Научная статья на тему 'ПСИХЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ КАК ЭЛЕМЕНТОВ ИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

ПСИХЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ КАК ЭЛЕМЕНТОВ ИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвистические способности / интеллектуальное развитие / индивидуальные различия / младшие школьники / дополнительное образование / человеческий капитал.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матросова А. А., Семенов И. Н.

Статья посвящена актуальной в контексте инновационного направления современного человекознания теме изучения лингвистических способностей, как важных элементов человеческого капитала учащихся в школьном образовании, что определяет их интеллектуальное развитие и индивидуальные различия. Новизна статьи определяется тем, что в ней лингвистические способности рассматриваются как интеллектуально-речевые элементы человеческого капитала младших школьников на ранних стадиях их интеллектуально-личностного развития в начальном и дополнительном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ КАК ЭЛЕМЕНТОВ ИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

О.А. Шамшиковой, Ю.М. Перевозчиковой, Н.Я.Большуновой. Новосибирск, 2019. Часть 2. С. 3-10.

3. Кузьмина Е. И., Кузьмина З. В. Комплексное исследование самооценки и ценностных ориентаций личности // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2017. № 2. С. 34-39.

4. Кузьмина Е. И., Кузьмина З.В. Методика «Идеал» для определения компетенциальных способностей // Инициативы XXI века. № 1-2. 2017. С. 80-83.

5. Кузьмина З. В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01. М., 1973. 157 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 713с.

7. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х тт. Т.1. М.: Педагогика, 1985. 328 с.

8. Холмогоров В. А., Кузьмина Е.И. Свобода выбора компетенциальных способностей в деловой игре // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. Т. 2 478 с.

ПСИХЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ КАК ЭЛЕМЕНТОВ ИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Матросова А. А., Москва (Россия), магистрант Московского городского педагогического университета, alina-info@bk.ru

Семенов И. Н., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор Московского городского педагогического университета. i_sanov@mail.ru

DOI:

Статья посвящена актуальной в контексте инновационного направления современного человекознания теме изучения лингвистических способностей, как важных элементов человеческого капитала учащихся в школьном образовании, что определяет их интеллектуальное развитие и индивидуальные различия. Новизна статьи определяется тем, что в ней лингвистические способности рассматриваются как интеллектуально-речевые элементы человеческого капитала младших школьников на ранних стадиях их интеллектуально-личностного развития в начальном и дополнительном образовании.

Ключевые слова: лингвистические способности; интеллектуальное развитие; индивидуальные различия; младшие школьники; дополнительное образование; человеческий капитал.

PSYCHLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF GIFTED STUDENTS' LINGUISTIC ABILITIES AS ELEMENTS OF THEIR HUMAN CAPITAL

Matrosova A.A., Moscow (Russia), student in Moscow City Pedagogical University, alina-info@bk.ru

Semenov I.N., Moscow (Russia), Doctor of Psychological Sciences, professor in Moscow City Pedagogical University, i_sanov@mail.ru

The article is devoted to the topic of studying linguistic abilities as important elements of students' human capital in school education, which determines their intellectual development and

138

individual differences, which is relevant in the context of the innovative direction of modern human studies. The novelty of the article is determined by the fact that linguistic abilities are considered as intellectual and speech elements of the human capital of primary school students at the early stages of their intellectual and personal development in primary and additional education. Keywords: linguistic abilities; intellectual development; individual differences; primary school students; additional education; human capital.

В одном из самых известных трудов Б.М. Теплова «Ум полководца» [8, Т. 1. С. 223305] при психологическом анализе одаренности [8, Т.1, с. 5-41] или - говоря актуальными понятиями современного человекознания - человеческого капитала [6] военачальников им отмечается: большинство из них обладали обширной образованностью, в т. ч. владели не одним иностранным языком, что свидетельствовало об их лингвистических способностях. Они в русле дифференциальной психологии Б.М. Теплова [8, Т. 2] стали предметом специального изучения в теоретико-экспериментальных исследованиях его научной школы и последователей М.К. Кабардова, О.С. Зорькиной и др. [2; 3]. Учет их достижений имеет важное значение для развития лингвистической культуры современного человека, включенного в многоязычную коммуникацию в профессиональной деятельности и социокультурном общении в современном социуме. Психолого-педагогическое обеспечение этого развития речевой культуры ведется в нескольких направлениях (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Ждан, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.Н. Ушакова и др.). Одним из них является рефлексивно-психологическое изучение мыслительных и речевых способностей как компонентов человеческого капитала [1; 6; 7]. В рамках этого инновационного подхода нами ведется психолого-педагогическое исследование лингвистических способностей (при усвоении английского языка) как важных элементов человеческого капитала учащихся в школьном образовании, что определяет их интеллектуальное развитие и индивидуальные различия. В продолжение традиции изучения в школе Б.М. Теплова [8] индивидуальных различий школьников в обучении (Э.А. Голубева, М.К. Кабардов, Б.Б. Коссов, Н.С. Лейтес, А.К. Осницкий и др.) обратимся к изучению проблемы индивидуальных различий школьников на материале их лингвистических способностей. Новизна настоящей статьи состоит в том, в отличие от изучения творческих ресурсов [7] и речи как компонента становления общей культуры молодежи [1] в научной школе рефлексивной психологии развития творчества - в русле перехода в ней к анализу дискурсивного мышления - нами предпринято исследование лингвистических способностей как интеллектуально-речевого элемента человеческого капитала [6] младших школьников на ранних стадиях их интеллектуально-личностного развития в начальном и дополнительном среднем образовании.

Лингвистические способности являются актуальным предметом психолого-педагогического исследования в структуре современной психологической науки и образовательной практики. Проблема развития способностей - это изучение зависимости успешности овладения каким-либо видом деятельности от индивидуальных особенностей личности и создание психолого-педагогических условий для их формирования и активизации. Учебные способности у школьников проявляются в большей восприимчивости к изучаемому предмету, в легкости усвоения учебного материала и, как правило, в более высоком уровне достижений по данной дисциплине. Изучение проблемы способностей является особенно

актуальным для современной общеобразовательной школе, где, как объем материала, так и набор учебных предметов в школьных программах до сих пор не дифференцируются в зависимости от типа склонностей и индивидуальных различий, а также видов и уровней их развития у детей.

Однако, в современных сложных условиях цифровизации социума и в период пандемии коронавируса дистанционное обучение влечет за собой дефицит общения учащихся с преподавателями и одноклассниками, что негативно сказывается на формировании и развитии способностей, в т. ч. лингвистических. Нельзя упускать тот факт, что детям младшего школьного возраста особенно тяжело может даваться переход к дистанционному обучению в связи с тем, что им сложнее сохранять концентрацию внимания в процессе учения в течение долгого времени, сидя перед компьютером. Соответственно, необходимо выявить и изучить особенности развития лингвистических способностей младших школьников как ментальных ресурсов развития их общения и мышления, в том числе как элементов их человеческого капитала [6], накапливаемого в процессе образования в условиях дистанционного обучения, что определяет актуальность настоящего исследования.

В процессе обучения у учащихся формируются предметно-знаниевые компетенции, которые впоследствии являются элементами мировоззрения и мировосприятия личности [1]. Их накопление в процессе непрерывного образования и актуализация в ситуациях учебной и профессиональной деятельности обеспечивается психолого-педагогическими психотехнологиями диагностики одаренности и способностей, знаний и компетенций. Проведенный анализ историко-научных предпосылок (И.А. Зимняя, М.К. Кабардов, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова и др.) нашего исследования позволил сформулировать его проблему: в настоящее время недостаточно изучены особенности развития лингвистических способностей младших школьников в условиях дистанционного обучения и, как следствие, не разработаны соответствующие и необходимые методы обучения, в то время как обучение иностранному языку на базе дополнительного образования проводится в формате дистанционного обучения на протяжении долгого времени. Таким образом, актуальность проблемы обусловлена как необходимостью изучения и выявления возрастных и психологических особенностей развития лингвистических способностей в современных условиях дистанционного обучения и в контексте развития человеческого капитала учащихся, так и востребованностью результатов такого рода исследований в педагогической практике обучения иностранному языку на ранних этапах современного непрерывного профессионального образования. Отсюда цель исследования - выявление психологических особенностей развития лингвистических способностей младших школьников в современных условиях дистанционного образования и, как следствие, определение эффективности методов экспериментального изучения особенностей развития лингвистических способностей учащихся младшего школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных различий в современных социокультурных условиях цифровизации образования. Выделенные Б.М. Тепловым [8, Т. 1] психогенетические и психофизиологические задатки, выявляющиеся в дошкольном возрасте, составляют природную базу проявлений как того или иного вида одаренности, так и одновременно -натуральных предпосылок последующего развития человеческого капитала. Семейное и

дошкольное воспитание стимулирует их проявление и ведет к обнаружению способностей в младшем школьном возрасте, которые относятся к элементам человеческого капитала [6].

Теоретической предпосылкой психолого-педагогического исследования развития лингвистических способностей школьника является анализ их психологической природы. Лингвистические способности относят к специальным (наряду с музыкальными, логико-математическими, техническими, литературными, художественно-творческими, спортивными и др.), которые проявляются в конкретных видах деятельности. И.А. Зимняя и М.К. Кабардов определяют лингвистические способности как личностно-психологические специфические черты индивида, опосредованные свободным приобретением лингвистических знаний, обеспечивающие темп и степень овладения языковым материалом, а также успешность применения его в актах коммуникации. Традиционно лингвистические способности разделяют [2; 3; 5] на речевые (коммуникативные) и собственно языковые, которые в свою очередь, дифференцируются - согласно иерархическому строению языка - на фонетическую, лексическую, грамматическую. Причем, каждая из этих способностей имеет сложную структуру, включающую в себя базовые компоненты: общий (интеллектуальный) и специальный (языковой). Все иноязычно-речевые способности находятся во взаимодействии и взаимозависимости и образуют единое целое. Так, М. К. Кабардов [3] выделяет десять составляющих этих способностей, из которых четыре связаны с владением основными аспектами языка (способности: фонетические, лексические, грамматические и стилистические), четыре - с речевыми процессами (способности: слушания, говорения, чтения, письма), а два являются основными или центральными способностями (иноязычное мышление и чувство языка). Вопрос о наличии или отсутствии у конкретного человека лингвистических способностей неоднозначен. Большинство методистов и психологов открыто говорят, что механизм усвоения языка окончательно не раскрыт, поскольку он достаточно сложный. Однако известно, что преимущество в изучении языка дают: 1) хорошая слуховая дифференциальная чувствительность, т.е. способность различать звуки и их оттенки, узнавать их в потоке речи и их имитация; 2) достаточный объем памяти; 3) словесно-логическое мышление.

При обсуждении вопросов развития способностей детей необходимо заметить, что его существенным этапом является появление так называемой готовности к обучению. Это -благоприятный период для усвоения знаний, в процессе которого происходит формирование способностей, обнаруживающих внушительные возможности для эффективного последующего учения и его совершенствования. Лингвистические способности, которые проявляются в процессе обучения, выражаются в знании языка и в качестве содержания речи. Знание языка подразумевает владение грамматической, лексической, морфологической, стилистической и другими сторонами языка. Уровень владения речью включает в себя степень умений и навыков восприятия речи на слух, собственно говорение, эффективность коммуникации и гармоничное взаимодействие ее участников. Установленные в психолингвистике эмпирические данные свидетельствуют о том, что для успешного освоения речи требуется своевременное активное воздействие на определенные системы. При недостаточности стимулирования этих процессов в речевой деятельности они будут тормозиться. Возрастные характеристики человека также определяют интенсивность развития его языковых способностей (с увеличением возраста постепенно ослабевают языковые

способности). Наиболее интенсивное их проявление (сензитивные периоды) наблюдается в начале жизни и в 10-12 лет. С учетом этих возрастных особенностей и индивидуальных различий младших школьников нами на основе достижений психологической школы Б.М. Теплова [2; 4; 7; 8] и современной педагогики [1; 3; 5 и др.] разработана и апробируется программа диагностики и развития (в начальных классах с преподаванием на английском языке) лингвистических способностей детей - как ранних элементов их человеческого капитала [6] - в современных условиях пандемии и дистанционного образования в контексте цифровизации образования.

Литература

1. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной культуры речи как способ нравственного воспитания учащейся молодежи // Известия АПСН. Т. Х1У. М.: РАО-АПСН, 2010.

2. Зорькина О.С. Современный анализ лингвистических способностей в традиции личностно-деятельностного подхода // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Новосибирск: НГУ, 2017. С. 144-149.

3. Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности // Способности и склонности. М.: 1989. С. 103-128.

4. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1985. №1. С. 9-18.

5. Румянцева М. В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 188 с.

6. Семенов И.Н. Панорама и тенденции рефлексивной психологии развития творчества и ментальных ресурсов человеческого капитала // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред. А.Л. Журавлев и др. М.: ИП РАН, 2020. С. 104-112.

7. Семенов И.Н., Туровцев Н.В. Типология профессионально-творческих ресурсов человека в дифференциальной психологии способностей Б.М. Теплова // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. / Под ред. М.К. Кабардова, А.К. Осницкого. 2017. С. 151-155.

8. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1985 В 2-х т. Т. 1. 329 с.; Т. 2. 360 с.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: СПОСОБНОСТИ, ЛИЧНОСТЬ,

ТВОРЧЕСТВО

Петухова И. А., Москва (Россия), кандидат психологических наук, профессор, профессор кафедры Общей психологии, Институт психологии им. Л.С. Выготского. Российский государственный гуманитарный университет, iapt@mail.ru

Б01:

Анализируется проблема развития профессиональных способностей преподавателя в избранной им деятельности. В качестве методологической основы избрана общепсихологическая теория деятельности и сформулированные Б.М. Тепловым положения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.