УДК 37. 036 ББК Ч421.355
О. А. Стаина
Екатеринбург
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ
ГСНТИ 14.09.91 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: школьный театр; импровизация; театральное образование.
АННОТАЦИЯ. Прослеживается ретроспективное развитие театральных форм работы с детьми в образовательных учреждениях России с конца XVII в. Дается краткое описание театральных методов и принципов обучения и воспитания на каждом историческом этапе. Обосновывается необходимость использования импровизации как метода и формы театрального образования детей.
O. A. Staina
Ekaterinburg
BECOMING AND DEVELOPMENT OF FORMS AND METHODS OF THEATRICAL WORK WITH CHILDREN IN PUBLIC EDUCATION OF RUSSIA
KEY WORDS: school theater; improvisation; theater education.
ABSTRACT. A throw-back and the retrospective development of theatrical modes of work with children in educational institutions in Russia since the end of 17 th-century is presented. There is a brief description of theatrical methods, teaching and pedagogic approaches at every stage of history. Special attention is given to necessity of the use the improvisation as a method and a form of theater education for children.
В основе взаимодействия школы как образовательного учреждения и театра как вида искусства лежит глубинная историческая связь. Театральное искусство уже в Древней Греции, на начальном этапе своего возникновения, было организовано как совершенный процесс познания. На протяжении тысячелетий театр брал на себя образовательные функции, а образовательные учреждения становились местом для художественного воспитания и образования средствами театрального искусства.
Театр как полифункциональный вид искусства и образовательное учреждение (школа, учреждение дополнительного образования и т. д.), являясь
© Стаина О. И., 2011
важнейшим социальным институтом, отражает состояние и тенденции развития общественного сознания, выполняет заказ общества на формирование личности, что, в свою очередь, сказывается на выборе форм и методов воспитания и образования подрастающего поколения.
Под народным образованием (или народным просвещением) в педагогической литературе принято понимать систему воспитательных, учебных и культурно-образовательных учреждений и мероприятий, а также органов управления ими в стране. По структуре и целям оно имеет исторически конкретный характер, зависит от уровня экономического, социально-политичес-
кого, культурного развития общества и соответствующих законодательных, финансовых, научных и организационнопедагогических мер. Народное образование — важнейшая сфера развития личности, воспитания и поддержания общественно необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки населения.
Развитие общества и соответственно его институтов носит неравномерный характер. Внутри процесса развития обнаруживается диалектическое переплетение разнонаправленных тенденций: общий поток прогрессивного развития сочетается с изменениями, образующими так называемые тупиковые ходы эволюции, или регресса. Как отмечает Л. М. Перминова, образование, будучи универсальной и всеобщей формой освоения содержания человеческого опыта, является частью культуры в единстве прошлого, настоящего и будущего [17].
Ретроспективное рассмотрение проблемы становления и развития форм и методов театральной работы с детьми в народном образовании России дает возможность проследить, как изменялись взгляды педагогов на возможности театрального образования в зависимости от потребности общественного развития. Историю существования театра в школе рассматривали О. А. Антонова,
В. Н. Всеволод-Генгросс, И. А. Генералова, А. В. Гребенкин, И. Л. Масандило-ва, А. Б. Никитина, Ю. И. Рубина и др. Однако основные формы и методы театральной работы с детьми в зависимости от социального заказа общества не исследовались. В данной статье мы попытаемся это сделать.
Под театральной работой с детьми, или школьной театральной педагогикой, мы понимаем «воспитание личности ученика средствами театрального искусства» [1. С. 137]. Школьная театральная педагогика, являясь частью театральной педагогики, имеет свои цели, которые отличаются от целей театральной педагогики. Если цель театральной педагогики — профессиональная подготовка актеров и режиссеров, то главной целью школьной театральной педагогики является воспитание личности по-
средством «развития воображения и образного мышления учащегося» [1. С. 137], а также развитие основных психических процессов (память, внимание) и эмоциональной сферы.
Для более детального анализа проблемы нам необходимо дать определение понятию «метод» и «форма» в рамках специфики школьной театральной педагогики. Под методом мы понимаем те средства, которые развивают образное мышление, воображение, память, внимание, эмоции. Форма, исходя из синтетического характера театрального искусства, может быть различной: спектакль, репетиция, театрализованный праздник, концерт, урок или учебное занятие с использованием элементов театра, театрализованная игра и т. д.
Первый опыт по использованию театральных методов обучения мы находим в практике Славяно-греко-латинской академии, которая была создана в 1687 г. Программа, методы и формы преподавания в первом образовательном учреждении России были полностью заимствованы из академий польских иезуитов, в которых существовал особый вид театра — школьный театр [7. С. 6].
Основная функция театра польских иезуитов — это пропаганда религии. Актер театра готовился к карьере проповедника, для этого ему нужны были навыки общения с публикой, выразительная, эмоциональная речь [7. С.15].
Школьный театр в России имел свои особенности, хотя и заимствовал программы и методы обучения театра польских иезуитов. Историей украинской и русской школьной драматургии занимались Н. С.Тихонравов, П. О. Морозов, Н. И. Петров и В. И. Резанов. По их мнению, школьные пьесы, поставленные в Москве, «характеризовались своей светской политической направленностью, необычно активной пропагандой и защитой государственнополитических интересов России во время преобразований Петра I» [20. С. 48]. Пьесы Славяно-греко-латинской академии сообщали сведения об отдельных категориях мира, поясняли смысл аллегорических персонажей,
содержали указания о пользе учения [20. С. 56—58]. Все это выходило за пределы богословского круга знаний и, следовательно, могло обогатить культурноисторический кругозор слушателей и зрителей, т. е. пьесы академии стали выполнять и просветительскую функцию для беднейших слоев населения.
Таким образом, школьный театр и школьная драма в российских образовательных учреждениях ХУШ в. выполняли несколько функций: дидактическую для школяров (т. е. развивали память, помогали в изучении иностранных языков), а также просветительскую и идеологическую для населения. Основными формами являлись спектакль и представление-агитация.
Школьные театры постепенно прекращают свое существование после смерти Петра I. Это было обусловлено двумя причинами: во-первых, политизированностью представлений, во-вторых, актерская игра не имела психологической разработки, являлась по сути звуковой, телесной гимнастикой и филологическим упражнением. Немаловажным становится и тот факт, что светская и общественная жизнь в ХУШ в. развиваются настолько интенсивно и разнообразно, что умение держать себя в обществе и известная «развязность» стали вырабатываться жизнью и домашними учителями [6. С. 6].
Однако с исчезновением схоластической «школьной драмы» как самостоятельной отрасли литературы из стен учебных заведений сценические представления не исчезают. Появившиеся в России новые, более специализированные жанры — ода и классическая драма — привели к тому, что стали организовываться профессиональные театры.
Но первый государственный общедоступный театр открывается на базе театра Шляхетского корпуса. Главными актерами этого театра становятся Ф. Г. Волков и его труппа, привезенная из Ярославля. Руководит театром
А. П. Сумароков, выпускник этого же учебного заведения. В Шляхетский корпус отдают учиться детей подьячих, которые и составляли основу труппы будущего театра.
Интересен тот факт, что в 1763 г. был утвержден проект Воспитательного дома, в котором должны были обучаться бездомные и безродные дети. Инициатором и автором идеи создания воспитательных домов был И. И. Бецкой, видный теоретик и реформатор в области воспитания. В программу Воспитательного дома, кроме образовательных предметов, было включено обучение детей искусствам и ремеслам, таким образом, воспитывались актеры и актрисы [7. С. 56].
В последней трети XVIII в. в России в дворянских семьях зарождается детский домашний театр, создателем которого являлся известный русский просветитель и талантливый педагог А. Т. Болотов [3].
Преобразования в сфере просвещения и педагогики ХУШ в. нельзя понять и объективно оценить, если не учесть деятельность видных теоретиков и просветителей этого времени.
Например, А. Н. Радищев, представитель русского революционного просветительства, так отметил значение театра в своем школьном периоде жизни: «Увеселение юных дней моих!
К которому сердце мое столь было прилеплено, в коем никогда не почерпал развратности, от коего отходил всегда паче и паче удобренный, будь утешением чад моих! Да прилепятся они к тебе более других утех! Будь им истинным упражнением, а не тратою драгоценного времени!» [21. С. 155].
Подводя итоги исторического взаимодействия театра и школы, отметим, что исторический период от начала ХУШ в. до начала XIX в. можно охарактеризовать как эпоху реформации образования в России.
Петровские реформы отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим нуждам государства. Этот период характеризуется созданием и расширением системы образовательных учреждений, активной просветительской деятельностью видных мыслителей. Вместе с тем просветительские реформы усилили тенденции к приданию системе образования сословного характера [19. С. 63].
Таким образом, театр в XVIII в. рассматривается обществом как средство развлечения и воспитания для высшего сословия, но для низших слоев населения обучение театральному делу дает возможность получить профессию. Педагоги и видные реформаторы в области воспитания и просветительства рассматривают театр как средство образования и просвещения.
Начало XIX в. отмечено формированием в России демократических и гуманистических концепций в образовании, которые наиболее последовательно представлены в статьях В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, в деятельности Д. И. Писарева и К. Д. Ушинского.
В. Г. Белинский считал театр трибуной формирования гражданских взглядов и убеждений молодого поколения и полагал, что школа должна воспитывать на примере героических страниц силы и доблести страны: необхои-мо видеть на сцене всю Русь, «слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни» [3. С. 80].
В первой половине XIX в. получают широкое распространение театральные ученические коллективы в гимназиях, причем не только в столичных, но и в провинциальных. Например, Н. В. Гоголь, будучи учащимся Нежинской гимназии, не только играл на любительской сцене, но и руководил театральными постановками, писал декорации к спектаклям [10].
Дальнейший всплеск интереса к школьным театрам пришелся на конец XIX в. Реформа 1861 г. и другие последовавшие за ней буржуазные преобразования общества знаменовали переход России на путь капиталистического развития, привели к важным переменам во всех областях жизни страны, вызвали повышение культурных потребностей всех слоев общества, способствовали демократизации культуры.
Театральное искусство как «многофункциональное» и наиболее демократичное становится востребованным в обществе. К примеру, во второй поло-
вине XIX в. на Урале существовало свыше 100 любительских кружков и театров. Большинство из них образовывались учителями в зданиях школ. Учительская интеллигенция понимала воспитательный характер театра, занятия которым становилось потребностью, приобщали народ к искусству, воспитывали художественный вкус и демократическое сознание [12].
Известен опыт просветителя Н. Ф. Бунакова, который систематически в течение нескольких десятков лет использовал театр в процессе воспитания крестьянства [15].
Именно воспитание стало целью педагогов, которые создали первый русский театр для рабочих детей, с детьми рабочих в качестве актеров в 1894 г. за Невской заставой в Санкт-Петербурге. В течение более 10 лет каждое лето фабричные дети занимались постановкой спектаклей. Целью театра было отвлечение рабочих подростков от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ведь всем известно, «что начало хулиганства, т. е. отсутствия всякого нравственного чувства, в значительной степени зависит от отсутствия облагораживающих впечатлений в действии» [2. C. 153].
В гимназиях, училищах и других учебных заведениях, городских и губернских, становится обязательной и даже «престижной» постановка спектаклей, в основном классических трагедий. Об одном из таких спектаклей литературный критик С. Любомудров высказался следующим образом: «Счастливы те школы, которые могут устраивать в своих стенах подобные торжества, а вдвойне счастливы те из них, которые могут повторять эти торжества из года в год, превращая их в дорогую для школы традицию» [26. C. 76].
В печати появляется много публикаций, в которых как педагоги, так и профессиональные актеры дают рекомендации для постановки школьных и домашних спектаклей. Обращается внимание на то, чтобы «спектакль был полезным или, по меньшей мере, осмысленным, разумным развлечением» [2. С. 8]. Рекомендуются для постановки комедии Д. И. Фонвизина, А. С. Гри-
боедова, И. А. Крылова, Н. И. Хмельницкого, А. А. Шаховского, Н. В. Гоголя, Н. А. Островского, Н. А. Потехина, миниатюры А. П. Чехова и др.
В этот период многие педагоги и театральные деятели, такие, как Н. Н. Бахтин, П. П. Гайдебуров, Б. С. Глаголин, Н. А. Попов и др., подходят по-новому к участию детей-актеров в театральных постановках. Не исключая воспитательной роли театра, они в детских играх и первых сценических опытах видят прямую взаимосвязь с искусством. Впервые педагоги указывают на огромный потенциал игры как средства обучения и воспитания.
Однако еще в середине XIX в. появляются критические статьи о воспитательном значении театра в учебных заведениях. Наиболее известна статья Н. И. Пирогова «Быть или казаться» 1858 г., в которой публичные школьные спектакли были признаны школой «тщеславия и притворства» [18. С. 96— 103]. Автор статьи ставит вопросы о допустимости театрального лицедейства детей, о публичном выступлении их на театральных подмостках, о возможности изображения детьми различных сторон жизни во всей ее сложности с неизбежными теневыми отражениями. И в конце концов ставится вопрос о возможности существования детского или школьного театра [18].
Критическое отношение авторитетного ученого и педагога к школьным спектаклям нашло известную поддержку в педагогической среде, в том числе и у К. Д. Ушинского.Отдельные педагоги, основываясь на высказываниях Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, стремились даже подвести некую «теоретическую базу» под запрет учащимся участвовать в театральных постановках. Утверждалось, что произношение чужих слов и изображение другой личности вызывает в ребенке «кривляние» и «любовь к вранью» [2. С. 170].
Обсуждение данной проблемы продолжалось в периодической печати вплоть до начала XX в. В полемике участвовали видные педагоги В. П. Острогорский, Н. Ф. Букатов, Н. Н. Бахтин, которые доказывали возможность и целесообразность проведения теат-
ральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством углубления знаний учащихся и повышения их культурного уровня [2].
Таким образом, в XIX в. театр рассматривается как средство воспитания и досуга. Педагогическая общественность понимает, что занятия театром могут помочь в деле нравственного, гражданственного и эстетического воспитания. Основной формой работы с детьми остается спектакль, впервые появляются идеи об использовании игры как метода обучения.
Первый Всероссийский съезд по вопросам народного образования, проходивший в Петербурге зимой 1913— 1914 гг., уделил особое внимание проблеме «театр и дети», по которой был заслушан ряд докладов. В связи с воспитательным воздействием детского театра находится и чисто учебное его значение; драматизация учебного материала является одним из самых действенных способов применения принципа наглядности [16].
Вопрос о детском и школьном театре широко обсуждался на Первом всероссийском съезде деятелей народного театра, проходившем в 1916 г. Школьной секцией съезда была принята обширная резолюция, которая затрагивала проблемы детского, школьного театра и театра для детей [22].
Следует подробно остановиться на том факте, что в психологии и педагогике начала XX в. появляется новый «научный» термин «драматический инстинкт». Он определяется следующим образом: «чувство, побуждающее детей притворяться, примеривать на себя всевозможные личины, от игры в зверя до игры в героя включительно, есть настолько сильное и постоянное чувство, что оно определяется как драматический инстинкт человека» [23. С. 36].
Революционные преобразования XX в. изменили российскую школу. Театр как коллективный вид искусства привлек внимание идеологов революции. Видный общественный деятель, педагог Н. К. Крупская в статье «О задачах художественного воспитания» указала, что только в коллективе возможно вос-
питание ребенка [13. С. 8—11]. В первые годы работы Наркомпрос при непосредственном участии А. В. Луначарского, первого народного комиссара просвещения РСФСР, намечал программу широкого использования искусства театра в процессе воспитания школьников. В программном документе «Драматизация в школе первой ступени» особое внимание уделялось общевоспитательной роли творческого освоения школьниками языка театра [13. С. 12—13]. Исходя из поставленных задач были пересмотрены программы школ и, как следствие этого, в учебных заведениях обязательными стали школьные театры и «учебно-показательная дисциплина — драматизация». Театр в школе не только получает право на существование, но и культивируется.
Огромную роль в применении театральных методов обучения и воспитания сыграли теоретические разработки и практическая деятельность С. Т. Шацкого [13. С. 72].
В школу приходят видные специалисты в области театрального искусства (Н. И. Сац, С. А. Ауслендер, С. М. Бонди, Н. С. Шер, С. Г. Розанов) с тем, чтобы решать проблемы воспитания и образования, используя театр как специфический метод художественного развития личности ребенка.
Педагогам было рекомендовано избегать «слащавой сентиментальности». Один из авторов даже сетовал, что детей «пичкают такой дрянью, что приходится жалеть ребят» [29. С. 5]. Под «дрянью» он подразумевал произведения А. С. Пушкина, А. А. Блока,
В. А. Жуковского. Педагогам советовали ориентироваться на созвучный современности репертуар, несущий в себе революционную идеологию и агитирующий за новый быт, новую культуру.
Также педагогами были сформулированы и «пути к театральному воспитанию ребят в школе. Один из разработчиков театральных программ сводит их к следующему: «1. Основа всякой театральной работы с детьми — детская игра. 2. Без учета инстинкта драмы в игре, не использовав игру, начинать какую-нибудь театральную работу с ребятами — преступление. 3. Детский
театр с признаками настоящего театра — не нужен. 4. Путь работы в театральном воспитании детей: а) самостоятельная детская игра, б) организованная игра, в) драматизация и г) пьеса с твердым текстом».
«Школа должна работать» — главный лозунг педагогических кадров тех лет. Дело школы — педагогическая работа. Данная работа заключается не в изучении, какой бы то ни было программы, не набивание ребенка какими бы то ни было знаниями, а воспитание активного члена социалистического общества, привитие ему навыков, необходимых для производительной работы.
Основываясь на наличии драматического инстинкта ребенка, педагоги вводят новый педагогический метод, тем самым, по их мнению, обогащаются воспитательные возможности школы. Новый педагогический метод называется «драматизация».
Под драматизацией в широком смысле слова следует понимать «выражение в движении» [14. С. 12—13]. С этой точки зрения, под понятие «драматизация» подходил не только школьный театр, но и игра, жест, мимика, писание пьесы или выполнение декораций детьми и все, что связано с выражением в движении.
Отсюда следует, что путь воспитания детей в области театра в понимаемом руководителями педагогического процесса смысле «ведет не к посещению детьми театра в обычном смысле, а есть свой, особенный путь воспитания детей, умеющих распоряжаться собой в любом уделе жизни без застоев, застенчивости, инертности» [24]. Такое воспитание, по замыслу авторов данного проекта, должно было охватить всех детей, обучающихся в школе. Театр в школе становится мощным «орудием воспитания», а драматизация — педагогическим методом.
В этот же период метод «драматизации» активно вводится во все общеобразовательные предметы школьной программы. «Театр должен быть связан не только с родным языком, но и с другими так называемыми “предметами”: географией, историей и т. д.» [28.
С. 23].
Необходимо отметить, что одной из форм драматизации является импровизация. Импровизация поощряется как «полезный вид выявления творчества, находчивости, инициативы» [13.
С. 23]. Рекомендуется организовывать занятия с детьми таким образом, чтобы в основе стояла игра-импровизация, в которой бы обговаривался сюжет, но он не должен быть связан с каким бы то ни было фиксированием заранее проработанного плана. Причем не обязательно игра-импровизация может происходить на сценической площадке и в присутствии зрителя, лучше всего, если импровизационная игра разворачивается в текущих условиях жизни ребенка (класс, двор, поле, фабрика и т. д.).
Большое внимание уделяется театрализации детских игр. Этот интереснейший аспект театральной работы с детьми в данный период наиболее популярен. Игра как метод воспитания и обучения вошел в систему образования видных деятелей педагогики этого времени.
Самым известным фактом значительной роли театра в обучении и воспитании является коммуна А. С. Макаренко, которая имела обширную театральную программу, включающую многочисленные элементы политической театрализации: марши, знамена, совет командиров.
Педагогический принцип директора ШКИД (школа имени Достоевского)
В. Н. Сорока-Росинского заключался в цепочке: «для детей труд воплощается в игре, всякая детская самодеятельность носит игровой характер, следовательно, то, то делали педагоги Шкиды, это и есть трудовое воспитание» [ 5. С. 57].
А. А. Брянцев, профессиональный артист и режиссер, в начале 1920 г. организовал новое воспитательное учреждение — Центральный карантиннораспределительный детский пункт, «своеобразный детдомовский предбанник». Первой массовой игрой, поставленной им с беспризорными детьми, стала пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке». Из этого коллектива вырос ленинградский Театр юного зрителя, главным режиссером которого А. А. Брянцев был до последнего дня жизни.
В 20-х гг. XX в. в РСФСР идет интенсивная перестройка общественного сознания, формулируется, а затем укореняется новая этика, манифестируемая в специальных декларациях и проявляющаяся в практике художественного творчества. Главная задача школьной реформы после Октябрьской революции — воспитание нового человека — была решена, появилось поколение энтузиастов.
Таким образом, в 20-х гг. XX в. в российское народное образование были внедрены активные формы и методы обучения, наряду с которыми театральная педагогика заняла одно из ведущих мест. Театральные методы того времени: драматизация, импровизация, инсценирование. Велись поиски новых форм театральной работы с детьми (игры-импровизации, использование театральных методов на уроках, театрализованные праздники, ритуалы). Но главное, что произошло с внедрением в школу театра, — гуманизация всего процесса образования [5. С. 59].
Революционный пафос воспитания и развития детей средствами театра утихает к 30-м гг. XX в. Более того, реформа школы, проведенная по указу И. В. Сталина в 1935 г., упразднила опытно-экспериментальные площадки в школах и унифицировала весь учебный процесс. Все методы комплексного эстетического воспитания, включая планомерную работу по приобщению детей к искусству театра и драматизацию в процессе преподавания школьных предметов, были осуждены как извращения в педагогике. Социально-психологические концепции всестороннего развития личности ребенка были объявлены буржуазными и лженаучными.
Вместе с тем развивается пионерская организация, а тимуровское движение ввело в повседневную жизнь каждого советского школьника увлекательную игру, направленную на конкретную помощь людям. Популярной становится агитбригада как форма театральной работы. Театральные методы подчинены и нравственному, и политическому воспитанию.
В практике 30—40-х гг. среди руководителей театральных студий были
противники использования импровизационных форм работы, столь органичных и близких детям. Роль самих детей сводилась к прямому и безоговорочному выполнению указаний педаго-га-режиссера. Нередко спектакли таких коллективов служили главным образом демонстрацией творческой изобретательности самого режиссера [25. С. 14].
Интерес к детскому театру как средству воспитания и образования появляется в 60-х гг. В эти годы бурно развивается любительский театр, что было следствием «оттепели». Одной из ведущих тенденций развития педагогического процесса в 60-х гг. «становится серьезная трансформация ранее господствовавшего принципа “ученик для школы” в принципиально противоположный ему тезис — “школа для ученика”, ознаменовавшая начало развития личностно ориентированной педагогической теории и практики» [19. С. 86].
Руководители образования понимали важность и необходимость воспитания театром. «Задачи приобщения школьников к театральному искусству определяются прежде всего общими задачами эстетического воспитания как неотъемлемой части коммунистического воспитания»[24. С. 1]. В основном роль театра в школе сводится к постановке спектаклей, но задача нравственного воспитания школьников становится главенствующей [24. С. 15].
В конце XX в. в России стал остро ощущаться кризис в системе общего образования, и, как следствие, театр вновь «ворвался» в школу в конце 80-х гг. XX в. Именно в этот период у нас активно заговорили о театральной педагогике. В апреле 1988 г. Союз театральных деятелей СССР проводит конференцию «Театр спасает школу». В 90х гг. в Екатеринбурге, Самаре, Орле Министерством образования РФ проводились всероссийские научно-практические конференции «Театр. Дети. Образование», на которых рассматривались вопросы применения театрального искусства в воспитании и образовании детей и подростков.
Идея внедрения театральных методик в общеобразовательную школу во-
плотилась в создании школ, где они распространяются на весь процесс обучения или на освоение отдельных предметов. Положительный пример такой авторской школы — центр образования № 686 «Класс-Центр музыкально-драматического искусства» (Москва). Директором и автором школы является
С. З. Казарновский. Наиболее последовательно программу обучения детей средствами театрального искусства в г. Екатеринбурге осуществляет гимназия № 205 (Школа «МЫ» Гуманитарного центра «Театр») [14]. Кроме того, театральные методики становятся все более привычными для преподавания отдельных предметов, прежде всего МХК и этики [10].
В публикациях, посвященных разработке проблемы театральных методов обучения в системе народного образования России 80—90-х гг., ясно выделяются несколько направлений, таких, как:
1) разработка проблем восприятия театрального искусства. Речь идет о параметрах отношений «театр — зритель» (Д. Н. Авров, А. Я. Михайлова, Л. М. Некрасова);
2) педагогические и творческие проблемы, связанные с работой в театре, где играют дети. Параметр «театр — ребенок — актер» (Л. А. Никольский, Е. К. Чухман, Б. Н. Цикин);
3) использование принципов сценического творчества в общеобразовательном процессе (В. М. Букатов, А. П. Ершова);
4) воспитательное значение театра как вида искусства, комплексное воздействие на воспитанника всех аспектов театрального искусства (Т. Г. Пеня, М. П. Стуль);
5) разработка проблем, связанных со значением игры для эстетическо-воспитательной функции искусства (С. В. Шмаков, Д. Б. Эльконин).
Данная классификация направлений театрального образования достаточно условна. Так как в практической деятельности они переплетены, можно говорить лишь о доминанте того или иного направления в конкретном театрально-педагогическом процессе.
Анализируя педагогическую ситуацию, сложившуюся в образовательных
учреждениях в период с 80-х по 90-е гг. XX в., можно сделать вывод о том, что театральные методы обучения и воспитания помогали сделать образовательный процесс более демократичным и гуманным. Театральные методы обучения широко распространяются в общеобразовательном процессе. Театр становится не только средством воспитания, но и средством обучения детей.
С конца 90-х гг. XX в. и по сегодняшний день наступил этап системных федеральных проектов. Появились Единый экзамен, идея профильной школы, ФОГС, нормативное финансирование и пр. Театральные методы обучения и воспитания постепенно уходят из образовательного процесса массовой школы. Но потребность в театре как методе художественно-творческого развития ребенка остается.
Современное общество требует новых методов и форм театральной работы с детьми. Все чаще в педагогической литературе мы встречаем рассуждения о том, что необходимо воспитывать человека, способного к инновационной деятельности, который может выйти за рамки привычного, стереотипного. Для решения данной проблемы возможно применение в педагогической практике импровизации как метода формы театральной работы с детьми.
Если обратиться к опыту прошлого, то там мы можем найти много интересных идей использования импровизации в процессе воспитания и развития детей. Еще в начале XX в. Л. С. Выготский указал путь, по которому должен идти педагог, решивший использовать театральное искусство в своей практике. Он утверждал, что применение импровизационных форм работы с детьми будит их творческую мысль и фантазию: «...гораздо ближе к детскому по-
ниманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества» [8.
С. 61].
Итак, история использования театральных форм и методов работы с детьми в образовании имеет свою логику развития, неотъемлемую от логики развития российского образования. Наиболее активно педагоги обращались к театру, к методам и формам театральной работы с детьми в периоды реформирования образования.
В каждый конкретный исторический период формы и методы театральной работы с детьми соответствовали тем функциям, которые общество предъявляло к образованию.
Становление и развитие форм и методов театральной работы с детьми носило «циклический» характер — от полного неприятия театра как метода обучения и воспитания до внедрения театральных методов в целостный процесс обучения. Этот процесс одновременно прерывен и непрерывен, что связано с «парным характером преобразований, когда после реформы, ставящей целью существенную трансформацию всей системы просвещения, неизменно осуществлялась стабилизирующая контрреформа, преследующая цель возвращения к прежним (традиционным) ориентирам» [20. С. 74].
Современная ситуация в российском образовании в связи с изменением в образовательных стандартах и требованием воспитания личности, способной к активной инновационной деятельности, заставляет педагогов, занимающихся с детьми в детских театральных коллективах, искать новые подходы в применении средств театра в педагогическом процессе. Одним из таких подходов является использование импровизации как вида творческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. АНТОНОВА О. А. Взаимодействие театра и школы в Санкт-Петербурге // Современный театр для детей: диалог театра и школы : материалы театрально-педагогического форума / Мин-во культуры и молодежной политики Самар. обл. ; ГУК СО «Самар. театр юного зрителя» ; «СамАрт» [и др.]. Самара : Самар. отд-ние Литфонда, 2008.
2. БАХТИН И. Т. Театр и его роль в воспитании // В помощь семье и школе. М. : Польза, 1911.
3. БЕЛИНСКИЙ В. Г. Собр. соч. М. : Изд. АН СССР, 1953. Т. 1.
4. БОЛОТОВ А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. М. : Терра, 1993- URL: http://wwwЛikebook.ru/books/view/97464/?page=].
5. ВЕНДРОВСКАЯ Р. Б. Отечественная школа 20-х годов: (в поисках педагогического идеала). М. : Изд-во РОУ, 1996.
6. ВСЕВОЛОДСКИЙ В. Н. Театр в школе и дома : руководство к постановке домашних и школьных спектаклей. СПб. : б. м., б. г.
7. ВСЕВОЛОДСКИЙ-ГЕНГРОСС В. Н. История театрального образования в России. СПб. :
Изд. дирекции императорских театров, 1913. Т. 1.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991
9. ДАНИЛОВ С. С. Очерки по истории русского драматического театра. М. ; Л. : Искусство, 1948.
10. ДЕТИ, театр, образование : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. / Муниципальное учреждение образования и культуры Гуманитарный цент «Театр». Екатеринбург, 1996.
11. ЕРШОВА А. П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности // Современные проблемы театрально-творческого развития школьников / Академия пед. наук СССР. М., 1989.
12. ЗАГАЙНОВА В. Л. Самодеятельный театр на Урале во второй половине 19 в. — начале 20 в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / УрОАН СССР. Екатеринбург, 1991.
13. ИОРДАНСКИЙ Н. Н. Школьные спектакли и инсценировки // Хрестоматийный сборник / под ред. Н. Н. Иорданского. М. : Москов. акционерное изд. об-во, 1926.
14. МУНИЦИПАЛЬНОЕ учреждение образования и культуры Гуманитарный центр «Театр». Проект инновационной начальной школы // Управление школой. 1999* № 2.
15. НЕСТЕРОВА И. Н. Проблемы начального образования в педагогической и культурнопросветительской деятельности Н. Ф. Бунакова в контексте общественно-педагогического движения 60-90-х гг. XIX века : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Воронеж, 2002.
16. ПЕРВЫЙ Всероссийский съезд деятелей народного театра в Москве. Постановление школьной секции съезда // Школа и жизнь. 1916. № 2.
17. ПЕРМИНОВА Л. М. От классических к постнеклассическим представлениям в дидактике и обучении // Педагогика. 2009. № 8.
18. ПИРОГОВ Н. И. Избранные пед. соч. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953.
19. ПРЯНИКОВА В. Г., РАВКИН З. И. История образования и педагогической мысли : учебник-справочник. М. : Новая школа, 1994.
20. ПЬЕСЫ школьных театров Москвы. М. : Наука, 1974.
21. РАДИЩЕВ А. Н. Полн. собр. соч. М. ; Л. : Изд-во Ан СССР, 1941. Т. 2.
22. РЕЗОЛЮЦИЯ 1-го Всероссийского съезда по вопросам народного образования (По секциям и комиссиям // Вестник воспитания. 1914. № 5. Приложение.
23. РОЗАНОВ С. Г. Дети и театр // Театр в школе : сб. науч. ст. / под ред. С. Г. Розанова. Л., 1924.
24. РОЛЬ театра в учебно-воспитательной работе школы : методически рекомендации / под ред. Ю. И. Рубиной. Ротапринт НИИ общей педагогики АПН СССР. М., 1975.
25. РУБИНА Ю. И., ЗАВАДСКАЯ Т. Ф., ШЕВЕЛЕВ Н. Н. Театральная самодеятельность
школьников: основы пед. руководства : пособие для учителей и руководителей театр.
коллективов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1983.
26. УЧЕНИЧЕСКИЕ спектакли в женской классической гимназии / В. А. Грингмут, Н. П. Шепелев, С. И. Любомудров. М. : Печатня А. И. Снегеревой, 1897.
27. УШИНСКИЙ К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // К. Д. Ушинский. Пед. соч. : в 6 т. М. : Педагогика, 1988. Т.2.
28. ШЕР Н. С. [и др.] Дети и театр : сб. ст. / под ред. Н. С. Шер. Л. : Мысль, 1925.
29. ЮРЦЕВ Б. И. Театральная работа у пионеров. М. ; Л. : Молодая гвардия, 1925.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Тагильцева