Научная статья на тему 'Теоретические основы изучения истории школьного самодеятельного театра в россии'

Теоретические основы изучения истории школьного самодеятельного театра в россии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
989
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТСКИЙ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР / CHILDREN'S AMATEUR THEATRE / SCHOOL THEATRE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Светлана Вячеславовна, Бойко Эмиль Ричардович

Обосновывается актуальность проблемы изучения истории становления школьных самодеятельных театров в России как воспитательного средства. Анализируется дореволюционный этап становления и развития школьной театральной педагогики в России. В качестве иллюстрации приведен исторический опыт таких педагогов как, Н.Н. Бахтин, Н.Ф. Бунаков, И.И. Бецкой, Н.А. Рачинский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated the urgency of history study of the issue of school amateur theatres establishment in Russia as the educational means. There is analyzed the pre-revolutionary stage of establishment and development of school theatre pedagogy in Russia. As the illustration there is described the historical experience of such pedagogues as N.N. Bakhtin, N.F. Bunakov, I.I. Betskoy, N.A. Rachinsky.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы изучения истории школьного самодеятельного театра в россии»

гие гуманитарные науки в США понесли серьезные потери в плане финансирования: количество грантов, выделенных на гуманитарные программы, сократилось вдвое в сравнении с 2009 г.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что на протяжении XX в. США делали многократные попытки улучшить качество среднего и высшего образования. Наличие столь масштабной и для 90% детей бесплатной системы школьного образования является крупным социальным достижением американского общества, однако отсутствие единых образовательных стандартов, акцент на неакадемических задачах средней школы и наличие стандартизированных тестирований не способствовали повышению качества образования. Качество знаний студентов высших учебных заведений остается на слабом уровне, приоритетными являются исключительно технические дисциплины, распределение финансовых средств и различная внеурочная деятельность.

литература

1. Буржуазная педагогика на современном этапе: критический анализ / ред. З.А. Мелькова, Б.Л. Вульфсон. М. : Педагогика, 1984.

2. Грэм П.А. Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации. М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2011.

3. Супян В.Б. Образование в США: состояние и приоритеты развития // США и Канада. 2000. № 1. С. 80-93.

4. Mondale S. School: The story of American Public Education, Beacon Press, Boston, 2001.

5. Pulliam J., Van Patten J. History of Education in America. Pearson, Columbus Ohio, 2007.

6. Spring J.H. The American School 1642-1996.

N.Y.: McGraw Hill Companies, Inc., 1997.

* * *

1. Burzhuaznaya pedagogika na sovremennom etape: kriticheskiy analiz / red. Z.A. Melkova, B.L. Vulfson. M. : Pedagogika, 1984.

2. Grem P.A. Amerika za shkolnoy partoy. Kak srednie shkolyi otvechayut menyayuschimsya potrebnostyam natsii. M. : Izd. dom Vyissh. shk. ekonomiki, 2011.

3. Supyan V.B. Obrazovanie v SShA: sostoyanie i prioritetyi razvitiya // SShA i Kanada. 2000. № 1. S. 80-93.

4. Mondale S. School: The story of American Public Education, Beacon Press, Boston, 2001.

5. Pulliam J., Van Patten J. History of Education in America. Pearson, Columbus Ohio, 2007.

6. Spring J.H. The American School 1642-1996. N.Y.: McGraw Hill Companies, Inc., 1997.

Positive and negative experience of education quality improvement in the USA in the XX century

There is revealed and analyzed the positive and negative experience of secondary and higher education quality improvement in the USA in the XX century: introduction of standardized testing, finding out the strategies of education development, adoption of reforms and statutes.

Key words: education quality, the USA, XX century, education financing, reforms, strategies in the sphere of education.

(Статья поступила в редакцию 12.09.2014)

С.в. куликова, Э.р. бойко

(волгоград)

теоретические основы изучения истории Школьного самодеятельного театра в России

Обосновывается актуальность проблемы изучения истории становления школьных самодеятельных театров в России как воспитательного средства. Анализируется дореволюционный этап становления и развития школьной театральной педагогики в России. В качестве иллюстрации приведен исторический опыт таких педагогов, как Н.Н. Бахтин, Н.Ф. Бунаков, И.И. Бецкой, Н.А. Рачинский.

Ключевые слова: школьная театральная педагогика, детский самодеятельный театр.

В условиях виртуализации общества, усиления влияния на молодежь средств информационно-коммуникационных технологий значительно ослабевает интерес к традиционным формам искусства, к которым можно отнести и театр. Под воздействием кино, телевидения, компьютерных игр резко снизилось образовательное и воспитательное влияние театра на школьников. Школьные театры

© Куликова С.В., Бойко Э.Р., 2014

ИЗВЕСТИЯ вгпу

и драматические кружки уходят в прошлое как архаичные формы внеурочной воспитательной работы. углубление этих процессов может привести к утрате школьниками глубоких эстетических переживаний и возможности творчески развивать свои способности и дарования, вырабатывать навыки коммуникативного общения, закреплять знания с помощью сценических героев.

Непреходящее значение театра для воспитания молодежи очевидно, как очевидно и то, что проблема «школа и театр» нуждается сегодня в глубоком научном осмыслении, в том числе с учетом изучения и обобщения историко-педагогического опыта. Этим обстоятельством обусловлена значимость и своевременность обращения к истокам отечественных традиций воспитания учащихся средствами театрального искусства. Более того, еще свежи теплые воспоминая представителей старшего и среднего поколений, в которых игра в школьном театре представляется как интереснейшее и увлекательное сотворчество детей и взрослых.

обращаясь к недалекому прошлому детской театральной самодеятельности, следует отметить, что предельное внимание проблемам приобщения детей и юношества к искусству театра уделялось именно в советский период. в СССр сформировался педагогический театр для детей и юношества, девизом которого стали слова одного из их основателей л. А. Брянцева «искусство - средство, воспитание - цель». широкое развитие получили детская театральная драматургия, систематические смотры и конкурсы школьных самодеятельных театров, всесоюзные недели «театр и дети».

Для выявления сущности театральной педагогики и понимания театральной самодеятельности в школе следует обратиться к исследованию о.А. Антоновой, ориентированному на разрешение проблемы воспитания личности ученика средствами театрального искусства. в диссертации «школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен» автор отмечает, что школьная театральная педагогика, являясь частью театральной педагогики, имеет свои цели, которые в основном отличаются от целей театральной педагогики. Если основная цель театральной педагогики — профессиональная подготовка актеров и режиссеров, то главной целью школьной театральной педагогики является воспитание индивида посредством развития воображе-

ния и образного мышления учащегося, а также развитие памяти, внимания и эмоциональной сферы [1].

Проблемы эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства всегда были предметом научного исследования. они получили освещение в педагогической и искусствоведческой литературе (А.я. Бруштейн, A.A. Брянцев, д.и. водзинский, в.Н. Вселоводский-гернгросс, в.в. Неверов, л.М. Перминова, ю.и. рубина, Б.К. тебиев, А.Н. шевелев и др.). Проблему становления и развития форм и методов театральной работы с детьми в россии целесообразно рассматривать с позиции цивилизационного подхода (М.в. Богуславский, г.Б. Корнетов, З.и. равкин). учет социокультурной ситуации в россии дает возможность проанализировать процесс зарождения и трансформации педагогических идей о потенциале театрального образования. истории создания и развития школьных самодеятельных театров посвящены исследования о.А. Антоновой, и.А. Генераловой, А.В. Гребенкина, и.Л. Масандиловой, А.Б. Никитиной, ю.и. рубиной и др.

особое внимание исследователей было уделено истории досоветского детского, студенческого и школьного театра. Однако в обобщенном виде дореволюционный отечественный опыт воспитания учащихся средствами театрального искусства не нашел освещения в историко-педагогической и театроведческой литературе. Вне поля зрения исследователей также остались многие вопросы, связанные с ролью театрального искусства в усвоении и закреплении школьных знаний учащихся, их патриотическом и художественно-эстетическом воспитании.

впервые методы театральной педагогики были применены в Славяно-греко-латинской академии. все программы, методы и формы преподавания в этом образовательном учреждении россии были заимствованы из академий польских иезуитов, в которых существовал школьный театр. основной функцией театра польских иезуитов была пропаганда религии. Актеры театра готовились к карьере проповедника, для чего им и были нужны навыки общения с публикой, выразительная и эмоциональная речь [5].

в россии школьный театр имел свои особенности, хотя и был скопирован с театра польских иезуитов. Отечественную школьную драматургию изучали Н.С. Тихонравов, П.О. Мо-

розов, Н.И. Петров и В.И. Резанов. Они считали, что московские школьные пьесы характеризовались своей светской политической направленностью, необычно активной пропагандой и защитой государственно-политических интересов россии во время преобразований Петра I [11]. В пьесах, которые ставились обучающимися Славяно-греко-латинской академии, сообщались сведения об отдельных категориях мира, пояснялся смысл аллегорических персонажей, содержались указания о пользе учения. Все это обогащало культурный и исторический кругозор слушателей и зрителей. Пьесы академии выполняли просветительскую функцию, т.к. были ориентированы на народную аудиторию.

таким образом, школьный театр и школьная драма в российских образовательных учреждениях ХУШ в. выполняли сразу несколько функций: дидактическую для учащихся (т.е. развивали память, помогали в изучении иностранных языков), просветительскую и идеологическую для населения. основными формами являлись спектакль и представление-агитация.

Реформы Петра I отражали стремление государственной власти в россии поставить науку и школу на службу практическим нуждам государства. Этот период характеризуется созданием и расширением системы образовательных учреждений, активной просветительской деятельностью видных мыслителей. вместе с тем просветительские реформы усилили тенденции к приданию системе образования сословного характера [10]. После смерти Петра I школьные театры прекратили свое существование. Это было обусловлено двумя причинами: во-первых, политизированностью представлений, во-вторых, отсутствием психологической разработки актерской игры, являвшейся, по сути, звуковой, телесной гимнастикой и филологическим упражнением. Очень важным становится и тот факт, что в XVIII в. общественная и светская жизнь развивались настолько интенсивно и разнообразно, что умение держать себя в обществе и известная «развязность» стали вырабатываться жизнью и домашними учителями [4].

исчезновение «школьной драмы» как самостоятельной отрасли литературы не повлияло на дальнейшее развитие сценического искусства в стенах учебных заведений. Более того, в России появились новые, более специа-

лизированные жанры (ода и классическая драма), которые привели к созданию профессиональных театров, опиравшихся на академический материал.

Первый государственный общедоступный театр открылся на базе театра шляхетского корпуса. Главными актерами театра стали Ф.Г. Волков и его труппа, привезенная из Ярославля. Руководил театром А.П. Сумароков, выпускник этого же учебного заведения. основу труппы будущего театра составляли дети подьячих, которые были основным обучающимся контингентом шляхетского корпуса. Это и обусловило религиозную направленность основного репертуара самодеятельных представлений и постановок.

В 1763 г. был утвержден проект Воспитательного дома И.И. Бецкого, в котором обучались бездомные и безродные дети. В программу Воспитательного дома, кроме образовательных предметов, также было включено обучение детей искусствам и ремеслам. Дети получали теоретические знания по театральной постановке и практические навыки актерского мастерства.

Конец Х^П в. для России знаменателен появлением детского домашнего театра, автором которого был русский педагог А.т. Болотов. Русский просветитель А.Н. Радищев в своих воспоминаниях подчеркивал значение театра для школьного периода жизни ребенка: «Увеселение юных дней моих! К которому сердце мое столь было прилеплено, в коем никогда не почерпал развратности, от коего отходил всегда паче и паче удобренный, будь утешением чад моих! Да прилепятся они к тебе более других утех! Будь им истинным упражнением, а не тратою драгоценного времени!» [12].

Очевидно, что в Х^П в. театр рассматривался обществом как средство развлечения для высшего сословия, но для низших слоев населения обучение театральному делу давало возможность получить профессию. Педагоги и реформаторы в области просветительства и воспитания рассматривали театр как средство просвещения и образования.

В начале XIX в. в отечественной педагогике начали оформляться демократические и гуманистические идеи (В.Г. Белинский, Н.Ф. Бунаков, Н.И. Пирогов). В.Г. Белинский считал театр ступенькой формирования гражданских взглядов и убеждений молодого поколения и полагал, что школа должна воспитывать на примере героических страниц силы и

доблести страны: необходимо видеть на сцене всю Русь, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни [3].

В первой половине XIX в. широкое распространение получили театральные ученические коллективы в гимназиях, причем не только в столичных, но и в провинциальных. Например, Н.В. Гоголь, который был учащимся Нежинской гимназии, не только играл на любительской сцене, но и руководил театральными постановками, создавал декорации к спектаклям [6].

Большой всплеск интереса к школьным театрам обозначился после реформ 1861 г., когда россия переходила на путь капиталистического развития. Серьезные перемены во всех областях жизни страны способствовали развитию российской культуры и приобщению народа к ее духовным и материальным ценностям. Ко второй половине XIX в. театр стал самым популярным видом зрелищного искусства, создавались любительские кружки и театры, из которых большинство открывались педагогами-практиками на базе школ. Представители педагогической интеллигенции средствами театрального искусства воспитывали в школьниках эстетический вкус и свободу.

в классических гимназиях, уездных училищах стала обязательной и даже престижной постановка классических трагедий. Об одном из таких спектаклей литературный критик С. Любомудров писал, что счастливы те школы, которые могут устраивать в своих стенах подобные торжества, а вдвойне счастливы те из них, которые могут повторять эти торжества из года в год, превращая их в дорогую для школы традицию [13].

в печати появились публикации, в которых как педагоги, так и профессиональные актеры давали рекомендации для постановки школьных и домашних спектаклей. При этом спектакль обязательно должен был быть полезным или по меньшей мере осмысленным, разумным развлечением [2]. Для школьных постановок были рекомендованы произведения Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, И.А. Крылова, Н.И. Хмельницкого, А.А. Шаховского, Н.В. Гоголя, Н.А. Островского, Н.А. Потехина, А.П. Чехова и др.

Вместе с тем стали появляться и критические статьи о воспитательном значении театра, существующего в рамках учеб-

ного заведения. Наиболее известна статья Н.И. Пирогова «Быть или казаться» 1858 г., в которой публичные школьные спектакли были признаны школой «тщеславия и притворства». Автор статьи поставил вопросы о допустимости театрального лицедейства детей, о публичном выступлении их на театральных подмостках, о возможности изображения детьми различных сторон жизни во всей ее сложности с неизбежными теневыми отражениями. И в конце концов - вопрос о возможности существования детского или школьного театра [9].

Критическое отношение авторитетного ученого и педагога к школьным спектаклям нашло известную поддержку в педагогической среде, в том числе у К.Д. Ушинского. Некоторые педагоги, основываясь на высказываниях Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского, стремились даже подвести некую теоретическую базу под запрет учащимся участвовать в театральных постановках. Утверждалось даже то, что произношение чужих слов и изображение другой личности вызывает в ребенке «кривля-ние» и «любовь к вранью» [2].

данную проблему продолжали обсуждать в периодической печати вплоть до начала XX в. В полемике участвовали видные педагоги В.П. Острогорский, Н.Ф. Бунаков, Н.Н. Бахтин. они доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством углубления знаний учащихся и повышения их культурного уровня. Основной формой театральной работы со школьниками стал драматический спектакль. Увлечение театральной самодеятельностью инициировало появление педагогических изысканий, в которых игра (в том числе и театральная) стала рассматриваться как метод обучения.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. воспитательный потенциал театрального искусства начал использоваться и для детей простого народа. Крестьянские дети на селе и дети рабочих в городах привлекались к различным постановкам и праздникам религиозной, этнической и эстетической направленности.

Целью педагогов, создавших первый русский театр для рабочих детей, стало воспитание и отвлечение подростков от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Основатель школьного театра Н.Н. Бахтин по этому поводу в начале XX в. писал, что начало хулиганства, т.е. отсутствия всякого нравственного чувства, в значительной степени зависит от

отсутствия облагораживающих впечатлений в литература

действии [2]. Н.Н. Бахтин, строя детский театр, в первую очередь опирался на возрастные особенности детей. учитывая природу и психологические особенности возраста, он дифференцировал театральные жанры. для детей младшего возраста он рекомендовал спектакли кукольного, марионеточного, теневого театров, а для формирования личности у юношей больше, по его мнению, подходят драматические постановки. Школьным театральным постановкам должно предшествовать посещение детьми театра с последующим обсуждением и переживанием приобретенных впечатлений. В качестве важнейших воспитательных функций театра Н.Н. Бахтин выделял сплочение детей, историко-этнографическое образование, обогащение жизненного опыта, развитие положительных эмоций и нравственных чувств [2].

Н.Ф. Бунаков и С.А. Рачинский применяли театральные постановки и праздники в деле воспитания крестьянских детей. та-тевская школа С.А. рачинского возникла как педагогическая система с учетом местных условий, при изучении педагогом образовательного запроса крестьянского населения. в татевской школе была реализована эстетическая направленность воспитания, главным условием реализации которой выступали приоритет этнического (русского) компонента в содержании образования; опора на народную традицию и крестьянский быт. Педагог вместе с детьми собирал песни и сказки Смоленского и тверского краев, проводил праздники на основе фольклорного материала. На фольклорных праздниках С.А. Рачинский знакомил учеников с историей и культурой древней руси, учил беречь народную культуру, ремесла, возрождая традиции русского народа [7].

Подводя итоги, следует отметить, что в XVIII-XIX вв. процесс взаимодействия театра и школы в России протекал под непосредственным воздействием образовательных реформ, а также интенсивным влиянием педагогической мысли. К началу XX в. школьный театр стал выступать не только в роли увлекательного досуга, но и как средство воспитания. В педагогическом сообществе начало формироваться понимание того, что участие детей в театральной самодеятельности стимулирует процессы нравственного, эстетического и гражданственного воспитания.

1. Антонова о.А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен i авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2006.

2. Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании // в помощь семье и школе. M. i Польза, 1911.

3. Белинский в.Г. Собрание сочинений. M. i изд. АН СССР, 1953. Т. 1.

4. вендровская Р.Б. отечественная школа 20-х годов (в поисках педагогического идеала). M.i изд-во РоУ, 1996.

5. вселоводский-Гернгросс в.Н. история театрального образования в России. СПб. i изд. дирекции императорских театров, 1913.

6. Дети, театр, образование i тез. докл. Mежду-нар. науч.-нракт. конф. / Гуманит. центр «Театр». Екатеринбург, 1996.

7. Куликова С.в. воспитание национального самосознания россиян в церковно-приходской школе // изв. волгогр. гос. нед. ун-та. Сер. i Пед. науки. 2013. №7 (82). С. 146-151.

8. Нестерова и.Н. Проблемы начального образования в педагогической и культурно-просветительской деятельности Н.Ф. Бунакова в контексте общественно-педагогического движения 6090-х гг. XIX века i дис. ... канд. нед. наук. воронеж, 2002.

9. Пирогов Н.и. избранные педагогические сочинения. M. i изд-во АПН РСФСР, 1953.

10. Пряникова в.Г., Равкин З.и. история образования и педагогической мысли i учебник-справочник. M. i Нов. школа, 1994.

11. Пьесы школьных театров Mосквы. M. i Наука, 1974.

12. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. M.; Л. i изд-во АН СССР, 1941. Т. 2.

13. Рубина Ю.и., Завадская Т.Ф., Шевелев А.Н. Театральная самодеятельность школьников! основы нед. руководства i пособие для учителей и рук. театр. коллективов. 2-е изд., нерераб. и дон.

M. i Просвещение, 1983.

* * *

1. Antonova O.A. Shkolnaya teatralnaya pedagogika kak sotsialno-kulturnyiy fenomen i avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. SPb., 2006.

2. Bahtin N.N. Teatr i ego rol v vospitanii // V pomosch seme i shkole. M. i Polza, 1911.

3. Belinskiy V.G. Sobraniyе sochineniy. M. i Izd. AN SSSR, 1953.

4. Vendrovskaya R.B. Otechestvennaya shkola 20-h godovi (v poiskah pedagogicheskogo ideala). M.i Izd-vo ROU, 1996.

5. Vselovodskiy-Gerngross V.N. Istoriya teatralnogo obrazovaniya v Rossii. SPb. i Izd. direktsii imperatorskih teatrov, 1913.

6. Deti, teatr, obrazovanie i tez. dokl. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / Gumanit. tsentr «Teatr». Ekaterinburg, 1996.

7. Kulikova S.V. Vospitanie natsionalnogo samosoznaniya rossiyan v tserkovno-prihodskoy shkole // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. : Ped. nauki. 2013. №7 (82). S. 146-151.

8. Nesterova I.N. Problemyi nachalnogo obrazovaniya v pedagogicheskoy i kulturno-prosvetitelskoy deyatelnosti N.F. Bunakova v kontekste obschestvenno-pedagogicheskogo dvizheniya 60-90-h gg. XIX veka : dis. ... kand. ped. nauk. Voronezh, 2002.

9. Pirogov N.I. Izbrannyie pedagogicheskie sochineniya. M. : Izd-vo APN RSFSR, 1953.

10. Pryanikova V.G., Ravkin Z.I. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoy myisli : uchebnik-spravochnik. M. : Nov. shkola, 1994.

11. Pesyi shkolnyih teatrov Moskvyi. M. : Nauka, 1974.

12. Radischev A.N. Polnoe sobranie sochineniy. M.; L. : Izd-vo AN SSSR, 1941. T. 2.

13. Rubina Yu.I., Zavadskaya T.F., Shevelev A.N. Teatralnaya samodeyatelnost shkolnikov: osnovyi

ped. rukovodstva : posobie dlya uchiteley i ruk. teatr. kollektivov. 2-e izd., pererab. i dop. M. : Prosveschenie, 1983.

Establishment of school amateur theatre in Russia as the issue of historical and pedagogic approach

There is substantiated the urgency of history study of the issue of school amateur theatres establishment in Russia as the educational means. There is analyzed the pre-revolutionary stage of establishment and development of school theatre pedagogy in Russia. As the illustration there is described the historical experience of such pedagogues as N.N. Bakhtin, N.F. Bunakov, I.I. Betskoy, N.A. Rachinsky.

Key words: school theatre pedagogy, children's amateur theatre.

(Статья поступила в редакцию 1.10.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.