Научная статья на тему 'Театр для детей и юношества по системе З. Я. Корогодского'

Театр для детей и юношества по системе З. Я. Корогодского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
998
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Театральное искусство / театр для детей и юношества (ТЮЗ) / самостоятельная работа / режиссер-педагог.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков Владимир Николаевич

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к студенту и выпускнику-режиссеру высшего учебного заведения в изменяющихся социально-педагогических условиях современного мира. Предлагается богатый опыт известного педагога и режиссера ленинградского ТЮЗа Зиновия Яковлевича Корогодского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театр для детей и юношества по системе З. Я. Корогодского»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________________

способностей, данных ему природой, но еще и в силу громадного труда, по шлифовке своих природных способностей, он становится подлинным мастером, постоянно учась, постоянно наблюдая и размышляя, и укрепляя то, что лежит в сфере его мировоззрения. «Не терзается никакими сомнениями, всегда доволен собой любитель. Мастер всегда очень строг к себе, мастеру не свойственно самодовольство, зазнайство», -так формулировал важнейшие моральные требования к режиссеру В. Э. Мейерхольд. [2, с. 176]. Именно такой путь формирования личности, профессиональных способностей мы можем обозначить в обучении студента, а затем и выпускника - актера и режиссера театрализованных представлений и праздников. Список использованной литературы:

1. Станиславский, К.С. Собрание сочинений. Т. 3: Работа актера над собой. Ч. 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика / ред. В. Н. Прокофьев / К.С. Станиславский. -Москва: Искусство, 1956. - 503 с.

2. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. В 2-х ч. Ч.1 1891-1917/ В.Э. Мейерхольд; ком. А.Е. Февральского. - Москва: Искусство, 1968. - 350 с.

3. Марков, О.И. Современные проблемы подготовки режиссеров театрализованных и традиционных форм досуга / О.И. Марков // Режиссерские и продюсерские инновации в театрализованном действии: сб. ст. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУКИ, 2012. - С. 38 - 46.

© В.Н. Поляков, 2015

УДК 792

Поляков Владимир Николаевич

доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры Чувашского государственного института культуры и искусств,

г. Чебоксары, РФ E-mail: talant.chgiki@yandex.ru

Моему педагогу к 90-летию со дня рождения посвящается!

ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ПО СИСТЕМЕ З. Я. КОРОГОДСКОГО

Аннотация

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к студенту и выпускнику-режиссеру высшего учебного заведения в изменяющихся социально-педагогических условиях современного мира. Предлагается богатый опыт известного педагога и режиссера ленинградского ТЮЗа Зиновия Яковлевича Корогодского.

Ключевые слова

Театральное искусство, театр для детей и юношества (ТЮЗ), самостоятельная работа, режиссер-педагог.

Театральное образование, особенно актерское, должно быть ускоренным, а вернее ранним. Почему-то в музыке, балете, цирке - это норма. Чемпионы художественной гимнастики, танцев на льду в юные годы уже на уровне искусства, в 17-19 лет достигают сверхубедительной внутренней и технической зрелости.

Нам удалось провести опыт с ребятами от 10 до 16 лет по раннему обучению актерскому мастерству, он убедил нас в том, что сегодня назрела необходимость развернутого эксперимента по профессиональной подготовке актеров в границах общеобразовательной школы, чтобы к ее окончанию, в 17-18 лет, иметь право на актерскую профессию. История русского театра и современные зарубежные опыты защищают такой путь.

285

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х___________________

Хорошо было бы обучение театру начинать с первых школьных лет, а к окончанию школы получить не только общеобразовательный аттестат, но и актерский диплом. Такие спецшколы-лицеи (по типу хореографического училища) возможны, а в мире они уже давно существуют. На наш взгляд, здесь начало театральной реформы. Только бы решиться, и не держаться за вчерашний опыт» [1, с. 47].

В Чувашском государственном институте культуры и искусств в 2015 году был выпущен актерский курс для Чувашского государственного театра юного зрителя (ТЮЗ) им. М. Сеспеля. Сегодня в вузе обучаются студенты актерского отделения для Чувашского государственного экспериментального театра и Чувашского государственного театра кукол. Выпускникам всех этих курсов придется в ближайшем будущем работать в сложной обстановке, так как проблема работы театров для современных детей, подростков и молодежи обозначена, сегодня особо. Как помочь им ориентироваться в сегодняшней, очень непростой, действительности?

В этой ситуации, возможно, имеет смысл опереться на опыт работы народного артиста РСФСР, профессора Зиновия Яковлевича Корогодского (1926-2004), который 26 лет был художественным руководителем Ленинградского ТЮЗа и за 40 лет своей творческой деятельности выпустил 23 актерскорежиссерских курса, написал методические пособия для подготовки профессиональных актеров, режиссеров, руководителей театральных студий, самодеятельных театров и кружков. Его труды востребованы и сегодня. «Театр для детей и юношества, как клиника нравственного здоровья, помогает обществу вырастить детей и подростков здоровыми, а если надо, то и лечит их... Сознание того, что ты у пульта будущего, - вот вознаграждение нам за труд» - писал З.Я. Корогодский. [1, с. 90]. «Рыцарь детского театра» - так назвал его писатель Анатолий Алексин и посвятил режиссеру и его театру свою повесть «Действующие лица и исполнители».

Зиновий Яковлевич не плыл по течению, строил сам свою жизнь, свое творчество, свой театр и последовательно и страстно разрабатывал методологию создания - «ТЕАТР-ДОМ». Его актеры вспоминают, что лицейская общность, дружба, братство было в основе творческого воспитания, где главным были перефразированные некрасовские строки в лозунг - «Артистом можешь ты не быть, но человеком быть обязан».

Георгий Тараторкин, народный артист России вспоминает: «Для каждого из нас, учеников Зиновия Яковлевича, театр был домом и семьей, мы так воспитаны»[3, с. 196], а Ольга Волкова, народная артистка России отмечает: «Какое счастье, когда рядом с тобой страстный, сильный, изобретательный и высоко -нравственный человек. Его культура вкус, острый ум, умение видеть и знать то, что мы тогдашние, не знали, не замечали. Он был щедр и азартен в своей страсти к театру. Он, действительно, был и остается для меня до сих пор главным человеком»[3, с. 60]. «Я считаю себя очень счастливой. По жизни, по актерской судьбе. Я провела лучшие годы в ленинградском ТЮЗе, с 1960 по 1998 год. Часто об этом периоде говорят, что мы были привиты одной прививкой, были людьми одной крови. Низкий поклон этому театру и З.Я. Корогодскому», говорит народная артистка России Ирина Соколова. [3, с. 186]

Студия - это коллектив, где живут по единым творческим законам, законам творческой мастерской-лаборатории, где идет сложнейший эксперимент: в муках рождается из хрупкой сильная, из слабой мужественная, из ранимой бесстрашная личность артиста или режиссера, которая живет радостями и болями мира, готовясь бороться за его совершенство. Корогодский писал: «В юности очень важно иметь старшего друга, наставника и учителя, который помогает становиться умнее, совершеннее. Поэтому, театр, разговаривая со своими младшими друзьями на языке искусства, должен заронить в их душу зерно добра, человечности, уменье защищать слабого, отстаивать справедливость». [1, с. 104].

Суть «школы» Зиновия Яковлевича в работе со студентами - это воспитание особой творческой совести и чувства, право выйти на сцену. Он повторял: «В искусстве нельзя чирикать, либо пой, либо заткнись». В его методике одним из основных направлений было: будущего актера, независимо от способностей и таланта, надо, прежде всего, научить «театральной грамоте». Ставка на талант дело не надежное, а воля, постоянный тренинг- путь более надежный. Обучение - это распознание, где ученик познает себя, а учитель - ученика. Об этом им написаны основные правила:

- взаимоотношения педагога и ученика - не мы вас учим, а вы учитесь у нас;

- профессия актера и режиссера - это профессия сильных, волевых людей;

286

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________

- активность, инициатива в работе над собой - залог ваших успехов;

- то, что мешает творчеству, вы должны мужественно устранить;

- работать над собой - это значит делать себя;

- мы будем хорошо относиться, к вам за вашу способность учиться, за ваш самостоятельный труд;

- кто много успевает, жадно берет все советы, тот обычно и бывает «любимчиком»;

- талант - это алмаз, а чтобы он стал бриллиантом - его надо шлифовать, чтобы он засверкал всеми гранями.

В театральном образовании урок это только контрольно-установочная встреча «мастера» с учеником. Корогодский привел для будущих режиссеров и актеров примеры высказываний разных педагогов и деятелей культуры: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования!» - писал немецкий педагог А. Дистервег. «...В искусстве ценен только такой труд, который развивает у художника способность видеть, чувствовать, хотеть и выполнять свою работу самостоятельно» - считал Р. Ролан. «Интеллектуальное воспитание - одна из тех сфер духовной жизни, где воздействие воспитателя органически сливается с самовоспитанием» - утверждал В.А. Сухомлинский [2, с. 4].

Научить будущего артиста самостоятельной работе над собой, над ролью, возбудить потребность к постоянному «себяделанию», воспитать навыки к «самодеятельности», способствовать раскрепощению личности и природы будущего «служителя Мельпомены» сложная и увлекательная задача для педагога.

Режиссеры других театров отмечают, что актеры школы Зиновия Корогодского ярко отличаются профессиональным отношением к театру, к сцене, к роли.

Как никто, очень серьезное внимание уделял З. Я. Корогодский и работе со зрителем. «Я убежден -писал он, что проблема взаимоотношений театра и зрителя - всегда современна. Идет очень много споров, отчего зависит будущее драматического искусства - от уровня драматургии, режиссуры, актерского мастерства? Но спектакль творят не только драматург, режиссер, сценограф, актеры, но и зритель. Энергия, идущая со сцены, подхватывается и умножается энергией зала, и тогда оживает ТЕАТР, тогда возникает атмосфера сотворчества сцены и зала. Искусство театра определяет его творец - зритель, который живет в сегодняшнем дне и за которым необходимо поспевать. Это трудно, но увлекательно». [1,с. 108]

Театр Корогодского взял за основу крылатое выражение Антуана де Сент-Экзюпери «Единственная и настоящая роскошь на свете - это роскошь общения». Для этого режиссером была продумана стратегия работы со всеми возрастными категориями зрителей, где педагогическая часть театра, состоящая из педагогов-психологов, общалась с учителями, школьниками, преподавателям учебных заведений Ленинграда, работала с «делегатскими собраниями зрителей». Было обязательное присутствие актива (подростков, педагогов, родителей) на премьерах ТЮЗа с дальнейшим серьезным обсуждением спектаклей.

Выработка верных нравственных оценок один из факторов социальной ориентации, происходящей в сознании каждого человека. Научиться отличать подлинные ценности от мнимых, разбираться в сложных и противоречивых событиях, происходящих в мире, не просто, особенно молодым. И эта активная жизненная позиция вырабатывается в общении, в диспутах и спорах со сверстниками. Корогодский писал: «Подростки не изолированы от мира взрослых, они живут не рядом, а вместе с нами. И если рвутся самые дорогие родственные связи отцов и детей, то в этом повинны взрослые, а страдают дети». [1, с.106].

Своими постановками и работой со зрителями режиссер-педагог как бы ставил вопрос - что способно помочь сохранить духовное родство? Вместе прочитанная книга, просмотренный спектакль, прослушанный концерт, поход в музей, прогулка.. Все это наполняет впечатлениями, которыми хочется поделиться, которые открывают людям самих себя и друг друга.

Корогодский подчеркивал: «Я сделал для себя открытие - одному ребенку-зрителю можно много доверить, но когда их 2-3 уже меньше, а когда целый зал детей и подростков, восприятие теряется. Пример: сидят на спектакле двое, у одного душа замерла от того, что происходит на сцене, а у другого - нет, и этот другой смотрит на первого, «ты че это?» [1, с. 107]. А если рядом мама, папа или старший брат, то ребенок раскрывается перед ними в новом, необычном свете. Ведь театр, по мнению Зиновия Яковлевича, должен

287

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________

помогать формировать у подростка, у зрителя свое отношение к жизни. Поэтому в последние годы в репертуаре Ленинградского ТЮЗа были спектакли для семейного просмотра - новое в методике работы со зрителем по его оригинальной системе.

Воспитание молодого человека добротой, любовью и высоким ощущением подвига - было главным в работе его театра и в жизни режиссера и педагога З.Я. Корогодского.

Список использованной литературы:

1. Корогодский, З.Я. Возвращение / З.Я. Корогодский. - Санкт-Петербург: Стройиздат, 2001. - 334 с.

2. Корогодский, З.Я. Первый год. Начало / З.Я. Корогодский. - Москва: Советская Россия, 1973. - 128 с.

3. ТЮЗ. Без пяти минут сто лет. Воспоминания, размышления / сост. Е. Герусова. - Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2012. - 416 с.

© В.Н. Поляков, 2015

288

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

Алонцева Александра Ивановна

канд. психол. наук, доцент НФИ КемГУ г. Новокузнецк, РФ E-mail: alontsevaa@mail.ru

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В ВУЗЕ

Аннотация

В данной статье представлено эмпирическое исследование личностного потенциала молодежи, в период обучения в вузе. Теоретической основой представленного исследования выступили работы Д.А. Леонтьева.

Ключевые слова

Личностный потенциал, развитие личности, образовательный процесс, студент.

Основываясь на работах Д.А. Леонтьева под личностным потенциалом понимаем интегральную системную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности сохранять стабильность выбранного вектора жизнедеятельности и смысловых ориентаций в условиях изменяющихся внешних факторов, а так же определяющую основу самодетерминации личности [2]. Данная характеристика выступает базовой в структуре личности и опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, от соматических проблем до социальных условий [3]. Личностный потенциал обеспечивает разностороннее развитие личности на протяжении всей жизни. Это именно та характеристика, которая необходима в современных реалиях, так как сегодня человеку приходится постоянно расширять свою компетентность, занимать активную жизненную позицию, принимать изменения и быть адаптивными к ним. В данной социальной ситуации люди с высоким личностным потенциалом имеют больше преимуществ. Они умеют активно и результативно распоряжаться своей жизнью, использовать и развивать свои способности в избранном ими самими направлении.

Изначально, разработка понятия личностного потенциала берет свои основания из недр философии (Н. А. Бердяев, Г. Гегель, И. Кант, М. К. Мамардашвили, Ф. Ницше, А. Швейцер, М. Шелери др.) и за тем, активно разрабатывается в трудах зарубежных и отечественных психологов (Г. С. Альтшуллер, Ф. Баррон, Э. де Боно, Л. С. Выготский, Дж. Гилфор, В. А. Ганзен, В.В. Давыдов, Ф. Джексон, А. Ю. Козырева, М. В. Колосова, И. С. Кон, Д. Льюис, Р. Стернберг, Б. М. Теплов, К. Тейлор, П. Торренс, В. И. Максакова и др.). Общим, в работах ученых, является мысль, что личностный потенциал выступает основной составляющей личности, основным вектором направления ее развития, ее стержнем [1; 4]. Потенциал личности существует как скрытая возможность, формирующаяся при определенных обстоятельствах.

В соответствии с требованиями современности данные обстоятельства должны быть заложены в образовательном процессе, ориентирующие обучающихся на распознавание заложенных потенциалов и взращивание их. Сейчас в высшей школе создаются условия, которые стимулируют творческую деятельность студентов, активизируют их позицию в поиске информации, побуждают к самообразованию и саморазвитию, и как итог стимулируют развитие личности в целом и личностного потенциала субъектов обучения. Личность находится в центре образования.

В рамках проводимого нами исследования была изучена категория - личностный потенциал студенческой молодежи, в процессе обучения в вузе. Изучая данную категорию, мы исходили из представления о том, что личностный потенциал активно формируется в ходе уникального опыта приобретаемого студентами в ходе образовательного процесса в вузе.

Для расчета интегрального показателя личностного потенциала использовались данные группы экспертов. Группе экспертов были предложены характеристики, позволяющие, по нашему мнению, охарактеризовать личностный потенциал (осмысленность жизни, толерантность к неопределённости, саморегуляция, самоэффективность в деятельности, самоэффективность в общении, ориентация на

289

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.