УДК 152.27
ББК Ю 983. 402
Н.В. Шумило
г. Чита
Формирование и психологическая диагностика актерских способностей в младшем школьном возрасте
Рассматривается проблема актерских способностей, их место в структуре общих и специальных способностей с точки зрения отечественной психологии. Изложена суть отдельных гипотез сценической деятельности в отечественной психологической науке. Раскрыты принципы театрально-драматической работы с детьми младшего школьного возраста. Обозначены особенности формирования актерских способностей в театральнодраматической деятельности детей 7—10 лет. Предложены методические рекомендации по развитию актерских способностей младших школьников и психологический инструментарий их диагностики по результатам работы театральной студии г. Чита.
Ключевые слова: актерские способности, формирование, диагностика, младший школьный возраст, театрально-драматическая деятельность.
N.V. Shumilo
Chita
The formation and psychological diagnostics of dramatic talents at primary school age
The paper deals with the problem of dramatic talents, their place in the structure of general and special abilities from the point of view of Russian psychology. The author of the paper reveals the main principles of the work with the children of primary school age and some hypotheses of stage activity presented in psychology of our country. Also the researcher suggests recommendations on the formation and the development of dramatic talents of children from seven to ten years, and the psychological methods of their diagnostics based on the work of a drama school in Chita.
Key words: acting talents, formation, diagnostics, primary school age, dramatic activity.
В нашем исследовании мы хотели бы предложить анализ специальных актерских способностей как новообразования, сформированного в результате театрально-педагогического про-
цесса и обусловленного детской драматической деятельностью.
Элементы театральной педагогики включаются непосредственно в учебный процесс, используются во внеклассной работе, существуют в качестве дополнительных образовательных услуг. Но при различных формах организации детского драматического творчества основная цель, которую преследует педагог, в большинстве случаев одна — эстетическое воспитание ребенка. Анализ детской театральной деятельности с этой точки зрения осуществлялся в работах по педагогике, культурологии, театральному искусству и др.
Предполагая возможным формирование и диагностику актерских способностей в театрально-драматической деятельности детей младшего школьного возраста, мы опираемся на работы Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина, Я.А.Пономарева и др., где данный возраст определяется как сензитивный для восприятия театрального искусства.
Однако, как показывает анализ исследований, при относительно разработанной психологической диагностике актерских способностей студентов театральных ВУЗов (П.В. Симонов, Н.В. Рождественская, Л.В. Грачева, Н.К. Суворова, В.И. Кочнев и др.), вышеназванная проблема применительно к младшему школьному возрасту практически не рассматривалась.
Вследствие этого нам представляется возможным исследовать особенности формирования актерских способностей у детей младшего школьного возраста в театральнодраматической деятельности, определить психолого-педагогические условия развития соответствующих способностей и разработать психологический инструментарий их диагностики, на основе разработанной для студентов театральных ВУЗов психологической диагностики актерских способностей.
Для решения поставленной задачи считаем необходимым уточнить психологическую структуру актерских способностей.
Изучение актерских способностей основывается на общих положениях теории способностей, разработанной в трудах отечественных психологов (С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, К.К. Платонова, Н.Л. Лейтеса, Т.И. Артемьевой, В.Д. Шадрикова, Э.А. Голубевой, Д.Б. Богоявленской и др.).
Способности — индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обуче-
ния новым способам и приёмам деятельности [см.: 7].
Б.М. Теплов [см.: 7]. разделяет способности и задатки способностей — врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития непосредственно способностей.
Дружинин предлагает два варианта классификации способностей:
1) по видам психических функциональных систем (сенсомоторные, перцептивные, аттен-ционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные);
2) по основным видам деятельности (математические, музыкальные, научные, литературные, актерские, художественные и др.).
Кроме того, у данного автора существует отдельная классификация общих и специальных способностей.
Общие способности.
1) в случае нормального развития имеются у большинства людей данной возрастной категории;
2) «задействованы» в широком спектре деятельностей [см.: 4].
К общим способностям относятся общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и, реже, обучаемость.
Специальные способности формируются и проявляются в узкоспециализированной деятельности, не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования, развиваются на основе общих способностей. Последние можно рассматривать как высокий уровень саморегуляции личности, обеспечивающий реализацию творческого потенциала, то есть как систему интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности.
Развитие специальных способностей осуществляется как приспособление отдельных психических процессов к условиям профессиональной деятельности. Любой психический процесс реализуется за счет формирования определенных функциональных систем головного мозга. Характеристики этих функциональных систем и есть способности [см.: 8].
Основные концепции способностей непосредственно связаны с методами их диагностики. Факторно-аналитические концепции общих способностей в настоящее время базируются на статистической обработке результатов массового тестирования учащихся и представителей различных профессий. На сегодняшний день в подавляющем большинстве эмпирических исследований выявляются общие способности, от уровня развития которых зависит успешность
выполнения широкого спектра деятельности [см.: 4].
Лонгитюдные исследования (Калифорнийский лонгитюд и др.) показали, что на основе ранней диагностики способностей может быть дан вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности. Исследование способностей и диагностика их развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей не только для профессиональной ориентации и профессионального отбора, а также для прогнозирования и психологической поддержки развития личности.
Собственно актерские способности являются разновидностью специальных способностей, формируются и проявляются в узкоспециализированной деятельности, требуют специального обучения, развиваются на основе общих способностей.
Опираясь на вышеизложенное можно сделать вывод, что специальные способности:
— формируются и реализуются только в деятельности, поэтому их можно изучать по проявлениям в профессиональной сценической деятельности;
— развиваются на основе общих способностей;
— формируются на основе задатков наследуемых особенностей анализаторов, функциональных систем и свойств нервной системы;
— являются своеобразным качественноколичественным новообразованием психических процессов, которое и формирует профессионально важные качества;
— находятся в постоянном развитии, меняющем соотношения между отдельными их компонентами;
— специальные способности не существуют изолированно, а включаются в систему личностных свойств и качеств, из которых важнейшими являются общая художественная одаренность, творческий потенциал личности, система ее отношений, ценностей и черт характера.
Но четких теоретических представлений и общей концепции структуры актерских способностей, несмотря на значительное количество работ, посвященных этой теме, как показывает обзор литературы, выполненный Н.В. Рождественской в монографии «Диагностика актерских способностей» [см.: 6], нет.
Рассмотрим две основные гипотезы сценической деятельности в отечественной психологической науке — В.Л. Дранкова и Р.Г. Натадзе.
В.Л. Дранков считает, что актерские способности являются совокупностью «писательских
способностей» (общехудожественных способностей, из которых особенно важны наблюдательность, сопереживание, художественное обобщение — типизация) и специальных способностей, благодаря которым актер воплощает смоделированный образ в действиях на площадке, то есть создает «форму» [см.: 3].
Р.Г. Натадзе [см.: 5] рассматривает механизмы сценического перевоплощения в русле теории установки. По его мнению, у актерски одаренного человека на основе творческой потребности возникает установка на действие в воображаемых обстоятельствах. Условия формирования такой установки — активно действующая потребность (и возникшие на ее основе мотивы), подробно разработанные в воображении ситуации, в которых протекает сценическое действие, и неоднократные повторения (репетиции), в которых и вырабатывается готовность подсознания осуществлять новые программы действия на сцене.
Под воздействием установки на воображаемую ситуацию претерпевает изменения и отношение актера к самому себе, к партнерам, ставшим персонажами.
Сопоставляя понятия теории установки и термины системы Станиславского, Р.Г. Натад-зе находит, что состояние установки на воображаемую ситуацию соответствует состоянию, которое К.С. Станиславский назвал «чувством веры».
На основе вышеизложенных гипотез Н.В. Рождественской выделены две ведущие (базовые) специальные актерские способности — выразительная и способность к перевоплощению [см.: 6].
Схема психологического исследования компонентов актерских способностей, разработанная Н.В. Рождественской и апробированная с 1974 по 1994 гг. в лаборатории психологии актерского творчества для студентов ЛГИТМиК, выглядит следующим образом:
1) свойства нервных процессов — устойчивость к стрессу; динамичность, уравновешенность; эмоциональная возбудимость и подвижность; сценический темперамент;
2) психологические процессы — объем и переключение внимания; подвижность ассоциаций; воображение: (продуктивность, оригинальность); эмпатия;
3) свойства личности — уровень саморегуляции (работоспособность); мотивация; социальная смелость, общительность.
Опираясь на разработанную в данной лаборатории концепцию и диагностический инструментарий, апробированный на студентах театральных ВУЗов, нами проводится лонги-
тюдное исследование на базе театральной студии (начальное звено) МОУ СОШ № 16 г. Читы.
Мы полагаем, что:
— в младшем школьном возрасте возможно формирование актерских способностей;
— формирование и структура актерских способностей у младшего школьника имеет определенную возрастную специфику;
— формирование актерских способностей в младшем школьном возрасте происходит в театрально-драматической деятельности, организованной с учетом психофизиологических особенностей, присущих данному возрасту.
Нами были использованы следующие методы:
1) психолого-педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с младшими школьниками;
2) опытно-экспериментальная работа, с анализом театрально-драматической деятельности детей на разных этапах исследования;
3) психодиагностические методики: личностный опросник Кеттела, модифицированный вариант, предназначенный для детей 8—12 лет, (включает в себя 12 факторов), «Тест школьной тревожности Филлипса», тест креативности Торренса, тест творческого мышления Гилфорда, «Корректурные пробы» модификация В.Н. Ама-туни (сокращенный вариант), опросник И.М. Юсупова.
Экспериментом были охвачены учащиеся начального звена — всего, за время существования студии в период 2003 — 2009 года, 32 человека, в возрасте 7—10 лет, контрольная группа — учащиеся этой же школы, того же возраста, аналогичного количественного и качественного состава.
При разработке экспериментальной психолого-педагогической программы театральной студии мы ориентировались на гипотезы сценической деятельности В.Л. Дранкова и Р.Г. Натадзе, структуру и диагностику актерских способностей, разработанную Н.В. Рождественской для студентов, принципы театральнодраматической работы с детьми предложенные Л.С. Выготским в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» [см.: 1]:
— акцентированность психолого-педагогического воздействия не на результате творчества, а на самом драматическом процессе: «Ребенок — плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом» [1, с. 303];
— необходимость попутного использовани-явспомогательных видов творчества — технического и декоративно-изобразительного, так
как данные приемы стимулируют творческое воображение и его воплощение;
— использование импровизационных форм работы с детьми: «<...>гораздо ближе к детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества» [1, с. 301].
На входе в эксперимент «Тест школьной тревожности Филлипса» обнаружил у детей контрольной и экспериментальной групп высокие показатели по шкалам «Страх самовыражения» и «Переживание социального стресса», отсюда возникла необходимость в разработке программы с учетом «защитной маски» для ребенка. В роли «защиты» были предусмотрены перчаточные и тро-стевые куклы, а также ширма для представления.
Программа получила условное название «Выйди из-за ширмы».
Исследование предполагало два этапа. Первый этап — создание с детьми кукольных спектаклей. Второй этап — постановка драматических спектаклей, так как была выдвинута гипотеза о постепенном снижении потребности у детей в «защитной маске» и формировании специальных актерских способностей.
В данной работе, для контрольной и экспериментальной групп, приводятся кумулятивные кривые по шкалам: «Переживание социального стресса» и «Страх самовыражения» «Теста школьной тревожности Филипса», так как именно эти характеристики выявили изменения в уровне саморегуляции и эмоциональ-
«Переживание социального стресса»
«Страх самовыражения»
ной устойчивости студийцев в процессе исследования.
Подтвердились данные Н.В. Рождественской, что тревожность, являясь устойчивой характеристикой личности, подвержена изменчивости в процессе театрально-драматической работы с использованием упражнений актерского тренинга. Данные показатели снижаются к концу первого года занятий и достигают минимума к третьему году работы в студии.
Опросник Кеттелла позволяет выделить комплекс личностных свойств, связанных с актерскими способностями такие как социальная смелость, общительность. Эти свойства отражены в следующих показателях (по Кеттеллу): «А» — доброжелательность, общительность. Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, чрезмерной
обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм.
<^» — импульсивность. Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают повышенную возбудимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них характерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Низкая оценка по этому фактору трактуется как эмоциональная уравновешенность, сдержанность.
Н.В. Рождественская предполагает, что все эти качества являются личностной проекцией выразительных способностей.
«Н» — социальная смелость, готовность к действию. Ребенок с высоким значением по фактору Н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми, дети с низким значением фактора проявляют застенчивость и робость.
«I» — артистичность. Трактуется Р. Кеттел-лом как высокая эмоциональная возбудимость, впечатлительность, способность к сопереживанию, эстетическая восприимчивость
По данным Н.В. Рождественской, подтверждающимися исследованиями В.С. Собкина и Е.В. Соловьевой, актерски одаренные студенты отличаются общительностью («А» + ), импульсивностью (<^» — ), «социальной смелостью» («Н» + ), чувствительностью, сопереживанием, так называмой артистичностью («1» + ). В экс-
периментальной группе было отмечено изменение данных факторов к началу второго этапа работы по программе «Выйди из-за ширмы».
Креативность определялась по тестам креативности Торренса, творческого мышления Гилфорда. Показателем уровня развития творческого воображения в данных тестах является беглость, гибкость и оригинальность выполнения отдельных субтестов. Все три показателя в экспериментальной группе возрастают, начиная со второго года занятий в студии.
Объем и переключение внимания диагностировались с помощью «Корректурных проб», модификация В.Н. Аматуни (сокращенный вариант), существенных различий в контрольной и экспериментальной группах не выявлено.
Эмпатийные характеристики личности выявлялись опросником И.М. Юсупова.
Сценический темперамент отслеживался с помощью психолого-педагогического наблюдения и анализа театрально-драматической деятельности детей на разных этапах исследования. Экспериментальная театрально-кукольная студия, стала победителем форума социально значимых проектов и услуг «Забайкальцы — Забайкалью — 2007», лауреатом конкурсов детских театральных коллективов в г. Чита 2006, 2008 гг.
Разработанные в ходе исследования методические рекомендации по развитию актерских способностей детей 7—10 лет и психологический инструментарий их диагностики могут быть использованы педагогами и психологами, режиссерами детских театральных студий, в контексте формирования активной творческой личности.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте //Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2005. 512 с.
2. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. 304 с.
3.Дранков В.И. Природа таланта Шаляпина. Л.: Музыка, 1973. 312 с.
4.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
5.Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии/сост.
Мироненко В.В., Петровский А.В. М.: Просвещение, 1987. 447 с.
6.Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. СПб.: Речь, 2005. 192 с.
7.Теплов Б.М. Способности и одарен-ность//Психология индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1961. 230 с.
8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Изд. 2-ое. М.: Логос, 1996. 320 с.