Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2012. Вып. 2 (25). С. 33-41
Воспитание детей младшего школьного возраста
ПОСРЕДСТВОМ «ИГРОВОГО ТЕАТРА»
И. В. Перцева
В данной статье рассматриваются истоки становления школьного театра России. Автор приходит к выводу, что школьная театральная педагогика в России рождалась из православного храмового действа, ее основной задачей было моделирование взаимоотношений человека с другим человеком, с обществом, природой и Богом. В статье отмечается значение игры в жизни детей младшего школьного возраста как наиболее естественной, природосообразной, первой и суверенной деятельности. Автор рассматривает «игровой театр» как средство развития нравственных и психологических качеств младших школьников и подчеркивает, что театральная деятельность — это путь ребенка к себе, путь в культуру, к нравственным ценностям.
Современные общеобразовательные учреждения ищут новые гуманистические, личностно ориентированные подходы в воспитании и образовании младших школьников. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладению собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Поэтому сейчас многие педагоги занимаются поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека. Школьный театр предстает как форма образовательной художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир, обживаемый ребенком. Более того, школьный театр понимается как методика введения ребенка в мировую культуру, в которой учитываются возрастные этапы и предполагается проблемно-тематическая и целевая интеграция дисциплин естественно-научного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра — это универсальный способ интеграции. Значительный вклад в разработку проблемы воспитания детей средствами театра внесли: в теории — И. Л. Любинский, Г. К. Осипова, Б. Н. Нащекин, О. А. Антонова, в практической деятельности — Н. И. Сац, Е. Ю. Сазонов, Т. И. Голодо-вич, О. А. Пермяков, Т. Л. Арабова, Е. Г. Сердаков, Н. Ю. Сидорова-Золотарева, И. Н. Гостева, М. И. Кислов и многие другие.
В данной статье мы рассмотрим истоки становления школьного театра в России и специфику воспитания младших школьников посредством «игрового театра».
Школьный театр — вид учебной деятельности, который был известен как жанр и широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох — от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач:
• обучению живой разговорной речи;
• приобретению известной свободы в обращении;
• приобретению навыка выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников1.
Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим — театром удовольствия и развлечения.
В России традиции школьного театра начали складываться в первой половине XVII в. в училищах, которые создавали православные братства, выступавшие за религиозную и национальную самобытную культуру, язык, литературу и бытовой уклад. В данный исторический период, по мнению О. А. Антоновой, «уточняется сущностная функция театра как модели взаимоотношений человека с другим человеком, с обществом, природой и Богом, которые проигрываются в конкретных ситуациях, судьбах, конфликтах»2.
В начале XVIII в. святитель Димитрий в Ростове основал семинарию, в которую принимали детей не только духовенства, но и других сословий. Учебный процесс был построен на соревновании — лучшего ученика с почестями провозглашали императором. По праздникам и в дни именин преподавателей ученики произносили речи в стихах и прозе, разыгрывали пьесы или диалоги. Можно говорить о существовании театра в ростовской школе в 1702—1704 гг. Святитель Димитрий писал для него драмы и декламации. Для школы святитель Димитрий в первый год пребывания в Ростове написал «Рождественскую драму», в 1703— 1705 гг. поставил «Успенскую драму». Исполнялись в Ростове и написанные свтятителем Димитрием декламации «На погребение Христово плач» (на утрене Великой Субботы 27 марта 1703 г.) и «На Воскресение Христово» (в Великую Пятницу в 1703—1705 гг.). Вероятно, перу святителя Димитрия принадлежит пьеса «Кающийся грешник», созданная на основе одной из частей второго действия «Успенской драмы»3 и отдельных сцен из «Рождественской драмы»4. 26 октября 1704 г. в семинарии было представлено действо «Венец Димитрию», предполагаемым автором которого был учитель Морогин.
Интерес святителя Димитрия к театру был вызван целями духовнонравственного воспитания учащихся. Пьесы святителя Дмитрия Ростовского —
1 Антонова О. А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. № 5 (12). С. 337.
2Антонова О. А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. С. 6.
3 Существует мнение, что пьеса могла быть создана на Украине в конце XVII в. для исполнения монахами и писцами в монастыре.
4 Федотова М. А. Святитель Дмитрий Ростовский // Православная Энциклопедия. Т. XV. М., 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/178011.html
это замечательные произведения русского духовного театра, построенного по законам православной литургии. Его драмам присущи черты барочной поэтики. Картина мира в них «представлена... в трех ипостасях: мир небесный, земной и мир преисподней. Эмоциональная атмосфера постоянно колеблется от радости к скорби, от страдания и плача к ликованию и торжеству. Достижению эффекта катарсиса помогает музыкальность канонических песнопений, пение музыкальных номеров и поэтическая речь... Внимание зрителя концентрировали яркие театральные эффекты: театр теней, эффект “эха”, вращающегося колеса и песочных часов; звучал голос из “гроба”, сверкала “молния” и гремел “гром”...»5.
Ростовский митрополичий духовный театр создал особый чин торжеств по случаю великих христианских праздников. Спектакли святителя Димитрия являются самым ярким примером того, как русская сцена рождалась из православного храмового действа.
В 20-х гг. XVIII в. возник школьный театр в Петербурге в школе Феофана Прокоповича. В середине XVIII в. (1749) был организован школьный театр в Петербургском Шляхетском кадетском корпусе.
На сцене театра Шляхетского корпуса были исполнены первые трагедии и комедии А. П. Сумарокова. В конце 1740-х гг. в корпусе были организованы представления трагедий, в которых участвовали любители театра из числа кадетов. Первое время в кадетском театре исполнялись французские трагедии на французском языке. Спектакли устраивались не только в стенах корпуса. Играли кадеты и в Оперном доме для двора. В 1749 г. кадетами была сыграна трагедия «Хорев». С начала 1750 г. по распоряжению императрицы Елизаветы кадеты начинают исполнять пьесы А. П. Сумарокова при дворе.
Репертуар кадетского театра расширялся. В конце 1750 и в начале 1751 г. состоялись представления трагедии М. В. Ломоносова «Тамира и Селим». Елизавета была увлечена представлениями кадетского театра, сама заботилась о костюмах актеров. В 1783 г. школьники Шляхетского кадетского корпуса устраивали празднество, где были и воздвижение триумфальной колонны, и аллегорические фигуры, и живые картины. Преподавание театрального искусства вносилось в учебные программы.
Сценическое искусство преподавалось не только в Шляхетском корпусе, духовных коллегиях и семинариях, но и ученикам Императорской академии художеств. Инициатива в данном случае принадлежит самим ученикам: в 1764 г. они обратились к начальству — И. И. Бецкому с просьбой разрешить им играть комедии и трагедии.
Ревностно пропагандировало театр Общество благородных и мещанских девиц при Новодевичьем Смольном монастыре (впоследствии Смольный институт). Спектакли в Смольном начались с того, что 28 ноября 1770 г., по случаю приезда принца Прусского Генриха, при дворе был дан маскарад, в котором участвовало до 3600 человек. Вслед за первым выступлением в конце 1771 г. смоль-нянки разыграли у себя при монастыре трагедию Вольтера «Заира».
В 60-е гг. XIX в., когда волна реформ захватила все сферы русской жизни, не исключая и педагогику, снова стал актуальным вопрос о школьном театре.
5 Там же.
Проблема школьного спектакля волновала педагогическую мысль; предлагались различные подходы к его репертуару, обсуждались его функции, высказывались сомнения в пользе театра, вплоть до полного его отрицания.
Подавляющее большинство педагогов и театральных работников были единодушны в своем мнении о важности театра для образования и воспитания молодежи как в стенах учебных заведений, так и за их пределами. Их деятельность убедительно свидетельствовала о возможности совмещения педагогических требований и эстетических задач.
Педагогическая практика, опережая теоретическую мысль, показала, что не только можно, но и полезно позволять детям и юношам играть на публичной сцене. Только сценическая игра должна оставаться правдивой, искренней, помогая юному человеку «быть», а не «казаться».
Много внимания проблемам школьных театров уделил I Всероссийский съезд сценических деятелей, состоявшийся в Москве в 1897 г. В докладе Н. И. Тимковского говорится о том, что воспитание мало подготавливает человека к восприятию подлинных художественных ценностей, потому что «в школу искусство проскальзывает контрабандой, пугливо озираясь и даже стыдясь самого себя. Что мудреного, если воспитанные таким образом люди. выйдя в жизнь, набрасываются на картежную игру, сплетни, пьянство или питаются пошлыми подделками под искусство, отмахиваясь от серьезного театра?»6.
На II Всероссийском съезде сценических деятелей (март 1901 г.) о школьном театре не было произнесено ни слова.
Исследователь О. А. Антонова отмечает, что для развития театра в учебных заведениях России второй половины XIX в. было характерно, во-первых, то, что спектакли являлись не самоцелью, а средством воспитания учащихся, и, во-вторых, то, что на маленькой сцене без всякой роскоши и мишурного блеска, без подражания профессиональному театру создавались искренние и серьезные обучающие действа7.
В начале XX в. деятели русского театра и педагогики пришли к выводу о необходимости внедрения искусства в учебный процесс школы и подготовке в педагогических учебных заведениях учителей, которые смогли бы осуществить эту задачу. Много внимания решению этих проблем уделил первый Всероссийский съезд деятелей народного театра, происходивший в Москве с 27 декабря 1915 г. по 5 января 1916 г. В специально созданной съездом секции школьного театра было заслушано и обсуждено три доклада и семь сообщений с мест, приняты решения по многим творческим и организационным вопросам.
В первые годы советской власти интерес к школьному театру не угасает. Весной 1918 г. Театральный отдел Наркомпроса в Петрограде организовал постоянное Бюро, а затем и периодически созываемый Совет детского театра и детских празднеств, в который входили как театральные деятели, так и педагоги-внешкольники. Это был первый государственный орган, занявшийся вопросами детского театра.
6 Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей. СПб., 1898. Ч. 2. С. 280.
7Антонова О. А. Игровое пространство образования. С. 339.
Таким образом, школьный театр имеет свою собственную историю в отечественной педагогической мысли и практике.
В современных процессах, связанных со становлением школьной театральной педагогики, исследователь О. А. Антонова выделяет несколько самостоятельных направлений, которые представлены в школах России:
1) школы с театральными классами. Театральные уроки включены в расписание отдельных классов, ибо в каждой школе всегда находится класс, который как бы предрасположен к театральной деятельности. Именно эти классы часто и бывают основой школьного театрального коллектива. Обычно эту работу ведут учителя-гуманитарии;
2) школы с театральной атмосферой, где театр является предметом всеобщего интереса. Это и интерес к истории и современности театра, и увлечение любительским самодеятельным театром, в котором принимают участие многие школьники;
3) наиболее распространенная форма существования театра в современной школе — драматический кружок, моделирующий театр как самостоятельный художественный организм: в нем участвуют избранные талантливые, интересующиеся театром дети. Его репертуар произволен и диктуется вкусом руководителя. Будучи интересной и полезной формой внеклассной работы, драматический кружок ограничен в своих возможностях и не оказывает существенного влияния на организацию учебновоспитательной работы в целом;
4) детские театры вне школы представляют собою самостоятельную проблему, однако их методические находки могут быть успешно использованы в школьном процессе;
5) школы, где театр включен в число профилирующих художественных дис-циплин8.
Итак, из вышесказанного следует, что школьная театральная педагогика рождалась из православного храмового действа, а в современном пространстве школы представлен широкий спектр направлений театральной педагогики.
Театральное творчество животворно для детей и в дошкольном, и в младшем школьном, и в подростковом, и в юношеском возрасте. Но это еще не значит, что обучение театральному делу одинаково приемлемо для каждого из возрастов. Исследователь А. П. Ершова подчеркивает, что «нередко репетиции. в детском саду, и в начальных классах быстро убивают детскую самобытность»9. Выступления насыщены «показушностью», а дети превращаются в «крепостных детей-актеров». Поэтому важно подобрать такие методы работы с детьми младшего школьного возраста, чтобы и воспитывать, и развивать ребенка, не искалечив его личности.
В театральной педагогике в последнее время используется «игровая методика» («игровой театр»). Каждый из крупных театральных художников так или
8Антонова О. А. Игровое пространство образования. С. 340.
9 Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота — подросткам: Программа, советы и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях. Ивантеевка, 1994. С. 5.
иначе имеет свой индивидуальный подход к созданию игровой атмосферы, игрового поведения как в спектакле, так и в процессе репетиций, но впервые сформулировал теорию и последовательную методику организации игры в театре М. М. Буткевич. В его модель игрового театра заложены идеи К. С. Станиславского, развитые в русском театре М. А. Чехова, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, А. Д. Попова, М. О. Кнебель и ряда других мастеров, обогащенные опытом крупнейших западных художников театра, таких как Шарль Дюллен, Ежи Гро-товский, Питер Брук, вошедшие в широкий контекст мировой культуры.
«Игровой театр» — это театральная модель, основанная на явлении игры, методика применения игровых элементов для создания театрального спектакля. Остановимся на вопросе, о какой именно игре идет речь у М. М. Буткевича. Автор пишет, что «синтез взрослого расчета и детского наива — основной закон игровой поэтики»10. В своей книге «К игровому театру» М. М. Буткевич рассматривает игровую природу театрального искусства. Автор исследует игру не как бытовое понятие, а как одну из свойственных человеку и особенно художнику-творцу форм самовыражения, определенную структуру отношений с литературным материалом, партнерами, зрителями, как один из способов творческого взаимодействия между исполнителями и другими участниками театрального процесса при создании театрального произведения. Основу игры, которую предлагает театру М. М. Буткевич, ее истоки он находит в земле, по которой мы ходим, и в душе того народа, которому принадлежим.
По мнению таких ученых, как К. Д. Ушинский, Ж. Пиаже, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, игра учит детей ориентироваться в явлениях культуры, духовности в целом, использовать их соответствующим образом. Игра есть доступный для ребенка путь понимания и освоения мира, игра — порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир.
Несмотря на многообразие понимания роли игры в воспитании, исследователь И. С. Гринченко приходит к определению общих закономерностей педагогического воздействия игры на личность и коллектив: изменение позиции личности в коллективе; корректировка взаимоотношений в совместной деятельности; влияние на характер участия детей и подростков в деятельности; изменение характера действий и поведения11.
Ребенок в ходе игровой деятельности получает практику отбора, активизации качеств, «нужных» конкретному обществу, и умение приспосабливаться к среде, которое воспитывает в ребенке уважение к окружающим, удовлетворяет его потребность в положительной оценке, способствует развитию чувства уверенности в себе. Дети учатся дружить и в игре осваивают способы поведения, соответствующие дружеским взаимоотношениям (взаимопомощь, общение, забота, поддержка и др.).
Мотивом для игровой деятельности служит не столько ее практический результат, сколько то удовольствие, которое она доставляет участникам. «В игре
10 Буткевич М. М. К игровому театру. М., 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://tlf.mrod. т/вЛоо1/т1кЬа1уЛ/т!кЬа1уЛ.Ыт
11 Гринченко И. С. Подготовка учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми средствами игровых технологий: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. С. 340.
дитя устремлено к реальности, но свободно от ее давления», — подчеркивает профессор прот. Василий Зеньковский12. Очень важно, чтобы первая в жизни человека деятельность носила характер свободного творчества, помогала проникать в смысловую сферу происходящего.
Благодаря игре в театральной деятельности, как отмечает А. П. Ершова, у ребенка формируется представление о «Я» и «не Я». «Я» — это реальная личность, а «не Я» — это тот персонаж, которого ребенок играет, вернее, в которого ребенок играет13. Следовательно, ребенок дифференцирует, где реальный мир, а где придуманный. При таком подходе не будет внутреннего дуализма при исполнении в пьесах антагонистов, маленький актер не будет выходить за рамки общечеловеческих норм (самокалечения, травмирования других исполнителей и других деструктивных действий) в состоянии эмоционального возбуждения. По мнению исследователя О. Ф. Липцына, «игра пытается восстановить границу между тем, что дозволительно, и той территорией, где наступает право творить нашей неразгаданной природе, в строгом соответствии с ключевым положением К. С. Станиславского о “воссоздании жизни человеческого духа на сцене”»14.
В процессе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста средствами игрового театра игра представляет новую живую модель отношений между учителем и учащимся, новые принципы построения и проведения занятий, выбора технологических и тренинговых приемов, способов их внедрения. Учитель не диктатор, а соучастник процесса.
Отношения с партнером в игровом театре выстраиваются в двух направлениях:
1) соперник, которого любой ценой стремишься обыграть;
2) товарищ по творческому акту, от мастерства и вдохновения которого в равной степени зависит успех спектакля.
Поскольку речь идет о партнерстве в игре, то нельзя обойти и вопроса о зрителях как партнерах. Настоящая игра не может обойтись без презентативной составляющей, это еще одна сущностная связь между игрой и театром. Силовой вектор подлинной игры не однозначен, он одновременно устремлен в нескольких направлениях, одно из которых — игра со зрителем. Направить интригу на зрителя значит втягивать в игру, предоставить возможность на себе испытать само явление игры, стать ее участником, а не наблюдателем со стороны. Игровая природа свойственна каждому человеку, поэтому лучший способ объяснить игру — это втянуть в нее, пробудить игровые рефлексы.
Театральное творчество несет в себе большой потенциал, формирующий сплоченность детского коллектива.
Во-первых, театральная постановка — «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник со-
12 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996. С. 54.
13 Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. М., 2010. С. 15.
14 Липцын О. Ф. Игровой театр как методика воспитания современного актера и режиссера: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2010. С. 144.
вместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.
Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои творческие возможности и способности.
В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива.
Участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, музыке и театру.
Из вышеописанного следует, что школьная театральная педагогика в России рождалась из православного храмового действа, в ее основную функцию входило моделирование взаимоотношений человека с другим человеком, с обществом, природой и Богом. Театральная деятельность — путь ребенка к себе, путь в культуру, к нравственным ценностям. Игра — это наиболее естественная, природосообразная деятельность ребенка, которая является первой и суверенной деятельностью детей, имеет большое значение в деле воспитания многих нравственных качеств детей, таких как дружба, сотрудничество, взаимовыручка, терпение, трудолюбие и др. Игровой театр является сильнейшим средством развития у детей не только нравственных качеств, но и психологических: наблюдательности, памяти, воли, смекалки, способствует развитию основных способностей младшего школьника — слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать, придумывать и др. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности и социально-нравственной направленности, а также о коррекционных возможностях школьного игрового театра.
Ключевые слова: игровой театр, театрально-эстетическая деятельность, школьный театр, художественно-эстетическая деятельность, театральная педагогика, педагогика искусства.
Education of Children of Younger School Age by Means of the “Theater Game”
Irina V. Pertseva
This article examines the sources of formation of the school theatre in the history of Russia. The author comes to the conclusion that the school theatre pedagogy in Russia was born from an Orthodox liturgical action, the basic function of which included modeling the relationships of man with another person, society, nature and God.
The article notes the importance of playing in the life of children of younger school age as the most natural, primary and independent activities. The author considers the “theatre game” as a means of development of moral and psychological qualities of the younger schoolchildren, and emphasizes that the theatrical activities is the way of the child to himself, the path to culture, to moral values.
Keywords: game theatre, theatre and aesthetic activities, school theater, artistic and aesthetic activities, theatre pedagogy, pedagogy of art.