Научная статья на тему 'Развитие творческой деятельности обучающихся посредством театрального кружка'

Развитие творческой деятельности обучающихся посредством театрального кружка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КРЕАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК / CREATIVE WORK / CREATIVITY / CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CREATIVE PROCESS / SCHOOL THEATER GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова М.И., Ядрихинская Л.А.

Образовательный процесс способствует развитию различных способностей, в том числе и творческих. Креативная образовательная среда создаёт условия для полноценного раскрытия творческих способностей учащихся. В ходе работы развиваются дивергентное мышление, креативность и социальные навыки. Школьный театральный кружок на иностранном языке позволяет его участникам попробовать себя в роли актеров, постановщиков, костюмеров и сценаристов. В процессе такой работы развиваются все навыки, необходимые для свободного владения иностранным языком: чтение, говорение, письмо и аудирование. Школьный театр даёт возможность приобрести опыт языкового общения, научиться свободно выражать себя и свои чувства, научиться строить отношения в команде и смотреть на проблему с разных точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS THROUGH THE THEATER GROUP

The educational process contributes to development of various abilities, including creative ones. Creative educational environment creates conditions for the full disclosure of the creative abilities of students. In the course of the work, divergent thinking, creativity, and social skills are developed. A school theater group in a foreign language allows its participants to try themselves as actors, directors, costume designers and screenwriters. In the process of such work, all skills that are necessary for fluency in a foreign language are developed: reading, speaking, writing and listening. The school theater provides an opportunity to gain experience in linguistic communication, learn to express oneself and one’s feelings freely, learn to build relationships in a team and look at the problem from different points of view.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой деятельности обучающихся посредством театрального кружка»

2. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина РФ. Этнокультурный компонент в образовательном процессе вуза. Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки: научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум. 2016; 8-9: 10 - 17.

3. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.

4. Музей Ш. Худайбердина. Available at: http://kugkultura.ru/index/muzej_shagita_khudajberdina/0-76

5. Детский сад «Лейсан» д. Худайбердино. Available at: https://xudds1.edu-rb.ru/

6. Мраково (Кугарчинский район). Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

7. Таваканово. Available at: https://wiki2.org/ru/

References

1. Abdullina L.B., Petrova T.I., Berzina R.F. 'Etnokul'turnoe vospitanie podrastayuschego pokoleniya na sovremennom 'etape. Mir nauki, kultury, obrazovaniya: nauchnyjzhurnal. 2018; 2 (69): 5 - 7.

2. Abdullina L.B., Petrova T.I., Berzina R.F. 'Etnokul'turnyj komponent v obrazovatel'nom processe vuza. Nauchnoe mnenie. Pedagogicheskie, psihologicheskie i filosofskie nauki: nauchnyj zhurnal. Sankt-Peterburgskij universitetskij konsorcium. 2016; 8-9: 10 - 17.

3. Bashkortostan: Kratkaya 'enciklopediya. Ufa: Nauchnoe izdatel'stvo «Bashkirskaya 'enciklopediya», 1996.

4. Muzej Sh. Hudajberdina. Available at: http://kugkultura.ru/index/muzej_shagita_khudajberdina/0-76

5. Detskijsad «Lejsan» d. Hudajberdino. Available at: https://xudds1.edu-rb.ru/

6. Mrakovo (Kugarchinskijrajon). Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

7. Tavakanovo. Available at: https://wiki2.org/ru/

Статья поступила в редакцию 24.05.19

УДК 371.322.043.2:792

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

Yadrikhinskaya L.A., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: yadla@stud.s-vfu.ru

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS THROUGH THE THEATER GROUP. The educational process contributes to development of various abilities, including creative ones. Creative educational environment creates conditions for the full disclosure of the creative abilities of students. In the course of the work, divergent thinking, creativity, and social skills are developed. A school theater group in a foreign language allows its participants to try themselves as actors, directors, costume designers and screenwriters. In the process of such work, all skills that are necessary for fluency in a foreign language are developed: reading, speaking, writing and listening. The school theater provides an opportunity to gain experience in linguistic communication, learn to express oneself and one's feelings freely, learn to build relationships in a team and look at the problem from different points of view.

Key words: creative work, creativity, creative educational environment, creative process, school theater group.

М.И. Попова, ст. преп. каф. английской филологии, Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального

университета, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

Л.А. Ядрихинская, студент каф. английской филологии, Институт зарубежной филологии и регионоеедения Северо-Восточного федерального

университета, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

Образовательный процесс способствует развитию различных способностей, в том числе и творческих. Креативная образовательная среда создаёт условия для полноценного раскрытия творческих способностей учащихся. В ходе работы развиваются дивергентное мышление, креативность и социальные навыки. Школьный театральный кружок на иностранном языке позволяет его участникам попробовать себя в роли актеров, постановщиков, костюмеров и сценаристов. В процессе такой работы развиваются все навыки, необходимые для свободного владения иностранным языком: чтение, говорение, письмо и аудирование. Школьный театр даёт возможность приобрести опыт языкового общения, научиться свободно выражать себя и свои чувства, научиться строить отношения в команде и смотреть на проблему с разных точек зрения.

Ключевые слова: творчество, креативность, креативная образовательная среда, креативный процесс, школьный театральный кружок.

Образование - это процесс, который помогает людям достичь высоких результатов и включает в себя как преподавание, так и обучение. Развитие творческих способностей и потенциала обучающихся является одной из главных целей образовательного процесса. Преподаватели постоянно ищут эффективные стратегии для того, чтобы мотивировать студентов и совершенствовать учебный процесс. Использование школьного театра в качестве эффективной и ценной педагогической стратегии становится все более распространённым в образовательных контекстах. Использование данного метода способствует осмысленному, активному и рефлексивному мышлению, а также развитию навыков общения. Одна из причин, по которой такой способ может улучшить учебный опыт учащихся, заключается в его уникальной способности приспосабливаться ко многим различным стилям обучения и, таким образом, способной мотивировать учащихся. В ходе работы в театральном кружке формируются и раскрываются уникальные творческие способности обучающихся. Творчество способно раскрыть новые грани личности и сформировать особый и нестандартный взгляд на мир. На сегодняшний день понятие творчества имеет множество определений и интерпретаций. Так, Л.Б. Ермолаева-Томина определяет понятие творчества как создание необходимого, не существовавшего ранее результата с помощью процесса изменения и преобразования разных форм материи [1]. Н.В. Зоткин в своей работе «Феномен «со-творческой» личности» определяет данное понятие как высшую степень познавательного процесса, достигаемая с помощью использования комплекса потенциала, навыков, умений [2, с. 477 - 480].

Понятие творчества часто идёт в связке с определением креативности. Креативность определяется как умение реагировать на необходимость в современных методах и результатах, возникающих в различных видах деятельности. Выделяется четыре аспекта данного понятия: креативный продукт; креативный процесс; креативная личность; креативная среда. Развитие креативности ре-

бёнка позволяет создать его собственное мнение и взгляд на окружающую его действительность, развивать его творческий потенциал, который в будущем даст возможность для нахождения оригинального решения важных задач.

Творческими способностями называют совокупность качеств, необходимых для реализации творческой деятельности. Все в той или иной мере обладают скрытыми способностями, которые позволят добиться высоких результатов в будущем. Главная задача педагогов - выявить и раскрыть данный потенциал. Для достижения успеха в данном деле необходимы конкретные условия, которые смогли бы поспособствовать воплощению внутреннего мира обучающихся, формированию эстетических и духовных ценностей, а также общему развитию ребёнка. В таком случае стоит выделить такое понятие как креативная образовательная среда, которая включает в себя взаимосвязь условий, воздействующих на раскрытие творческого потенциала отдельного обучающегося, получения максимально эффективных результатов и пробуждения энтузиазма в дальнейшей деятельности. Главными условиями такой среды являются высокий уровень про-блемности, постоянство и преемственность, включение обучающегося в активную образовательную деятельность [1].

Креативность и творческий процесс позволяют в первую очередь развивать дивергентное мышление. Вопросами видов мышления занимался известный американский психолог Дж. Гилфорд. Дивергентное мышление является также творческим, так как оно отвечает за нахождение различных путей решения проблемы, фантазию, гибкость ума и оригинальность. Данный вид мышления играет огромную роль в психическом формировании личности ребёнка. Человек с развитым дивергентным мышлением может максимально быстро находить множество подходов к различным задачам, умеет подстраиваться под постоянно меняющуюся среду и способен к созданию новых нестандартных идей. Если дивергентное мышление отвечает за творчество, то конвергентное за логику и

рациональность. Структурированность, ограниченность заданными факторами и логическое построение мыслей - всё это относится к конвергентному мышлению. Такому виду мышления характерен один единственный верный ответ на поставленный вопрос или задачу.

Одной из многочисленных задач школы и педагога является привлечение внимания школьников за счёт вовлечения в доступную и интересную для них среду. Такой средой в контексте нашей работы стал школьный театральный кружок на английском языке. В процессе творческой деятельности обучающиеся самостоятельно добывают информацию, которая, в свою очередь, усваивается гораздо лучше. Поэтому, можно говорить о том, что в процессе дивергентного мышления параллельно осуществляется и познавательная деятельность. Школьный театр - это мощный способ обучения, который даёт обучающимся возможность совместно работать над общим проектом, рассматривать вопросы и проблемы с разных точек зрения и повышать свою осведомленность о возникающих трудностях. Поскольку театр дает возможность опробовать различные сценарии и ситуации, опробовать различные устные и письменные формы речи. Такой способ изучения языка позволит максимально быстро усвоить основные принципы использования языка в свободной форме.

На сегодняшний день английский язык носит международный характер и имеет огромное влияние во всем мире. В связи с таким глобальным статусом языка необходима адаптация обучающихся к современным условиям жизни. Человек, использующий язык в качестве инструмента международного общения, должен обладать всеми необходимыми навыками для беспроблемного выражения своих мыслей. Для достижения наибольших результатов необходимо вовлечение всех детей в творческий процесс. Школьный театр позволяет ребёнку выразить себя с помощью иностранного языка, тем самым приобретая опыт языкового общения. Через театр дети могут улучшить свои социальные, коммуникативные навыки и научиться свободно выражать себя и свои чувства. Дети с социальными навыками способны к построению отношений с другими людьми, к сочувствию и контролированию негативных эмоций. Кроме того, работа в театральном кружке может помочь студентам улучшить навык нахождения различных точек зрения.

При изучении иностранного языка необходимо заострять внимание не только на грамматических основах и словарном запасе, но и на культуре и истории изучаемого языка. Организация различных форм учебной и внеучебной деятельности должна стать приоритетом для того, чтобы привлечь внимание обучающихся и сформировать постоянный интерес к предмету, а также для дальнейшего самосовершенствования к данной сфере. Такой формой, в которой и педагог, и обучающийся могут выражать себя и свои идеи без каких-либо ограничений является театрально-языковой социум. О.В. Рыбина в своей работе «Школьный театр как педагогическая среда формирования компетенций школьников» даёт следующее определение данному понятию: «особое социолингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изученного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации». В ходе постановки сценки на иностранном языке происходит изучение и усвоение разных видов речи, лексики, коммуникативных и грамматических навыков, а также зарождение интереса к изучаемому языку и нахождение новых творческих способностей и талантов [3].

В процесс постановки сценки входит не только заучивание материала и проекция его на сцене, но и написание сценария, пошив костюмов, создание декораций, нахождение подходящей музыки. Все эти аспекты создают отдельный комплекс, который позволяет научиться детям работать в команде и проявить себя в различных сферах.

Поскольку углубленное изучение языка включает в себя как обучение, так и эмоции, то, скорее всего, студенты, занимавшиеся в языковом театральном кружке, лучше усвоят материал, чем те, кто не занимался по такой программе. Усваивание знаний происходит естественным и непринуждённым путем, именно поэтому в результате работы владение языком становится аутентичным и свободным. Ответы на вопросы: что, почему, когда, где, как и кому определяют творческий драматургический процесс и его этапы. Кроме того, они образуют шесть принципов: тема / предметная область, содержание, роли, структура / план, оборудование, стратегии. В творческой драме есть три этапа; подготовка-разминка, анимация, оценка-обсуждение. План урока формируется в соответствии с этими принципами и этапами [4].

Целью театрального кружка является не только представление, но и конечный продукт или результат всего процесса обучения [5]. В ходе работы происходит объединение четырёх навыков: говорение, чтение, аудирование и письмо. Другими словами, ученики должны будут использовать свои навыки письма при написании своих сценариев, читать и понимать инструкции преподавателя, исполнять роль, используя навыки речи и одновременно используя навыки слушания. Тщательное слушание и спонтанное словесное выражение являются неотъемлемой частью большинства театральных действий. Кроме того, драма также предоставляет студентам возможность практиковать и использовать целевой язык значимым и соответствующим. Театральные действия позволяют студентам использовать язык для различных целей, поскольку занятия предо-

ставляют студентам богатый контекст для использования языка. Такие действия требуют, чтобы студенты взаимодействовали друг с другом и реагировали на то, что они делают и говорят Когда они действуют и взаимодействуют, они используют свой личный запас языка для значимого общения и, таким образом, дают им возможность улучшить свои лингвистические способности и навыки устного общения [6]. Также такой опыт позволяет снизить уровень тревоги студентов во время устных выступлений. Наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются студенты, изучающие второй язык, заключается в том, что они неуверенно используют его, так как боятся ошибиться или негативной реакции окружающих. Бенгтссон, основываясь на результатах своего исследования, далее объяснила, что студенты чувствовали себя в большей безопасности, когда изображали других людей, а не себя. Они могут выразить себя лучше, так как роль вымышленного персонажа уменьшает страх публики. Застенчивые ученики могут спрятаться за персонажем, которого они исполняют, что позволяет им чувствовать себя в безопасности и комфортно использовать и практиковать второй язык [5].

Кроме того, такой вид деятельности позволяет повысить мотивацию студентов в изучении и использовании второго языка, как средства коммуникации. Процесс заставляет студентов чувствовать себя более ответственными по отношению к их собственному обучению, поскольку он требует, чтобы они творчески разработали свой собственный сценарий, который пробуждает энтузиазм для создания качественного результата [7].

Эксперимент по внедрению театрального кружка в учебно-воспитательную работу был проведен на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33 им. Л.А. Колосовой» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск». В течение нескольких месяцев 2018 - 2019 учебного года учащиеся 7-8 классов занимались в театральном кружке «Crystal Globe» под руководством преподавателей кафедры английской филологии. Студенты 1 курса по направлению «Педагогическое образование» ассистировали руководителям, активно участвовали в подготовке и проведении занятий с учащимися. Участникам театрального кружка 13-14 лет, то есть они являются представителями среднего школьного подросткового возраста. В данном возрасте для ребят характерен буйный характер и неопределённость в силу перехода из детства в юность. У подростков меняются сферы интересов и, соответственно, поведение. В этот период также происходит усложнение учебного материала, увеличиваются требования к ученику. Многие дети начинают отстраняться от учебного процесса ввиду растущей нагрузки и незаинтересованности в учебе. Подростки перестают усваивать теоретический материал, так как считают, что он не носит практический характер. Соответственно, внимание школьников в этот период не сконцентрировано на процессе обучения. Для того чтобы направить внимание обучающихся на изучаемый предмет, необходимо создать определённые условия. В нашем случае такими условиями стали креативная образовательная среда, свободная коммуникация между обучающимися и неформальная обстановка. В группе сверстников, где они могут свободно общаться, подростки могут применять на себя различные социальные роли, что способствует созданию новых впечатлений и опыта. В такой атмосфере процесс развивается гораздо активней благодаря раскрепощённости участников. Педагог в данном случае становится организатором и помощником процесса, а не авторитетным руководителем. Подростки перестают чувствовать давление и чувствуют себя раскованно, что содействует раскрытию новых сторон и развитию творческих способностей. Боязнь получить негативную оценку и осуждение со стороны педагога зачастую мешает подростку стать участником процесса и абстрагирует его от работы. В непринуждённой обстановке подростки могут свободно выражать свои мысли и мнения, что особенно важно в их возрасте [8].

В ходе проведённого эксперимента были получены следующие результаты:

• у учеников развились дивергентное мышление, креативность и социальные навыки (постановка «The Grinch» во время финального этапа эксперимента прошла успешно);

• закрепились навыки, необходимые для свободного владения иностранным языком: чтение, говорение, письмо и аудирование (по результатам проведённого тестирования в школе);

• ученики приобрели опыт языкового общения, свободно выражая себя и свои чувства, научились строить отношения в команде и смотреть на проблему с разных точек зрения (за время работы театрального кружка учащиеся сплотились и слаженно работали в группе).

Внедрение театрального кружка оказалось эффективным средством развития креативности обучаемых, так как разрешается задача активизации творческой деятельности во внеучебное время, появляется новая форма контроля усвоения учебного материала учащимися, на занятиях создается комфортная психологическая среда. Вышеизложенное определяет необходимость использования театральных кружков в общеобразовательных школах для раскрытия творческого потенциала нового поколения. В ходе театральной постановки на английском языке происходит расширение словарного запаса, развитие коммуникативных и грамматических навыков, повышается интерес к изучаемому языку, раскрывается творческая способность у обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.