Научная статья на тему 'Актуальность пьес Я. А. Коменского для театров современных воскресных школ'

Актуальность пьес Я. А. Коменского для театров современных воскресных школ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР / SCHOLA LUDUS / ДИОГЕН-КИНИК / ПРАОТЕЦ АВРААМ / РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТАНОВКЕ / CHRISTIAN SCHOOL THEATRE / DIOGENES THE CYNIC / FOREFATHER ABRAHAM / DIRECTIONAL RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Машевская Светлана Михайловна

В статье рассматривается взаимосвязь и преемственность театра воскресных школ и школьного театра XVI первой половины XVIII в., кратко очерчивается изученность школьного театра в отечественной науке и растущий интерес к школьному религиозному театру. Автор предлагает организаторам театральной деятельности в воскресных школах обратить внимание на драматургические произведения великого педагога XVII в., философа, епископа Общины чешских братьев Я. А. Коменского десять пьес для школьного театра: «Диоген-киник», «Праотец Авраам» и восемь пьес цикла Schola ludus («Школа-игра»). Выявляются факторы, позволяющие считать пьесы актуальными для постановки именно в воскресных школах: религиозность содержания, динамичность действия и краткость диалогов, метафоричность сценического языка. Подробно рассматривается шестая пьеса Schola ludus, посвященная нравственной стороне человеческой жизни, представляющая путешествие сомневающегося юноши Амфиетуса, выбирающего свой путь. Приводится текст сцены встречи со Скрягой, наглядно иллюстрирующий язык драматурга. Также автор дает рекомендации постановщикам этой пьесы на сцене воскресных школ, опираясь при этом на разрешение Коменского менять и дополнять содержание пьесы, включаться в сотворчество с ним, и собственный режиссерский опыт в работе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Машевская Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers interconnection of contemporary Sunday schools theatre with the school theatre of the 16th first half of the 18th centuries and describes briefly scrutiny of school theatre in Russian science and growing interest towards school religious theatre. The author suggests that organizers of dramatic activities in Sunday schools should pay their attention to dramatic works of J. A. Comenius, great pedagogue of the 17th century, a philosopher and a bishop of the Unity of the Brethren (Bohemian Brethren). He wrote ten plays for school theatre: Diogenes the Cynic, Forefather Abraham, and eight plays from the cycle Schola ludus. Factors allowing to consider the plays topical for performing in Sunday schools are revealed: religious content, dynamic action and short dialogues, specific metaphoric language. The 6th play of Schola ludus, devoted to moral aspect of human life and depicting the journey of a doubtful boy Amfietus who chooses his own path, is thoroughly analyzed. A scene from the play, where meeting with Greedy Man takes place, is given as illustration of the playwright’s language and style. Also, the author gives recommendations to those who will set this play on the stage of Sunday schools, leaning on Comenius’s permission to change and add to content of the play, including co-creation, and author’s own directional experience with children.

Текст научной работы на тему «Актуальность пьес Я. А. Коменского для театров современных воскресных школ»

с

и Светлана Михайловна Машевская удк 244

и к. пед. н., доцент, преподаватель, Ивановский педагогический колледж

§ (ул. 4-я Деревенская, д. 24, к. 3, кв. 71, Иваново, Россия, 153043)

^ [email protected] Л

К

^ Актуальность пьес Я. А. Коменского

^ для театров современных воскресных школ

В статье рассматривается взаимосвязь и преемственность театра воскресных школ и школьного театра XVI - первой половины XVIII в., кратко очерчивается изученность школьного театра в отечественной науке и растущий интерес к школьному религиозному театру. Автор предлагает организаторам театральной деятельности в воскресных школах обратить внимание на драматургические произведения великого педагога XVII в., философа, епископа Общины чешских братьев Я. А. Коменского—десять пьес для школьного театра: «Диоген-киник», «Праотец Авраам» и восемь пьес цикла Schola Ыйш («Школа-игра»). Выявляются факторы, позволяющие считать пьесы актуальными для постановки именно в воскресных школах: религиозность содержания, динамичность действия и краткость диалогов, метафоричность сценического языка. Подробно рассматривается шестая пьеса Schola Ыйш, посвященная нравственной стороне человеческой жизни, представляющая путешествие сомневающегося юноши Амфиетуса, выбирающего свой путь. Приводится текст сцены встречи со Скрягой, наглядно иллюстрирующий язык драматурга. Также автор дает рекомендации постановщикам этой пьесы на сцене воскресных школ, опираясь при этом на разрешение Коменского менять и дополнять содержание пьесы, включаться в сотворчество с ним, и собственный режиссерский опыт в работе с детьми.

Ключевые слова: школьный театр, Schola Ыйш, Диоген-киник, Праотец Авраам, рекомендации к постановке

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 гг. (№ 27.8089.2017/БЧ).

Volume VII

o

svetlana Mikhailovna Mashevskaya .

a

PhD, lecturer, Ivanovo College for Pedagogy C (4 th Derevenskaya ulitsa, 24, b. 3, ap. 71, Ivanovo, Russia, 153043) C

[email protected] .

S e

Relevance of plays by J. A. Comenius y

for theatres at modern Sunday schools

The article considers interconnection of contemporary Sunday schools theatre with the school theatre of the 16th - first half of the 18th centuries and describes briefly scrutiny of school theatre in Russian science and growing interest towards school religious theatre. The author suggests that organizers of dramatic activities in Sunday schools should pay their attention to dramatic works of J. A. Comenius, great pedagogue of the 17th century, a philosopher and a bishop of the Unity of the Brethren (Bohemian Brethren). He wrote ten plays for school theatre: Diogenes the Cynic, Forefather Abraham, and eight plays from the cycle Schola ludus. Factors allowing to consider the plays topical for performing in Sunday schools are revealed: religious content, dynamic action and short dialogues, specific metaphoric language. The 6th play of Schola ludus, devoted to moral aspect of human life and depicting the journey of a doubtful boy Amfietus who chooses his own path, is thoroughly analyzed. A scene from the play, where meeting with Greedy Man takes place, is given as illustration of the playwright's language and style. Also, the author gives recommendations to those who will set this play on the stage of Sunday schools, leaning on Comenius's permission to change and add to content of the play, including co-creation, and author's own directional experience with children.

Key words: Christian School theatre, Schola ludus, Diogenes the Cynic, Forefather Abraham, directional recommendations

га История детской театральной деятельности, организуе-

о мой с целью воспитания и обучения детей, имеет многовеко-^ вый путь развития и глубоко в тысячелетия уходящие корни1. О Театр в современных воскресных школах (равно как и в иных л духовных образовательных учреждениях) можно считать о наследником по прямой линии школьного театра, расцвет ^ которого пришелся в Европе и России на XVI - первую полови-^ ну XVIII в. В изучении этого феномена, одновременно принад-2 лежащего истории образования и истории культуры, приняли ^ участие выдающиеся российские ученые — филологи и исто-^ рики драматургии и театра: А. И. Белецкий, В. Н. Всеволод-^ ский-Гернгросс, В. Н. Перетц, Н. С. Тихонравов, В. И. Резанов, А. С. Демин, А. С. Елеонская и др., введшие в научный оборот и проанализировавшие огромный пласт школьной драматургии восточнославянских стран (России, Украины и Польши)2. Работы Л. Софроновой впервые дали оценку школьного театра как сакрального, подчеркнули барочность драматургии3. В начале XXI в. началось активное изучение европейского школьного театра — протестантского и католического: работы И. А. Некрасовой4 и З. А. Лурье5 не просто знакомят читателей

1 См. подробнее: Машевская С. М. Очерки по истории детской театральной деятельности. М., 2015. С. 399.

2 Белецкий А. И. Старинный театр в России. М., 1923; Всеволод-ский-Гернгросс В. Н. История театрального образования в России. СПб., 1913. Т. 1 (XVII-XVIII вв.); Демин А. С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998; Елеонская А. С., Орлов О. В., Сидорова Ю. Н., Терехов С. Ф., Федоров В. И. История русской литературы XVII-XVIII вв. М., 1969; Морозов П. О. Очерки из истории русской драмы XVII-XVIII столетий. СПб., 1888; Пьесы школьных театров Москвы / Под ред. А. С. Демина. М., 1974; Резанов В. И. Из истории русской драмы. Школьные действа XVII-XVШ вв. и театр иезуитов. М., 1910; Старинный театр в России XVII-XVШ вв.: Сб. статей / Под ред. В. Н. Перет-ца. Петроград, 1923; Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. Т. 1-5. М., 1859-1863.

3 Софронова Л. 1) Культура сквозь призму поэтики. М., 2006; 2) Поэтика славянского театра XVII - первой половины XVIII в. Польша, Украина, Россия. М., 1981.

4 Некрасова И. А. Религиозная драма и спектакль XVI-XVШ веков. СПб., 2013.

5 Лурье З. А. 1) Лютеранская проповедь и драматургия: Опыт типологических параллелей // Религия. Церковь. Общество / Под ред. А. М. Прилуцкого. СПб., 2015. Вып. 4. С. 180-197; 2) Протестантский

театр XVI-XVII вв. как историко-культурный феномен // Религия. Церковь. Общество / Под ред. А. М. Прилуцкого. Вып. 2. СПб., 2014. С. 184205.

6 Машевская С. М. 1) Театр Яна Амоса Коменского // Очерки по истории детской театральной деятельности. М., 2015. С. 84-109; 2) Школа как игра: Вариант использования идей театра Я. А. Коменского в современном образовании // Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: Диалог идей / Под ред. С. Марчуковой и Р. Мниха. Седльце, 2015. С. 217-229. (Colloquia litteraria sedlcensia XVIII.)

7 Klosová M. Divadelní svet J. A. Komenského. Praha, 2016.

8 Komensky, Jan Amos. 1) Diogenes Cynicus redivivus sive de compendiose philosophando / Ed. by J. Nováková // Johannis Amos Comenii Opera

с религиозным школьным театром различных конфессий — они ^ знакомят нас с результатами исследований, опубликованных т на европейских языках, с источниками на латинском языке а и представляют картину школьного театра во Франции и Гер- Ь мании. Наш интерес более всего фокусируется на школьном о театре чеха Я. А. Коменского6, которым сегодня весьма плодотворно занимается в Чехии М. Клосова7 — автор едва ли не первой монографии о театре Коменского.

Итак, интерес к школьному театру в науке явно растет, велика и востребованность детской театральной деятельности в практике образования, но сакральный школьный театр ^ в обычных образовательных школах не в состоянии сохранить м свою ориентацию на религиозность. Главной задачей школь- е

Рч

ных театров всегда было христианское просвещение и духовно- к нравственное воспитание, как самих актеров, так и публики. ° Отсюда и тематика школьной драматургии с опорой на библей- . ские и агиографические сюжеты. И сегодня такой подход актуален, но современной школьной драматургии практически нет. В связи с этим мы хотели бы обратить внимание желающих заняться постановками в воскресных школах на драматургическое наследие великого педагога XVII в., философа, епископа Общины чешских братьев, писателя Яна Амоса Коменского.

Коменским написаны десять пьес для школьного театра: «Диоген-киник», «Праотец Авраам» и восемь пьес цикла Schola Ыйш («Школа-игра»), драматического переложения учебника латинского языка. Все они вписаны в стройную систему обучения в латинской школе. На современном латинском языке доступны все8. На русский язык переведены пьеса

га о Диогене, сокращенный вариант 6-й пьесы из Schola ludus (SL)

о и I действие 5-й пьесы9. Эти тексты мы готовим к переизданию

tj на современном русском языке. Существует также полный

О перевод Schola ludus на немецком языке10.

л Чем же привлекателен Коменский-драматург для совре-

о менного режиссера театра в воскресной школе? Прежде всего,

g тем, что за текстом пьесы — даже пьесы об античном фило-

^ софе Диогене — стоит мысль о Боге. Пьесы написаны глубо-

2 ко и искренне верующим человеком. Не всякий хороший драК

матург сегодня обладает этими качествами. Не менее важно,

К

^ что пьесы по-современному сценичны. Особенно это заметно, ^ когда мы сравниваем тексты пьес школьных театров Москвы11, практически современные Коменскому, в которых преобладает монологическая речь. Пьесы Коменского строятся на коротких репликах персонажей, формируя активные диалоги. Без монологов, конечно, не обходится, но это оправдано и не кажется искусственной риторичностью.

Прежде всего, хочется обратить внимание режиссеров театра воскресной школы на 6-ю пьесу SL, посвященную моральной стороне человеческой жизни12. В ней юноша по имени Амфиетус («нерешительный», «сомневающийся»),

omnia 11 = Dílo Jana Amose Komenského 11 / Ed. by J. Nováková, S. Králík. Praha, 1973. S. 437-500; 2) Abrahamus Patriarcha scena repraesentatus / Ed. by J. Nováková // Johannis Amos Comenii Opera omnia 11 = Dílo Jana Amose Komenského 11 / Ed. by J. Nováková, S. Králík. Praha, 1973. S. 501-534; 3) Schola ludus seu encyclopaedia viva, hoc est Januae lingvarum praxis comica. Opera didactica omnia II. Pars III. [Editio anni 1657 lucis ope expressa.] Praha, 1957. S. 831-1040.

9 Коменский Я. А. 1) Диоген-циник на сцене или об удобном людо-мудрствованиии / Пер. с латинского Г. Янчевецкий // Приложение к ж. Гимназия. Ревель, 1893. № 3-5, 8-9, 11/12; 1897. № 2. 1893; 2) Школа-театр: [Из «Двери языков». Драмат. представление] / Пер. с чеш. и пре-дисл. Л. Модзалевского. СПб., 1895.

10 Jan Amos Comenius. Schola ludus d.i. Die Schule als Spiel / Ins Deutsche übertr. von W. Bötticher // Johann Amos Comenius' Pädagogische Schriften. Bd 2. Langensalza, 1907. (Далее это издание мы будем указывать как: Jan Amos Comenius. Schola ludus.)

11 Пьесы школьных театров Москвы / Под ред. А. С. Демина // Ранняя русская драматургия XVII - первая половина XVIII вв. М., 1974.

12 См. подробнее: Klosová M. Divadelní svet J. A. Komenského. S. 128-132; Машевская С. М. Пьеса Я. А. Коменского о нравственной стороне человеческой жизни и ее перевод на русский язык // Научный поиск. 2018. № 3. С. 7-12.

отправляясь в путешествие, говорит, что ни одна из дорог им ^ решительно не выбрана. Задает себе вопросы: «Что я должен т делать? Что я не должен делать?». Далее следует ремарка: «он А отправляется в путь, и мы все увидим»13. В этом путешествии Ь юноша встречается со многими соблазнами и пороками. Он о встречается с Распущенностью, Любопытством, Жадностью до наслаждений, Скупостью, Честолюбием и Богатством. Они выведены в пьесе скорее как персонажи-люди, у которых нравственные качества даны в гиперболизированном виде, чем аллегорические фигуры, как это принято было в школьной драматургии того времени. К примеру, встретившиеся ^ юноше в начале пути Распущенность, Любопытство, Често- ° любие, Жадность и Богатство в ремарке охарактеризованы

Рч

Коменским как «светские, земные парни». Они, прекрас- к но и к лицу одетые, подошли к юноше рука об руку и в очень ° хорошем радостном настроении. Амфиетус достаточно стой- Р ко не приемлет то, что предлагают ему эти парни. «Такое мои уши слышать не приучены. Ничто подобное мои родители мне не говорили, ничему такому учителя в школе не учили»14. Далее Амфиетусу в путешествии все время помогают положительные персонажи: Философ-этик, Учителя благоразумия, прилежания, умеренности, храбрости и другие Учителя нравственности. Я. А. Коменский не позволяет герою учебного театра идти по миру без нравственной помощи, без руководства мудрых наставников. Это согласуется с целью всей его пансофии способствовать «исправлению дел человеческих». Автор-педагог не позволяет себе использовать соблазнение пороками юного героя, как, например, делает это Симеон Полоцкий в пьесе «Комидия притчи о блудном сыне» (предположительно написана в 1673-1678 гг.)15, не доводит Коменский и до разочарования жизнью, как в своем романе-путешествии «Лабиринт света»16. В «Школе-игре» у него другие задачи.

13 Jan Amos Comenius. Die Schule als Spiel / Ins Deutsche übertr. von W. Bötticher. Langensalza, 1907. S. 255.

14 Jan Amos Comenius. Die Schule als Spiel... S. 258.

15 Полоцкий С. Комидия притчи о блудном сыне // Памятники литературы древней Руси. XVII век: В 3 кн. Кн. 3. М., 1994.

16 Коменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца / Пер. с чеш. С. Скор-вида, В. Корчагина; Пер. с латыни И. Маханькова. М., 2000.

га Воспитательный процесс посредством этого произведения

о построен на предупреждении отклонений, на целенаправлен-

^ ном становлении нравственной воли и моральных принципов

О у юношества. Коменский даже если рисует в пьесах образ лаби-

л ринта мира, то сразу же показывает и как из него выйти.

о Приведем пример из 6-й пьесы SL.

к

у На сцену выступает Скряга, подпоясанный цепью, с колодками на ногах,

^ держа в левой руке четыре или пять палок. Правой он тащит замкнутый

несколькими замками сундук, к которому привязан еще другой, пустой. ^ На поясе висят еще разные кошели, торбы. Мешки, отчасти туго набитые,

^ отчасти пустые. Он тащит эту утварь, кряхтя и пыхтя. Дойдя до середины

^ сцены, он останавливается и потом садится на сундук с утомленным видом,

утирая с лица пот, между тем как студенты и учителя молча следят за ним. Затем он начинает жаловаться.

Скряга: Как утомил меня этот путь, этот переход из тесного дома, который уже больше не может вместить моих сокровищ, в только что купленный мною более просторный! Правда, чтобы перенести мое добро, я мог бы обратиться к помощи других, но я не решаюсь довериться кому-либо: до того стали воровать нынешние люди. При том же, эти кровопийцы так дорого продают свой труд, особенно когда их нанимает такой человек, у которого они могут побольше зашибить денег. Даже и это небольшой путь, на сколько грошей он сделал бы меня беднее! Лучше бы мне сберечь их в своем кошельке.

Учитель умеренности (к слушателям): Неумеренное любостяжание порождает скупость — эту ненасытную страсть. Вы видите здесь живой ее образ. (Обращаясь к одному из студентов). Спроси-ка ты его, к чему ему этот огромный запас палок, мешков, сундуков и тому подобных вещей.

Студент (подходя к Скряге): Эй, добрый человек, откуда ты идешь с таким удивительным обозом?

Скряга (озираясь): Что тебе надо? Уж не хочешь ли ты меня ограбить?

Студент: Я здесь один и без оружия. Чего ты боишься?

Скряга: Тебя. Ты можешь что-нибудь украсть у меня. (Пододвигает все к себе поближе).

>

Студент: Оставь эти страхи! Я изучал другие искусства, получше воровства. Не этому учили меня в школах. Я хочу т

и у тебя чему-нибудь научиться. а

Скряга: Не принимаешь ли ты меня за какого-нибудь доктора? Говори-же, что тебе нужно.

о

Студент (прикасаясь к палкам): К чему тебе это дубье?! т

Скряга: Это не дубье, а палки. я

Студент: Зачем ты их носишь с собой? Е

Скряга: Разве не знаешь, как полезны они для путешествен- ^

ника, например, чтобы опираться, против собак, и во многих ^

других случаях. к

Студент: А разве одной палки не достаточно для этого? g

Скряга: Ну, а если я ее потеряю, а другой нет. Н

Студент: Но ты можешь также легко и все их потерять к

разом... (Скрягалишь опускает голову, как бы не желая больше отвечать Г

или затрудняясь в ответе). К чему тебе эти туго набитые мешки и зачем тебе эти еще пустые?

Скряга: Перестань спрашивать о том, до чего тебе нет никакого дела.

Студент: Я спрашиваю, чтобы чему-нибудь научиться от тебя. Что у тебя в этом сундуке? Не позволишь ли мне заглянуть туда.

Скряга: Он как раз из-за того и замкнут, чтобы ты не знал, что в нем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студент: А зачем же так много замков на нем висит? Скряга: Против воров. Студент: А это пустой зачем?

Скряга: Затем, что я надеюсь, при Божьей помощи, впоследствии скопить кое-что, чтобы набить и этот.

Студент: Ах, каких трудов стоит тебе собирать всю эту рухлядь, таскать ее и караулить! Сколько хлопот и беспокойства! Удается ли тебе поспать? Приходится ли тебе попить-поесть хоть немножко?

Скряга: Смейся, сколько хочешь! Beatisunt possidentes — счастливы имущие!

Студент: Нет ли у тебя чего и в земле зарытого?

и Скряга: Кто свои сокровища держит при себе, тот, навер-

с ное, хочет быть ограбленным. ^ Студент: А кто же это опоясал тебя этой железной цепью?

Кто набил тебе на ноги эти колодки?

О

л Скряга (искоса посматривая на него): Что? Ты называешь это

о железной цепью, колодками? О, жалкий слепец, не понимаю-

к

^ щий золотых даров счастья; они же — отрада, которая для тебя,

как я вижу, не доступна! (Он берет висящий конец цепи и целует его). ^ Учитель умеренности: Как жалки эти бедные рабы богат-

^ ства! На этом примере все вы научитесь, пожалуйста, как

^ много хлопот создает для себя продавшийся скупости человек,

постоянно тревожась о том, что у него окажется недостаток в чем-либо, он загребает больше, чем нужно, всеми правдами и неправдами старается разбогатеть и все-таки не может насытиться своим богатством. Если все эти мешки набьет он золотом, все сундуки платьем, все ящики сокровищами и всевозможной утварью, он все-таки страшится нужды, ему все еще кажется мало этого богатства. Он заготовляет новые мешки, сундуки и ящики, не зная покоя ни днем, ни ночью, и обладая этим мертвым имуществом, не приносит пользы ни себе ни другим. Чем же это кончается? Пагубой для души, для тела и для самих сокровищ, как все неправильно приобретенное неправильно и уничтожается расточительными наследниками. Если ты человек разумный, то заботься только о том, что полезно, избегая как скупости, так и мотовства. Не будь слишком жадным к богатству, но копи его понемногу; не пренебрегай им безрассудно и не расточай, но береги его, и все, что ты получаешь и расходуешь, заноси в свою приходно-расходную книжку. Тебе будет довольно богатства уже в том, что ты не будешь в нем нуждаться, и твоя бережливость будет лучшим твоим сокровищем.

Скряга: Ну, так и обладайте же вы мудростью, а я сокровищами!

Учительумеренности: Пусть так! Для свиньи вкуснее всего на свете желуди, да отруби, да навоз, тогда как мудрость питает своих детей медом и молоком17.

17 Коменский Я. А. Школа-театр... С. 17-20; Comenius J. A. Die Schule als Spiel. S. 265-269.

Скряга нарисован так, что вызывает стойкое неприятие ^ и презрение, как у читателя, так и у исполнителей и зрителей. Очень естественно звучат возгласы учеников в след уходящему Скряге: «Раб! Раб!».

Приведенный отрывок показывает не только качество диа- о логов и краткость реплик, но и метафоричность сценического языка Коменского, который далеко ушел от аллегорий, действующих на сцене символически. Перед нами не Скупость, а Скупец, Скряга — аллегорическая фигура, обладающая персонификацией. Ее интересно играть! Все атрибуты наглядны, но их не просто демонстрируют, как это было принято во мно- ^ гих школьных пьесах, это действенный реквизит.

Амфиетус, по договоренности с Философом школы нравственности, жизнь наблюдает со стороны, не вступая в общий разговор, и в последнем действии обсуждает увиденное и делает свой выбор.

Пьеса Коменского состоит из пролога, трех действий неравной величины и эпилога. Особенностью текста является то, что все сцены встречи с пороками проработаны автором ярко, с подробностями, персонажи имеют свои характеры, а вот встречи с добродетелями прописаны только монологами Учителей человечности, справедливости, благотворительности, благочестия и совершенства о своем предмете. Но нужно отметить, что Я. А. Коменский этот недостаток видел и объяснил в комментариях к пьесе. Он сетовал, что для работы над этим текстом у него было очень мало времени и текст незавершенный, не разработанный полностью: «...в изображении нравственной жизни мне не все удалось в одинаковой и соответственной степени». «Кое-что я представил в достаточно живых примерах (напр.? светское товарищество, дейст. 2, явл. 3 и 4), а иное дал в простом изложении (начиная с действия 2, явл. 5, и почти до конца). Я должен сознаться, что это случилось вовсе не потому, что я считал этот прием за лучший, а из-за поспешности, ибо ввиду скорого отъезда из Венгрии я не имел достаточно времени обдумать драматическую форму.

Если кому-либо из учителей доставит удовольствие еще лучше занять своих учеников, то ему предоставляется придумать

га некоторые роли, чтобы поразительнее представить их гла-

и зам безобразие и других пороков, и прелесть добродетелей.

^ Желая лишь подать добрый пример и приноравливаясь к тому

0 слабому возрасту, который так склонен к забавам, мы вовсе

л не желаем быть тормозом для рвения других, а стремимся

га

о скорее вызвать подражание, если только в нашем опыте есть

л что-либо хорошее. Я желаю здесь еще раз понять, относя это

^ и к предыдущим пьесам, что я каждому представляю полную

« свободу прибавлять, выпускать и изменять — лишь бы было

^ к лучшему» (перевод Л. Н. Модзалевского)18. к

ч Приглашение к сотворчеству с автором, данное им самим,

л нам представляется стимулом к работе над спектаклем. Надо сказать, что пьеса так и просится на сцену сегодня. Все сцены русского сокращенного варианта 6-й пьесы невероятно динамичны, персонажи яркие, запоминающиеся, характерные. В барочной эмблематичности сцен, оживающей метафоричности есть что-то сближающее сам стиль Коменского в этой пьесе с современной сценографией, во всяком случае позволяющее ей на данном материале быть использованной.

Еще один вариант использования текста этой пьесы — это исполнение его по частям, так как встречи с пороками написаны как небольшие самостоятельные миниатюры. Кроме того, темы, заданные учителями добродетелей, могут стать заданиями-этюдами для творческой разработки юными актерами. И может быть, именно с этого надо начинать делать первые шаги только что возникшему театру в воскресной школе. Такие выступления органично впишутся в более крупные формы организации духовно-нравственного воспитания (диспуты и т. п.) на соответствующую тему.

Пьесы «Диоген-киник» и «Праотец Авраам»19 сокращению без потери смысла и целостности так легко не поддадутся. «Диоген-киник» может быть поставлен опытным коллективом, тем более что именно эту пьесу все исследователи считают вершиной драматургического творчества Коменского20.

18 Коменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца... С. 4-5.

19 Подробнее о пьесе «Праотец Авраам» см.: К1080Уа М. Divadelш svët I. А. КошешкёЬо. РгаЬа, 2016. Б. 81-99.

20 Подробнее о пьесе «Диоген-киник» см.: K1osovа М. Divade1ní svët I. А. КошешкёЬо. РгаЬа, 2016. Б. 63-80; Машевская С. М. Образ антич-

Все пьесы Коменского нельзя ставить без постоянного обращения к сути содержания, без соотнесения прошлого и настоящего; незыблемости духовных, нравственных идеалов и противостояния порокам и страстям на пути спасения человека.

Позволим себе закончить словами Я. А. Коменского. «Рекомендуя для училищ подобные упражнения, я имею в виду не комедии представлять (т. е. время жизни, назначен-

о

мудрого Соломона (Пртч. 15,12). Моя цель — чтобы то, что

пригодно для жизни, усваивалось умом всякими мягкими

способами. Если кто готов последовать нашему совету, хоро- Е

о Рч

шо; если нет, тоже хорошо. Прощайте»21. к

о

список литературы О

1. Белецкий А. И. Старинный театр в России. — М.: Т-во «В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых», 1923. — 103 с.

2. Всеволодский-Гернгросс В. Н. История театрального образования в России. — СПб.: Дирекция императорских театров, 1913. Т. 1 (ХУП-ХУШ вв.). — 463 с.

3. Демин А. С. О художественности древнерусской литературы. — М.: Языки русской культуры, 1998. — 847 с.

4. Елеонская А. С., Орлов О. В., Сидорова Ю. Н., Терехов С. Ф., Федоров В. И. История русской литературы ХУН-ХУШ вв. — М.: Высшая школа, 1969. — 364 с.

5. Коменский Я. А. Диоген-циник на сцене или об удобном людомудрствованиии / Пер. с латинского Г. Янчевецкий // Приложение к ж. Гимназия. Ревель, 1893. С. 1-34; 1897. С. 35-62.

6. Коменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца / Пер. с чеш. С. Скорвида, В. Корчагина; Пер. с латыни И. Маханько-ва. — М.: МИК, 2000. — 320 с.

7. Коменский Я. А. Школа-театр: [Из «Двери языков». Драмат. представление] / Пер. с чеш. и предисл. Л. Модзалевско-го. — СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1895. — 24 с.

ного философа Диогена в пьесе Я.А. Коменского для школьного театра XVII века // НуроЛекаь Журнал по истории античной педагогической культуры. М., 2018. (Вып. 2. Воспитание театром и в театре: античная педагогика сцены.) С. 184-201.

21 Коменский Я. А. Школа-театр... С. 5.

и 8. Лурье З. А. Лютеранская проповедь и драматургия:

о Опыт типологических параллелей // Религия. Церковь. Обще-& ство / Под ред. А. М. Прилуцкого. СПб.: Любавич, 2015. Вып. 4. и С. 180-197.

9. Лурье З. А. Протестантский театр ХУ1-ХУ11 вв. как историко-культурный феномен // Религия. Церковь. Общество / Под О ред. А. М. Прилуцкого. Вып. 2. СПб.: Любавич, 2014. С. 184-205. ^ 10. Машевская С. М. Образ античного философа Диоге-

^ на в пьесе Я. А. Коменского для школьного театра XVII в. // ¡я Нуро^екаЬ Журнал по истории античной педагогической куль® туры. Вып. 2: Воспитание театром и в театре: Античная педагога гика сцены. М.: Буки Веди, 2018. С. 184-201.

н 11. Машевская С. М. Очерки по истории детской театраль-

ной деятельности. — М.: Совпадение, 2015. — 400 с.

12. Машевская С. М. Пьеса Я. А. Коменского о нравственной стороне человеческой жизни и ее перевод на русский язык // Научный поиск. 2018. № 3. С. 7-12.

13. Машевская С. М. Школа как игра: Вариант использования идей театра Я. А. Коменского в современном образовании // Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: Диалог идей / Под ред. С. Марчуковой и Р. Мниха. Седльце, 2015. С. 217-229. (СоПодша Ниегапа sed1censia XVIII.)

14. Морозов П. О. Очерки из истории русской драмы XVII-XVIII столетий. — СПб.: Тип. В. С. Балашова, 1888. — 390 с.

15. Некрасова И. А. Религиозная драма и спектакль XVI-XVII веков. — СПб.: Гиперион, 2013. — 365 с.

16. Полоцкий С. Комидия притчи о блудном сыне / Памятники литературы древней Руси. XVII в.: В 3 кн. Кн. 3. — М.: Художественная литература, 1994. — 652 с.

17. Пьесы школьных театров Москвы / Под ред. А. С. Демина. — М.: Наука, 1974. — 583 с. (Ранняя русская драматургия XVII - первая половина XVIII вв.)

18. Резанов В. И. Школьные действа XVII-XVIII вв. и театр иезуитов: Из истории русской драмы. — М.: О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1910. — 344 с.

19. Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. — М.: Яз. славянских культур, 2006. — 828 с.

20. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII - первой половины XVIII в. Польша, Украина, Россия. — М.: Наука, 1981. — 264 с.

21. Старинный театр в России XVII-XVIII вв.: Сб. статей / Под ред. В. Н. Перетца. — Петербург: Akadeшia; Рос. ин-т истории искусств, 1923. — 178 с.

22. Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древ-

>

ности. Т. 1-5. — М.: тип. Грачева и комп., 1859-1863. я

23. Comenius,JohannAmos. Scholaludus d.i. Die Schule als Spiel // у Johann Amos Comenius' Pädagogische Schriften 2. — Langensalza: л Beyer, 1907. — 374 s. н

24. Klosova M. Divadelni svet J. A. Komenskeho. — Praha: о

о

Academia, 2016. — 281 s. т

25. Komensky, Jan Amos. Abrahamus Patriarcha scena П repraesentatus / Ed. by J. Novakova // Johannis Amos Comenii Opera е omnia 11 = Dilo Jana Amose Komenskeho 11 / Ed. by J. Novakova, n S. Kralik. Praha: Academia, 1973. S. 501-534. .

26. Komensky, Jan Amos. Diogenes Cynicus redivivus sive . de compendiose philosophando / Ed. by J. Novakova // Johannis Amos К Comenii Opera omnia 11 = Dilo Jana Amose Komenskeho 11 / Ed. by

о

о

J. Novakova, S. Krälfk. Praha: Academia, 1973. S. 437-500. h

27. Komensky, Jan Amos. Schola ludus seu encyclopaedia viva, o hoc est Januae lingvarum praxis comica. Opera didactica omnia II. o Pars III. [Editio anni 1657 lucis ope expressa.] — Praha: Nakladatelstvf Ceskoslovenske akademie ved, 1957. — Sl. 831-1040.

References

1. Beletskiy A. I. (1913) Starinnyy teatr v Rossii [Old theatre in Russia], Moscow: T-vo «V. V. Dumnov, nasl. br. Salaevykh», 103 p. (in Russian)

2. Comenius, Johann Amos (1907) Schola ludus d. i. Die Schule als Spiel, Johann Amos Comenius'Pädagogische Schriften, Langensalza: Beyer, vol. 2, 374 p.

3. Demin A. S. (1998) O khudozhestvennosti drevnerusskoy literatury [On artistry of ancient Russian literature], Moscow: Yazyki russkoy kul'tury, 847 p. (in Russian)

4. Demin A. S. (1974) P'esy shkol'nykh teatrov Moskvy [Plays of school theatres of Moscow] (Ed. A. S. Demin), Moscow: Nauka, 583 p. (Rannyaya russkaya dramaturgiya XVII - pervaya polovina XVIII vv.) (in Russian)

5. Eleonskaya A. S., Orlov O. V., Sidorova Yu. N., Terekhov S. F., Fedorov V. I. (1969) Istoriya russkoy literatury XVII-XVIII vekov [History of Russian literature of 17-18th centuries], Moscow: Vysshaya shkola, 364 p. (in Russian)

6. Komenskiy Ya. A., Modzalevskiy L. (1895) Shkola-teatr [School-theatre] (Trans. L. Modzalevskiy), Saint-Petersburg, 24 p. (in Russian)

7. Komenskiy Ya. A., Skorvid S., Korchagin V., Makhan'kov I. (2000) Labirint sveta i ray serdtsa [Labyrinth of light and paradise

rn of heart] (Trans. S. Skorvid, V. Korchagin, I. Makhan'kov), Moscow: o MIK, 320 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 8. Komenskiy Ya. A., Yanchevetskiy G. (1893, 1897) Diogen-

rn tsinik na stsene ili ob udobnom lyudomudrstvovanii [Diogenes-cynic on the stage or on convenient smartness] (Trans. G. Yanchevetskiy), Prilozhenie k zh. Gimnaziya, Revel', pp. 1-34, 35-62. (in Russian) ° 9. Klosova M. (2016) Divadelni svet J. A. Komenskeho

g [Johannes Amos Comenius's World of Theatre], Praha: Academia, & 281 p. (in Czech)

t^ 10. Komensky, Jan Amos, Novakova J. (1973) Abrahamus

® Patriarcha scena repraesentatus, Johannis Amos Comenii Opera omnia S 11 = Dilo Jana Amose Komenskeho 11 (Eds J. Novakova, S. Kralik), w Praha: Academia, pp. 501-534.

11. Komensky, Jan Amos, Novakova J. (1973) Diogenes Cynicus redivivus sive de compendiose philosophando, Johannis Amos Comenii Opera omnia 11 = Dilo Jana Amose Komenskeho 11 (Eds J. Novakova, S. Kralik), Praha: Academia, pp. 437-500.

12. Komensky, Jan Amos (1957) Schola ludus seu encyclopaedia viva, hoc est Januae lingvarum praxis comica. Opera didactica omnia II. Pars III (Editio anni 1657 lucis ope expressa), Praha: Nakladatelstvi Ceskoslovenske akademie ved, pp. 831-1040.

13. Lurie Z. A. (2015) Lyuteranskaya propoved' i dramaturgiya: opyt tipologicheskikh paralleley [Lutheran preaching and drama: an attempt at a comparative typology], Religiya. Tserkov'. Obshchestvo [= Religion. Church. Society] (Ed. A. M. Prilutskiy), Saint-Petersburg: Lyubavich, vol. 4, pp. 180-197. (in Russian)

14. Lurie Z. A. (2014) Protestantskiy teatr XVI-XVII vv. kak istoriko-kul'turnyy fenomen [Protestant theatre of the 16-17th centuries as a historical and cultural phenomenon], Religiya. Tserkov'. Obshchestvo (Ed. A. M. Prilutskiy), Saint-Petersburg: Lyubavich, vol. 2, pp. 184-205. (in Russian)

15. Mashevskaya S. M. (2018) Obraz antichnogo filosofa Diogena v p'ese Ya. A. Komenskogo dlya shkol'nogo teatra XVII veka [Image of antique philosopher Diogenes in J. A. Comenius's play for school theatre of 17th century], Hypothekai. Zhurnal po istorii antichnoy pedagogicheskoy kul'tury, Moscow: Buki Vedi, vol. 2: Vospitanie teatrom i v teatre: antichnaya pedagogika stseny, pp. 184-201. (in Russian)

16. Mashevskaya S. M. (2015) Ocherkipo istorii detskoy teatral'noy deyatel'nosti [Essays on history of children's dramatic activity], Moscow: Sovpadenie, 400 p. (in Russian)

17. Mashevskaya S. M. (2018) P'esa Ya. A. Komenskogo o nravstvennoy storone chelovecheskoy zhizni i ee perevod na russkiy yazyk [J. A. Comenius's play about moral aspect of human life and its Russian translation], Nauchnyypoisk, n. 3, pp. 7-12. (in Russian)

18. Mashevskaya S. M. (2015) Shkola kak igra: Variant

>

ispol'zovaniya idey teatra Ya. A. Komenskogo v sovremennom K

obrazovanii [School as play: A way of using J. A. Comenius's theatre y

ideas in modern education], Yan AmosKomenskiy iDmitriy Chizhevskiy: ^

dialog idey (Eds S. Marchukova, R. Mnikh), Siedlce, pp. 217-229. ^

(Colloquia litteraria sedlcensia XVIII.) (in Russian) °

19. Morozov P. O. (1888) Ocherki iz istorii russkoy dramy XVII- t

o

XVIII stoletiy [Essays on history of Russian drama of the 17-18th centuries], Saint-Petersburg: Tip. S. Balashova, 390 p. (in Russian) e

20. Nekrasova I. A. (2013) Religioznaya drama i spektakl' XVI- n

XVII vekov [Religious drama and play in 16-17th centuries], Saint- n Petersburg: Giperion, 365 p. (in Russian) >

21. Peretts V. N. (1923) Starinnyy teatr v Rossii XVII- K

XVIII vv.: Sb. statey [Old theatre in Russia of the 17-18th centuries: g Collection of articles] (Ed. V. N. Peretts), Petersburg: Akademiya, h 178 p. (in Russian) C

22. Polotskiy S. (1994) Komidiya pritchi o bludnom syne [Comidia 0 of the parable of the prodigal son], Pamyatniki literatury drevney Rusi. XVII vek: v 3 tomakh, vol. 3, Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 652 p. (in Russian)

23. Rezanov V. I. (1910) Iz istorii russkoy dramy. Shkol'nye deystva XVII-XVIII vv. i teatr iezuitov [On history of Russian drama. School plays of the 17th-18th centuries and Jesuit theatre], Moscow, 344p. (in Russian)

24. Sofronova L. A. (2006) Kul'tura skvoz'prizmupoetiki [Culture through the prism of poetics], Moscow, 828 p. (in Russian)

25. Sofronova L. A. (1981) Poetika slavyanskogo teatra XVII -pervoy poloviny XVIII v. Pol'sha, Ukraina, Rossiya [Poetics of Slavic theatre of the 17th - first half of the 18th century. Poland, Ukraine, Russia], Moscow: Nauka, 264 p. (in Russian)

26. Tikhonravov N. S. (1859-1863) Letopisi russkoy literatury i drevnosti [Chronics of Russian literature and antiquity], Moscow: tip. Gracheva i comp., vol. 1-5.

27. Vsevolodskiy-Gerngross V. N. (1913) Istoriya teatral'nogo obrazovaniya v Rossii [History of dramatic education in Russia], Saint-Petersburg: Izd-vo direktsii imperatorskikh teatrov, vol. 1 (1718th cent.), 463 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.