Рассматривается категория сценического темперамента с точки зрения двух подходов: компетентностного - как профессиональная актерская компетенция и психологического - в рамках концепции биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека. Предлагается перспективное направление использования элементов театральной педагогики для продуктивности психолого-педагогических программ, с опорой на принцип диалектики театрального и изобразительного искусства
УДК 370.153
Шумило Наталья Викторовна
Natalia Shumilo
СЦЕНИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
The article considers the category of stage temper from the point of view of two approaches - competence approach (as professional actor competence) and psychological one in the borders of concept of biological condition of formally dynamical properties of individual human behavior. The author suggests a new perspective direction of using elements of theatre pedagogics for psychological and pedagogical programs on the basis of the principle of theatre and art dialectics
PECULIARITIES OF ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN STAGE TEMPER FORMATION
Ключевые слова: сценический темперамент, компе- Key words: stage temper, competence, art abilities, fear of
тенция, актерские способности, страх самовыраже- self expression, theatre dramatic work, elementary school-
ния, театрально-драматическая деятельность, млад- children, puppet theatre ший школьный возраст, театр кукол
Проблема формирования творческой личности является одной из актуальных в современном школьном образовании, а искусство, в частности, драматическое, используется как эффективное средство для достижения этой цели. Наиболее активно театр входит в систему образования в переломные исторические периоды, связанные с ее реорганизацией, когда происходит поиск новых путей психолого-педагогического воздействия на учащегося. Элементы театральной педагогики включаются непосредственно в учебный процесс в целях оптимизации, используются во внеклассной работе для эстетического раз-
вития ребенка, присутствуют в качестве дополнительных образовательных услуг, т.е. речь идет о специально организованной театрально-драматической деятельности.
Согласно положениям деятельностного подхода формирования и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), в специализированной деятельности формируются и проявляются специальные способности, разновидностью которых являются актерские способности, т.е. при наличии подобной деятельности мы можем рассматривать их как новообразование в структуре способностей младшего школьника. Анализ
детской театральной деятельности осуществлялся в работах по педагогике, культурологии, театральному искусству, но с точки зрения формирования специальных актерских способностей детей младшего школьного возраста данный вид деятельности в психолого-педагогической литературе практически не рассматривался.
Однако отдельные компоненты, выделенные из общей структуры актерских способностей, формирование которых можно проследить в детской театрально-драматической деятельности, впоследствии могут учитываться как профессиональные компетенции не только в актерской деятельности, но и в педагогике, политике, менеджменте и т.д. В статье рассмотрению подлежит базовое профессиональное качество актера, которое определяет активность, эмоциональность и заразительность сценического действия — сценический темперамент. Здесь нам необходимо разграничить два понятия:
1) темперамент как категория психологической науки;
2) сценический темперамент как профессиональная актерская компетенция.
Первое - темперамент как категория психологической науки. В отечественной науке широкое развитие получила концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека (И.П. Павлов, B.C. Мерлин, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.М. Русалов, С.Э. Парилис). В основе современных представлений о темпераменте лежит фундаментальная концепция функционально-системной организации работы мозга, предложенной П.К. Анохиным. По В.М Русалову, темперамент: «только такое психическое свойство личности, которое:
1) наследуется;
2) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
3) устойчиво в течение длительного периода жизни человека;
4) универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
5) характеризует меру активного напряжения человека;
6) отражает наиболее обобщенное отношение человека к миру, обществу и себе;
7) относительно не зависит от содержания (т.е. смысла, мотива, цели и т.д.) деятельности, общения и познания» [6; С. 69].
Внутри данной концепции В.Д. Небылицин допускает эффективность целенаправленного социального воздействия на некоторые особенности темперамента: «Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента» [4; С. 158]. Согласно последнему положению, в рамках театральной педагогики существуют технологии, направленные на формирование определенных формально-динамических особенностей поведения на сценической площадке.
Второе — сценический темперамент как профессиональная актерская компетенция. Профессиональное качество актера, которое определяет активность, эмоциональность и заразительность сценического действия — сценический темперамент, по К.С. Станиславскому, «манкость», или сценическое обаяние. «Понятно, что переживания артиста должны быть сильны и выразительные средства ярки для того, чтобы заразить ими многотысячную толпу; изобразительный талант — это способность воздействия» [8; С. 211].
В театральной педагогике не разделяют оба эти качества В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Б.В. Зон, С.В. Гиппиус, И.Э. Кох, В.В. Петров. Одну, по сути, компетенцию актерской деятельности обозначают поочередно тем или другим термином, а часто и употребляют их вместе. Например, на фестивалях театрального искусства разного уров-
ня в настоящее время существует отдельная номинация «За обаяние и сценический темперамент». В нашем исследовании мы опираемся на определение сценического темперамента и его место в структуре актерских способностей, согласно классификации, которая разработана в лаборатории психологии актерского творчества при Ленинградском институте театра музыки и кинематографии. Актерская одаренность здесь рассматривается как единая система, формообразующей которой является творческий потенциал личности. Собственно актерские способности, в структуру которых входит сценический темперамент, являются разновидностью специальных способностей, формируются и проявляются в узкоспециализированной деятельности, требуют специального обучения, развиваются на основе общих способностей.
Опираясь на изложенное, можно сделать вывод, что сценический темперамент:
1) формируется и реализуются только в деятельности, поэтому его можно изучать по проявлениям в профессиональной сценической деятельности;
2) формируется на основе задатков, наследуемых особенностей анализаторов, функциональных систем и свойств нервной системы;
3) является своеобразным качественно-количественным новообразованием в структуре психических процессов.
В театральной деятельности существуют определенные требования к сценическому темпераменту: «Замедленные реакции недопустимы ... сценические чувства будут отставать от развития действия, требующего повышенного темпа оценок меняющейся сценической ситуации... Человеку с замедленным сценическим темпераментом... профессия актера противопоказана» [3; С. 215]. Как отмечает Н.В. Рождественская [5], диагностировать психологические свойства, обеспечивающие энергию сценического действия и общения со зрителем, достаточно сложно, т.к. они редко ко-реллируют с типами темперамента, которые выявляются психодиагностическими методи-
ками. Данными лаборатории ЛГИТМиК установлено, что свободе актера и сценическому темпераменту препятствует контроль, который возникает обычно как естественная защита человека в условиях стресса, связанного с публичностью выступлений. Нервная система должна обладать достаточной силой процесса возбуждения, чтобы выдерживать стресс публичных выступлений и действовать на их протяжении свободно, активно и органично, психологические проявления этого задатка — низкий контроль над подсознанием и свойство личности, называемое «экстраверсией». Общительность, возбудимость, склонность к лидерству представляют собой одно из проявлений сценического темперамента и являются психофизиологической основой выразительности. По данным Н.В. Рождественской, подтверждающимся исследованиями B.C. Собки-на и Е.В.Соловьевой, актерски одаренные студенты отличаются общительностью («А»+), импульсивностью («D»—), «социальной смелостью» («Н»+), чувствительностью, сопереживанием, так называемой артистичностью («1»+) (личностный опросник Кеттелла). Выявлено, что «самоконтроль блокирует подсознание и тем самым мешает работе воображения. В группе способных студентов-актеров этот показатель снижен по сравнению с нормой. В группе неспособных студентов рациональный самоконтроль, наоборот, превышает норму и, возможно, это и служит помехой органичному поведению на сценической площадке» [5; С. 85]. Также в ЛГИТМиК установлено, что в процессе театрально-драматичес-кой работы с использованием упражнений актерского тренинга тревожность, являясь устойчивой характеристикой личности, подвержена изменчивости и снижается на втором году обучения в театральной студии: «актерски способные люди могут управлять собой в стрессовой ситуации. Напротив, в случае, когда налицо высокая личностная тревожность, возникает и высокий самоконтроль, который является помехой творчеству» [5; С. 87].
Мы учитывали эти положения при раз-
работке экспериментальной программы театральной студии для детей младшего школьного возраста, которая апробирована на базе начальных классов средней образовательной школы г. Чита с 2003 по 2009 гг. Работа носила экспериментальный характер, включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы изучить влияние специально организованной в условиях внеклассной работы театрально-драматической деятельности на особенности формирования актерских способностей в младшем школьном возрасте.
Констатирующий этап эксперимента показал, что для младших школьников контрольной и экспериментальной групп характерны высокие показатели по шкалам «Страх самовыражения» и «Переживание социального стресса», отсюда возникла необходимость в разработке программы с учетом «защитной маски» для ребенка. В роли «защиты» были предусмотрены перчаточные и тростевые куклы, а также ширма для представления. Программа получила условное название «Выйди из-за ширмы», формирующий эксперимент в свою очередь был разбит на два этапа, в соответствии с целью и гипотезой исследования. Была выдвинута гипотеза:
1) постепенного снижения «страха самовыражения» и, в связи с этим, отсутствие потребности в «защитной маске» у детей;
2) формирования сценического темперамента как новообразования в структуре способностей младшего школьника в специально организованной театрально-драматической деятельности и в связи с этим естественный переход от кукольного спектакля к драматическому.
Первый этап - создание с детьми кукольных спектаклей. Второй этап - постановка драматических спектаклей.
Мы предположили, что в школьном театре кукол, как ни в одном другом виде искусства, возможен естественный переход от детской ролевой игры с опорой на символ — театральную куклу, к театральной драматизации и возможно формирование сценического темперамен-
та по причинам, которые перечислены далее.
Во-первых: высокие показатели по шкалам «Страх самовыражения» и «Переживание социального стресса» как компоненты общей тревожности являются устойчивыми характеристиками личности и препятствуют эмоциональному комфорту младшего школьника на театральной сцене. Здесь кукла представляется необходимой защитой в театрально-драматической деятельности для формирования сценического темперамента.
Во-вторых: достоинством кукольной постановки при работе с детьми младшего школьного возраста является возможность самостоятельного выбора детьми тех персонажей, которых впоследствии студийцы воплощают в спектакле. На выбор роли в данном случае не влияет внешняя фактура ребенка, которую режиссер детского театра часто учитывает при распределении ролей в драматической постановке. Это способствует формированию адекватной самооценки младшего школьника, полному раскрытию выбранного характера, органичному поведению на сцене.
В-третьих: искусство театра кукол является синтезом театрального и изобразительного искусства. Здесь младшему школьнику предоставляется возможность одновременно выступить и в роли художника, и в роли актера-кукольника, что наиболее близко его природе и соответствует основным требованиям организации творческой деятельности.
В-четвертых: период, когда происходит смена ведущей деятельности от игровой к учебной, т.е. младший школьный возраст, отмечается как наиболее сензитивный для активного восприятия драматического искусства (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Я.А. Пономарев). Обоснование театральной работы с детьми предложено Л.С. Выготским: «Драматическая форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых... Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые обра-
зы и действия» [1; С. 302].
В основу программы «Выйди из-за ширмы» был положен принцип диалектики театрального и изобразительного искусства. Учитывая необходимость актерского тренинга, т.к., по данным лаборатории психологии актерского творчества, он способствует снижению показателей тревожности, мы использовали отдельные упражнения из классического актерского тренинга С.В. Гиппиус [2] «Гимнастика чувств» и технологии театра кукол. Главное требование, которое мы предъявляли к техникам — их возрастная доступность и пригодность для совместной групповой работы с детьми.
Формирующий эксперимент предполагал импровизационную форму работы, использовался широкий круг тем и упражнений:
1) темы и упражнения, для работы с разными изобразительными материалами и имеющие целью общую активизацию и развитие сенсомоторных навыков детей;
2) «общие» темы и упражнения, позволяющие выражать самые разнообразные эмоциональные переживания;
3) темы, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменение;
4) парные упражнения, позволяющие развивать коммуникативные возможности детей.
В экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялся опросник Кеттелла (детский вариант), т.к. он позволяет выделить комплекс личностных свойств, связанных с актерскими способностями. К началу второго этапа работы по программе «Выйди из-за ширмы» в экспериментальной группе были отмечены статистически значимые сдвиги показателей по факторам: общительность («А»+), импульсивность («й»—), «социальная смелость» («Н»+), артистичность («1»+). Данные в контрольной группе значительных изменений не показали.
Сценический темперамент, как проявление активности, эмоциональности и заразительности сценического действия, отслежи-
вался с помощью психолого-педагогического наблюдения и анализа театрально-драматической деятельности детей на разных этапах исследования. Экспериментальная театрально-кукольная студия стала победителем форума социально значимых проектов и услуг «Забайкальцы - Забайкалью - 2007», лауреатом конкурсов детских театральных коллективов в г. Чита 2006, 2008 гг.
Зрительские отзывы также могут служить подтверждением формирования сценического темперамента у студийцев, работающих в программе «Выйди из-за ширмы», поэтому считаем возможным привести некоторые из них, сохраняя стиль респондентов. «Никогда не видел, чтобы дети так здорово играли» (студент 20 лет); «Вот это да! Актеры у вас как настоящие, что вы с ними делаете?» (преподаватель 42 года); «А Баба-Яга, почему больше не разговаривает? Она уснула?» (учащийся, 7 лет); «Теперь я знаю, что такое блокбастер «Морозко!»» (учащийся 14 лет).
В экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялся «Тест школьной тревожности Филлипса». Показатели по шкалам «Страх самовыражения» и «Переживание социального стресса» в экспериментальной группе снижаются к концу первого года занятий и достигают минимума к третьему году работы в студии. Данные в контрольной группе по шкалам «Страх самовыражения» и «Переживание социального стресса» остаются без значительных изменений.
Таким образом, подтвердилась гипотеза постепенного снижения «страха самовыражения» и, в связи с этим, отсутствия потребности в «защитной маске». Театральная кукла в данном случае представляется необходимой защитой, которую младшие школьники оставляют на втором этапе формирующего эксперимента, когда вследствие формирования сценического темперамента, как новообразования в структуре способностей, происходит естественный переход от кукольного спектакля к драматическому на открытой сцене. Сцениче-
ский темперамент как категория раскрывается с точки зрения компетентностного подхода, что позволяет формировать у младшего школьника комплекс личностных свойств, связанных с активностью, эмоциональностью и заразительностью сценического поведения. Прове-
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский //Психология развития ребенка. - М.: Смысл, 2005. - 512 с.
2. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. - СПб.: Речь, 2001. - 295 с.
3. Кох И.Э. О творческой одаренности драматического актера /И.Э. Кох //Сценическая педагогика. - Л.: ЛГИТМиК, 1973. - С. 213-221.
4. Небылицын В Д. Темперамент / В Д. Не-былицын // Психология индивидуальных различий. - Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. -М.: МГУ, 1982. - 421 с.
Коротко об авторе_
Шумило Н.В., ст. преподаватель кафедры психологии образования, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) shumila@bk.ru
денное исследование позволило наметить перспективное направление использования элементов театральной педагогики для продуктивности психолого-педагогических программ, направленных на формирование активной творческой личности. _Литература
5. Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей / Н.В. Рождественская. -СПб.: Речь, 2005. - 192 с.
6. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности / В.М. Русалов // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 66-75.
7. Станиславский К.С. Собр. соч. / К.С. Станиславский. - Собр. соч.: в 8 т. Т. 2. - М.: Искусство, 1955. - 388 с.
_Briefly about the author
N. Shumilo, Senior Teacher, Department of Psychology of Education, Transbaikalian State Humanity-Pedagogical University named after N. G. Chernyshevskiy
Научные интересы: формирование актерских способностей у детей младшего школьного возраста; особенности взаимодействия ребенка и куклы в театрально-драматической деятельности
Areas of expertise: formation of elementary schoolchildren actor abilities, peculiarities of interaction of a child and a puppet in theatre-dramatic work