, анализируя выходившие в то время работы и высказывая собственные идеи. Например, широко известны психологические произведения и взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.С. Мережковского, Н.К. Михайловского и др. [6; 7]. В этот список публицистов, занимавшихся психологическими вопросами, по нашему мнению, необходимо включить и Юлия Исаевича Айхенвальда (1872-1928), чьи психологические идеи еще недостаточно изучены.

Айхенвальд был литературным и театральным критиком, литературоведом, занимался исследованием творчества выдающихся российских писателей и поэтов XIX - начала XX вв. [2; 4]. Кроме этого, в область его интересов входили психология и философия: его выпускная работа в Новороссийском университете была на тему «Эмпиризм Локка и рационализм Лейбница», он был действительным членом и кандидатом в товарищи секретаря Московского психологического общества и сотрудником редакции журнала «Вопросы философии и психологии», публиковал в этом и многих других журналах статьи с обзорами на современную ему зарубежную и российскую философскую и психологическую литературу, анализировал психологические и педагогические идеи выдающихся ученых и мыслителей (Д.С. Милля, Т. Рибо, Г. Спенсера, А. Шопенгауэра, И. Фихте, Н.Я. Грота, В.В. Розанова и др.).

Айхенвальд являлся ярким представителем российской публицистики и литературной критики начала XX в., которая может выступать источником для историко-психологического исследования. Интеллектуальное пространство этого периода, в том числе и в истории отечественной психологии, характеризуется многообразием философских и научных направлений, объединением подходов из разных областей науки и искусства, возникновением междисциплинарных проблем и феноменов. Хотя Айхенвальд не был непосредственно психологом, обращение к его работам позволит реконструировать интерес к психологическим вопросам со стороны представителей других областей знания в начале XX в., а также выделить его специфические психологические идеи в тех областях науки и искусства, которыми он занимался в своей творческой деятельности.

В данной работе будут рассмотрены идеи ученого в сфере психологии литературного творчества, которые он изложил в одном из ключевых своих трудов «Силуэты русских

писателей» [1], посвященном анализу особенностей личности и содержания произведений различных российских писателей и поэтов XIX - начала XX вв. На примере его осмысления трудов выдающихся поэтов будут выделены представления Айхенвальда о психологической сущности литературного творчества (именно поэзии). Проблемы психологии творчества были достаточно актуальными и востребованными для того времени [3].

В «Силуэтах русских писателей» Айхенвальд анализировал произведения множества отечественных поэтов. В рамках этой статьи не представляется возможным рассмотрение всех его литературно-критических очерков, поэтому нами будут выбраны те, в которых ученый высказывал ключевые идеи в отношении сущности литературного творчества, - очерки об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове и Ф.И. Тютчеве.

Айхенвальд считает, что поэт выполняет функцию «эха» - он отражает в своих произведениях явления и смыслы окружающего мира. Эта мысль им раскрывается при анализе творчества А.С. Пушкина: «Он, действительно, эхо мира, послушное и певучее эхо, которое несется из края в край, чтобы страстно откликнуться на все, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре гармонических ответов на все живые голоса, есть нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определенной сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь. Но в одном этом есть уже и нечто по преимуществу поэтическое. Ведь поэзия сама не творит, а только претворяет» [1, с. 30]. По мнению Айхенвальда, творчество является отражением происходящего вокруг, поэт пропускает все через себя и уже художественно изображает свое видение. Более того, поэт ничего нового не придумывает, он именно реконструирует как окружающий мир, так и идеи других мыслителей и поэтов. «Вот отчего Пушкин многому подражал, - даже другим поэтам, обливался слезами над вымыслом; чужое художественное создание само становится природой и входит в общую совокупность явлений, так что и оно родит свой отклик в воздухе пустом. Пушкин вообще не высказывал каких-нибудь первых, оригинальных и поразительных мыслей; он больше отзывался, чем звал. Это именно потому, что он был истинный поэт» [1, с. 30-31]. Как нам представляется, такая направленность поэзии («эхо», «отзыв») демонстрирует психологические механизмы творчества - образное мышление, соединение нескольких элементов, наконец, интуиция. «Свободный духом, царственно-беспечный, он не имел и следа той дискурсивности и пытливости, которая нужна для определенных идей. Не промежуточная работа мысли и даже не наитие внезапных умственных откровений составляли его силу, а непосредственная интуиция, вдохновенное постижение прекрасной сердцевины вещей» [1, с. 31]. На примере Пушкина Айхенвальд показывает истоки творческой деятельности (отражение и художественное выражение) и преобладающие творческие процессы (интуиция и постижение), присущие поэзии.

Частными аспектами поэзии, по мнению Айхенвальда, являются работа со временем и переживание внутренних конфликтов и противоречий. Это им иллюстрируется на примере творчества М.Ю. Лермонтова. Жизненный и творческий путь Лермонтова - это «только драгоценный человеческий осколок, незаконченная жизнь и незаконченная поэзия, какая-то блестящая, но безжалостно укороченная и надорванная нить трудов и дней» [1, с. 195]. Одновременно фигура отечественного поэта представляет собой феномен преждевременности и досрочности. Он «вообще начал говорить и начал жить слишком рано: пока из этой

душевной преждевременности, из этой роковой недозрелости он выбивался на свою настоящую дорогу, пока он блуждал и долго искал себя, дорога пресеклась у подножия Машука. Надо помнить, что юный поэт вполне сознавал досрочность свои переживаний и эта мучительная особенность психического склада угнетала его» [1, с. 195-196]. По характеристике Айхенвальда, в поэзии Лермонтова отражается проблема соответствия возраста и жизненных событий и переживаний, которые формируют личность, ставится вопрос об обязательности и предзаданности «сроков» развития души, периодизации становления личности (в современных психологических терминах).

Обращаясь к другому жизненному аспекту, являющемуся важной темой творчества Лермонтова, Айхенвальд говорит о противоречии жизни, о постоянной борьбе активного и пассивного в человеке. «По всей поэзии Лермонтова переливаются эти две разнородные волны дела и равнодушия, борьбы и отдыха, страсти и усмешки. Это и раздирает его творчество <...>» [1, с. 207]. И в другом месте: «<...> у Лермонтова молитва и преступление, любовь и ненависть находят себе союз, по-видимому, странный и в то же время неразлучный, как это было и в его собственном сердце <...>» [1, с. 208]. Постоянная смена двух состояний является неотъемлемой частью человеческой жизни, что приводит к непрерывному поиску равновесия.

Кроме личностных и социальных феноменов поэзия направлена и на осмысление природы, ее значения для человека. Одним из наиболее ярких поэтов, ставивших в центр своего творчества эту тему, был Ф.И. Тютчев. Айхенвальд отмечает это следующим образом: «Для Тютчева жизнь сердца и жизнь вселенной образует стройное созвучие, великую и вечную рифму» [1, с. 240]. И далее: «Вся жизнь - это рифма к природе» [1, с. 240]. Переплетение бытия человека и бытия природы является важным мотивом литературного творчества. «Это неизменное соответствие духа и природы у Тютчева не придумано, не сочинено, и аналогия является такой естественной и простой, образы и олицетворения как бы приходят сами собой. Для кого природа "не слепок, не бездушный лик", тот чувствует ее в каждом проявлении частного, - между прочим и человеческого, - бытия» [1, с. 240]. Как указывает Айхенвальд, в природе есть как положительное (день), так и отрицательное (ночь). Эти две стороны отражаются и в волнениях человека, причем темное, ночное нас страшит. По мнению Айхенвальда, сам Тютчев приблизился к пониманию ночной и хаотичной ипостаси природы, но полностью в нее не погрузился. «Но характерно для Тютчева, что, познав ночное, хаотическое, мрачное, так далеко приникнув в темную обитель корней и подслушав злое соглашение демонов, он сам остался все-таки лучезарен и чист» [1, с. 238]. Как представляется, здесь присутствует некоторый прообраз психоаналитического осмысления человека, роли природы и биологического в нем, соотношения инстинктов жизни и смерти, а также экзистенциальные мотивы.

Анализируя взгляды Айхенвальда на содержание и особенности поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева, необходимо отметить, что, безусловно, ученый не ставил задачу только психологического осмысления творчества указанных поэтов, но, как указывают исследовали биографии и трудов публициста, его очерки отличаются психологизмом, экспрессией, поиском личностных факторов творчества [2; 4]. Это позволяет использовать его работы в качестве библиографии по изучению истории психологии творчества начала XX в.

Айхенвальд характеризовал творчество поэтов, во-первых, осмысляя психологическое содержание их произведений (развитие личности, личностная зрелость, борьба мотивов

(Лермонтов), единение с природой, биологическое и духовное (Тютчев)) и личностные факторы поэзии (ранняя смерть Лермонтова, отражение и рефлексия событий у Пушкина), а во-вторых, иллюстрируя психологические механизмы поэзии (отражение («эхо») происходящего, образное мышление, интуиция, поиск противоречий жизни и внутреннего конфликта). Идеи Айхенвальда в области психологии творчества выражаются в поиске психологических истоков поэзии конкретных авторов, а также в описании личностных феноменов, участвующих в выборе темы произведения.

Таким образом, литературная критика Айхенвальда открывает для современной истории психологии возможность включения в библиографию изучения истоков психологии творчества и искусства работы литературных критиков, литературоведов, публицистов, а в качестве объекта историко-психологического исследования признать произведения российских поэтов, что было сделано в философии и истории философии уже на рубеже XIX-XX вв. [8] и остается актуальным в настоящее время [5].

Литература

1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. В 3 тт. Т. 1. М.: Научное слово, 1908.

2. Алексеев А.А. Литературно-критическая эссеистика Ю.И. Айхенвальда «Силуэты русских писателей»: Дисс. ... канд. филол. наук. Коломна, 2000.

3. Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1 / Изд.-сост. Б.А. Лезин. Харьков: Ф.-Тип. Михайловского, 1907.

4. Зуев Д.В. «Имманентная критика» Ю.И. Айхенвальда доэмигрантского периода: проблема писателя и читателя: Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2006.

5. Поэзия как жанр русской философии: антология / Сост. И.Н. Сиземская. М.: ИФРАН, 2007.

6. Теплов Б.М. Психологические взгляды В.Г. Белинского // Советская педагогика. 1948. № 5. С. 38-60.

7. Теплов Б.М. Психологические взгляды Герцена // Избранные труды. В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1985. С. 199-217.

8. Философские течения русской поэзии / Сост. П. Перцов. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1896.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кузьмина Е. И., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской федерации, kuzminael 1@yandex.ru Кузьмина З. В., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент

DOI:

Приводятся теоретико-методологические основания и результаты экспериментального исследования самооценки компетенциальных способностей в учебных и профессиональных группах, которые доказывают, что в ходе обучения в Вузе и профессиональной подготовки в подразделениях происходит трансформация способностей в профессиональную деятельность. Общегрупповые списки компетенциальных способностей, выявленные с помощью авторских

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.