Научная статья на тему 'Внеклассный театр кукол как форма организации творческой деятельности младших школьников'

Внеклассный театр кукол как форма организации творческой деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
487
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТЕАТРАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬО / КОМПЕНСАЦИЯО / ТВОРЧЕСТВО / THEATRE PUPPET / ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN / THEATRE-DRAMATIC WORK / COMPENSATION / CREATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шумило Наталья Викторовна

В статье рассматриваются механизмы психологического воздействия куклы на человека. Предлагается анализ возможностей театральной куклы в работе с детьми 7-10 лет в условиях школьного театра кукол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurriculum theatre puppetas a form of organizing creative work of elementary school children

The article regards mechanisms of psychological influence of a puppet on a man. The analysis of theatre puppet possibilities in the work with 7-10 year old children in the school puppet theatre is regarded.

Текст научной работы на тему «Внеклассный театр кукол как форма организации творческой деятельности младших школьников»

 УДК 372.614 предположению, можно выделить две

ББК Ч421.385.3 основные причины данного явления: 1)

Н. В. Шумило всеобщая доступность массовой штам-

пованной игрушки, которая не соот-

Внеклассный театр кукол как форма ветствует основным требованиям гармо-

организации творческой ничного развития ребенка, в силу чего

деятельности младших школьников г г ' ; ребенок быстро теряет к ней интерес; 2)

современное состояние драматического

В статье рассматриваются механизмы театра в целом, анализ которого не вхо-

психологического воздействия куклы дит в задачу этой статьи. Здесь мы поз-

на человека. Предлагается анализ воз- волим себе ограничиться цитатой Ю.М.

можностей театральной куклы в работе Лотмана: «Когда театральное искусство

с детьми 7-10 лет в условиях школьного достигает столь высокой степени нату-

театра кукол. ральности, что ему приходится напоми-

Ключевые слова: театральная кукла, нать себе и зрителю о сценической спе-

младший школьный возраст, театраль- цифике, народное искусство кукольно-

но-драматическая деятельность, ком- го театра становится одним из образцов

пенсация, творчество. цля живых актеров» [2, с. 649].

Игра с готовой игрушкой и специаль-

N. V. Shumilo но изготовленной самим ребенком те-

атральной куклой, имеющей особенное

Extracurriculum theatre puppetas a form строение, позволяющее ей свободно дви-

of organizing creative work гаться на ширме - не одно и то же. Те-

of elementary school children атральная кукла в данном случае - про-

Г У ^ У г дукт творческой деятельности ребенка.

The article regards mechanisms of psy- В первом случае, взаимодействуя в игре

chological influence of a puppet on a man. с безликой массовой куклой, младший

The analysis of theatre puppet possibilities школьник употребляет уже готовый

in the work with 7-10 year old children in продукт, созданный взрослым; во вто-

the school puppet theatre is regarded. ром случае создает, творит для себя

The key words: theatre puppet, elementa- игрушку, наполняет ее индивидуаль-

ry schoolchildren, theatre-dramatic work, ными значениями и смыслами, а затем

compensation, creation. наслаждается результатами своего твор-

Г ] Г чества в драматической игре. Современ-

ная массовая игрушка рассматривается

В последние годы увеличилось ко- в работах по психологии и педагогике, в

личество любительских театральных основном, как взрослая интерпретация

коллективов, в которых художниками детских фантазий и стремлений. Су-

' Г J ^ и кукловодами выступают дети. Подоб- ^ г г V ществует мнение, что организация про-

ная тенденция существует и в г. Чите, изводства и продаж игрушечных брэн-

где в конкурсе «Веселые марионетки», дов ориентирована в настоящее время

который проводился в 2008 г., приняли на детей как потребителей товара, сюда

участие 16 детских театрально-куколь- включена активная реклама данного то-

ных коллективов, (для сравнения - 9 кол- вара в СМИ, за счет чего игрушка при-

лективов в 2006 г., 6 - в 2004 г.). Средний обретает статус вещи, регулирующей

возраст участников - 8-10 лет, что соот- отношения в группе сверстников, стано-

ветствует категории младшего школь- вится значимой для поддержания чувс-

ника в системе образования. По нашему тва самодостаточности [7].

Психологический аспект взаимодейс- способствовать профилактике негатив-

твия куклы и «хозяина» куклы раскры- ных поведенческих и эмоциональных

вает теория компенсации К.Г. Юнга, реакций у детей младшего школьного

согласно которой бессознательное, либо возраста [8].

цополняя, либо компенсируя сознание, В нашей театрально-кукольной сту-

всегда стремится к сбалансированнос- дии хорошо зарекомендовала себя «Тех-

ти [9]. Кукла, созданная человеком, яв- ника совместного сочинения историй».

ляется символической проекцией его В ходе игры с театральной куклой эта

состояний, личностных особенностей и техника может применяться в качестве

межличностных взаимодействий. Теат- инструмента оценки: она, в частности,

ральная кукла - символическое изобра- позволяет выявить общность проблем

жение, роль которого в данном случае и стратегий, демонстрируемых разны-

берет на себя младший школьник. Ре- ми участниками будущего спектакля,

бенок создает куклу, управляет ее дви- особенности эмоциональной экспрес-

жениями и проговаривает за нее текст, сии, конфликты между персонажами и

ст кс е т ее не 1 е ва в и р а в о г о р п и (Л и ми ям я и н е ж / 1 ^ ' 'У 1 то, каким образом они разрешаются в

нестетическом, эмоциональном и меж- драматизации. В данном случае целесо-

личностном уровнях. Следовательно, образно использовать пальчиковую или

максимальное включение в игру позво- перчаточную куклу, так как она соот-

ляет дифференцировать собственные ветствует возможностям ребенка млад-

состояния и «состояния» куклы. Через шего школьного возраста. По нашему

проективные механизмы ребенок, та- мнению, куклы подобного типа явля-

ким образом, обучается проявлять и ются необходимым инструментом для

контролировать собственные эмоции, работы в детском актерском тренинге и

осознавать неосознаваемое. Эта магия создании сценарного материала непос-

«оживления» смыслов является одним редственно детьми. Пальчиковая кукла

из самых действенных механизмов в ме- может быть первой театральной куклой,

тодиках игровой психотерапии, широко самостоятельно изготовленной ребен-

применяемых во всем мире. ком. Таким образом, в условиях школь-

В настоящее время отечественны- ной театрально-кукольной студии воз-

ми педагогами и психологами, исполь- никает необходимость организации

зующими куклу при работе с детьми, специфической деятельности для того,

V ' У У I I / предлагаются разнообразные техники, чтобы помочь младшему школьнику ос-

объединенные общим направлени- " 1 и J воить все стороны мастерства создания

ем - куклотерапия: 1) метод драмати- и вождения театральной куклы.

ческой психоэлевации И.Я. Медведевой, V», ^ ^ V J ты Эталоном подобной деятельнос-

Т.Л. Шишовой; 2) сказочная куклотера- ти может стать «Кукольный театр»

пия - изготовление кукол-марионеток у г С.В. Образцова и разработки методоло-

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; 3) «Кук- гических проблем кукольного спектакля

ла - страх» как метод работы со стра- Е.С. Деменни, значение которых трудно

хом Н. Кедровой; 4) имиджевые куклы переоценить в развитии искусства игра-

Д.Б. Гнездилова; 5) платковые куклы, ющих кукол XX в. Здесь были сформу-

пальчиковые куклы «Набор эмоций» лированы основные законы взаимовли-

А.Ю. Татаринцевой; 6) естественная яния театрального и изобразительного

школа как метод знакомства с традици- искусства, которые формируют средс-

онной куклой А. Грефа и др. Этот опыт, тва выразительности каждого из этих

на наш взгляд, может оказаться полез- компонентов, сложилось понимание

ным в работе школьного театра кукол и особых задач, возникающих при ста-

новлении психологического искусства композиций, предметов или рук, то есть

театра кукол. Именно здесь, на наш «рисовать» ими в пространстве. Психо-

взгляд, появилось наиболее близкое лого-педагогической задачей на этом

детскому творчеству новое требование этапе будет являться использование фе-

к театральному художнику-скульпто- номена ролевой игры в качестве мотива

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ру - уметь определять игровые особен- для создания не просто игрушки, а кук-

Г J J г Г ности куклы и добиваться максималь- лы-актера, в процессе которого возника-

ной ее выразительности не в статике, а ет необходимость овладения ребенком

в движении. Образцов считал, что выяс- определенными знаниями и творчески-

нить «актерские способности» каждой ми операциями, что преобразует чистую

новой кукольной головы необходимо в Г ' У У игру в учебную деятельность [5]. Конеч-

процессе самой скульптурной работы, ный творческий продукт - пальчиковая

т.е. в глине, в необработанном папье- кукла, которую впоследствии ребенок

маше, в первой раскраске [3]. Что осо- может использовать в этюдах.

бенно важно для младшего школьника: Второй этап - создание перчаточной

в данном процессе присутствует игро- куклы - так называемой куклы «Пет-

вой компонент. «Динамическим при- рушки» для театральной постановки

нципом (двигательной силой) фантазии 1 ; / 1 1 в небольшом помещении. Такая кукла

является элемент игры, свойственный должна изображать героя на протяже-

также и ребенку, и как таковой, словно нии достаточно большого отрезка време-

несовместимый с принципом серьезной ни или в процессе постижения сложных

работы. Но без игры фантазиями ни человеческих истин. И здесь мы обра-

одно творческое произведение до сих щаемся к разработкам С.В. Образцова:

пор не создавалось» [9, с. 98]. «Кукла должна иметь характер типажа,

Творческий продукт - театральная но очень опасно для нее иметь характер-

кукла - уникальна, что соответствует ность момента. В какой-то степени выра-

основному критерию, который отли- жение ее лица должно быть нейтраль-

чает творческую работу от массовой ным, чтобы в зависимости от слов, позы,

г У 1 у штамповки. Так как театральная кукла положения, ситуации она могла казаться

обладает определенной спецификой то плачущей, то смеющейся, то злой» [4,

строения, а приемы ее изготовления и с. 14]. Как показывает практика, эффект

вождения должны соответствовать воз- нейтральности достигается, когда лицо

можностям ребенка, младший школь- театральной куклы не выражает фикси-

ник должен обладать теми знаниями и рованное мимикой эмоциональное со-

умениями, которые предполагает театр стояние - радость, гнев, испуг и т.п. Кук-

кукол. Здесь, согласно нашему опыту, Г ' ^ г ^ у г у ла, с одной стороны, не может обладать

театрально-педагогический процесс однозначной психологической характе-

можно разбить на отдельные этапы с ха- ристикой, с другой - должна запечатлеть

рактерными для каждого этапа психо- в статике нечто, распространяющееся на

лого-педагогическими задачами. весь типаж. В данном случае это костяк

Первый этап - обращение к эстрад- характера, тип или самый общий смысл

ным этюдам Образцова - руки кукольни- образа, его символичность. Психоло-

ка с шариками и предметами на пальцах. го-педагогическая задача на этом эта-

В данном случае ребенок получает воз- пе - научить младшего школьника осно-

^ ' У Г У можность выбрать цвет, форму, пропор- вам приемов взаимовлияния театраль-

ции предметов, а главное, он начинает ного и изобразительного искусства и

тщательно следить за образным смыслом средствам выразительности каждого из

ракурсов, движений, мизансценических этих компонентов. Практическим руко-

водством может послужить бесценный из своих учителей С.В. Образцова, так

опыт, обобщенный в книгах Е.С. Демен- как номер Московского театра кукол

ни «Школьный кукольный театр» [1] и Г ГУ «Налей бокал» послужил эталоном для

А. Я. Федотова «Техника театра кукол» создания «маппетс». Эта театральная

[6]. Конечный творческий продукт - пер- кукла отвечает необходимым условиям

чаточная кукла, которую впоследствии для организации данного рода деятель-

ребенок может использовать в работе на ности младших школьников:

ширме для камерной аудитории - клас- 1. Создание куклы не составляет

са, группы в детском саду, выступлении сложности для данного возраста, так

' Г У ^ ' у перед родителями и учителями и т.д. как технические приемы ее воплоще-

Третий этап - создание куклы для ния в материале соответствуют мотор-

выступления на сцене. Деятельность ному развитию 7-9 лет. Ребенку предо-

школьной театральной студии предпо- J Г J г ставляется возможность самостоятельно

лагает выступление на публику как в разработать композицию силуэта кук-

зрительном зале школы, так и участие в лы, интенсивность цветового звучания,

1 ' У фестивалях и конкурсах любительских меру подробности в ее изобразительном

У г театров. Наиболее выигрышным ва- решении, что способствует формирова-

риантом для подобной работы с млад- нию творческого воображения.

шим школьным возрастом мы полагаем 2. Техническое устройство «маппета»

планшетную и тростевую куклу. К со- доступно пониманию детей младшего

жалению, для детей 7-9 лет мало подхо- школьного возраста. Кукла удобна, под-

дит тростевая кукла: несмотря на свою вижна и послушна воле ребенка-акте-

четкую выразительность в театральной ра, способна передавать все оттенки его

постановке, она является достаточно творческой мысли. Ростовые «маппеты»

сложной в управлении, требует много- позволяют скрывать несовершенство

часовой подготовки актера-кукольника пластики ребенка и способствуют при

и дети быстро теряют к ней интерес. контакте со зрительным залом сниже-

В данном случае ролевая игра с кук- нию уровня тревожности и формирова-

^ У 1 Г У лой-образом может перейти из разряда нию сценического темперамента.

развивающих занятий в не свойствен- Психолого-педагогическая задача на

ные психофизиологическому разви- этом этапе - усовершенствовать владение

г 7 г тию ребенка репетиции-тренировки, в У г • младшего школьника приемами взаимо-

работу на результат, который самому влияния театрального и изобразитель-

Г У 1 У ' 1 У младшему школьнику вряд ли доставит ного искусства и средствами выразитель-

удовольствие. Исходя из собственного ности каждого из этих компонентов. Ко-

опыта, тростевую куклу мы предлага- нечный творческий продукт - тростевая

ем детям 10-11 лет, когда происходит кукла, планшетная кукла, которые впос-

окончательное усвоение детским орга- ледствии ребенок может использовать в

низмом относительно сформированно- работе на ширме при сценической пос-

го физиологического механизма про- тановке на большой зал - участие в фес-

граммирования движений, в этом же тивале любительских коллективов, кон-

возрасте возможна работа с куклой-ма- курсах, общешкольных мероприятиях.

рионеткой. Младшим школьникам 7- Итак, за основу методической сис-

9 лет для работы на большой сцене мож- темы обучения младших школьников

но рекомендовать ростовых «маппетов». искусству театра кукол целесообразно

«Маппетс» - «марионетки» и «паппетс» у у г у ' ^ взять принципы диалектики его главных

(«куклы»). Автор данной кукольной компонентов - театрального и изобрази-

конструкттии Дж. Хенсон считал одним тельного искусства, сформулированные

У ' ГГ У г

С.В. Образцовым и Е.С. Деменни. Соглас-

школьный театральный опыт должен

но этим принципам, младшему школь-

базироваться на законах детской роле-

нику предоставляется возможность одно-

вой игры, а психолого-педагогическим

временно выступить и в роли художника

основанием для подобной работы можно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и в роли актера-кукольника, что является

считать продуктивный момент драмати-

наиболее близкой его природе и соот-

зации, когда ребенок-актер и созданная

ветствует основным требованиям органи-

им кукла дополняют друг друга, включая

зации творческой деятельности. Первый

механизм «оживления» смыслов.

Списо

к литературы

1. Деммени Е. С. Школьный кукольный

2. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб. : И

3. Образцов С. В. Моя профессия. М. :

4. Образцов С. В. Кукла-актер // Игру

5. Теплов Б. Д. Психология и психофиз М. : Изд-во Московского социально-психо

6. Федотов А. Я. Техника театра кукол.

7. Черная А. В. Развитие личности в ко автореф. дис. доктора психол. наук. М., 2

8. Шумило Н. В. Арт-терапия и драма и смысловой сферы личности // В сб. : Х ческое воспитание и культура в XXI веке конф. 11-12 мая 2006 года. Чита : Изд-во З

9. Юнг К. Г. Психологические типы. М

\ театр. Л. : Детгиз, 1960. 72 с. скусство, 2005. 704 с.

АСТ, 2009. 640 с. шка. 1937. № 4. С. 13-15. иология индивидуальных различий. логического института, 2003. 640 с.

М. : Искусство, 1953. 84 с. нтексте традиций игровой культуры : 007.

терапия: коррекция эмоциональной удожественное образование, эстети-: материалы междун. науч.-практич. абГГПу 2006. С. 229-235.

: АСТ, 2006. 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.