Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя иностранного языка к межкультурному общению посредством театральной деятельности'

Подготовка будущего учителя иностранного языка к межкультурному общению посредством театральной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ТЕАТР-СТУДИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INTERCULTURAL COMMUNICATION / THEATRICAL ACTIVITY / READINESS FORMATION / THEATRE-STUDIO / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деменкова Н. Д.

Статья посвящена проблеме подготовки будущего учителя иностранного языка к осуществлению межкультурного общения. Театральная деятельность рассматривается автором как эффективное средство формирования готовности будущего учителя иностранного языка к межкультурному общению. Проанализированы основные направления работы театра-студии на лингвистическом факультете. Результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность театральной деятельности в формировании готовности студентов к межкультурному общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER DEVELOPMENT IN INTERCULTURAL COMMUNICATION BY MEANS OF THEATRICAL ACTIVITY

The article focuses on the problems of professional development of a future foreign language teacher as a specialist able to conduct intercultural communication. Theatrical activity is considered by the author to be an efficient mean of a future teacher intercultural communication readiness formation. The main ways of theatre-studio activities at the language faculty are analyzed. The effectiveness of theatrical activity in intercultural communication readiness formation is proved by experimental results.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя иностранного языка к межкультурному общению посредством театральной деятельности»

Если говорить о совершенствовании системы подготовки кадров через аспирантуру, следует идти не по упрощению модели, а продумывать конструктивные пути реализации совершенно новых задач и освоению современных технологий. Так,

считаю своевременными и необходимыми для современного исследователя компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий. Но это уже другая проблема, которая требует специального анализа и освещения.

Статья поступила в редакцию 15.05.13

УДК 378.02.18

Demenkova N.D. FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER DEVELOPMENT IN INTERCULTURAL COMMUNICATION BY MEANS OF THEATRICAL ACTIVITY. The article focuses on the problems of professional development of a future foreign language teacher as a specialist able to conduct intercultural communication. Theatrical activity is considered by the author to be an efficient mean of a future teacher intercultural communication readiness formation. The main ways of theatre-studio activities at the language faculty are analyzed. The effectiveness of theatrical activity in intercultural communication readiness formation is proved by experimental results.

Key words: intercultural communication, theatrical activity, readiness formation, theatre-studio, professional development.

Н.Д. Деменкова, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: demenkow@inbox.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена проблеме подготовки будущего учителя иностранного языка к осуществлению межкуль-турного общения. Театральная деятельность рассматривается автором как эффективное средство формирования готовности будущего учителя иностранного языка к межкультурному общению. Проанализированы основные направления работы театра-студии на лингвистическом факультете. Результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность театральной деятельности в формировании готовности студентов к межкультурному общению.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, театральная деятельность, формирование готовности, театр-студия, профессиональная подготовка.

Целью обучения иностранным языкам на современном этапе в языковом вузе является подготовка будущего учителя к продуктивному межкультурному общению, под которым понимается «процесс совместной выработки единого для всех участников акта общения значения всех производимых и воспринимаемых действий и мотивов» [1, с. 170].

Н.М. Андронкина справедливо считает, что межкультурное общение имеет особое значение для языкового вуза, где «изучаются особенности не только вербального общения, но и невербального: мимики, жестов, где большое значение придается адекватности сообщения - языковым нормам, этикету, учету культурного контекста и социальной ситуации» [2, с. 6].

Как показывает многолетний практический опыт, подготовку будущего учителя иностранного языка к межкультурному общению возможно эффективно осуществлять в ходе театральной деятельности средствами языковых театральных студий [3].

Театральная деятельность, драматизация средствами иностранного языка рассматривается как системообразующий вид деятельности воспитательной работы на факультете иностранных языков АГАО им. В.М. Шукшина.

Содержание работы театральных студий английского, немецкого и китайского отделений отражает организационное, образовательное, профессиональное и проектное направления. Организационное направление связано с развитием навыков у студентов организации творческой деятельности в разнообразных формах. Образовательное направление заключается в изучении форм, методов, средств и практической отработке навыков организации театральной студии на иностранном языке в средней школе. Программой предусматривается изучение целей и задач организации театра-студии на иностранном языке в средней школе, видов деятельности и планирования работы, методики организации и проведения конкурсов и вечеров драматического искусства на иностранном языке с учетом особенности культуры страны изучаемого языка.

Профессиональное направление находит реализацию на практических занятиях по актерскому мастерству, включая работу над актерской техникой, мимикой и пластикой. Проектное направление реализуется в различных видах деятельности при подготовке выступлений и включает постановку, осознание

и решение творческой задачи, репетиции как поиск решения творческой задачи, воплощение коллективного замысла на сцене, рефлексивный анализ результата и способов деятельности. По окончании трехлетнего курса обучения в структуре факультета дополнительного образования студенты получают удостоверение «Организатор театра-студии на иностранном языке в средней школе».

Театральное искусство средствами иностранного языка позволяет студенту стать участником межкультурного общения, в ходе которого он становится способным не только признать наличие другой культуры, но и на завершающем этапе обучения в театральной студии принять в качестве допустимых модели поведения иноязычной культуры и культурные ценности, лежащие в их основе [1].

В процессе работы над ролью в сценической драматизации отрывков из произведений классиков зарубежной литературы студенты перемещаются в систему координат другой культуры. Они готовы не только понять поведение представителей другой культуры, но и воплотиться в роль в системе ценностей чужой, а не собственной культуры.

Изучение иностранного языка в языковом вузе осуществляется вне реальной языковой среды, поэтому создание искусственной языковой среды является одним из необходимых условий для подготовки будущего учителя к межкультурному общению.

Созданию искусственной языковой среды для осуществления межкультурного общения способствует проведение системы внеаудиторных мероприятий, наиболее эффективным из которых, на наш взгляд, является конкурс зарубежной классики.

На факультете иностранных языков АГАО им. В.М. Шукшина конкурс зарубежной классики проводится ежегодно в течение пятнадцати лет с целью формирования межкультурной компетенции студентов, под которой понимается «осознанная способность студентов строить свое языковое поведение в соответствии с нормами культуры изучаемого языка» [1, с. 255].

Ранжирование выступлений студентов по курсам зависит от языковых способностей студентов. Содержанием конкурса является инсценирование песни на иностранном языке на первом курсе, фонетическое чтение стихов, монологов, диалогов из про-

граммы практической фонетики на втором курсе, драматизация сказки, инсценирование отрывка пьесы на третьем курсе, а также драматизация отрывка из классического литературного произведения на старших курсах.

Номинациями конкурса являются: лучшее произношение, актерское мастерство, лучший актер, оригинальность сценария, лучшие костюмы, оригинальная афиша, программа. В жюри, как правило, привлекаются носители языка.

В конкурсе зарубежной классики принимают участие все студенты, но для студентов, занимающихся в театральных студиях - это показательное итоговое выступление.

При подготовке к конкурсу зарубежной классики приоритетным становится метод проектов. Работа над проектами позволяет преподавателю комплексно решать воспитательные задачи средствами иностранного языка в ходе внеаудиторной работы и в вузе, способствуя воспитанию целеустремленности, трудолюбия, ответственности, способности осуществлять межкуль-турное общение.

Поскольку студенты самостоятельно или под руководством преподавателя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно значимой для них, включаясь в различные виды деятельности (познавательную, эстетическую и т.д.), у них развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне.

Организация работы по подготовке к конкурсу зарубежной классики предусматривает подготовительный, основной и заключительный этапы. В ходе подготовительного этапа студенты совместно с руководителем театральной студии выбирают произведение, отрывок из которого предстоит подготовить к конкурсу. На основном этапе осуществляется составление сценария, распределение ролей, репетиции, подготовка афиши, костюмов, декораций, программки, музыкального сопровождения. Заключительный этап - презентация спектакля, своеобразная «защита проекта», далее следует анализ результатов, подведение итогов.

Деятельность театральных студий английского, немецкого и китайского отделений имеет профессионально направленный характер. Студенту необходимо не только самому обладать готовностью к межкультурному общению, но и овладеть умениями формирования этой готовности у учащихся.

В связи с этим, содержание работы театральных студий имеет не только практическую цель. Необходимо сделать акцент на воспитательном, развивающем и образовательном аспектах этой цели.

Воспитательный аспект подготовки студентов к межкультур-ному общению заключается в формировании ценностного отношения к культуре, иностранному языку, группе, самому себе, формировании умения планировать, осуществлять и анализировать совместную и собственную деятельность, овладевать новыми видами деятельности и социальными ролями.

Развивающий аспект обращен к достижению качественно нового уровня владения иностранным языком, таких его аспектов, как звуковой и интонационный строй, лексическое наполнение, грамматическая корректность.

Образовательный аспект направлен на расширение социокультурного кругозора студентов, углубление знаний культурного наследия страны изучаемого языка.

Практическая ценность деятельности театральных студий заключается в формировании и развитии:

- навыков создания сценария, его корректировки и постановки с учетом культуры носителей страны изучаемого языка;

- умений воплощения замысла;

- умений выражения характера персонажа через речь, костюмы, декорации, соответствующие эпохе произведения;

- организаторских умений и навыков самостоятельного осуществления подобной работы в условиях школы.

Используя видеозаписи театральных выступлений студентов, наблюдение, изучение продуктов деятельности студентов (творческих работ, афиш, программ, декораций, сценариев), на примере студентов, занимавшихся в театральных студиях на факультете иностранных языков АГАО им. В.М. Шукшина (40 человек), был проанализирован рост профессиональных умений, отражающих готовность студентов к осуществлению меж-культурного общения в ходе театральной деятельности.

Готовность как профессионально значимое качество личности будущего учителя представляет собой определенную систему взаимосвязанных компонентов, включающую в себя как личностные качества, так и умения, профессиональные мотивы

и интересы, обеспечивающие выполнение адекватных педагогической деятельности функций [4].

Для исследования были выделены следующие критерии:

- умение осмыслить стоящие перед студентом цели, задачи;

- умение выслушать партнера по общению;

- уровень языковой грамотности;

- умение адаптировать материал оригинала (фильма, пьесы, рассказа) для сценического выступления;

- умение исполнять роль на сцене в системе ценностей и культуры носителя языка;

- владение голосом, мимикой;

- умение направленного воображения «вживания в образ».

На основе вышеперечисленных критериев уровень показателей студентов был изучен на начало их работы в студии (первый курс), на промежуточном этапе (второй курс) и на завершающем этапе (третий курс).

Для исследования использовалась следующая шкала:

- низкий уровень (характеризуется отсутствием у студента профессиональных умений, низкой активностью, инертностью);

- средний уровень (предполагает понимание студентом важности театральной деятельности для осуществления межкуль-турного общения, но он не является инициатором проводимых мероприятий);

- достаточный уровень (характеризуется способностью студента осмыслить стоящие перед ним цели, желанием студента достичь успеха, но студент нуждается в консультации руководителя);

- высокий уровень (предполагает наличие у студента интереса к театральной деятельности, высокую потребность к участию в мероприятиях, активность ответственность).

На первом курсе на начало занятий в театральной студии выявлен низкий уровень готовности к осуществлению межкуль-турного общения у 27,28% студентов. Средний уровень наблюдается у 36,36% респондентов. Достаточный уровень показали 18,18% студентов. Высокий уровень выявлен у 18,18% студентов.

На втором курсе готовность студентов к межкультурному общению распределилась следующим образом: низкий уровень

- 18,18% от общего количества респондентов; средний уровень

- 27,27%; достаточный уровень - 27,27%; высокий уровень -27,27%.

На завершающем этапе у студентов третьего курса выявлены следующие показатели: низкий уровень - 6,11 %; средний уровень - 9,18%; достаточный уровень - 36,36%; высокий уровень - 47,35%.

Выявленные показатели свидетельствуют о положительной динамике роста профессиональной готовности студентов к осуществлению межкультурного общения.

Мнения студентов, выпускников, преподавателей о театральной деятельности студентов и о проведении ежегодного конкурса зарубежной классики подтвердили позитивное отношение к используемым формам работы и позволили сделать более объективные выводы о ее результативности.

«Самое важное в проведении конкурса зарубежной классики то, что здесь проверяются не только знания лексики и произношения, но и умение перевоплощаться, творчески подойти к решению любой задачи» (преподаватель факультета иностранных языков, Марина Павловна Н.).

«Я лично чувствую на сцене творческий подъем и азарт, хочется победить и показать свои лучшие качества, проявить язык» (студент 5-го курса факультета иностранных языков, Максим М.).

«Для того, чтобы постичь всю глубину, красоту и мелодичность английской литературы, мало просто прочитать произведение, нужно выйти на сцену, вложить всю душу, сыграть, например, Джульетту, не забыв сложный текст, ни разу не сбившись» (студентка 4-го курса Виктория К.).

«Это так захватывающе каждый раз выходить на сцену, видеть глаза зрителей - это очень приятное ощущение» (студентка 4-го курса Мария С.).

«Если художник для создания своего шедевра имеет кисть, краски, то у актера и учителя такого материала нет: они творят из себя, используя внутренние ресурсы. Конкурс зарубежной классики дает возможность не только рассмотреть культуру Англии, Германии, Китая, но и позволяет студентам продемонстрировать свой языковой стиль» (студентка 5-го курса Лариса Т.).

«Театральная деятельность на нашем факультете способствует развитию нестандартного мышления, фантазии, которые

необходимы педагогу и актеру тоже. Театральные конкурсы делают нашу жизнь красочной и яркой. Мы можем организовать любое мероприятие в любой школе. Конечно, было много взлетов и падений, но, поверьте, никогда не было скучно и посредственно» (выпускница, Анна М.).

Таким образом, высказывания респондентов в ходе интервью подтверждают позитивное отношение к театральной деятельности как к средству формирования готовности студентов к межкультурному общению.

Библиографическийсписок

1. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб., 2001.

2. Андронкина, Н.М. Когнитивно-деятельностный подход в обучении межкультурному общению на языковом факультете // Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводидактике: материалы международной н/пконф. - Барнаул, 2003.

3. Деменкова, Н.Д. Реализация системы воспитательной внеаудиторной работы в профессиональной подготовке учителя иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2007.

4. Дурай-Новакова, К.М. Проблемы и задачи спец. курса «Профессиональная готовность студентов к педагогической деятельности в системе подготовки учителей» // Теория и практика высшего профессионального образования: сб. науч. труд. - М., 1984.

Bibliography

1. Elizarova, G.V. Kuljtura i obuchenie inostrannihm yazihkam. - SPb., 2001.

2. Andronkina, N.M. Kognitivno-deyateljnostnihyj podkhod v obuchenii mezhkuljturnomu obtheniyu na yazihkovom fakuljtete // Problemih mezhkuljturnoyj kommunikacii v teorii yazihka i lingvodidaktike: materialih mezhdunarodnoyj n/pkonf. - Barnaul, 2003.

3. Demenkova, N.D. Realizaciya sistemih vospitateljnoyj vneauditornoyj rabotih v professionaljnoyj podgotovke uchitelya inostrannogo yazihka: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Novokuzneck, 2007.

4. Durayj-Novakova, K.M. Problemih i zadachi spec. kursa «Professionaljnaya gotovnostj studentov k pedagogicheskoyj deyateljnosti v sisteme podgotovki uchiteleyj» // Teoriya i praktika vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: sb. nauch. trud. - M., 1984.

Статья поступила в редакцию 16.05.13

УДК 378

Budaeva L.N. MODELING USE OF THE TEXT PROBLEMS IN THE INITIAL COURSE OF MATHEMATICS. In the

article is desclosing the advantages of simulation by training use of primary school pupils how to solve the text tasks , which in methodical grants and in school practice is not paid enough attention, describing the receptions and ways of training primary school pupils tosimulation the problem with its independent solutions, and also search the different ways of non-standard solution of problems and problems of the increased difficulty

Key word: model, modeling, mathematical simulation, text tasks, scheme simulation,graphic simulation.

Л.Н. Будаева, доц. ФГБОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: budaeval2012@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

В статье раскрываются преимущества использования моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач, которому в методических пособиях и в школьной практике уделяется недостаточно внимания, описываются приемы и способы обучения младших школьников моделированию задачи с целью самостоятельного ее решения, а также поиска различных способов решения нестандартных задач и задач повышенной трудности.

Ключевые слова: модель, моделирование, виды математического моделирования, текстовая задача, моделирование на предметной наглядности, схематическое моделирование, графическое моделирование.

Переход начальной школы на обучение по новым образовательным стандартам, разнообразие вариативных программ и учебных пособий по математике требуют от учителя начальной школы хорошей математической подготовки, глубокого знания научных основ дисцплины.

Одним из важнейших направлений начального курса математики является обучение младших школьников решению текстовых задач. Ознакомление будущего учителя с методикой работы над задачей традиционно является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки. Однако в имеющихся методических пособиях не всегда можно найти рекомендации по методике использования моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.

Как показывают исследования, ребенок рано начинает овладевать умением замещать объекты в игре, в речи, в изобразительной деятельности. Этот факт направил внимание педагогов и психологов на разработку и использование моделирования в обучении. Специфичность метода моделирования состоит в том, что он может применяться в различных областях детской деятельности: в игре, конструировании, рисовании и т.д.

Для раскрытия сущности моделирования рассмотрим сначала понятие «модель». Слово «модель» в переводе с французского означает «образец» [1]. Под моделью понимают мыс-

ленно представимую или материально реализованную систему, которая, отражая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его при определенных условиях так, что изучение ее дает новую информацию об этом объекте. В качестве модели могут выступать изображения, описания, схемы, чертежи, графики, планы и т.п. При этом следует помнить, что модель всегда обладает только некоторыми, существенными в данных условиях свойствами моделируемого объекта.

Под моделированием понимают процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов [1]. Один предмет создается как бы в подражании другому, по его образцу, и в этом образце отражаются существенные признаки моделируемого предмета или объекта. Моделирование применяется в тех случаях, когда по каким-либо причинам затруднительно или невозможно изучить оригинал в естественных условиях, когда необходимо облегчить процесс исследования того или иного объекта.

В математике под моделью понимают любую совокупность абстрактных объектов, свойства которых и отношения между которым удовлетворяют основным положениям (аксиомам), служащим тем самым совместным (неявным) определение такой совокупности [2]. Математической моделью является описание реальной ситуации на языке математических понятий, фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.