УДК 372.614 предположению, можно выделить две
ББК Ч421.385.3 основные причины данного явления: 1)
Н. В. Шумило всеобщая доступность массовой штам-
пованной игрушки, которая не соот-
Внеклассный театр кукол как форма ветствует основным требованиям гармо-
организации творческой ничного развития ребенка, в силу чего
деятельности младших школьников г г ' ; ребенок быстро теряет к ней интерес; 2)
современное состояние драматического
В статье рассматриваются механизмы театра в целом, анализ которого не вхо-
психологического воздействия куклы дит в задачу этой статьи. Здесь мы поз-
на человека. Предлагается анализ воз- волим себе ограничиться цитатой Ю.М.
можностей театральной куклы в работе Лотмана: «Когда театральное искусство
с детьми 7-10 лет в условиях школьного достигает столь высокой степени нату-
театра кукол. ральности, что ему приходится напоми-
Ключевые слова: театральная кукла, нать себе и зрителю о сценической спе-
младший школьный возраст, театраль- цифике, народное искусство кукольно-
но-драматическая деятельность, ком- го театра становится одним из образцов
пенсация, творчество. цля живых актеров» [2, с. 649].
Игра с готовой игрушкой и специаль-
N. V. Shumilo но изготовленной самим ребенком те-
атральной куклой, имеющей особенное
Extracurriculum theatre puppetas a form строение, позволяющее ей свободно дви-
of organizing creative work гаться на ширме - не одно и то же. Те-
of elementary school children атральная кукла в данном случае - про-
Г У ^ У г дукт творческой деятельности ребенка.
The article regards mechanisms of psy- В первом случае, взаимодействуя в игре
chological influence of a puppet on a man. с безликой массовой куклой, младший
The analysis of theatre puppet possibilities школьник употребляет уже готовый
in the work with 7-10 year old children in продукт, созданный взрослым; во вто-
the school puppet theatre is regarded. ром случае создает, творит для себя
The key words: theatre puppet, elementa- игрушку, наполняет ее индивидуаль-
ry schoolchildren, theatre-dramatic work, ными значениями и смыслами, а затем
compensation, creation. наслаждается результатами своего твор-
Г ] Г чества в драматической игре. Современ-
ная массовая игрушка рассматривается
В последние годы увеличилось ко- в работах по психологии и педагогике, в
личество любительских театральных основном, как взрослая интерпретация
коллективов, в которых художниками детских фантазий и стремлений. Су-
' Г J ^ и кукловодами выступают дети. Подоб- ^ г г V ществует мнение, что организация про-
ная тенденция существует и в г. Чите, изводства и продаж игрушечных брэн-
где в конкурсе «Веселые марионетки», дов ориентирована в настоящее время
который проводился в 2008 г., приняли на детей как потребителей товара, сюда
участие 16 детских театрально-куколь- включена активная реклама данного то-
ных коллективов, (для сравнения - 9 кол- вара в СМИ, за счет чего игрушка при-
лективов в 2006 г., 6 - в 2004 г.). Средний обретает статус вещи, регулирующей
возраст участников - 8-10 лет, что соот- отношения в группе сверстников, стано-
ветствует категории младшего школь- вится значимой для поддержания чувс-
ника в системе образования. По нашему тва самодостаточности [7].
Психологический аспект взаимодейс- способствовать профилактике негатив-
твия куклы и «хозяина» куклы раскры- ных поведенческих и эмоциональных
вает теория компенсации К.Г. Юнга, реакций у детей младшего школьного
согласно которой бессознательное, либо возраста [8].
цополняя, либо компенсируя сознание, В нашей театрально-кукольной сту-
всегда стремится к сбалансированнос- дии хорошо зарекомендовала себя «Тех-
ти [9]. Кукла, созданная человеком, яв- ника совместного сочинения историй».
ляется символической проекцией его В ходе игры с театральной куклой эта
состояний, личностных особенностей и техника может применяться в качестве
межличностных взаимодействий. Теат- инструмента оценки: она, в частности,
ральная кукла - символическое изобра- позволяет выявить общность проблем
жение, роль которого в данном случае и стратегий, демонстрируемых разны-
берет на себя младший школьник. Ре- ми участниками будущего спектакля,
бенок создает куклу, управляет ее дви- особенности эмоциональной экспрес-
жениями и проговаривает за нее текст, сии, конфликты между персонажами и
ст кс е т ее не 1 е ва в и р а в о г о р п и (Л и ми ям я и н е ж / 1 ^ ' 'У 1 то, каким образом они разрешаются в
нестетическом, эмоциональном и меж- драматизации. В данном случае целесо-
личностном уровнях. Следовательно, образно использовать пальчиковую или
максимальное включение в игру позво- перчаточную куклу, так как она соот-
ляет дифференцировать собственные ветствует возможностям ребенка млад-
состояния и «состояния» куклы. Через шего школьного возраста. По нашему
проективные механизмы ребенок, та- мнению, куклы подобного типа явля-
ким образом, обучается проявлять и ются необходимым инструментом для
контролировать собственные эмоции, работы в детском актерском тренинге и
осознавать неосознаваемое. Эта магия создании сценарного материала непос-
«оживления» смыслов является одним редственно детьми. Пальчиковая кукла
из самых действенных механизмов в ме- может быть первой театральной куклой,
тодиках игровой психотерапии, широко самостоятельно изготовленной ребен-
применяемых во всем мире. ком. Таким образом, в условиях школь-
В настоящее время отечественны- ной театрально-кукольной студии воз-
ми педагогами и психологами, исполь- никает необходимость организации
зующими куклу при работе с детьми, специфической деятельности для того,
V ' У У I I / предлагаются разнообразные техники, чтобы помочь младшему школьнику ос-
объединенные общим направлени- " 1 и J воить все стороны мастерства создания
ем - куклотерапия: 1) метод драмати- и вождения театральной куклы.
ческой психоэлевации И.Я. Медведевой, V», ^ ^ V J ты Эталоном подобной деятельнос-
Т.Л. Шишовой; 2) сказочная куклотера- ти может стать «Кукольный театр»
пия - изготовление кукол-марионеток у г С.В. Образцова и разработки методоло-
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; 3) «Кук- гических проблем кукольного спектакля
ла - страх» как метод работы со стра- Е.С. Деменни, значение которых трудно
хом Н. Кедровой; 4) имиджевые куклы переоценить в развитии искусства игра-
Д.Б. Гнездилова; 5) платковые куклы, ющих кукол XX в. Здесь были сформу-
пальчиковые куклы «Набор эмоций» лированы основные законы взаимовли-
А.Ю. Татаринцевой; 6) естественная яния театрального и изобразительного
школа как метод знакомства с традици- искусства, которые формируют средс-
онной куклой А. Грефа и др. Этот опыт, тва выразительности каждого из этих
на наш взгляд, может оказаться полез- компонентов, сложилось понимание
ным в работе школьного театра кукол и особых задач, возникающих при ста-
новлении психологического искусства композиций, предметов или рук, то есть
театра кукол. Именно здесь, на наш «рисовать» ими в пространстве. Психо-
взгляд, появилось наиболее близкое лого-педагогической задачей на этом
детскому творчеству новое требование этапе будет являться использование фе-
к театральному художнику-скульпто- номена ролевой игры в качестве мотива
ру - уметь определять игровые особен- для создания не просто игрушки, а кук-
Г J J г Г ности куклы и добиваться максималь- лы-актера, в процессе которого возника-
ной ее выразительности не в статике, а ет необходимость овладения ребенком
в движении. Образцов считал, что выяс- определенными знаниями и творчески-
нить «актерские способности» каждой ми операциями, что преобразует чистую
новой кукольной головы необходимо в Г ' У У игру в учебную деятельность [5]. Конеч-
процессе самой скульптурной работы, ный творческий продукт - пальчиковая
т.е. в глине, в необработанном папье- кукла, которую впоследствии ребенок
маше, в первой раскраске [3]. Что осо- может использовать в этюдах.
бенно важно для младшего школьника: Второй этап - создание перчаточной
в данном процессе присутствует игро- куклы - так называемой куклы «Пет-
вой компонент. «Динамическим при- рушки» для театральной постановки
нципом (двигательной силой) фантазии 1 ; / 1 1 в небольшом помещении. Такая кукла
является элемент игры, свойственный должна изображать героя на протяже-
также и ребенку, и как таковой, словно нии достаточно большого отрезка време-
несовместимый с принципом серьезной ни или в процессе постижения сложных
работы. Но без игры фантазиями ни человеческих истин. И здесь мы обра-
одно творческое произведение до сих щаемся к разработкам С.В. Образцова:
пор не создавалось» [9, с. 98]. «Кукла должна иметь характер типажа,
Творческий продукт - театральная но очень опасно для нее иметь характер-
кукла - уникальна, что соответствует ность момента. В какой-то степени выра-
основному критерию, который отли- жение ее лица должно быть нейтраль-
чает творческую работу от массовой ным, чтобы в зависимости от слов, позы,
г У 1 у штамповки. Так как театральная кукла положения, ситуации она могла казаться
обладает определенной спецификой то плачущей, то смеющейся, то злой» [4,
строения, а приемы ее изготовления и с. 14]. Как показывает практика, эффект
вождения должны соответствовать воз- нейтральности достигается, когда лицо
можностям ребенка, младший школь- театральной куклы не выражает фикси-
ник должен обладать теми знаниями и рованное мимикой эмоциональное со-
умениями, которые предполагает театр стояние - радость, гнев, испуг и т.п. Кук-
кукол. Здесь, согласно нашему опыту, Г ' ^ г ^ у г у ла, с одной стороны, не может обладать
театрально-педагогический процесс однозначной психологической характе-
можно разбить на отдельные этапы с ха- ристикой, с другой - должна запечатлеть
рактерными для каждого этапа психо- в статике нечто, распространяющееся на
лого-педагогическими задачами. весь типаж. В данном случае это костяк
Первый этап - обращение к эстрад- характера, тип или самый общий смысл
ным этюдам Образцова - руки кукольни- образа, его символичность. Психоло-
ка с шариками и предметами на пальцах. го-педагогическая задача на этом эта-
В данном случае ребенок получает воз- пе - научить младшего школьника осно-
^ ' У Г У можность выбрать цвет, форму, пропор- вам приемов взаимовлияния театраль-
ции предметов, а главное, он начинает ного и изобразительного искусства и
тщательно следить за образным смыслом средствам выразительности каждого из
ракурсов, движений, мизансценических этих компонентов. Практическим руко-
водством может послужить бесценный из своих учителей С.В. Образцова, так
опыт, обобщенный в книгах Е.С. Демен- как номер Московского театра кукол
ни «Школьный кукольный театр» [1] и Г ГУ «Налей бокал» послужил эталоном для
А. Я. Федотова «Техника театра кукол» создания «маппетс». Эта театральная
[6]. Конечный творческий продукт - пер- кукла отвечает необходимым условиям
чаточная кукла, которую впоследствии для организации данного рода деятель-
ребенок может использовать в работе на ности младших школьников:
ширме для камерной аудитории - клас- 1. Создание куклы не составляет
са, группы в детском саду, выступлении сложности для данного возраста, так
' Г У ^ ' у перед родителями и учителями и т.д. как технические приемы ее воплоще-
Третий этап - создание куклы для ния в материале соответствуют мотор-
выступления на сцене. Деятельность ному развитию 7-9 лет. Ребенку предо-
школьной театральной студии предпо- J Г J г ставляется возможность самостоятельно
лагает выступление на публику как в разработать композицию силуэта кук-
зрительном зале школы, так и участие в лы, интенсивность цветового звучания,
1 ' У фестивалях и конкурсах любительских меру подробности в ее изобразительном
У г театров. Наиболее выигрышным ва- решении, что способствует формирова-
риантом для подобной работы с млад- нию творческого воображения.
шим школьным возрастом мы полагаем 2. Техническое устройство «маппета»
планшетную и тростевую куклу. К со- доступно пониманию детей младшего
жалению, для детей 7-9 лет мало подхо- школьного возраста. Кукла удобна, под-
дит тростевая кукла: несмотря на свою вижна и послушна воле ребенка-акте-
четкую выразительность в театральной ра, способна передавать все оттенки его
постановке, она является достаточно творческой мысли. Ростовые «маппеты»
сложной в управлении, требует много- позволяют скрывать несовершенство
часовой подготовки актера-кукольника пластики ребенка и способствуют при
и дети быстро теряют к ней интерес. контакте со зрительным залом сниже-
В данном случае ролевая игра с кук- нию уровня тревожности и формирова-
^ У 1 Г У лой-образом может перейти из разряда нию сценического темперамента.
развивающих занятий в не свойствен- Психолого-педагогическая задача на
ные психофизиологическому разви- этом этапе - усовершенствовать владение
г 7 г тию ребенка репетиции-тренировки, в У г • младшего школьника приемами взаимо-
работу на результат, который самому влияния театрального и изобразитель-
Г У 1 У ' 1 У младшему школьнику вряд ли доставит ного искусства и средствами выразитель-
удовольствие. Исходя из собственного ности каждого из этих компонентов. Ко-
опыта, тростевую куклу мы предлага- нечный творческий продукт - тростевая
ем детям 10-11 лет, когда происходит кукла, планшетная кукла, которые впос-
окончательное усвоение детским орга- ледствии ребенок может использовать в
низмом относительно сформированно- работе на ширме при сценической пос-
го физиологического механизма про- тановке на большой зал - участие в фес-
граммирования движений, в этом же тивале любительских коллективов, кон-
возрасте возможна работа с куклой-ма- курсах, общешкольных мероприятиях.
рионеткой. Младшим школьникам 7- Итак, за основу методической сис-
9 лет для работы на большой сцене мож- темы обучения младших школьников
но рекомендовать ростовых «маппетов». искусству театра кукол целесообразно
«Маппетс» - «марионетки» и «паппетс» у у г у ' ^ взять принципы диалектики его главных
(«куклы»). Автор данной кукольной компонентов - театрального и изобрази-
конструкттии Дж. Хенсон считал одним тельного искусства, сформулированные
У ' ГГ У г
С.В. Образцовым и Е.С. Деменни. Соглас-
школьный театральный опыт должен
но этим принципам, младшему школь-
базироваться на законах детской роле-
нику предоставляется возможность одно-
вой игры, а психолого-педагогическим
временно выступить и в роли художника
основанием для подобной работы можно
и в роли актера-кукольника, что является
считать продуктивный момент драмати-
наиболее близкой его природе и соот-
зации, когда ребенок-актер и созданная
ветствует основным требованиям органи-
им кукла дополняют друг друга, включая
зации творческой деятельности. Первый
механизм «оживления» смыслов.
Списо
к литературы
1. Деммени Е. С. Школьный кукольный
2. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб. : И
3. Образцов С. В. Моя профессия. М. :
4. Образцов С. В. Кукла-актер // Игру
5. Теплов Б. Д. Психология и психофиз М. : Изд-во Московского социально-психо
6. Федотов А. Я. Техника театра кукол.
7. Черная А. В. Развитие личности в ко автореф. дис. доктора психол. наук. М., 2
8. Шумило Н. В. Арт-терапия и драма и смысловой сферы личности // В сб. : Х ческое воспитание и культура в XXI веке конф. 11-12 мая 2006 года. Чита : Изд-во З
9. Юнг К. Г. Психологические типы. М
\ театр. Л. : Детгиз, 1960. 72 с. скусство, 2005. 704 с.
АСТ, 2009. 640 с. шка. 1937. № 4. С. 13-15. иология индивидуальных различий. логического института, 2003. 640 с.
М. : Искусство, 1953. 84 с. нтексте традиций игровой культуры : 007.
терапия: коррекция эмоциональной удожественное образование, эстети-: материалы междун. науч.-практич. абГГПу 2006. С. 229-235.
: АСТ, 2006. 768 с.