Научная статья на тему 'Социализация школьников средствами театральной педагогики'

Социализация школьников средствами театральной педагогики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1581
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новикова Наталья Ивановна

В статье рассматриваются возможности школьного театра для воспитания, обучения, социализации школьников в различные возрастные периоды, обретения ими способов деятельностного освоения (понимания, вживания) мирового отечественного и зарубежного опыта культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация школьников средствами театральной педагогики»

Мастер-класс

В статье рассматриваются возможности школьного театра для воспитания, обучения, социализации школьников в различные возрастные периоды, обретения ими способов деятельностного освоения (понимания, вживания) мирового отечественного и зарубежного опыта культуры.

Новикова Наталья Ивановна

учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1302 г. Москва

Социализация школьников средствами театральной педагогики

Как сделать учебную деятельность при изучении литературы интересной и интригующей, способствующей социализации?

Ключевые слова: театральная педагогика, социализация подростков, организация социокультурной деятельности, преподавание литературы.

Возможности школьного театра для педагогики трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. В России традиции школьного театра начали складываться в первой половине XVII В. Он возник в училищах, которые создавали «братства», выступавшие за национальную самобытную культуру, язык, литературу и бытовой уклад. Театр должен был включать ряд важных элементов: принципы античного сценического искусства, принципы ораторского искусства, приемы современного ему европейского театра. В 20-х гг. XVIII в. Первый школьный театр появился в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который так писал о его значении: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное». В середине XVIII в. организуется школьный театр в Петербургском Шля-хетном кадетском корпусе. Вначале в кадетском театре исполнялись французские трагедии на французском языке. В 1749 г. была поставлена трагедия «Хорев». С начала 1750 г., по распоряжению императрица Елизаветы, кадеты начинают исполнять про дворе пьесы А. П. Сумарокова.

Репертуар кадетского театра расширялся. В конце 1750 г. - начале 1751 г. Состоялись представления трагедии М. В. Ломоносова «Тамира и Селим». Елизавета была увлечена театром. «Сама императрица, по-видимому, занялась этой труппой...- писала

в своих «Записках» Екатерина II. - Ей вовсе не надоедало смотреть на представление этих трагедий, она сама заботилась о костюмах актёров.» «Новою породу людей, свободных от жестоких нравов общества», мечтала вырастить Екатерина II. Это была эпоха страстного увлечения театром. Преподавание театрального искусства вносилось в учебные программы. Сценическое искусство преподавалось в Шляхетном корпусе, Духовной коллегии и семинариях. Ученики Императорской Академии художеств в 1764 г. обратились к начальству с просьбой разрешить им играть комедии и трагедии. Кроме драматического искусства, пения и танцев, в Академии преподавалась и музыка. Не менее ревностно культивировало театр Общество благородных и мещанских девиц при Смольном монастыре (впоследствии Смольный институт). В XIX в. Министерство просвещения поощряло парадные спектакли на сценах привилегированных учебных заведений. Петербургские газеты отмечают постановки на гимнастических вечерах трагедий Софокла и Еврипида, комедий Мольера и Гоголя.60-е гг. XIX в. снова стал актуальным вопрос о школьном театре. Предлагались различные подходы к его репертуару, обсуждались его задачи, высказывались сомнения в пользе театра, вплоть до полного его отрицания. Однако подавляющее большинство педагогов и театральных работников были единодушны в оценке значения театра в образовании и воспитании молодежи. Много внимания проблемам школьных театров уделил первый Всероссийский съезд сценических деятелей, состоявшихся в Москве в 1897 г. В докладе Н. И. Тимковского говорится о том, что воспитание мало подготавливает человека к восприятию личных художественных ценностей, потому что «в школу искусство проскальзывает контрабандой, пугливо озираясь и даже стыдясь самого себя. Что мудреного, если воспитанные таким образом люди. выйдя в жизнь, набрасываются на картежную игру, сплетни, пьянство или питаются пошлыми подделками под искусство, отмахиваясь от серьезного театра?» Особое место в истории театральной педагогики занимают работы Н.Н Бахтина, которого современники называли энциклопедистом в вопросах школьного театра. Вот только некоторые проблемы, которые волновали его: роль детского театра учебном процессе, воспитательное значение школьного театра, специфика школьных спектаклей, репертуар школьного театра, необходимость «строить школы не иначе, как со зрительным залом».

В 1914 г. Н. Н. Бахтин выступает на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования с докладом «Детский театр и его значение для народной школы». Он утверждает, что прямая обя-

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

63

Мастер-класс

занность настоящего учителя словесности, во имя эстетического и морального воспитания молодежи, ввести наглядность в это воспитание. Необходимо добиваться того, чтобы по возможности все драматические произведения, которые возродят в программу обучения, были показаны учащимся в сценическом исполнении, хотя бы даже и не очень совершенно. В первые е годы советской власти интерес к школьному театру не угасает. Весной 1918 г. Театральный отдел Наркомпроса в Петрограде организовал постоянное Бюро, а затем и периодически созываемый Совет детского театра и детских празднеств, в который входили как театральные деятели, так и педагоги-внешкольники. Это был первый государственный орган, занявшийся вопросами детского театра. Насколько серьезно относился Наркомат Просвещения к занятиям с детьми театральным искусством, видно из тезисов, принятых на объединенном заседании секции Театрального отдела. «Так как раздельность преподавателя искусств в школе неизбежна, то необходимо принять меры к синтезированию выявляющихся при этом элементов искусства и наилучшею их таких мер является организация школьного театра. Задача школьного театра должна быть воспитательного, а не профессионального характера. Театр в школе должен являться притягательным центром для всех детских стремлений в области искусства и творчеств». Внимательно всматриваясь в современную практику школьного театра, можно обнаружить тенденцию становления нового типа отношений «театр-школа»: театр все более интересуется школой, а школе - театром, они ищут пути друг к другу, они более не хотят расставаться.

Роль театра в формировании личности подростка в настоящее время становится все более важной на фоне растущего интереса молодежи к разного рода развлекательным программам, шоу, как правило, не всегда высокого качества, которые шквалом обрушиваются на них с экранов телевизоров. Что может сделать педагог современной школы для привлечения учащейся молодежи к театральному искусству? Можно выделить следующие формы и методы педагогической работы с учащимися, возможные в практике современного театрального педагога: экскурсии по театру знакомство с работниками театра (цеха и различные службы); встречи с творческими работниками театра (тематические и по итогам спектаклей); диспуты и зрительские конференции; мастер-классы по написанию театральной рецензии; праздники просвещения в зрители; конкурсы и викторины на знание учениками репертуара театра, на лучшее сочинение или рисунок по спектаклю; обсуждения спектаклей. Традиционно в педагогической работе со зрителем особо

внимания требует к себе подростковая аудитория в силу известной проблемности возраста, в частности с точки зрения зрительских качеств восприятия и поведения. Как писал известный исследователь проблем взаимодействия театра со своим юным зрителем Ю.У, Фохт — Бабушкин: «Н умея найти общего языка с подростками, театр готовит себе печальное будущее». И как показывают психологические исследования, если между начальным и средним звеном школы, т. е. в подростковом, возрасте, у школьников не сформирован устойчивый интерес к театру, количество зрителей — старшеклассников значительно сокращается.

В нашей школе театральные постановки являются частью учебного плана. Спектакли, инсценировки отдельных эпизодов не самоцель, и на первом плане не актерский тренинг, не выработка отдельных навыков (да это было бы и невозможно при работе с целым классом. Школьный театр преследует выполнение иных задач. Он дает возможность проявиться самым разнообразным творческим способностям учащихся, восполняет недостаток личного опыта переживаний, развивает интерес к театральному искусству, художественной литературе. Театральная деятельность не имеет возрастных границ, но имеет возрастные особенности, которые должны учитываться при планировании работы над постановкой. Так, с учащимися 5-го класса на уроках внеклассного чтения можно инсценировать отрывки из произведений Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», А. Гайдара «Тимур и его команда, Р. Стивенсона «Остров сокровищ»». Почему выбраны именно эти книги? Во-первых, они интересны пятиклассникам, т. к. литературные герои приблизительно их возраст. Во-вторых, проблемы дружбы, взаимовыручки, честности волновали, и будут волновать детей всех времен. И, конечно же, опасные приключения, о которых мечтают все мальчишки и девчонки.

Учащиеся читают книги в течение первого месяца каждой четверти, затем проводится урок по данному произведению: проверяется знание содержания, задаются вопросы, позволяющие определить, как поняли учащиеся прочитанное, кто из героев понравился и почему? Поступки каких персонажей вызывают осуждение? На этом же уроке учитель сам делит класс на несколько групп по шесть человек и назначает руководителя в каждой группе. Дается задание: за неделю выбрать в данном произведении эпизод для инсценировки. Обязательные условия: в постановке должны участвовать все члены группы, продолжительность выступления группы — 5—7 минут. По истечении срока руководители сообщают о выбранном отрывке и распределении ролей учителю. Начинаются самостоя-

64

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Мастер-класс

тельные репетиции учащихся, а примерно через неделю все вместе, учитель и учащиеся, смотрят подготовительные инсценировки. Советы, рекомендации дает учитель, привлекая к этому и ребят. Часто ребята делают интересные замечания, поражая своей наблюдательностью. Учитель, в свою очередь, говорит о необходимости соблюдать тактичность, чтобы дети неосторожным словом не обидели никого из своих одноклассников. Так воспитывается культура общения. Зачем, совместно с учителем проводится две репетиции. С каждой новой инсценировкой учитель предоставляет учащимся больше свободы, самостоятельности, что способствует развитию фантазии, творческого мышления. На уроках, де показываются инсценировки, присутствуют гости: учителя и учащиеся параллельных классов. После выступлений проводится обсуждение - пятиминутный блиц - опрос зрителей и актеров. Что понравилось? Кто из исполнителей запомнился? Что получилось, а что нет, по мнению самих участников?

Уроки, построенные на основе театральной педагогики, создают атмосферу праздника, дают возможность приблизиться к таинственному, загадочному миру театра. Они нужны и детям, и родителям, т. к. сплачивают, объединяют семью, приобщая к общему делу, будь то домашняя репетиция роли, изучение дополнительной литературы, работа над костюмом, поиски реквизита. Школьная театральная жизнь способствует возникновению желания пойти на спектакль, созданный профессионалами. С подростками очень эффективная такая форма педагогической работы, как обсуждение спектакля. Например, такое обсуждение проводилось после двух спектаклей: «Сотворившая чудо» и «Повелитель мух». Они были адресованы именно подросткам. При обсуждении спектакля «Повелитель мух» лучше апеллировать к мужской аудитории, к мальчишечьим проблемам и чаяниям, и прежде всего на основе эмоционального и жизненного опыта вести разговор об особенностях художественного осмысления средствами театра, а при обсуждении спектакля «Сотворившая чудо» — соответственно к женской аудитории.

Подросток, зачастую не готовый к самостоятельному анализу, склонен присваивать чужие установки и ориентации. А это в случае общения с искусством, в частности с театральным, которое требует от человека прежде всего личной включенности, непродуктивно. Причем психологами не раз отмечалось, что девочки в подростковый период более конформны, мальчики же склонны к самостоятельному анализу и поиску. Поэтому некоторые методисты для выяснения подлинных первооснов личностного воспри-

ятия спектакля в подростков аудитории советуют опираться на мальчиков. Таким образом, в контексте данных обсуждений задача учителя, организующего обсуждение, помочь, подросткам разобраться в их собственных ощущениях и впечатлениях, сформировать у подростков доверие к себе как к зрителям. Как говорил В. И. Немирович-Данченко, спектакль «дозревает» дома, прорастает в зрителя, после того, как тот уходит со спектакля. Если подросток сумел погрузиться в мир образов спектакля, затеять с ними диалог, он будет возвращаться к ним в самых разных ситуациях своей жизни: находить аргументы для спора, подсказку для восприятия других произведений искусства, материал для самоанализа и собственного творчества.

Обсуждение призвано выявить и нейтрализовать негативные эмоции и снять страх перед непониманием произведений театрального искусства, помочь подростку наладить внутренний диалог с образами конкретного обсуждаемого спектакля и в целом сформировать позитивную установку на восприятие произведений театрального искусства. Очень интересна методика «безоценочного интервью». Основа данной методики была разработана и апробирована еще в 1970—1980 гг. педагогом-психологом Московского ТЮЗа О. И. Троицкой и на протяжении последующих лет развивалась и дополнялись как самим автором, так и ее учениками. В рамках методики «безоценочного интервью» подростковая аудитория изначально рассматривалась не как объект эстетико-педагогических воздействий театра и педагогов, а как субъект двустороннего общения. При применении данной методики учитель руководствуется несколькими принципами. Во-первых, обязательно начинает обсуждение с пробуждения эмоционально — образной памяти учеников, обязательно затрагивает образную структуру спектакля, чтобы обсуждение спектакля не превратилось в разговоры о жизни вообще, в-третьих, если материал обсуждаемого спектакля, чтобы обсуждениние спектакля не превратилось в разговоры о жизни вообще, в-третьих, если материал обсуждаемого спектакля позволяет это сделать, исходит из интересов самих подростков; в-четвертых, не ставит оценок за высказывания не обсуждении; в-пятых, поощряет все виды интеллектуального и творческого поиска учеников, и, наконец, в-шестых, все собственные сужденные суждения и реакции либо сохраняет втайне, либо, если ученика будут сильно настаивать, обнародует в конце разговора, подчеркнув, что это лишь одна из возможных версий.

Учитель должен снять у подростков страх интеллектуального анализа, вернуть подростка в мир чувств и образов, который им владел во время

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

65

Мастер-класс

спектакля. Многообразие приемов, позволяющих это сделать, зависит от фантазии и находчивости учителя. Однако существуют приемы, уже давно известные педагогам и главное апробированные на практике. Например, известен прием когда учитель просит учащихся закрыть глаза и попытаться ухватить первую картинку, первый звук, который приходит им в голову, когда они вспоминают спектакль. Далее педагог выборочно просит пять-семь учащихся описать этот самым первый явившийся в их сознании образ. Или, например, просит вспомнить такой момент спектакля, когда подростку хотелось заплакать или, наоборот, было смешно и весело, хотелось в ответ на какие-то действия персонажа подвигаться, потанцевать, попеть. Во время обсуждения можно предоставить возможность для реализации таких действий. Далее, если материал спектакля позволяет это сделать, можно обратиться в обсуждению блока вопросов, касающихся общения. Причем в данном случае имеется в виду общение и в качестве взаимоотношений персонажей на сцене, и в качестве того диалога, который, осознавая либо не осознавая этого, ведет подросток со сценой. В этой части обсуждения надо стараться ставить вопросы не «в лоб», а достаточно общо, чтобы привыкший чувствовать себя уязвимым подросток имел возможность маневра. Например, можно спросить о том, были ли в спектакле такие герои, с которыми подростку хотелось бы встретиться в жизни, или, может быть, напротив, во время спектакля он не мог отделаться от ощущения, что где-то он их уже встречал. Или о том, были ли в спектакле такие моменты, когда ему было стыдно за поведение героев или поведение героев его удивило и т. д. Можно спросить и о том, заметил ли он какие-то изменения в отношениях героев во время спектакля, и о том, менялось ли во время спектакля его отношение к героям и т. д.

Исследуя блок «общение», учитель вплотную подводит учащихся к образной системе спектакля, дает возможность проанализировать характеры герое и их собственное отношение к ним, не пугая необходимостью такого анализа и сохраняя образы героев живыми. Далее в методике «безоценочного интервью» его авторы и практики советуют переходить к игровому блоку обсуждения спектакля. Можно предложить учащимся озвучить мысли того персонажа, который в какой-либо сцене или вообще практически на протяжении всего спектакля молчит, или предложить представиться себе и разыграть диалог, который произошел между персонажами, когда они вышли за пределы сцены, в другую комнату и т. д. Важно при этом, чтобы школьники мотивировали свои ответы. Во

время выполнения подобных заданий необходимо обсуждать, что у кого получается более похоже, убедительно, изобретательно, интересною. Далее в обсуждении целесообразно предложить конструктивные задания по принципу негативного текста. Попросить ребят предположить, как и что изменилось бы в спектакле, если бы в нем, например, не было бы музыки, костюмов, декораций, какой-либо значимой детали и т. д. Для развития качеств зрителя - сотворца необходимо дать каждому ученику возможность предложить свой вариант художественного решения спектакля, поразмышлять на тему, чтобы он сделал, будь он режиссером спектакля, художником, композитором, артистом и т. д.

Приложение

Сценарий школьного спектакля по роману

Э. М. Ремарка «Три товарища»

Действие I

Явление 1

Авторемонтная мастерская. За столом сидит Роберт Локамп.

Роберт Локамп: Мне 30 лет. Было время, когда мне казалось, что не дожить мне и до 20. Детские годы, школа... А потом1917 год, Фландрияю

В полдень ранили Кестера. А вечером в наши укрытия потек газ. Детерс не успел надеть маску и наглотался газу. Наутро он умер.

1918 год. Лазарет. Рядом со мной лежал Штоль. У него уже не было ног, а он еще не знал об этом. Ночью в нашей палате умерли двое. Один медленно и тяжело.

1919 год. Революция. Солдаты против солдат. Товарищи против товарищей.

А потом!

После войны я встретил снова Кестера и Ленца. У нас мастерская авторемонтная, которая принадлежит Кестеру.

Явление 2

Появляется Кестер и Ленц.

Кестер: Как чувствует себя тридцатилетний?

Роберт: В общем хвалиться нечем.

Ленц: Здорово получилось сегодня, Отто. Наш «Карл» на полном газу ушел далеко вперед.

Роберт: Вы бы видели лицо владельца «Бьюика»!

Кестрер: Боюсь, что этот тип будет ужинать сегодня без всякого удовольствия.

66

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Мастер-класс

Явление 3

Те же и Биндинг с Патрицией.

Бидинг появляется с Патрицией.

Бидинг: Что это у вас за машина?

Отто: Вы что-то сказали?

Бидинг: Извините, моя фамилия Бидинг. Я просто спросил про машину.

Ленц: Да покажи ты ему машину, Отто.

Уходят Биндинг и Отто.

Явление 4

Ленц, Роберт и Пат.

Роберт: (обращаясь к Пат) Простите нас, пожалуйста. Мы не заметили вас в машине. Иначе наверняка не стали бы глупить.

Пат: А почему бы и не поглупить? Не так уж это было страшно. Мы думали, что «бьюик» вдвое быстрее вашей машины.

Роберт: Понятно! Но как видите, у нас было большое преимущество. Господин Биндинг, надо думать, здорово разозлился на нас.

Пат: На какое-то мгновение, вероятно, да. Но ведь надо уметь и проигрывать!

Ленц: Разумеется.

Роберт: Прекрасная погода!

Пат: Да, чудесная.

Ленц: И такая мягкая.

Роберт: Просто необыкновенно мягкая.

Появляются Кестер и Биндинг.

Кестер: А не выпить ли нам всем кофе?

Биндинг: Само собой разумеется.

Уходят Бандинг, Кестер, Патриция (к столику).

Явление 5

Роберт: Почему ты не выручил меня, когда я стоял перед ней, точно какой-то заика.

Ленц: Надо чему-то научиться и тебе, дитя мое!

Роберт: Нет у меня охоты учиться еще чему-нибудь!

Ленц: Попробую разведать, что там между ними -между этой девушкой и этим автомобильным каталогом.

Явление 6

Роберт и Ленц присоединяются к остальным.

Ленц: Господин Биндинг, я предлагаю нам выпить с вами что-нибудь покрепче (уводит его и Кестера)

Остаются Роберт и Пат.

Пат: Ваш друг сказал, что у вас сегодня день рождения.

Роберт: Меня и так уже весь день преследуют из-за этого.

Пат: Преследуют? Вы что же - не хотите, чтобы вас поздравили?

Пат: Ну тогда всего вам хорошего.

Раздается пение Биндинга и Ленца.

Роберт: По-вашему, он сможет повести машину?

Пат: Думаю, сможет (открыв пудреницу).

Роберт: Нельзя ли мне завтра позвонить и узнать, как вы добрались.

Пат: (задумавшись) Ну ладно, если хотите Вестер 27-96.

Все уходят. Остается один Роберт.

Роберт: Позвонить ей? Может, да, а может, и не стоит. Мне спокойная жизнь, в общем, устраивала меня. «Ты только никого не подпускай к себе близко, - говаривал Кестер, - а подпустишь - захочешь удержать. А удержать ничего нельзя.. ,»Автор: И роберт позвонил и назначил свидание! О, Господи! Ему страшно вспомнить об этом свидании. Чего он только ей не наболтал! Он проклинал себя! Хорошее же впечатление произвел он на эту девушку! Уж она-то, конечно, все заметила. Сама почти ничего не пила. А при прощании так странно посмотрела на него.

Действие II

Явление 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторемонтная мастерская. На сцене Кестер. Входит Робби.

Робби: А где же Ленц?

Кестер: Пошел принести чего-нибудь поесть.

Робби: Блестящая идея.

Кестер: Поесть всегда полезно. Это основной закон всех старых вояк.

Робби: Ты запилась «Карла» на гонки?

Кестер: (кивает)

Робби: Неужели на шестое?

Кестер: (кивает)

Робби: Черт подери, Отто, так же будет немало лихих гонщиков.

Кестер: (кивает)

Робби: Но если так, тогда за дело. Пора выкупать нашего любимца в масле.

Ленц: Стой. Сперва сами заправимся. Это дело нужно хорошенько отметить.

Робби: Я пить не буду.

Ленц: Что такое? С чего бы?

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

67

Мастер-класс

Робби: Мне надоело это проклятое пьянство.

Ленц: У нашего ребенка не все дома, Отто.

Кестер: Оставь его.

Робби: Да он свихнулся!

Робби: Готфрид, ты, кажется, знаток любви.

Ленц: Знаток? Я мастер в любовных делах!

Робби: Я хотел узнать: всегда ли влюбленные ведут себя по-дурацки?

Ленц: То есть как по-дурацки?

Робби: Болтают, несут всякую чушь.

Ленц: Деточка, любовь - это обман, чудесный обман со стороны матушки природы.

Робби: Значит, без некоторого обмана вообще не бывает любви?

Ленц: Да, но при этом можно показаться чертовски смешным.

Ленц: Заметь, мальчик: никогда, никогда

и никогда не покажется женщине смешным тот, кто что-нибудь делает ради нее. Делай что хочешь — стой на голове, болтай всякую чепуху, хвастай, но избегай только одного - не будь с ней рассудочным.

Робби: А что ты думаешь об этом, Кестер?

Кестер: Пожалуй, это так. И еще: никогда не проси прощения. Посылай цветы, только цветы. Они все покрывают, даже могилы.

Друзья сидят молча, задумавшись.

Ленц: Какая сегодня чудесная луна! Интересно, почему это устанавливают памятники разным людям? Почему бы не поставить памятник луне или цветущему дереву?

Ленц: Даю совет, абсолютно бескорыстно! Вчера я был в лунопарке. Там открываются новые аттракционы. Звони Патриции и приглашай ее.

Явление 2

Парк. Ленц, Отто, Роберт, Патриция, хозяин аттракциона, клоун, отдыхающие. Играет музыка.

Один клоун зазывает: «Дамы и господа, посетите новые аттракционы! «Американские горки», «Замок с привидениями», «Чертово колесо»!

Ленц: Вперед, ребята! (сдвинув шляпу на затылок, обращается к Пат). Займемся серьезным мужским делом. Сейчас будет добывать вас полное приданое.

Ленц, Робби по очереди набрасывают кольца, выигрывают призы. Ленц выигрывает будильник. Робби — плюшевого мишку, коляску, сервиз, сковородку.

Хозяин: Поздравляю! Очень рад за Вас!

Ленц: Что же нам с этим делать! Идея! Раздадим призы нашим болельщикам!

Раздают призы болельщикам: кузнецу, женщине с ребенком, кухарке.

Ленц: Не знаю, как вам, а мне сегодняшний день понравился!

Роберт: Проводим Патрицию домой и в мастерскую. У нас еще есть заказ.

Автор: Все было так хорошо. Но однажды позвонил профессор Жаффе и сказал, что хочет поговорить с Робертом о здоровье фрейлин Хольман. Фрейлейн Хольман серьезно больна, у нее туберкулез. Этой зимой она должна обязательно уехать в горы, в санаторий.

Роберт: Это известие потрясло меня. Но что за проклятый ужас! Миллионы людей здоровы! Почему же она больна? Проклятье! На это никто не даст ответа!

Автор: Почему же! Ответ есть» Прошедшая война и голодное детство.

Явление 3

Отто, Ленц, Робби, Пат. Прощание в поезде.

Ленц: До свидания, Пат! Если мы здесь обанкротимся, приедем все к вам. Отто в качестве тренера по лыжному спорту, а я как учитель танцев. Робби будет играть на рояле. Сколотим бродячую труппу и будем кочевать из отеля и отель.

Робби: Пойдем, давай выпьем кофе. Ты прекрасно держалась.

Пат: (пытаясь изобразить улыбку) Но на душе у меня совсем не прекрасно.

Робби: И у меня тоже. Поэтому мы и выпьем кофе. Хорошо?

Пат: (кивнула и положила голову ему на плечо) Любимый мой, чем же все это закончится?

Робби: Ты не должна плакать. Я так горжусь, что ты не плакала весь день.

Пат: Да я и не плачу. (покачала головой, и слезы потекли по ее лицу)

Робби: Выпей еще немного кофе. Так бывает в первую минуту, а потом дело пойдет на лад.

Пат: Да, Робби. Не обращай на меня внимания. Дай мне побыть одной несколько минут, я как —ни будь справлюсь с собой.

Робби: Зачем же? Весь день ты была такой храброй, что теперь спокойно можешь плакать сколько хочешь.

68

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Мастер-класс

Пат: И совсем я не была храброй. Ты этого просто не заметил.

Робби: Может быть, но все в том-то и состоит храбрость.

Пат: (пытается улыбнуться) А в чем же тут храбрость, Робби?

Робби: В том, что ты не сдаешься. Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы.

Пат: У меня нет мужества, дорогой. У меня только жалкий страх перед последний и самым большим страхом.

Робби: Это и есть настоящие мужество, Пат.

Пат: (прислоняясь к Робби) Ах, Робби, ты даже не знаешь что- такое страх.

Робби: Знаю.

Действие III

Явление 1

Санаторий. Столики в кафе. Роберт, Пат, Скрипач. Испанка и русский князь.

Робби: Я полагал, что увижу нечто вроде больницы. Но санаторий походил скорее на отель. В холле пылал камин. На нескольких столика стояла чайная посуда. Для Пат была приготовлена комната 69, а меня поселили во флигеле. Вечером нас пригласили на вечеринку, где мы познакомились с обитателями санатория.

Танцуют испанку с русским (поодаль стоит скрипач и наблюдает). Входят Роберт и Рат, направляются к столику. Скрипач подходит к ним.

Скрипач: Добрый вечер! Можно к вам? Извините, но у нас здесь без церемоний. Болезнь все упрощает. У нас у всех слишком мало времени. Я должен беречь себя (Роберт кивнул). А вот этот выкуривает каждый день по 50 штук.

Роберт: Что, один ведет себя так, другой наоборот.

Скрипач: Пусть она не хочет танцевать со мной, все равно будет моей.

Роберт: Кто будет вашей?

Скрипач: Рита. У нас с ней были хорошие отношения, а потом приехал этот русский и увел ее у меня. Но я заполучу ее.

Роберт: Вам придется очень постараться.

Скрипач: Наивный ангелочек! Не стараться нужно, а просто ждать. Я видел его рентгеновские снимки, конец. И настанет мой черед.

Роберт: Что ж, и это способ.

Скрипач: (передразнивая) И это способ. Это единственный способ, птенец вы желторотый.

Пат: Робби, мне душно, уйдем отсюда.

Явление 2

Автор, Робби и Кестер.

Автор: Несмотря на санаторное лечение, состояние Пат ухудшалось с каждым днем. Нужны были деньги и Робби позвонил Кестеру.

Кестер и Робби (на разных канцах сцены).

Робби: Кестер, здорово дружище!

Кестер: Привет, Робби!

Робби: Кестер, я возвращаюсь. Моих денег зватит не более чем на 10 дней. Я должен вернуться, чтобы зарабатывать!

Кестер: Я достану тебе денег. Не беспокойся. Через неделю ты все получишь. Как Пат?

Робби: Она слабее с каждым днем. Температурная кривая растет

Кестер: Тебе нельзя сейчас уезжать!

Робби: Спасибо тебе!

Кестер: До свидания!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Робби: Через неделю я получил деньги. Где же Отто мог их раздобыть?

И вдруг осенило! Какой ужас! Значит, Кестер, продал «Карла».

Явление 3

Доктор, Робби

Доктор: К сожалению, состояние госпожи Хольман очень тяжелое. Поражены оба легких! Мы сделали все, что в наших силах. Я сожалею.

Доктор уходит.

На сцене Робби, к нему подходит Пат.

Пат: Я все знаю, Робби. И целоваться нам теперь тоже нельзя.

Робби: А я буду тебя целовать, и черт с ним со всем!

Обнимает Пат.

Пат: У нас с тобой все вполне удалось. Лучше и не придумаешь. Жаль только, что длилось это так недолго. Слишком недолго.

Звучит музыка Э. Марикконе из фильма «профессионал»

Пат уходид со сцены. Пауза...

Робби: Она умерла в последний час ночи, до рассвета. Крепко держа меня за руку, она уже не знала, что я с ней. «Пат,» - сказал я, - «Пат». И впервые она мне не ответила.

Музыка продолжает звучать.

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

69

Мастер-класс

Литература

1. Бахтин Н. Н. Театр и его роль в воспитании: сб. На помощь семье и школе/Н. Н. Бахтин. - М.:1911.

2. Всеволодский-Генгросс В. История русского театра. -М - Л.,1929. - 392 с.

3. Колосова Е. Б. Обсуждение спектакля по методике безоценочного интервью/Е. Б. Колосова//Преподавание образовательной области «Искусство» в 2008/2009 учебном году. Методическое письмо. - М.: МИОО., 2008. -272 с., С.31-39.

4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика/А. В. Мудрик. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.

5. Ремарк Э.М. Три товарища/Э. М. Ремарк. - М.: Вагриус, 2005. - 448 с.

6. Савостьянов А. И. Гуманизация образования: ценностные ориентиры/А. И. Савостьянов//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 5. -С.7-10.

7. Сиденко А. С. Авторские педагогические разработки: роль, типы, уровни А. С. Сиденко//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 6. -С.16-20.

Урок посвящен проблеме недостаточной информативности учащихся о ВИЧ/СПИД инфекциях. Автор предлагает сценарий урока в форме игры.

Середа Ольга Анатольевна

учитель биологии и химии ТМБОУ «Носковская СОШ-И» Красноярский край Усть-Енисейский район п. Носок cereda25@rambler.ru

Тема урока:

«Всё в твоих руках»

Как можно повысить информированность подростков об опасности заражения ВИЧ/СПИД инфекциями?

Ключевые слова: подросток, здоровье, инфекции, ВИЧ/СПИД, профилактика.

ЦЕЛЬ: Повышение уровня информативности по проблемам с ВИЧ/СПИД, выработка установки для предотвращения заражения ВИЧ - инфекцией у подростков, формирование мотивации на сохранение здоровья.

Оборудование: плакаты по борьбе со СПИдом, видеофильм, значки символизирующие красную ленточку, медали, дорожка

На экране эпиграф;

«Дай Бог, чтоб милостею неба рассудок на Земле воскрес, он, что-то, кажется, исчез...»

А. С. Пушкин, мелодия пастушка.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Игра «Умницы и умники».

ВСТУПЛЕНИЕ: Здоровье безусловная ценность в жизни любого человека, но, к сожалению, многие люди начинают это осознавать только в зрелом возрасте. В молодости собственные силы и здоровье кажутся безграничными, что приводит к невнимательному отношению и даже причинению вреда собственному здоровью. Люди, родившиеся с ослабленным здоровьем, с детства осознают, насколько важную роль играет состояние здоровья и самочувствие в достижении жизненных целей; Для таких людей здоровье уже в юном возрасте является безусловной ценностью. К сожалению, здоровые молодые люди не всегда осознают, насколько великой ценностью они обладают - они здоровы! Во многих случаях заболевания являются результатом неправильного образа жизни и недостатка знаний о том, как себя защитить, сохранить здоровье и хорошее самочувствие на долгие годы.

Ребята, урок будет проходить в форме игры «Умницы и умники» (За правильный ответ - медаль). На доске тема урока (слайды 1, 2)

1. Отборочный тур:

- Какова продолжительность жизни эритроцитов?

ОТВЕТ: 3-4 месяца.

- Каковы причины малокровия?

ОТВЕТ: - Уменьшение числа эритроцитов в крови, понижение гемоглобина, большая потеря крови, недостаточное питание, заразные заболевания (лямблиоз, апистор-хоз), нарушение функций красного костного мозга.

70

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.