Научная статья на тему 'Создание и развитие театра для детей: культурно-образовательный аспект'

Создание и развитие театра для детей: культурно-образовательный аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4214
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / ДЕТСКИЙ ТЕАТР / ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ / ТЕАТР КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / CHILDREN'S THEATRE / PEDAGOGICAL OBJECTIVE / THEATRE AS A SOCIAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карамышева Татьяна Васильевна

Настоящая работа посвящена осмыслению культурно-образовательных функций театра для детей в России. Автор отмечает уникальность в театральном движении такого явления, как ТЮЗ, указывая на его педагогичность и гармоничное сочетание двух важных функций художественно-просветительской и воспитательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's theatre organization and development: cultural and educational aspect

The present paper considers the cultural and educational functions of children's theatre in Russia. The author stresses the unique character of children's theatres for they combine two important functions: artistic and educational.

Текст научной работы на тему «Создание и развитие театра для детей: культурно-образовательный аспект»

Т. В. Карамышева

(Красноярск)

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Настоящая работа посвящена осмыслению культурно-образовательных функций театра для детей в России. Автор отмечает уникальность в театральном движении такого явления, как ТЮЗ, указывая на его педагогичность и гармоничное сочетание двух важных функций - художественно-просветительской и воспитательной

Новые социальные и экономические отношения в обществе, экономический кризис привели к нарушению стабильности во многих сферах жизни, которые сопровождаются болезненными процессами адаптации членов общества к происходящим изменениям. Эти изменения коснулись культуры в целом, различных видов искусства, образования. Очень чутко на изменения в общественной жизни реагирует и театральное искусство, которое находится в кризисе уже несколько лет.

Профессиональные театры в последние годы стали меньше уделять внимание детям и юношеству, пользуясь свободой творческого выбора и коммерческими интересами, что отрицательно влияет на воспроизводство зрителя, снижает общий интерес к театральному искусству.

Исследования свидетельствуют о важнейшей культурно-образовательной роли театра для детей [1]. Он может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности, помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности предоставляет богатейшие возможности для становления личности подростка. Иными словами, театр - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа, путь к себе.

Детский театр является средством развития творческих задатков и способностей подростка как в области восприятия и оценки произведений искусства, так и в собственном творчестве. Он развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать.

Недостаточное использование детского театра в педагогических целях имеет негативные последствия, в результате ощутимо снижается творческий потенциал в подростковой среде. Между тем взрослая жизнь, в которую с неизбежностью вступит каждый подросток, все настойчивее требует преодоления инерции мыслительных и поведенческих стереотипов, требует активного поиска новых культурных форм и способов удовлетворения духовных потребностей, развития творческого отношения к жизнедеятельности как ведущего мотива всех поступков и поведения в целом. Все более и более востребованным становится человек-творец, в котором творчество - неотъемлемый признак самого существования человека.

Обращаясь в прошлое, можно отметить, что в советское время в крупных городах преемственность в воспитании зрителя обеспечивалась необходимым количеством государственных учреждений культуры, состоящих, в основном, из театра драмы, ТЮЗа и театра кукол. У каждого театра были свои задачи, а в целом они работали как единая система по созданию и распространению духовных ценностей. Через репертуар, через педагогическую часть театров вырабатывались идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствовалось советское

общество. Отбросив в сторону идеологию и пропаганду, нельзя не отметить положительную роль в нравственном и эстетическом воспитании логично выстроенной системой: театр кукол, ТЮЗ, театр для взрослых.

Первые театральные впечатления для многих людей связаны с театром кукол, здесь царит мир сказки, которая необходима на начальной стадии воспитания ребенка. Сказка мощно развивает фантазию, воображение, помогает мыслить аллегориями. Вот почему с раннего детства важно знакомство с театром кукол. Искусство этого театра условно, образно, метафорично и по сути своей повторяет стихию детской игры. Поэтому для воспитания у юного зрителя вкуса и интереса к искусству очень необходим театр кукол.

Театры юного зрителя, взяв эстафету у театра кукол, продолжают заниматься воспитанием подростков. Они как переходный момент от игрушек к реальной жизни. ТЮЗ способен доверительно разговаривать с юным зрителем через сказку, современную пьесу и классику, готовя подростка для самостоятельного шага - посещения взрослого драматического театра.

За последние годы резко упал интерес к театру среди всех слоев населения. Стали редкими коллективные походы школьников и производственные вечера в театре, организованные профкомами. У зрителя свободный выбор, где предпочтение отдается телевизору, футболу, дискотекам. Все это ведет к снижению общей культуры.

На этот счет уместно вспомнить высказывание выдающегося артиста М. Ульянова: «Культура, прежде всего, воспитывает не манеру поведения, хотя и ее, а «манеру жизни», восприятие мира как единого целого, в котором твое «я» лишь часть. Но это маленькая часть, это твое «я» - единица значимая и ответственная, не безразличная ни для тебя самого, ни для всего общества в целом. Только такое ощущение себя в мире образует личность с чувством собственного достоинства» [7, с. 273].

В России театр берет начало в русской духовности, выступает как средство воспитания человека в обществе. Детские театры

в нашей стране стали образовываться после Октябрьской революции, тогда же и начинается театральное движение в России и в частности ТЮЗовское. В новом государстве РСФСР в начале 20-х годов прошлого столетия взаимоотношения театра и детей были осознаны как общекультурная проблема, востребованная временем область творческой практики и исследования. Деятели искусства, психологи и педагоги начали разрабатывать ее совместно: с 1918 года в новом советском государстве появляются профессиональные театры для детей и юношества, методы театральной игры активно внедряются в общеобразовательную школу, с помощью театра его основатели пробуют решать проблемы, связанные с социальной и психологической коррекцией детей.

Существовавшие ранее «детские театры с массовой аудиторией» [3, 4], в которых для детей играли сами дети, и взрослые театры, на спектаклях которых присутствовала детская публика, более не отвечали поставленным перед искусством новой страны, и в частности театром, задачам эстетического воспитания детей и юношества.

«Детский театр или театр для детей?» -спрашивал на страницах журнала «Рампа и жизнь» режиссер Народного театра и сподвижник К. С. Станиславского по Обществу искусства и литературы Н. А. Попов и далее отвечал: «Дети жаждут героики, для них неприемлемы детские сладкие пьесы, им нужно настоящее искусство, нужен профессиональный театр со взрослыми актерами» [ 3,

4].

В 20-е годы прошлого столетия споры о необходимости создания профессионального театра для детей, решившись положительно, сменяются спорами о специфике создаваемого театра. В феврале 1921 года

Н. Н. Сац, под руководством которой в июне этого же года откроется Московский театр для детей, организовала диспут на тему «Каким же должен быть детский театр».

Среди высказываемых в то время полярных мнений можно обозначить мнение Г. Паскар, одной из организаторов Государственного детского театра в Москве, и А. А. Брянцева, основателя первого совет-

ского детского театра. Г. Паскар утверждала необходимость воссоздавать на сцене театра для детей «зачарованное царство» детской фантазии, возвращая в него до времени его покинувшего современного ребенка [5, с. 18]. А. А. Брянцеву, который до прихода в детский театр работал с беспризорниками, такая позиция была чужда. Он, цитируя слова В. Г. Белинского «воспитывать - это решать судьбу человека», утверждал необходимость ответственного нравственного и эстетического воспитания молодежи [1, с.127].

Одной из базовых идей, которая увлекала практически всех деятелей детско-юношеского театра в 1920 году, была идея культурообразующей роли игры. Во вступительной статье, которая открывает первый сборник «Игра» - «непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры» [3, с. 7]. А. В. Луначарский пишет: «Игра, в значительной степени, является основой всей человеческой культуры» [4, с.1]. Идея изучения проблемы игры тогда буквально носилась в воздухе, ей будут посвящены научные труды и художественная философская проза начала XX века.

Наиболее полно, четко и научно обоснованно были в то время сформулированы вопросы и найдены адекватные методы исследования в области восприятия спектакля младшими школьниками. Подобные исследования опирались на определенную в то время ведущую деятельность (Л. С. Выготский) этого возраста - игру [2, с. 67].

Деятели детских театров начала ХХ века, каждый, утверждая свои художественные принципы, соглашались в главном - в «особом»: педагогическое назначение детско-юношеского театра. А. А. Брянцев в работе «Причины рождения театров для детей» сформулировал «основной педагогический принцип» детско-юношеского театра, «основанный на природе театрального искусства, основная особенность которого заключается в том, что здесь момент восприятия совпадает с моментом творчества, в силу чего оба эти момента взаимно зависят друг от друга. Из этого следует, что всякий спектакль должен быть рассчитан на способность данных зрителей восприни-

мать, адресованный им спектакль» [1, с.126].

Историк детского театра Л. Г. Шпет отмечала характерные черты детско-юношеского театра 20-х годов: демократичность и доступность, педагогическую направленность, которая выражалась в поисках ориентированного на восприятие детей и подростков репертуара и изучении особенностей детского восприятия, а также приход в детский театр профессиональных режиссеров и актеров. «Это значило, что театр для детей перестал быть разновидностью внешкольной работы, он становился ветвью нового, советского сценического искусства, вбирая в себя опыт и художественное наследие, которым располагала русская театральная культура» [8, с. 42]. И далее Л. Г. Шпет пишет о единении деятелей театра и школьных педагогов в деле воспитания подрастающего поколения: «Все виды театральной работы среди детей объединялись в общую проблему (... ) существенным считалось не то, чем разнится природа этих явлений, а то, что роднит их как формы единой культурно-просветительской деятельности» [8, с.16].

А. А. Брянцев, вступая в полемику со школьными учителями и утверждая педагогическое назначение детско-юношеского театра, педагогику понимал достаточно широко. «Истинное искусство всегда педагогично, - говорил он и далее подчеркивал:

- ТЮЗ прежде всего должен остаться театром, а его спектакли произведениями актерского искусства, способными зажечь в юных зрителях подлинную театральную радость, способными творчески оплодотворить их юную фантазию» [1, с. 102].

Конец 20-х и 30-е годы прошлого века круто изменили картину всей культурной жизни страны. На смену относительной свободе творческого поиска и интеграции разных художественных идей и систем пришла жесткая регламентированность и разграниченность культурной жизни страны. Отразились эти изменения и на деятельности детских театров.

Таким образом, задуманные его основателями воспитательные задачи детско-юношеского театра сменились социальными - идеологическими и агитационными.

В первой половине 40-х годов ТЮЗовское движение переживает трудности, связанные с войной. Мужское население страны ушло на фронт, некоторые театры закрыты. Оттепель 1950-60-х годов отмечена очередным возвратом к проблеме воспитания юного зрителя. В это время в детско-юношеском театре появилась драматургия

В. Розова, А. Арбузова, в детско-юношеский театр пришли такие режиссеры, как А. Эфрос, Г. Товстоногов, М. Кнебель.

В то время вновь активизировалась работа педагогических частей детско-юношеских театров, был создан институт художественного воспитания с театральным отделом. Заведующие педагогических частей многих ТЮЗов - Ленинградского, Саратовского, ЦДТ и др. - проводили обширные исследования реакций зрительного зала, устраивали регулярные встречи актеров и режиссеров театра со школьной аудиторией.

В 1970-е годы НИИХВ вновь начинает активно работать на школьных экспериментальных площадках: разрабатывает методики эстетического воспитания детей средствами театрального искусства, возвращается к разработке концепции 1920-х годов личностного развития ребенка средствами театра. Между НИИХВ и Всероссийским Театральным Обществом (ВТО) возникает тесное сотрудничество на почве общей идеи - необходимости воспитания зрительской культуры. К работе по «подготовке талантливого зрителя» активно подключаются ТЮЗы и кукольные театры страны. Сотрудники педагогических частей профессиональных детско-юношеских театров становятся в 1970-е годы признанными лидерами детской театральной педагогики. При театрах расцветает прежде всего клубная работа: активно функционируют «делегатские собрания», устраиваются обсуждения спектаклей, выпуски стенной детской театральной печати, встречи детей с театральными работниками, беседы о театральной культуре и т. д.

В 1970-е годы обостряется интерес к истории детского театрального движения. НИИХВ и ВТО совместно и по отдельности издают целый ряд книг на эту тему. В 1970

году выходит фундаментальное исследование В. Н. Дмитриевского «Театр юных поколений», отразившее историю первого детско-юношеского театра - Ленинградского ТЮЗа с 1918 года его основания и по 1972 год издания книги. В этот же год выходит в свет совместный сборник «Театр и школа» с обзорно-исторической статьей А. Н. Го-зенпуд «Год рождения - 1918», в 1971 году издается монография Л. Г. Шпет «Советский театр для детей». В 1979 году появляется книга об основателе Ленинградского ТЮЗа А. А. Брянцеве, где немало внимания уделяется его педагогической работе с беспризорниками. В целом за эти годы опубликованы книги, рассказывающие о творчестве многих деятелей детско-юношеского театра, сборники, автобиографии, исследования: «Страницы моей жизни» Н. И. Сац, сборник «П. Гайдебуров», «Театр и подросток» Ю. И. Рубиной, сборник «Наш театр» и многие другие. Детский театр стал частью и участником жизни. ТЮЗы пользуются государственной поддержкой и признаны одним из важнейших средств воспитания.

На рубеже 1970-х - 1980-х годов на фоне возврата к изучению возрастной психологии практически после полувекового его перерыва в театрально-педагогической среде с новой силой зазвучали призывы ориентироваться в театральном искусстве на детские интересы и потребности. Но исследования зрительской аудитории тех лет неизменно подтверждали: как только

взрослые присаживаются на корточки и начинают сюсюкать, - детям становится скучно. На рубеже 1970-х - 1980-х годов у части деятелей детского театра четко определилась позиция: детям интересны только те спектакли, которые волнуют и самих взрослых (как создателей спектакля - взрослых артистов и режиссеров, так и родителей, мам и пап, приводящих своих детей в театр). К началу 1980-х годов ТЮЗ, как социально-художественный институт, выработал четкую художественно-педагогическую программу, которая строилась на принципах: общности эстетических позиций взрослого и детского театров; преимущественной ориентации на многосоставную, разновозрастную аудиторию; опоры на опреде-

ленные представления о современном зрителе; тесной взаимосвязи детского театра со школой.

Полемика вокруг ТЮЗов на протяжении всей истории развития детского театра то вспыхивала с новой силой, то угасала. Но проблемы были всегда. Выдающийся отечественный режиссер и беспримерный рыцарь детского театра, его идеолог Зиновий Корогодский еще в конце 70-х поднял вопрос об ущербности буквенной триады ТЮЗ со стоящими за ней унизительными для художника требованиями государства. Тут же поднимался вопрос и о более низкой дотации, и о регламенте на постановки классических и современных пьес, и о бесконечных придирках к трактовкам. Например, «Гамлет» или «Горе от ума» были разрешены, так как это школьная программа, но без излишнего творчества. А были еще обязательные квоты на постановки из школьной, пионерской и прочей «нужной» тематики. З. Корогодский неустанно боролся за то, чтобы театр не делили по узкой принадлежности (для детей, для шахтеров, для велосипедистов...).

В начале 1980-х годов к ТЮЗам приросло определение «эстетическая десятилетка». Однако произошедшая в середине 1980-х годов смена социокультурной парадигмы развития страны поставила театры в совершенно новые - рыночные, свободные от жесткого руководства чиновников и «от культуры» и «от образования» - условия. ТЮЗы стали восприниматься как своеобразный символ советской эпохи, как пережиток идеологической плановой системы, во многих городах ближнего зарубежья ТЮЗы были закрыты. И с новой силой возникла полемика о целесообразности существования отдельно Театра для детей. Известно, что при создании детского театра в начале XX века как его создатели, так и наблюдатели-театроведы не раз высказывали свои пророчества-опасения о том, что профессиональные актеры и профессиональные театры не захотят навсегда связывать свою судьбу с детским зрителем, который ограничивает и репертуар, и возможности раскрытия актерского и режиссерского таланта [7, с. 14-15].

С конца 80-х годов ХХ века, то есть с приходом перестройки и исчезновением идеологического давления на театральное искусство, ТЮЗы оказались в тяжелом положении. С одной стороны, сегодня, когда в вышестоящих организациях никто не спускает в театры планы постановок, никто тем более не спрашивает с ТЮЗов, сколько в их афише действительно детских спектаклей, людям, работающим под этой аббревиатурой, можно, наконец, вздохнуть свободно и почувствовать себя полноценными членами театрального сообщества. С другой стороны - без поддержки государства детские театры вынуждены думать о том, как выжить в условиях рынка. И время доказывает, что существование театра вне идеологии невозможно.

В развитии детско-юношеского театра обозначились два полюса единого процесса. С одной стороны, стали ярко заявлять о себе художники театра, которым свобода помогала расти, поднимать творческую планку и совершать художественные открытия, с другой стороны, в некоторых детских театрах спектакли стали терять качество, адресность и педагогичность без определенного четкого руководства и критериев качества. Одни художники стремились самовыразиться, другие в условиях коммерциализации искусства «работали на кассу». В подобной ситуации педагоги театров либо превращались в дополнительных администраторов или уполномоченных по сбыту билетов, либо их должности упразднялись вовсе.

В 1990-х годах большинство ТЮЗов страны сменило свое устаревшее название-аббревиатуру на более «обтекаемое» название театров для детей и молодежи, а некоторые из них обрели свои названия: «На Спасской», «Глобус», «Образ», «Открытое пространство», «Зазеркалье», «СамАрт» и др. [6, с. 35-36].

Современное состояние детских театров вызывает тревогу. Детский Театр как институт формирования личностных качеств ребенка зачастую не выдерживает конкуренции с массовой культурой, с ТО, виртуальной реальностью, содержание и качество которых ни родители, ни педаго-

ги сегодня контролировать не могут. Всего в России 579 театров, из них ТЮЗов - 62. Восемь детских театров в Москве, пять -Петербурге и еще 49 - в субъектах Федерации, в половине регионов детских театров нет вообще. Важной проблемой стала бессистемность либо и вовсе отсутствие практики взаимодействия детско-юношеского театра и образовательных структур города и государства. Отсутствие общественной организации, которая будет заниматься социальным заказом для детско-юношеских театров. Коммерчески невыгодные театрам детские спектакли почти повсеместно вытеснены «взрослыми» постановками, а те, что есть, не обладают высоким уровнем. Усложняет работу проблема вхождения театра в современное информационное пространство: отсутствие внешней рекламы, буклетов, устаревшая аббревиатура ТЮЗ.

Нельзя говорить о прямом следствии, но, тем не менее процессы, происходящие в культуре, негативно сказались на развитии и становлении молодых людей как на более восприимчивой к изменениям части общества. Тревогу вызывает рост бездуховности, агрессивности в детской среде, увлеченность массовой культурой, снижение интереса у подростков к театральному искусству, к литературе, к истории и культу-

ре; уже выросло целое поколение потребителей.

В России в силу ряда причин становление творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности подростка. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к социальной ситуации, способен к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Подводя итог, можно констатировать, что время подтвердило актуальность создания в России специального театра для детей как социального института воспитания юного гражданина. Это позволило впервые увидеть в детях особую общественно значимую часть общества, признать ценность детства. Сегодня уже не встает вопрос о полезности воспитания искусством, в том числе и театральным. Ведь Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет богатейшие возможности для становления личности подростка. Иными словами, театр - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа, путь к себе.

Литература

1. Брянцев А. А. Сб. статей. - М., 1979. - 294 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. - 93 с.

3. Дмитриевский В. Н. Театр юных поколений. - Л., 1975. -216 с.

4. Игра. - 1920. - № 1. - 20 с.

5. Паскар Г. Актер и детский театр // Экран. - 1922. - № 23.

- С. 18.

6. Театр: время перемен. : спец. вып. инф. сборника СТД РФ «Страстной бульвар, 10». - Москва, 1998. - 60 с.

7. Ульянов М. А. Приворотное зелье. - М.: Алгоритм, 1999. -288 с.

8. Шпет Л. Г. Советский театр для детей. Страницы истории. 1918-1945. - М.: Искусство, 1971. - 431 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.