Научная статья на тему 'Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика'

Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3282
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игровое пространство / игровое пространство образования / школьная театральная педагогика

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антонова Ольга Александровна

В статье предлагается новое междисциплинарное направление школьная театральная педагогика анализируются перспективы его развития рассматриваются этапы включения театра в образовательное пространство школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new interdisciplinary trend is proposed: school theater pedagogy, its development and stages of introducing theater in the educational space of the school are analyzed.

Текст научной работы на тему «Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика»

О. А. Антонова

ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ШКОЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

В статье предлагается новое междисциплинарное направление — школьная театральная педагогика; анализируются перспективы его развития; рассматриваются этапы включения театра в образовательное пространство школы.

Школьная театральная педагогика — междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов.

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в

личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросо-зидательной деятельности.

Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека.

Процессы модернизации отечественной системы образования учитывают актуальность перехода от экстенсивного способа простого наращивания количества информации, включенной в образовательные программы, к поиску интенсивных подходов к ее организации.

Все более отчетливо в философско-культурологической литературе осознается необходимость строительства школы нового типа, отвечающей потребности общества в культурной личности, способной свободно и ответственно избрать свое место в этом противоречивом, конфликтном, динамично меняющемся мире. Видимо, речь идет о становлении новой педагогической парадигмы, нового мышления и творчества в образовательной сфере. Рождается школа «культуротворческого» типа, строящая единый и целостный учебный процесс как путь ребенка в культуру1.

Основные принципы культуротворче-ской педагогики совпадают с принципами театральной как одной из самых творческих по своей природе. Ведь цель театральной педагогики — раскрепощение психофизического аппарата учени-

ка-актера. Театральные педагоги выстраивают систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать «максимальные условия для создания предельно свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы»2.

В театральной педагогике имеются общие закономерности процесса обучения творческой личности, которые целенаправленно и продуктивно можно использовать в целях воспитания творческой личности как учеников, так и будущих учителей школы.

Что же включает в себя термин «школьная театральная педагогика»? Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, она преследует иные цели. Если целью театральной педагогики является профессиональная подготовка актеров и режиссеров, то школьная театральная педагогика нацелена на воспитание личности ученика и студента средствами театрального искусства.

Мы предлагаем обозначать термином «школьная театральная педагогика» те явления в образовательном процессе школ и вузов, которые так или иначе связаны с театральным искусством, занимаются развитием воображения и образного мышления, но не предпрофес-сиональной подготовкой актеров и режиссеров.

Школьная театральная педагогика предполагает:

• создание спектакля не как цель, а как средство образования эмоционально-чувственной сферы ученика и студента;

• включение уроков театра в учебный процесс школы;

• подготовку специалистов для проведения уроков театра в школе;

• обучение студентов педагогических университетов основам режиссерского мастерства;

• обучение школьных учителей основам режиссерского мастерства.

Каждый из этих блоков, на наш взгляд, представляет собой чрезвычайно благодатную почву для исследователей, теоретиков и практиков: педагогов, психологов, режиссеров, театроведов и др.

В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности известен как жанр и широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох — от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучению живой разговорной речи; приобретению известной свободы в обращении; «приучению выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников». Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим — театром удовольствия и развлечения.

В России традиции школьного театра начали складываться в первой половине XVII века в училищах, которые создавали «братства», выступавшие за национальную самобытную культуру, язык, литературу и бытовой уклад.

В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное»3.

В середине XVIII века (1749 г.) организуется школьный театр в Петербургском шляхетском кадетском корпусе.

На сцене театра Шляхетного корпуса были исполнены первые трагедии и комедии Сумарокова. В конце 40-х годов в корпусе были организованы представления трагедий, в которых участвовали любители театра из числа кадетов. Пер-

вое время в кадетском театре исполнялись французские трагедии на французском языке. Спектакли устраивались не только в стенах корпуса. Играли кадеты и в Оперном доме для двора. В 1749 году кадетами была сыграна трагедия «Хорев». С начала 1750 года по распоряжению императрицы Елизаветы кадеты начинают исполнять пьесы Сумарокова при дворе.

Репертуар кадетского театра расширялся. В конце 1750 и в начале 1751 года состоялись представления трагедии Ломоносова «Тамира и Селим». Елизавета была увлечена представлениями кадетского театра. «Сама императрица, по-видимому, занялась этой труппой..., — пишет в своих "Записках" Екатерина II. — Ей вовсе не надоедало смотреть на представление этих трагедий, она сама заботилась о костюмах актеров.».

В 1783 году школьники Кадетского шляхетного корпуса устраивали празднество, в котором были и воздвижение триумфальной колонны, и аллегорические фигуры, и живые картины.

«Новую породу людей, свободных от жестоких нравов общества»4, мечтала вырастить Екатерина II, и театр играл огромную роль в воспитании смольня-нок и будущих художников в Академии трех знатнейших художеств. Преподавание театрального искусства по-прежнему вносилось в учебные программы.

Сценическое искусство преподавалось не только в Шляхетном корпусе, духовных коллегиях и семинариях, но и ученикам Императорской академии художеств. Инициатива в данном случае принадлежит самим ученикам: в 1764 году они обратились к начальству с просьбой разрешить им играть комедии и трагедии. В ответ на это И. И. Бецкой писал в ордере: «Для отвращения мыслей ученических во время праздное от скуки причиняющей угрюмость и для

недопущения их до самых недозволяе-мых шалостей: по желанию их дозволить играть комедии и трагедии при Академии Художеств, чего ради небольшой театр приказать сделать в удобном месте».

Не менее ревностно пропагандировало театр Общество благородных и мещанских девиц при Новодевичьем Смольном монастыре (впоследствии — Смольный институт).

Спектакли в Смольном начались с того, что 28 ноября 1770 года, по случаю приезда короля прусского, принца Генриха, при дворе был дан маскарад, в котором участвовало до 3600 человек. Вслед за первым выступлением в конце 1771 года смольнянки разыграли у себя при монастыре трагедию Вольтера «Заира».

Восторг от исполнения смольнянок вызывался целой серией обстоятельств. Во-первых, играло роль восторженное и сентиментальное направление умов, которое характеризует XVIII столетие; затем, само собой, интерес к судьбе Смольного театра подогревался расположением к нему императрицы. Далее, огромную роль играла современная любовь к театру; и, наконец, «цветник» из молодых девушек, к тому же, еще обучавшихся разным наукам, был новинкою и, конечно же, поражал воображение.

«По справедливости надо удивляться, — говорит очевидец, — натуральному всякого представления и столь разных характеров выражению как в произношении речей, так и в телодвижениях действующих лиц, которые сему для них постороннему делу удовлетворили столь совершенно, как будто оно уже несколько лет было главным их упражнением» (Санкт-Петербургские ведомости, 1775, 30 ноября).

Подобный же отзыв дает другой очевидец: «Они играли, пели и танцевали,

— пишет он, — с таким искусством, какое только может быть видимо в славных актрисах, певицах и танцовщицах» (Зритель Света, 1775, декабрь. С. 74).

В 60-е годы XIX века, когда волна реформ захватила все сферы русской жизни, не исключая и педагогику, снова стал актуальным вопрос о школьном театре. Проблема школьного спектакля волновала педагогическую мысль; предлагались различные подходы к его репертуару, обсуждались его функции, высказывались сомнения в пользе театра, вплоть до полного его отрицания.

Подавляющее большинство педагогов и театральных работников были единодушны в своем мнении о важном значении театра в образовании и воспитании молодежи, как в стенах учебных заведений, так и за их пределами. Их деятельность убедительно свидетельствовала о возможности совмещения педагогических требований и эстетических задач.

Педагогическая практика, опережая теоретическую мысль, показала, что не только можно, но и полезно позволять детям и юношам играть на публичной сцене. Только сценическая игра должна оставаться правдивой, искренней, помогая юному человеку «быть», а не «казаться».

Много внимания проблемам школьных театров уделил первый Всероссийский съезд сценических деятелей, состоявшийся в Москве в 1897 году. В докладе Н. И. Тимковского говорится о том, что воспитание мало подготавливает человека к восприятию подлинных художественных ценностей, потому что «в школу искусство проскальзывает контрабандой, пугливо озираясь и даже стыдясь самого себя... Что мудреного, если воспитанные таким образом люди... выйдя в жизнь, набрасываются на картежную игру, сплетни, пьянство или питаются пошлыми подделками под ис-

кусство, отмахиваясь от серьезного театра?»5.

На II съезде сценических деятелей (март 1901 года) о школьном театре не было произнесено ни слова.

Для развития театра в учебных заведениях России второй половины XIX века характерно, во-первых, то, что спектакли являлись не самоцелью, но средством воспитания учащихся, и, во-вторых, на маленькой сцене без всякой роскоши и мишурного блеска, без подражания профессиональному театру создавались искренние и серьезные, обучающие действа.

О значении школьного театра наряду с педагогами говорили и деятели профессионального театра. Так, например, А. Н. Островский в своей записке о любительских спектаклях отмечал большую пользу спектаклей классического репертуара в учебных заведениях. Они даются «не для развития в юных артистах актерских способностей... в таких представлениях сценическое искусство не цель, а педагогическое средство:

классические языки, классическая лите-

6

ратура» .

Особое место в истории театральной педагогики занимают работы Николая Николаевича Бахтина, которого современники называли энциклопедистом в вопросах школьного театра. Вот только некоторые проблемы, которые волновали его:

- роль детского театра в учебном процессе;

- воспитательное значение школьного театра;

- специфика школьных спектаклей;

- репертуар школьного театра;

- необходимость «строить школы не

7

иначе, как со зрительным залом» .

Художественно-педагогический журнал в десяти номерах за 1910 год публикует статьи Н. Н. Бахтина, посвященные

репертуару детских спектаклей . В 1912 году в «Русской школе» появляется «Обзор пьес для детского и школьного театра»9, а в 1914 году в художественно-педагогическом журнале - «Обзор детских опер»10.

Вся плодотворная деятельность Н. Н. Бахтина в области эстетического и нравственного воспитания детей средствами театра еще ждет своего глубокого изучения.

Деятели русского театра и педагогики пришли к выводу о необходимости внедрения искусства в учебный процесс школы и подготовке в педагогических учебных заведениях учителей, которые смогли бы осуществить эту задачу. Много внимания решению этих проблем уделил первый Всероссийский съезд деятелей народного театра, происходивший в Москве с 27 декабря 1915 года по 5 января 1916 года. В специально созданной съездом секции школьного театра было заслушано и обсуждено три доклада и семь сообщений с мест, приняты решения по многим творческим и организационным вопросам.

В первые годы советской власти интерес к школьному театру не угасает. Весной 1918 года Театральный отдел Наркомпроса в Петрограде организовал постоянное Бюро, а затем и периодически созываемый Совет детского театра и детских празднеств, в который входили как театральные деятели, так и педагоги-внешкольники. Это был первый государственный орган, занявшийся вопросами детского театра.

Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.

Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвест-

ных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.

Творческая группа, включающая в себя преподавателей вузов (РГПУ им. Герцена, факультет философии человека; Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства; Российский институт истории искусств), руководителей школьных театров, профессиональных актеров и режиссеров разработала проект Санкт-Петербургского центра «Театр и школа», целью создания которого являются:

• взаимодействие театра и школы, реализуемое путем органичного включения театральной деятельности в учебный процесс школ города;

• включение в творческий процесс детей и учителей, формирование школьных театральных коллективов и их репертуара с учетом возрастных особенностей участников, а также содержания учебного процесса;

• взаимодействие профессиональных театров со школами, разработка театральных абонементов, ориентированных на учебный процесс.

Уникальность проекта заключается в том, что впервые предпринимается попытка объединить усилия всех творческих организаций и частных лиц, занимающихся школьным театральным творчеством.

Школьная театральная педагогика сегодня оказывается предметом пристального интереса, при этом педагогический поиск ведется в различных направлениях и с разной мерой успеха.

В современных процессах, связанных со становлением школьной театральной педагогики, можно выделить несколько

самостоятельных направлений, которые представлены в школах России:

1. Школы с театральными классами.

Театральные уроки включены в расписание отдельных классов, ибо в каждой школе всегда находится класс, который как бы предрасположен к театральной деятельности. Именно эти классы часто и бывают основой школьного театрального коллектива. Обычно эту работу ведут учителя-гуманитарии.

2. Школы с театральной атмосферой, где театр является предметом всеобщего интереса. Это и интерес к истории и современности театра, это и увлечение любительским самодеятельным театром, где принимают участие много школьников.

3. Наиболее распространенная форма существования театра в современной школе — драматический кружок, моделирующий театр как самостоятельный художественный организм: в нем участвуют избранные, талантливые, интересующиеся театром дети. Его репертуар произволен и диктуется вкусом руководителя. Будучи интересной и полезной формой внеклассной работы, драматический кружок ограничен в своих возможностях и не оказывает существенного влияния на организацию учебно-воспитательной работы в целом.

4. Детские театры вне школы представляют собою самостоятельную проблему, однако их методические находки могут быть успешно использованы в школьном процессе.

5. Особо стоит отметить школы, где театр включается в число профилирующих художественных дисциплин.

Отдельным школам удалось привлечь большую группу профессионалов, и урок «Театра» включен в учебное расписание всех классов. Показателен в этом отношении опыт средней школы № 174 Центрального района Санкт-Пе-

тербурга, на базе которой разработана экспериментальная программа «Театральная педагогика в школе»11.

В других школах уроки театра введены либо в начальных классах, либо с 1 по 7 классы.

Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели молодой человек способен наиболее полно осознать и проверить себя как личность.

«Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии»12. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, где он, школьный театр, оказывается универсальным педагогическим средством. В этом мире театр с новой силой реализует свои воспитывающие функции, со всей полнотой воздействуя на личность, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляя свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.

Становится «театральной» и педагогика: ее приемы тяготеют к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию — ко всему тому, что свойственно театру, с одной стороны, и детству — с другой. В таком контексте театральная работа с детьми решает собственно педагогические задачи, включая и ученика, и учителя в процесс освоения модели мира, которую выстраивает школа.

В этом смысле представляет особый интерес модель культуротворческой школы, разработанная на кафедре эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена. Здесь предлагается концепция, ориентированная на становление личности ре-

бенка соответственно идее соотнесенности онто- и филогенеза13. И тогда школьный театр развертывается как методика введения ребенка в мировую культуру, которое совершается по возрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественнонаучного, социогума-нитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра здесь может рассматриваться как универсальный способ интеграции.

Школьный театр предстает как форма образовательной художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир, обживаемый ребенком. И если в ролевой игре, имя которой театр, целью и результатом является художественный образ, то цель школьного театра существенно иная. Она состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы.

Начиная эту работу, коллективу школы следует отчетливо понять возможности и место школьного театра в конкретной, этой школе, с ее собственными традициями и способами организации учебного процесса. Тогда предстоит выбрать и выстроить имеющиеся и возможные формы: урок, студия, факультатив. Нам представляется необходимым сочетание этих трех форм.

Развивающая функция театра имеет специфические особенности проявления в зависимости от возраста ребенка и характера его театрально-творческой увлеченности.

Первый этап обучения театру (младшие классы) связан с театральными занятиями детей на уроках и во вне-

классной работе. Особенно перспективным представляется введение в учебный план начальной школы интегрального урока «Театр». Называться он может по-разному: «Начало театра», «Театральные игры» (скромнее, чем «Актерское мастерство» или «Сценическое движение»).

На первом этапе театр служит освоению синкретичного мира сказки, ориентирован на понимание языка культуры и природы. В младшем школьном возрасте, когда мы имеем дело с актуальностью кинетических форм восприятия и освоения мира, синкретичностью миропонимания, когда ребенок еще не разделяет живое и неживое, одушевляя, «очеловечивая» вещи и явления действительности, игра — важнейший (если не единственный!) способ осмысления мира. Ребенок воспринимает мир всем комплексом своих способностей: чувственных, рациональных, эмоциональных, ассоциативных. Активны все рецепторы. Для этого периода характерна языковая доминанта, обучение языкам культуры: речь, жест, мимика, пластика, язык изобразительного искусства и музыки. «Синкретизм мировосприятия соотносится с игровой театральной деятельно-стью»14. Здесь можно сыграть все: одушевить стихии (огонь, воду, землю); представить мир животных и растений; сыграть азбуку и даже таблицу умножения; стать героем сказки или мифа.

Для среднего возраста характерен экспериментальный импульс, развитие речи и аналитического мышления, интерес к «мы» более, чем к «я». Не повторяя и не дублируя, но обновляя и корректируя, уточняя и одушевляя учебный материал, театр акцентирует воображение, аналитические способности, словесно-пластические возможности детей. В этом возрасте, когда синкретичность мировосприятия нарушается в пользу активного становления понятийного

мышления, школьный театр работает в создании образов культуры, исторически сменяющих друг друга картин мира.

В старшем (юношеском) возрасте актуальны проблемы самосознания, вопросы отношения в системе «я и мир». Возникает необходимость получения целостного представления о мире и ощущения себя в нем. Задача театрального творчества совпадает с юношеским поиском себя, обеспечивая становящейся личности полноценную и адекватную связь с миром и с самим собой в этом мире. Здесь актуальны композиции на моральные темы (Добро и Зло, Любовь, Память, Поэзия и др.); темы гражданственности и правовой культуры. И, конечно же, обращение к классическому и современному драматургическому материалу. В старших классах театральное обучение строится на взаимодействии всех компонентов системы: углубленная работа на уроках литературы, факультатив «Основы театральной культуры», наконец, школьный театр-студия.

Итак, включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы — не только благое желание энтузиастов, но действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции. Несомненно, что и на первых шагах школы в этом направлении театр может стать средством повышения эффективности педагогических усилий и результатов.

Однако надо учесть, что мы предлагаем не «насыщать» систему театрального воспитания в школе всеми возможными формами и методами, а предоставить школе выбор в зависимости от опыта и увлеченности учителя и учеников.

Проблемы профессионально-методической подготовки педагогов-режиссеров школьного театра. Современные реформационные процессы в образовании, явная тенденция школ России к самостоятельному педагогическому творчеству и, в связи с этим, актуализация проблем школьного театра рождают необходимость профессиональной подготовки педагога-режиссера. Подобные кадры, однако, до последнего времени нигде не готовили.

Заметим, что «в предреволюционные годы в России преподавание в реальных училищах и гимназиях было разрешено специалистам любой профессии, прошедшим педагогические курсы»15.

Известен интересный зарубежный опыт в этой области. Так, например, в Венгрии детские театральные группы обычно организуются на базе школы и имеют руководителя-профессионала (каждый третий коллектив) или учителя, прошедшего обучение на специальных театральных курсах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Театральная специализация лиц от 17 до 68 лет, желающих работать с детьми, осуществляется в ряде общественных колледжей США. Подобные начинания имеют место в Литве и Эстонии.

Назревшая необходимость постановки театральной работы с детьми на серьезную профессиональную основу не подвергает сомнению приоритет педагогических целей. И уж тем более важно сохранить то ценное, что ищут и находят в детском театральном творчестве благородные энтузиасты-непрофессионалы, учителя-предметники.

Педагог-режиссер — особая проблема современной школы. Театр оказался единственным в школе видом искусства, лишенным профессионального руководства. С появлением же театральных

классов, факультативов, с внедрением театральной педагогики в общеобразовательные процессы стало очевидным, что школа не сможет обойтись без профессионала, умеющего работать с детьми, как это уже давно осознано в отношении других видов искусства.

Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный синтез разных позиций. В постоянно ведущихся спорах, кем он должен быть, педагогом или режиссером, на наш взгляд, нет антитезы. Всякая односторонность, будь-то непомерное увлечение постановочными находками в ущерб ведению нормальной учебно-воспитательной работы или, наоборот, игнорирование собственно творческих задач коллектива, когда в общих разговорах и похожих одна на другую репетициях гаснет искра творчества, неминуемо приведет к эстетическим и нравственным противоречиям.

Педагог-режиссер — личность, способная к активной самокоррекции: в процессе сотворчества с детьми он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с коллективом.

На базе кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена разработан новый профессионально-образовательный профиль «Школьная театральная педагогика», который будет осуществлять подготовку учителя, способного организовать образовательное театрально-игровое действо в школе и оптимизировать освоение ценностей отечественной и мировой культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Валицкая А. П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998.

Станиславский К. С. Об искусстве театра. М., 1982.

Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского театра. Л.; М., 1977. С. 299.

4 Там же. С. 27.

5 Труды первого Всероссийского съезда сценических деятелей. Петербург, 1898. Ч. 2. С. 2279-282.

6 Островскпй А. Н. Полн. собр. соч. Т. 16. М., 1953. С. 108.

7 БахтинН. Н. О детском театре // Русская школа. 1913. № 9. С. 51-63.

8 Бахтин Н. Н. Репертуар детских спектаклей // Художественно-педагогический журнал. 1910. № 5, 8, 12, 14-17.

9 Бахтин Н. Н. Обзор пьес для детского и школьного театра // Русская школа. СПб., 1912. № 3. С. 36-38.

10 Бахтин Н. Н. Обзор детских опер // Художественно-педагогический журнал. 1914. № 22. С. 3309-313.

11 Сердаков Е. Г. Следующий урок — театр! // Детский театр — это серьезно! СПб., 2002. С. 84-86.

12 Сазонов Е. Ю. Театр наших детей. М., 1988.

13 Валицкая А. П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998.

14 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

15 Всеволодский-Гернгросс В. Н. История театрального образования в России. СПб., 1913.

O. Antonova

SCHOOL THEATER PEDAGOGY

A new interdisciplinary trend is proposed: school theater pedagogy, its development and stages of introducing theater in the educational space of the school are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.