References
1. Atahanov R.A. Matematicheskoe myshlenie i metodiki opredeleniya ego razvitiya. Moskva-Riga. 2002.
2. Maksimov L.K. Zavisimost' razvitiya matematicheskogo myshleniya shkol'nikov ot haraktera obucheniya. Voprosy psihologii. 1979; 3.
3. Suhotin A.K. Filosofiya v matematicheskom poznanii. Tomsk. 1977.
4. Fridman L.M. Teoreticheskie osnovy metodiki obucheniya matematike. Moskva, 2014.
5. Hinchin A.Ya. Pedagogicheskie stat'i: Voprosy prepodavaniya matematiki. Moskva, 2006.
6. Alizhanova H.A., Atagishieva G. S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N. Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., KopylovA.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole: problemy i perspektivy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 30.03.18
УДК 371
Dzhabrailov A.D., researcher, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
MODELING THE LANGUAGE ENVIRONMENT WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO HIGH SCHOOL STUDENTS.
The article deals with issues of modeling the educational environment of foreign language teaching at the senior level of school in the context of personality-oriented and communicative approaches. The use of innovative system of educational process in the stimulating practice-oriented educational environment of school for the purpose of increase of efficiency of independent work of pupils is actual. Various types of independent work implemented by means of the game and project activity organized in system of integrative training to foreign language are shown.
Key words: personality-oriented and communicative approaches, innovative teaching system, game technology, project activity.
А.Д. Джабраилов, научный сотрудник каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Гоозный, E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
В статье рассматриваются вопросы моделирования образовательной среды обучения иностранному языку на старшей ступени школы в контексте личностно-ориентированного и коммуникативного подходов. Представляется актуальным использование инновационной системы учебного процесса в стимулирующей практико-ориентированной образовательной среде школы с целью повышения эффективности самостоятельной работы учащихся. Показаны различные виды самостоятельной работы, реализуемые с помощью игровой и проектной деятельности, организованной в системе интегративного обучения иностранному языку.
Ключевые слова: личностно-ориентированный и коммуникативный подходы, инновационная система обучения, игровая технология, проектная деятельность.
Реальность динамического развития современного российского общества свидетельствует о возрастающем значении иностранного языка в жизни молодого поколения. Языковая подготовка учащихся становится эффективным средством формирования информационной культуры и успешным механизмом успешного вхождения молодых людей в единое мировое образовательное пространство.
Интеграция России в сфере европейского образовательного пространства диктует острую необходимость в выпускниках школ, практически владеющих иностранными языками. Реализуя требования ФГОС третьего поколения, в учебные планы средней профессиональной школы иностранный язык включен как базовая дисциплина с дополнением факультативными курсами в вариативной части.
Содержание обучения иностранному языку определяется целями изменения направленности образовательного процесса; усиления его мотивации, информационной части содержания образования, применения современных методов обучения, развития рефлексивных навыков труда, использования информационно-коммуникационных технологий.
Изучение иностранного языка способствует:
- развитию психических функций и речевых способностей;
- вхождению обучающихся в общечеловеческую культуру посредством иноязычного общения;
- более качественной базовой подготовке к самостоятельной познавательной самостоятельности в среде иноязычного общения.
Осознание важности языковой подготовки стимулирует учащихся к познавательной самостоятельности. Языковая подготовка является важным стимулом для целостного формирования коммуникативной личности ученика, его когнитивных, эмоционально - волевых способностей к познавательной самостоятельности
Исходя из вышеуказанных функций иностранного языка, в качестве стратегической цели обучения иностранному языку уча-
щихся старшей школы выступает формирование черт вторичной языковой личности, делающих их способными к межкультурной коммуникации.
Такое понимание цели означает овладение языком как средством общения, с помощью которого происходит качественное усвоение различной информации на изучаемом языке. В процессе изучения иностранного языка у учащихся развиваются такие качества, которые необходимы для дальнейшего обучения на профессиональном уровне в среде адекватного взаимопонимания различных культур.
Учителя должны быть заинтересованы в решении учебных задач качественного обучения школьников иностранному языку.
Качество обучения старших школьников иностранному языку можно реально повысить при идеальном сочетании активных форм урочной и внеурочной учебной деятельности учащихся и коммуникативно-творческой компетентности учителя иностранного языка. Такое сочетание позволяет создать определенную языковую среду для изучения иностранного языка на оптимальном уровне.
Организуя учебный процесс в плане реализации идей целостного формирования языковой личности старшеклассника, способной к межкультурной коммуникации в учебном процессе и во внеучебной школьной образовательной среде, мы применяем технологию развивающего обучения в комплексе адаптивных и информационных методик, основанных на личностно-ориенти-рованном подходе с учетом возрастных особенностей старших школьников, на которых ориентирована направленность их педагогической подготовки.
Следовательно, в технологии обучения языку учащихся ведущая роль принадлежит проблемно-игровой деятельности.
В психолого-педагогическом понимании игра является школой жизни, регулятором развития всех жизненных позиций школьника. Для более глубокого познания коммуникативных сторон иностранного языка игровая деятельность организуется в имитационно-ситуативной, сюжетно-ролевой, художественной,
ритмо-музыкальной, соревновательной, художественно-творческой формах [1].
В обучении иностранному языку учащихся старших классов часто используются имитационные игры как моделирующие языковую деятельность в разных ситуациях. В имитационной игре воссоздается реальная действительность и устанавливается практическая связь с языковой сферой. Сюжетные-ролевые игры в изучении иностранного языка, как инновационные технологии, способствуют обучающимся глубоко и с интересом овладевать иностранным языком, формировать коммуникативную компетенцию, развивать свою социально-личностную индивидуальность.
Овладение ролевыми играми формирует у учащихся способности находить непосредственный «выход» с занятий иностранного языка на реалии современной жизни, то есть к ситуации повседневного общения в иноязычной среде.
Игры с правилами являются действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет их волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Следует отметить, что как средство обучения, игра с правилами имеет большие потенциальные возможности для формирования правильного произношения, активизации лексического и грамматического материала, развития навыков аудирования, устной речи.
Игра с правилами мотивирует учителя и обучающихся на активную деятельность, формирование постоянного интереса в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации. По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Такая игра дает возможность преодолеть психологические барьеры в общении, способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность. В основном игры с правилами носят репродуктивный характер, заключающийся в воспроизведении типового стандартного диалога. Таким образом, игра с правилами представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия.
В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения.
Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку обучающихся любого возраста. Так как игра является ведущей формой деятельности активизации познавательной самостоятельности, старшеклассникам необходимо научится правилам и технологии ролевых игр, используемых в процессе освоения иностранного языка.
К соревновательным формам игры относятся всевозможные кроссворды, аукционы, командные настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями. В ритмо-музыкальную группу входят традиционные фольклорные игры, хороводы, песни, танцы народов изучаемого языка, способствующие контролю фонетической и ритмомелодической сторон погруженности в дух языка.
Художественные, или творческие, игры носят познавательный характер и развивают творчество обучаемых через игровую деятельность. Такие игры состоят из элементов игры и творческой деятельности. Они подразделяются на: драматизации, изобразительные игры (аппликации, графический диктант, раскрашивание картинок), словесно-творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение маленьких сказок).
В игровой деятельности необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников процесса и, прежде всего, - учителя. Именно учитель должен выбрать из множества современных методов обучения иностранному языку те, которые с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося наилучшим образом соответствуют темпераменту, внутренним потребностям, интеллекту, интересам, способностям, увлечениям и желаниям каждого учащегося [2].
В данном исследовании нами проанализирован опыт практического применения педагогических теорий игровой технологии в обучении иностранному языку учащихся старших классов Чеченской Республики. Педагоги иностранного языка работают над усовершенствованием форм и методов игровой технологии с целью развития учебной мотивации. На основе анализа резуль-
татов практики преподавания иностранного языка в ряде школ республики мы выделили следующие способы формирования учебно-познавательной компетентности по иностранному языку:
1. Актуализация имеющихся познавательных мотивов.
2. Формирование приемов целеобразования.
3. Помощь в словесном выражении сложившихся целей и их осознания.
4. Поощрение положительных результатов [3].
Значимость интерактивных форм познания определяется в
специально организованных педагогических ситуациях, требующих от учеников речемыслительной деятельности. В школах практикуются поэтапно усложняющиеся формы работы с текстами (предтекстовый, текстовый и послетекстовый), в которых учащиеся стараются обнаруживать грамматические, лексические и орфографические ошибки, используются тесты, в которых заложены ошибочные ответы.
По полученным данным педагогического эксперимента наиболее эффективны в формировании языковых компетенций обучающихся игры-поручения, игры-путешествия, игры-загадки, основанные на духовно-нравственном педагогическом потенциале региона.
Игра-путешествие отмечена педагогами-практиками романтичностью содержания. Именно эта сторона игры вызывает интерес к активному участию в развитии сюжета игры, обогащению игровых действий и стремлению к овладению правилами игры и получению оптимального результата.
Цель игры заключается в усилении эмоционально-волевого воздействия на личность обучаемого, чтобы познавательная деятельность происходила под впечатлением сказочной необычности. Игра-путешествие развивает внимание, наблюдательность, осмысленность учебных задач, шлифуют технику их выполнения.
Игра-поручение признана развивающей в силу логической последовательности учебных заданий, выполняемых участниками игры. Развитие логических действий познавательной самостоятельности в изучении иностранного языка происходит в среде контролируемой игровой деятельности.
Игры-загадки обычно используются для контроля знаний, умений, способностей. Находчивость является самым признанным качеством личности в данной игре. Игры-загадки способствуют развитию речемыслительных качеств. Главной особенностью загадок является их логическая природа. Различные способы построения логических задач активизируют эмоциональную основу умственной деятельности, в силу того, что в загадках наблюдается прямая необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться и т.д.
Комплекс игровой технологии, применяемый нами на занятиях иностранного языка в школах г. Грозный, подобран так, чтобы дидактизм сочетался с занимательностью, шуткой, юмором с целью мобилизации умственной деятельности для выполнения учебных задач в увлеченной атмосфере игровой деятельности.
Обучение иностранному языку не заканчивается чисто урочной деятельностью. Для того, чтобы добиться ощутимых результатов в формировании языковых и коммуникативных компетенций обучающихся необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность, т. е. проводить последовательную углубленную работу по предмету. Интегрированная форма организации обучения позволяет повысить интерес обучаемых к изучению языка, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Такая форма обучения позволяет, учителю легко изучить интеллектуально-технологическую организованность обучаемых, сформировать опорную группу из наиболее способных учащихся, а обучающимся, в свою очередь, показать свои склонности, способности к тому или иному виду деятельности [4].
Внеклассная форма работы по иностранному языку проводится в трех формах: индивидуальной, групповой и массовой. Все эти формы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Индивидуальная форма используется со всеми категориями учащихся и на всех ступенях обучения. Обучающиеся разучивают стихи, исполняют песни, разгадывают ребусы, тренируются в ролевых позициях, учатся вести мероприятие и т. д., чтобы в дальнейшем принять участие в групповой и массовой работе по языку.
В кружке «Английский затейник» обучающиеся вовлечены в разнообразные формы групповой работы. Обучающиеся заняты инсценированием сказок, тренировкой диалогической и моноло-
гической речи, лексического произношения, изучением и анализом фольклора, подготовкой концертной программы на английском языке и т. д.
Художественно-творческие способности учащихся четко выявляются в конкурсах, турнирах, соревнованиях в рамках отчетных творческих недель иностранного языка. Также к массовым формам внеурочной деятельности относятся организуемые ежегодно в школе конкурсы, утренники, праздник на английском языке.
Интеграционные формы учебной и внеучебной деятельности помогают сохранить и развивать мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, реализовывать в комплексе поставленные цели и задачи обучения
Погружение в проблему сущности игровой деятельности позволил нам рассмотреть проектно-игровую деятельность как сильный мотивационный фактор в процессе обучения иностранному языку, способствующим закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке. Особенностью проекта, реализуемого в игровой форме, является общение на языке как необходимая основа коллективной творческой деятельности. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнерского содружества происходит усвоение учащимися лексических единиц, грамматических структур, страноведческих знаний и коммуникативных умений. Проектная деятельность в рамках игровой деятельности дает очевидные преимущества на всех этапах проведения дидактического взаимодействия [5]:
Библиографический список
1. Мотивация познавательной активности. В процессе игровой деятельности старшеклассники ищут эффективные формы и методы достижения конечного результата. Игра мотивирует так, что играя, они учатся, даже не зная об этом.
2. Активизация познавательной самостоятельности. В активных формах игры обучающиеся приобретают языковые компетенции через пробы и ошибки.
3. Организация дисциплины. Правила игры сами определяют рамки необходимых запретов. Игроки и команды соблюдают их играя.
4. Содержание проектной деятельности. На этапах планирования и организации игры происходит популяризация содержания материала, с чтобы каждый игрок понял содержание своей роли и игровых функций. Игры на уроках позволяют одним проектировать конечный результат на уровне предметных явлений, другим на уровне знаний, третьим - на уровне логических выводов.
5. Оценка успешности. Оценка знаний и действий участников игры предпочтительно проводить в игровой форме с обязательным объявлением благодарности отличившимся
Влияние моделирования среды на развитие и качество знаний учащихся старших классов при изучении иностранного языка было проверено в ходе анализа срезов, тестов, проверки навыков чтения и говорения. Нами выявлено, что уровень обученно-сти учащихся, обучающихся в моделируемой языковой среде, существенно опережает уровень учащихся, изучающих язык по традиционной урочной форме. У них возрос словарный запас, стали грамотной речь и самостоятельным мышление.
1. Степанова Е.Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку. ИЯШ. 2004.
2. Арзамасцева Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола, 2007.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Москва, 2005.
4. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. Санкт-Петербург, 2005.
5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Москва, 1980.
References
1. Stepanova E.L. Igra kak sredstvo razvitiya interesa k izuchaemomu yazyku. IYaSh. 2004.
2. Arzamasceva N.I. Organizaciya i ispol'zovanie igr pri formirovanii u uchaschihsya inoyazychnyh grammaticheskih navykov: uchebno-metodicheskoe posobie. Joshkar-Ola, 2007.
3. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 2005.
4. Konysheva A.V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty uchaschihsya po inostrannomu yazyku. Sankt-Peterburg, 2005.
5. Pidkasistyj P.I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost'shkol'nikov v obuchenii. Moskva, 1980.
Статья поступила в редакцию 01.04.18
УДК 378
Kalinina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: [email protected]
MAINTENANCE OF THE ACTIVITY AND METHODOLOGICAL COMPONENT OF CULTURE OF BROADCAST OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. In the article the characteristic of an activity and methodological component of culture of broadcasting at future teachers is given. The author emphasizes that the culture of broadcasting is the relevant professional quality, which is expressed as a complex of activity and personal self-manifestations. The activity aspect acts in competence of broadcast of knowledge and modalities of action, dialogue interaction, inclusiveness in productive creative activity. The personal aspect is explained by having your own professional position, the reflection of behavior and activity, broadcast of constructive behavior and self-development. The appeal to the ideas of the hermeneutical, synergetic and forming approaches allows to open professional scenarios of the teacher.
Key words: culture of broadcasting, activity and methodological component, cognitive activity of future teacher.
Н.В. Калинина, канд. пед. наук, доц. Иркутского государственного университета, г. Иркутск, Е-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО
КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ ТРАНСЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье дается характеристика деятельностно-методологического компонента культуры трансляции у будущих педагогов. Автор подчеркивает, что культура трансляции - это актуальное профессиональное качество, выражающееся как комплекс деятельностных и личностных самопроявлений. Деятельностный аспект выступает в компетенции трансляции знаний и способов деятельности, диалоговом взаимодействии, включенности в продуктивную творческую деятельность. А личностный заключается в авторствовании своей профессиональной позиции, рефлексии поведения и деятельности, трансляции конструктивного поведения и саморазвитии. Обращение к идеям герменевтического, синергетического и формирующего подходов позволяет раскрыть профессиональные сценарии педагога.
Ключевые слова: культура трансляции, деятельностно-методологический компонент, познавательная деятельность будущего педагога.