Научная статья на тему 'НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА» У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ'

НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА» У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структура характера / сигнальные системы / переключение / реверсивная теория / способности / воспитание.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аминов Н. А., Осадчева И. И.

В докладе сделана попытка исследования условий формирования характеров учащихся. Согласно теориям И.П.Павлова и М. Аптера, характер формируется в процессе взаимоотношений людей, в процессе воспитания и образования, и имеет структуру, состоящую из трех главных компонентов: когнитивный, моторный и аффективный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аминов Н. А., Осадчева И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА» У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

Раздел 3. Биологические основы индивидуальности: современные представления о типах ВНД человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности

НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА» У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аминов Н. А., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, aminovpirao@yandex.ru

Осадчева И. И., Москва (Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, irinaosadcheva@yandex.ru.

DOI:

В докладе сделана попытка исследования условий формирования характеров учащихся. Согласно теориям И.П.Павлова и М. Аптера, характер формируется в процессе взаимоотношений людей, в процессе воспитания и образования, и имеет структуру, состоящую из трех главных компонентов: когнитивный, моторный и аффективный.

Ключевые слова: структура характера, сигнальные системы, переключение, реверсивная теория, способности, воспитание.

NEW APPROACH TO RESEARCH OF CONDITIONS OF FORMATION OF "HUMAN CHARACTER" IN SCHOOLCHILDREN AND STUDENTSIN THE PROCESS OF

EDUCATION AND UPBRINGING

Aminov N. A. Moscow (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, aminovpirao@yandex.ru

Osadcheva I. I. Moscow (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, irinaosadcheva@yandex.ru

The report attempts to study the conditions for the formation of the characters of students. According to the theories of I.P. Pavlov and M. Apter, character is formed in the process of human relations, in the process of education and education, and has a structure consisting of three main components: cognitive, motor and affective.

Keywords: character structure, signal systems, switching, reversible theory, abilities, education.

В соответствии с традициями лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ФГБНУ «Психологического института РАО», предприняты исследования, позволяющие представить структуру человеческих характеров. Опираясь на природу

характера, описанную отечественными и зарубежными учеными, мы разработали новый подход к определению компонентов человеческого характера.

С.Л. Рубинштейн писал, что «вопрос о характере - это, прежде всего вопрос об общем строении личности. Характер - это единство личности, опосредующее все ее поведение» [7, с. 225]. Эволюция его же взглядов на природу характера описана в более поздней работе «Принципы и пути развития психологии»: «Исследование характера и его формирования, до сих пор мало продвинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой проблеме - проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспитательной работы по формированию характера. Исходное здесь - отбор и прививка надлежащих мотивов путем их генерализации и стереотипизации, перехода в привычки. Истоки характера человека и ключ к его формированию - в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку - это и есть личностная черта характера в его генезисе» [7, с. 236].

Мы детально цитируем выдающегося психолога для того, что привлечь внимание к актуальности изучения формирования характера человека, который определяется образом жизни, поступками, побуждениями, чувствами, мотивами, т.е. всем тем, что формирует судьбу человека, выстраивает линию личностной успешности, индивидуальных достижений, профессиональной эффективности, способствует раскрытию способностей и таланта или наоборот, ведет к проблемам в отношениях, к неудовлетворенности жизнью, блокирует раскрытие способностей. Все это важно при решении проблем образования и воспитания.

В современном мире принято считать, что характер определяется устойчивостью, последовательностью в действиях и поступках человека, т.е. его привычками. Однако, при таком подходе сложно объяснить неожиданные противоположные действия, поступки, которые совершает, например, школьник или учитель, резко меняя отношение к чему-либо. Допустим, учитель длительное время поддерживает ученика, но вдруг меняет к нему отношение чувствует сильное раздражение и даже желание наказать. Почему происходит резкое изменение поведения у педагога? Или почему благополучный ученик вдруг берет ружье и расстреливает своих сверстников и педагогов? Учащийся совершает поступки, неожиданные для него самого и для других людей, почему?

Для ответа на подобные вопросы мы выявили компоненты характера, способствующие изменению поведения и неожиданным поступкам человека, разработали структуру характера, которая основывается на исследованиях мастеров отечественной психологии и психофизиологии и учитывает новаторские подходы английской психологии.

Еще И.П. Павлов метко определял характер как сплав конституции и жизненных обстоятельств. Вероятно, интерес к проявлению человеческих характеров (в отличии от рефлексов животных) послужил для него толчком к пересмотру концепции ВНД, когда для объяснения особенностей поведения, он рассмотрел новую характеристику ВНД -«переключаемость». К тому же, представления Л.С. Выготского о развитии высших психических функций (далее ВПФ), смысловом и системном строении сознания направили исследования мозговой организации А.Р. Лурия. Результаты исследований позволили А.Р. Лурия построить теорию системной динамической локализации ВПФ, объяснить

формирование функциональных связей для решение определенных задач и их распад после достижения цели. Таким образом, идеи И.П. Павлова, Л.С. Выготского, А.А. Ухтомского получили подтверждение в экспериментальных работах А.Р. Лурия, объясняющих поведение человека на уровне мозговой организации [3, 4, 5, 6].

Около полувека (46 лет) после смерти И.П. Павлова ученые не говорили об изменении теории ВНД человека, которая объясняла последовательность реакций. Однако, эта последовательность может быть, а может и не быть и, более того, в определенные моменты поведение и реакции человека могут быть абсолютно парадоксальными, т.е. из одного состояния очень быстро он может переключиться на противоположное.

Объяснение природы такого переключения, отмеченные И.П. Павловым в начале ХХ века, было осуществлено британскими психологами в конце ХХ века, которые разработали реверсированную теорию мотивации, известную как «теория реверсивности» (reversaltheory), основные идеи которой были сформулированы в середине 70-х годов психологами К. Смитом и М. Аптером. Теория представляет собой общепсихологический подход, интегрирующий данные разных областей психологии, описывает и анализирует переживания и поведение людей в повседневной жизни, объясняет внезапное изменение поведение за счет чего достигается внутренняя устойчивость. Реверсивная теория мотивации Майкла Дж. Аптера (сейчас чаще всего так называется) строится на основе динамической характеристики личности, которая постоянно изменяется, находится в движении. Взаимодействие человека с внешней средой осуществляется в рамках альтернативных систем и в каждый момент времени действует только одна система из пары противоположных. Альтернативных систем всего четыре, каждая система имеет пару противоположных мотивационных состояний и в любой момент активно бывает только одно состояние из этих четырех пар. Периодически в каждой паре происходит переключение ментальных состояний на противоположное. Одновременно противоположные состояния в паре не могут быть, потому что каждое состояние имеет свое виденье мира, свои ценностные ориентации, свои мотивы, которые абсолютно несовместимы между собой.

Например, в паре «целевое состояние - парацелевое состояние», человек нацелен либо на цель, ее достижение, либо на деятельность, в процессе которой человек получает удовольствие и наслаждение. Регулярно психологами упускается из вида, что цель становится вспомогательной, а деятельность по ее достижению - приоритетной. (Хотя чаще в психологии рассматривается приоритетность цели, а процесс ее достижения является вспомогательным). Базовая ценность в целевом состоянии-достижение, в парацелевом состоянии-удовольствие.

В паре «конформистское состояние - негативистское состояние» человек склонен либо соблюдать правила, которые организуют жизнь, наделяют ее смыслом, он адаптивен к разным ситуациям, ожиданиям, либо правила рассматриваются им как ограничения и нарушения свободы, что вызывает желание освободиться, поступить по-своему, совершать действия вопреки ожиданиям других, бунтовать, упрямится. Базовая ценность конформистского состояния - обязанности, в негативистском состоянии - ценность свободы.

Третья пара характеризует взаимодействия между людьми и составляет: «состояние господства - состояние сопереживания», в первом случаечеловек стремиться держать под контролем людей, задачи, идеи и т.п., все, что дает ощущения своей силы, значимости, иногда слабости, некомпетентности. Во втором состоянии проявляется забота, желание близких

отношений, опеки, что дает ощущение близости и признания со стороны других. Базовая ценность состояния господства - власть, в состоянии сопереживания - любовь.

В паре «аутоцентрическое состояние - аллоцентрическое состояние» представлены отношения к тому что и для чего человек делает, либо для себя (карьера, репутация, деньги и т.п.), либо для других, которых считает важнее себя (дети, родители, команда, друзья и т.д.), стремиться принести пользу другим и получить удовольствие от успеха других людей. Базовая ценность аутоцентрического состояния - индивидуализм, базовая ценность аллоцентрического состояния - трансцендентность (выход за пределы себя).

На наш взгляд реверсивная теория мотивации, в основе имеющую простую структуру из четырех элементов, является одной из сложнейших теорий, объясняющих изменения поведения личности и разнообразие человеческих предпочтений. Благодаря данной структуре Майкл Аптер предположил, что эти изменения лежат в основе характера, поскольку определяют индивидуальное восприятие реальности и индивидуальный способ действий. Таким образом, с помощью новой теории мотивации М. Аптер не только объяснил резкое изменение поведения человека, фактически описав 8 характеров, но и с помощью объективных психофизиологических методов обнаружил такой значимый показатель как переключаемость. И если теория И.П. Павлова строилась на универсальном принципе переключений - обусловливания (формирование условно-рефлекторных реакций), то реверсивная теория предлагает и новый уровень психологического анализа (метамотивационный) и новый принцип переключения - метамотивационная обратимость или реверсия. [2]. Следует подчеркнуть, что принцип переключения вытекает из принципа единства противоположностей, когда изменения человеческой природы вызывается внутренними противоречиями.

Физиолог И.П. Павлов рассматривал два базовых состояния восприятия реальности, описанных им в концепции о сигнальных системах, т.е. мир воспринимается человеком либо целостно (художественный темперамент и преобладание I сигнальной системы), либо дробно ^мыслительный темперамент при доминировании II сигнальной системы [1].

В отличии от И.П. Павлова, М. Аптер рассматривает четыре базовых состояния, которые определяются не только восприятием реальности, но еще и аффективным сопровождением, различными эмоциональными переживаниями. Исходя из этого, мы можем говорить о существовании 8-и состояний, связанных, в том числе и с различием сигнальных систем. Таким образом, М. Аптер ввел еще два дополнительных компонента: это действия человека по отношении к чему/кому- либо и аффективное реагирование на что-то/кого-то.

На наш взгляд реверсивная теория мотивации совпадает с учением И.П. Павлова, частью дополняет его и расширяет. Данное совпадение дало нам основание выделить структуру характера, состоящую из трех элементов:

1) восприятие мира (целостное-дробное или абстрактное-конкретное);

2) действия, поступки (произвольные или автоматизированные);

3) аффективное реагирование.

Таким образом, если И.П. Павлов построил теорию только на одном компоненте -когнитивном (влияние первой или второй сигнальной системы) и экспериментально подтвердил существование сигнальных систем, то М. Аптер в реверсивной теории мотивации выявил и описал три компонента - когнитивный, моторный и аффективный, а наши

исследования школьников и студентов экспериментально подтвердили гипотезу М. Аптера. Мы в своих исследованиях выявили наличие и влияние на особенности поведения моторного и аффективного компонентов. Результаты, полученные с помощью психологических тестов, показателей КГР, теппинг-теста, измерением ЧСС показали проявления произвольности /автоматизированности в действиях и аффективное воздействие в процессе обучения.

Полученные результаты дают нам основание представить новый подход к определению структуры характера, который мы определяем как фильтр человеческих отношений. Коротко коснемся в данном контексте каждого элемента характера:

1. Восприятие мира психастеником и восприятие мира истериком отличаются. Так, психастеники склонны уходить от общения, избирательны в контактах, а истерики нуждаются в общении и имеют многочисленные, но поверхностные контакты.

2. Выполнение человеком действий и совершение поступков от произвольных и контролируемых (в т.ч. с помощью внутренней речи) до автоматизма, а его реакции на ситуацию от импульсивности (непроизвольные реакции) до заторможенности и оцепенения.

3. Аффективные переживания или осознаются, или вытесняются (особенно это касается переживаний тревоги, страха, агрессии) или переносятся на других людей, вплоть до катастрофических последствий (расстрелы и насилие).

Все это особенно актуально и необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания детей. Знание педагогом особенностей характера учащегося и понимание состояния, в котором в данный момент времени находится ребенок, дает надежду на применение эффективных форм воспитания. Так, если ребенок находится, например, в состоянии хулиганства, то он никогда не выполнит требования педагога, а если находится в состоянии конформизма, то спокойно сделает все, что ему приказывают. И когда педагог дождется «рабочего состояния», выберет нужное время для эффективного воздействия, то сможет добиться формирования эффективного характера у школьника. Поскольку характер ребенка влияет на развитие его интеллекта, на способ мышления, на организацию деятельности, то добиться поставленной цели и реализовать свои способности, вопреки личному несовершенству и внешним обстоятельствам, он может благодаря пластичному или эффективному поведению. Абрахам Маслоу, основатель гуманистической психологии, полагал, что первый признак одаренности у высокоорганизованных людей - это умение понимать суть ожиданий от партнера. Следовательно, подход к характеру, как фильтру человеческих отношений, имеющему трехмерную структуру, по нашему мнению, не только позволяет улучшить классификацию человеческих характеров и дает основание к разработке новой классификации, но и дает основание разработать эффективную теорию социального воздействия в процессе обучения и воспитания.

Литература

1. Аминов Н.А., Блохина Л.Н., Осадчева И.И. Преобладание сигнальных систем и типы личности (по И.П.Павлову). Мир психологии, 2019, № 2 с. 283-296.

2. Аптер М. За пределами черт личности: реверсивная теория мотивации. МПП «Медиа». Луцк, 2004, 111 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991, 480 с.

4. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. II. Нейропсихологиченский

анализ сознательной деятельности. М.: Педагогика, 1970, 496 с.

5. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений. [т. 1-6] Акад. наук СССР. Изд. 2-е, доп. М.;

Л.: АН СССР, 1951-1952.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Издательство АСТ, 2020. 960 с.

(Наследие эпох).

7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. 536 с.

ВЛИЯНИЕ МЕТОДА АУДИО РЕЛАКСАЦИИ НА СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕСТОВЫХ ДАННЫХ И С УЧЕТОМ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭЭГ

Ахметханова А. О., Казань (Россия), ассистент, кафедра Возрастной психологии и психофизиологии Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова

Макаренко Т. Г., Казань (Россия), доцент, кафедры Возрастной психологии и психофизиологии Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, makarenkotg@yandex.ru

Григорьева О. В., Казань (Россия), доцент кафедры Возрастной психологии и психофизиологии Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова,

DOI:

Для диагностики эмоциональных реакций необходимо использовать комплекс показателей суммарной активности мозга (ЭЭГ). Метод аудио релаксации стабилизирует психоэмоциональное состояние, что регистрируется стандартным тестом - самоотчетом. Снижается тревожность, агрессивность, ригидность до низких значений. Мужчины более восприимчивы к воздействию аудио релаксации.

Ключевые слова: метод аудио релаксации, электроэнцефалограмма, альфа ритм, бета-ритм, личностная тревожность, ситуативная тревожность, снижение агрессии, регидность, фрустрация.

EFFECTS OF AUDIO RELAXATION ON REDUCING ANXIETY IN MEN AND WOMEN USING TEST DATA AND TAKING INTO ACCOUNT EEG INDICATORS

Akhmetkhanova A. O., Kazan (Russia), Assistant, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasova.

Makarenko T. G., Kazan (Russia), Associate Professor of the Department of Developmental Psychology and Psychophysiology, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasova, makarenkotg@yandex.ru

Grigorieva O. V., Kazan (Russia), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology and Psychophysiology, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasova.

To diagnose emotional reactions, it is necessary to use a set of indicators of total brain activity (EEG). The method of audio relaxation stabilizes the psycho-emotional state, which is recorded by a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.