Научная статья на тему 'Типологические особенности специальных педагогических способностей при дистанционном обучении'

Типологические особенности специальных педагогических способностей при дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальные педагогические способности при дистанционном обучении / тревожность / мыслительный темперамент / социальный интеллект / слабость нервной системы. / special pedagogical abilities in remote learning / anxiety / thought temperament / social intellect / weakness of the nervous system

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аминов Николай Александрович, Осадчева Ирина Игоревна

В статье рассматривается симптомокомплекс, влияющий на формирование специальных педагогических способностей. В этот комплекс вошли: типологические свойства нервной системы – ее слабости, высокий уровень развития социального интеллекта и социальной рефлексии. Обнаруженная сопряженность типологических параметров с компонентами педагогических способностей способствует обязательному использованию психологического и психофизиологического анализа специальных педагогических способностей, что особенно важно при проведении дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аминов Николай Александрович, Осадчева Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL FEATURES OF SPECIAL PEDAGOGICAL ABILITIES IN REMOTE LEARNINGN

The article considers the symptom complex that affects the formation of special pedagogical abilities. This complex includes: typological properties of the nervous system its weaknesses, high level of development of social intelligence and social reflection. The detected interfacing of typological parameters with components of pedagogical abilities contributes to the mandatory use of psychological and psychophysiological analysis of special pedagogical abilities, which is especially important in remote education

Текст научной работы на тему «Типологические особенности специальных педагогических способностей при дистанционном обучении»

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Аминов Николай Александрович (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: aminovpirao@yandex.ru_

Осадчева Ирина Игоревна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: irinaosad-cheva@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается симптомокомплекс, влияющий на формирование специальных педагогических способностей. В этот комплекс вошли: типологические свойства нервной системы — ее слабости, высокий уровень развития социального интеллекта и социальной рефлексии. Обнаруженная сопряженность типологических параметров с компонентами педагогических способностей способствует обязательному использованию психологического и психофизиологического анализа специальных педагогических способностей, что особенно важно при проведении дистанционного обучения.

Ключевые слова: специальные педагогические способности при дистанционном обучении, тревожность, мыслительный темперамент, социальный интеллект, слабость нервной системы.

TYPOLOGICAL FEATURES OF SPECIAL PEDAGOGICAL ABILITIES

IN REMOTE LEARNINGN

Aminov Nikolai Alexandrovitch (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: aminovpirao@yandex.ru

Osadcheva Irina Igorevna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, senior researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: irinaosadcheva@yandex.ru

Abstract. The article considers the symptom complex that affects the formation of special pedagogical abilities. This complex includes: typological properties of the nervous system - its weaknesses, high level of development of social intelligence and social reflection. The detected interfacing of typological parameters with components of pedagogical abilities contributes to the mandatory use of psychological and psychophysiological analysis of special pedagogical abilities, which is especially important in remote education.

Keywords: special pedagogical abilities in remote learning, anxiety, thought temperament, social intellect, weakness of the nervous system.

Проблема психодиагностики и психокоррекции педагогических способностей школьников и студентов приобретает особую актуальность в связи с активной реализацией технологии дистанционного обучения. Специальных исследований оценки эффективности организации профессиональной ориентации для работы педагогом в формате дистанционного обучения не проводилось. Отсутствие системы психодиагностики специальных педагогических способностей при приеме в образовательные учреждения с педагогическим уклоном, отсутствие контроля уровня развития способностей на протяжении обучения порождает ряд проблем качества педагогической работы при дистанционном обучении в стране в целом.

Педагогические способности относятся к классу специальных способностей, необходимых для успешного выполнения соответствующих видов деятельности. Согласно концепции педагогического мастерства, предложенной Н.В. Кузьминой, эффективность решения педагогических задач предполагает наличие у педагога определенного уровня развития социально-перцептивных умений:

1) способности распознавать состояния других людей (чувства эмпатии);

2) способности оценивать альтернативные линии своего поведения и выбор действий, адекватных ожиданиям другого человека (чувства такта);

3) способности к контролю избранной линии поведения по отношению к другому (чувства причастности) [4].

Более высокая степень развития педагогического мастерства в современных реалиях предопределяется в том числе и дистанционным обучением.

Гипотезой нашего исследования стало предположение, что у школьников и студентов с более выраженными педагогическими способностями должны обнаруживаться не только более высокий уровень социально-перцептивных умений, но и большая социальная компетентность в сфере прогноза развития межличностных отношений, организации общения, установление и поддержание доверительных отношений, то есть общительности (по Б.Н. Ананьеву) [7], которая приобретает новые черты в формате дистанционного обучения.

В литературе имеются данные о связи индивидуальных различий в общительности с особенностями физиологической реактивности (по КГР): так, у одних и тех же детей в возрасте 12 и 17 лет были обнаружены различия: а) в росте неспецифической реактивности (по силе физиологических ответов); б) в росте избирательности реактивности (увеличение различий в стиле ответов на эмоционально значимые и нейтральные стимулы). Эти различия предвосхищали психологические изменения по широте и уровню общительности. Испытуемые с низкой реактивностью (по КГР) оказались более беспокойные, эмоционально-нестабильные и менее общительные, чем испытуемые с более реактивной КГР [3, 5, 7].

Основной задачей нашего исследования стал поиск типологических коррелятов индивидуальных различий в общительности как одного из важнейших компонентов педагогических способностей.

Для решения экспериментальной задачи были обследованы школьники и студенты-лингвисты из Москвы, студенты-психологи из гг. Королев (Московская обл.) и Владивосток. (Общая выборка — 137 чел.). Обследование проводилось в два этапа.

На первом этапе у школьников определялись: а) степень значимости самоутверждения в сфере межличностных отношений; б) успешность в сфере взаимодействия с другими людьми и удовлетворенность отношениями; в) уровень сформированности социально-перцептивных умений. Использованные методики включали: 1) шкалу Спил-бергера—Ханина для измерения тревожности: субъективных ощущений напряжения, беспокойства, опасений, связанных с межличностными проблемами; 2) детский вариант опросника Кеттелла для определения субъективной оценки опыта реализации потребности в общении и удовлетворенностью опытом межличностных отношений; 3) два субтеста Векслера — «Недостающие детали» и «Последовательные картинки» — для оценки социально-перспективных умений: наблюдательности и понимания причин поведения людей в процессе межличностного взаимодействия.

На втором этапе эксперимента в соответствии с моделью педагогического мастерства была создана «методика ролевого тренинга», специально оценивающая степень сформи-рованности сложных умений: конструктивных, организаторских, коммуникативных [2]. По результатам обследования были выявлены две крайние группы испытуемых, сходных по уровню тревоги и различающиеся по уровню развития социального интеллекта. В первую группу вошли высокотревожные учащиеся с высоким уровнем развития социального интеллекта, во вторую группу — высокотревожные учащиеся с низким уровнем развития социального интеллекта, таким образом обе группы были уравнены по уровню тревоги. Затем с помощью ЭЭГ-методик определялись основные типологические свойства нервной системы (далее НС): сила, лабильность и активированность.

Оценка различий по психологическим параметрам показала, что учащиеся с более высоким уровнем сформированности социального интеллекта способны лучше реализовать

свою потребность в общении, больше удовлетворены межличностными отношениями и активно включаются в ролевой тренинг.

При оценке по физиологическим показателям выраженности отдельных свойств НС между крайними группами были обнаружены статистически значимые различия по индексам силы—слабости НС. Различия по лабильности и активированности имели место, но не достигали необходимого уровня значимости.

Итак, группы школьников и студентов с одинаковым уровнем тревоги и разным уровнем социального интеллекта отличаются характеристиками общительности и показателями по параметру силы—слабости НС. Первая группа — учащиеся, обладающие более слабой НС (более реактивные), имеют более высокий уровень общительности (больший опыт общения, удовлетворенность общением, включенность в ролевой тренинг). Вторая группа — учащиеся с выраженной силой НС (ареактивные) — обнаруживают более низкий уровень общительности (меньший опыт, неудовлетворенность общением и меньшая включенность в ролевой тренинг).

Анализ психофизиологических особенностей изученных школьников и студентов выявил сопряженные различия по уровню социального интеллекта и тревожности и параметру силы—слабости НС. Иначе говоря, школьники и студенты, показавшие высокий уровень тревожности и высокий уровень развития социального интеллекта, доброжелательны с другими людьми, лучше чувствуют проблемные ситуации и межличностные конфликты, а также способны более конструктивно их разрешать. Таким образом, слабость НС, проявляющаяся в более высокой тревожно-поисковой активности, облегчает поиск решения проблемных ситуаций, возникающих у подростков и юношей. Подобные результаты были получены и описаны другими современными исследователями школьной тревожности, например, С.Ю. Тарасовой в 2016 г. [8].

Анализ сопряженных связей между уровнем развития социального интеллекта, тревожностью и слабостью нервной системы позволяют предположить, что именно эти соотношения служат предпосылкой формирования и необходимой коррекции педагогических способностей при дистанционном обучении.

При исследовании школьников и студентов (как психологов, так и лингвистов) были выделены две группы по преобладанию сигнальных систем. Понятие сигнальных систем было введено И.П. Павловым [1, 6] при выражении различных способов переживания, отражения действительности. Специфические особенности ВНД человека представлены второй сигнальной системой, центральное место в которой занимает речевая деятельность [1, 6]. У педагога при дистанционном обучении мастерство речевого общения является основным компонентом педагогических способностей.

Анализ исследования показал, что испытуемые, у которых доминирует вторая сигнальная система (или «мыслительный тип» темперамента [6]), характеризуется двумя значимыми качествами: астеничностью (или слабость НС) и особой чувствительностью к речевой деятельности при взаимодействии с другими людьми, то есть чувствительности к общению, понимание особенностей поведения других людей, их мотивов, целей, проблем и т.п. (то есть все, что включает развитый социальный интеллект).

Согласно взглядам исследователей педагогических способностей — Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Н.А. Аминова и др., педагогические способности на рефлексивном уровне должны включать характеристики особой «чувствительности» к субъектам педагогического воздействия (к учащимся), к изменению состояния субъектов педагогического воздействия (проблемам учащихся в процессе взаимодействия), к оценке достоинства и недостатков своей деятельности (в процессе общения с учащимися) [2, 4, 7].

Результаты нашего исследования позволяют утверждать, что студенты и школьники с более высоким уровнем развития социального интеллекта и социальной рефлексии,

с более выраженной слабостью нервной системы обладают потенциальными возможностями развития специальных педагогических способностей для осуществления эффективного дистанционного обучения. Однако это требует дополнительных исследований, поскольку в современном образовательном пространстве расширяющийся спектр образовательных технологий вытесняет традиционные способы обучения и активно смещается в сторону неизученного дистанционного обучения.

Литература

1. Аминов Н.А., Блохина Л.Н., Осадчева И.И. Преобладание сигнальных систем и типы личности (по И.П.Павлову) // Мир психологии. 2019, № 2. С. 283-296.

2. Аминов Н.А., Чернявская В.С. Новые принципы современной дидактики. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2019.

3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.

4. Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1.

5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986.

6. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: Т. 1—6. — М.; Л.: АН СССР, 1951.

7. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. — М.: Педагогика, 1989.

8. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия, профилактика. — М.: Генезис, 2016.

ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СОВМЕСТНОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Анисимова Оксана Анатольевна (Смоленск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Смоленский государственный университет. E-mail: anisimov-am@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной жизни. Выделены данные, которые позволяют сделать вывод о том, что супружеские отношения с ростом брачного стажа подвергаются значительным изменениям на психологическом и социально-психологическом уровне.

Ключевые слова: семья, брак, стаж совместной жизни, конфликтная ситуация, удовлетворенность браком.

FEATURES OF MARITAL CONFLICTS IN FAMILIES WITH DIFFERENT EXPERIENCE OF JOINT FAMILY LIFE

Anisimova Oksana Anatolievna (Smolensk, Russia), Candidate of psychological Sciences, Associate Professor of the Department of pedagogy and psychology of the Smolensk State University. E-mail: anisimov-am@mail.ru

Abstract. The article presents an analysis of the features of marital conflicts in families with different experience ofjoint life. There are data that allow us to conclude that marital relations with the growth of marriage experience undergo significant changes at the psychological and socio-psychological level.

Keywords: family, marriage, experience ofjoint life, conflict situation, satisfaction with marriage.

Семья является одним из важнейших институтов общества, поэтому, основываясь на том, в каком состоянии она находится, насколько эффективно способна выполнять свои основные функции, можно судить об общественном развитии и положении дел на общегосударственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.