Научная статья на тему 'Проблемы включенности театра в социокультурный аспект города и региона (начало XXI в.)'

Проблемы включенности театра в социокультурный аспект города и региона (начало XXI в.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1944
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурные функции / система / театр / зритель / репертуар / миссия театра / городская среда / культурная среда / Калуга / областной театр Юного зрителя. / sociocultural functions / system / theatre / spectator / repertoire / mission of theatre / city environment / cultural environment / Kaluga. regional youth theater.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дмитриевский Виталий Николаевич, Салиева Наталия Юсуфовна

Статус ТЮЗа в системе видов искусства имеет особое значение. Активно работающий детский театр не только создает свое поле художественного влияния, но и в значительной степени формирует культурную жизнь города. Целевая аудитория ТЮЗов отличается от зрителя взрослого, самостоятельного, имеющего больший жизненный опыт. Для юных зрителей спектакль – возможность «прожить» те ситуации, испытать эмоции и чувства, с которыми они еще не сталкивались в реальной жизни. Отсутствие жизненного опыта порождает у молодежи ориентацию на театр как на средство сценического воспроизведения жизни. Органичное встраивание театра в социокультурное пространство города может создать благоприятные условия для формирования активной позиции субъекта городских отношений, общественного сознания и исполнения культурных стратегий отдельной личности и общества. Экстравертный характер театрального творчества позволяет отражать общественные устремления. В Калужской области целевая аудитория ТЮЗа составляет около 20 % всего населения. Инициатива посещения театра школьниками младшего (1–4 классы) и среднего звена (5–8 классы) принадлежит педагогам, часто мыслящим консервативно. Они требуют от сценических постановок неотступного следования литературной основе, будучи уверенными, что только «воспроизведение» текста на сцене (без мимики, жеста и декламации, без какой-либо режиссерской интерпретации) способно дать школьникам единственно верное понимание идейно-художественной мысли автора. Цель исследования – проанализировать круг актуальных проблем функционирования театра в социокультурном аспекте города и региона, обосновать теоретико-методические принципы эффективности художественной и социокультурной театральных практик регионального театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Theatre Inclusion in the Sociocultural Aspect of the City and Region (the beginning of the XXI century)

The status of the Theater for Young Spectators in the art system is of particular importance. Actively working the theater not only creates its own field of artistic influence, but penetrates into the spiritual, cultural life of the city, giving it a unique identity. The target audience of Young Spectators is children and adolescents, whose psychological features differ from the perception of the viewer of an adult, more mature, independent, having a greater life experience. The play for young spectators is an opportunity to «live» those situations, emotions and feelings that they have not yet encountered in real life. Lack of life experience gives young people an orientation towards theater as a means of scenic reproduction of life. The organic integration of the theater into the sociocultural space of the city can create favorable conditions for the formation of an active position of the subject of urban relations, public consciousness and the fulfillment of the cultural strategies of the individual and society. Extraverted character of theatrical creativity allows us to reflect public aspirations. In the Kaluga region, the target audience of the Theater for Young Spectators is about 20 % of the total population. The initiative to attend the theater by schoolchildren of the younger age (grades 1–4) and middle level (grades 5–8) belongs to teachers who often think conservatively. They require stage-by-stage follow-up of the literary basis, being sure that only the «reproduction» of the text on the stage by means of mimicry, gesture and recitation without any directorial interpretation can give students the only true understanding of the author's ideological and artistic thought. The aim of the research is to analyze the range of actual problems of theater functioning in the sociocultural aspect of the city and the region, to substantiate the theoretical and methodological principles of the effectiveness of the artistic and socio-cultural theatrical practices of the regional theater.

Текст научной работы на тему «Проблемы включенности театра в социокультурный аспект города и региона (начало XXI в.)»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10269

УДК 008

В. Н. Дмитриевский https://orcid.org/0000-0002-5790-6802

Н. Ю. Салиева

https://orcid.org/0000-0003-1263-3772

Проблемы включенности театра в социокультурный аспект города и региона (начало XXI в.)

Статус ТЮЗа в системе видов искусства имеет особое значение. Активно работающий детский театр не только создает свое поле художественного влияния, но и в значительной степени формирует культурную жизнь города. Целевая аудитория ТЮЗов отличается от зрителя взрослого, самостоятельного, имеющего больший жизненный опыт. Для юных зрителей спектакль -возможность «прожить» те ситуации, испытать эмоции и чувства, с которыми они еще не сталкивались в реальной жизни. Отсутствие жизненного опыта порождает у молодежи ориентацию на театр как на средство сценического воспроизведения жизни. Органичное встраивание театра в социокультурное пространство города может создать благоприятные условия для формирования активной позиции субъекта городских отношений, общественного сознания и исполнения культурных стратегий отдельной личности и общества. Экстравертный характер театрального творчества позволяет отражать общественные устремления. В Калужской области целевая аудитория ТЮЗа составляет около 20 % всего населения. Инициатива посещения театра школьниками младшего (1-4 классы) и среднего звена (5-8 классы) принадлежит педагогам, часто мыслящим консервативно. Они требуют от сценических постановок неотступного следования литературной основе, будучи уверенными, что только «воспроизведение» текста на сцене (без мимики, жеста и декламации, без какой-либо режиссерской интерпретации) способно дать школьникам единственно верное понимание идейно-художественной мысли автора. Цель исследования -проанализировать круг актуальных проблем функционирования театра в социокультурном аспекте города и региона, обосновать теоретико-методические принципы эффективности художественной и социокультурной театральных практик регионального театра.

Ключевые слова: социокультурные функции, система, театр, зритель, репертуар, миссия театра, городская среда, культурная среда, Калуга, областной театр Юного зрителя.

V. N. Dmitrievsky, N. Yu. Salieva

Problems of Theatre Inclusion in the Sociocultural Aspect of the City and Region (the beginning of the XXI century)

The status of the Theater for Young Spectators in the art system is of particular importance. Actively working the theater not only creates its own field of artistic influence, but penetrates into the spiritual, cultural life of the city, giving it a unique identity. The target audience of Young Spectators is children and adolescents, whose psychological features differ from the perception of the viewer of an adult, more mature, independent, having a greater life experience. The play for young spectators is an opportunity to «live» those situations, emotions and feelings that they have not yet encountered in real life. Lack of life experience gives young people an orientation towards theater as a means of scenic reproduction of life. The organic integration of the theater into the sociocultural space of the city can create favorable conditions for the formation of an active position of the subject of urban relations, public consciousness and the fulfillment of the cultural strategies of the individual and society. Extraverted character of theatrical creativity allows us to reflect public aspirations.

In the Kaluga region, the target audience of the Theater for Young Spectators is about 20 % of the total population. The initiative to attend the theater by schoolchildren of the younger age (grades 1-4) and middle level (grades 5-8) belongs to teachers who often think conservatively. They require stage-by-stage follow-up of the literary basis, being sure that only the «reproduction» of the text on the stage by means of mimicry, gesture and recitation without any directorial interpretation can give students the only true understanding of the author's ideological and artistic thought. The aim of the research is to analyze the range of actual problems of theater functioning in the sociocultural aspect of the city and the region, to substantiate the theoretical and methodological principles of the effectiveness of the artistic and socio-cultural theatrical practices of the regional theater.

Keywords: sociocultural functions, system, theatre, spectator, repertoire, mission of theatre, city environment, cultural environment, Kaluga. regional youth theater.

Театр как часть городского пространства

Город, его население является важным инструментом коммуникативных связей, межгруппового и межличностного общения [7]. Театр как место социального, гражданского, эстетического воспи-

тания подрастающего поколения в условиях развития современных зрелищных технологий чрезвычайно значим. Основатель Ленинградского Театра юных зрителей А. А. Брянцев писал: «Деятели ТЮЗа должны всей душой полюбить СВОЙ

© Дмитриевский В. Н., Салиева Н. Ю., 2018

театр, СВОЕГО зрителя. Они должны подойти к юному зрителю как к равному себе» [1, с. 13]. Позиция режиссера актуальна и сегодня, в ней содержится эстетическая, этическая и социальная концепция театра в целом. Художественный руководитель Российского академического молодежного театра А. В. Бородин подчеркивал: «Включение ребенка в эстетическую жизнь не может быть насильственной дидактично-просветительской акцией, оно естественно и, что самое главное, индивидуально» [13, с. 114]. Приглашая зрителя к диалогу, театр пробуждает живой отклик, формирует актуальные социальные настроения, ценностные установки [3].

Полифункциональность детско-юношеского театра как специфического элемента социокультурной среды

Статус ТЮЗа в системе видов искусства имеет особое значение. Целевая аудитория ТЮЗов - дети и подростки, психологические особенности восприятия которых отличаются от восприятия зрителя взрослого, имеющего больший жизненный опыт. Детская и подростково-юношеская театральная аудитория относится к искусству, в первую очередь, как к отображению окружающей действительности. Спектакль для многих юных зрителей - возможность «прожить» те ситуации, с которыми они еще не сталкивались в реальной жизни [5]. Во время спектакля зритель существует сразу в двух измерениях: в настоящей действительности и в искусственно созданном варианте этой действительности. Внутреннее противопоставление молодым зрителем двух миров указывает на уровень его эстетической развитости [16]. Необычная и подчас противоречивая реакция детей на спектакли побудила деятелей театра, педагогов и психологов изучить феномен ребенка-зрителя, определить место искусства для детей в поле культуры [12].

Процесс становления и формирования в Советской России театров для детей характеризовался различными организационными и творческими подходами. Изначально художники и педагоги работали в тесном сотрудничестве. Новые детские театры отстаивали свои идейные и художественные принципы, свои представления о задачах искусства для детей. Театр, который претендовал на положение «властителя дум» молодого поколения, должен был хорошо понимать аудиторию. От этого зависело настоящее и будущее не только театров для детей, но и советского театра в целом [17]. Педагогические части детских театров все время участвовали в процессе гражданского и художественного воспитания подрастающего поколения, проводились встречи с работниками театров и др.

«Театральный эксперимент» в середине 1980-х гг. обозначил три возможных пути для театра: по одному, обретя свободу, театр стал осваивать новые приемы сценического языка, по-другому - они не смогли четко определиться в меняющемся пространстве художественной жизни и сохранить своеобразие художественного лица. Третья группа театров переориентировалась на массовый «ширпотреб» [14].

Взаимодействие театра и публики в новых социокультурных условиях XXI в.

Детские театры не существуют изолированно и развиваются по своим, «детским», законам. Театр вводит человека в состояние переживания и личного отношения к этим событиям через личностную рефлексию [18]. ТЮЗ в Калуге возник в 1964 г. в качестве любительского театра. В 2004 г. театр официально внесен в реестр государственных театров России и приобрел профессиональный статус. Все постановки текущего репертуара осуществлены главным режиссером.

Особое место единственного ТЮЗа в жизни населения Калуги и Калужской области неоспоримо. Руководители театра М. А. Визгов - главный режиссер и В. Н. Визгова - директор, позиционируют свой театр как «Общедоступный, нравственный, художественный - Театр для всех!». Миссию театра руководство формулирует как сохранение национального кода русского народа, воспитание патриотизма в широком смысле этого слова. Министерство культуры РФ, Союз театральных деятелей РФ ежегодно оказывает разнообразную поддержку театрам для детей. Это помогает театрам и региональным отделениям СТД оставаться в общем русле театрального процесса, искать выходы из сложных ситуаций

[15].

Актуальные методы приобщения молодежи к театральному искусству

Приоритетным для детских и моложных театров является свободное, гармоничное развитие личности. Решение этой задачи происходит в двух направлениях - внешнем и внутреннем, что помогает ребенку осознавать себя как индивидуальность и одновременно ощущать свое участие в социальных процессах [15].

В Калужской области целевая аудитория ТЮЗа составляет около 20 % всего населения, большая часть проживает в дальних районах области. Единственно возможным вариантом остается поездка с группой в театр, организованная школой. Инициатива посещения театра школьниками младшего возраста (1-4 классы) и среднего звена (5-8 классы) принадлежит педагогам, часто мыс-

лящим консервативно. Они ожидают от сцены следования литературной основе, будучи уверенными, что только «воспроизведение» текста на сцене без участия мимики, жеста и декламации, без какой-либо режиссерской интерпретации способно дать школьникам единственно верное понимание идейно-художественной мысли автора. Но сознание подростков сложнее, здесь формируется круг жизненно важных для них тем. Решение их они находят в интернете, где их сверстники делятся пережитым, нередко весьма сомнительным опытом.

Как свидетельствуют психологи, самоощущение себя как непонятого своим окружением приводит к агрессии, замкнутости, самоизоляции. Дискотеки, клубы, экстремальное времяпрепровождение (диггерство, паркур, граффити) консолидируют такие социокультурные группы [8]. В этих условиях возрастает значение молодежного театра, но если он выходит на актуальную для молодежи проблематику. Однако у некоторых молодежных сообществ театр уходит на периферию художественной жизни. Диктатура масс-медиа оказывается сильнее театра [10]. Дети, молодежь и взрослые должны услышать о своем театре, узнать об интересных проектах. Необходима разработка партнерских программ с различными организациями города и области. Большое значение здесь приобретают регулярные выезды в близлежащие города и села, проводимые со зрителем семинары, «круглые столы» и т. д.

Репертуар театра как инструмент выстраивания эффективных отношений с аудиторией

Репертуарная политика театра - важная характеристика театральной жизни. Художественная программа опирается на сбалансированность интересов творческой части театрального коллектива (режиссер, художник, актеры и др.), админист-ривно-экономического аппарата театра, зрителей. Прокатная афиша отражает «лицо» театра, творческую программу коллектива. Все зрителеспо-собное население, в свою очередь, как известно, делится на потенциальных (случайных) зрителей и зрительскую аудиторию, из состава которой, по убеждению социологов, с течением времени формируется театральная (постоянная) аудитория -«ядро» - люди, регулярно посещающие театр и интересующиеся событиями и тенденциями в этой области искусства [4]. Структура прокатной афиши Калужского театра юного зрителя содержит витиеватые названия возрастных категорий, не отражает внятных особенностей спектаклей. Часть названий перекочевывает из одной категории в другую. Очевидно, подобным прием ис-

пользуется с целью привлечь в театр и взрослую публику, не посещающую «детские» спектакли.

В репертуаре нет спектаклей для зрителей в возрасте 4-7 лет и для старших школьников 8-9 классов. Виной тому, кажется, нехватка драматургии, но связь театра даже с калужскими драматургами отсутствует. Для родителей с детьми до четырех лет было создано новогоднее и рождественское представление «Встречаем Новый год в ползунках». Но в настоящее время это единственное мероприятие в рамках реализуемых проектов для самых юных театральных зрителей, а его «ново-годне-рождественский» характер ограничивает возможность проведения представления вне периода новогодних праздников. Наибольшее число названий спектаклей представлено в категориях «5-7 класс» - 10 спектаклей и «Спектакли для всех» - 9 спектаклей. Нет отдельных названий для детей 4-7 лет. Приемлемым вариантом в данном случае станут только спектакли таких категорий, как «Русские народные сказки» и «Чудесные истории», последняя представлена тремя спектаклями по произведениям Г. Х. Андерсена. В общей сложности 16 названий из 35-ти имеют универсальный характер и самый широкий возрастной диапазон. Это приводит к некоторой «сглаженности», стиранию границ между театром детским и взрослым. Художественное руководство театра, стремясь к максимальному расширению возрастного диапазона своего зрителя, наряду с детским репертуаром, уже не первый сезон включает в репертуар взрослые спектакли по классическим и современным пьесам российских драматургов.

Количественные показатели репертуара далеко не всегда соотносятся с его качественным уровнем. В репертуаре Калужского ТЮЗа в 2016 г. творчество четырех драматургов представлено сразу несколькими пьесами. Среди современных авторов наиболее востребованными оказались Ф. Рожков (псевдоним главного режиссера театра М. Визгова) - автор трех пьес, М. Бартенев - автор и соавтор четырех пьес, авторству М. Супонина принадлежат три пьесы из 35-ти названий репертуар. Среди классических драматургов можно выделить только Г. Х. Андерсена, представленного тремя произведениями.

Попытка соотнести посещаемость с количеством показов для определения эффективности политики проката репертуара, к сожалению, привела в замешательство. Из 15-ти выделенных названий за три года четыре названия по данному показателю превышают 100 %-ю отметку, что ставит под сомнение правдивость предоставленных данных. Большое количество показов в Калужском ТЮЗе имеют спектакли новогодней темати-

ки, которые проводятся блоками в дни новогодних каникул, а также премьеры. С середины 1980-х гг. елочные представления и спектакли для дошкольников и младших школьников стали прочно занимать свои позиции не только в драматических театрах со взрослым репертуаром, но и в ТЮЗах. Репертуар ТЮЗов в России стал сугубо детскийм. «Прочное место в афише по числу постановок и спектаклей, - писала пресса - заняли такие произведения, как "Три поросенка", "Аленький цветочек", "Кот в сапогах", "Гусенок", "Золотой цыпленок", "Приключения Буратино", "Бука", "Маленькая фея", "Красная шапочка", "Золушка"» [5, с. 100]. Многие из перечисленных названий в настоящее время составляют основу репертуара Калужского театра юного зрителя. Анализ данных по формированию, планированию и прокату репертуара в Калужском театре юного зрителя показывает отсутствие четкой репертуарной программы.

Пути совершенствования внутритеатраль-ной и социокультурной составляющих деятельности театра

Российская модель существования театра в формате репертуарного стационарного учреждения с государственной поддержкой уникальна. Чтобы театр занимал четкое место в контексте социокультурной жизни города, в первую очередь, необходимо определиться с формулировкой миссии и главной идеи всей художественно-творческой программы. Все постановки Калужского ТЮЗа осуществлены главным режиссером -М. А. Визговым. Главный режиссер берет на себя

_Цели:_

Формирование репертуара, обеспечивающего предложением все возрастные группы целевой

аудитории_

Формирование маркетинговой стратегии и РЯ-кампании Активная работа в области «социального» театра

Улучшение состояния материально-технической базы

Театр - это важнейший социальный институт для региона, поскольку он формирует культурную среду - показатель, определяющий место региона в системе страны и место страны в международной системе. Стремление к соблюдению минимальных социально-культурных показателей в

ответственность за все. Такой тип управления очень близок «семейственному» принципу жизни русского репертуарного стационарного театра. Однако эффект проявляется в большей степени в вопросах организационных и кадровых. Что же касается художественно-творческой деятельности, то здесь существует опасность работы по шаблону, когда одни и те же приемы притупляют общий исполнительский уровень.

Но в организационно-управленческой сфере «застойные явления» также становятся очевидны. В театре отсутствует отдел по работе со зрителем, эти функции выполняет старший администратор. Не предусмотрен отдел или хотя бы один сотрудник, занимающийся исключительно изучением аудитории и разработкой маркетинговых программ. В театре не ведется работа в области фандрейзинга. Любой город страны обладает спонсорским и меценатским потенциалом, нужно лишь грамотно вести целевой поиск. Но в настоящее время у Калужского ТЮЗа нет ни одной партнерской программы с другими организациями. Полиграфическая продукция выпускается ограниченным тиражом, и на улицах города ее не встретишь.

Ретроспективный анализ деятельности театра помогает определить пути развития. Формулирование целей и задач в соответствии с миссией театра дают возможность сформировать план мероприятий по реализации стратегии развития. Для Калужского театра юного зрителя перечень целей и соответствующих им задач выглядит следующим образом:

_Задачи:_

регионах - это начало реализации долгосрочной перспективы развития театрального дела в стране.

Заключение

В ходе теоретического и практического исследования деятельности Калужского ТЮЗа, его включенности в социокультурную систему города

1. Составление плана реструктуризации и обновления репертуара.

2. Привлечение к работе над новыми постановками режиссеров из других регионов.

3. Постоянное сотрудничество с детскими драматургами. Совместная работа над пьесами и их сценическим воплощением

1. Создание Отдела развития, состоящего из специалистов по РЯ, маркетингу и фандрейзингу.

2. Создание отдела по изучению зрительской аудитории - педагогической части.

3. Увеличение мероприятий, способствующих более близкому контакту с аудиторией театра_

1. Работа с социально и физически проблемными детьми.

2. Создание инклюзивных спектаклей.

3. Регулирование ценовой политики для зрителей данного вида спектаклей.

4. Участие в социальных проектах города и сотрудничество с социальными организациями_

1. Мониторинг степени изношенности фондов театра.

2. Аналитические разработки, подкрепленные проектно-сметной документацией с обоснованием необходимых ресурсов для предоставления учредителю_

и региона в начале XXI в. был сформулирован круг актуальных проблем состояния и развития городского театра.

Анализ документальных данных творческой деятельности Калужского ТЮЗа, личное общение с руководством и другими работниками театра, знакомство со спектаклями текущего репертуара привели авторов к следующим выводам:

В настоящее время у театра отсутствует четкая художественная программа. Отсутствие программы привело к непродуманному и непропорциональному формированию репертуара и прокатной афиши, в результате чего не обеспечены репертуарным предложением некоторые возрастные категории целевой аудитории, в частности - подростки.

Отсутствие в структуре театра отдела по развитию, педагогической части лишает театр возможности расширения своей аудитории и не позволяет чутко и своевременно реагировать на динамику запросов публики.

В театре не ведется работа в направлении поисков новых источников финансирования, театр не осуществляет какой-либо деятельности, приносящей доход, кроме продажи билетов и программок.

В театре отсутствует программа по взаимодействию с коммерческими организациями города. Партнерские программы могли бы дать дополнительные возможности заявить о себе и привлечь новых зрителей.

Материально-техническая база театра находится в неудовлетворительном состоянии. Крайняя нехватка пространства в рабочих зонах и неприспособленность бывшего помещения кинотеатра затрудняют работу коллектива.

Театр устранился от проводимых в стране профессиональных фестивалей.

На протяжении многих лет все постановки в театре осуществляются единолично главным режиссером, что привело к однотипности, шаблонности художественных решений.

Слабо и формально налажена связь с районами области.

Показатели отчетной документации имеют противоречивый характер, объяснить который сами сотрудники не в состоянии.

Между тем Союзом Театральных Деятелей принята «Программа государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронажем Президента Российской Федерации», проводятся смотры и фестивали. Правительство РФ утвердило Концепцию развития театрального дела в РФ. В ней отмечено: «Отсутствие стройной системы государственного про-

текционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем, как следствие, - к резкому снижению интереса к театру взрослого населения...». Поставлена задача радикального расширения круга детей, приобщенных к театру. 100 театров кукол, работающих сегодня, не решают проблемы. Но они ориентированы, главным образом, на дошкольный возраст. «Дети в возрасте от 10 до 16 лет получают весьма ограниченное театральное предложение. В настоящее время театров юного зрителя нет в половине субъектов Российской Федерации» [13, с. 8].

Детские годы определяют будущее человека. Человек изначально соединяет в себе природное и культурное начала. В пору детства ребенок вбирает в себя навыки поведения, общения, культуры в среде обитания. «Общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего детства, -пишет И. С. Кон, - поэтому понимание того, какое было отношение к детям в таком-то обществе в такое-то время, помогает в реконструкции того, каково было отношение к людям вообще» [11, с. 6]. Детство - это культурогенный субъект, с которым соотносится культура. Как полагает философ М. С. Каган, культура детства может быть осмыслена как важнейший компонент культуры как целостной системы: «Личность ребенка формируется в поисках своего индивидуального развития и самораскрытия. От того, как складывается отношение общества к ребенку и к периоду его детства в целом, зависит направленность развития самой культуры» [10, с. 33]. Театр для детей и молодежи должен воплощать судьбы и характеры героев в противоречивых эмоционально-психологических конфликтах, в столкновениях характеров, помогая осмысливать себя как личности в пространстве бытия.

Библиографический список

1. Брянцев, А. А. Воспоминания, статьи, выступления, дневники, письма [Текст] / А. А. Брянцев. - М. : ВТО, 1979. - 296 с.

2. Воспитание молодежи средствами культуры и искусства [Текст]. - М. : Моск. институт социально-культурных программ, 2006. - 96 с.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1991. - 93 с.

4. Дадамян, Г. Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства [Текст] / Г. Г. Дадамян. -М. : ВТО, 1982. - 152 с.

5. Дети и культура [Текст]. - М. : КомКнига, 2007. -288 с.

6. Дмитриевский, В. Н. Основы социологии театра. История.Теория. Практика: - 2 изд., доп. [Текст] /

В. Н. Дмитриевский. - СПб. : Планета музыки, 2015. -224 с.

7. Дмитриевский, В. Н. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики [Текст] / В. Н. Дмитриевский. - М. : ГИИ, 2000. - 350 с.

8. Дуков, Е. Сеть: публика и искусство [Текст] / Е. Дуков. - М. : ГИИ, 2016. - 210 с.

9. Злотникова, Т. С., Киященко, Л. П., Летина, Н. Н., Ерохина, Т. И. Особенности массовой культуры российской провинции [Текст] / Т. С. Злотникова, Л. П. Киященко, Н. Н. Летина, Т. И. Ерохина // Социологические исследования. - 2016. - № 5. - С. 111-114.

10. Каган, М. С. Художественная культура как подсистема [Текст] / М. С. Каган // Основы художественной культуры. - СПб. : Лань, 2001. - С. 31-95.

11. Кон, И. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива [Текст] / И. Кон. - М. : Наука, 1988. - 204 с.

12. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Высшее образование, 2007. -460 с.

13. Распоряжение от 10.06.2011 № 1019р: Об одобрении концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2000 года [Электронный ресурс]. - URL: https://archive.government.ru/special/gov/results/15627/

14. Театр и дети. Дискуссия [Текст] // Театр. -1987. - № 2. - С. 95-136.

15. Театр и зритель. Опыт и перспективы социологического исследования театра. Научно-практическая конференция. Краткое содержание сообщений [Текст]. - М. : ВТО, 1974. - 142 с.

16. Фохт-Бабушкин, Ю. У Искусство в жизни молодых поколений России: достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды [Текст] / Ю. У Фохт-Бабушкин. - СПб. : Алетейя, 2005. - 320 с.

17. Шпет, Л. Г. Советский театр для детей. Страницы истории: 1918-1945 [Текст] / Л. Г. Шпет. - М. : Искусство, 1971. - 431 с.

18. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление [Текст]. - М. : Наука, 1982. - 335 с.

Reference List

1. Bijancev, A. A. Vospominanija, stat'i, vystuplenija, dnevniki, pis'ma = Memoirs, articles, performances, diaries, letters [Tekst] / A. A. Bijancev. - M. : VTO, 1979. -296 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vospitanie molodezhi sredstvami kul'tury i iskusst-va = Education of youth by means of culture and art [Tekst]. - M. : Mosk. institut social'no-kul'turnyh programm, 2006. - 96 s.

3. Vygotskij, L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste = Imagination and creativity at children's age [Tekst] / L. S. Vygotskij. - M., 1991. - 93 s.

4. Dadamjan, G. G Social'no-jekonomicheskie prob-lemy teatral'nogo iskusstva = Social and economic prob-

lems of theater [Tekst] / G G Dadamjan. - M. : VTO, 1982. - 152 s.

5. Deti i kul'tura = Children and culture [Tekst]. - M. : KomKniga, 2007. - 288 s.

6. Dmitrievskij, V N. Osnovy sociologii teatra. Istori-ja.Teorija. Praktika: Fundamentals of sociology of theater. History. Theory. Practice - 2 izd., dop [Tekst] / V N. Dmitrievskij. - SPb. : Planeta muzyki, 2015. - 224 s.

7. Dmitrievskij, V N. Social'noe funkcionirovanie teatra i problemy sovremennoj kul'turnoj politiki = Social functioning of theater and problem of modern cultural policy [Tekst] / V N. Dmitrievskij. - M. : GII, 2000. - 350 s.

8. Dukov, E. Set': publika i iskusstvo = Network: public and art [Tekst] / E. Dukov. - M. : GII, 2016. - 210 s.

9. Zlotnikova, T. S., Kijashhenko, L. P., Letina, N. N., Erohina, T. I. Osobennosti massovoj kul'tury rossijskoj provincii = Features of popular culture of the Russian province [Tekst] / T. S. Zlotnikova, L. P. Kijashhenko, N. N. Letina, T. I. Erohina // Sociologicheskie issledovani-ja. - 2016. - № 5. - S. 111-114.

10. Kagan, M. S. Hudozhestvennaja kul'tura kak podsistema = Art culture as a subsystem [Tekst] / M. S. Kagan // Osnovy hudozhestvennoj kul'tury = Bases of art culture - SPb. : Lan', 2001. - S. 31-95.

11. Kon, I. Rebenok i obshhestvo. Istoriko-jetnograficheskaja perspektiva = Child and society. Historical and ethnographic prospect [Tekst] / I. Kon. - M. : Nau-ka, 1988. - 204 s.

12. Obuhova, L. F. Vozrastnaja psihologija = Age psychology [Tekst] / L. F. Obuhova. - M. : Vysshee obra-zovanie, 2007. - 460 s.

13. Rasporjazhenie ot 10.06.2011 № 1019r: Ob odo-brenii koncepcii dolgosrochnogo razvitija teatral'nogo dela v Rossijskoj Federacii do 2000 goda = Order dated from 10.06.2011 № 1019r: About approval of the concept of theatrical business long-term development in the Russian Federation till 2000 [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://archive.government.ru/special/gov/results/15627/

14. Teatr i deti. Diskussija = Theater and children. Discussion [Tekst] // Teatr. - 1987. - № 2. - S. 95-136.

15. Teatr i zritel'. Opyt i perspektivy sociolog-icheskogo issledovanija teatra. Nauchno-prakticheskaja konferencija. Kratkoe soderzhanie soobshhenij = Theater and viewer. Experience and prospects of a sociological research of theater. Scientific and practical conference. Summary of messages [Tekst]. - M. : VTO, 1974. - 142 s.

16. Foht-Babushkin, Ju. U. Iskusstvo v zhizni mo-lodyh pokolenij Rossii: dostignutye jeffekty, upushhennye vozmozhnosti i sohranjajushhiesja nadezhdy = Art in the younger generations' life of Russia: reached effects, missed opportunities and remaining hopes [Tekst] / Ju. U. Foht-Babushkin. - SPb. : Aletejja, 2005. - 320 s.

17. Shpet, L. G. Sovetskij teatr dlja detej. Stranicy isto-rii: 1918-1945 The Soviet theater for children. Pages of history: 1918-1945 [Tekst] / L. G Shpet. - M. : Iskusstvo, 1971. - 431 s.

18. Chelovek v mire hudozhestvennoj kul'tury. Pri-obshhenie k iskusstvu: process i upravlenie = The person in the world of art culture. Familiarizing with art: process and management [Tekst]. - M. : Nauka, 1982. - 335 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.