УДК 37.013.32
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Рыбина О.В.
Статья посвящена анализу деятельности школьного театра как театрально-языкового социума, в котором формируется целая система ключевых компетенций, необходимых для развития личностных характеристик школьников, и позволяет педагогу осуществлять воспитательный процесс комплексно, в единстве его нравственных, трудовых, познавательных и эстетических вопросов.
Цель
Целью работы является научно-теоретическое и практическое исследование школьного театрально-языкового социума как формы внеурочной деятельности для формирования ключевых компетенций с целью повышения мотивации при изучении иностранного языка.
Метод или методология проведения работы
Статистическое наблюдение и анализ позволил построить алгоритм театральной деятельности учащихся с применением ИКТ в совокупи с развитием ключевых компетенций
Результаты
Подведена научная основа театральной деятельности в контексте развития ключевых компетенций учащихся, сформированы новые способы повышения мотивации учащихся при обучении иностранному языку.
Область применения результатов
Внеклассная форма работы по выявлению и поддержке одаренных детей, развитию творческих способностей и потенциала учащихся.
Ключевые слова: театральная педагогика; школьный театр; театральноязыковой социум; компетенции школьников
SCHOOL THEATRE AS PEDAGOGICAL ENVIRONMENT OF BUILDING KEY SKILLS OF STUDENTS
Rybina O.V.
The article is devoted to considering and analyzing of the influence of activity in school theatre that creates a whole system of key skills that are necessary for the development of personal characteristics of students and allows teachers to carry out the educational process in complex, in the unity of moral, human, educational and aesthetic issues.
Purpose
Scientific, theoretical and practical study of school theatre as a form of extracurricular activities for building key skills to increase motivation in learning a foreign language
Methodology
Statistical monitoring and analysis allowed to construct activities of students in school theatre with the help of ICT to build key skills
Results
Scientific basis of theatrical activity for building key skills has been created, new ways to motivate students have been formed
Practical implications
Extracurricular activity to identify and support gifted children, to develop creative abilities of students.
Keywords: theatrical pedagogic; school theatre; theatrical and linguistic society; key skills.
Переход общества в качественно новое информационное состояние обострил потребность в более «тонком» познании личности. возникла необходимость помочь каждому молодому человеку стать субъектом собственной жизни, реализовать стремления к самоопределению. Жизнь предъявляет требование формирования людей с активной жизненной позицией, самостоятельных и независимых, умеющих отвечать как за свою судьбу, так и за судьбу семьи, страны и порученного дела.
Все это делает проблему педагогических условий формирования и развития личностных характеристик школьников не просто актуальной задачей, но и социально-значимой характеристикой учебно-воспитательного процесса любой школы, любого воспитательного учреждения.
В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы на первый план выступает обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, и ведущим стратегическим направлением этого образования становится личностно ориентированный подход к учащимся. [6]
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей, его социальных свойств и свойств субъекта культуры. При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность. [8, с. 576]
В педагогической литературе указывается, что назначением личностноориентированного подхода к образованию является содействие становлению человека, развитию его индивидуальности, творческого начала. Е. В. Бондаревская пишет, что образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка [1, 2]
Задача педагога состоит в том, чтобы для каждого ребенка найти такой способ общения, который помог бы ему стать целостной личностью в современном мире. Надо помнить о непостижимой врожденной, генетически обусловленной предрасположенности ребёнка к творчеству и об удивительной гибкости детского мозга. Ребёнка нужно воспитывать во всём многообразии его способностей, соприкасаясь сразу со всеми его качествами, а так же совершенствовать способы взаимного общения ребёнка с миром. Поэтому, как один из путей развития через призму целостного обучения - видится влияние театрального искусства, интегрированного в учебно-воспитательный процесс; иными словами, школьный театр.
Интерес к использованию театральных методик и технологий театральной педагогики в целях нравственного, эстетического и социального воспитания учащихся проявляли многие ученые и практики. Подтверждение этому мы находим в работах А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского [7]. Театральное искусство в школе помогает разрешить многообразие психолого-педагогических, социальных и культурных проблем. Это освоение языка и культурных традиций своего народа и культурных традиций других народов; развитие познавательных интересов в самом широком смысле; развитие навыков самообучения; развитие эстетического чувства; развитие потребности в продуктивной творческой деятельности и навыков самореализации в этой области; социальная и психологическая адаптация личности; развитие способности к глубокому, позитивному, продуктивному межличностному общению; повышение самооценки, её стабильности, гибкости, конструктивности; и т.д. [3]. Из вышеперечисленного мы видим, что задачи школьного театра совпадают с требованиями Федерального стандарта, а именно нацелены на становление личностных характеристик выпускника [11].
Поэтому неудивительно, что включение искусства театра в учебновоспитательный процесс школы становится потребностью развития
современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной и воспитательной функции. Школьный театр - это «особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения практически в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации» [4]. По мнению В.Г. Ширяевой, школьный театр должен служить «общим целям обучения, воспитания и развития творческих способностей учащихся как в области искусства и литературы, так и в области технических, ремесленных и административно-хозяйственных навыков» [14, с. 72].
Исследователь воспитательного потенциала театрализованной игры Г.И. Камаева подчеркивает, что театрализованная игра как динамическая целостность позволяет педагогу осуществлять воспитательный процесс комплексно, в единстве его нравственных, трудовых, познавательных и эстетических вопросов [5, с. 21]. Поэтому в современной школе внимание учителей все более обращено на нетрадиционные формы внеурочной деятельности, в том числе игровые и театральные.
Изучение иностранного языка неотделимо от изучения культуры. По мнению С. Г. Тер-Минасовой «язык - сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности - в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи» [10, с. 264]. Поэтому учителям иностранных языков необходимо организовывать разнообразные формы внеклассной работы по иностранным языкам для повышения мотивации учащихся и формирование устойчивого интереса к культуре стран изучаемого языка, а также стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию. Форма, которая дает неограниченные возможности для творчества как учителя, так и учащихся, это театрально-языковой социум.
Под этим термином подразумевается особое социолингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изученного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.
В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что « .... общеобразовательная школа. должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Компетенция по определению А.В. Хуторского включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [12]. Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. Поскольку «компетенции — это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан» [13, с. 416], то рассмотрим место ключевых компетенций в театрально-языковом социуме.
Главная компетенция, которую формирует театрально-языковой социум -коммуникативная, которая включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Во время работы над театральными проектами происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.
Опыт работы с современными ИКТ показывает, что их использование способствует модернизации общего образования, повышает поликультуру
учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся. Компьютерные технологии повышают и стимулируют интерес ребят к занятиям; активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности; позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного и звукового ряда; предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов; создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры. Таким образом, творческая свобода детей и подростков на занятиях в театральном коллективе может успешно развиваться посредством ИКТ, Задача руководителей театрально-языкового социума состоит в том, чтобы показать, каким образом можно «обратить во благо» современные средства информации.
Театрально-языковой социум повышает мотивацию учеников, способствуя формированию учебно-познавательной компетенции. Учебнопознавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. На этапе постановки спектакля ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
На этапе создания сценария, при обсуждении характеров действующих лиц может происходить переоценка ценностей и формирование мировоззрения маленьких артистов. При этом формируется ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и
предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Участие в постановках заставляет ребят по-новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Театрально-языковой социум помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.
При создании декораций и костюмов персонажей развивается общекультурная компетенция. Она включает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, и т.д.
Театрально-языковой социум - это то место, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Тем самым развивается их социальная-трудовая компетенция, которая включает в себя владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Таким образом, организация творческого процесса в театральноязыковом социуме способствует формированию ключевых компетенций. Алгоритм для успешной реализации цели предложен ниже.
I. этап: Pre-reading activities (Подготовительный этап)
Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать самостоятельность мышления, внимание и память; обучать работе с информацией, приобщить учащихся к самостоятельной работе с оригинальными источниками на иностранном языке.
Вид деятельности: работа с Интернет-ресурсами, с художественной литературой; посещение спектаклей; просмотр киноверсий; знакомство с биографией и произведениями классиков английской, американской и русской литературы; конкурс на лучший сценарий; дизайн программки; подбор сценарного и музыкального материала.
Результат: формирование учебно-познавательной, информационной,
ценностно-языковой компетенций; компетенции личного
самосовершенствования.
II. этап: While reading the play. ( Работа над произведением) Этот этап состоит из 3 блоков.
1 блок. Reading the play (Этап знакомства с литературным произведением)
Цель: учить исследовательской работе; учить анализировать, делать выводы и развивать гибкость использованных знаний.
Вид деятельности: коллективная работа; чтение, перевод и
прослушивание литературного произведения, беседа о характере персонажей.
Результат: формирование общекультурной; учебно-познавательной,
ценностно-смысловой , социально-трудовой компетенций.
2 блок: Rehearsing. (Проведение репетиций)
Цель: развивать эмоциональность речи и творческую деятельность учащихся; учить оперировать знаниями.
Вид деятельности: выполнение интонационных упражнений, отработка выразительности чтения ролей, выполнение творческих заданий, импровизация, разыгрывание ситуаций прочитанного текста.
Результат: формирование коммуникативной, социально-трудовой,
информационной компетенций, компетенции личностного совершенствования.
3 блок: Post-reading the play. (Реализация решений.)
Цель: осуществить выход в речь закрепленных языковых навыков и актерских навыков; развивать умение работать перед большой аудиторией; развивать уверенность в себе.
Вид деятельности: демонстрация презентаций, работа в группах с взаимной оценкой.
Результат: формирование коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций.
III. этап: Follow -up activities. (Последействие)
Цель: проанализировать, систематизировать и оценить результаты
деятельности.
Вид деятельности: выполнение творческих проектов (презентация театрального проекта, написание статьей о действующих лицах, сюжете, спектакле, творческие встречи).
Результат: формирование коммуникативной, общекультурной,
социально-трудовой компетенций и компетенции личного самосовершенствования.
Таким образом, включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы — не только благое стремление энтузиастов, но действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции. Школьный театр - это сочетание двух, отчасти пересекающихся, но при этом разнородных, культурных сфер - педагогики и искусства. Если театр - это сценическое действие, возникающее в процессе
игры актёра перед публикой, то педагогика - наука о воспитании человека, раскрывающая его сущность, закономерности воспитания и развития личности, процесс образования и обучения. Соответственно, театральная педагогика - это путь развития личности в процессе образования и обучения через процесс игры, или сценическое действие, где индивидуальное развитие происходит от
свободы выбора через ответственность к радости самовыражения [9].
Список литературы
1. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-
ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-17.
2. Бондаревская, Е.В. Концепции личностно-ориентированного
образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. 1999. № 5. С. 41-66.
3. Быков М.Ю., Никитина А.Б. Театр - это кафедра... но не только! // Образование в современной школе. 2008. № 7. С. 46-52.
4. Ганелин Е.Р. Школьный театр: прогр. обучения детей основам
сценического искусства, метод. пособие. СПб., 2002. URL: Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/file/school.doc (дата обращения 18.10.2011)
5. Камаева Г.И. Театрализованная игра и ее влияние на
старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1983. 21 с.
6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р. URL: http://www.fcpro.ru/program//program-text
7. Лапина А.О. Школьная театральная педагогика — опыт междисциплинарного синтеза // Диалог в образовании: сб. материалов конференции. Серия «Symposium», Вып. 22. СПб., 2002. С. 34-39.
8. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед.
учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А.
Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
9. Театральная педагогика как инновационная модель обучения в образовательном учреждении. URL: http://www.goummg.ru/articles/ensemble.pdf (дата обращения 18.10.2011)
10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2008. 264 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование: проект от 15 апреля 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения 20.11.2011)
12. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных
компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 дек. URL:
http://www.eidos.ru/joumal/2005/1212.htm (дата обращения 20.11.2011)
13. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
14. Ширяева В.Г. Самодеятельный школьный театр: пособие для руководителей театральными коллективами школьников. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. 72 с.
References
1. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [The humanistic paradigm of individually oriented education], no. 4 (1997): 11-17.
2. Bondarevskaya E.V. Kontsepcii lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya i celostnaya pedagogicheskaya teoriya [Concept of individually oriented education and comprehensive pedagogical theory]. Shkola dukhovnosti, no. 5(1999): 41-66.
3. Bykov M.Yu. Teatr- jeto kafedra... no ne tol'ko [Theatre - a department ... but not only!]. Obrazovanie v sovremennoy shkole, no. 7 (2008): 46-52.
4. Ganelin E.R. Shkol'nyj teatr [School Theatre] http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/file/school.doc. (accessed October 18, 2011).
5. Kamaeva G.I. Teatralizovannaya igra i ejo vlijanie na starsheklassnikov [Theatrical play and its effect on seniors] (1983):21.
6. Koceptsiya federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 20112015 gody [The concept of the Federal Target Programme for the Development of Education in 2011-2015]: http://www.fcpro.ru/program//program-text (accessed October 18, 2011).
7. Lapina A.O. Shkol'naya teatral'naya pedagogica [School Theatrical pedagogy]. Dialog v obrazovanii, 22 (2002): 34-39.
8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. 2002.
576.
9. Teatral'naya pedagogika kak innovacionnaya model obucheniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Theatrical pedagogy as an innovative model of teaching in educational institutions]. http://www.goummg.ru/articles/ensemble.pdf. (accessed October 18, 2011).
10. Ter-Minasova S.G. Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Language and Intercultural Communication], (2008): 264.
11. Federal'nij gosudarstvennij obrazovatel'nij standart obshhego odrazovaniya. Srednee (polnoe) obshhee obrazovanie [Federal state educational standard of general education. Secondary (complete) general education: draft dated April 15, 2011 /Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. http://standart.edu.ru (accessed November 20, 2011).
12. Hutorskiy A.V. Technologiya projectirovaniya klyuchevyh i predmetnyh kompetentsij [Design technology of key skills]. Internet-zhurnal «Eydos». 2005. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (accessed November 20, 2011).
13. Hutorskiy A.V. Didakticheskaya evristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya [Didactic heuristics. Theory and technology of creative teaching]. M., 2003. 416 p.
14. Shiryaeva V.G. Samodeyatel'nij shkol'nij teatr [Amateur school theater]. M., 1962. 72 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Рыбина Ольга Васильевна, учитель, соискатель ученой степени кандидата наук
ГБОУ СОШ № 2036
ул. Татьяны Макаровой д.2, г. Москва, 111675, Россия e-mail: olga_rybina65@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Rybina Olga Vasilyevna, school teacher, applicant the degree of candidate of science
School № 2036
2, Tatyana Makarova Street, Moscow, 111675, Russia e-mail: olga_rybina65@mail. ru
Рецензент:
Еременко Татьяна Вадимовна, доктор педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного образования Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина