сты, самостоятельно развивающие коммуникативную компетентность методами проектной деятельности, сталкиваются с огромным количеством задач. Успеха добиваются те, кто рассматривает участие в данных видах иноязычной деятельности как личностный фактор своей активности; постоянно ищут новые методы, подходы, самые рациональные способы выполнения поставленных заданий, опираются на самостоятельные суждения, самоконтроль в открытой форме [6, с. 172]. Самоосознание через потребностно-мотивационный фактор, базирующийся на интересе в процессе формирования коммуникативной компетентности, обеспечивает самовосприятие как устойчивую доминанту, включающую рефлексию и самоанализ личностных мотивов самостоятельной речевой иноязычной деятельности. Это качественный переход от «я не могу, не умею» к «мне необходимо», через «мне интересно» к «я должен» и «я смогу». Преодоление негативных тенденций «а зачем мне всё это?», характерных для начального этапа развития личности специалиста, когда его «самость» еще не познавательная, а только находится в начале процесса становления, станет началом цепочки последовательных и закономерных процессов, дающих толчок развития способности к самоуправлению [7, с. 97].
Таким образом, самоуправление опирается на психолингвистические формы его реализации через теоретические основы самостоятельной иноязычной
Библиографический список
речевой деятельности, на языковую способность личности специалиста, включая самопорождение и самовосприятие иноязычного высказывания, самоанализ речевой коммуникации с привлечением комплексного знания этнокультурных особенностей коммуникативной компетентности. Самокультура личностной компетентности специалиста предполагает языковую дипломатию, как политику уступок и компромиссов, как необходимое качество личности, которое, на наш взгляд, обязательно для успешного формирования самостоятельной личности специалиста [8, с. 131].
Формирование и развитие самосознания студента в системе высшего образования является актуальным вопросом, что, в свою очередь, является базовым условием становления процесса саморазвития на всех этапах образовательного процесса. Процесс развития образовательной парадигмы «Я - самость» характеризуется в повышении степени интегративности и усложнении его структуры по мере овладения студентами знаниями, умениями и навыками за счет установления значимых связей между компонентами в структуре самосознания. Коммуникативная компетентность как средство развития «Я - самости» рассмотрена как комплекс показателей, состоящих из:самооценки, самоотношения, мотиваци-онно-потребностных стимулов и др., влияющих на самостоятельность обучения студента в высшем учебном заведении.
1. Кобзева Н.А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку Молодой учёный. 2011; 3; Т. 2.
2. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Москва: Еврошкола, 2004.
3. Вятютнев М. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков. Иностранные языки в школе. 1975; 6: 67 - 76.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. Москва: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
5. Кубачева К.И. Методика формирования языковой компетенции научных работников (аспирантов и соискателей) в системе последипломного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт Петербург, 2009.
6. Епихина Н.О. Обогащение языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2001.
7. Александров Д.Н. Формирование учебно-познавательной активности учащихся. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. Москва: Просвещение, 2001.
8. Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка. Available at http// festival.1september.ru/articles/311318 References
1. Kobzeva N.A. Kommunikativnaya kompetenciya kak bazisnaya kategoriya sovremennoj teorii i praktiki obucheniya inostrannomu yazyku. Molodoj uchenyj. 2011; 3; T. 2.
2. Safonova V. V. Kommunikativnaya kompetenciya: sovremennye podhody k mnogourovnevomu opisaniyu v metodicheskih celyah. Moskva: Evroshkola, 2004.
3. Vyatyutnev M. Ponyatie yazykovoj kompetencii v lingvistike i metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov. Inostrannye yazyki v shkole. 1975; 6: 67 - 76.
4. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyjkurs. Moskva: ACT: Astrel': Poligrafizdat, 2010.
5. Kubacheva K.I. Metodika formirovaniya yazykovoj kompetenciinauchnyh rabotnikov (aspirantov i soiskatelej) v sisteme poslediplomnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt Peterburg, 2009.
6. Epihina N.O. Obogaschenie yazykovoj kompetencii studenta v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2001.
7. Aleksandrov D.N. Formirovanie uchebno-poznavatel'noj aktivnosti uchaschihsya. Kontrol' v obuchenii inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva: Prosveschenie, 2001.
8. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na urokah anglijskogo yazyka. Available at http// festival.1september. ru/articles/311318
Статья поступила в редакцию 11.07.19
УДК 371.322.043.2:792
Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Ikonnikova A.N., senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Timofeyev T.A., student, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN'S COGNITIVE LEARNING ACTIVITIES THROUGH CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECT IN FOREIGN LANGUAGE. The article discusses ways to enhance cognitive learning activities of secondary school children through the use of a cultural and educational project in a foreign language. The authors substantiate the idea that in the process of foreign language acquisition, both the improvement of foreign language communicative competence and the activation of learning and cognitive activities through the use of various forms, methods, ways of organizing educational and extracurricular activities are used. The practical impact of the cultural and educational project, initiated by university students, is analyzed. Particular attention is paid to educational autonomy, creativity and aesthetic development of the learners' personality. The authors conclude that the adolescents' cognition of the world through a foreign language and its culture helps them to form a positive motivation to master a foreign language and foster conditions for the cognitive learning activities activation.
Key words: learning activity, cognitive activity, cultural and educational project, theatrical activity, theater group, communicative competence, motivation.
М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
А.Н. Иконникова, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
Т.А. Тимофеев, студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье рассматриваются пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся средних классов общеобразовательной школы посредством реализации культурно-образовательного проекта по иностранному языку. Авторы обосновывают идею о том, что в процессе обучения иностранному языку происходит не только совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, но и активизация учебно-познавательной деятельности посредством применения различных форм, методов, способов организации учебной и внеучебной деятельности по предмету «Иностранный язык». Обобщается практический опыт реализации культурно-образовательного проекта, инициированного студентами языкового вуза. Особое внимание уделено
развитию учебной автономии, творческой инициативы и эстетическому воспитанию личности учащихся. Авторы приходят к выводу, что познание подростком окружающего мира через иностранный язык и его культуру помогает им сформировать положительную мотивацию к освоению иностранного языка и создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности.
Ключевые слова: учебная деятельность, познавательная деятельность, культурно-образовательный проект, театральный кружок, коммуникативная иноязычная компетенция, мотивация.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся традиционно относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки. Всё большую актуальность приобретают вопросы развития иноязычных коммуникативных навыков, способности к моделированию ситуации и решению коммуникативных задач, развития межкультурной компетентности (приобретения опыта взаимодействия на изучаемом языке), умения работать в команде, осуществляя коммуникацию на иностранном языке, приобщения к творческой (проектной) деятельности обучающихся. В то же время среди них наблюдается снижение мотивации к учебной деятельности. Этим объясняется особое внимание современного педагога к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, формирующей аналитические и дедуктивные навыки (сравнение, обобщение, выделение проблемы, выдвижение гипотезы, поиск средств решения с последующей корректировкой полученных результатов).
В процессе взаимодействия с обучающимися происходит реализация учебной, познавательной и практической деятельности. Под учебной деятельностью понимается система умственных и практических действий педагогической деятельности по усвоению знаний, овладению умениями и навыками и применению их в решении различного рода задач.
Познавательная деятельность осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами. Целями могут быть: познание нового, неизвестного, создание новых понятий и образов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу. В процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении [1, с. 747].
В творческой деятельности происходит выход за пределы моделируемой преподавателем ситуации, что связано с поиском новых, нестандартных способов решения коммуникативной задачи, требующий высокого уровня саморегуляции поведения обучающимися, что, в свою очередь, является высшим проявлением учебно-познавательной деятельности в процессе обучения иностранному языку. Общение, как процесс взаимодействия двух или более людей, в котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, умениями и навыками, а также налаживание отношений и достижение общего результата, является важнейшим средством развития иноязычной коммуникативной компетенции. В целенаправленном и носящем систематический характер овладении иностранным языком под руководством преподавателя в рамках учебных занятий, обучающиеся совершенствуют определенные коммуникативные навыки и умения, т. е. в учебном процессе преподаватель иностранного языка ставит и целенаправленно решает определенные коммуникативные задачи с целью развития устной речи обучающихся. На учебных занятиях внимание обучающегося направлено на определенные языковые явления, которые постепенно становятся предметом его осознания. В интересах развития коммуникативных навыков обучающихся важную роль играет не только процесс ознакомления с художественной литературой, но и с изобразительным искусством, музыкой, театром. Активные формы, средства и методы обучения способствуют эффективному овладению иностранным языком, развитию интереса к поисковой деятельности, активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и повышению её практической значимости. Поисковый характер учебно-познавательной деятельности позволяет активизировать у обучающихся творческий интерес, что приводит их к активному самостоятельному и командному поиску новых знаний. Соответственно, процесс обучения иностранному языку носит творческий, исследовательский и развивающий характер, что является важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
В психолого-педагогических источниках можно встретить большое количество работ по учебной и познавательной деятельности. Так, например, огромный вклад в теорию учебной и познавательной деятельности внесли Б.П Ананьев, Е.Л. Белкин, В.В. Дрозина, Е.В. Коротаева, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, А.Р Лурия, ПИ. Щукина, Б.Д. Эльконин и другие отечественные и зарубежные исследователи [2, с. 147]. Исследователи различают понятия «учебная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность. Так, например, по мнению психолога Петровского А.В. познавательная деятельность начинается с ощущений и чувственных познаний, а затем может произойти переход к мышлению [3].
В.А. Сластёнин понимает познавательную деятельность как единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [4, с. 186]. Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных знаний - это участие, например, в театральных кружках.
В трудах В.И. Андреева учебная деятельность определяется как организуемая педагогом в целях повышения эффективности деятельность учащихся, которая направлена на решение различного класса учебных задач, в результате которой учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками и развивают свои личностные качества [5, с. 29].
Таким образом, под учебно-познавательной деятельностью понимается освоение знаний и способов их применения в целях познания и лучшего понимания реалий окружающей действительности [6, с. 355].
Организация работы школьного театрального кружка способствует социализации обучающихся, развитию коммуникативной иноязычной компетенции, развивает навыки поиска информации, расширяет кругозор учащихся, развивает творческие способности обучающихся, повышает мотивацию к изучению английского языка, развивает память, мышление, воображение, фантазию, внимание, когнитивные способности и развивает эмоциональный интеллект, а также формирует навыки работы в команде, воспитывает толерантное отношение учащихся друг к другу, развивает чувство взаимоподдержки. Работа театрального кружка в рамках внеучебной деятельности по предмету «Иностранный язык» реализуется в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения в средней школе. Для внеклассной работы актуальным является, как показывают исследования и опыт преподавания, прежде всего развитие и совершенствование устной речи в связи с благоприятными условиями для создания различного рода естественных речевых ситуаций. Увлекательность проявляется не только в материале, но и в формах и способах проведения внеклассной работы по иностранному языку. Отличительными чертами внеклассной работы в рамках театрального кружка является практическое использования изучаемого иностранного языка, положительно влияющее на развитие не только обучающихся, которые проявляют особую склонность к изучению иностранных языков, но и детей со сниженной мотивацией.
В рамках нашей работы особое внимание уделено развитию коммуникативных иноязычных навыков, творческой инициативы, учебной автономии и эстетическому воспитанию личности с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 7-8 классов (имитационные способности, любознательность и потребность в познании нового, необычного). Познание подростком окружающего мира через иностранный язык, через его культуру помогает им сформировать положительную мотивацию к освоению иностранного языка и создать хорошую базу для дальнейшего овладения умениями общения на этом языке.
Особенность нашего проекта, реализованного в средней общеобразовательной школе (г Якутск), заключалась в вовлечении студентов 1 курса языкового вуза, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки (английский и китайский языки) в разработку общей концепции, организацию работы (набор учащихся в основной и запасной состав театральной группы, планирование занятий, подбор аутентичных материалов, разработка дидактических материалов, проведение практических занятий). Студентами был разработан сценарий итогового мероприятия, поставлена хореография, музыка, техническое сопровождение (монтаж и озвучка видеоряда). В сотрудничестве с участниками проекта были подготовлены декорации, реквизит и костюмы отчетных мероприятий. Функцией наставников являлось осуществление взаимодействия с администрацией школы, методическое сопровождение студентов в период подготовки к занятиям, с последующим анализом их действий, психологическое сопровождение и общий мониторинг работы театрального кружка. Таким образом, для студентов реализованный проект являлся проектом полного жизненного цикла (от идеи до воплощения). Примечательно, что данный проект проводился в рамках Пода театра в России под эгидой культурно-образовательного проекта «Театр-детям».
Работа кружка осуществлялась в форме познавательно-развивающих занятий на английском языке. Углубление знаний в области английского языка и театрального искусства способствовало формированию у учащихся 7-8 классов цельного отношения к окружающему миру, знакомило их с многообразием мира театрального искусства; давало им возможность использовать имеющиеся знания в новой для них игровой ситуации. Общение студентов 1 курса (вчерашних школьников) с учащимися 12 - 13 лет способствовало профессиональному развитию будущих педагогов, а для школьников такое общение создавало комфортную обстановку, содействовало раскрытию скрытых талантов, снятию психологического и языкового барьера и формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Занятия проводились в игровой форме (словесная зарисовка «Угадай знаменитость», работа с карточками с изображением видов театрального искусство (комедия, драма, мюзикл, трагедия, балет) и перечислением их характеристик, устные высказывания о литературных произведениях и т. д., расширение и закрепление лексического материала, развитие всех видов речевой деятельности, совершенствование навыков познавательной деятельности. Рабочим языком проекта являлся - английский язык, соответственно, все вышеперечисленное
проводилось на изучаемом языке. На заключительном этапе каждого занятия осуществлялась совместная рефлексия студентов и школьников, обсуждались результаты и проводилось совместное планирование следующих встреч. Все обсуждения проводились под наблюдением наставников, но без их непосредственного участия, что вдохновляло студентов и развивало их профессиональную автономность. Театральный кружок оказался эффективным методом развития учебно-познавательной деятельности для учащихся средних классов общеобразовательной школы.
Таким образом, в процессе совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции, учебно-познавательная деятельность обучающихся реализуется в рамках овладения знаниями и способами действий на изучаемом языке. Данный вид деятельности является контролируемым и направлен на решение учебных задач, поставленных учителем иностранного языка. В процессе реализации творческого проекта (на примере работы совместного со школьниками студенческого кружка) контролируемая учебно-познавательная деятельность приводит не только к решению учебных задач, но что более важно, к развитию субъекта обучения или к саморазвитию личности учащихся.
Творческий проект вариативен по своим характеристикам, что позволяет поддерживать и расширять мотивы учебно-познавательной деятельности, кото-
Библиографический список
рые связаны с потребностями, интересами, склонностями, ценностными ориен-тациями обучающихся.
Учебно-познавательная деятельность обладает следующими структурными компонентами: предмет; цель; мотивы; средства; способы деятельности; продукт. Любой проект полного жизненного цикла, в свою очередь, имеет такие же структурные компоненты. Соответственно, участие в работе творческого проекта является учебно-познавательной деятельностью для обучающихся (учащихся средних классов), а организация работы творческого проекта является учебно-познавательной деятельностью для студентов (будущих преподавателей ИЯ).
Исходя из того, что продуктом учебной деятельности являются новые компетенции, усвоенные учащимися в результате обучения по дисциплине «Иностранный язык», а также внутреннее преобразование психики и деятельности в мотивационном, смысловом, умственном и нравственном планах, мы приходим к выводу, что участие учащихся средних классов в совместном со студентами творческом проекте является продуктивным для всех задействованных сторон и работает как на развитие мировоззрения, творческих способностей, эстетического вкуса самих школьников, так и на профессиональное становление студентов, осуществляющих работу проекта со школьниками.
1. Байбаева М.Х., Юлдашева Н., Хайдарова Д. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе. Молодой учёный. 2016; 4: 746 - 749.
2. Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе. Современные проблемы науки и образования. 2017; 2.
3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. Москва: АСТ; Прайм-Еврознак; Санкт Петербург, 2008.
4. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. Москва: Школа-Пресс, 2000.
5. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. Москва: Высшая школа, 1981.
6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва: НМЦ СПО, 1999.
References
1. Bajbaeva M.H., Yuldasheva N., Hajdarova D. Tradicionnoe obuchenie v celostnom pedagogicheskom processe. Molodoj uchenyj. 2016; 4: 746 - 749.
2. Dement'eva O.M. Osobennosti poznavatel'noj deyatel'nosti v obrazovatel'nom processe. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 2.
3. Zinchenko V.P., Mescheryakov B.G. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. Moskva: AST; Prajm-Evroznak; Sankt Peterburg, 2008.
4. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mischenko, E.N. Shiyanov. 3-e izd. Moskva: Shkola-Press, 2000.
5. Andreev V.I. 'Evristicheskoeprogrammirovanie uchebno-issledovatel'skojdeyatel'nosti. Moskva: Vysshaya shkola, 1981.
6. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, akiual'naya leksika. Moskva: NMC SPO, 1999.
Статья поступила в редакцию 10.07.19
УДК 37
Goltseva O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Kuraev A.N., Doctor of Sciences (History), Professor, Moscow State University of Technology and Management (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Orlova I.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Rabadanova R.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF POSITIVE FUNCTIONING OF STUDENTS WITH DISABILITIES. The article presents personal sources of psychological well-being and self-actualization of students with disabilities as indicators of their positive functioning. Results of the empirical study show that the positive functioning of students with disabilities is determined by the level of implementation of such components of the personal source of psychological well-being, such as self-acceptance and ability to control the environment, as well as such components of self-actualization as autosympathy and spontaneity. In addition, the ability to control the environment and spontaneity are specific components that determine the level of positive functioning of students with disabilities.
Key words: positive functioning, psychological well-being, personal well-being resources, self-actualization, students with disabilities.
О.С. Гольцева, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
А.Н. Кураее, д-р ист. наук, проф., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
И.К. Орлова, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
Р.С. Рабаданова, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПОЗИТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье представлены личностные источники психологического благополучия и самоактуализации студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как показатели их позитивного функционирования. Результаты эмпирического исследования показали, что позитивное функционирование студентов с ОВЗ детерминировано уровнем реализации таких компонентов личностного источника психологического благополучия, как самопринятие и способность к управлению средой, а также такими компонентами самоактуализации как аутосимпатия и спонтанность. Кроме того, способность к управлению средой и спонтанность представляют собой специфические компоненты, которые определяют уровень позитивного функционирования учащихся с ОВЗ.
Ключевые слова: позитивное функционирование, психологическое благополучие, личностные ресурсы благополучия, самоактуализация, студенты с ОВЗ.