В.В. Мачнева
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТА
Изучение иностранного языка в образовательном процессе занимает приоритетное положение в связи с изменениями в обществе, переоценкой ценностей. Проблема интенсификации обучения иностранному языку, таким образом, как никогда актуальна. Применение современных методов и технологий, развитие навыков самостоятельной работы, культурной и языковой компетенции, создание мотивации у студентов, формирование их ценностного отношения к образованию являются необходимыми условиями интенсификации обучения иностранному языку.
Изменения, стремительно происходящие в мире, затрагивают и образование, одну из важных сфер общества, которое на пороге нового витка своего развития старается пересмотреть приоритеты и найти ответ на вопрос: каким быть образованию в новом веке и тысячелетии.
Философия образования различает образование естественное, идущее в процессе повседневного общения и взаимодействия людей, и образование организованное, которым занимаются специально подготовленные люди - работники образования. Если в естественном развитии человека в семье, обществе в целом велика роль случая, то в рамках системы образования более существенна роль преднамеренности, организованности, порядка, целенаправленности.
Образование как социальный феномен, как сфера созидания личности и активного влияния на все параметры социума по своим ценностно - целевым возможностям и функциям выходит далеко за рамки традиционной задачи формирования знаний. Нельзя воспитать человека, а в более широком плане создать условия для самосозида-ния личности, оставаясь в рамках господствующего ныне информационного подхода к образованию. Личность создается личностью, социумом, жизнью, собственной жизнедеятельностью, жизнетворчеством. ( Б.С.Гершунский)
Понятие «образование», по мнению Б. С. Гершунского, состоит из следующих аспектов:
-образование как ценность; -образование как система;
-образование как процесс;
-образование как результат.
Такое аспектное разделение понятия «об-
разование» отнюдь не разрушает его целостности.
Подобной точки зрения придерживается и Э.Н.Гусинский, который считает, что образование - это достояние личности, которое принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе общения с другими людьми, в процессе личного опыта познания мира. Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека, оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия. Образование-это сложная система, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры. Образование
- это непрерывно протекающий процесс, в ходе которого огромное значение имеет личное творчество субъекта образования.
Однозначным является тот факт, что от образования зависит развитие общества, именно образование, по словам Б.С. Гершун-ского, « обладает непреходящей ценностью и по самой своей сути работает на буду-щее»[3 ].
Целью образования является формирование личности свободного человека, ориентированного на общечеловеческие ценности и традиции своего народа, уважающего другие народы, профессионально компетентного.
С изменениями в обществе, изменяются и приоритеты в системе образования. На смену жесткой централизации, монолитности образования приходят тенденции к вариативности, индивидуальности. Человек становится центром и целью образования с его потребностями, интересами, ценностным отношением к уровню и качеству образования.
Образование насквозь пронизано эмоционально-ценностными и эстетическими отношениями, поскольку интересы личности, ее
потребности взаимосвязаны и взаимообусловлены, их актуализация и удовлетворение ведет к самореализации личности.
Мы разделяем точку зрения А.В. Кирья-ковой о том, что социально значимые ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей. Каждому человеку присуща индивидуальная иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.
Система образования появилась в истории в связи с необходимостью сохранения культуры и придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку.
Система ценностей, по мнению А.В. Ки-рьяковой, является внутренним стержнем культуры, объединяющим звеном всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания.
Система образования должна стать стабильной, но вместе с тем гибкой, динамичной, прогрессивной, целостной, личностноориентированной, преемственной Образование является именно тем социальным институтом, через который человек присваивает ценности мира.
При переходе к новой эре человеческого существования, роль образования должна быть опережающей. В соответствии с концепцией Р. Шуермана образование должно развиваться в четырех направлениях:
- более широкие знания в области математики и вообще науки;
- повсеместное компьютерное обучение;
- хорошо поставленное изучение иностранных языков;
- широкое знакомство с культурой разных народов.
Сохранение культурного разнообразия видится как тенденция развития человечества, основанная на признании национальной самобытности народов и полезности взаимообмена культурными ценностями между различными странами.
Результатом образования является присвоение личностью, обществом, государством тех ценностей, которые рождаются в образовательной деятельности.
В связи с активным проникновением информационных технологий в сферу образования, проблема интенсификации процесса обучения стоит как никогда остро. Это обусловлено, главным образом, увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее обработать в ограниченный период времени, более жесткими требованиями, предъявляемыми к выпускникам вузов.
Иностранный язык занимает значительное место в образовании квалифицированного специалиста. Задача поставлена непростая
- необходимо научить студента владению иностранным языком на хорошем уровне за очень жестко лимитированный период времени.
Все эти условия служат предпосылками более тщательного изучения проблемы интенсификации процесса обучения студентов иностранному языку в условиях университета.
Интенсификация трактуется в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Авторы педагогических исследований истолковывают понятие «интенсификация обучения» отнюдь не однозначно. Так, например Ю.К. Бабанский определяет интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени».[ 3]
С. И. Архангельский пишет, что интенсификация учебного процесса применительно к высшей школе означает « повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат»[ 1].
По мнению В.В.Петрусинского интенсификация обучения-» системное использование в учебном процессе возможностей усвоения больших объемов информации в минимальные сроки»[13 ].
Анализируя проблемы обучения в высшей школе Н.Ф.Талызина приходит к выводу: « таким образом стоит задача, не увеличивая сроков обучения, одновременно повысить качество обучения и увеличить объем информации, усваиваемый в процессе обучения в вузе»[15].
Несмотря на различные дефиниции понятия « интенсификация обучения», можно отметить единство точек зрения в том, что это должно быть эффективное усвоение на продолжительное время.
Критика многих интенсивных курсов иностранных языков заключается именно в краткосрочности полученных знаний не подкрепляемых постоянной практикой.
Цель интенсивного обучения иностранного языка состоит, по мнению Г.А.Китайго-родской, в овладении умениями иноязычного общения в кратчайший срок, а содержание включает в себя « овладение комплексом навыков и умений, достаточных и необходимых для эффективного осуществления деятельности в конкретной области, а также овладение языковым материалом, обеспечивающим формирование и использование этих навыков и умений»[9].
Педагогический процесс начинается с проектирования его целей, которые должны быть конкретными, напряженными и четкими. Ю.К.Бабанский считает, что цели интен-
сивного обучения должны удовлетворять следующим требованиям:
- быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и тем самым должны вызывать высокую активность;
- достижимыми, нереальные, завышенные цели приводят к «самоотключению» от решения поставленных задач;
- осознанными, иначе они не становятся руководством к деятельности;
- перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива;
- пластичными, меняющимися с изменением условий и возможностей для их достижения.
Цель интенсивного обучения подразделяется на конкретные задачи. К образовательным задачам относят формирование знаний и практических умений; к воспитательным
- формирование мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств личности. Задачи развития включают развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности.
Исходя из этих задач интенсивного обучения, мы предполагаем, что преподавание иностранного языка должно включать в себя:
- формирование практических умений (чтение, письмо, говорение, аудирование), знаний о языке как о системе, коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы;
- формирование коммуникативной компетенции, т.е. ознакомление с культурой, ценностями людей, говорящих на этом языке;
- формирование критического мышления, познавательных потребностей.
Обучение иностранному языку весьма трудоемкий процесс, поскольку недостаточно иметь представление о языке как о системе, гораздо важнее уметь эффективно применять его на практике.
Т.Г.Скибина, рассматривая психологические особенности учебной деятельности студентов, отмечает следующее:» интенсивность мыслительной деятельности зависит от многих факторов: от содержания и сложности умственных задач, от уровня знаний,. Интеллектуальных умений и навыков, а также от общих психологических установок лич-ности»[16 ].
Основными факторами интенсификации обучения, по мнению Ю.К. Бабанского, являются:
- повышение целенаправленности обучения;
- усиление мотивации учения;
- повышение информативной емкости содержания образования;
- применение активных методов и форм обучения;
- ускорение темпа учебных действий;
- развитие навыков учебного труда;
- использование компьютерных и других технических средств.
Мы разделяем точку зрения Ю.К.Бабан-ского в том, что залог успешного обучения лежит в четких напряженных целях при устойчивой мотивации студентов; информация должна предъявляться большими массивами с учетом личной заинтересованности студентов их интереса к языку и мотивацией общаться на нем. Материал должен обязательно содержать актуальную, аутентичную информацию страноведческого и интеркультурного характера с полифункциональными упражнениями. Обучение должно содержать все виды речевой деятельности. Избыточность материала обеспечивает большую коммуникативную свободу.
К важнейшим принципам процесса интенсивного обучения О.П.Околелов относит:
- принцип мотивации;
- принцип осознанности;
- принцип программирования деятельности;
- принцип оценки усвоения деятельности;
- принцип познавательной самостоятельности;
- принцип активности.
Мы согласны с точкой зрения Ю.К .Бабанского и О.П.Околелова и считаем, что одним из важнейших принципов интенсификации является принцип мотивации.
Х.Эбли полагает, что для обучения требуется освобождение энергии и мотивации. Успех обучения определяется тремя глобальными факторами:
- умственными способностями;
- его мотивацией относительно целей обучения;
- техникой обучения и работы ( методика обучения).
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация, по определению Немова Р.С., объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Изучение мотивации является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. В этой области достигнуты успехи, но проблема еще очень далека от разрешения: изменчивость, подвижность, разнообразие мотивов очень трудно свести к определенным структурам, однозначно определить способы управления ими.
Классифицировать мотивы, действующие в учении, можно по видам и уровням. По
видам выделяют социальные и познавательные мотивы. Различные мотивы имеют различную силу влияния на протекание и результаты учебного процесса. Мотивы можно разделить на побудительные, они лежат в основе целенаправленных действий, и смыслообразующие, которые “переводят” общественно значимые ценности на личностный уровень -“для меня”.
Истинный источник мотивации человека лежит в нем самом, поэтому важную роль играют не мотивы обучения - внешний нажим, а мотивы учения -внутренние побуждения.
“Мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от своего поведения, своей деятельности”- считают Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.. Лишь через мотивацию появляется интерес, который вызывает самостоятельность, переходящую в активность и умение.
Мотивация может быть как внешней так и внутренней. Под внешней мотивацией мы понимаем социальный престиж, вознаграждение за труд, в то время как внутренняя мотивация представляет собой потребность в познавательной деятельности.
В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности, но все за всеми этими причинами стоят потребности личности во всем многообразии.
Именно с познавательной мотивацией (а не с мотивацией успеха) связывают продуктивную творческую активность личности в учебном процессе (А.М.Матюшкин).
Более целесообразно делить мотивы не на внешние и внутренние мотивы, а на положительные ( мотивы успеха, достижения) и отрицательные (мотивы избегания, защиты).
Высокая положительная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса требуемых знаний, умений и навыков.
Осознание определяющего значения мотивации для учебной деятельности привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса ( О.С.Гребе-нюк) Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у учащихся учебно-трудовой деятельности.
Наивысший уровень мотивации характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. Отношение учащихся к учению обычно характеризуют активностью. Активность (учения, освоения содержания) определяет степень
( интенсивность, прочность) “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяют следующие компоненты
( классификация Подласого И.П.):
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательное выполнение заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень.
С активностью непосредственно связана еще одна важная сторона мотивации учения
- самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи преподавателя..
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией, которую можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной деятельности. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основные среди них - разнообразие форм, средств, методов обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Можно утверждать, что все новые технологии самостоятельного обучения имеют в ввиду прежде всего повышение активности обучающихся: истина, добытая путем собственного напряжения, имеет огромную познавательную ценность. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес, который можно определить как положительное отношение субъекта к его деятельности.
Немаловажным является и развитие познавательного интереса, который возрастает, если преподаватель постоянно раскрывает значимость темы, ее актуальность и новизну, наглядность, занимательность, использование компьютеров также способствуют этому.
Мощным средством стимулирования познавательного интереса служат учебнопознавательные игры. «Игровая деятельность, высокомотивированная, становиться основной формой реализации учебного процесса, игра - это не преходящий этап становления личности»( Китайгородская Г.А.)
В психологической концепции игровой деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Игра обеспечивает деятельностный характер усвоения знаний, умений и навыков.
В вузе игра должна «представлять собой самостоятельную познавательную студента в рамках конкретных правил и условий, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации для принятия решений в проблемной ситуации»( Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С.)
Необычность формы проведения занятий, ее нешаблонный, нестандартный характер, способствуют поддержания интереса к изучаемому предмету. Преподаватель использует игру в качестве средства мотивации определенной учебной деятельности учащихся, изучения иностранного языка в целом, обучения ( формирования и развития), закрепления и контроля определенных знаний, умений и навыков, их коррекции.
Владение языком как средством общения предполагает прежде всего знание аспектов языка, а также навыков и умениий пользоваться им на практике в конкретной ситуации - в процессе коммуникации с собеседником, с любым другим источником информации. Следует создавать такие условия, чтобы извлечение и усвоение лингвистического материала осуществлялось естественным путем, в процессе общения.
Каким бы не было деловое общение, оно непременно будет включать элементы общения неофициального, повседневного. Поэтому деловая учебная игра носит комплексный характер, включая ситуации общения двух видов.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, умениями и навыками, способствует их актуализации. Учебные игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных средств актуализации накопленных знаний, умений и навыков. Игра способна изменить отношение к тому или иному явлению, факту, проблеме.
Социально - психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения ( общения) на иностранном ( и родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к стране изучаемого языка и должна иметь личностный характер и значимость для каждого участника. Как и любая деятельность, игровая деятельность должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к игре.(А.А.Деркач)
Интенсивный метод, объединяющий
учебную ситуацию с реальной коммуникацией, базируется на высокой мотивации общения, которая достигается использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов.
Одним из направлений интенсификации обучения является поиск такой педагогической среды, которая бы в максимально возможной мере активизировала познавательную деятельность учащихся, поощряя все виды общения, одновременно развивала самостоятельность и инициативу в решении учебных задач. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы студент ставился перед задачей самостоятельно завершить работу по формированию определенной системы знаний.
В методике преподавания иностранного языка сформулирована цель обучения - иноязычное общение, формирование средств языковой коммуникации. При определении целей интенсивного обучения иностранным языкам следует учитывать, что речевое общение или речевая деятельность, являясь объектом обучения, выступает не только как цель, но и как средство обучения.
Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность. Формирование речевых навыков и умений должно идти в условиях максимально приближенных к тем, какие могут встретиться при естественной коммуникации, а сам процесс обучения должен строится на решении системы коммуникативных задач посредством языкового материала.
Владение иностранным языком как средством общения требует умения ориентироваться в определенной ситуации, находить наиболее эффективные пути и средства решения возникающих задач, т.е. требуется активная мыслительная деятельность субъекта.
Главным превосходством игры является возможность решать основную задачу- обучение общению на иностранном языке посредством общения.
Общение превращается в творческий, личностно-мотивированный процесс, в том случае, если обучающийся не просто имитирует деятельность, оперируя определенной суммой навыков, но владеет мотивом деятельности. Исследования показывают, что основным мотивом творчества является стремление человека к улучшению результатов деятельности.. В нем находят проявление одна из фундаментальных социальных потребностей человека_ потребность в успехе, достижениях.(Подласый И. П.) Одна из серьезных причин неудач при обучении общению заключается в низком уровне коммуникативной мотивации.
Для полноценного участия личности в про-
цессе общения ей должен быть представлен выбор тех модальных, эмоциональных вариантов, которые соответствуют личностным качествам данного обучаемого..Таким образом проблема синонимии должна быть учтена в любом курсе интенсивного обучения.
Обучать иноязычному общению можно лишь в «непрерывном общении» (А.А. Крашенинников). Недаром одной из характеристик интенсивного обучения считается « плотность общения» (И.А.Зимняя).
Коммуникативные задания для непрерывного общения создаются как естественные жизненные ситуации, на основе конкретного речевого материала.
Кроме обучения общению необходимо уделить серьезное внимание на лингвострановедческий аспект и интеркультурные особенности.
Целью преподавания иностранного языка на современном этапе является не только общему английскому, но и языку специальности. Культурная компетенция является одной из важнейших составляющих знания языка. Поскольку только через культуру человек может лучше познать другого, его менталитет, ценности.
Образование - это не только и даже не столько трансляция информации (пусть даже самой ценной, самой полезной для становления личности), не только и не столько аппе-ляция к интеллекту, сколько аппеляция к чувствам, к индивидуально неповторимому миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, мировидению.
Еще одно средство интенсификации - компьютерные технологии. Глобальная сеть Интернет является безграничным ресурсом информации и обеспечивает погружение в естественную языковую среду. Знания языка позволяют извлечь необходимую аутентичную, современную информацию из разнообразных источников, но для эффективного пользования студенту необходимо владеть навыками речевой деятельности, как то чтение
( просмотровое, поисковое и т.д.), письмо.
Новые информационные технологии обеспечивают довольно устойчивую мотивацию, поскольку студент видит реальное применение своих знаний. Студенты обучаются основным навыкам иногда не осознавая этого. Электронная почта позволяет общаться дешево и быстро, на интересующие студентов темы с носителями языка. Постоянная обратная связь служит хорошим стимулом активизации знаний
Но, говоря о всех современных технологиях, об их несомненных преимуществах ( скорость, доступ к мировому знанию, возможность хранения в памяти длительное время) в процессе обучения, мы ни коим обра-
зом не преуменьшаем роли преподавателя.
Компьютер как средство не должно влиять на цели, содержание, методы или формы образовательной системы, посягая на святое святых подлинно гуманистической педагогики - высшую и непреходящую роль Учителя.. Той самой Личности, которая только и способна воспитать Личность.
Знание, не обогащенное и не контролируемое моральными, нравственными приоритетами поведения личности, все чаще находит свое применение отнюдь не сфере добра.
Компьютеры ни при каких обстоятельствах не должны быть равноправными посредниками между учителем и учеником, не должны «вмешиваться» в процесс только и исключительно человеческого педагогического общения и межличностных отношений, не должны влиять на психологически целесообразную эмоциональную обстановку дружественного рассудительного многостороннего диалога в процессе коллективного движения к поиску истины не только научной , но и нравственной, духовной.
Компьютер же, как и и другие информационно емкие носители, должен выполнять сугубо вспомогательные функции предоставления информации, не отклоняясь от целей и ценностей образования.
Подводя итог всему сказанному, мы хотели бы подчеркнуть, что интенсификация обучения иностранному языку в условиях университета представляется актуальным направлением образования в современном обществе. Процесс интенсификации будет успешным при следующих условиях:
- предельная напряженность учебного процесса;
- активные методы, формы и средства обучения;
- формирование устойчивой мотивации;
- создание оптимальной педагогической среды, стимулирующей познавательную деятельность, активность и самостоятельность студентов;
- рациональное использование современных информационных технологий;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- преемственность обучения;
- использование игровой деятельности как фактора повышения мотивации к учению;
- максимальный учет познавательных потребностей, индивидуальности каждого студента;
- межпредметные связи;
- приоритетное значение деятельности учения;
- творческий подход к процессу обучения.
Список использованной литературы
1. Архангельский СИ. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству .М.,1976.
2. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985.
3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- В кн.: Избранные педагогические труды/ Сост. М.Ю.Бабанский.-М.: Педагогика, 1989,-560с.
4. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХІ века. ( В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)- М.: Изд-во»Совершенство»Д 998.-608с.
5. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования .-М.: Издательская корпорация «Логос»,2000.-224с.
6. Денисова Л.Г., Мезенин С.М. К проблеме интенсивного курса в условиях средней школы//Иностранные языки в школе.-1994.-№6.-
С.13-23
7. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком.-М. :Педагогика, 1991 .-224 с.
8. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург, 1996.-188с.
9. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам : Учеб. Пособие.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Высш. шк., 1986.-103с.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.высш. пед. Учеб. Заведений: В 3кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -3-е изд.-М.: Гумани-т.изд.центр ВЛАДОС, 1997.-688 с.
11. Околелов О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в ВУЗе.-Дис.. ..докт.пед.наук. Липецк,1994
12. Подласый И.П. ПедагогикаЛовый курс: Учебник для студ. Пед.вузов: В2кн.:-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.1: Общие основы. Процесс обучения .-576 с.
13. Петрусинский В.В. Автоматизированные системні интенсивного обучения.-М.:Высш.шк.,1987,-192с.
14. Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социально педагогическая психология - СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
15. Талызина Н.Ф. Актуальные проблемы обучения в высшей школе.-Воронеж:ВГУ,1974.с. 57-68
16. Скибина Т.Г. Психология учебной деятельности студентов// Педагогика высшей школы.-Воронеж: ВГУ, 1974.-с.140-155