УДК 069.445.55(470)"19/20"
Е.А.Васильева История музеев кукол в России в XX-XXI вв.
Впервые рассматривается феномен возникновения отечественных музеев кукол. Автор выделяет основные этапы становления учреждений, от предпосылок к коллекционированию до перспектив дальнейшего развития.
Ключевые слова: музей кукол, частный музей, куклы, музей игрушки, музей театральных кукол, театральная кукла
Ekaterina A. Vasileva History of dolls' museums in Russia in 20th-21st centuries
The author examines the emergence of the national dolls' museums. The main stages of these museums' establishment - from premises of the first collections to the perspectives of their further development are defined. Keywords: museum of dolls, private museum, dolls, museum of toys, museum of theatre puppets, puppet
Кукла в России сегодня очень популярна и как предмет коллекционирования, и как объект научных исследований, она и дидактический материал, и туристический, бизнес-сувенир. Ее можно встретить не только в музеях и театрах, но также в галереях и образовательных организациях. Куклы хранятся в составе основного фонда многих музеев различного профиля, в закрытых частных собраниях, активно демонстрируются в Интернете. Помимо этого, сформированы обширные фонды промышленных образцов на предприятиях по изготовлению игрушек.
Мода на кукол возникает в эпоху постмодернизма в Европе и Америке, а в России с 1990-х гг., когда рынок переполняется фабричными изделиями, выпускаемыми огромными тиражами, провоцируя всплеск интереса к эксклюзивным, редким артефактам, выполненным малыми сериями. В поле зрения коллекционеров попадают многообразные кукольные виды: детские и интерьерные авторские фигуры, антикварные и современные, обрядовые и театральные куклы и др. Поэтому не удивительно, что музеи кукол во всем мире весьма разнообразны, они отличаются концепцией, принадлежностью и качеством собраний.
В России первые музеи кукол появляются в начале ХХ в., их история неразрывно связана с процессом развития общества и общими тенденциями становления музейного и выставочного дела в Европе и Америке. Отечественные учреждения можно разделить на четыре вида1, исходя из названия и содержания экспозиций: 1) музей кукол, 2) музей кукол и игрушек, 3) музей театральных кукол, 4) музей традиционных кукол. По профилю2 они преимущественно художественные, комплексные, педагогические, музыки и театра, этнографические. Форма собственности как государственная, общественная, так и частная, последняя преобладает.
Образованию данных музеев предшествовал длительный период предмузейного собира-
тельства, обусловленный эволюцией кукольного и игрушечного производств. Выделяются шесть основных этапов на пути к официальному основанию музеев кукол в России и их активному распространению: 1) XIII - первая половина XIX в.; 2) вторая половина XIX в.; 3) 1900-1930-е гг.; 4) 1940-1980-е гг.; 5) 1990-е гг.; 6) начало XXI в.
Первый ознаменован организацией в Европе специализированных кукольных мастерских: от крестьянских деревянных, глиняных и тряпичных игрушек отделяются так называемые «городские» куклы, более сложные в сотворении, зачинается игрушечная промышленность. Многие художники и мастера высокой квалификации переориентируются с изготовления церковной утвари на обслуживание светских интересов граждан3.
В России самым знаменитым игрушечным центром считается Сергиев Посад, здесь кукольное дело находится в тесном взаимодействии с жизнью Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, всегда активно посещаемой паломниками. Продаются отечественные куклы на ярмарках, но дорогие игрушки уже с середины XVIII в. детям из дворянских семей выписывают из Европы, главным образом из Франции и Германии4.
Самыми яркими дорогостоящими образцами кукольного искусства, характеризующими первый период, являются зарубежные кукольные дома5; манекены «Пандора», известные уже в средние века6; автоматоны, получившие широкое распространение в Европе в XVIII в.7
Многие из перечисленных попадают в кабинеты редкостей, хранятся дома как сокровище и реликвия, а также представляют ценность как этнографический предмет. Куклы зачастую воспринимаются в качестве забавы для взрослых, украшения богатого интерьера, демонстрации вкуса и материального благополучия их владельцев. Все эти обстоятельства побуждают к коллек-
ционированию кукол наравне с предметами изобразительного искусства8. Дошедшие до нашего времени экземпляры принадлежали, как правило, знатным особам и монаршим семьям.
Второй этап (вторая половина XIX в.) - это время демократических преобразований в России, развития гражданского общества, регулярного проведения многочисленных выставок разной направленности, открытия этнографических и художественных музеев, распространения меценатства, роста национального самосознания, моды на «русский стиль», интереса к народному творчеству и крестьянскому быту.
Период охарактеризован распространением педагогических идей, способствовавших увлечению в среде русской интеллигенции вопросом возрождения традиционной детской игрушки. Значительный вклад в подъем производства народных игрушек вносят в конце XIX в. С. И. Мамонтов, создатель Абрамцевского художественного кружка; также мастерская-магазин «Детское воспитание» А. И. Мамонтова, где была вырезана первая русская «Матрешка с петухом»; и нельзя не вспомнить С. Т. Морозова, открывшего Кустарный музей в Москве.
С 1891 г. в Сергиевом Посаде начинают изготавливать кукол в национальных костюмах России, образцами для которых служат модели этнографического отдела Московского Румянцевского музея. Обширная коллекция будет выставлена на Второй всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1913 г.9
Кроме того, этот этап можно назвать «золотым веком куклы», когда применяются новаторские экспериментальные технологии и материалы (композит), придумываются иные варианты образов и форм, разворачивается борьба за мировой рынок между кукольным мастерскими Европы, в основном между Францией, ваяющей элитных фарфоровых красавиц, и Германией, умеющей активно отслеживать спрос и новинки у конкурентов.
Вырисовываются три ведущих дорогостоящих вида кукол: взрослая утонченная дама; ребенок по типу японских образцов; а на рубеже \IX-XX в. появляются младенцы, пупсы с разными выражениями эмоций на лице. Несмотря на то, что рецепт фарфора был воспроизведен еще в конце XVIII в. в Германии, в широкий обиход куклы с фарфоровыми головами вошли с середины XIX в.10
В это же время благодаря романтикам и пониманию самоценности детства распространяется мода на домашние кукольные театры, в магазинах продаются даже готовые детские спектакли - с декорациями, куклами и текстом пьесы. Каждый имеет возможность купить на рынках марионеток и китайских теней, наборы для самостоятельного изготовления театра11.
На третьем этапе (1900-1930-е гг.) в России происходит становление профессионального театра кукол для детей, первый организуют в Петрограде в 1918 г. (ныне - Театр марионеток им. Е. С. Деммени), затем в Москве и других городах. В 1927 г. А. Л. Птушко начинает снимать анимационные фильмы с участием кукол, приобретая международную известность и входя «в историю мирового кинематографа крупным шрифтом»12. Открываются первые специализированные музеи кукол: Музей игрушки (1918 г.) и музей театральных кукол при театре Образцова (1937 г.) в Москве.
Игрушечное дело и театры кукол после революции 1917 г. являются делом государственной важности: учреждается Комитет по игрушке при Наркомпросе РСФСР, основывается в 1932 г. Научно-экспериментальный институт по игрушке, с 1935 г. выпускается журнал «Советская игрушка», далее - «Игрушка», налаживаются фабрики и цеха, в том числе по выпуску театральных кукол массового потребления (обычно перчаточных). И, самое главное, меняется концепция куклы, которая отныне должна воспитывать в ребенке, прежде всего, любовь к Родине, чувство коллективизма и знакомить с многонациональной страной. Коммерческая составляющая таких изделий отходит на второй план.
Интересно описать и такой феномен, как будуарные или салонные куклы, популярные после Первой мировой войны в Европе, как ответ на низкую рождаемость и далее атрибут женской эмансипации, особенно выделяются американские портретные куклы знаменитых актрис. Таких кукол использовали как предмет интерьера и дамский аксессуар, более того, сохранились эротические фотографии с участием игрушечных моделей.
Четвертый (1940-1980-е гг.) отмечен качественным развитием профессионального кукольного театра и массовым фабричным производством пластмассовых товаров. Вопреки военному положению страны и закрытию большинства фабрик, в 1943 г. создается Комиссия по игрушке при Комитете по делам образования. А в 1945 г. возрождается школа технического рисования им. А. Л. Штиглица, воспитавшая целую плеяду известных художников детской промышленности, таких как Л. Сморгон, Е. Лаврова, Н. Тыркова, Л. Разумовский, Э. Фадеева и пр. В 1948 г. в СССР проводится конкурс на новые образцы игрушек, к которому артель им. 8 Марта в Москве готовит серию кукол в образах советских людей разных специальностей («Физкультурница», «Врач», «Школьница» и пр.)13.
Надо сказать, что детских кукол во второй половине XX в. в СССР делали много, но довольно редко обновляли существующий ассортимент, десятилетиями работая по старым шаблонам в отличие от капиталистической индустрии Запада.
История музеев кукол в России в ХХ-ХХ1 вв.
Например, именно в США, наименее пострадавших во Вторую мировую войну, в 1959 г. рождается самая продаваемая кукла в мире - Барби.
В 1959 г. В. В. Королевым учреждается кафедра театра кукол в Ленинградском театральном институте, впоследствии возглавляемая В. Г. Ховралевой, которая в 1960-е гг. формулирует базовые принципы создания театральной куклы - происходят поиски новых образов и конструктивных форм. Удобные в революцию и войну перчаточные куклы уступают место тростевым, как более выразительным; во второй половине ХХ в. на сцену выходит марионетка, необыкновенно сложная в управлении, требующая от актеров определенных навыков и умений; в 1980-х гг. популярность обретает планшетная кукла, работающая на одном уровне с актером, в эти годы в репертуар включаются спектакли для взрослых.
Куклы делаются также на киностудиях, некоторые из них хранятся сейчас в музее при театре Образцова, в Московском музее анимации, к тому же их можно увидеть в Музее уникальных кукол Ю. Вишневской в Москве.
Европейские игрушки в страну попадают в незначительном количестве после Второй мировой войны как трофеи, затем в 1960-1970-е гг. в эпоху оттепели поступают в детские магазины куклы из ГДР и других социалистических стран. Заграничные куклы считаются редкими и отличаются от отечественной продукции, в том числе качеством. Также ценятся сувенирные фигурки в национальных костюмах из Прибалтики и Молдавии, Украины, которые можно было приобрести в отделах и магазинах народных художественных промыслов Ленинграда и Москвы. В конце 1980-х гг. на фоне однообразия и дефицита товаров, начавшейся перестройки, постепенно формируются малочисленные частные коллекции кукол и игрушек в квартирах советских граждан, в частности, С. Романова, Г. Варенюк. А прогрессирующая безработица стимулирует многих художников декоративно-прикладного искусства, театра пробовать свои силы в новых жанрах. Именно в это время приступают к работе известные сегодня не только в России, но и за рубежом кукольники: О. Вентцель, Р. Шустров, А. Кукинова и пр., произведения которых хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Пятый этап (1990-е гг.) ознаменован распадом Советского Союза и между тем открытием больших возможностей и перспектив для становления предпринимательства по примеру зарубежного, легализацией частной собственности.
В России развивается въездной и выездной туризм, образуются стихийные ярмарки (например, «Катькин садик» и лавки у Спаса на Крови в Санкт-Петербурге), сувенирные магазины, художники разворачивают активную деятельность в поисках
востребованных рынком решений. За границей растет спрос на продукцию российских ремесленников, предприимчивые граждане выезжают в Европу на различные выставки и фестивали с отечественными товарами - происходит обмен опытом, знакомство с западными мастерами и коллекционерами.
К сожалению, распродается и расхищается национальное имущество, идет энергичная торговля антиквариатом между Европой и Россией, предметы искусства и быта советского периода обесцениваются в глазах большинства россиян -выбрасывается множество старинных вещей на помойку, отдается «за копейки» начинающим бизнесменам, отправляется за границу. Ныне в негосударственных музеях страны можно увидеть такие экспонаты, как кукла Суок из кинофильма «Три толстяка» (1966 г.), некогда принадлежавшей «Ленфильму», или кукольные герои детских передач и мультфильмов.
Тем не менее при упадке российской промышленности, закрытии, разорении фабрик учреждаются новые производства кукол, однако не фабричного типа, а скорее кустарного, в основном нацеленные на сотрудничество с зарубежными заказчиками, сувенирными салонами двух столиц («Потешный промысел», «Русские куклы» Галины Масленниковой). Эти предприятия, ориентированные сначала на иностранных покупателей, успешно работают до сих пор, однако, сменив концепцию и расширив аудиторию.
Именно на этом этапе в крупных городах России открываются частные галереи и музеи кукол. Одни из первых таких музеев - Кукольный дом Ольги Окуджава, Музей уникальных кукол в Москве, Петербургский музей кукол. Предметом коллекционирования становятся работы современных художников, проводятся первые специализированные выставки кукол.
Шестой этап (начало XXI в.) - век стремительного развития информационного общества и технологий, коммерциализации культуры, ускорения ритма жизни. Мы снова наблюдаем, как и сто лет назад, повышенный интерес к проблеме детства, воспитания, возвращения к традициям, народному искусству, поиску национальной идентичности в виде обратной реакции на всемирную унификацию. Остро встает вопрос об этнической, религиозной толерантности, особенно при растущей угрозе терроризма.
Ребенок теперь в центре внимания не только как залог стабильного будущего страны, но, в первую очередь, как потребитель, более того, как бизнес-проект. Кукла в этой связи, благодаря своей аттрактивности, наглядности и информативности, становится популярным методическим материалом, используемым в образовательных программах
для детей дошкольного, школьного возраста, в обучении студентов художественных, текстильных вузов; средством в реабилитации и социализации инвалидов («куклотерапия»). Создаются школьные музеи кукол, экспонатами которых, как правило, являются работы учеников.
В XXI в. в России основываются профессиональные сообщества - ассоциации, объединяющие специалистов по куклам, выпускаются соответствующие журналы, куклами торгуют через интернет-площадки, аукционы. Широкой публике предлагаются всевозможные курсы, мастер-классы, знакомящие с искусством сотворения кукол в разных техниках.
Период обнаруживает тенденцию закрытия некоторых частных музеев либо их реорганизацию, связанную со старением, переездом владельцев (например, коллекция Музея игрушки в Петербурге продана Новгородскому музею-заповеднику14), в то же время открываются новые, иной формы собственности учреждения (общественные, например, Музей кукол народов в Калужской области) и нетрадиционного подхода к демонстрации предметов (виртуальные музеи). В крупных государственных различного профиля музеях собирается большое количество разнородных кукол, числящихся в составе основного фонда наряду с другими вещами, данный факт может способствовать в недалеком будущем выделению кукольной коллекции в отдельную тематическую экспозицию или даже музей.
Особняком стоят музеи театральных кукол, их в стране не более 10, при том, что государственных кукольных театров более 100, многие из которых имеют почти столетнюю историю и сосредотачивают в своих запасниках отработавшие декорации и персонажи. Как правило, эти, представляющие несомненную культурную ценность произведения, скрыты от посетителей, не учтены и, к сожалению, не охраняются должным для музейного имущества образом.
Подведем итоги. Нами была предложена периодизация процесса становления музеев кукол в России, выделены основные факторы, влияющие на формирование коллекций. До первой половины XIX в. с ростом городов появляются светские дорогостоящие куклы для взрослых, попадающие в кабинеты редкостей. Во второй половине XIX в., с подъемом педагогических и патриотических идей в России, набирают популярность традиционные игрушки для детей, возникает интерес к домашнему кукольному театру, а также развивается конкуренция между европейскими фабриками. В 1900-1930-е гг. основываются первые отечественные музеи и театры кукол для детей и учреждается Комитет по игрушке. В 1940-1980-е гг. процветает искусство кукольного театра, и развивается массовая культура, музеи кукол в СССР в этот период не открываются.
Формирование бизнеса в России в 1990-е гг. и расширение туристических возможностей способствуют активной торговле предметами искусства и созданию частных галерей и музеев. В начале XXI в. число разнообразных музеев кукол значительно приумножается на фоне коммерциализации всех институтов общества и глобализации.
Предполагаем, кукла как предмет коллекционирования не потеряет своего значения и в будущем: искусство авторских кукол, вероятно, обособится в отдельное художественное направление. Театры кукол зарегистрируют музеи, описав свои фонды в соответствии с музейным законодательством, и на культурной карте России появятся новые кукольные музеи, демонстрирующие вкусы своих владельцев, историю детства, мастерство кукольного ремесла, этнографические особенности народов, хронологию театра и российской промышленности, культуры в целом. Неисключено даже создание туристических маршрутов по музеям кукол и игрушек России.
Примечания
1 В России сегодня примерно 25 музеев кукол, 10 музеев театральных кукол, 10 музеев игрушек, 5 музеев традиционных кукол. Без учета музеев робототехники, восковых фигур, народной игрушки (матрешки, глиняных фигурок и т. п.).
2 Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. 3-е изд. М.: Либроком, 2013. С. 175.
3 Шумунова Т. В. Психолого-педагогические основы развивающей среды музея игрушки: дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 07 / ГНИИ семьи и воспитания. М., 1999. С. 13.
4 Игрушки петербургских детей. СПб.: Гос. музей истории Санкт-Петербурга, 2006. 20 с.
5 Греков А. У. Искусство западноевропейской игрушки. Сергиев Посад: Рус. фейерверк, 2006. С. 91.
6 Bachmann M., Hansmann C. Das große Puppenbuch. Leipzig, 1977. S. 108-113.
7 The collector's encyclopedia of toys and dolls / ed. by L. Darbyshire. London: Park Lane, 1990. Р. 101-135.
8 Политова М. А. История кукол: традиции и современная жизнь // Соврем. дошк. образование: теория и практика. 2014. Вып. 7. С. 75.
9 Русское народное искусство на Второй всероссийской выставке в Петрограде в 1913 г. Репринт. изд. 1914 г. СПб.: Альфарет, 2008. С. 19.
10 Куклы мира: самые красивые и знаменитые / вед. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Евсеева. М.: Аванта +, 2003. С. 78-100.
11 Кукольники в Петербурге / сост. А. П. Кулиш. СПб.: СПАТИ, 1995. С. 13.
12 Музей театральных кукол ГАЦТК им. С. В. Образцова / авт. проекта Б. П. Голдовский. М.: Бук Хаус, 2005. С. 126-131.
13 Романова А. В. Искусство куклы в контексте отечественной культуры второй половины XX в.: дис. ... канд. искусствоведения: 17. 00. 09 / СПбГУП. СПб., 2010. С. 64.
14 Новгородский музей-заповедник представил уникальное собрание игрушки. URL: http: // novgorodmuseum. ru (дата обращения: 29. 06. 2017).