Н.в. ШУМИЛО (Чита)
возможности школьного театра кукол
в формировании актерских способностей детей младшего школьного возраста
Раскрыты психолого-педагогические принципы театрально-драматической работы с детьми 7- 10 лет. Представлен анализ театральной куклы как эффективного средства формирования отдельных компонентов актерских способностей в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: актерские способности, театрально-драматическая деятельность, ролевая игра, младший школьный возраст, сценический темперамент, страх самовыражения, театральная кукла.
в настоящее время существуют различные формы специально организованной детской театрально-драматической деятельности. наиболее активно театр входит в систему образования в переломные исторические периоды, связанные с ее реорганизацией, когда происходит поиск новых путей психолого-педагогического воздействия на учащегося. Элементы театральной педагогики включаются непосредственно в учебный процесс в целях оптимизации, используются во внеклассной работе для эстетического развития ребенка, присутствуют в качестве дополнительных образовательных услуг. согласно положениям деятельностного подхода в формировании и развитии личности (Б.Г. Ананьев, л.с. выготский, А.н. леонтьев, с.л. рубинштейн), в специализированной деятельности формируются и проявляются специальные способности, разновидностью которых выступают актерские, т.е. при наличии подобной деятельности мы можем рассматривать их как новообразование в структуре способностей младшего школьника. анализ детской театральной деятельности осуществлялся в работах по педагогике, культурологии, театральному искусству, однако, с точки зрения формирования специальных актерских способностей детей младшего школьного возраста,
данный вид деятельности в психологопедагогической литературе практически не рассматривается.
исходя из собственного опыта организации экспериментальной театральнокукольной студии, работа в которой ведется в общеобразовательной школе c 2003 г., рассмотрим методические приемы школьного театра кукол и данные исследования отдельных компонентов актерских способностей детей младшего школьного возраста, формирование которых можно проследить в театрально-драматической деятельности. выделяют два компонента актерских способностей - сценический темперамент (потребность в общении со зрительным залом, актерская заразительность) и творческое воображение [4], т.к. впоследствии они могут рассматриваться как профессиональные компетенции не только в актерской деятельности, но и в педагогике, политике, менеджменте и т.д.
Теоретико-методологической основой психолого-педагогической программы студии послужили деятельностный подход к формированию и развитию личности, концептуальные идеи русской театральной школы (к.с. станиславский, М.А. чехов, с.в. Гиппиус), гипотезы сценической деятельности (в.л. дранков, р.Г. натадзе), структура и диагностика актерских способностей, разработанные н.в. рождественской для студентов лГиТМика (Там же). в основу данной программы были положены принципы театрально-драматической работы с детьми, предложенные л.с. выготским:
акцент психолого-педагогического воздействия не на результате творчества, а на самом драматическом процессе («ребенок - плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом») [1, с. 303];
- необходимость попутного использования вспомогательных видов творчества - технического и декоративноизобразительного, т.к. данные приемы стимулируют творческое воображение и его воплощение;
- использование импровизационных форм работы с детьми («...гораздо ближе
© Шумило н.в., 2010
к детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества» [1, с. 301]).
последний из перечисленных принципов согласуется с гипотезой в.л. Дранкова о том, что актерские способности - совокупность «писательских» и специальных выразительных способностей [2]. р.Г. на-тадзе [3] рассматривает механизмы сценического перевоплощения в русле теории установки. с этой точки зрения установка на воображаемую ситуацию соответствует состоянию, которое к.с. станиславский назвал «чувством веры» [6]. он указывал на непосредственную связь актерской драматизации и детской ролевой игры.
один из основателей теории деятельности с.л. рубинштейн, отмечая уникальность феномена театра, подчеркивал общность детской и актерской игры: «играющим, действующим в игре-искусстве актером являются лишь немногие люди; среди взрослых только они сохраняют за собой, поднимая ее на новую ступень, ту привилегию, которой в детстве пользуется каждый, - принимать на себя всевозможные доступные воображению роли и воплощать в своей собственной деятельности их многоликую жизнь; остальные участвуют в игре в качестве зрителей, переживая, но не действуя» [5, с. 494]. игровое начало в профессиональном актере требует постоянного внутреннего и внешнего тренинга, основы которого ввел в подготовку актерского мастерства к.с. станиславский, поэтому в настоящее время в театральной педагогике активно используются тренинговые упражнения, построенные с опорой на принципы детской ролевой игры.
Если провести сопоставление детской ролевой игры и профессиональной игры драматического актера, можно отметить следующие сходные черты: 1) общие генетические корни; 2) общие способы отработки моделей поведения, заимствованных из опыта других людей; 3) общие способы отработки эмоционального переживания; 4) общие правила создания и постижения новой квазиреальности, т.е. игрового пространства и времени; 5) знаковость игровой ситуации в том и другом случае. период, когда происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, отмечается как наиболее сензитивный для активного восприятия драматического искусст-
ва (в.в. давыдов, д.Б. Эльконин, я.А. пономарев). вследствие этого нам представилось возможным исследовать особенности формирования актерских способностей у детей младшего школьного возраста в театрально-драматической деятельности и предложить психолого-педагогические технологии их развития.
Экспериментом были охвачены учащиеся начального звена - всего за время существования студии (2003 - 2009 гг.) 32 человека в возрасте 7 - 10 лет. контрольная группа - учащиеся этой же школы, того же возраста, аналогичного количественного и качественного состава. в начале эксперимента «Тест школьной тревожности Филлипса» показал у детей контрольной и экспериментальной групп высокие показатели по шкалам «страх самовыражения» и «переживание социального стресса», отсюда возникла необходимость в разработке программы с учетом «защитной маски» для ребенка. в роли «защиты» были предусмотрены перчаточные и тростевые куклы, а также ширма для представления.
исследование предполагало два этапа. Первый этап - создание с детьми кукольных спектаклей. второй этап - постановка драматических спектаклей, т.к. была выдвинута гипотеза о 1) постепенном снижении «страха самовыражения» и в связи с этим потребности в «защитной маске» у детей; 2) формировании специальных актерских способностей как новообразования в структуре способностей младшего школьника в специально организованной театрально-драматической деятельности. программа получила условное название «выйди из-за ширмы». Мы предположили, что в школьном театре кукол как ни в одном другом виде искусства возможен естественный переход от детской ролевой игры к театральной драматизации по причинам, которые перечислены ниже.
высокие показатели по шкалам «страх самовыражения» и «Переживание социального стресса» как компоненты общей тревожности являются устойчивыми характеристиками личности и препятствуют эмоциональному комфорту младшего школьника на театральной сцене. Особенность ролевой игры - чувство безопасности, которое испытывает ребенок, считая, что никто (не вовлеченный в игру) за ним не наблюдает. Театральная постановка представлена на суд зрителя, а риск, связан-
ный с волнением на сцене и раскрытием своих переживаний перед аудиторией, достаточно высок. Но именно работа на зрителя способствует формированию особого компонента актерских способностей - сценического темперамента [4], и здесь кукла представляется нам необходимой защитой для младшего школьника в театральнодраматической деятельности.
Также, по нашему мнению, неоспоримым достоинством кукольной постановки при работе с детьми младшего школьного возраста является возможность самостоятельного выбора детьми тех персонажей, которых впоследствии студийцы воплощают в спектакле. на выбор роли в данном случае не влияет внешняя фактура ребенка, которую режиссер детского театра часто учитывает при распределении ролей в драматической постановке. Это способствует формированию адекватной самооценки младшего школьника, полному раскрытию выбранного характера, а часто и собственных проблем, в связи с экстра-вертностью, которая свойственна данному возрасту. Театральная кукла - символическое изображение, роль которого берет на себя ребенок. Вождение куклы, в свою очередь, развивает у ребенка навыки сложных двигательных операций, способствует развитию координации и мелкой моторики в соответствии с характером движений воображаемого героя.
Но, на наш взгляд, не всякая театральная кукла пригодна для работы с младшими школьниками в том случае, если педагог ставит себе задачи, связанные с развитием способностей ребенка, а не с удовлетворением собственных режиссерских амбиций. Примером может служить готовая перчаточная кукла, которая в настоящее время широко используется в работе театрально-кукольных студий г. Читы. По нашему мнению, она является необходимым инструментом для детского актерского тренинга и создания сценарного материала непосредственно детьми, но при работе на ширме предлагает четкую границу между зрительным залом и ребенком-актером. Исходя из собственного опыта, посмеем предположить, что у младшего школьника при такой организации психологопедагогического процесса редко возникает потребность в общении со зрительным залом, т.е. формирования сценического темперамента не происходит.
для младшего школьного возраста также мало подходит тростевая кукла: несмотря на свою четкую выразительность в театральной постановке, она является достаточно сложной в управлении, требует многочасовой подготовки актера-кукольника, дети 7 - 8 лет быстро теряют к ней интерес. в данном случае ролевая игра с куклой-образом может перейти из разряда развивающих занятий в не свойственные психофизиологическому развитию ребенка репетиции-тренировки, в работу на результат, который младшему школьнику вряд ли доставит удовольствие. Тростевая кукла может быть предложена школьникам к 10 годам, когда происходит окончательное усвоение детским организмом относительно сформированного физиологического механизма программирования движений. в этом же возрасте возможна работа с куклой-марионеткой.
наиболее выигрышным вариантом для работы с младшими школьниками мы полагаем планшетную куклу. Исходя из собственного опыта, можно рекомендовать ростовых «маппетов». Эта театральная кукла отвечает необходимым условиям организации подобного рода деятельности младших школьников.
1. создание куклы не составляет сложности для данного возраста, т.к. технические приемы ее воплощения в материале соответствуют моторному развитию в 7—10 лет. ребенку предоставляется возможность самостоятельно разработать композицию силуэта куклы, интенсивность цветового звучания, меру подробности в ее изобразительном решении, что способствует формированию творческого воображения.
2. Техническое устройство «маппе-та» доступно пониманию детей младшего школьного возраста. кукла удобна, подвижна и послушна воле ребенка-актера, способна передавать все оттенки его творческой мысли. ростовые «маппеты» позволяют скрывать несовершенство пластики ребенка и способствуют при контакте со зрительным залом снижению уровня тревожности и формированию сценического темперамента.
результатами исследования подтвердились данные н.в. рождественской [4], что тревожность, являясь устойчивой характеристикой личности, подвержена изменчивости в процессе театрально-драматической работы с использованием упражнений ак-
терского тренинга и снижается на втором году обучения в театральной студии. В нашем исследовании кроме классического актерского тренинга использовались технологии театра кукол, вероятно, поэтому показатели по шкалам «Страх самовыражения» и «Переживание социального стресса» снижаются уже к концу первого года занятий и достигают минимума к третьему году работы в студии. В данном случае можно говорить об эффективности работы с планшетной куклой в младшем школьном возрасте для формирования сценического темперамента. Кукла представляется нам необходимой защитой, которую, по нашим наблюдениям, студийцы оставляют сами в 9 - 10-летнем возрасте (третий год посещения студии). Тогда формой их сценического самовыражения становится драматическая постановка на открытой сцене. Подтвердилась гипотеза, что при специально организованной театральнодраматической деятельности в структуре способностей младшего школьника сценический темперамент проявляется как новообразование. Данные в контрольной группе по шкалам «страх самовыражения» и «Переживание социального стресса» остались без значительных изменений.
сценический темперамент (актерская заразительность) также отслеживался с помощью психолого-педагогического наблюдения и анализа театрально-драматической деятельности детей на разных этапах исследования. Экспериментальная театральнокукольная студия стала победителем форума социально значимых проектов и услуг «Забайкальцы - Забайкалью-2007», лауреатом конкурсов детских театральных коллективов в г. Чите в 2006-м и 2008 г. Для характеристики творческого воображения нами применялись психодиагностические методики: тест креативности Торренса и тест творческого мышления Гилфорда. Показателями уровня развития творческого воображения в данных тестах являются беглость, гибкость и оригинальность выполнения отдельных субтестов. Все три показателя в экспериментальной группе возрастают к концу второго года занятий в студии. Рост показателя «беглость», но несколько менее выраженный, отмечается и в контрольной группе, что, вероятно, связано с возрастной динамикой.
Итак, школьный театр кукол предполагает естественность перехода от детской ролевой игры к театральной драматизации и способствует формированию сценического темперамента. В данном случае при работе на зрителя «защитной маской» для младшего школьника в театральнодраматической деятельности может стать кукла, созданная ребенком под руководством взрослого или самостоятельно. Как свидетельствуют результаты исследования, процесс создания куклы стимулирует творческое воображение и его воплощение. Для развития ребенка при организации детской театрально-драматической деятельности педагогу необходимо учитывать актерские способности как новообразование, формирующееся в соответствующей деятельности. Первый школьный театральный опыт должен базироваться на законах детской ролевой игры и соответствовать психологическому развитию младшего школьника, что, по нашему мнению, возможно в театрально-педагогическом процессе с использованием средств и отдельных методических приемов театра кукол.
литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология развития ребенка. М. : Смысл, 2005.
2. Дранков В.И. Природа таланта Шаляпина. Л. : Музыка, 1973.
3. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко, А.В. Петровский. М. : Просвещение, 1987.
4. Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. СПб. : Речь, 2005.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000.
6. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М. : Искусство, 1980.
Puppet Theater at school forming
the actor abilities for elementary school
children
There are described psychological and pedagogical principles of theater training for children aged 7-10. There is given the analysis of a theater puppet as effective means for forming the actor abilities for elementary school children.
Key words: actor abilities, theater activity, role play, elementary school children, stage temperament, fear of self expression, theater puppet.