Научная статья на тему 'Инновационный проект «Школьный театр как средство развития личности школьникаи его творческой индивидуальности»'

Инновационный проект «Школьный театр как средство развития личности школьникаи его творческой индивидуальности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14566
2949
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР / ШКОЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шушарина Марина Юрьевна, Мирошниченко Елена Михайловна

Представленный в статье инновационный проект реализуется в рамках школьной программы «Одаренные дети» с 2009 года. Авторами проведено педагогическое исследование по выявлению методов, форм, приемов и техник в художественно-эстетическом образовании обучающихся, воздействия школьного театра на развитие творческих способностей школьников. По результатам исследования подготовлены методические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный проект «Школьный театр как средство развития личности школьникаи его творческой индивидуальности»»

МАСТЕР-КЛАСС

J

л

Шушарина Марина Юрьевна

заместитель директора по научно-методической работе Мирошниченко Елена Михайловна

учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель школьной студии «Театральный остров»

МОУ СОШ № 10 г. Нижний Тагил

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ»

_________________________________________________________________Г

Аннотация. Представленный в статье инновационный проект реализуется в рамках школьной программы «Одаренные дети» с 2009 года. Авторами проведено педагогическое исследование по выявлению методов, форм, приемов и техник в художественно-эстетическом образовании обучающихся, воздействия школьного театра на развитие творческих способностей школьников. По результатам исследования подготовлены методические рекомендации.

Ключевые слова: школьный театр, школьная театральная педагогика, творческая деятельность, педагогическое исследование, условия творческого развития подростков

Аннотация проекта

Школьный театр - особый вид учебно-воспитательной деятельности ученика и учителя, требующий собственной системы методических приемов и способов органичного включения театрального творчества в целостный учебный процесс.

Инновационный проект «Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности» реализуется в рамках школьной программы «Одаренные дети» с 2009 года. Уникальность проекта заключается в том, что включение уроков театра в образовательное пространство школы обеспечивает равные возможности в творческом самовыражении, самореализации и самоопределении подростков.

Впервые, в практике образовательного учреждения, проведено педагогическое исследование по выявлению методов, форм, приемов и техник в художественно-эстетическом образовании обучающихся, воздействия школьного театра на развитие творческих способностей школьников. По результатам исследования подготовлены методические рекомендации.

За время существования «Театрального острова» было подготовлено 5 спектаклей, более 70 школьников и 22 студентов Нижнетагильской социально-педагоги-

ческой академии и Нижнетагильского театрального училища участвовали в театральных постановках. Таким образом, выпускники продолжают занятия в студии, являясь студентами высших и средне специальных учебных заведений города.

В ходе работы над спектаклем студийцы приобретают навыки актерского и сценического мастерства, публичного выступления, опыт в создании театральных декораций, грима, костюмов, звукового оформления и т.д.

В январе 2012 года педагогической общественности города в рамках городского семинара, был представлен инновационный опыт образовательного учреждения по использованию методов театральной педагогики в развитии личности школьника и его творческой индивидуальности.

Ключевые понятия (термины, словосочетания) содержания работы

Школьный театр - особый вид учебно-воспитательной деятельности ученика и учителя, требующий собственной системы методических приемов и способов органичного включения театрального творчества в целостный учебный процесс.

Школьная театральная педагогика является частью театральной педагогики, существует по ее законам, направлена на воспитание личности ученика средствами театрального искусства.

70

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

МАСТЕР-КЛАСС

Индивидуальность - неповторимость, уникальность человека (Б. Г. Ананьев).

Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива, направленная на создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т. е. важных для формирования личности как общественного субъекта [10].

Введение

Детство талантливо своей свободой, свежестью восприятия, непосредственностью взглядов на жизнь, смелостью помыслов и действий. Между тем, мир детства - неотделимая часть культуры социальной жизни современного общества, испытывающего глубокий духовный кризис.

За последние годы в России значительно возрос удельный вес детской преступности, влечения к пьянству, токсикомании и наркомании. Проведенные в школе независимые социологические исследования показали, что среди учащейся молодежи нарастает тенденция к приобретательству, дети становятся эгоистичными, замкнуты на себе, нетерпимы к носителям иной культуры. Свободное время подростки предпочитают проводить, «зависая в сети Интернет», где уровень общения их можно сравнить с речью Эллочки-людоедочки, героини И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».

Идея образовательного проекта «Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности» возникла неслучайно. С 2003 года в школе реализуется программа «Одаренные дети», нацеленная на выявление, развитие и поддержку талантливой молодежи. Создано научное общество старшеклассников, возглавляемое Советом кураторов из числа опытных педагогов. Старшеклассники принимают участие в предметных олимпиадах, исследовательских проектах, экспедициях, интеллектуальных и творческих конкурсах. Результаты своей деятельности участники научного обще-

ства старшеклассников ежегодно представляют на школьной научно-практической конференции, всероссийских, региональных, областных, городских конкурсах, где становятся победителями и призерами.

Сегодня все усилия взрослых направлены на преодоление отчуждения подрастающего поколения от культуры, науки, творчества, общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров. На смену девальвации нравственных ценностей приходит ироническое к ним отношение. Знание как источник осмысленного духовного освоения человеком мира все более уступает место безликой, бездушной информации и «способам ее усвоения и переработки».

В условиях общеобразовательной школы это становится возможным благодаря интеграции общего и дополнительного образования, личностных и профессиональных качеств педагогов, выбора эффективных методик обучения и форм организации образовательного пространства [2,3].

Впервые в практике образовательного учреждения исследуются возможности школьной театральной педагогики в художественно-эстетическом образовании подростков, воздействии школьного театра на развитие творческих способностей обучающихся. Уникальность проекта заключается в том, что включение театральных уроков в образовательное пространство школы обеспечивает равные возможности в творческом самовыражении, самореализации и самоопределении подростков.

При разработке проекта учитывались приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, отраженные в нормативных документах:

• Концепция инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020».

• «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы».

• Федеральный государственный стандарт начального общего и основного общего образования.

• Концепция общенациональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.

Краткая характеристика проекта:

• по форме организации: индивидуальная и групповая формы работы;

• по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;

• по сфере применения результатов: культурологический, социальный;

• по широте охвата содержания: предметный и межпредметный;

• по составу участников: обучающиеся школы (14-17 лет), студенты Нижнетагильской государственной со-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

71

МАСТЕР-КЛАСС

циально-педагогической академии, студенты Нижнетагильского театрального училища;

• по характеру контактов: встречи с актерами и работниками Нижнетагильского драматического театра имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, Нижнетагильского театра кукол, Молодежного муниципального театра;

• участие в городской программе «Живи театр» - обязательное посещение спектаклей, соответствующих программным произведениям по литературе;

• по времени работы: продолжительный;

• форма продукта проектной деятельности: спектакль, индивидуальные презентации, звуковое оформление, подготовка декораций и др.

Цель проекта: создание условий, направленных на развитие интеллектуальной, духовно-нравственной сферы личности школьника, раскрытие его творческой индивидуальности, возможности самореализации и самоопределения.

Задачи проекта:

1. обеспечить условия всестороннего развития личности школьника, пропаганда театрального искусства, содействие формированию и развитию просвещённой зрительской аудитории, обладающей знаниями для грамотного восприятия сценического искусства;

2. организовать педагогическое исследование по выявлению форм, методов, приемов, средств школьной театральной педагогики, направленных на развитие творческих способностей, осуществить диагностику уровня их сформированности у подростков;

3. обеспечить возможность самореализации каждому участнику проекта через организацию учебно-познавательной, исследовательской, проектной, театрализованной деятельности;

4. обобщение результатов педагогического исследования, подготовка методических рекомендаций, презентация опыта работы.

Критерии оценивания результатов проекта

• Актуальность выбора темы спектакля, оригинальность творческого замысла, постановка выступления.

• Количественный охват школьников, студентов, педагогов различными видами творческой деятельности в проекте и спектакле.

• Вовлеченность учащихся в различные виды деятельности в рамках реализации проекта, подготовки к спектаклю, участие родителей обучающихся.

• Самостоятельность выполнения обучающимися декораций к спектаклю, грима, изготовление костюмов, звуковое сопровождение театральной постановки.

• Использование эффективных форм, методов, приемов и техник театральной педагогики в организации урочной и внеурочной деятельности.

• Использование современных информационно-коммуникационных технологий в подготовке спектакля, видеосъемка фильма - спектакля.

• Эмоционально-эстетическое впечатление, эмоциональность, «открытость» зрителю, доступность восприятия.

• Изучение общественного мнения о деятельности школьной студии «Театральный остров».

• Участие школьной студии «Театральный остров» в конкурсах и фестивалях.

Планируемый результат:

• развитие эмоционально-положительного отношения к театру, формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности;

• обогащение речи за счет образных выражений, словарного запаса, совершенствование навыков диалогической и монологической речи, развитие эмоциональной выразительность речи;

• совершенствование способности старших подростков поддерживать целеустремленность в развитии индивидуальности, творческого самовыражения.

• развитие опыта педагогического проектирования, методологической компетентности, повышение уровня профессионализма.

В рамках проекта «Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности» проводилось педагогическое исследование.

1. Характеристика педагогического исследования

Цель исследования: выявить педагогические условия творческого развития подростков - участников школьной студии.

Объект: процесс развития творческих способностей школьников.

Предмет: занятия в школьной студии, как средство развития творческий способностей школьников.

Теоретико-методологической основой исследования явились идеи о творческом развитии личности, социальной детерминации ее развития, роли активной деятельности в ее личностном самоопределении и формировании, в основе методологии исследования находились положения педагогики и психологии творчества, театральной педагогики, эстетического воспитания, культурно-досуговой деятельности, современные концепции художественно-творческого развития личности школьника в условиях школы-студии.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и специфику самодеятельного школьного театра-студии как социально-педагогиче-

72

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

МАСТЕР-КЛАСС

ского явления, влияющего на творческое развитие учащихся.

2. Рассмотреть художественно-педагогические условия обеспечивающие эффективность творческого развития подростков.

3 Осуществить подбор форм, методов, приемов и средств, обеспечивающих творческое развитие участников проекта.

4. Осуществить диагностику по изучению воздействия школьного театра-студии на развитие творческих способностей подростков.

5. Обобщить опыт работы по развитию творческих способностей средствами школьной театральной педагогики и представить его педагогической общественности.

В процессе исследования выдвинута гипотеза: творческое развитие участников школьного театра-студии может быть достигнуто на основе взаимодействия ведущих компонентов педагогического процесса, выбора педагогических форм, методов, приемов, средств и самореализацией подростков в окружающем социуме.

Методы исследования:

• методы теоретического и сравнительного анализа;

• моделирование педагогических ситуаций;

• наблюдение, анкетирование, опрос.

Теоретические положения по проблеме развития

творческих способностей обосновывали в своих трудах Б. М. Теплов [13], Р С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пономарёв [11].

Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы И. Ю. Кулагиной, Н. С. Лейтеса [7,13], Р С. Немова, Л. С. Выготского.

С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И. Я. Лернер, Н. С. Щуркова [14], В. А. Левин, А. А. Мелик-Пашаев.

В методике преподавания литературы в школе данная проблема освещена в трудах М. А. Рыбниковой, З. Я. Рез, В. А. Никольского, В. Г. Маранцмана, Н. Р Бершадской, М. Г. Качурина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогические аспекты творчески развивающих возможностей отдельных видов и жанров самодеятельности раскрыты в работах В. В. Белозерцева, О. Е. Виноградовой, С. Ф. Жунусовой, B. C. Кузина, Г. А. Опарина, А. И. Стороженко и др.

Важный блок в изучении механизмов воздействия театрального искусства на духовный мир личности представлен работами искусствоведов А. А. Казимирова, В. Д. Данченко, Д. П. Вайгрускайте и др.; театральных практиков А. Д. Попова, О. Н. Ефремова, Б. А. Покровского, Г. А. Товстоногова, А. Н. Эфроса, М. В. Захарова и др.; философов, рассматривающих любительский театр как одну из важнейших форм народной художественной культуры Н. Г. Рузаев,

Н. В. Гармиза, С. А. Наумов, Н. Н. Гудимов, О. В. Землянская и др.

Значительное число исследований связано с педагогическими аспектами проблемы. Воспитанием и формированием личности участников студийных коллективов занимались В. А. Богатырев и В. А. Три-тин, воспитанием культуры поведения подростков и педагогическим руководством деятельностью участников подросткового любительского театра В. И. Белов [4], В. И. Плотник, Т. В. Лаврова и др., формированием личности режиссера-педагога театральной студии В. П. Савина, Е. Г. Нефедов и др. В специальной литературе получили научное обоснование различные критерии творческой активности личности в условиях самодеятельного театрального коллектива в трудах А. И. Аверьянова [1], Н. Ш. Владимировой, Е. В. Кадула, B. C. Казаринова, Г. И. Маленко-вич, Л. М. Петровой, В. И. Плоткиной, А. Н. Сердюка, П. А. Слижиковой, Е. И. Смирновой, М. М. Шибаевой и др.

Тем не менее, проблема влияния школьного театра на творческое развитие детей и подростков остается актуальной в педагогической науке.

На наш взгляд, изучение развития творческих способностей обучающихся средствами школьной театральной педагогики будет интересным для общей методики обучения и воспитания.

1.1. Школьная театральная педагогика: вчера, сегодня, завтра

Школьная театральная педагогика является традиционной для отечественной системы образования и оказывается совершенно необходимой для современной школы, поскольку именно школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка.

Феофан Прокопович пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению плен-ническому подобное» [Цит. по: 5, с.299].

В различные эпохи школьная театральная педагогика выполняла особые функции: в Средневековье она носила преимущественно мистериальный характер; в XVIII веке -просветительский, иллюстрируя произведения литературы и воспитывая учеников; в XIX веке театр обособляется от учебного процесса, становится внеклассной работой, средством заполнения досуга. Драматична судьба школьного театрального движения в России советского времени: от создания музея школьного театра (программа 1918 года, которая так и не была реализована) до разработок уроков театра с 1 по 11 класс; от нищих драматических кружков до блестящих Международных школьных театральных фестивалей.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

73

МАСТЕР-КЛАСС

Основная причина невостребованности школьной театральной педагогики - в специфике тоталитарной педагогической парадигмы, где обучающийся выступает в качестве пассивного объекта обучения [4].

В образовательном проекте «Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности» предпринята попытка возрождения школьной театральной педагогики, как активной обучающей, развивающей и воспитывающей формы деятельности, ориентированной на становление индивидуальных и личностных качеств школьников.

Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции, становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы [6,8,9].

1.2. Театральная история города Нижний Тагил

Любой театр имеет свою страницу в истории. 150 лет назад, 30 декабря 1862 года в городе Нижний Тагил состоялось первое театральное представление заводского любительского театра. Под непосредственным воздействием Нижнетагильского заводского театра создавались театральные коллективы в рабочей среде. Первый организатор и руководитель народного театра был служащий заводских железных дорог

A. Ф. Бургер.

За период с 1892 по 1916 годы в заводском театре были поставлены пьесы А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, М. Горького, А. П. Чехова,

B. И. Немировича-Данченко, Л. А. Мея.

После гражданской войны началась новая страница в театральной истории Нижнего Тагила, большинство спектаклей имели идеологическую и политическую направленность. Появляются новые самодеятельные коллективы «Синяя блуза» и «Живая газета», Театр рабочей молодежи (ТРАМ).

В годы войны в город Нижний Тагил был эвакуирован ленинградский Новый театр. Ленинградцы уральцам подарили свыше 470 спектаклей. Но главное, артисты из города на Неве приняли непосредственное участие в создании тагильского театра кукол (17 мая 1944 г.). В 1969 году театр кукол получил новое здание на 250 мест, построенное по проекту заслуженного архитектора России А. И. Обухова.

Театр кукол является первым профессиональным театром в городе, на его сцене были поставлены популярные сказки «Волшебник Изумрудного города» и «Три поросенка» (режиссер О. В. Зарубин), спектакль для взрослых «Божественная комедия» И. Штока. Впервые в России, в Тагиле, на кукольной сцене был поставлен спектакль «Собачье сердце» М. Булгакова (режиссер Г. М. Гольдман, 1987-1991 г. г.).

Современный репертуар Нижнетагильского театра кукол насчитывает около 30 спектаклей, в них используются перчаточные, тростниковые, планшетные марионетки, теневые, мимические и ростовые куклы. Театр по-прежнему много гастролирует. Особой популярностью пользуются спектакли «Попрыгунья стрекоза», «Маша и медведь», «Шалунишки» и др.

Событием в культурной жизни города стало открытие молодежного муниципального театра (1993 г.), художественный руководитель В. Д. Вейде. Основу репертуара составляет современная драматургия, затрагивающая социальные вопросы и темы, формирующие гражданскую позиции молодежи. Постоянно востребован спектакль «Семья Вурдалака», поднимающий проблемы наркомании в молодежной среде, метко названный театральными критиками «прививкой от наркотиков». Спектакль видели зрители 15 городов Свердловской области.

Молодежный муниципальный театр - постоянный участник Международного фестиваля «Реальный театр» (г. Екатеринбург) и регионального фестиваля-конкурса «Браво». На сцене театра были показаны дипломные спектакли выпускников факультета сценического искусства Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии - «Пока я дышу» (история о жизни Коко Шанель), «Три лика России», основу которой составила поэзия А. Ахматовой и М. Цветаевой, мюзикл «День рождения кота Леопольда», мелодрама «Свободные бабочки» и литературная композиция по произведениям А. П. Чехова «Казусы жизни».

В Нижнем Тагиле сегодня три профессиональных театра, и каждый из них имеет собственное лицо, собственную эстетическую программу. Посещение спектаклей, встречи с актерами городских театров является обязательным для всех студийцев, по мнению педагога, только в непосредственном общении с искусством можно приблизиться к пониманию художественного смысла произведения, творческого замысла режиссера, сценических действий и тонкостей игры актеров. Посещение театра помогает студийцам не только на репетициях, но и на уроках при изучении программных произведений по литературе.

74

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

МАСТЕР-КЛАСС

1.3. Методические рекомендации к проведению занятий в школьной студии «Театральный остров»

(из опыта работы)

Разработка методики школьной театральной педагогики, органично включенной в образовательное пространство, сегодня становится актуальной педагогической потребностью. При этом важно подчеркнуть, что речь идет не об эпизодических приемах, а о системе методов превращения образовательного движения личности в процессе ее активного вхождения в культуру.

На наш взгляд, создание спектакля это не цель, а средство образования эмоционально-чувственной сферы ученика. Перед учителем стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических методов, форм, приемов, средств, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ученика, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников на каждом этапе урока.

Чтобы увидеть подростка в процессе образования, его надо, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Особое внимание педагогом, Е. М. Мирошниченко, уделяется мотивационному этапу деятельности учащихся. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности. Здесь важны:

• новизна, практическая значимость подаваемого материала;

• четкое структурирование;

• логичное, яркое, контрастное выступление;

• ритмичное чередование видов деятельности;

• опора на возрастные, гендерные и индивидуальные потребности.

По мнению педагога, этому будет способствовать использование нетрадиционных форм обучения на уроках, таких, как видео экскурсии, прием «шести ролей», метода погружения, проведение мини-исследования с обязательной презентацией результатов работы и др.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Культура общения педагога с подростком становится образцом для подражания в общении со сверстниками, взрослыми.

Ситуация успеха - эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит учащихся к внутреннему противоречию - «действительно ли я такой?». Правильный выход зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

На уроках закладывается фундамент будущего спектакля. Принципиально значимым является способ воздействия на личность подростка посредством художественных произведений, соединенных в урочной и внеурочной деятельности.

Один из приемов - непосредственно эмоциональное вслушивание - требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда - репродукции картин, слайдов). Главная задача - создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» обучающихся в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих подростков. Такие уроки должны оставлять у школьников ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто.

Выразительное чтение взрослого. Чтение взрослого - это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.

Выразительное чтение самих подростков. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.

Художественная литература - богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения - не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» школьника в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.

Акцентное вычитывание - своего рода самостоятельное «вычерпывание» из текста определенных моментов для решения тех или иных читательских задач, например, вычитывание развития образа-переживания лирического героя, отношения автора к происходящему, изменения в поведении героя.

Системно-деятельный подход, являющийся основным при реализации ФГОС второго поколения, предполагает использование на уроках при-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

75

МАСТЕР-КЛАСС

ема «шести ролей: «автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк». Отношение «автор - литературное произведение - читатель» - процесс практической литературной деятельности самих школьников то в роли «автора», то в роли «читателя». Обе эти роли творческие: как автор, так и читатель не имеют «готового» образа; автор создает его по законам искусства, а читатель «воссоздает». Работа в роли «критика» - литературно-критическая и нравственная оценка. Чтобы творчество автора и читателя было успешным необходимы знания по теории литературы -работа в роли «теоретика». Каждый должен побывать в роли «художника», представляя и воображая смоделированную ситуацию. Роль «историка» позволяет взглянуть на объект обсуждения с точки зрения культурного наследия. Таким образом, главная задача работы с литературным произведением -поставить учащихся в те роли, без которых невозможна полноценная читательская деятельность, помочь детям утвердиться в них, овладеть средствами и способами решения нравственных проблем. Здесь невозможно обойтись без опоры на интеллектуальную сферу учащихся.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту обучающихся и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации [12].

Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.

В ходе педагогического исследования были апробированы следующие личностно-развивающие ситуации:

• проблемная - когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

• прогностическая - направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

• конструктивная - предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

• оценочная - направлена на формирование и развитие навыков оценки;

• аналитическая - используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

• репродуктивная - предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций, учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно - в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

В конце каждого урока педагог предлагает самостоятельно подвести итог, что позволяет избежать лишней назидательности, а школьникам -проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроке знаний. Там, где это целесообразно и вытекает из хода урока, следует предложить организовать мини-исследования.

За время существования школьной студии «Театральный остров» разработаны и поставлены спектакли:

1. К 200-летию Н. В. Гоголя (2009).

2. «Ищите женщину» (Русская сатира XIX века). (2010).

3. «Доктора вызывали? К вам - доктор Чехов» (2011).

4. К 300-летию М. В. Ломоносова (2011).

5. «Про Федота-стрельца». Сказка Л. Филатова (2012).

1.4. Результаты

педагогического исследования

В ходе работы над проектом нами были определены задачи исследования, основное содержание деятельности, планируемый результат (табл. 1).

При проведении исследования использовались: методика «Чувство новизны» разработана М. И. Рожковым; методика «Способность преобразовать структуру объекта», разработана Б. С. Али-шевым; методика «Направленность на творчество», разработана Л. А. Воловичем; методика «Критичность», разработана Ю. С. Тюнниковым. Все методики адаптированы З. М. Рачковой, преподавателем кафедры психологии Иштымского государственного педагогического института (ИГПИ) имени П. П. Ершова.

Критерии оценки уровня развития творческих способностей:

1. «Чувство новизны».

2. Умение и стремление к познанию.

3. Способность преобразовать структуру объекта.

4. Направленность на творчество.

5. Критичность.

6. Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях.

7. Стремление к реализации своих способностей.

8. Развитость чувства прекрасного. Обладание способностью к рефлексии (способность к оценке и самооценке результатов своей деятельности).

В табл. 2 представлены результаты исследования уровня развития творческих способностей учащихся, участников литературной композиции, посвященной

76

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

МАСТЕР-КЛАСС

Таблица 1

Этапы проектно-исследовательской деятельности

№ п/п Этапы и сроки реализации Задачи исследования Содержание деятельности Планируемый результат

1. Подготовительный Определить сущность и специфику самодеятельного школьного театра-студии как социально-педагогического явления, влияющего на творческое развитие учащихся Теоретический анализ литературных источников по проблемам творческого развития участников самодеятельных коллективов и методики работы специалистов Набор литературных произведений для театрализованных постановок; встреча с руководителями самодеятельных театров города

2. Организационный Рассмотреть художественно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческого развития детей и подростков Анализ нормативных документов, учебно-творческих планов самодеятельных школьных театров-студий Разработка программы внутришкольного эксперимента

3. Опытно-экспери- ментальный Осуществить подбор форм, методов, приемов и средств, обеспечивающих творческое развитие участников проекта Наблюдения за творческим развитием участников самодеятельного театрального коллектива в процессе подготовки и реализации постановочных работ Проведение открытых мероприятий. Анализ полученных результатов

4. Диагностический Проверить эффективность воздействия школьного театра-студии на развитие творческих способностей подростков Проведение исследований по методикам: - «Чувство новизны»; - «Способность преобразовать структуру объекта»; - «Направленность на творчество»; - «Критичность - умение и стремление к познанию; - способность преобразовать структуру объекта; - направленность на творчество; - критичность мышления; - наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях; - стремление к реализации своих способностей; - развитость чувства прекрасного; - обладание способностью к рефлексии.

5. Завершающий Обобщение результатов работы Выступление разработчиков проекта с докладами на заседании школьного и городского методического объединения Подготовка методических рекомендаций

300-летию М. В. Ломоносова в 2010-2011 учебном году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование проводилось в два этапа, в начале учебного года работы студии и после завершения спектакля. В исследовании приняли участие 27 человек - участники студии, учащиеся гуманитарного класса с углубленным изучением русского языка и литературы.

В табл. 2 представлен средний результат по выборке. Из обобщения результатов первой части эксперимента уровень развития творческих способностей данных учащихся характеризуется средними показателями. После проведения системы занятий, репетиций, участия в спектакле, которое стало

ярким и впечатляющим для ребят, затронуло всех участников проекта, разожгло интерес к творчеству. Мы провели вторую часть эксперимента, нацеленную на выявление изменения уровня развития творческих способностей учащихся. Сравнительный анализ результатов второй части эксперимента показал, что увеличился процент учащихся, чья направленность на творчество возросла, особенно по критерию «чувство новизны» и «самооценка». Уменьшился процент учащихся с низким уровнем умения и стремления к познанию. Остальные показатели по критериям оценки уровня творческих способностей незначительно возросли, либо существенно не изменились.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

77

МАСТЕР-КЛАСС

Таблица 2

Результаты диагностики уровня развития творческих способностей участников школьной студии «Театральный остров» (2010-2011 г.)

№ п/п Критерии Показатели Процентное соотношение уровней показателей

1 этап диагностики 2 этап диагностики

низкий 32 28

1. Чувство новизны средний 60 64

высокий 18 18

низкий 21 20

2. Способность преобразовать структуру объекта средний 7 67

высокий 12 13

низкий 24 16

3. Направленность на творчество средний 65 67

высокий 11 17

низкий 11 11

4. Критичность средний 25 25

высокий 54 54

низкий 41 25

5. Самооценка средний 4 40

высокий 55 35

низкий 54 25

6. Стремление к самореализации средний 2 40

высокий 44 35

низкий 48 25

7. Рефлексия средний 10 40

высокий 42 35

Выводы

Новизна и значимость проекта заключается в том, что впервые в образовательном учреждении были исследованы педагогические условия творческого развития подростков средствами школьной театральной педагогики.

Раскрыта сущность и специфика самодеятельного школьного театра-студии, как социально-педагогического явления влияющего на творческое развитие учащихся.

Рассмотрены педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческого развития подростков.

Выявлена эффективность методов и приемов воздействия школьного театра-студии на развитие творческих способностей детей и подростков, способствующих приобщению их к изучению, возрождению и развитию контактов с окружающей социальной средой.

Заключение

Как показало исследование, одна из главных задач, которую ставит перед собой и решает школьный театр-студия, состоит в социализации досуга, предоставлении необходимых условий для творческих занятий подростков. Чтобы максимально реализовать эти условия, нужно всесторонне изучить каждого студийца, его потребности, интересы, ведущие мотивы поведения, трудности, конфликты, ориентация и многое другое.

Исследованием установлена непреложная закономерность: разрыв связей и отношений в любой области духовной жизни вносит не разрешенные проблемы в творческое развитие личности, а восстановление этих связей ускоряет это развитие. Укрепление, обогащение отношений, контактов между подрастающим человеком и окружающей его развивающей средой.

78

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

МАСТЕР-КЛАСС

Полученные данные позволяют сделать вывод, что сценические средства искусства позволяют влиять на конкретную творческую деятельность студийцев, наполняют ее духовным содержанием только в определенных педагогических условиях. К ним относятся общая и частичные методики работы с самодеятельным театральным коллективом, с помощью которых происходит самосовершенствование и самоорганизация личности в ее творческом развитии. Здесь актуальным является дозировка и степень целесообразности и использования тех или иных методов и приемов в создании театрализованной программы.

Методика работы с участниками студии предусматривала стремление выслушать подростка, помочь ему, если он в этом нуждается, порадоваться за него, доверять ему решать многие вопросы (как организаторские, так и театральные) под регулярным контролем за их деятельностью.

Конкретным результатом деятельности педагога в этом направлении стало устойчивое продвижение к закреплению основных составляющих элементов творческого потенциала участников театра как в учебно-репетиционной, так и внестудийной работе, а именно:

• интереса и активного стремления к участию в творческих делах театрального коллектива;

• умения переносить приобретенные знания, творческие умения и навыки на новые и часто неожиданные ситуации, возникающие в ходе постановочного процесса;

• степени развития у детей творческой фантазии, способствующей созданию в коллективе благоприятного психологического климата, атмосферы эмоционального подъема и раскрепощенности.

При обосновании педагогических условий творческого развития личности участников школьного театра-студии учитывались:

• особенности социокультурной ситуации в микрорайоне;

• духовные потребности подростков и их родителей;

• приоритетные направления (специализированных учебных классов) школы;

• укрепление межпредметных связей.

В перспективе школьная студия должна превратиться в постоянно действующее звено принципиально новой, интеграционной системы творческого развития ребенка, системы, которая закладывает единство интеллектуальной, духовной и эмоциональной культуры юного человека.

Наконец, очень важна организация и проведение регулярных конкурсов искусств по различным

жанрам. Эти акции поощряют и активизируют детское творчество, способствуют раннему выявлению талантов, формируют соответствующие круги общения, стимулирование творческого отношения к жизни не только школьников, но и взрослого населения.

Проведенное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации дополнительного образования, связанных с проблемой творческого развития личности ребенка.

Литература

1. Аверьянов А. И. Психолого-педагогические условия организации Социального взаимодействия в театральном объединении подростков: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1994.

2. Амиров Р. Пути совершенствования педагогического руководства внеклубными формами самодеятельного художественного творчества: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1982.

3. Бакланова Т. И. Самодеятельное художественное творчество: организация и научно-методическое руководство. М., 1986.

4. Белов В. И. Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1985.

5. Всеволодский-Гернзросс В. Н. История русского театра. Л.- М.: Искусство, 1977.- 299 с.

6. Дельгас Г. В., Фомина И. Н. Играя в театр, познаем мир // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 3.

7. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников.- М., 2000.

8. Накишова Е. Ю. Воспитательные возможности хорового театра детей и подростков // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.

9. Новикова Н. И. Социализация школьников средствами театральной педагогики // Эксперимент и инновации в школе - 2011.- № 3.

10. Педагогический словарь. М., 1999.

11. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1987.

12. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

13. Теплов Б. М., Лейтес Н. С. К проблеме индивидуально-психологических различий. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.

14. Щуркова Н. Е. Воспитание детей в школе. М.: Новая школа, 1998.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.